3. Арменский А.Е. и др. Управление финансами в государственных органах исполнительной власти. М.: Мобиле, 2003.
© Башимова Г. А., Джанмырадова А. Дж., 2024
УДК 338.48
Башимова Г.А.
Преподаватель
Туркменского государственного института экономики и управления.
Комеков Р.Х.
Студент
Туркменского государственного института экономики и управления.
ПРЯМЫЕ НАЛОГИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ ТУРКМЕНИСТАНА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ФИСКАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается прямые налоги, действующие в налоговой системе Туркменистана, и пути повышения их фискальной ценности и анализируется его особенности.
Ключевые слова: налоговая система, Туркменистан.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, устанавливаемый и взимаемый государством с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства, поступающий в Государственный бюджет Туркменистана.
Налог определяется наличием следующих признаков:
категория налогоплательщиков;
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговая ставка (ставки);
сроки и порядок исчисления и уплаты налога.
При установлении налога могут определяться отчетный (налоговый) период, а также предусматриваться налоговые льготы и основания для использования их налогоплательщиком.
2. Налоги, установленные настоящим Кодексом, действуют на всей территории Туркменистана.
3. Пошлины и сборы признаются как особый вид налогов и могут не обладать отдельными признаками налога.
К отношениям по установлению, введению, исчислению и уплате государственных пошлин, таможенных платежей и сборов, не установленных настоящим Кодексом, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за их уплатой, обжалования актов органов, осуществляющих контроль за их уплатой, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, нормы настоящего Кодекса не применяются, если им не предусмотрено иное.
4. Не признаются налогами взносы, вклады и иные платежи, уплачиваемые в силу договоров или иных отношений гражданско-правового характера, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства Туркменистана.
5. Налоги, поступающие в Государственный бюджет Туркменистана, распределяются между Централизованным бюджетом и местными бюджетами в соответствии с Законом Туркменистана «О бюджетной системе». Сборы, установленные настоящим Кодексом, полностью зачисляются в местные бюджеты.
1. Льготы по налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Запрещается предоставление льгот, носящих индивидуальный характер.
2. Налогоплательщик вправе использовать льготы по налогам с момента возникновения правовых отношений и в течение всего периода их действия.
Налогоплательщик вправе не использовать льготы по налогам, а также отказаться от их использования при представлении письменного заявления в соответствующие налоговые или таможенные органы. При этом указанные льготы по налогам, которые налогоплательщик не использовал, не подлежат переносу с прошлых налоговых периодов на будущие налоговые периоды, последующему зачету в счет предстоящих платежей по налогам либо возмещению из бюджета.
Налогоплательщик вправе вновь использовать льготы по налогам при представлении письменного заявления в соответствующие налоговые или таможенные органы, но не ранее календарного года, следующего за годом, в котором он отказался от их использования.
3. Предоставление льгот по налогу не влечет за собой освобождения от выполнения других обязанностей, установленных налоговым законодательством Туркменистана, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
4. За исключением случаев, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом, не допускается включение в договоры положений, по которым:
обязанность по исчислению и расходы по уплате налога перекладываются налогоплательщиком на другое лицо;
на сумму налога увеличивается стоимость реализуемых товаров, работ, услуг;
обязанность производить налогоплательщику возмещение (компенсацию) расходов по уплачиваемому им налогу возлагается на лицо, приобретающее товары (работы, услуги).
1. Налоги исчисляются и уплачиваются в национальной валюте Туркменистана, если иное не установлено законодательством Туркменистана.
Уплата налогов юридическими лицами-нерезидентами Туркменистана, в том числе через налоговых агентов, может осуществляться в иностранной (свободно конвертируемой) валюте.
2. Любая операция в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в национальную валюту Туркменистана по официальному курсу Центрального банка Туркменистана на день совершения операции, а по валютам, по которым отсутствует официальный курс, - по кросс - курсам к доллару США, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Налоговые правоотношения охватывают совокупность прав и (или) обязательств, возникающих в процессе исполнения налогового законодательства Туркменистана между субъектами налоговых правоотношений.
Субъектами налоговых правоотношений являются налогоплательщик, другие лица, через которых налогоплательщик участвует в налоговых правоотношениях, а также уполномоченные органы, указанные в статье 13 настоящего Кодекса.
1. Налогоплательщиками признаются физические и (или) юридические лица, на которых при наличии обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом, возложена обязанность уплачивать определенный налог.
Обязанность по уплате налога налогоплательщиками - участниками товарищества может быть возложена на одного из участников товарищества, осуществляющего деятельность на территории Туркменистана. Налогоплательщики - участники товарищества несут долевую ответственность по
исполнению обязанности по уплате налога. Термин «товарищество» применяется в значении, определенном Гражданским кодексом Туркменистана.
2. Лицо может быть признано налогоплательщиком одного или нескольких налогов.
3. Налогоплательщик может участвовать в налоговых правоотношениях через налогового агента, законного или уполномоченного представителя.
1. Органами, участвующими в налоговых правоотношениях являются:
органы Государственной таможенной службы Туркменистана (далее - таможенная служба); органы Министерства финансов и экономики Туркменистана (далее - финансовые, налоговые органы);
другие уполномоченные органы, участвующие в налоговых правоотношениях. Список использованной литературы:
1. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана. Том I. Учебное пособие для студентов вузов. - Ашхабад. Туркменская государственная издательская служба, 2010.
2. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана. Том II (Приложения). Учебное пособие для студентов вузов. - Ашхабад. Туркменская государственная издательская служба, 2010.
© Башимова Г.А., Комеков Р.Х., 2024
УДК 338.48
Башимова Г. А.
Преподаватель
Туркменского государственного института экономики и управления.
Назарова О.Б.
Студент
Туркменского государственного института экономики и управления.
ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация
В статье рассматривается показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия в рыночной экономике и анализируется его особенности.
Ключевые слова: экономика, финансовое состояние.
В современной экономической литературе финансовое положение предпринимательской организации рассматривается с разных сторон, однако отсутствует единый методический подход к его определению, что затрудняет установление универсальных практических методов анализа. Финансовое положение предприятия - это экономическая категория, отражающая состояние оборотного капитала и способность субъекта хозяйствования поддерживать себя в данный момент времени.
Финансовое состояние предприятия характеризуется составом и распределением денежных средств, структурой ресурсов, скоростью оборачиваемости капитала, способностью предприятия