УДК 159.922.74:159.924.24 doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-3-103-108
ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Григорьева Юлия Ивановна
МАОУ СОШ № 9, Россия, г. Тамбов, e-mail: [email protected]
В статье проанализированы возрастные особенности младших подростков, характерные для данного периода. Основное внимание уделено рассмотрению тех возрастных особенностей, которые непосредственно связаны с развитием творческих способностей. Раскрыто значение противоречий, возникающих в связи с особенностями и темпами развития психики младшего подростка. Проанализировано влияние возрастных особенностей на развитие творческих способностей у детей младшего подросткового возраста и показано, что появление новых возрастных особенностей может как положительно, так и отрицательно влиять на развитие творческого потенциала подростка.
Ключевые слова: младший подросток, творческие способности, личностное общение, чувство взрослости, теоретическое и рефлексивное мышление, «Я-концепция», самостоятельность, склонность к конформизму
Подростковый период - важный этап жизни и развития ребенка. Нередко подростковый возраст также называют «переходным», «трудным» или «критическим». В этих определениях сделан акцент на сложность и важность происходящих в данном возрасте процессов развития, которые непосредственно связаны с тем, что осуществляется переход от одной фазы развития к другой: от детства к взрослой жизни [1]. Как самостоятельный этап развития подростковый период был выделен в XIX в. Согласно классификации Д. Б. Эльконина, подростковый возраст имеет границы примерно от 10-11 до 14-15 лет. Младшие подростки, о которых и пойдет речь в данной работе, -ученики 5-7-х классов средней школы.
Для нашего исследования необходимо выделить возрастные особенности младших подростков. Возьмем за основу классификацию, предложенную А. П. Краковским. Он называет следующие возрастные особенности:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- отсутствие адаптации к положению «худшего»;
- тенденция предаваться мечтаниям;
- боязнь осквернения мечты;
- ярко выраженная эмоциональность;
- требовательность к соответствию слова делу;
- повышенный интерес к спорту;
- увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством [2].
Безусловно, каждая из перечисленных особенностей возраста младших подростков имеет большее или меньшее влияние на дальнейшее развитие ребенка. Насколько существенным и значимым будет это влияние, определяется у каждого подростка индивидуально, а так же зависит и от других факторов.
Рассмотрим подробнее некоторые из возрастных особенностей младших подростков. На данном этапе развития происходит резкая ломка психики, которая получила всем известное название - «подростковый
кризис». Учебная деятельность уже не оказывает того влияния на подростка, которое она имела в предыдущий период. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками - интимно-личностное общение (по Д. Б. Эльконину), происходит психологическое отдаление от взрослых, и, как следствие, - частые конфликты [1].
Психологически младший подростковый возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. У детей возникает чувство взрослости, которое выражается в том, что уровень притязаний предвосхищает его будущее положение. Именно на этой почве у подростка возникают определенные возрастные конфликты с родителями, педагогами и даже самим собой. Безусловно, в значительной степени это объясняется тем, что подросток находится на перепутье: он -уже не ребенок, но еще и не взрослый [3].
Следующая возрастная особенность младших подростков, которую необходимо отметить, - повышенная утомляемость. Так, Г. Г. Шахвердов причины возникновения данной проблемы видит в физиологических особенностях развития организма младшего подростка. Именно в этом возрасте происходит все большее расходование энергии, которое влечет за собой определенные последствия. Вследствие чего даже небольшие нагрузки приводят к переутомлению и перенапряжению организма.
Характерной особенностью этого возраста является переживание младшими подростками неуспеха в овладении различными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у учащихся бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные задания. И наоборот, благоприятная ситуация в обучении - ситуация успеха, которая обеспечивает подросткам эмоциональный подъем. «Желание хорошо учиться, -утверждает В. А. Сухомлинский, - приходит только вместе с успехом в учении. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями» [4, с. 131].
Важно отметить такую возрастную особенность младших подростков, как способность учащихся к самостоятельному приобретению знаний и умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика: получение новых
знаний, выполнение различных учебных практических заданий, выделение в изучаемом материале существенного, установление взаимосвязи между старым материалом и вновь изученным [5].
Если говорить о внимании, то у младших подростков оно постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Внимание, как таковое, не является особым познавательным процессом. Оно сопровождает восприятие, мышление, память и выступает как способность их организации. Младшие подростки становятся изобретательными, восприимчивыми, способными к анализу.
Следует также упомянуть и о значительном увеличении объема памяти, что происходит не только за счет лучшего запоминания материала, но и логического осмысления. Усиливается стремление добиваться понимания того, что надо запомнить, и воспроизводить своими словами, делая при этом необходимые обобщения. Каждый подросток имеет различные свойства памяти: один сразу же может воспроизвести то, что запомнил - другой сделает это через какое-то время.
Важность младшего подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и определяются основные направления развития моральных и социальных установок личности. Происходит процесс формирования самосознания. Коммуникативная деятельность становится ведущей. Младший подросток получает необходимые знания о жизни, общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками. Несомненно, что для подростка является важным мнение о нем группы, в которой он находится.
Охарактеризовав наиболее значимые возрастные особенности младших подростков, мы приходим к выводу о том, что в данном возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые способствуют развитию творческих способностей. Рассмотрим влияние возрастных особенностей младших подростков непосредственно на развитие творческих способностей.
Теоретическое мышление, которое продолжает развиваться в этом возрасте, дает возможность младшим подросткам пользоваться гипотезами при решении творческих задач. У подростков при решении новых задач появляется возможность выбора ориги-
нальных решений. Данную доминанту в развитии психики в интеллектуальной сфере выделяет И. Ю. Кулагина [6]. Младший подросток может находить различные возможности применения абстрактных правил для решения задач, что говорит о возможностях развития способностей к переносу опыта.
Овладение младшим подростком такими мыслительными операциями, как классификация, аналогия и обобщение способствует развитию способности к сближению понятий, что дает возможность анализировать различные явления и находить общее в отдаленных понятиях. Безусловно, именно развитие теоретического рефлексивного мышления позволяет дать высокое качество анализа абстрактных идей.
Не вызывает сомнений тот факт, что успешное развитие творческих способностей невозможно без воображения. Именно оно отвечает за то, как в реальной жизни будут появляться те или иные «продукты» творческого воображения (результаты работы воображения). Именно поэтому воображению отводится одна из главных ролей в развитии творческих способностей. Об этом в своих работах говорят многие ученые.
Так, по мнению И. Ю. Кулагиной, воображение младшего подростка, «конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка» [6, с. 150-151]. В связи с повышением интеллектуального развития младшего подростка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает активный импульс к развитию творческих способностей. И. Ю. Кулагина отмечает существование двух линий развития воображения в подростковом возрасте. По первой линии подросток стремится к достижению творческого результата (построение модели самолета и т. д.). Данная линия присуща далеко не всем подросткам.
По второй линии развития воображения считается, что младшие подростки используют возможности своего творческого воображения для того, чтобы получить удовольствие от самого процесса фантазирования, что в некотором смысле напоминает детскую игру. Чувства, эмоции и желания, которые наполняют подростка, выявляются в придуманной ситуации. В своих фантазиях подросток лучше понимает самого себя и свои желания, впервые начинает представлять свою будущую жизнь [6].
Л. С. Выготский также отмечает существенные изменения в развитии воображения у подростков, считая, что под влиянием абстрактного мышления воображение переходит в фантазийную сферу. Говоря о фантазии подростков, Л. С. Выготский предполагает, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя» [7, с. 354]. К примеру, А. А. Мелик-Пашаев отдает воображению главенствующую роль в структуре художественных творческих способностей [8].
Одной из важных возрастных особенностей младших подростков является проявление самостоятельности, инициативы и упорства, которые могут оказать активное влияние на развитие творческих способностей. Так, Н. С. Лейтес считает, что для младших подростков особенно увлекательны такие виды и формы деятельности, в которых необходимо проявление упорства, самостоятельности и активности. Дети в этом возрасте начинают проявлять собственную инициативу в тех видах занятий, в которых прежде лишь подчинялись требованиям старших. У подростков наблюдается стремление к самостоятельности в высказываниях. Часто такое желание приводит к тому, что «ученики уже не хотят получать знания в готовом, разжеванном виде» [9, с. 43]. Подобное стремление - наиболее благоприятная особенность для развития творческой активности детей, направленности на творчество, и эти качества нередко ярко проявляются у младших подростков в процессе учебной деятельности.
Безусловно, важными для развития творчества являются такие возрастные особенности младших подростков, как познание себя, своих собственных качеств, потребность оценки себя со стороны, собственного «Я» («Я-концепция»). Для младших подростков важно не только знать, какие они есть на самом деле, но и насколько значимы их индивидуальные особенности для окружающих, как их творчество оценивается окружающими. Следовательно, данные возрастные особенности ведут не только к формированию у ребенка собственного отношения к себе, но и к учебной деятельности, к личному развитию и творчеству. Представление о личном «Я» формирует критичное отношение подростка к собственному творчеству, к его результа-
там, к собственным возможностям, что является важным фактором в развитии творческих способностей.
Отрицательным в данном случае является тот момент, что помимо реального «Я» - представления о себе настоящем, «Я-концепция» включает в себя «Я» идеальное - представление о том, каким хочется или нужно быть. «При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей, - отмечает И. Ю. Кулагина, - идеальное «Я» может слишком отличаться от реального» [10, с. 149].
В итоге может произойти так, что переживаемый подростком разрыв между идеальным образом, к которому стремится ребенок или который, как ему кажется, уже достигнут, и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе. Следствием чего является снижение эффективности развития творческих способностей. Ведь для того, чтобы способность развивалась, необходимо реализовать существующий уровень возможностей. При неуверенности в себе, собственных силах и возможностях падает уровень самооценки, а, следовательно, у подростка исчезает стремление к развитию творчества.
Н. С. Лейтес выделяет еще одну важную возрастную особенность развития личности младших подростков, которая проявляется в процессе обучения - это «перемещение центра внимания учащихся с учителя на товарищей по классу» [9, с. 46]. Это объясняется типом ведущей деятельности младших подростков, которой, по определению И. Ю. Кулагиной, становится интимно-личностное общение. Из этого следует, что подростки общаются во время творческой деятельности и с помощью результатов своей творческой деятельности, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие творческого потенциала младших подростков.
Направленность на результат - одно из важнейших условий продуктивности и полноценности творческого процесса, как отмечает Я. А. Пономарёв [11]. Нередко подросток опережает результаты деятельности. Это предполагает развитие творческой способности к предвидению, в основу которой А. Н. Лук поставил такую высшую психическую функцию, как творческое воображение [12].
Среди противоречий, возникающих в связи с особенностями развития психики младшего подростка, которые выделяет И. Ю. Кулаги-
на, отметим стремление младших подростков во всем походить на сверстников. В тоже время наблюдается желание выделиться в группе ровесников, что проявляется в стремлении подростков к признанию значимости их творчества окружающими.
К сожалению, не всегда реальная оценка значимости творчества подростков совпадает с желаемой. Это может привести к завышенной или, наоборот, заниженной оценке значимости своего творчества. В результате, младшие подростки часто не высказывают собственного мнения, не делятся творческими идеями и не реализуют их, не показывают продукты своего творчества окружающим. Возникнуть такая ситуация может и потому, что подростки очень часто не хотят выделяться из общей массы.
По утверждению Н. С. Лейтеса, дети в этом возрасте боятся выглядеть «белой вороной» среди ровесников, считаться «выскочкой», «учительским любимчиком». В свою очередь Р. С. Немов, рассматривая познавательные психологические процессы, классифицирует эту особенность психики как «...склонность к конформизму», которая выражается « в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суж-деньях и поступках» [13, с. 166]. Без всяких сомнений, очевидно, что боязнь выделиться в группе отрицательно влияет на развитие творческого потенциала, а в некоторых случаях тормозит развитие способностей.
Таким образом, рассмотрение возрастных особенностей младших подростков позволяет определить ряд особенностей, влияющих на процесс развития творческих способностей у детей данного возраста, и сделать следующие выводы:
- сам процесс развития личности младших подростков - это, можно сказать, процесс приобщения к культуре, сами особенности которого отводят в нем важную роль творческой деятельности ребенка;
- главным новообразованием является становление «Я-концепции» подростка, ощущение собственной индивидуальности, возникающей из чувства взрослости. Отношение подростка к собственному творчеству, направление развития творческих способностей и результат творчества определяются в каждой конкретной ситуации особенностями протекания самого творческого процесса;
- в результате становления «Я-концеп-ции» у подростков возможно появление различных противоречий, которые могут отрицательно повлиять на развитие творческого потенциала через заниженную оценку себя и своего творчества, неуверенность в собственных силах и возможностях;
- развитие теоретического рефлексивного мышления определяет особую успешность развития таких творческих способностей, как: зоркость в поисках проблем, гибкость мышления, способность к переносу опыта, сближению понятий;
- воображение выходит на новый уровень развития: теперь оно имеет более продуктивный характер, чем в детстве, но часто становится субъективной формой мышления;
- типом ведущей деятельности является интимно-личностное общение, что определяет характер индивидуального творчества подростка, а также направленность творчества на результат;
- противоречием, возникающим в этом возрасте и влияющим на развитие творческих способностей, является стремление подростков к социальной мимикрии и в то же время желание выделиться в группе сверстников, что, в свою очередь, снижает эффективность творческой деятельности;
- младший подростковый возраст характеризуется возрастанием познавательной активности, расширением интересов и возможностей. Интеллектуальные процессы совершенствуются: восприятие становится избирательным и целенаправленным, улучшается внимание, запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер, увеличивается объем памяти, перестраивается мышление;
- возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы. Формируются и ярко проявляются способности к тем или иным видам творческой деятельности.
Литература
1. Боно де Э. Гениально! Инструменты решения креативных задач. М., 2015.
2. Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970.
3. Харламов И. Ф. Педагогика. М., 1999.
4. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
5. Кле М. Психология подростка. М., 1997.
6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М., 1997.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
8. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
9. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.
10. Краковский А. П. О подростках. М., 1970.
11. Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976.
12. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.
13. Немов Р. С. Психология. М., 2001.
References
1. Bono de E. Genial'no! Instrumenty reshe-niya kreativnykh zadach [Ingeniously! Tools of the solution of creative tasks]. M., 2015.
2. Kovalev А. G. Psikhologiya lichnosti [Psychology of the personality]. M., 1970.
3. Kharlamov I. F. Pedagogika [Pedagogics]. M., 1999.
4. Formirovaniye lichnosti v perekhodnyj period ot podrostkovogo k yunosheskomu vozrastu [Formation of the personality during transition period from teenage to youthful age] / pod red. I. V. Dubro-vinoj. M., 1987.
5. Kle M. Psikhologiya podrostka [Psychology of the teenager]. M., 1997.
6. Kulagina I. Yu. Vozrastnaya psikhologiya [Age psychology]. M., 1997.
7. Vygotskij L. S. Voobrazheniye i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity at children's age]. SPb., 1997.
8. Melik-Pashaev А. А. Pedagogika iskusstva i tvorcheskiye sposobnosti [Pedagogics of art and creative abilities]. M., 1981.
9. Lejtes N. S. Vozrastnaya odaryonnost' shkol'nikov [Age endowments of pupils]. M., 2000.
10. Krakovskij А. P. O podrostkakh [About teenagers]. M., 1970.
11. Ponomaryov Ya. А. Psikhologiya tvorchest-va [Creativity psychology]. M., 1976.
12. Luk А. N. Psikhologiya tvorchestva [Creativity psychology]. M., 1978.
13. Nemov R. S. Psikhologiya [Psychology]. M., 2001.
* * *
THE CHARACTERISTIC OF YOUNGER TEENAGERS IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES
Grigoryeva Yulia Ivanovna
MAEI GES № 9, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
In article the author analyzed the age features of younger teenagers characteristic of this period, paid the main attention to consideration of those age features directly connected with development of creative abilities, disclosed value of the contradictions arising in connection with features and rates of development of mentality of the younger teenager, analyzed influence of age features on development of creative abilities in children of younger teenage age and showed that emergence of new age features can as positive, as negative influence on development of creative potential of the teenager.
Key words: younger teenager, creative abilities, personal communication, feeling of maturity, theoretical and reflexive thinking, «I-concept», independence, tendency to conformism
Об авторе :
Григорьева Юлия Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 9, г. Тамбов
About the author:
Grigoryeva Yulia Ivanovna, Teacher of Russian and Literature, MAEI GES № 9, Tambov