На первом этапе экспериментального исследования нами были проанализированы результаты опроса и тестирования 254 преподавателей вуза, а также документы планирования работы на кафедрах, что позволило сделать выводы о существующей тенденции в развитии профессионализма преподавателей с учетом разработанной типологии. Репрезентативность выборки определялась основными характеристиками генеральной совокупности преподавателей: специальность, базовое образование, стаж, ученая степень, ученое звание, возраст, пол, мотивы выбора профессии и т. д. При разделении преподавателей по группам согласно разработанной типологии сложились определенные характеристики (рис.).
50 45-|-40 35 + 30 25 204 15 1050
□ дидакт
□ методист
□ учёный
□ обуч. метод.
□ обуч. учен.
□ мастер
Рис. Распределение по типам профессионализма преподавателей вуза
К типу «преподаватель-дидакт» мы отнесли 27 человек, что составило 10,6% от общего числа опрошенных. В группе «преподаватель-методист» оказалось 11 человек (4,3%). Группа «преподаватель-ученый» включила 43 человека (16,9%). Таким образом, низкий уровень развития профессионализма характерен для 31,8% преподавателей из числа опрошенных.
К типу «преподаватель-обучающий методист» были отнесены 38 человек (15,0%). Самую большую группу составили «преподаватели - обучающие ученые». Их оказалось 97 человек, что составило 38,2% от общего числа опрошенных. Следовательно, достаточного уровня развития профессионализма достигли 53,2%, и последняя группа - «преподаватель-мастер» (высокий уровень) включала 38 человек (15,0%).
Выделяемые значимые события профессиональной деятельности часто были связаны с профессиональными планами преподавателей. Чем ниже уровень профессионализма преподавателя, тем меньше профессиональных планов у него отмечалось. Более того, при применении выборочного коэффициента линейной корреляции Rp (Пирсона) с помощью компьютерной программы Excel 2003 обнаружена обратная связь (коэффициент значимости = -0,5) между значимыми для преподавателя событиями и оценкой им видов профессиональной деятельности. Чем значимее для преподавателя вид деятельности, тем ниже самооценка этого вида деятельности. Особенно ярко эта тенденция проявляется у пре-
подавателеи второго и третьего уровня развития профессионализма. Объяснить это можно только стремлением к повышению профессионализма, что сопровождается самокритичностью и занижением самооценки. ЛинеИноИ связи между наличием ученоИ степени и уровнем профессионализма обнаружено не было (коэффициент значимости = 0,12).
В заключение отметим, что любая типология или классификация не раскроют всего богатства, сложности и неоднозначности внутреннего содержания развития конкретного преподавателя. Прежде всего сам субъект должен быть заинтересован в определении уровня своего профессионализма и дальнейшем профессиональном развитии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьева Л. И. Субъект и/или автор (о категориях гуманитарной психологии) // Вопросы психологии. - 2004. -№ 2.
2. Качалина Е. Б. Активная профессиональная позиция педагога как психолого-педагогическая проблема // Психология обучения. - 2007. - № 2.
3. Фонарев А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. - Москва-Воронеж, 2005.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ
А. А. Бобрищев
В статье приведены результаты разработки психодиагностической модели прогнозирования психологической готовности спортсменов силовых единоборств. Для этого было проведено психологическое обследование 115 спортсменов силовых единоборств с оценкой уровня психологической готовности и успешности соревновательной деятельности. С помощью регрессионного анализа на основе информативных показателей психологических тестов была разработана и апробирована модель (алгоритм) прогнозирования психологической готовности спортсменов силовых единоборств.
Ключевые слова: психологические факторы, модель (алгоритм), прогноз, психологическая готовность, регрессионный анализ, спортсмен, силовые единоборства.
Важным условием эффективности соревнователь-ноИ деятельности и спортивных достижении спортсменов является высокиИ уровень их психологической готовности к соревновательноИ деятельности. КраИне актуально это для спортсменов силовых единоборств выс-шеИ квалификации. Большая вероятность травматизации и утраты спортивноИ карьеры, воздеИствие стрессогенных факторов определяют высокие требования к уровню спортивноИ подготовленности и психологическим качествам личности спортсменов, обусловливающим психологическую готовность к соревновательноИ деятельности (7, 86-92).
В связи с этим нами выполнено исследование, посвященное выявлению психологических особенностеИ личности у спортсменов с различным уровнем психо-логическоИ готовности и разработке на основе инфор-
мативных показателей психологических тестов психодиагностического алгоритма прогнозирования долговременной психологической готовности спортсменов силовых единоборств к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях.
Для этого была выполнена экспертная оценка психологической готовности и проведено психологическое исследование 115 спортсменов силовых единоборств с помощью психодиагностических тестов (“SACS” - стратегии копинг-поведения, многофакторный личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», Коммуникативные и организаторские способности (КОС), «Якоря карьеры», 16-факторный опросник Кет-телла, интеллектуальный тест Вандерлика (КОТ) (3-6). В качестве экспертов выступали квалифицированные тренеры, хорошо знающие спортсменов.
Результаты экспертной оценки позволили разделить всех спортсменов на три группы - высокий и оптимальный уровень психологической готовности и результативности спортивной деятельности (1 группа - ВУ n = 31), низкий уровень психологической готовности и низкая результативность спортивных достижений (3 группа, n = 23) и остальные (2 группа, n = 61).
Статистическая обработка проводилась с использованием пакета прикладных программ “Statistika-5.0”, обеспечивших расчет вариационных статистических показателей, t-критерия Стьюдента, корреляционный и регрессионный анализ (2).
Установлено, что между уровнем психологической готовности и результативности спортивных достижений существует достаточно тесная корреляционная связь (R = 0,82; Р < 0,001).
Затем было проведено математико-статистическое сравнение по t-критерию Стьюдента (для разновеликих независимых выборок) показателей психологических тестов у спортсменов 1 и 3 групп.
Так, с помощью психодиагностического теста “SACS” были изучены особенности копинг-поведения (стресспреодолевающего) спортсменов силовых единоборств с различным уровнем психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях. Статистически достоверные различия у спортсменов 1 и 3 групп отмечены по шести стратегиям копинг-поведения («ассертивные действия», «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки», «избегание», «асоциальные действия», «агрессивные действия»).
Отмечено, что спортсмены 1 группы (с высоким и оптимальным уровнем психологическоИ готовности к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях) достоверно чаще используют активную (ассертив-ные деИствия) стратегию копинг-поведения. Спортсмены 3 группы (с низким уровнем психологическоИ готовности и результативности к соревновательноИ деятельности) в стрессовых ситуациях, как правило, используют такие стратегии копинг-поведения, как «вступление в социальныИ контакт», «поиск социальноИ поддержки», «избегание», «ассоциальные и агрессивные деИствия».
По данным психодиагностического теста «Якоря карьеры» были выявлены ведущие карьерные ориентации спортсменов, а также установлены их особенности у спортсменов с высоким и низким уровнем психологи-ческоИ готовности к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях (табл. 1).
Сравнение психологических особенностеИ личности спортсменов силовых единоборств 1 и 3 групп по данным тестов МЛО «Адаптивность», КОС, КОТ и 16 ФЛО позволило выявить значимость коммуникативного потенциала, морально-нравственноИ нормативности, личностного адаптационного потенциала, а также продуктивности интеллектуальноИ деятельности, эмоциональ-ноИ устоИчивости, самоконтроля как психологических факторов долговременноИ психологическоИ готовности (табл. 2, рис. 1).
Полученные данные позволили определить паттерн актуальных психологических признаков у спортсменов силовых единоборств с высоким уровнем психологичес-коИ готовности к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях, дать им вербальную психологическую характеристику и указали на информативность показателеИ использованных психологических тестов для прогноза психологическоИ готовности к соревнователь-ноИ деятельности в экстремальных ситуациях.
Следовательно, результаты исследования позволили отметить, что, во-первых, психологическая готовность спортсменов силовых единоборств к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях в существен-ноИ степени обусловлена индивидуально-психологическими особенностями личности, характеризующими особенности копинг-поведения, карьерные и ценностные ориентации личности, нервно-психическую устоИчи-вость, поведенческую регуляцию, личностныИ адапта-ционныИ потенциал, смелость, самоконтроль, когнитив-
Таблица 1
Карьерные ориентации спортсменов силовых единоборств с различным уровнем психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях
Карьерные ориентации Высокий уровень R Низкий уровень R Р<
Профессиональная компетентность 7,81 ± 0,31 1 6,27 ± 0,33 5 0,05
Менеджмент (управление) 6,92 ± 0,32 3 5,20 ± 0,28 8 0,05
Независимость 6,15 ± 0,36 5 6,52 ± 0,23 2 -
Стабильность места работы 5,11 ± 0,25 7 6,41 ± 0,25 4 0,05
Стабильность места жительства 6,24 ± 0,31 4 8,02 ± 0,32 1 0,05
Служение 7,12 ± 0,33 2 6,13 ± 0,20 6 0,01
Вызов 6,08 ± 0,34 6 6,51 ± 0,23 3 -
Интеграция стилей жизни 4,09 ± 0,32 9 4,42 ± 0,29 9 -
Предпринимательство 4,67 ± 0,31 8 6,01 ± 0,33 7 0,05
ные способности, которые могут быть оценены с помощью стандартизированных психодиагностических тестов.
Во-вторых, оценка психологических (характерологических) особенностей личности у спортсменов силовых единоборств с различными уровнями психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных условиях с помощью стандартизированных психодиагностических методик показала высокую информативность и прогностическую валидность тестов “SACS”, «Якоря карьеры», МЛО «Адаптивность», 16 ФЛО, КОТ.
Эти данные явились основой для разработки математической модели прогноза статистической готовности. С помощью множественного регрессионного анализа из матрицы психологических показателей и внешнего критерия было получено диагностическое уравнение множественной регрессии, приведенное в табл. 3.
Точность правильного прогноза уровня профессиональной мотивации на обучающей выборке спортсме-
нов силовых единоборств мы измеряем с помощью приведенного выше диагностического алгоритма (регрессионной модели). Она составила 0,80, а ошибка прогноза соответственно равнялась 0,20.
Применение этого диагностического алгоритма обеспечивает оценку основных групп профессиональных мотивов и психологических качеств личности, обусловливающих высокий уровень профессиональной мотивации.
Прогноз долговременной психологической готовности спортсменов силовых единоборств к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях должен включать использование множественного регрессионного анализа, когда рассчитывается диагностическое уравнение по индивидуально-психологическим качествам личности. Это позволяет получить количественное значение регрессии на основе комплекса информативных психологических тестов “SACS”, МЛО «Адаптивность», «Якоря карьеры», КОТ, 16 ФЛО.
Рис. 1. Сравнительный анализ психологических качеств личности у спортсменов 1 и 3 групп по данным 16-факторного
личностного опросника: * - Р < 0,05; ** - Р < 0,01
Таблица 2
Сравнение психологических особенностей спортсменов силовых единоборств с различным уровнем психологической готовности к соревновательной деятельности по данным тестов МЛО, КОС
Уровень мотивации
Методика, показатель высокий низкий P<
Х m Х m
Опросник МЛО: Поведенческая регуляция 18,23 1,28 28,37 1,25 0,001
Коммуникативный потенциал 12,96 0,97 12,68 0,89 -
Морально-нравственная нормативность 11,27 0,66 10,68 0,73 -
ЛичностныИ адаптационныИ потенциал 38,15 1,67 49,52 1,16 0,01
Тест КОС: Коммуникативные способности 16,80 0,91 13,82 1,65 0,05
Организаторские способности 15,41 1,22 12,45 1,26 0,05
Таблица 3
Регрессионная модель прогноза долговременной психологической готовности спортсменов силовых единоборств к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях
Название комплекса показателеИ Регрессионная функция прогноза профессиональной мотивации
Состав комплекса показателеИ 2,03 + 0,210 Хі - 0,193Х2 + 0,211Х3 + 0,170Х4 - 0,1623Х5 + 0,217Х6 + 0,192Х7 + 0,226Х8
Вероятность правильного прогноза 0,80
Вероятность ошибки 0,20
Примечания. Х1 - ассертивные действия (тест “SACS”); Х2 - личностный адаптационный потенциал (тест МЛО «Адаптивность»); Х3 - профессиональная компетентность (тест «Якоря карьеры»); Х4 - эффективность интеллектуальной деятельности (тест КОТ); Х5 - поведенческая регуляция (тест МЛО «Адаптивность»); Х6 - эмоциональная устойчивость (16 ФЛО); Х7 - служение (тест «Якоря карьеры»); Х8 - самоконтроль (16 ФЛО); (значения Х1-Х8 должны использоваться в баллах); 2,03 - константа.
Положительное значение регрессионных функциИ (комплекс психологических тестов) указывает на благо-приятныИ прогноз долговременноИ психологическоИ готовности спортсменов силовых единоборств к сорев-новательноИ деятельности в экстремальных ситуациях.
При отрицательном итоговом значении регрессионных функциИ (комплекс психологических тестов) следует выставлять неблагоприятныИ прогноз долговремен-ноИ психологическоИ готовности спортсменов силовых единоборств к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях.
Кроме того, точность прогноза профессиональноИ мотивации может быть повышена за счет приоритетного ранжирования спортсменов на основе количественных значениИ регрессионноИ функции, результатов беседы и наблюдения.
Следовательно, результаты исследования показали, что точность правильного прогноза на обучающеИ выборке с помощью предложенного психодиагностического алгоритма (включающего диагностическое уравнение регрессии на основе психодиагностических тестов и тестовоИ оценки уровнеИ выраженности профессиональных мотивов) составила 0,80. Ошибка прогноза равнялась 0,20.
Таким образом, в результате математико-статистического анализа информативных психологических по-казателеИ был разработан итоговыИ алгоритм прогноза долговременноИ психологическоИ готовности спортсменов силовых единоборств к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях. Эта процедура заключается в определении итогового значения регресси-онноИ функции и тестовоИ оценки уровнеИ выраженности информативных показателеИ указанных выше психологических тестов. Этот алгоритм (многомерная математическая модель) может быть использован при подборе спортсменов силовых единоборств для участия в выполнении спортивных задач в условиях экстремальных ситуациИ.
Для проверки эффективности (точности) прогноза, разработанного на обучающеИ выборке диагностического алгоритма, был проведен сравнительныИ анализ результатов психологического обследования 83 спортсменов силовых единоборств и результатов экспертноИ оценки их долговременноИ психологическоИ готовности к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях. Для оценки точности прогноза (Тп) использовалась следующая формула (1):
Тп = [(п1 + п2) : Ы] X 100%, где
п1 - количество положительных (оправдавшихся) прогнозов; п2 - количество отрицательных (оправдавшихся) прогнозов; N - общее количество спортсменов силовых единоборств.
Соответственно величина ошибки прогноза (Ошп) определялась по формуле:
Ошп = 100% - Тп.
Результаты исследования показали, что точность прогноза применительно к указанноИ выборке спортсменов силовых единоборств составила 0,83, а величина ошибки прогноза - 0,17 (рис. 2).
Рис. 2. Точность прогноза психологическоИ готовности спортсменов силовых единоборств
Таким образом, точность психологического прогноза долговременноИ психологическоИ готовности спортсменов силовых единоборств к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях составила 0,80 на обучающеИ выборке и 0,81-0,83 на контрольноИ выборке. Такая достаточно высокая точность прогноза при использовании уравнения регрессии указывает на возможность использования стандартизированных психологических тестов для подбора спортсменов силовых единоборств по критерию долговременноИ психологи-ческоИ готовности к соревновательноИ деятельности в экстремальных ситуациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодров В. А. Профессиональный психологическиИ отбор. - М., 2003.
2. Боровиков В. П., Боровиков И. П. БТАПВТГСА: Стати-стическиИ анализ и обработка данных в среде Шт<1оУ8. - М., 1997.
3. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / под ред. А. Ф. Кудряшова. - Петрозаводск, 1992.
4. Машков В. Н. Введение в психологию человека. - СПб., 2003.
5. Мельников В. М., Ямполъский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: учебное пособие. - М., 1985.
6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональ-ноИ деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитрие-воИ, В. М. Снеткова. - СПб., 2001.
7. Рыбников В. Ю., Бобрищев А. А. Теория и результаты многомерноИ оценки психологическоИ готовности спортсменов в силовых единоборствах // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10(44).
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ МЧС
С. П. Иванова
В статье рассматриваются системный подход к психологическому анализу профессиональной деятельности, теория деятельности как основание теоретических и научнопрактических работ, реализующих системный подход в исследованиях профессиональной деятельности.
Ключевые слова: системный подход, профессиональная деятельность, уровень профессиональной пригодности, психологическое сопровождение, профессионально важные качества.
В середине XX в. в работах отечественных психологов отмечены попытки построения системного подхода к психологическому анализу профессиональноИ деятель-