ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Е. В. Васина, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией развития здоровьесберегающей деятельности в системе профессионального образования ГОУ «КРИРПО»,
г. Кемерово
В современных социально-экономических условиях резко увеличивается потребность в высококвалифицированных кадрах. Быстрая смена технологий приводит к необходимости в постоянном профессиональном совершенствовании, готовности человека ориентироваться в новых обстоятельствах. Современные профессии предъявляют к организму специфические и довольно жесткие профессиональные требования, предполагают развитие у него достаточного уровня определенных психофизиологических качеств, функционального состояния организма.
Физиологи (И. Д. Карцев и др.) разработали критерии профессиональной пригодности и непригодности подростков к обучению большому числу профессий. При этом большое внимание уделяется психофизиологическому отбору. Его основная задача - определить состояние, степень развития совокупности тех психофизиологических, психических и личностных качеств и способностей человека, которые в наибольшей мере отвечают требованиям выбранной профессии, благоприятствуют использованию профессиональных навыков в реальных условиях. Особенностью профессионального психофизиологического отбора, в отличие от отбора по медицинским показаниям, физической подготовленности, социальным данным, является не только повышение эффективности и надежности в опасных условиях труда, но и сокращение сроков обучения данной профессии, уменьшение отсева в процессе последующей работы по избранной специальности, снижение текучести кадров, производственного травматизма.
В идеале мониторинг индивидуальных особенностей, включая психофизиологические характеристики центральной нервной системы, должен проводиться на этапе школьного обуче-
ния, в процессе профессионального самоопределения в рамках профконсультации, перед которой стоят две основные задачи:
1. Профессиональный отбор (от профессии), на основании которого формируется заключение о возможности выполнения конкретной профессиональной деятельности, т. е. о соответствии индивидуальных особенностей организма требованиям профессии.
2. Профессиональная ориентация (от личности, возможностей индивида), в ходе которой подростку рекомендуются профессии, которые соответствуют его способностям и возможностям.
Как известно, по результатам профотбора выдаются четыре вида заключений. Первая группа профпригодности - профессионально пригодные в первую очередь (безусловно пригодные). К ним относятся работники, которые способны успешно овладеть данной специальностью в установленные сроки и успешно выполнять предписанные обязанности. У этих лиц имеется полное соответствие психофизиологических свойств и возможностей требованиям, предъявляемым к ним соответствующей профессией.
Вторая группа профпригодности - профессионально пригодные во вторую очередь. Лица, входящие в эту группу, в процессе работы по специальности могут допускать незначительные ошибки, не оказывающие существенного влияния на эффективность использования технических систем. Эти ошибки в основном могут быть связаны с изменением условий деятельности, появлением не предписанных ранее функций, усложнением обстановки. Для таких специалистов характерно некоторое снижение резервных возможностей организма.
Третья группа профпригодности - лица с неопределенным прогнозом профессиональной пригодности (условно пригодные). Для лиц этой группы необходимо увеличение сроков подготовки и обучения новой специальности. Назначение таких людей на соответствующие должности сопряжено с повышенной вероятностью совершения ими ошибок в процессе работы на технике и допускается при дефиците человече-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ
ских ресурсов с осуществлением повторного психофизиологического контроля через год.
Четвертая группа профпригодности - профессионально непригодные лица. К ним относятся кандидаты, имеющие полное несоответствие психофизиологических характеристик требованиям данной профессии. Их обучение малопродуктивно даже при увеличении сроков подготовки.
При формировании заключений о профпригодности важным аспектом является учет медицинских противопоказаний, которые могут быть обусловлены двумя причинами:
1. Характер труда и условия могут оказать неблагоприятные влияния на течение какого-либо хронического заболевания, способствовать его обострению.
2. Имеющееся заболевание или дефект препятствует качественному выполнению работы.
Профессиональная пригодность обеспечивает успешное овладение профессиональными навыками за время обучения, благоприятную адаптацию к учебной, к трудовой деятельности, высокую эффективность работы, сохранение здоровья, профессиональное долголетие, удовлетворенность своей работой.
Однако большинство подростков, выбирая профессию, не учитывают возможного неблагоприятного влияния профессионально-производственных факторов на здоровье, не принимают во внимание состояние своего здоровья, не учитывают особенности психофизиологического статуса. Учитываются в основном психологические аспекты. В результате далеко не у всех обучающихся уровень здоровья и индивидуальные особенности соответствуют выбранной профессии. Так, в России всего 5-6 % подростков адекватно выбирают профессию. Причины кроются не только в нежелании учитывать свои особенности, но и в отсутствии данного блока в системе профориентации и отсутствии специалистов-психофизиологов.
В свою очередь этим обусловлен ряд других проблем: неудовлетворительная адаптация к обучению и профессиональной деятельности (дезадаптация); высокая физиологическая «цена» учебной деятельности; ухудшение состояния здоровья; неуспеваемость; нарушение социально-психологической адаптации, психологический дискомфорт, отсутствие интереса, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и как следствие - неконкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда, большая текучесть кадров среди молодых рабочих. В исследованиях показано, что у подростков,
чьи индивидуальные особенности не соответствуют профессиональным требованиям, уже в первый год самостоятельной работы заболеваемость была выше, чем у профпригодных.
Особый интерес представляют данные о связи характера влияния неблагоприятных профессионально-производственных факторов с индивидуально-типологическими особенностями работников. Известно, что профессиональная патология возникает далеко не у всех лиц, работающих в неблагоприятных условиях. В ряде отечественных исследований выявлена зависимость раннего возникновения последствий неблагоприятных профессиональных воздействий от индивидуальных особенностей организма. Установлено, что среди подростков, в течение 3 лет проходивших профессиональное обучение в условиях производственного шума, наиболее выраженное снижение слуха в процессе обучения произошло у лиц, имеющих более высокий уровень слуховой чувствительности и повышенную возбудимость ЦНС.
Становится очевидным необходимость создания условий для получения обучающимися и студентами образования с учетом их индивидуальных склонностей и потенциальных возможностей, а также создание условий для профессионального роста в определенной сфере с учетом потребностей общества и личных интересов.
Одним из эффективных способов решения обозначенных проблем является организация образовательного процесса с учетом индивидуально-личностного подхода, формирование адаптивно-развивающей среды через реализацию таких форм, как индивидуальные программы обучения и профессионального саморазвития.
Для осуществления такого подхода возникает необходимость в проведении мониторинга, который позволит определить степень развития и проявления индивидуальных особенностей обучающегося и его психофизиологических свойств, провести оценку их соответствия требованиям, предъявляемым к обучающемуся в процессе овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями, определяющими успешность обучения и эффективность трудовой деятельности в конкретной профессии.
Для этого прежде всего должны быть детально разработаны профессиограммы, отражающие по возможности весь комплекс требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к организму работника.
Структура профессиограммы включает:
- содержание деятельности: физиологические и психофизиологические особенности труда;
- условия деятельности: санитарно-гигиенические условия деятельности;
- требования к профессионально важным качествам;
- квалификационные требования;
- медицинские противопоказания;
- характеристику средств деятельности;
- уровень образования.
Профессионально значимые психофизиологические функции и качества, к которым в процессе работы предъявляются требования различными видами труда, представлены четырьмя основными комплексами:
1. Двигательные (моторные): мышечная сила и выносливость, показатели координационных свойств.
2. Сенсорные (функции анализаторов): зрение, слух, осязание, вестибулярная устойчивость.
3. Мнемические свойства: память, внимание, интеллект.
4. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности.
Кроме того, важно учитывать показатели, характеризующие индивидуальные особенности подростка:
- функциональное состояние систем организма,
- психологические, личностные особенности;
- физическое развитие.
Особое внимание необходимо уделять методам диагностики. Они должны быть нетрудоемкими, валидными, информативными, апробированными. Такие методы имеются, они достаточно широко применяются при проведении комплексной оценки показателей здоровья и адаптации учащихся образовательных учреждений Кемеровской области (Э. М. Казин). Большое значение при формировании заключения имеет
НОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ _
правильная интерпретация полученных результатов.
Знание и учет индивидуально-типологических особенностей как самими обучающимися, так и педагогами позволят выявить возможные причины дезадаптации, неуспеваемости, осуществлять прогноз успешности обучения и профессиональной деятельности, выявить тех, кто ленится, имея достаточный потенциал, и тех, кто не соответствует. Мониторинг позволит определить группу риска по несоответствию возможностей требованиям профессии.
Таким образом, выявление проблем позволит организовать работу с обучающимися данной группы. Это прежде всего - индивидуальный подход, учет индивидуально-типологических особенностей как самими обучающимися, так и педагогами для повышения качества учебного процесса путем оптимизации умственной деятельности, учет особенностей в процессе профессионального образования. Эти мероприятия позволят повысить эффективность приспособительной деятельности в процессе профессионального обучения, помогут выработке индивидуального стиля деятельности обучающихся.
Организация мониторинга и мероприятий по оптимизации образовательного процесса осуществляется в рамках здоровьесберегающей деятельности с применением здоровьесберега-ющих технологий, которые могут быть введены в блок «Технологии, обеспечивающие профилактику и динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников», включающий диагностику здоровья,развития, адаптации, психологические особенности, создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся.
Таким образом, психофизиологический мониторинг является основополагающим звеном здоровьесберегающей деятельности, необходимым условием повышения конкурентоспособности специалиста и качества профессионального образования.