ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.922.73
Е. А. Бойко
Особенности психического развития и успешность школьного обучения учащихся-амбидекстров в начальных и средних классах
В статье рассматриваются особенности психического развития и успешность обучения в школе учащихся-амбидекстров. Дается развернутая характеристика таких понятий, как тип функциональной асимметрии, амбидекстрия, успешность школьного обучения. В статье приводятся результаты собственного исследования автора.
Problem of peculiarity of mental development and successfulness of education in school pupils with ambidexterity is presented in the article. Detailed characteristic such terms as type of functional asymmetry, ambidexterity, successfulness of school's education are given. The results of author's empiric research are presented in the article.
Ключевые слова: амбидекстры; успешность школьного обучения; психическое развитие; учащиеся начальных и средних классов.
Key words: ambidexterity, successfulness of school's education, mental development, pupils of primary and secondary school.
Многие современные исследователи говорят о том, что школьные программы обучения должны учитывать индивидуальные особенности учащихся, и только в этом случае они могут оказываться эффективными. Причем под индивидуальными понимаются все особенности человека: личностные, индивидные, особенности протекания психических познавательных процессов. В своей системе человекознания Б.Г. Ананьев [1], говоря об индивиде, выделял его первичные и вторичные свойства. Одним из свойств, отнесенных им к группе первичных, была функциональная асимметрия мозга, которая может быть рассмотрена в качестве одного из факторов, определяющих своеобразие каждого человека как на уровне индивидных, так и на уровне личностных характеристик человека. Функциональная асимметрия полушарий мозга означает специфические особенности структуры и функций мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а при осуществлении других - правое полушарие. Традиционно принято считать, что существуют три типа функциональной асимметрии: правая, левая и амбидекстрия. Под
«амбидекстрией» понимается отсутствие различий между правой и левой рукой, между правым и левым полушарием [3]. И на данный момент существуют два основных теоретических подхода к рассмотрению явления амбидекстрии. Первый основывается на предположении, выдвинутом еще в начале XX в., о том, что амбидекстрия - признак гармоничного развития. Второй подход основывается на предположении о том, что ускорение развития и адаптации к среде происходит за счет асимметричного строения и функционирования, и, следовательно, в этом случае «амбидекст-рия» может рассматриваться как явление, затрудняющее развитие.
Необходимо отметить, что тип функциональной асимметрии мозга учащегося является одним из аспектов, который не учитывается в рамках современных образовательных систем. Так, современные школы ориентированы на развитие преимущественно абстрактно-логического мышления (т. е. на развитие функций левого полушария), и получается, что они в наибольшей степени учитывают особенности учащихся-правшей. Хотя еще в работах А.В. Запорожца [2] было показано негативное воздействие на ребенка учебных программ, направленных в основном на развитие функций одного (левого) полушария. Знания об индивидуальных особенностях функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребенка необходимы для создания более эффективной обучающей и воспитывающей среды. Поэтому была предпринята попытка выявить взаимосвязь успешности обучения и особенностей психического развития учащихся-амбидекстров. Для этого было обследовано более 300 учащихся начальных и средних классов (со 2 по 6 классы) сертоловской средней школы №1.
В исследовании были использованы следующие методики: «аналогии»; «числовые ряды»; «зрительная память»; «арифметический счет»; «вербальная память»; «установление закономерностей»; «исследование вербального мышления»; «исключение слов»; «образное мышление»; «подбор слов»; «корректурная проба» Б. Бурдона; «корректурная проба по таблицам колец Э. Ландольта»; многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (детский и подростковый варианты); методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан; метод социометрии. Также для определения типа функциональной асимметрии были использованы теппинг-тест и функциональные пробы.
По результатам теппинг-теста и функциональных проб были выделены две группы: учащиеся-амбидекстры (экспериментальная группа), учащиеся-правши (контрольная группа). Учащиеся-правши были выбраны в качестве контрольной группы, поскольку система школьного обучения ориентирована, прежде всего, на них, и поэтому можно предположить, что эта группа учащихся будет развивать-
ся и обучаться наиболее эффективно. Учащиеся-левшы в рамках данного исследования не рассматривались.
Каждая группа учащихся с различным типом функциональной асимметрии была разделена на подгруппы в зависимости от школьной успеваемости. Школьная успеваемость определялась по средней годовой оценке.
Так, во 2 классе успешно обучающиеся амбидекстры в сравнении с неуспешно обучающимися обладают более высоким уровнем развития таких психических познавательных процессов, как зрительная память (1 = 6,39; р < 0,01), образное мышление (1 = 2,97; р < 0,05), вербальная память (1 = 3,14; р < 0,05) (рис. 1). Следовательно, можно предполагать, что учащиеся-амбидекстры 2 класса будут эффективно усваивать новые знания, успешно выполнять учебные задания в том случае, если они обладают достаточно высоким уровнем развития памяти и образного мышления. По всей видимости, именно уровень развития образного мышления - наиболее существенный фактор, обеспечивающий не только успешность психического развития в целом, но и успешность обучения во 2 классе общеобразовательной средней школы.
□ успешные учащиеся-амбидекстры
□ неуспешные учащиеся амбидекстры
Рис. 1. Особенности выполнения интеллектуальных методик успешными и неуспешными учащимися 2 класса, амбидекстрами
Необходимо отметить, что различия в успешности обучения успешных и неуспешных учащихся-амбидекстров 2 класса основываются на успеваемости по основным предметам, таким как письмо, чтение, математика и т. д. (рис. 2). А различий по ряду других предметов, таких как музыка, труд, физкультура обнаружено не было. Очевидно, что наибольшие трудности учащиеся-амбидекстры испытывают по тем предметам, где требуется определенный уровень развития психических познавательных процессов и, прежде всего, вербальных функций.
30т 25 20 15 10 5
0
12,3
25
14,5
65"
28,5
19
Зрительная Вербальная Образная
□ неуспешные учащиеся амбидекстры
□ успешные учащиеся амбидекстры
□ неспешные учащиеся правши
□ успешные учащиеся правши
математика природоведение средняя оценка
Рис. 2. Особенности школьной успеваемости по различным предметам успешных и неуспешных учащихся 2 класса, амбидекстров и правшей
Между успешными и неуспешными учащимися правшами 2 класса также существуют значимые различия в уровне развития психических познавательных процессов: вербальное мышление -1 = 3,34; р < 0,01; исключение слов - 1 = 3,92; р < 0,001; зрительная память - 1 = 3,01; р < 0,01; вербальная память - 1 = 5,18; р < 0,001; подбор слов - 1 = 2,49; р < 0,05 (табл.1).
Как следует из табл. 1, успешные учащиеся-правши в сравнении с неуспешными учащимися-правшами обладают более высоким уровнем развития памяти, понятийного логического мышления.
Таблица 1
Результаты выполнения отдельных интеллектуальных методик успешными и неуспешными учащимися 2 класса, правшами
чтение
Название методики Успешные учащиеся-правши Неуспешные учащиеся-правши
Вербальное мышление 21,0 ± 1,4 12,3 ± 2,2 **
Исключение слов 8,2 ± 0,7 5,0 ± 0,5 ***
Зрительная память 9,6 ± 1,4 4,4 ± 1,0 **
Вербальная память 7,5 ± 0,9 2,0 ± 0,6 ***
Подбор слов 16,6 ± 0,7 11,5 ± 1,9 *
Примечания. 1. Значения представлены в виде Хпт, где X - среднее значение по выборке; т - средняя ошибка. 2. Условные обозначения уровней достоверности: р < 0,05 - * ;р < 0,01 - ** р<0,001 - *** .
Таким образом, видно, что успешность обучения учащихся-амбидекстров и учащихся-правшей обеспечивается различными психологическими механизмами. Так, если в группе учащихся-амбидекстров 2 класса для эффективного усвоения школьной программы, в первую очередь, требуется достаточный уровень развития
образного мышления, то в группе учащихся-правшей - достаточный уровень развития вербального, понятийного мышления. Складывается впечатление, что учащиеся-амбидекстры 2 класса и правши просто находятся на различных ступенях психического развития (в частности, мышления). Как известно, мышление в своем развитии проходит определенные этапы, которые связаны с общими закономерностями развития психики. Так, в дошкольном возрасте у ребенка преобладает предметное мышление, и когда он приходит в первый класс, его мышление преимущественно является предметным. В средних классах мышление учащихся становится логическим. Однако между этими двумя этапами развития мышления существует еще один этап, на котором развивается и доминирует образное мышление. Следовательно, развитие логического мышления будет осуществляться более медленно, если учащийся испытывает затруднения в развитии образного мышления. Таким образом, медленные темпы развития образного мышления в начальных классах (что в большей степени характерно для учащихся-амбидекстров) могут рассматриваться в качестве признака, затрудняющего развитие психических познавательных процессов и, как следствие всего этого, признака, который говорит о том, что учащийся может испытывать сложности в обучении.
При этом многие школьные программы, школьные задачи ориентированы не столько на текущий уровень развития психических познавательных процессов, сколько на зону ближайшего развития. И оказывается, что относительно развития мышления такой зоной ближайшего развития для учащихся-амбидекстров оказывается развития образного мышления, а для учащихся-правшей - вербального, логического мышления. Таким образом, учащиеся-правши и учащиеся-амбидекстры при обучении в начальных классах оказы-ваются на разных ступенях развития мышления. Вероятно, учащие-ся-амбидекстры на данном этапе обучения не обладают теми психологическими механизмами (поскольку они еще не успели сформироваться), которые бы позволили им усвоить школьную программу, ориентированную в основном на правшей.
На рис. 2 видно, что наиболее низкие оценки по школьным предметам характерны во 2 классе для группы неуспешных учащих-ся-амбидектров. При сравнительном анализе неуспешных учащих-ся-амбидектров и неуспешных учащихся-правшей были выявлены значимые различия по таким учебным предметам, как математика (1 = 2,52; р < 0,05) и природоведение (1 = 7,0; р < 0,001), а также по методике «образное мышление» (1=5,85; р<0,001). У неуспешных учащихся-правшей во 2 классе образное (предметное) мышление оказывается развито лучше в сравнении с неуспешными учащимися-
амбидекстрами. Таким образом, недостаточный уровень развития образного мышления является тем психологическим фактором, который в наибольшей мере препятствует во 2 классе успешному обучению учащихся-амбидектров.
Интересным оказывается и тот факт, что у успешных учащихся-амбидекстров вербальная память развита лучше (1 = 6,93; р < 0,001) в сравнении с успешными учащимися-правшами. Хотя оценки успешных учащиеся-правшей оказываются достоверно выше (письмо 1 = 3,0; р < 0,01; средняя оценка 1 = 3,04; р < 0,01) (см. рис. 2).
Также между успешными учащимися-амбидекстрами и правшами 2 класса существуют значимые различия по отдельным факторам опросника Р. Кеттелла, а именно по фактору Е (доминантность-конформность; 1 = 2,89; р < 0,05), по фактору Н (смелость-робость; 1 = 3,54; р < 0,01); 04 (фрустрированность-нефрустрированность
1 = 2,36; р < 0,05). Таким образом, успешные учащиеся-правши во
2 классе оказываются настойчивыми, независимыми, самоуверенными, общительными, эмоциональными, артистичными и смелыми. Успешные учащиеся-правши обладают теми личностными характе -ристиками, которые позволяют им более активно проявлять себя на уроках, демонстрировать свои знания, и, вероятно, именно поэтому учителям легче их оценивать, чем успешных учащихся-амбидектров.
В 3 классе между успешными и неуспешными учащимися-амбидекстрами были выявлены значимые различия по таким мето -дикам, как «вербальное мышление» (1 = 2,58; р < 0,05), «исключение слов» (1 = 4,02; р < 0,01), «зрительная память» (1 = 2,54; р < 0,05), «вербальная память» (1 = 4,08; р < 0,01), «подбор слов» (1=3,12; р<0,05) (рис. 3). Таким образом, в 3 классе успешные учащиеся-амбидекстры в сравнении с неуспешными обладают более высоким уровнем развития памяти, понятийного логического мышления. Интересным представляется тот факт, что все выявленные в данной группе (учащиеся-амбидекстры 3 класса) различия наблюдались во 2 классе в группе правшей. Следовательно, этот факт можно рассматривать в качестве еще одно доказательства того, что в начальных классах учащиеся-амбидекстры и учащиеся-правши находятся на различным этапах психического развития: правши развиваются несколько быстрее. Поэтому одна из причин неуспешности обучения учащихся-амбидекстров в начальных классах, вероятно, может быть связана с общими закономерностями развития учащихся-амбидекстров.
30 25 20 15 10 5 0
/—71
/—71
■
вербальное исключение зрительная верьбальная подбор слов мышление слов память память
□ успешые учащиеся амбидекстры
□ неуспешные учащиеся амбидекстры
Рис. 3. Особенности выполнения интеллектуальных методик успешными и неуспешными учащимися 3 класса, амбидекстрами
В группе учащихся-амбидекстров между успешными и неуспеш -ными учениками по-прежнему сохраняются значительные различия в успеваемости по отдельным предметам (табл. 2).
Как видно из табл. 2, основные различия в школьной успеваемости между успешными и неуспешными учащимися, амбидекстра-ми 3 класса, как и во 2 классе, касаются тех школьных предметов, где для успешного выполнения задания необходимо задействовать психические познавательные процессы, связанные с вербальными и логическими функциями. А по тем предметам, где данные функции не задействуются (например, изо, труд и т. д.), между успешными и неуспешными амбидекстрами различий в успеваемости нет. Одновременно в группе учащихся класса правшей между успешными и неуспешными учащимися были выявлены значимые различия в оценках по такому предмету, как труд (1 = 3,0; р < 0,05), в то же время различия по предметам письмо, природоведение (которые выявлялись во 2 классе в этих группах) исчезли. Таким образом, в 3 классе для правшей, в отличие от амбидекстров, приобретают значение не только предметы, где задействуются вербальные функции, но и предметы, где оказываются задействованными невербальные функции.
Таблица 2
Особенности школьной успеваемости по различным предметам успешных и неуспешных учащихся 3 класса, амбидекстров
Название предмета Успешные учащиеся-амбидекстры Неуспешные учащиеся-амбидекстры
Письмо 4,4 ± 0,2 3,3 ± 0,3 *
Чтение 4,6 ± 0,2 3,5 ± 0,2 *
Математика 4,2 ± 0,4 3,0 ± 0,0 *
Природоведение 4,6 ± 0,2 3,0 ± 0,0 ***
Средняя оценка 4,6 ± 0,04 3,7 ± 0,1 ***
Примечания. 1. Значения представлены в виде Х±т, где X - среднее значение по выборке; т - средняя ошибка. 2. Условные обозначения уровней достоверности: р < 0,05 - * ; р < 0,01 - ** ; р < 0,001 - *** .
В 3 классе между успешными и неуспешными учащимися-правшами различия в психическом развитии оказываются связанными не столько с уровнем развития познавательных способностей, сколько с развитием личностных характеристик. Так, между успешными и неуспешными учащимися-правшами были выявлены значимые различия только лишь по одной интеллектуальной методике «подбор слов» (1 = 3,08; р < 0,05), остальные различия касались отдельных факторов опросника Р. Кеттелла, таких как фактор А (сердечность-обособленность, 1 = 5,97; р < 0,001), фактор Р (беспечность-озабоченность, 1 = 2,82; р < 0,05), фактор в (высокая совестливость-недобросовестность, 1 = 2,49; р < 0,05), фактор Н (смелость-робость, 1 = 3,97; р < 0,01), фактор 03 (контроль жела-ний-импульсивность, 1 = 3,41; р < 0,01). Успешные учащиеся-правши в 3 классе могут быть охарактеризованы как более открытые, эмоциональные, общительные, жизнерадостные, активные, более дисциплинированные, упорные, обязательные, отзывчивые, они в большей степени способны контролировать свои действия.
Следовательно, можно предполагать, что в 3 классе успешность обучения у правшей определяется не столько уровнем развития познавательных способностей, сколько личностными характеристиками, позволяющими учащимся добиваться поставленной цели, ответственно подходить к выполнению любого учебного задания.
В 3 классе неуспешные учащиеся-правши в сравнении с неуспешными учащимися-амбидекстрами обладают более высоким уровнем развития памяти (1 = 4,82; р < 0,05), вербального, понятийного мышления (1 = 3,20; р < 0,05). Одновременно неуспешные уча-щиеся-амбидекстры в сравнении с неуспешными учащимися-правшами оказываются более открытыми, эмоциональными и лучше контролируют свое поведение (фактор А (сердечность-
обособленность, 1 = 9,92; р < 0,001) и фактор 03 (контроль желаний - импульсивность, 1 = 3,25; р < 0,05) опросника Р. Кеттелла). Таким образом, хотя уровень развития вербальных функций по-прежнему оказывается более высоким в группе неуспешных правшей, тем не менее в группе неуспешных-амбидекстров начинают проявляться личностные характеристики, аналогичные тем, которые обеспечивают успешность обучения учащихся-правшей.
В 3 классе между успешными учащимися-амбидекстрами и правшами были выявлены значимые различия в средней оценке (1 = 3,76; р < 0,01), различия по остальным показателям обнаружены не были. Таким образом, хотя различий в личностных характеристик, в успешности решения интеллектуальных задач нет, тем не менее успешность обучения учащихся-амбидекстров и учащихся-правшей (в группе успешных учащихся 3 класса) оценивается учителями по-разному.
В 5-х классах неуспешные и успешные учащиеся-амбидекстры достоверно различаются по уровню общего интеллектуального раз -вития (1 = 2,84; р < 0,05), а также по уровню развития вербального логического мышления, умению устанавливать логические взаимосвязи между понятиями («аналогии», 1 = 2,39; р < 0,05; «установление закономерностей», 1 = 3,11; р < 0,05) (табл. 3). Следовательно, для успешного освоения новых учебных знаний, эффективного решения учебных задач учащимся-амбидекстрам необходим определенный уровень развития психических познавательных процессов и, прежде всего, логического мышления.
Таблица 3
Результаты выполнения отдельных интеллектуальных методик успешными и неуспешными учащимися 5 класса, амбидекстрами
Название методики Успешные учащиеся-амбидекстры Неуспешные учащиеся-амбидекстры
Аналогии 11,5 ± 1,4 7,3 ± 1,03 *
Установление закономерностей 20,3 ± 2,6 12,0 ±0,7 *
Интегральный показатель развития психических познавательных процессов 87,3 ± 9,6 59,0 ± 2,6 *
Примечания. 1. Значения представлены в виде Х±т, где X - среднее значение по выборке; т - средняя ошибка. 2. Условные обозначения уровней достоверности: р < 0,05 - * ; р < 0,01 - ** ; р < 0,001 - *** .
Аналогичные закономерности были выявлены и в группе правшей, учащихся 5-х классов. Так, между успешными и неуспешными
учащимися-правшами существуют значимые различия в результатах выполнения таких интеллектуальных методик, как «аналогии» (1 = 2,54; р < 0,05), «зрительная память» (1 = 3,70; р < 0,01), «Вербальная память» (1 = 5,27; р < 0,001), «корректурные пробы П. Бурдона» (продуктивность внимания, 1=2,61; р<0,05), а также в уровне общего интеллектуального развития (1=7,63; р<0,001). (табл. 4).
Таблица 4
Результаты выполнения отдельных интеллектуальных методик успешными и неуспешными учащимися 5 класса, правшами
Название методики Успешные учащиеся-правши Неуспешные учащиеся-правши
Аналогии 12,1 ± 1,3 7,8 ± 1,1 *
Зрительная память 16,5 ± 0,9 11,7 ± 0,9 **
Вербальная память 16,1 ± 0,9 10,3 ± 0,7 ***
Корректурные пробы (продуктивность внимания) 753,9 ± 41,7 526,3 ± 76,6 *
Интегральный показатель развития психических позна- 90,4 ± 2,5 66,0 ± 2,0 ***
вательных процессов
Примечания. 1. Значения представлены в виде Хпт, где X - среднее значение по выборке; т - средняя ошибка. 2. Условные обозначения уровней достоверности: р<0,05 - * ; р<0,01 - ** ; р<0,001 - *** .
Следовательно, успешные учащиеся-правши в сравнении с неуспешными обладают более высоким уровнем развития логического мышления, памяти, внимания.
Таким образом, для успешного обучения в 5 классе учащиеся должны обладать достаточно высоким уровнем развития интеллектуальных способностей.
В 5-х классах неуспешные учащиеся-амбидекстры в сравнении с неуспешными учащимися-правшами обладают более низким уровнем развития памяти (1 = 2,59; р < 0,05), более высокими показателями по шкале Э (возбудимость - флегматичность; 1 = 2,45; р < 0,05) и более низкими показателями по шкале I (мягкосердечность - суровость; 1 = 2,78; р < 0,05) опросника Р. Кеттелла. Таким образом, неуспешные учащиеся-амбидекстры по сравнению с неуспешными учащимися-правшами оказываются более нетерпеливы -ми, непостоянными, зависимыми, сентиментальными. И они могут, вероятно, испытывать некоторые сложности во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Кроме того, неуспешные учащиеся-правши в сравнении с неуспешными учащимися-амбидекстрами об -ладают более высокими оценками по литературе (1 = 3,0; р < 0,05).
Успешные учащиеся 5 класса амбидекстры и правши различа-
ются между собой лишь по отдельным факторам опросника Р. Кеттелла: по фактору С (эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость; 1 =2,34; р<0,05) и по фактору Р (беспечность - озабоченность; 1 =2,53; р <0,05). Таким образом, успешные учащиеся-амбидекстры в сравнении с успешными учащимися-правшами оказываются более неустойчивыми в интересах, тревожными, беспокойными, подозрительными. Следовательно, можно предположить, что и успешные, и неуспешные учащиеся-амбидекстры испытывают определенные сложности во взаимодействии с окружающими людьми по сравнению с учащимися-правшами.
В 6 классе успешные учащиеся-амбидекстры по сравнению с неуспешными учащимися-амбидекстрами обладают более высоким уровнем развития образного мышления (1 = 2,65; р < 0,05), более высокими темпами решения интеллектуальных задач (фактор В опросника Кеттелла (высокий - низкий интеллект; 1 = 3,14; р < 0,05), а также оказываются более обязательными, дисциплинированными, собранными (фактор в опросника Р. Кеттелла (высокая совестливость - недобросовестность, 1 = 3,22; р < 0,05). А успешные учащиеся-правши в 6 классе по сравнению с неуспешными учащимися-правшами - по уровню развития логического мышления («числовые ряды», 1 = 2,58; р < 0,05), при этом они становятся более неустойчивыми в своих интересах, невыдержанными (фактор С опросника Р. Кеттелла (эмоциональная устойчивость - неустойчивость, 1 = 2,18; р < 0,05). Вероятно, изменяющиеся таким образом личностные характеристики в группе успешных учащихся-правшей является одной из причин снижения обшей успешности обучения в группе правшей в более старших классах. Необходимо также отметить, что успешные учащиеся-правши обладают более высоким социометрическим статусом в сравнении с неуспешными учащимися-правшами.
Неуспешные учащиеся-амбидекстры в 6 классе отличаются от неуспешных учащихся-правшей по таким интеллектуальным методикам, как «образное мышление» (1 = 2,39; р < 0,05), «арифметический счет» (1 = 2,46; р < 0,05), а также по таким факторам опросника Р. Кеттелла, как фактор Р (беспечность - озабоченность, 1 = 2,17; р < 0,05), фактор в (высокая совестливость - недобросовестность, 1 = 2,39; р < 0,05), фактор Н (смелость - робость; 1 = 2,36; р < 0,05). Таким образом, неуспешные учащиеся-амбидекстры обладают более низким уровнем развития образного мышления и способностью к преобразованию цифровой информации в сравнении с неуспеш -ными учащимися-правшами, кроме того, оказываются более подозрительными, беспокойными, легкомысленными и небрежными, переменчивыми, застенчивыми и робкими. Следовательно, они ис-
пытывают больше трудностей, связанных со взаимодействием с окружающими, с определением существующих норм поведения в конкретной социальной группе по сравнению с неуспешными учащимися-правшами. Неуспешные учащиеся-правши получают более высокие оценки по сравнению с неуспешными учащимися-амбидекстрами по биологии (1 = 2,17; р < 0,05). Таким образом, можно утверждать, что они обучаются несколько успешнее, чем неуспешные учащиеся-амбидекстры.
В 6 классе успешные учащиеся-амбидекстры и успешные учащиеся-правши оцениваются учителями по различным предметам одинаково, однако успешные учащиеся-амбидекстры обладают более высоким уровнем развития отдельных психических познава-тельных процессов по сравнению с успешными учащимися-правшами (табл. 5). Так, они обладают более высоким уровнем развития образного мышления (1 = 2,21; р < 0,05), логического мышления (установление закономерностей, 1 = 2,25; р< 0,05), более высокими темпами выполнения мыслительных операций (фактор В опросника Р. Кеттелла: высокий - низкий интеллект, 1 = 2,50; р < 0,05), а также более высокой скоростью переработки информации (1 = 2,29; р < 0,05).
Таблица 5
Результаты выполнения отдельных интеллектуальных методик успешными учащимися 6 класса, правшами и амбидекстрами
Название методики Успешные учащиеся-амбидекстры Успешные учащиеся-правши
Образное мышление 12,3 ± 3,1 5,3 ± 0,7 *
Установление закономерностей 16,0 ± 1,7 12,0 ± 0,6 *
Фактор В (высокий - низкий интеллект) 3,5 ±0,3 2,1 ± 0,05 *
Скорость переработки информации 1,09 ±0,08 0,87 ± 0,04 *
Примечания. 1. Значения представлены в виде Х±т, где X - среднее значение по выборке; т - средняя ошибка. 2. Условные обозначения уровней достоверности: р < 0,05 - * ; р < 0,01 - ** ; р < 0,001 - *** .
Следовательно, можно говорить о том, что в 6 классе успешные учащиеся-амбидекстры обладают более высокими темпами развития психических познавательных процессов, вероятно, именно с этим связано то, что в средних классах количество успешных учащихся (в процентном соотношении) в группе амбидекстров увеличивается.
Обобщая полученные результаты, можно предположить, что школьная успеваемость учащихся-амбидекстров, прежде всего,
связана с темпами психического развития. Так, в начальных классах темпы психического развития в группе успешных амбидекстров были несколько ниже, чем в группе успешных правшей. Однако в средних классах темпы развития успешных амбидекстров и успешных правшей не просто сравнялись, но и учащиеся-амбидекстры начали развиваться более интенсивно. В результате при сопоставлении динамики успеваемости учащихся-правшей и учащихся-амбидекстров обнаруживается, что если в начальных классах школьная успеваемость была выше в группе успешных правшей (чем в группе успешных амбидекстров), то к 6 классу она становиться одинаковой у успешных учащихся: у правшей и амбидекстров.
Вместе с тем группа неуспешных учащихся-амбидекстров на всем процессе обучения испытывает сложности в решении интеллектуальных задач, можно даже отметить, что в средних классах к трудностям в развитии психических познавательных процессов добавляются трудности, связанные с особенностями развития личностных характеристик. И в более старших классах неуспешные учащиеся-амбидекстры начинают испытывать сложности, связанные со взаимоотношением с окружающими и с адаптацией к изменяющимся требованиям школьной программы.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А.А. Бодалева. - М.: изд-во ин-та практической психологии, 1996.
2. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. - СПб., Речь, 2005.
3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. - Т. 1. - М.: Наука, 1986.
УДК 159.922.8
Г. Ю. Авдиенко, И. Д. Головешкин
Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза
В статье рассматривается проблема адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза. Дается подробная характеристика таких понятий, как «адаптация», «социальная адаптация», «этапы адаптации», «образовательная среда вуза». Анализируется динамика значимости факторов образовательной среды, вызывающих у студентов определенные трудности в процессе обучения.
This article tells about problem f student's adaptation to educational environment of high school. Detailed characteristic such terms as "adaptation", "social adaptation", "periods of adaptation", "educational environment of high school" are given in
35