Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
правовое регулирование / рыночная экономика

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башимова Г. А., Джанмырадова А. Дж

В статье рассматривается правовое регулирование деятельности предприятия в условиях рыночной экономики и основные направления его реализации. и анализируется его особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ»

населения. Большая часть расходов Государственного бюджета направляется на совершенствование системы здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства. Значительную роль в устойчивом развитии страны занимает ее финансово-экономическая система, формирующая сбалансированность денежного обращения, покупательную способность национальной валюты и динамику социально-экономического роста. Обеспечение доступа к финансовым услугам и экономическим ресурсам всех граждан страны представляет важную задачу государственной политики, проводимой Президентом Сердар Бердымухамедовым в финансово-экономической сфере. Ключевую роль в функционировании системы внутренних и международных платежей и расчетов играет банковский сектор, являясь субъектом денежной эмиссии и основным институциональным проводником денежной политики государства, поддерживая и обеспечивая финансовые потоки в стране, развитие экономики. Сегодня эффективно функционирует созданная за годы независимости двухуровневая банковская система, которая представлена Центральным банком Туркменистана и девятью банками различных форм собственности.

Список использованной литературы:

1. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана. Том I. Учебное пособие для студентов вузов. - Ашхабад. Туркменская государственная издательская служба, 2010.

2. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана. Том II (Приложения). Учебное пособие для студентов вузов. - Ашхабад. Туркменская государственная издательская служба, 2010.

© Башимова Г.А., Дурдыева Н.А., 2024

УДК 338.48

Башимова Г.А.

Преподаватель

Туркменского государственного института экономики и управления.

Джанмырадова А.Дж.

Студент

Туркменского государственного института экономики и управления.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается правовое регулирование деятельности предприятия в условиях рыночной экономики и основные направления его реализации. и анализируется его особенности.

Ключевые слова: правовое регулирование, рыночная экономика.

Развитые страны нельзя однозначно отнести ни к первой, ни ко второй модели. Например, США и Великобритания ближе к либеральной экономике, а Германия, Австрия и Швеция ближе к социалистической экономике. Для России больше подходит социально-ориентированная модель экономики, поскольку люди, живущие в командной системе, привыкли к обширной государственной помощи.

Мы не должны забывать, что одним из главных недостатков рыночной экономики является ее нестабильность. С этим согласны даже самые стойкие сторонники. Рыночная экономика развивается циклично, а это означает, что экономический рост периодически прерывается кризисами перепроизводства. Первый такой кризис произошел в 1925 году, и с тех пор кризисы сбили общество с пути устойчивого роста.

Джон Мейнард Кейнс, английский учёный, изучавший природу экономических кризисов, первым разработал теорию государственного регулирования рыночной экономики, и за это он признан одним из величайших экономистов наряду с Адамом Смитом и Карлом Марксом. Доказано, что рыночный механизм не может функционировать без государственного регулирования. решать экономические и социальные проблемы, обеспечивать нормальные условия функционирования рыночного механизма, без влияния государства на функционирование экономических организаций и рыночные условия. Государственное регулирование экономики имеет различные формы: финансовую, денежную, административную. Это связано с недостатками рыночного механизма:

Развитие рыночной экономики обязательно сопровождается концентрацией производства и возникновением монополий. Монополия приводит к стагнации и застою роста. Сегодня считается, что для типичных конкурентных отношений должно быть 8-15 производителей, минимум 4-5. Если 4 производителя (фирмы) контролируют 80% продаж, то рынок монополизирован. Вообще свободная конкуренция — очень редкое явление в современной рыночной экономике, это лишь один из видов рыночной ситуации (конкуренция, монополия и т. д.).

Рыночная экономика - это изучение основных экономических законов: цены, спроса и предложения, конкуренции и т. д. Это система, которая нестабильна из-за своих действий.

Рыночная экономика характеризуется различиями в доходах производителей. Действие рыночного механизма направлено прежде всего на обеспечение эффективности производства, поэтому он создает социальное неравенство; например, действие рыночного механизма означает, что кошка богатого хозяина может получить необходимое ребенку молоко из бедной семьи.

Чтобы изменить ситуацию, общество должно быть вовлечено в функционирование рыночного механизма, и это касается любой модели рыночной экономики. По этому пути пошли, например, США со времен Великой депрессии 1930-х годов. Экономика США 20-го века представляет собой прежде всего либеральную рыночную экономику, в которой важную роль играет правительство на федеральном, местном уровне и уровне штатов. В настоящее время около 4/5 национального продукта поставляется рыночной системой, а остальная часть производится под эгидой государства. Правительство также реализует несколько программ социального страхования и социального обеспечения для распределения доходов в частный сектор экономики. Статистика показывает, что налоги и общие государственные расходы (на закупки товаров и услуг и социальные программы) составляют около 1/3 национального продукта.

Рассмотрим некоторые важные экономические функции государства.

1. Создание правовой базы и благоприятной экономической среды для эффективного функционирования рыночной системы.

2. Защита конкуренции. В основе системы свободного предпринимательства законы спроса и предложения зависят от конкуренции, правительство поощряет и защищает конкуренцию, создавая и обеспечивая соблюдение «правил игры», информируя общественность о рыночных условиях и условиях. помощь в разрешении хозяйственных и экономических споров.

3. Обеспечение макроэкономического баланса и стабильности экономического роста посредством государственной экономической политики: налоговой (определение уровня налогов и государственных расходов), монетарной (регулирование денежной массы), регулирования доходов (от свободного определения заработной платы и цен до директивного контроля), внешнеэкономическая (торговая политика и регулирование валютных курсов).

4. Влияние государственной политики на распределение ресурсов для повышения эффективности производства, известное как микроэкономический аспект.

5. Распределение доходов для обеспечения социальной справедливости: прогрессивное налогообложение, поддержка малообеспеченных слоев населения.

Роль государства в рыночной экономике однажды сформулировал премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон: «Долг правительства состоит в том, чтобы создать условия, в которых людям нелегко поступать неправильно и нелегко поступать правильно». Это правило определяет уровень участия государства в регулировании рыночной экономики с использованием методов бюджетной нагрузки государства (отношение доходов или расходов государственного бюджета к ВВП) и налоговой нагрузки (отношение налоговых поступлений в бюджет и ВВП). Чем выше этот коэффициент, тем выше участие государства в рыночной экономике. Последнее представляет собой функциональное значение, а не фиксированное значение. Согласно методу загрузки бюджета, процветание и рост страны зависят главным образом от того, какую часть ВВП она тратит. Некоторые экономисты считают, что чем больше доля, тем лучше. Другие придерживаются противоположного мнения.

Об адекватности деятельности правительства свидетельствуют результаты выбранной экономической политики, в частности, эффективность распределения и использования финансовых и материальных ресурсов.

Бюджетные средства распределяются государственными чиновниками, которые не рискуют своими деньгами, как частники, и это обязательно влияет на экономическую деятельность, производство и т. д. что приводит к снижению эффективности, что, в свою очередь, снижает инвестиции в будущий экономический рост. В результате возможности экономического роста ограничены. Известно, что увеличение ВВП на 1% за счет налоговых льгот, государственных расходов и дефицита бюджета вызывает при прочих равных условиях 1%-ное снижение экономического роста и потребления.

Об адекватности деятельности правительства свидетельствуют результаты выбранной экономической политики, в частности, эффективность распределения и использования финансовых и материальных ресурсов.

Бюджетные средства распределяются государственными чиновниками, которые не рискуют своими деньгами, как частники, и это обязательно влияет на экономическую деятельность, производство и т. д. что приводит к снижению эффективности, что, в свою очередь, снижает инвестиции в будущий экономический рост. В результате возможности экономического роста ограничены. Известно, что увеличение ВВП на 1% за счет налоговых льгот, государственных расходов и дефицита бюджета вызывает при прочих равных условиях 1%-ное снижение экономического роста и потребления.

Идея состоит в том, что если ставка налога в штате будет меньше 33% дохода, он рухнет, и оптимальная ставка составит 42%. Практика отвергает этот стандарт. Например, в США все налоги на бизнес, включая выплаты по социальному страхованию, не превышают 20% национального дохода, и если исключить из расчетов предприятия, производящие и продающие подакцизные товары (алкоголь, табак и т., то доля налогов и социальных выплат других предприятий никогда не превысит 14% национального дохода.

В России с 1992 года ставки корпоративного налога составляют 60% от прибыли, что является одной из причин экономического спада производства. На основании визуального анализа кривой Лаффера они пришли к выводу, что существует слабая корреляция между темпами роста благосостояния населения и налогами. Опыт мировой экономики этого не подтверждает.

Список использованной литературы: 1. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное пособие. Части

1, II. М.: Соц.-полит. журнал, 1996.

2. Воронин Г.П. Судостроение и флот - трудные времена. М.: Русский биографический институт, 2001.

3. Арменский А.Е. и др. Управление финансами в государственных органах исполнительной власти. М.: Мобиле, 2003.

© Башимова Г. А., Джанмырадова А. Дж., 2024

УДК 338.48

Башимова Г.А.

Преподаватель

Туркменского государственного института экономики и управления.

Комеков Р.Х.

Студент

Туркменского государственного института экономики и управления.

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ ТУРКМЕНИСТАНА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ФИСКАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается прямые налоги, действующие в налоговой системе Туркменистана, и пути повышения их фискальной ценности и анализируется его особенности.

Ключевые слова: налоговая система, Туркменистан.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, устанавливаемый и взимаемый государством с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства, поступающий в Государственный бюджет Туркменистана.

Налог определяется наличием следующих признаков:

категория налогоплательщиков;

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговая ставка (ставки);

сроки и порядок исчисления и уплаты налога.

При установлении налога могут определяться отчетный (налоговый) период, а также предусматриваться налоговые льготы и основания для использования их налогоплательщиком.

2. Налоги, установленные настоящим Кодексом, действуют на всей территории Туркменистана.

3. Пошлины и сборы признаются как особый вид налогов и могут не обладать отдельными признаками налога.

К отношениям по установлению, введению, исчислению и уплате государственных пошлин, таможенных платежей и сборов, не установленных настоящим Кодексом, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за их уплатой, обжалования актов органов, осуществляющих контроль за их уплатой, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, нормы настоящего Кодекса не применяются, если им не предусмотрено иное.

4. Не признаются налогами взносы, вклады и иные платежи, уплачиваемые в силу договоров или иных отношений гражданско-правового характера, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства Туркменистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.