УДК 159.91-053.4(470.1 1)
ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2008 г. Т. В. Волокитина., Е. В. Попова
Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск
В последние годы одновременно с ухудшением состояния здоровья школьников увеличивается число детей, испытывающих трудности обучения и все большую актуальность приобретает проблема школьной дезадаптации, которая имеет место у 15—40 % детей в возрасте 7—10 лет [4]. В научных исследованиях анализируются различные причины и механизмы формирования трудностей на начальном этапе обучения [1, 4, 10]. Одна из известных причин — функциональная незрелость мозговых структур старших дошкольников, значительно затрудняющая освоение школьных навыков и умений. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН в настоящее время среди детей 6—7 лет свыше 40 % являются «школьно незрелыми», что в 3 раза больше, чем в 1970-е, и в 2 раза больше, чем в 1980-е годы [8, 9]. По результатам исследования Т. С. Копосовой и соавт. большинство шести- и семилетних детей, поступающих в школы г. Архангельска, имеют задержку в развитии психофизиологических функций, у 69,4 % первоклассников выявлен дефицит зрительного восприятия [5].
Уровень психофизиологического и физического развития детей, начинающих систематическое обучение в школе, не учитывается школьной программой. В образовательный процесс внедряются все новые сложные учебные программы, которые способствуют увеличению числа детей, не справляющихся с нагрузкой и уже в начале обучения попадающих в разряд неуспевающих. За последние 20 лет число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, возросло в 2—2,5 раза. Известно, что значительная часть образовательных программ по-прежнему сориентирована на углубленный уровень обучения, в то время как, по данным Министерства образования РФ, доля одаренных детей среди обучающихся не превышает 6 %, а имеющих высокие учебные возможности не превышает 15 % [9].
Для детей, проживающих в условиях Европейского Севера, риск задержки развития психофизиологических функций связан еще и с экстремальными климато-географическими факторами. Так, например, в продолжительные периоды «биологической тьмы» и «термальных стрессов» дети длительное время проводят в закрытых помещениях при искусственном освещении, испытывая сенсорную депривацию, что способствует задержке развития зрительно-пространственного восприятия [5].
Представляет интерес исследование сформированности когнитивных функций детей дошкольного возраста, развивающихся в экологически неблагоприятных условиях г. Новодвинска Архангельской области, на территории которого около 70 лет располагается целлюлозно-бумажный комбинат.
Цель исследования — сравнительный анализ сформированности познавательных функций детей предшкольного возраста, проживающих в г. Новодвинске, за 14 лет (с 1993 по 2006 год).
Представлена лонгитюдная оценка формирования психофизиологических функций детей 6,5-7 лет г. Новодвинска Архангельской области. Выявлена неблагоприятная динамика когнитивного развития будущих первоклассников: за 14 лет наблюдений значительно выросло количество дошкольников с низким уровнем развития наглядно-образного мышления и отклонениями в развитии внимания.
Ключевые слова: психофизиологическое развитие детей, сравнительный мониторинг, наглядно-образное мышление, память, внимание.
Методика
Обследование будущих первоклассников проводилось в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новодвинска. За время проведения сравнительного мониторинга обследованы 572 ребенка 6,5—7 лет (275 девочек и 297 мальчиков).
Для определения уровня развития невербального (наглядно-образного) мышления использовались цветные матрицы Равена. В целом задания теста апеллируют к трем основным психическим процессам
— произвольному вниманию, целостному восприятию и «понятливости» как основной характеристике познавательной деятельности. данные, получаемые с помощью теста равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов общих способностей (коэффициент корреляции между результатами теста равена и теста векслера для детей составляет 0,70—0,74). Благодаря простоте применения валидности и надежности результатов, данная методика получила широкое распространение в психодиагностической практике. При анализе результативности применялась общепринятая количественная оценка в баллах: IV высший уровень успешности — 28 и более баллов; III уровень (средняя норма) — 27,9— 23 балла; II уровень (низкий) — 22,8—17,5 балла; I уровень (самый низкий) — 17 и менее баллов [4].
Исследование памяти и произвольного внимания проводилось по методике А. Р. Лурия «Заучивание 10 слов». Оценивался объем памяти (хороший, средний и низкий) и развитие внимания — устойчивость и отклонения (неустойчивость, истощаемость, рас-торможенность). Для проведения корреляционного анализа использовался пакет прикладных программ SPSS 11.5 for Windows.
Результаты исследования и обсуждение
Наглядно-образное мышление является ведущим типом мыслительной деятельности детей 6—8 лет, и его дефицит приводит к трудностям в формировании вербально-логического мышления, необходимого уровня сформированности понятий, обобщающей мыслительной деятельности, функций анализа и синтеза [3]. Лонгитюдная оценка формирования наглядно-образного мышления детей предшкольного возраста с использованием матриц Равена представлена на рис. 1. Выявлена неблагоприятная динамика успешности выполнения этого теста дошкольниками за исследуемый промежуток времени. Значительно выросло количество детей с низким уровнем развития наглядно-образного мышления — с 16 % в 1993 году до 60 % в 2005-м. В то же время количество дошкольников с высоким уровнем выполнения матричных заданий снижался и в последние годы (с 2004 по 2006) составил менее 10 %. Детальный анализ полученных данных показывает, что наибольшую трудность дети испытывают при выполнении заданий с наглядными аналогиями. Необходимо так же отметить, что определяющее влияние на характер проявления невербальных способностей имеют факторы наследственности [7]. Результаты мониторинга показывают, что только
к окончанию первого класса развитие невербального мышления у большинства учащихся достигает показателей среднего и высокого возрастного уровня, а низкий уровень сохраняется у 10 % учащихся.
♦ высокий уровень ■ средний уровень А низкий уровень
Рис. 1. Результаты сравнительного мониторинга развития невербального мышления старших дошкольников, %
Необходимым компонентом успешного обучения является уровень развития памяти. Старшим дошкольникам свойственно непосредственное запоминание информации в результате формального повторения, а с началом школьного обучения возникает необходимость произвольного запоминания учебного материала. Развитие памяти определяет успешность познавательной деятельности и обучения. Ребенок с низким уровнем развития памяти плохо запоминает материал и инструкции учителя, трудно усваивает устную информацию, у него сложнее формируются школьные навыки.
На рис. 2 представлен график оценки сформированное™ памяти детей 6,5—7 лет за 14 лет наблюдений. Количество детей, имеющих низкий уровень памяти, существенно не менялось за этот период и составляло от 1 до 12 %, а со средним уровнем памяти — 4262 %. Хороший уровень памяти к началу школьного обучения имел тенденцию к снижению и в 2006 году был отмечен у 24 % детей.
♦ хороший уровень И средний уровень “А“ низкий уровень
Рис. 2. Результаты сравнительного мониторинга развития памяти старших дошкольников, %
Существенную роль в регуляции интеллектуальной деятельности играет внимание — одна из важнейших психофизиологических функций, обязательное условие успешности обучения [1, 2, 10]. Как отмечает Д. А. Фарбер, «роль внимания состоит в создании общей мобилизационной готовности к деятельности и ее избирательной функциональной организации в соответствии с конкретными задачами и потребностями» [10]. Исследованиями отечественных ученых [ 1, 4]
было показано, что качественный скачок в созревании регуляторных систем головного мозга происходит в период от 6 до 7 лет, а об относительной зрелости этих систем можно говорить лишь с 7—8 лет. Однако положительная динамика формирования механизмов произвольного внимания свойственна не всем детям. Комплексное исследование, проведенное сотрудниками Института возрастной физиологии РАо [4], позволило выявить факторы риска в организации деятельности более чем у 60 % детей 6—7 лет. При этом почти половина детей не воспринимают инструкцию, столько же не умеют планировать свою деятельность и вносить коррективы. Такие дети характеризуются низкими возможностями организации деятельности, импульсивностью и плохой управляемостью.
У детей 7 лет интенсивно формируются механизмы произвольного внимания. Основным источником управляющих избирательных влияний произвольного внимания является фронтоталамическая система [1,
4, 6]. У детей, испытывающих трудности в обучении, в значительной доле случаев электрофизиологический анализ выявляет функциональную незрелость регуляторных систем мозга. Они отличаются дефицитом всех компонентов произвольной регуляции деятельности: способности принять инструкцию, планировать и длительно работать без отвлечений [1, 4].
За время проведения сравнительного мониторинга наибольшее количество отклонений отмечено именно в формировании процесса внимания (рис. 3). Самыми неблагополучными в отношении развития внимания были 1996/97—1999/2000 и 2006/07 учебные годы, когда количество детей с отклонениями составляло около 75 %. Следует отметить, что выросла доля дошкольников с истощаемостью и расторможенностью нервных процессов. Неустойчивое внимание, заторможенность при его переключении, трудности при произвольном запоминании осложняют процесс обучения. Такие ученики забывчивы, не могут сосредоточиться на задании, допускают большое количество ошибок, не завершают начатое дело. У них много «пробелов» в знаниях, часто возникают комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике [2, 10].
Корреляционный анализ показал положительную связь высокого уровня развития невербального мышления с устойчивым вниманием (г = 0,4) и отрицательную связь с отклонениями в развитии внимания (г = —0,4). Приведенные результаты свидетельствуют о том, что формирование внимания детей предшкольного возраста тесно связано с мышлением. дошкольники не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном объекте. С развитием и совершенствованием мыслительной деятельности дети все в большей степени становятся способными сосредоточить свое внимание на главном, основном, существенном. Выявлена слабая корреляционная связь между устойчивым вниманием и хорошим уровнем развития памяти (г = 0,1), низким уровнем развития памяти и отклонениями внимания (г = 0,1), что может свидетельствовать о несформированности произвольного внимания у детей этого возраста.
%
•устойчивое внимание отклонения в развитии внимания
Рис. 3. Результаты сравнительного мониторинга развития внимания старших дошкольников, %
Таким образом, сравнительный мониторинг психофизиологического развития дошкольников за 14 лет наблюдений показал, что имеется тенденция к увеличению количества детей с низким уровнем развития наглядно-образного мышления, а будущих первоклассников с высоким уровнем развития мышления становится все меньше. Низкий уровень развития памяти у дошкольников за период проведения мониторинга оставался достаточно стабильным, однако отмечена тенденция к снижению количества детей с хорошим уровнем развития памяти. Особую озабоченность вызывает формирование произвольного внимания. За годы наблюдений наибольшее количество отклонений отмечено в развитии именно этой когнитивной функции, а неблагоприятная динамика продолжает сохраняться и в настоящее время.
в ситуации интенсификации процесса обучения значительному количеству детей необходимо и формировать, и корректировать развитие психофизиологических функций, что является основой для усвоения образовательных программ и предупреждения возможных осложнений в период адаптации к школе.
Список литературы
1. Безруких М. М. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников : методическое пособие / М. М. Безруких, Е. С. Логинова, Р. И. Мачинская и др.. — М. : МГПИ, 2006. - 124 с.
2. Безруких М. М. Пора ли в школу? / М. М. Безруких.
- М. : Вентана-Граф, 2002. - С. 13-14.
3. Берулава Г. А. Психологические особенности интегративного мышления / Г. А. Берулава // Современные проблемы психологии мышления : сб. науч. трудов. - Бийск, НИЦ БиГПИ, 1994. - С. 13-19.
4. Дубровинская Н. В. Психофизиология ребенка / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - М.
: Владос, 2000. - 144 с.
5. Копосова Т. С. Система развивающих занятий и их роль в совершенствовании когнитивной деятельности первоклассников / Т. С. Копосова, Н. В. Звягина // Вестник Поморского университета. - 2001. - № 3. - С. 38-43.
6. Мачинская Р. И. Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания (аналитический обзор) / Р. И. Мачинская // Журнал высшей нервной деятельности.
- 2003. - Т. 53, № 2. - С. 133-150.
7. Семаго Н. Я. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст /
Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — М. : Интегративная психология, 2000. — С. 54—61.
8. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк.
- М. : ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.
9. Степанова М. И. Школьный стресс: причины, последствия, профилактика / М. И. Степанова // Вестник образования России. — 2005. — № 10. — С. 62-66.
10. Фарбер Д. А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность / Д. А. Фарбер. — М .: Вентана-Граф, 2002. — С. 14—24.
THE PECULIARITIES OF COGNITIVE DEVELOPMENT IN CHILDREN 6-7 YEARS OLD
T. V. Volokitina, E. V. Popova
Pomor State University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk
There is represented the long-term (longitude) evaluation of psycho-physiological functions’ formation in 6,5-7 years old
children from the city of Novodvinsk of Arkhangelsk region. There is discovered negative trend of cognitive development in the future first-years school children: during the 14 years of observation the percent of preschool children with low development level of concrete-imaginal thinking and deviations in attention development has considerably increased.
Key words: psycho-physiological development of children, comparative monitoring, concrete-imaginal thinking, memory, attention.
Контактная информация:
Волокитина Татьяна Витальевна — доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии и патологии развития человека института развития ребенка Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова, зам. директора по научной работе этого института, г. Архангельск
Тел. (8182) 240-944, (8182) 240-906, факс (8182) 212-190
E-mail [email protected]
Статья поступила 13.09.2007 г.