Научная статья на тему 'Психофизиологические основы обучения как условие развития творческой активности учащихся на занятиях по народному декоративно-прикладному искусству'

Психофизиологические основы обучения как условие развития творческой активности учащихся на занятиях по народному декоративно-прикладному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ / НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тебуева М. М.

В статье рассмотрены психофизиологические характеристики подросткового возраста как наиболее благоприятные для развития творческих способностей и формирования творческой активности средствами народного искусства. Учет возрастных особенностей психофизиологического развития одно из условий формирования этих качеств в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to the psychophysiological characteristics of the adolescent age as the most favorable ones for developing creative abilities and forming creative activity by means of national art. Consideration of the age particularities of psychophysiological development is one of the conditions for forming of these qualities in the educational process.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические основы обучения как условие развития творческой активности учащихся на занятиях по народному декоративно-прикладному искусству»

М. М. Тебуева

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

Работа представлена кафедрой методики преподавания художественно-графических дисциплин Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. В. Корешков

В статье рассмотрены психофизиологические характеристики подросткового возраста как наиболее благоприятные для развития творческих способностей и формирования творческой активности средствами народного искусства. Учет возрастных особенностей психофизиологического развития - одно из условий формирования этих качеств в учебно-воспитательном процессе.

The paper is devoted to the psychophysiological characteristics of the adolescent age as the most favorable ones for developing creative abilities and forming creative activity by means of national art. Consideration of the age particularities of psychophysiological development is one of the conditions for forming of these qualities in the educational process.

Современная образовательная система призвана решить ряд проблем, связанных с образованием учащихся, в результате которого они получают универсальные знания, умения и навыки, способствующие гармоничному развитию личности. Использование народного искусства в процессе формирования творческих способностей личности учащихся является одним из способов решения этой задачи. При правильной организации учебной деятельности формируются такие черты личности, которые наилучшим образом развиваются в ходе приобщения к народному искусству, в частности, эстетическое восприятие, образное мышление, творческое воображение, эмоциональная отзывчивость, способность к обобщениям и др.

В нашем исследовании мы рассматриваем подростковый возраст как наиболее благоприятный для развития творческих способностей и формирования творческой активности средствами народного искусства. Учет возрастных особенностей психофизиологического развития - одно

из условий формирования этих качеств в учебно-воспитательном процессе.

Психологические характеристики подросткового возраста занимают большое место в теоретических и эмпирических работах зарубежных и отечественных психологов. Специфика личностного развития в этот период осмысливалась в рамках различных направлений зарубежной психологии: теории рекапитуляции (Ст. Холл), культурно-психологической концепции (Э. Шпенглер), когнитивном (Ж. Пиаже), биографически-описательном (Ш. Бюлер) и других частных концепциях (теории поля К. Левина), формирования идентичности Э. Эриксона и др. [2; 5; 6; 10].

Автор теории рекапитуляции Ст. Холл [2] считал подростковый период промежуточной стадией между детством - эпохой охоты и собирательства - и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По его мнению, этот период соответствует эпохе романтизма в истории человечества.

Немецкий философ и психолог Э. Шпенглер [5] рассматривал подрост-

ковый возраст внутри юношеского. Этот период, по его мнению, характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.

В отечественной психологии к осмыслению и изучению особенностей развития подростка обращались С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Л. И. Божо-вич, Д. Б. Эльконин и др. Исследователи акцентировали внимание на выделении задач развития в период подросткового возраста, на характеристике качественных изменений в сфере общения, на особенностях интеллектуального развития, на проблемах подросткового возраста, связанных с необходимостью самоопределения, развития творческих способностей, а также на том, что самосознание субъекта является ведущим фактором сохранения, изменения и развития личности в ее биографическом ключе [7; 3; 1; 9] Л. С. Выготский утверждал, что самосознание есть последняя и самая верхняя из всех построек, которой подвергается психология подростка [3]. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. В подростковом возрасте процесс отделения «я» от «мы» протекает наиболее остро, что проявляется в стремлении ребенка проявить себя в таких качествах, которые он сам считает ценными, поставив под сомнение систему внешних требований.

В подростковом возрасте формирование самосознания заключается в постепенном выделении качеств из отдельных видов деятельности и поступков, в обобщении и осмысливании их как особенностей своего поведения, впоследствии как качеств своей личности. Самосознание, как осознание себя, как сознание своей «самости» в зависимости от целей и задач, проявляется в различных формах: в самопознании, самооценке, самоконтроле и самопринятии. Самосознание является, в свою очередь, основой для самоконтро-

ля и саморегуляции, а его результатом становится образ «я», который выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми. Общим знаменателем, интегральным измерением «я» выступают самопринятие и самоуважение личности. Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Притязания на признание в отрочестве направлены на реализацию себя в сфере физического, умственного и личностного развития.

Признавая диалектическое единство и неразрывность биологических и социальных детерминант в развитии личности, мы считаем уместным подчеркнуть, что многие изменения, происходящие в подростковом возрасте на психологическом уровне, обычно обусловлены резкой перестройкой морфофункциональных систем организма, связанных с пубертатом.

Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым. Различают психическую и телесную пубертатность. С ростом культуры происходит удлинение периода психической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни. Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами. На эти границы влияют место жительства, культура, образ жизни и климат. Таким образом, пубертатное развитие проявляется в том, что в течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения.

Развитие самосознания связывается также со сменой ведущего типа деятельности в подростковом возрасте. Ведущие позиции в этом возрасте начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

Общение со сверстниками - ведущий, а точнее ведущий, к личностному

развитию вид деятельности подростков. Большинство как отечественных, так и зарубежных исследователей отмечают, что сама по себе подростковая группа играет определяющую роль в формировании личности отдельных ее членов [8; 9; 10]. Для подростка в качестве ведущего вида деятельности выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой формируется интимно-личностное общение со сверстниками. В средней школе повышается стремление к установлению личных контактов, стремление найти во взаимоотношениях свое место, быть принятым и признанным, т. е. занять определенное положение в системе личных отношений.

В связи с этим особую ценность для развития личности подростка приобретают знания, которые помогают ему ориентироваться в обыденной жизни. Но одновременно он прикладывает усилия для расширения своего кругозора, поиска эстетических, художественных и научных знаний. В результате этого формируются и углубляются понятия, в том числе и о народном искусстве.

При выполнении учебной, общественно-организационной, спортивной, художественной и трудовой деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, которая становится лично-стно значимой. Очень часто слабоуспевающие подростки в условиях государственной школы могут реализовать себя, обучаясь какому-либо прикладному ремеслу. Они могут изготавливать разнообразные предметы и в процессе творческого преобразования окружающего мира приобретают определенную внутреннюю свободу. Тем самым подросток выходит за рамки учебной деятельности, обогащаясь полезными навыками, старается занять значимое место среди сверстников.

Мышление у подростка в своем развитии проходит ряд этапов. Качественные изменения растягиваются по времени на весь подростковый период, в течение которого идет повышение уровня содержания мышления. С появлением в 12-14 лет формального мышления, рассуждения ребенка приобретают логический характер, не связанный с конкретной ситуацией. Он может вообразить не только очевидные, но и недоступные восприятию события. Все это повышает вероятность восприятия народного искусства во времени и пространстве, осмысления его отдельных явлений в культурном и историческом аспектах.

На следующем этапе формируется теоретическое мышление, что способствует установлению максимального количества смысловых связей в окружающем мире. Это помогает эффективному усвоению учебного материала. Освоение социальных отношений, в свою очередь, открывает новые возможности мышления. Так, исходя из историко-культурного развития народов Карачаево-Черкесии (с учетом специфических обстоятельств их социальной и национальной жизни) объясняются формальные мотивы, приемы изображения, характерные для народного искусства, техническое оснащение, материалы, декоративное решение его произведений. Раскрывая на занятиях связи народного декоративно-прикладного искусства с другими видами народного творчества, педагог помогает подростку воспринимать его в контексте всей художественной системы. В связи с тем что в средних классах систематически усваиваются основы научных знаний, значительно увеличивается количество абстрактных понятий, формируется абстрактное мышление, способность мыслить отвлеченно, открываются новые возможности для художественно-творческой деятельности. Образное мышление, которое представля-

ет собой актуальную для индивида совокупность переживаний, суждений, вкусов, взглядов, идеалов, идей и теорий, занимает важное место среди свойств, присущих художественно и эстетически развитой личности. Благодаря ему подросток приобретает и фокусирует особое эмоционально-образное представление об искусстве и окружающем мире, получая возможность выразить свое отношение к ним. Так как образное мышление - это наиболее творческий тип мыслительной деятельности, важно его развивать в подростковый период, когда школьники проявляют непосредственный интерес к художественно-творческой деятельности.

Возрастные изменения затрагивают и мнемические процессы. Память в подростковый период развивается так же интенсивно, как и мышление. До 13 лет способность к запоминанию развивается более медленно, а с 13 лет до конца подросткового возраста отмечается ее быстрый рост. В этот период идет индивидуализация памяти. У подростков начинает доминировать смысловая память. Она приобретает опосредованный, логический характер и опирается на суждения, умозаключения. Это способствует лучшему запоминанию абстрактного материала, что необходимо учитывать при организации бесед о народном искусстве. Для усиления эмоционального воздействия воспринимаемой информации рекомендуется использовать иллюстрированный материал, средства ТСО.

Подростковый возраст наиболее благоприятный период для развития такого вида памяти, как историческая. Формирование этого вида памяти представляет собой важную сторону в обучении народному декоративно-прикладному искусству. Народное искусство - это своеобразная кладовая памяти, в которой хранится общественный опыт, это результат коллективного творчества на основе пре-

емственности и традиций. Раскрытие смысла этих понятий способствует формированию у подростков представлений о преемственности в развитии культуры в целом, формированию национального самосознания.

Таким образом, как субъект учебной деятельности, подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, связанную с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. В связи с этим необходимо реализовать все активизирующие интеллектуальную деятельность подростка принципы обучения: его диалогизацию, проблемати-зацию, индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения.

Качественные изменения в когнитивном развитии, формирование самосознания, самотождественность образа «я», эмоциональная и социальная зрелость, выбор ценностно-смысловых ориентиров -центральные новообразования подросткового возраста. Хотелось бы подчеркнуть, что подростковый возраст - важнейший этап в развития личности. К концу этого периода человек достигает определенного уровня психологической зрелости. Именно в подростковом возрасте берет начало (при нормальной линии развития ребенка) процесс, который может продолжаться в течение всей жизни индивида, а именно процесс самоактуализации, «актуализации своей самости» [4].

Таким образом, актуальной задачей педагогов, психологов и представителей других смежных наук является поиск «такой заданной формы жизнедеятельности подростков, которая обеспечивает каждому возможность стать реальным субъектом социальной жизни, культуры, а зна-

Психолого-педагогические условия развития креативности у обучающихся профильных классов..

чит, субъектом собственного развития» [8, с. 37]. Чрезвычайно важна для подростка деятельность, внутри которой происходит трансляция его авторского замысла. Ребенок строит собственную субъектность как субъектность авторства, т. е. подросток лишь постольку является таковым, поскольку он замысливает собственное дей-

ствие, осуществляет его, получает собственный продукт и тем самым проявляет собственный замысел. В контексте нашего исследования именно творческая деятельность подростков на занятиях декоративно-прикладным искусством дает возможность для самореализации и самоактуализации подростка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БожовичЛ. И. Личность и ее формирование. М.: Мысль, 1996.

2. Возрастная психология / Под ред. О. Д. Дарвиш. М., 2003.

3. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. 67 с.

4. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гипенрейтер: Сб. Вып. 1. М.: МГУ, 1982.

5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1999.

6. Плаже Ж. Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. № 6.

1965.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 569 с.

8. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной психологии. М., 1995.

9. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Владос, 1999. 360 с.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.