УДК 37.035.6: 35.08
ПРОЯВЛЕНИЯ И ИСКАЖЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Ю. Н. Трифонов
MANIFESTATIONS AND DISTORTIONS OF PATRIOTISM: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT
Yu. N. Trifonov
Аннотация. Актуальность и цели. Произошедшая и продолжающаяся в современный период трансформация всех сфер жизни Отечества как объекта патриотизма, а также последовавшие за этим изменения в теории и практике патриотизма и патриотического воспитания, с одной стороны, способствовали расширению диапазона возможных проявлений патриотизма. С другой стороны, множатся и тиражируются различные его деформации, искажения, антиподы. Цель данного исследования - выработать методологические подходы, позволяющие отличать истинные проявления патриотизма от их видимости и иных «патриотических суррогатов». Материалы и методы. Реализация задач была достигнута за счет оригинального подхода к рассмотрению патриотизма как субъект-объектного отношения. Для отграничения истинных проявлений патриотизма от их искажений использовались диалектический подход и общенаучные методы исследования. Результаты. В работе подробно описаны возможные проявления патриотизма в современных условиях, а также многообразные явления духовной жизни, маскирующиеся под патриотизм, но не имеющие на самом деле с ним ничего общего. Выводы. Предложенная методология исследования патриотизма позволяет выделить важнейшие его разновидности, свидетельствующие о сложности и многогранности данного явления общественной жизни, а также отделить их от различного рода псевдопатриотизма.
Ключевые слова: патриотизм, проявления патриотизма, искажения патриотизма.
Abstract. Background. Occurred and continuing into the modern period, the transformation of all spheres of life of the Fatherland as an object of patriotism, and subsequent changes in the theory and practice of patriotism and patriotic education, contributed, with one hand, the extension of the range of possible manifestations of patriotism. On the other hand, have multiplied and replicated its deformation, distortion, antipodes. The purpose of this study - to develop methodological approaches, the true manifestations of patriotism allowing to distinguish from their visibility and others «patriotic substitutes». Materials and methods. Realization of tasks was reached due to original approach to patriotism consideration as the subject - the object relation. For distinguishing a true manifestation of patriotism from their distortion was used a dialectical approach and scientific methods of study. Results. In work possible manifestations of patriotism in modern conditions, and also the diverse phenomena of spiritual life masking under patriotism, but having actually with it nothing in common are in detail described. Conclusions. The offered methodology of research of patriotism allows to allocate its major versions testifying to complexity and versatility of this phenomenon of public life and also to delimit them from various pseudo-patriotism.
Key words: patriotism, manifestations of patriotism, distortion of patriotism.
Введение
Сложная социально-экономическая ситуация в России и оказываемое на нее внешнеполитическое давление требуют консолидации усилий россиян,
что возможно прежде всего на патриотической основе. Иными словами, наша Родина, как и в былые времена, нуждается в патриотизме своих граждан во всех возможных его проявлениях.
Вместе с тем сложность и противоречивость самого феномена патриотизма, различные трактовки его сути, содержания и значения на практике приводят к тому, что подлинные проявления патриотизма смешиваются с различного рода «патриотическими суррогатами». Действительно, сегодня многие декларируют свою любовь к Отечеству, тогда как сущность и явления (виды) патриотизма понимают по-разному, порой диаметрально противоположно.
Амбивалентность патриотизма обусловлена неоднозначным отношением людей к Отечеству в целом и к различным его сферам. Россия, ее прошлое, настоящее и будущее как объект патриотизма представляет собой диалектически противоречивое системное образование. В связи с этим расширяется диапазон возможных проявлений патриотизма, а с другой стороны, множатся и тиражируются различные его деформации, искажения, антиподы. От них следует отличать истинный (подлинный) патриотизм, зрелые патриотические чувства и убеждения.
В связи с этим важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос об отграничении подлинных проявлений патриотизма от всевозможных его деформаций и искажений.
1. Теоретико-методологические основы исследования проявлений (видов) патриотизма в современных условиях
Приступая к исследованию проявлений патриотизма в современных условиях, отметим, что в многочисленных исследованиях советского периода осуществлялась в основном классификация патриотизма по типам. Признание каких-либо его разновидностей, как правило, не допускалось по причине того, что это могло быть какое-то отклонение, деформация истинного социалистического патриотизма.
Высказывались и в целом верные соображения по данному вопросу. Например, В. В. Макаров выделял следующие виды патриотизма: «технический патриотизм», «культурный патриотизм», «экологический патриотизм» [1]. Однако у него речь шла о типичных разновидностях патриотического сознания, а не патриотизма в целом. Патриотизм же, как известно, не исчерпывается патриотическим сознанием, а включает в себя еще такие элементы, как патриотическое отношение и патриотическая деятельность. Поэтому следует признать узким подход в определении разновидностей патриотизма только в зависимости от патриотического сознания данного субъекта.
Считаем, что в основе исследования основных проявлений (разновидностей) патриотизма в современных условиях должно лежать понимание детерминированности того или иного проявления патриотизма не только соответствующим его субъектом, но и объектом. Поэтому в качестве методологической основы классификации разновидностей (проявлений) патриотизма следует его рассматривать через призму субъект-объектного отношения.
Думается, что можно выделить следующие типичные субъекты и соответствующие им проявления (виды) патриотизма:
- личность;
- социальная группа, образованная по демографическому, территориальному, профессиональному и иному признаку (молодежь, ветераны, земляки, служащие и т.д.);
- класс и этнос (нация);
- народ данной страны.
Таким образом, носителями патриотического общественного сознания выступают субъекты различных уровней - социальные группы, общественные организации и т.п. Но прежде всего патриотическое сознание общества во всем своем многообразии воплощено в сознании реальных конкретных личностей. Все указанные нами субъекты не только являются носителями патриотического сознания, но и одновременно творят его на уровне общественной патриотической психологии и идеологии. В этом смысле патриотическое сознание создается, реализуется всей многосторонней деятельностью субъектов данного общества людей.
Наличие объекта патриотизма, на наш взгляд, обусловливает следующие его проявления (разновидности):
- патриотизм, определенный пространственно-территориальными характеристиками, включающий в себя патриотизм по отношению к стране -общероссийский (государственный) патриотизм, а также региональный (местный) патриотизм (школы, завода, города, района, области, республики);
- патриотизм, направленный на совершенствование конкретной сферы (среды) Отечества - политической, экономической, социальной, культурной, природной (экологический патриотизм) и т.д.;
- патриотизм, определенный временными характеристиками: культурно-исторический патриотизм; политико-идеологический патриотизм, направленный на определенный образ будущего Отечества, и т.д. [2].
Предложенная классификация патриотизма, базирующаяся на выделении его субъекта и объекта, позволяет увидеть это многогранное социальное явление во всей полноте и органическом единстве и тем самым подтвердить, что всякое общее существует не иначе, как в особенном и единичном. Поэтому и патриотизм в реальной жизни представлен как совокупность многих разновидностей. В связи с этим имеет большое научное и практическое значение их обоснованная классификация.
При этом следует особо выделять общенародное содержание патриотизма: любовь к родной земле, заботу о сохранении и чистоте родного языка, гордость за достижения страны в науке, культуре, технике, военном деле и т.д. - все, что составляет национально-этнический аспект этого социокультурного феномена. Помимо национально-этнического имеется также общедемократическое содержание (права и свободы человека, принципы демократии, идеалы правового государства и т.д.), и все это вместе определяет патриотизм как важнейший интегрирующий фактор, способный консолидировать общество.
С учетом сложности переживаемого Россией исторического периода наше общество, как представляется, должно прийти к признанию приоритета за державным (государственным) патриотизмом, который понимается как патриотизм, направленный на страну, ее людей, историю, землю и т.д.
Однако на сегодняшний день достаточно распространены попытки умалить значение державного патриотизма. При этом представители либеральной оппозиции в современной России заявляют о своей борьбе с «путинским режимом» и поэтому негативно оценивают возможные проявления патриотизма в условиях якобы тоталитарного государства. Всех, кто поддержи-
вает руководство страны в защите национальных интересов, называют «патриотами», вкладывая негативный, уничижительный смысл в это понятие. Более того, пытаясь его дискредитировать, ввели в оборот (на «западный» манер) такой термин, как «треш-патриот».
При этом для обоснования своей позиции используется методологическая уловка, основанная на отождествлении любви к Родине и любви к государству. Вот, например, характерное утверждение: «Когда-то патриотами назвали людей, заботящихся о благе своей страны. Однако в России и других тоталитарных странах "патриотами" называются беззаветно преданные холуи царя, вождя, фюрера» [3].
Как видно, автор этих строк безапелляционно причисляет современную Россию к тоталитарным государствам (единственное, что непонятно - кем ему представляется Президент РФ В. В. Путин - царем, вождем или фюрером). При этом все переворачивается с ног на голову, так как на самом деле в России и раньше, и сейчас патриотами называют людей, заботящихся о благе своей страны, и лишь политические оппоненты пытаются дискредитировать понятие «патриот», ставя знак равенства между ним и политическим холуйством.
Относительно предъявляемых претензий приведем слова Б. С. Эбзеева о том, что дух гражданственности, основой которого является осознание народом ценности государственного бытия, социальной необходимости тягот, возлагаемых таким бытием, проникновение в смысл общего блага и готовность нести тяготы во имя его достижения, заключается в любви и преданности России и доверии к отечественной государственности и ее конституционному строю [4].
Нами разделяется мнение о том, что доминирующей характеристикой российской политической культуры выступает архетип державности. В современных условиях одной из консолидированных ценностей большинства россиян остается идея государственности, а в массовом сознании граждан приоритетное место, по-прежнему, занимают государственнические ценностные ориентации [5].
Наряду с нигилистическим столь же вредным, непродуктивным и противоположным подходом является подход апологетический, заключающийся в провозглашении необходимости проявления государственного патриотизма безотносительно к тому, в каком государстве живут люди, на что направлена его политика, каковы ее цели и методы достижения и т.д. Очевидно, что весьма цинично будут звучать призывы любить государство с диктаторским, антинародным режимом и т. п. Подчеркивая важность государственного патриотизма, нельзя его абсолютизировать.
Патриотизм, обусловленный пространственными характеристиками, в соответствии с которым мы и определяем державный (государственный) патриотизм, имеет и иной уровень. Территория государств состоит из регионов, являющихся самостоятельными объектами патриотизма, и, соответственно, им адресован региональный (местный) патриотизм.
Следует подчеркнуть, что любовь к «малой» Родине носит не только эмоциональный, но прежде всего практический характер, крайне необходимый для возрождения всей страны. От благополучия «малых родин» зависит благополучие России. Нацеливая людей на необходимость проявления мест-
ного (регионального) патриотизма, важно не допустить возможности его перехода в свою противоположность.
Патриотизм подлинный, не имеющий ничего общего с декларативным патриотизмом, проистекает из глубокого чувства сыновней любви к своему Отечеству, его историческому прошлому, традициям, культуре, к нашим корням и деяниям предков. Гордость за поступки и вещи, имеющие непреходящее значение, а не показная приверженность элементам быта, обычаев, фольклора и т.д. - именно так следует рассматривать культурно-исторический патриотизм, тесно связанный с государственным патриотизмом. Он обращен ко всему лучшему в прошлом Отечества.
Имеется огромное поле деятельности для людей, исповедующих культурно-исторический патриотизм. Невозможно назвать ни одной области культуры, которая не была бы представлена громким русским именем. Очень важно сегодня показывать наши духовные корни, заложенные в былинах, летописях, преданиях, иконописи.
С помощью данного вида патриотизма наиболее полно раскрываются его консолидирующая и воспитательная функции. У нас единая история, которая должна объединять, а не разъединять людей по каким-либо мотивам. По данному вопросу в Послании Президента РФ Федеральному Собранию подчеркнуто: «Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917 и даже не с 1991 г., что у нас единая, неразрывная, тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития» [6].
Таким образом, подлинный патриотизм имеет глубокие исторические корни, питается традициями и культурой прошлого.
Особая необходимость заключается в научном признании термина «этнический патриотизм». Дело в том, что противоположная точка зрения имела и продолжает иметь своих сторонников. Так, один из авторов, сомневающийся в праве на существование русского патриотизма, вопрошает о том, можно ли в многонациональной стране культивировать национальный патриотизм? Более того, именно в нем, а не в пропаганде насилия и порнографии, он видит угрозу скрепам российского общества [7]. Таким образом, нам открыто говорят о том, чтобы русские не были патриотами. Хотя известный демократ Н. Г. Чернышевский писал в свое время: «... Каждый народ отличается от других особым языком и особым национальным патриотизмом» [8].
Патриотизм на этническом этапе развития народа представляет собой любовь к своему Отечеству, к своему народу и убежденность, что свои нужды и проблемы народ может удовлетворять и решать за счет своих внутренних природных и человеческих ресурсов и путем сотрудничества с другими народами [9].
Русский патриотизм имеет более чем тысячелетнюю историю. Во все времена были патриоты земли русской: Александр Невский, Пересвет и Ослябя, Петр I, А. Суворов, А. Брусилов, Г. Жуков. Их миллионы, и каждое новое поколение будет рождать новые имена. Опасения культивирования национального патриотизма в многонациональной стране могут привести к появлению патриотизма «Иванов, не помнящих своего родства».
Среди аргументов в пользу признания этнического патриотизма в качестве самостоятельной разновидности выделим следующие:
1) существует самостоятельный субъект патриотизма - нация (этнос). Особенное в его деятельности и наполняет конкретным содержанием понятие национального патриотизма;
2) в пространственно-территориальной структуре Отечества наличествуют такие региональные объекты, как национальные республики, автономные округа и автономные области.
Следовательно, жители национально-государственных и национально-административных образований России имеют возможность проявлять патриотизм в адрес своего объекта. Например, шахтер Воркуты трудится на благо республики Коми, а следовательно, и на благо всей России.
Таким образом, на наш взгляд, именно в этническом патриотизме наиболее полно представлена диалектическая связь общего и особенного.
В литературе высказываются соображения относительно иных разновидностей патриотизма. Так, И. А. Барциц размышляет о перспективах реализации в нашей стране доктрины «конституционного патриотизма», под которым он понимает «патриотизм, основанный не на общности истории или общности этнического происхождения, а на общих, разделяемых всеми принципах, зафиксированных в конституции» [10].
Как видно, автор допускает необоснованное противопоставление, заявляя, что данный вид патриотизма основывается не на общности истории или общности этнического происхождения. Согласиться с данным утверждением вряд ли возможно, так как любая разновидность патриотизма не отрицает другой ее вид (форму, проявление). Поэтому и конституционный патриотизм не вправе противопоставляться этническому, культурно-историческому или какому либо иному виду патриотизма.
Привлечь внимание читателя к ценностям и традициям российского «сознательного патриотизма» в своих очерках пытается А. С. Ципко. По его мнению, сущностная характеристика сознательного патриотизма состоит в его исходных цивилизационных основаниях, в его признании, что ему ценно и важно в российской жизни, что соотносится с ценностями европейской культуры, и что его духу противно то, что им противоречит [11].
Однако, на наш взгляд, обоснование так называемого «сознательного патриотизма» порождает вопросы о возможности «несознательного или бессознательного патриотизма».
При этом «сознательный патриотизм» как патриотизм духа А. С. Ципко противопоставляет патриотизму почвы, на позициях которого, кстати, по его собственному признанию, находится И. Чубайс. В своей книге на этот счет он пишет следующее: «В России всегда существовал патриотизм почвеннический, он предполагал уважение ко всем ближним и дальним странам, но особые чувства, особое отношение формировал к своим соотечественникам, где бы они не находились, к своему языку, истории, культуре. Почвеннический патриотизм... и есть тот ракурс рассмотрения, который принимает автор» [12].
По поводу данного признания заметим, что трудно себе представить, когда в мировоззрении конкретного человека вполне себе совмещаются ценности либерализма и почвенничества.
Таким образом, наличие субъектов и объектов патриотизма обусловливает достаточно широкую палитру его проявлений (разновидностей).
2. Методология исследования антиподов патриотизма
Исследование антиподов патриотизма в современных условиях необходимо для того, чтобы не допускать их отождествления с подлинным патриотизмом и четко понимать, в каких случаях имеет место патриотизм в той или иной его форме (виде), а когда налицо то или иное отклонение, искажение, деформация патриотизма.
Явления, как известно, следует отличать от видимости - искаженного образа. Видимость же своей патриотической позиции пытаются создать многие, маскируя тем самым свою настоящую позицию.
Подчеркнем, что диапазон такого рода видимостей, а по сути, отклонений от патриотизма достаточно широк, начиная от «ура-патриотизма» и заканчивая его полным антиподом - антипатриотизмом.
Анализируя сложившиеся формы патриотического сознания в современном российском обществе, можно сделать вывод о том, что между полюсами «ура-патриотизма» и «антипатриотизма» имеется еще множество переходных форм. Речь идет о различных духовно-практических явлениях, связанных с патриотизмом, но имеющих противоположную ценностную направленность. Так, к числу искаженных и превращенных форм патриотического сознания относятся, с одной стороны, патриотический фанатизм, «ура-патриотизм», ложный «антипатриотизм» и т.п., а с другой стороны, - патриотический индифферентизм, патриотический нигилизм, контрпатриотизм, «лжепатриотизм» и т.п. Все они, независимо от своего содержания, представляют собой односторонний, метафизический подход к сущности патриотизма, абсолютизируя, доводя до крайности тот или иной его аспект [13].
Поэтому опасен и вреден отход от патриотизма в ту или иную сторону -в направлении антипатриотизма или «ура-патриотизма».
Суть и контрпродуктивность антипатриотизма достаточно очевидны, даже если его объясняют благовидными мотивами. Очевидно, что если в Отечестве что-то не так, то это еще не является основанием для того, чтобы занимать антипатриотическую позицию, метафизически отрицая при этом возможную, а зачастую и необходимую любовь к Родине. Истинный патриотизм как раз и заключается в стремлении исправить ситуацию к лучшему.
Не многим отличается от антипатриотизма патриотический нигилизм, представляющий собой отрицание позитивной ценности Родины как таковой; т.е., в отличие от специфичной для антипатриотизма ненависти к Родине, здесь имеет место отрицание особого и незаменимого ее места в системе ценностей личности и общества.
Весьма опасен лжепатриотизм, маскирующийся под патриотизм. Так, в недавно вышедшей монографии дается оценка такому проявлению лжепатриотизма бизнес-организаций, как «офшоризация» российской экономики [14].
При этом следует давать должную оценку не только отрицанию любви к Родине в любой форме, но и другой крайности - безмерному возвышению ее заслуг и достижений. При определенных условиях общественной жизни существует опасность вырождения патриотизма в маниакальную одержимость в виде патриотического фанатизма, или патриомании.
Заметим, что проявления «ура-патриотизма» также широко известны, достаточно вспомнить примеры необоснованного восхваления всего отечественного и отрицания зарубежного.
Вместе с тем в настоящее время данная проблема получила новое звучание в связи с санкционной политикой США и стран Европейского Союза и необходимостью решать задачу по импортозамещению товаров. При этом решение данной задачи по сути своей является весьма патриотической.
Один из аргументов идеологов мнимого патриотизма состоит в том, что якобы патриотизм - это чувство любви к Родине, которое присуще всякому нормальному человеку, но при этом не выставляемое на показ. Например, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» А. Венедиктов внушает слушателям, что де «патриотизм - это очень интимное чувство, и нечего им размахивать, как бюстгальтером» [15].
Но если согласиться с тем, что любовь к Родине интимна, то следует скрывать это чувство. В результате о нем никто не будет знать, так как оно никак не проявляется, т.е. патриотизма, по сути дела, нет вообще. Но разве был интимен патриотизм защитников Руси на протяжении всей ее истории, скрывали ли они свою любовь к Отечеству? Любовь любви рознь - одну скрывают, другая сама о себе заявляет. Например, когда создают семью, то любовь не прячут. Общепризнано, что настоящий патриот не только открыто говорит о своей любви к Родине, но и смело действует на ее благо. Причем главное в патриотизме - не слова о признании в преданности, а конкретные дела. Так, И. А. Ильин в любви к Родине выделял необходимость «исповедовать ее, и доказывать ее делами, полными энергии и преданности» [16]. Если пытаются доказать, что о любви к Отечеству не обязательно говорить вслух, то о ней будут «говорить» конкретные действия человека.
Истинная цель внедрения в общественное сознание понятия «интимного патриотизма», на наш взгляд, - ликвидировать подлинный патриотизм россиян.
Наша страна сегодня особенно нуждается в патриотическом труде всех граждан, и в первую очередь - политических руководителей, государственных и муниципальных служащих. Его нужно проявлять во всех областях: хозяйственно-экономической, управленческой, законотворческой, оборонной и т.д. Ценность служения Отечеству только увеличится, если оно совершается бескорыстно - вне зависимости от каких-либо материальных расчетов, соображений престижа и т. д.
Заключение
Таким образом, рассмотрение патриотизма как субъект-объектного отношения позволяет выделить важнейшие его разновидности, свидетельствующие о сложности и многогранности данного явления общественной жизни. При этом все виды патриотизма должны быть гармонично взаимосвязаны и дополнять друг друга.
Указанный методологический подход также позволяет выявить многообразные явления духовной жизни, маскирующиеся под патриотизм, но не имеющие на самом деле с ним ничего общего.
Список литературы
1. Макаров, В. В. Отечество и патриотизм: логико-методологический анализ / В. В. Макаров. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1988. - С. 130-131.
2. Трифонов, Ю. Н. К вопросу о патриотизме как субъект-объектном отношении / Ю. Н. Трифонов // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». - 1996. - № 2. - С. 87-90.
3. иЯЬ: http://maxpark.com/community/politic/content/2066120
4. Эбзеев, Б. С. Конституция, государство и личность в России: философия российского конституционализма / Б. С. Эбзеев // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 11. - С. 7.
5. Милюкова, О. Этакратизм российского массового сознания / О. Милюкова, А. Федотов // Власть. - 2012. - № 7. - С. 10.
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года // Российская газета. - 2012. - 13 декабря.
7. Левенштейн, М. Н. Там, за горизонтом / М. Н. Левенштейн // Новая тамбовская газета. - 1996. - 15 марта.
8. Чернышевский, Н. Г. Полное собрание сочинений : в 15 т. / Н. Г. Чернышевский. -М. : Госполитиздат, 1953. - Т. 10. - С. 831.
9. Бородин, Е. Т. Русская идея есть идея русского патриотизма / Е. Т. Бородин // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 6. - С. 269.
10. Барциц, И. А. Доктрина «конституционного патриотизма» (российские мечтания по мотивам европейского идеала с германскими корнями) / И. А. Барциц // Государственная служба. - 2013. - № 5. - С. 9.
11. Ципко, А. С. Ценности и борьба сознательного патриотизма / А. С. Ципко. - М. : Изд-во ЛКИ, 2009. - С. 157.
12. Чубайс, И. Разгаданная Россия. Что же будет с Родиной и с нами. (Опыт философской публицистики) / И. Чубайс. - М., 2005. - С. 3-4.
13. Трифонов, Ю. Н. Глобализация и патриотизм: союзники или враги / Ю. Н. Трифонов // Политическое управление. - 2014. - № 2 (8). - иКЬ: http://www. политуправление. рф
14. Бизнес и патриотизм : моногр. / А. В. Завражин, А. М. Герасимов, Ю. А. Давыдова, О. А. Зеленский, Е. В. Илларионова, О. З. Муштук, Л. П. Сидоренко, А. С. Фомина, И. В. Шубина. - М. : Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2014. - 214 с.
15. Венедиктов, А. Патриотизмом нельзя размахивать, как нижним бельем / А. Венедиктов // Аргументы и Факты. - 2015. - 22 апреля.
16. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. - М. : Республика, 1993. -С. 228.
Трифонов Юрий Николаевич
кандидат философских наук, доцент, кафедра государственной и муниципальной службы, Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: liony12345 @rambler.ru
Trifonov Yuriy Nikolaevich
candidate of philosophical sciences,
associate professor,
sub-department of state
and municipal service,
Tambov branch of the Russian presidential
Academy of National Economy
and State Service under the President
of the Russian Federation
УДК 37.035.6: 35.08 Трифонов, Ю. Н.
Проявления и искажения патриотизма: теоретико-методологический аспект / Ю. Н. Трифонов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 3 (15). - С. 241-249.