УДК 159.922.5
И. А. Петрова
Психическое развитие учащихся различных этнических групп в
начальной школе
В статье рассмотрены проблемы развития детей, принадлежащих к различным этническим группам, в полиэтнической среде, особенности развития психических познавательных процессов и личностных характеристик учащихся третьего класса этнически русских и нерусских. Представлена характеристика успешности обучения этих групп детей.
In this article the author considers problems of development of children belonging to different ethnic groups in the polyethnic environment, peculiarities of developing mental informative processes and personal features of the third-year pupils who are ethnically Russian and non-Russian, and presents the characteristic of success-fulness of training these groups of children.
Ключевые слова: этнические группы, учащиеся третьего класса, психическое развитие, личностные и интеллектуальные особенности учащихся.
Key words: ethnic groups, 3d-year pupils, mental development, pupils' personal and intellectual features.
В связи с изменением социально-экономических условий, существующей идеологии остается актуальным вопрос о путях и способах повышения качества образования. Поскольку знания, полученные в начальной школе, являются фундаментом для обучения в средних и старших классах, а в дальнейшем и других образовательных учреждениях, необходимо повышать качество образования именно в начальных классах.
Проблема социально-психологической адаптации мигрантов для системы среднего образования ставит особую задачу - обучение и воспитание детей, принадлежащих к различным этническим группам. Образование и воспитание ребенка в полиэтнической сре -де актуально по следующим причинам:
• возрастание роли этничности при условии интернационализации социально-экономических и политических аспектов жизни (рост этнической идентичности как групп этнического меньшинства, так и большинства, все более частое обращение взрослого поколения к корням своей этнической культуры);
• усиление миграционных потоков вследствие ситуации политической и экономической нестабильности, обострение межэтнической напряженности, вооруженные конфликты [1: 138-140].
Для изучения особенностей психического развития учащихся 3-го класса, принадлежащих к различным этническим группам, было проведено психологическое исследование, которое проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 2 г. Сертолово в 2002 г. В качестве объекта данного исследования выступали учащиеся 3-го класса в количестве 73 человек, из которых 6 учащихся принадлежат к различным этническим группам.
В данном исследовании были использованы следующие методики: субтесты из батареи интеллектуальных тестов КР-3-85, методики «Исследование вербального мышления», «Подбор слов», «Исключение слов», «Образное мышление», многофакторный личностный опросник Р. Кеттела. Анализировалась также школьная успеваемость.
При изучении личностных особенностей учащихся выявлены следующие закономерности: у учащихся, принадлежащих к различным этническим группам (нерусские) преобладают такие характеристики, как доброта, сердечность (р<0,05), эмоциональная устойчивость (р<0,001), высокая совестливость (р<0,01), смелость (р<0,05), высокий самоконтроль поведения (р<0,001), тогда как для русских учащихся характерны: беспокойство (р<0,05), склонность к чувству вины (р<0,01), напряженность (р<0,05). Результаты исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Личностные особенности учащихся 3-го класса
Фактор Нерусские Русские
х1 ± т1 х2 ± т2
А 6,5 ± 0,65* 4,89 ± 0,26
С 7,25 ± 0,48*** 4,6 ± 0,29
й 3,25 ± 0,63 5,02 ± 0,25*
0 8,25 ± 0,85** 5,71 ± 0,26
Н 7 ± 0,71* 5,23 ± 0,24
О 2,5 ± 0,87 5,26 ± 0,27**
03 7,25 ± 0,25*** 5,6 ± 0,24
04 3,25 ± 1,03 5,58 ± 0,26*
Примечания.
1) значения в таблице представлены в виде х ± т, где х - среднее значе-
ние по выборке; т - средняя ошибка.
2) условные обозначения уровней достоверности: р<0, 05 - * р<0, 01 - ** р<0,001 - ***
Примечательны также результаты, полученные при анализе успеваемости. У нерусских учащихся выше успеваемость по следующим предметам: «Чтение» (р<0,05), «Письмо» (р<0,05), «Внеклассное чтение» (р<0,05), а также выше средняя оценка их успеваемости (р<0,01). Результаты исследования представлены в табл. 2.
Таблица 2
Особенности успеваемости учащихся 3-го класса
Фактор Нерусские Русские
Х1 ± т1 х2 ± т2
Чтение 4,75 ± 0,25* 4,07 ± 0,11
Письмо 4,75 ± 0,25* 4,09 ± 0,1
Внеклассное чтение 5 ± 0* 4,72 ± 0,12
Средняя оценка 4,68 ± 0,09** 4,34 ± 0,07
Примечания.
1) значения в таблице представлены в виде х ± т, где х - среднее значе-
ние по выборке; т - средняя ошибка.
2) условные обозначения уровней достоверности: р<0, 05 - * р<0, 01 - **
На втором этапе исследования из группы русских учащихся были выбраны те, которые по показателю средней оценки по успеваемости совпадают с нерусскими учащимися. Таким образом, образовались две группы, однородные по успеваемости, полу, возрасту и отличающиеся по одному фактору - этническому.
При сравнительном анализе индивидуально-психологических особенностей выявлено, что у русских учащихся выше показатели по уровню развития вербального мышления (р<0,05). Результаты исследования представлены в табл. 3.
Таблица 3
Индивидуально-психологические особенности учащихся 3-го класса
Фактор Нерусские Русские
Х1 ± т1 х2 ± т2
Вербальное мышление 23,5 ± 0,65 27,67 ± 1,26*
Примечания.
1) значения в таблице представлены в виде х □ т, где х - среднее значе-
ние по выборке; т - средняя ошибка.
2) условное обозначение уровней достоверности: р<0, 05 - *
При сравнительном анализе личностных особенностей учащихся выявлены следующие закономерности: у нерусских учащихся преобладают такие характеристики, как доброта, сердечность (р<0,05), эмоциональная устойчивость (р<0,01), высокая совестливость (р<0,05), высокий самоконтроль поведения (р<0,01). Для русских учащихся характерно: беспокойство (р<0,05), склонность к чувству вины (р<0,01), напряженность (р<0,05). Результаты исследования представлены в табл. 4.
Таблица 4
Личностные особенности учащихся 3-го класса
Фактор Нерусские Русские
Х1 ± ГП1 х2 ± т2
А 6,5 ± 0,65* 4,2 ± 0,73
С 7,25 ± 0,48** 3,6 ± 0,93
й 3,25 ± 0,63 5,4 ± 0,4*
0 8,25 ± 0,85* 5,4 ± 0,93
О 2,5 ± 0,87 7 ± 1,05**
03 7,25 ± 0,25** 4,6 ± 0,81
04 3,25 ± 1,03 7 ± 1,14*
Примечания.
1) значения в таблице представлены в виде х □ т, где х - среднее значе-
ние по выборке; т - средняя ошибка.
2) условные обозначения уровней достоверности: р<0, 05 - * р<0, 01 - **
По результатам проведенного исследования можно сделать следующий вывод: учащиеся 3-го класса, принадлежащие к различным этническим группам, отличаются от русских учащихся личностными особенностями, а именно: добротой, сердечностью, эмоциональной устойчивостью, высокой совестливостью, высоким самоконтролем поведения. Для русских учащихся характерно беспокойство, склонность к чувству вины, напряженность.
Список литературы
1. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 208 с. (Сер. «Библиотека школьного психолога»).
2. Гриценко В.В. Русские среди русских: проблемы адаптации вынужденных мигрантов и беженцев из ближнего зарубежья в России: Монография. М.: ИЭА РАН, 1999, 189 с., 200 экз.
3. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2002. - 252 с.