Кузьмин А.В.
к.и.н, доцент кафедры политических наук Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов, Россия Трифонов Ю.Н.
к. ф. н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА: ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация: Внешнеполитическая и внутренняя ситуация в современной России актуализируют проблемы государственной политики по формированию патриотизма россиян. При этом для того, чтобы данное направление политики государства реализовывалось достаточно эффективно, нужно иметь четкое понимание следующих вопросов: а) что именно формировать, б) почему необходимо формировать, и в) как и в каком направлении формировать. Авторами предпринята попытка дать ответы на данные вопросы через призму актуализирующих тему патриотизма проблем.
Ключевые слова: патриотизм, антиподы патриотизма, формирование патриотизма, государственная политика по патриотическому воспитанию.
Kuzmin A.V.,
PhD in History
Tambov branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration
Tambov, Russia Trifonov Y.N.,
candidate of philosophical Sciences, associate Professor, Tambov branch of the Russian presidential academy of national economy
and public administration, Tambov, Russia
FORMATION OF PATRIOTISM: OPPORTUNITIES OF PUBLIC
POLICY
Abstract: The foreign policy and the internal situation in Russia actualize public policy issues on formation of patriotism of the Russians. At the same time to this area of policy it was implemented effectively, you need to have a clear
understanding of the following questions: a) what form, and b) why it is necessary to form, and c) how and in what direction to form. The authors attempt to answer these questions through the prism of actualizing the theme of patriotism problems.
Keywords: patriotism, patriotism antipodes, the formation of patriotism, government policy on patriotic education.
Государственная политика по патриотическому воспитанию граждан, особенно молодых, имеет глубокие исторические корни. Действительно, данное направление деятельности государства возникает с появлением первых государств. Дело в том, что любое государство, особенно в период своего становления, нуждается в мирном, а, зачастую, и ратном труде собственного народа, без чего оно просто не может состояться в качестве суверенного.
Тем самым, государство занималось, занимается и будет заниматься (в той или иной степени) формированием у населения любви к Родине. Не исключением, а как раз правилом на этот счет практически всегда выступало российское (советское) общество и государство.
В связи с этим следует подчеркнуть те факторы, которые актуализируют тему патриотизма в настоящее время. К их числу, на наш взгляд, относятся следующие обстоятельства.
Во-первых, стремление США и ее западных партнеров изолировать Россию, ослабить ее экономически, политически и духовно, сформировать негативный имидж нашей страны, обвинить ее в аннексии Крыма, поддержке «сепаратистов» и даже прямой агрессии на Востоке Украины. Фактически речь идет о создании образа врага в лице российского государства и россиян. Это все сопровождается разжиганием русофобии, национальной ненависти к русским, принижением роли нашей страны в мировой истории.
С этим, во-вторых, напрямую связано наличие в нашей стране определенной части населения, разделяющей позицию внешних оппонентов. Представители либеральной оппозиции проводят очередную атаку на
патриотизм, искажая его сущность и принижая значение. Всех, кто поддерживает руководство страны в защите национальных интересов, называют «патриотами», вкладывая негативный, уничижительный смысл в это понятие. Более того, пытаясь его дискредитировать, ввели в оборот такой термин, как «треш-патриот» (опять таки на западный манер).
В-третьих, попытки изоляции России осуществляются в контексте очередного витка глобализации. При этом очевидно, что глобализационные процессы объективно влияют на такой срез общественного и индивидуального сознания, как его патриотическая составляющая. Взаимовлияние этих социальных феноменов порождает вопрос о том, не утрачивает ли патриотизм свою былую ценность в условиях глобализирующегося мира. Ответ на этот вопрос также требует теоретического осмысления и соответствующей аргументации.
В-четвертых, тема патриотизма объективно привлекает повышенное внимание в связи с большой исторической датой - 70-летием победы советского народа в Великой Отечественной войне. Данное событие является прекрасной возможностью обратиться к теме любви к Родине и готовности ее защищать. Однако выше названные обстоятельства порождают спекуляции и даже кощунства по поводу данной священной темы.
Сказанное свидетельствуют о необходимости проведения государственной политики по формированию патриотизма граждан Российской Федерации с учетом сложившейся ситуации. При этом для того, чтобы данное направление политики государства реализовывалось достаточно эффективно, нужно иметь четкое понимание следующих вопросов: а) что именно формировать, б) почему необходимо формировать, и в) как и в каком направлении формировать.
Попытаемся последовательно рассмотреть эти вопросы. Причем попробуем это сделать через призму тех актуализирующих тему патриотизма проблем, о которых мы сказали ранее.
Ответ на первый вопрос, казалось бы, вполне понятен - речь идет о формировании у граждан патриотизма. Но дело в том, что суть понятия «патриотизм», при всей его кажущейся очевидности, является, тем не менее, достаточно сложным для уяснения и поэтому порождает постоянные дискуссии. Как отмечает Д.А. Карманова, в социальной практике наблюдается расхождение в понимании этого явления различными социальными группами и слоями общества [6, с.3].
Казалось бы, что здесь обсуждать - достаточно поставить знак равенства между патриотизмом и любовью к Родине - и дискуссия окончена. Однако так упрощать эту тему нельзя ни с теоретической, ни с практической точек зрения. Осуществим краткий анализ наиболее распространенных трактовок патриотизма и покажем имеющиеся в них недостатки.
Общеизвестно, что в первом приближении под патриотизмом понимается именно любовь к Отечеству. Как отмечает И.И. Кондрашин, наиболее распространен подход, определяющий патриотизм с точки зрения такого социального чувства, как любовь к Отечеству, что в значительной степени предопределяется этимологией самого термина «патриотизм» [7, с.20].
Безусловно, в основе патриотизма лежит такое высокое чувство, как любовь к Родине. Вместе с тем, следует согласиться с Т.В. Беспаловой в том, что чувственная форма патриотизма, содержащаяся во всех понятийных формулировках, является одним из уровней осмысления онтологической значимости патриотизма и не отражает его целостного содержания [1, с.11]. Ограничивая патриотизм только любовью к Родине, авторы, к сожалению, не показывают глубину и многогранность этого феномена. Дело в том, что патриотические чувства - это лишь часть патриотического сознания, которым, в свою очередь, не исчерпывается патриотизм, как комплексное духовно-практическое образование.
Тем самым, основным существенным недостатком рассматриваемого понимания патриотизма является нарушение соразмерности: сведение его лишь к социальным чувствам (любви, гордости, преданности и т.д.) сужает
определение, поскольку исключает из него такие существенные элементы, как патриотическое отношение и патриотическая деятельность.
Узость и определенная практическая вредность данной трактовки патриотизма заключается и в том, что такое его понимание может привести к абстрактной, отвлеченной, мечтательной, бездеятельной, либо же слепой любви к своей Родине, которая противопоставляется другим странам. Поэтому отождествление патриотизма и любви к Отечеству все-таки не вполне допустимо.
Некоторые авторы выделяют рационально-идеологический уровень патриотизма, но в урезанном варианте: «Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [22, с.358]. Здесь, как видно, акцент сделан на нравственном и политическом принципах, определяющих отношение людей к своей стране, и, тем самым, принижена роль правовых, эстетических и иных составляющих патриотизма.
Приведенные примеры касаются того, что при определении патриотизма допускаются неумышленные ошибки. Это обусловлено сложностью и многогранностью определяемого феномена, в результате чего вполне возможно не вполне верное его отражение и осмысление.
Значительно хуже, когда осуществляется вполне осознанное искажение сути патриотизма, его подмена. Причем характерно, что о подмене патриотизма заявляют, как правило, как раз те, кто этой подменой и занимается. Например, в сети Интернета весьма распространены утверждения приверженцев европейского мышления (как они себя позиционируют) о том, что «в России патриот должен в любом случае свою страну любить. Чтобы она с ним не делала, как бы не пыталась унизить или лишить достойной жизни. В Европе, патриот - это человек, критически оценивающий реальность и постоянно участвующий в преобразовании окружающей действительности!!! Чувствуете разницу??? А ведь именно из-
за подмены понятий в России гипертрофированный страх говорить то, что думаешь о государстве и о людях, представляющих это государство» [13].
На самом деле автор этого утверждения - некая Н.А. Ковалева - сама допускает подмену понятий, собрав «все в кучу»: и упреки российскому государству в желании унизить или лишить достойной жизни своих граждан, и отказ россиянам в критической оценке реальности и участии в ее преобразовании, и отождествление страны и государства, любви к Родине и любви к государству и т.д.
На самом деле нужно не отрицать Родину за то, что не созданы условия для достойной жизни, а создавать их, действовать в данном направлении. В связи с этим В.В. Путин подчеркивает: «Нам необходимо новое государственное сознание. В центре которого - создание в России лучших, наиболее конкурентоспособных условий для жизни, творчества и предпринимательства. В этой логике должна быть построена деятельность всего государственного аппарата» [17].
По мнению Т.А. Евлаповой, смысл патриотического воспитания заключается в том, что необходимо любить любую родину, как мать, - какая она есть, такая и есть [4, с.130]. Соглашаясь с этой мыслью по существу, добавим, что любовь к Родине включает в себя и стремление сделать ее лучше и краше.
Заметим, что отождествление любви к Родине и любви к государству является весьма расхожим у тех, кто упрекает в подмене понятий, сам этим занимаясь. Вот, например, характерное утверждение: «когда то патриотами назвали людей, заботящихся о благе своей страны. Однако в России и других тоталитарных странах «патриотами» называются беззаветно преданные холуи царя, вождя, фюрера» [32].
Как видно, автор этих строк безапелляционно причисляет современную Россию к тоталитарным государством (единственное, что не понятно - кем ему представляется Президент РФ В.В. Путин - царем, вождем или фюрером). При этом все переворачивается с ног на голову, так как на самом
деле в России и раньше и сейчас патриотами называют людей, заботящихся о благе своей страны, и лишь политические оппоненты пытаются дискредитировать понятие «патриот», ставя знак равенства между ним и политическим холуйством.
Появлению многих деформаций, искажений, а то и антиподов патриотизма способствуют высказывания о том, что патриотизм - понятие сложное, и каждый понимает его по-своему. Соглашаясь с тем, что это сложное явление, мы не можем допустить его понимания так, как это делали Отрепьев, Власов и другие изменники Родины. Это, наконец-то, должны понять те, кто вольно или невольно разделяет мнение внешнеполитических противников России, и, тем самым, фактически становится на путь предательства интересов Отечества.
Далее отметим, что любое определение, безусловно, не может быть исчерпывающим. Однако оно должно содержать основные характеристики предмета, прежде всего, включать его основные компоненты.
Отметим, что и по вопросу о структурных элементах патриотизма также нет единого мнения. Например, И.В. Цветкова утверждает, что патриотизм включает в себя несколько аспектов: эмоционально-волевой, рациональный, мировоззренческий [25, с. 45]. Однако, на наш взгляд, автор выделил аспекты не патриотизма как системного образования, а лишь одного из его составляющих - патриотического сознания.
Более верным представляется мнение Р.Я. Мирского о том, что «...патриотизм в структурном отношении состоит из трех взаимосвязанных, взаимообусловленных и находящихся в диалектическом единстве компонентов: патриотического отношения, патриотического сознания, патриотической деятельности» [11, с.9].
Вместе с тем, считаем, что эта структура адекватно отражала сущность данного явления в реальной действительности недалекого прошлого. Однако на сегодняшний день ее нельзя признать исчерпывающей. Не углубляясь в анализ многочисленных объективных и субъективных причин, приведших в предыдущие годы к значительному снижению уровня патриотического
сознания наших соотечественников, считаем правомерным и даже необходимым выделение в качестве самостоятельного еще одного элемента патриотизма, который призван изменить положение дел к лучшему. Таким элементом, на наш взгляд, можно признать патриотические организации (государство в целом, и институты государственной службы и муниципальной службы, в частности, а также молодежные, творческие и иные организации), цель и задачи которых - всемерно способствовать формированию патриотизма граждан нашей страны.
Таким образом, представляется, что патриотизм структурно состоит из четырех элементов: патриотического сознания, патриотического отношения, патриотической деятельности и патриотических организаций.
Не претендуя, разумеется, на завершенность, с учетом проведенного анализа различных точек зрения, имеющихся в литературе, нам представляется возможным дать следующее определение. Патриотизм - это положительное отношение людей к своему Отечеству, выраженное в чувствах и идеях любви к нему, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого участвуют государственные и общественные организации.
Подчеркнем, что наличием патриотических взглядов и иных духовных образований патриотизм не исчерпывается. Истинный патриотизм - это любовь к Родине в действии, в конкретных словах и делах. Тем самым, определяющей является деятельная сторона патриотизма, так как именно здесь происходит трансформация чувств и идей в конкретные дела. Патриотическая деятельность является своеобразным результатом достигнутых эмоциональной и рациональной сторон патриотизма, в соответствии с чем можно судить о настоящем отношении человека к Отечеству.
Именно патриотизм в действии не угоден тем, кто стремится пересмотреть историю нашей страны, изменить психологию людей. С этой целью ставится под сомнение само патриотическое поведение человека. Так,
в общественное сознание активно внедряется такая мнимая его разновидность как «интимный», «скрытый патриотизм». О нем активно вещали и продолжают вещать некоторые средства массовой информации, рассуждают известные политики и общественные деятели. Например, А.Н. Яковлев в свое время утверждал: «Настоящему патриоту как-то неловко убеждать других, что он любит Родину» [31].
Перед нами образчик «интимного патриотизма», представленный в несколько завуалированной форме. Следует проторенной дорожкой «скрытой» любви к Родине и А. Хворостов: «... и в сталинские, и в брежневские времена партийные чиновники пытались научить любить Родину из-под палки. Добились, увы, обратного. Так стоит ли повторять печальный опыт?» Автор убежден в отрицательном ответе, так как считает, что «любовь - дело не государственное, а интимное» [23].
Вместе с тем, очевидно, что Великих Побед не добиваются любовью из-под палки. Это особенно ясно в отношении победы советского народа в Великой Отечественной войне, 70-летие которой отмечает все прогрессивное человечество. Кстати, это показатель того, к какой части человечества следует отнести тех, кто под различными предлогами ставит под сомнение вклад в эту победу, который внес именно СССР.
И, с другой стороны, если согласиться с тем, что любовь к Родине интимна, то следует скрывать это чувство. В результате о нем никто не будет знать, так как оно никак не проявляется. То есть патриотизма, по сути дела, нет вообще. Но разве был интимен патриотизм защитников Руси на протяжении всей ее истории, скрывали ли они свою любовь к Отечеству? Любовь любви рознь - одну скрывают, другая сама о себе заявляет. Например, когда создают семью, то любовь не прячут. Общепризнано, что настоящий патриот не только открыто говорит о своей любви к Родине, но и смело действует для ее блага. Причем, главное в патриотизме - не слова о признании в преданности, а конкретные дела. И, если пытаются доказать, что
о любви к Отечеству не обязательно говорить вслух, то о ней будут «говорить» конкретные действия человека.
В любви к Родине И.А. Ильин выделял необходимость «исповедывать ее, и доказывать ее делами, полными энергии и преданности» [5, с.228].
Истинная цель внедрения в общественное сознание понятия «интимного патриотизма», на наш взгляд, - ликвидировать подлинный патриотизм россиян. Именно с таких позиций следует подходить при анализе проводимых в нашей стране реформам и иным преобразованиям - судить не только по обещаниям государственных и политических деятелей, но и по конечным результатам. Выражением истинных чувств патриотизма является конструктивная критика допущенных ошибок. На злобу дня сегодня звучат мысли, высказанные П.Я. Чаадаевым: «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами... Я люблю мое Отечество, ... полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия» [26, с.157].
Наша страна сегодня особенно нуждается в патриотическом труде всех граждан, и, в первую очередь, - политических руководителей, а также государственных и муниципальных служащих. Его нужно проявлять во всех областях: хозяйственно-экономической, управленческой, законотворческой, оборонной и т.д. Ценность служения Отечеству только увеличится, если оно совершается бескорыстно - вне зависимости от каких-либо материальных расчетов, соображений престижа и т.д.
При этом следует подчеркнуть, что, с одной стороны, патриотическая деятельность служит критерием первых двух структурных элементов патриотизма, а, с другой стороны, оказывает обратное воздействие на воспитание любви и должного отношения к Родине, как на рациональном, так и на эмоциональном уровне.
Итак, отвечая на вопрос - что формировать, скажем, что в данном случае речь идет о патриотизме, в основе которого лежит патриотическое
сознание, выражающееся в патриотическом отношении, проявляющееся в патриотической деятельности. Учитывая, что речь идет о формировании, нельзя забывать о его субъектах - государственных и общественных организациях. Любое иное понимание патриотизма сужает, либо, напротив, необоснованно расширяет данное понятие, поэтому может возникнуть опасность того, что усилия будут направляться на формирование не патриотизма, а какого-нибудь его усеченного проявления, либо суррогата, а то и антипода.
Поэтому в рамках осуществления государственной политики по формированию патриотизма должно быть самостоятельное направление, связанное с теоретическим осмыслением феномена патриотизма и отграничением его от всевозможных искажений. О важности данного направления свидетельствует тот факт, что в проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» имеется самостоятельный раздел - «Научные и организационно-методические основы патриотического воспитания граждан» [16].
Перейдем ко второму поставленному вопросу, а именно - почему нужно формировать патриотизм.
С одной стороны, можно с удовольствием констатировать, что уровень патриотических настроений россиян в настоящее время бьет рекорды. Безусловно, это вызвано событиями, связанными с восстановлением Крыма и Севастополя как субъектов РФ, с желанием помочь русским (и не только) в Восточной Украине, с реакцией на давление со стороны США и его западных союзников и т.д. Об этом свидетельствуют многочисленные социологические исследования. Так, в 2014 году накануне Дня флага России социологическая служба «Среда» провела опрос «Любите ли вы Россию?». 71% респондентов утвердительно ответили на вопрос «Я люблю Россию». Такой же опрос был проведен в 2012 году, когда на фоне выборов и событий на Болотной были очень сильны протестные настроения. За прошедшие два года на фоне
прошедшей Олимпиады, событий в Крыму и Украине число патриотов увеличилось на 15% [19].
Касаясь данных событий, В.В. Путин подчеркнул: «в этом году, как это не раз бывало в судьбоносные моменты истории, наш народ ярко продемонстрировал и национальный подъем, и жизненную стойкость, и патриотизм. А сложности, с которыми мы сталкиваемся, создают для нас и новые возможности. Мы готовы принять любой вызов времени и победить» [15].
С другой стороны, всплеском патриотических настроений россиян не стоит особо обольщаться, так как считать себя патриотом и быть таковым на самом деле - две большие разницы. Действительно, сегодня многие декларируют свою приверженность патриотизму, тогда как его сущность понимают по-разному, порой диаметрально противоположно. Амбивалентность патриотизма обусловлена неоднозначным отношением людей к Отечеству в целом и к различным его сферам. Россия, ее прошлое и настоящее как объект патриотизма представляет собой противоречивое системное образование. В связи с этим расширяется диапазон возможных проявлений патриотизма, а, с другой стороны, множатся и тиражируются различные его деформации, искажения, антиподы.
Кроме того, нельзя забывать и недостаточный уровень патриотического сознания наших соотечественников в 90-е годы прошлого столетия вплоть до последних лет. Ситуация может повториться, если не принимать необходимых мер в данном направлении.
И, наконец, следует учитывать достаточно большой разброс степени патриотических чувств россиян, а также наличие противоположной -антипатриотической позиции у части наших сограждан.
Напомним, что патриотизм в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века клеймился во многих отечественных средствах массовой информации как нечто антигуманное, негативное, являющееся «последним прибежищем негодяя». Да и в последние годы, несмотря на внешние изменения, ситуация
остается весьма острой и неоднозначной. Это, в частности, проявляется в том, что в диапазоне межу этими полюсами (патриотизм и антипатриотизм) имеется еще достаточно много переходных позиций.
Возникает вопрос о том, в чем причина такого разброса мнений относительно сущности, содержания, проявлений и значения патриотизма. Одной из главных причин, на наш взгляд, является то, что помимо Родины как таковой (как объективной реальности), в обществе существует достаточно много субъективных ее образов. В зависимости от того, какой нарисован «образ Родины», таково и отношение к реальному Отечеству, к сложившейся в нем социально-экономической, политической и духовно-нравственной ситуации.
К сожалению, переболели смердяковщиной («отчизну ненавидеть и жадно ждать ее уничтожения») многие наши соотечественники. Характерно в рассматриваемой связи признание И.Р. Шафаревича: «До смерти Сталина... мне представлялось, что Россия, с ее более чем тысячелетней историей, с прекрасным искусством, - умерла...» [27, с.516]. Так представлялось ему на протяжении всей Великой Отечественной войны и даже в день 9 мая 1945 года. Теперь становится понятно его утверждение об уровне патриотизма в годы борьбы с фашизмом: «Таким же декоративным, как тогдашняя демократия, был и тогдашний патриотизм» [28, с.154].
Об этом же пишет и А.А. Щелоков: «...если верить энциклопедии «Великая Отечественная война. 1941-1945», советский патриотизм явился одним из важнейших источников победы СССР над фашизмом». И здесь же он комментирует: «Можно ли признать эту формулу действительной? Нет, нельзя», «...что это далеко не энциклопедия правды, ...объективной роли чувства патриотизма в войне энциклопедия не выявляет» [29].
Для подобной ментальности патриотизм мог быть только анахронизмом: действительно, о каком реальном патриотизме может идти речь в условиях «умершей» или «подмененной» Родины, т.е. при отсутствии самого объекта патриотизма?!
Исповедование «фиктивности» Отечества приводит иных авторов к просто кощунственным выводам. Скажем, защищая изменников Родины в годы Великой Отечественной войны, писатель Вл. Солоухин утверждал следующее: «Родина - то подменена. России - то уже нету, есть СССР. Конечно, не Родине они изменяли, не России. Они изменяли общественному строю, большевизму» [24, с.83-84].
Тем самым, коллаборационизм тех лет объясняется желанием предателей использовать фашистскую Германию в борьбе со сталинским тоталитаризмом. Однако на деле получилось наоборот: гитлеровцы использовали коллаборационистов в качестве карателей мирного населения, причем не только на территории СССР, но и в Польше, Югославии, Франции и т.д. Каждому здравомыслящему человеку ясно, что нельзя ни при каких обстоятельствах делать ставку на врагов Родины, необходимо самостоятельно решать накопившиеся проблемы. Это наиболее ярко подтверждает и собственный исторический опыт: во все времена на Руси никому не давалось право на измену, под каким бы соусом она ни подавалась (вспомним печально известный опыт князя А. Курбского). Как правило, невозможно изменить какому - то одному элементу Отечества, не предавая его в целом.
Об этом следует помнить современным внутренним борцам с «путинским режимом», всецело поддерживающим Запад в его заявлениях об аннексии Россией Крыма, ее войне с Украиной, угрозе всему «цивилизованному» миру и т.д. При этом представители либерально-буржуазной оппозиции в современной России негативно оценивают возможные проявления патриотизма в условиях тоталитарного (авторитарного), по их мнению, государства. Не наступить бы в очередной раз на одни и те же грабли: борясь с тем или иным режимом (царским, большевистским, или современным - «путинским»), не ударить бы вновь по России.
На этот счет Б.С. Эбзеев отмечает, что гражданский дух требует лояльности по отношению к государству, особенно в периоды, когда идентичность государства и его конституционный строй ставятся под угрозу. На задний план отступает и политическая борьба, уступая место гражданскому патриотизму. Существенно возрастает значение ответственности и добросовестности граждан в пользовании правами и выполнении обязанностей. В этом последнем случае речь идет о месте и роли именно гражданина в механизме обеспечения единства и целостности Российского государства, его ответственности и готовности к служению общему делу[30, с.7].
Очевидно, что если в Отечестве что-то не так, то это еще не является основанием для того, чтобы занимать антипатриотическую позицию, метафизически отрицая при этом возможную, а зачастую, и необходимую любовь к Родине. Истинный патриотизм как раз и заключается в стремлении исправить ситуацию к лучшему.
Столь же вреден, непродуктивен и противоположный подход -апологетический, проявляющийся в провозглашении необходимости проявления, например, государственного патриотизма, безотносительно к тому, в каком государстве живут люди, на что направлена его политика, каковы ее цели и методы достижения и т.д. Очевидно, что весьма цинично будут звучать призывы любить государство с диктаторским, антинародным режимом и т.п. [20].
Анализируя сложившиеся формы патриотического сознания в современном российском обществе, можно сделать вывод о наличии не только позиций патриотизма и антипатриотизма, но и множества переходных форм. Речь идет о различных духовно-практических явлениях, связанных с патриотизмом, но имеющих противоположную ценностную направленность. Так, к числу искаженных и превращенных форм патриотического сознания относятся, с одной стороны, - ложный «антипатриотизм», патриотический фанатизм, «ура-патриотизм», и т.п., которые могут перерасти в национализм,
шовинизм и ксенофобию, и, с другой стороны, - «лжепатриотизм», патриотический нигилизм, контрпатриотизм, патриотический индифферентизм и т.п. Все они, независимо от своего содержания, представляют собой односторонний, метафизический подход к сущности патриотизма, абсолютизируя, доводя до крайности тот или иной его аспект. Поэтому опасен и вреден отход от патриотизма в ту или иную сторону - в направлении антипатриотизма или «ура-патриотизма».
На этот счет А.А. Герасимова также подчеркивает, что «патриотизм представляет собой сложное и динамичное явление и, как таковое, имеет свою меру развития. Нарушение меры развития патриотизма неизбежно превращает его в свою противоположность - национализм, шовинизм и т.п.» [2, с.9].
Суть и контрпродуктивность антипатриотизма достаточно очевидны, даже если его объясняют благовидными мотивами. Не многим отличается от антипатриотизма патриотический нигилизм, представляющий собой отрицание позитивной ценности Родины как таковой. То есть, в отличие от специфичной для антипатриотизма ненависти к Родине, здесь имеет место отрицание особого и незаменимого ее места в системе ценностей личности и общества [10, с.89].
Как известно, патриотический нигилизм выражается в слепом поклонении всему иностранному, фанатической преданности чужой культуре и т.п.
Далее отметим, что следует давать должную оценку не только отрицанию любви к Родине в любой форме, но и другой крайности -безмерному возвышению ее заслуг и достижений. Заметим, что проявления «ура-патриотизма» также широко известны, достаточно вспомнить примеры необоснованного восхваления всего отечественного и отрицания зарубежного. Примечательно, что проявления «квасного» патриотизма получили по заслугам в отечественной литературе. Так, образ одного из таких представителей нарисовал Ф.М. Достоевский. В повести «Село
Степанчиково и его обитатели» провинциальный мудрец-тиран Фома Фомич Опискин велел отставному полковнику Е.И. Ростаневу сбрить бакенбарды, потому с ними он похож на француза и поэтому в них мало патриотизма [3, с.34].
Вместе с тем, в настоящее время данная проблема получила новое звучание в связи с санкционной политикой США и стран Европейского Союза и необходимостью решать задачу по импортозамещению товаров. При этом решение данной задачи, по сути своей, является весьма патриотической.
В условиях глобализации дело чести для отечественной политической и энономической элиты - как можно скорее вернуть народу те виды социокультурной практики, в которых он может и должен достигать поразительных успехов, что он уже неоднократно доказывал. Тогда и «конкуренты» быстро вспомнят, на чем стоит российская земля.
Итак, наличие патриотического нигилизма и различных иных отклонений от патриотического сознания свидетельствует о необходимости его формирования. Тем более, что даже факт его наличия не говорит о том, что оно дано в готовом виде раз и навсегда. Не следует забывать и о том, что патриотические чувства хоть и возникают естественным образом, но сохраняются и укрепляются в определенной социальной среде. Как известно, патриотами не рождаются, ими становятся. Это свидетельствует о социальной обусловленности патриотических чувств, возникающих в результате вступления личности в определенные связи с окружающим миром.
Поэтому понятна роль патриотического воспитания граждан, особенно молодых. Вместе с тем, по ранее обозначенным причинам, в нашей стране вновь и вновь допускаются попытки поставить под сомнение его целесообразность. И если отрицать важность формирования любви к Родине у молодого поколения достаточно сложно, то применительно к другим категориям соотечественников такого рода заявления достаточно распространены.
Особую опасность вызывают утверждения о том, что не следует обсуждать проблемы формирования патриотизма у государственных и муниципальных служащих. Причем иногда это делается под благовидным предлогом, что они (служащие) по определению являются патриотами. Однако если бы это было так на самом деле, и каждый служащий в своей деятельности неукоснительно руководствовался бы общественными интересами и служебным долгом, то не было бы многочисленных примеров, когда личный интерес становился доминирующим мотивом на службе.
Утвердившись в понимании важности патриотизма в жизни общества и, тем самым, обосновав необходимость его формирования, попробуем ответить на третий поставленный вопрос - в каком направлении и как его формировать. На наш взгляд, формировать патриотизм нужно в направлении возможных его проявлений, которые весьма разнообразны.
Уяснению же вопроса о проявлениях (видах) патриотизма способствует, на наш взгляд, рассмотрение его в качестве субъект-объектного отношения.
В результате можно сделать вывод о том, что объектом патриотического воспитания, а, следовательно, субъектом (носителем) патриотического сознания являются не только (и не столько) отдельные личности, но и определенные общности людей, о чем свидетельствует вся история человечества. На основе этого можно выделить следующие типичные субъекты и соответствующие им проявления (виды) патриотизма:
- личность;
- социальная группа, образованная по демографическому, территориальному, профессиональному и иному признаку (молодежь, ветераны, земляки, служащие и т.д.);
- классы и этносы (нации);
- народ данной страны.
Еще большее многообразие проявлений патриотизма обусловлено многогранностью его объекта. В связи с этим признаем ошибочной
доминировавшую в советский период точку зрения, согласно которой объектом патриотизма считалось только Отечество в целом (СССР). Как следствие, не допускалась обращенность патриотизма к тем или иным его структурным элементам.
Ранее нами уже обращалось внимание на неправомерности отождествления Отечества с одним или несколькими его элементами, даже такими важными, как политическая, экономическая и социальная среда. Но также неправильно под объектом патриотизма понимать исключительно все Отечество, исключая, тем самым, возможность проявления патриотических чувств по отношению к какой либо его составляющей.
Учитывая коренные изменения в нашей стране, которые произошли в процессе проводимых реформ и различное отношение людей к ним, на сегодняшний день следует признать в качестве самостоятельных объектов патриотизма следующие содержательно - структурные элементы:
1) пространственно-территориальные характеристики Отечества (территория государства состоит из территорий сел, деревень, поселков, районов, городов, областей, республик);
2) основные сферы Отечества и его общественной жизни -экономическая, социальная, политическая, духовная, а также природная среда;
3) временные характеристики Отечества, его прошлое (исторические и культурные традиции, вклад соотечественников в мировой прогресс и т.д.), настоящее и будущее [21, с.90].
Поэтому субъект-объектные патриотические связи возникают и функционируют по - разному: будь то сохранение культурных памятников, гордость героизмом защитников Родины, либо же деятельность по обучению и воспитанию подрастающего поколения - будущего страны.
Предложенная классификация патриотизма, базирующаяся на выделении его субъекта и субъекта, позволяет увидеть это многогранное социальное явление во всей полноте и органическом единстве, и, тем самым,
подтвердить, что всякое общее существует не иначе, как в особенном и единичном. Поэтому и патриотизм в реальной жизни представлен как совокупность многих разновидностей.
При этом следует признать необходимость выдвижения на первый план общенародного содержания патриотизма: любовь к родной земле, забота о сохранении и чистоте родного языка, гордость за достижения страны в науке, культуре и технике и т.д. - всему, что составляет национально - этнический аспект этого социокультурного феномена. Помимо национально -этнического, имеется также общедемократическое содержание (права и свободы человека, правовое государство и т.д.) и все это вместе определяет патриотизм как важнейший интегрирующий фактор, способный консолидировать общество.
Особо отметим нацеленность патриотизма на людей, представляющих собой его субъект и объект. В этом принципиальное отличие подлинного патриотизма от патриотизма абстрактного, предполагающего стремление к благу для страны, но, по - сути своей, безадресного. Патриотизм лишен смысла без служения державе и людям, составляющим ее костяк, жизненную основу. Патриотическая формула «земля ради земли» не имеет смысла без тех людей, которые населяют эти просторы. Это значит, что патриотизм, не ориентированный на нужды человека - понятие мертвое, схоластическое.
Следовательно, все разновидности патриотизма (в политической, экономической, социальной сферах и т.д.) направлены на улучшение жизненных условий населения, то есть массовых его субъектов (носителей) и объектов патриотического отношения. Не обоснованные изменения той или иной сферы Отечества, приводящие к ухудшению уровня жизни людей, являются антипатриотичными. В связи с этим обратим внимание на то, что характеризуя разновидности патриотизма, это следует делать через призму интересов и потребностей людей.
Очевидно, что формировать патриотизм нужно с самого раннего возраста и начинать, естественно, нужно с воспитания любви к малой
Родине. Местный патриотизм выражается в привязанности, любви к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию и так далее [4, с.130]. Иного, безадресного патриотизма быть не может, ибо он направлен на конкретные объекты.
Таким образом, патриотизм к стране может вырастать из любви к родным местам, и, наоборот, любовь к Отечеству находит свое воплощение в местном патриотизме. Его сущность, а, следовательно, отличие от различного рода псевдопатриотизмов местного уровня заключается в том, что проявляя патриотизм по отношению к родной школе, деревне или области, мы, тем самым, проявляем патриотизм по отношению ко всей стране. Русский философ В.С. Соловьев отмечал: «Привязанность к местной Родине так же мало препятствует патриотизму, то есть преданности общему Отечеству, как в правильной семье любовь к матери не мешает и не соперничает с любовью к отцу...» [18, с.224].
При этом следует подчеркнуть, что любовь к «малой» Родине носит не только эмоциональный, но, прежде всего, практический характер, крайне необходимый для возрождения всей страны. От благополучия «малых Родин» зависит благополучие России. Нацеливая людей на необходимость проявления местного патриотизма, важно не допустить возможности его перехода в свою противоположность - местничество, региональный эгоизм, «корпоративный патриотизм» и др.
Наряду с воспитанием любви к малой Родине, нужно формировать у граждан и готовность к иным проявлениям патриотизма (державного, гражданского, национального, культурно-исторического, экологического и т.д.). В связи с этим подчеркнем одну мысль, которая весьма актуальна в современных условиях. Нами разделяется мнение Б.С. Эбзеева о том, что «речь может и должна идти о формировании в обществе и воспитании в гражданах наряду с духом гражданственности юридического духа, ориентирующего граждан на поиск решений политических конфликтов не на улицах и площадях, а в органах правосудия. В этом сегодня проявляется
государственный смысл нашего народа, в равной мере далекий и от психологии рабского подчинения, и от психологии революционного обновления в погоне за очередной несбыточной социальной химерой» [29, с.8].
Раскрывая механизмы патриотического воспитания, необходимо вновь подчеркнуть в этом отношении роль государственных и общественных организаций.
С точки зрения общественных организаций приоритетным направлением следует считать работу с мотивацией граждан применимо к общественной активности. Это направление должно подкрепляться со стороны содействия развитию культуры коллективного действия и улучшению институциональных условий гражданского участия. Мероприятия, проводящиеся в рамках этих направлений, охватывают низовые инициативы, помогают им становиться устойчивыми и способствуют повышению их результативности и эффективности.
Начиная с 2000-х гг. российское государство проводит активную деятельность, направленную на повышение гражданского участия, о чем свидетельствует формирование институтов поддержки НКО, общественных организаций за счет государственного финансирования и лояльного отечественного бизнеса. В России появились Общественные палаты на федеральном и региональном уровне, которые с середины 2000-х годов работают как механизм представительства и поддержки общественного мнения.
Некоммерческий сектор, безусловно, способен и оказывает государству существенную поддержку в направлении реализации принципов социальной справедливости и социальной солидарности с учетом воспитательной патриотической составляющей, особенно среди молодежи [9].
Государственная политика по формированию патриотизма находит свое выражение в принимаемых на этот счет государственных решениях и соответствующих нормативных правовых актах. Так, осознав пагубность
массированной кампании по депатриотизации общественного сознания, проводимой в нашей стране в 90-ые годы прошлого столетия, государство начало предпринимать меры по преодолению негативных последствий. Подтверждением этому служат принятая в начале нового века Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», а вслед за ней и до 2010 года.
В рамках ее реализации разработана Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [8], выражающая совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области привития россиянам любви к Родине. Логическим продолжением работы в данном направлении стало принятие и реализация Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795.
Кроме того, подчеркнем, что содержание ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации носит ярко выраженную патриотическую направленность и предполагает принятие безотлагательных мер по превращению нашей страны в процветающую державу. Например, В.В. Путин подчеркнул, что «именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики» [14]. О таких базовых консервативных ценностях, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны было сказано и в 2014 году [15].
Учитывая особенности периода, переживаемого страной, на наш взгляд, правильным будет перенесение центра тяжести в воспитательной работе, прежде всего, на формирование психологии патриотизма, в основе которой всегда были любовь к непреходящим ценностям, каковыми являются родной язык, земля предков, их обычаи и традиции. Именно в сфере общественной психологии формируется непосредственная мотивационная основа патриотического поведения людей, закладываются социально-
психологические истоки героизма защитников Родины. Такая необходимость определяется тем, что в отношении социально-политического содержания патриотизма имеются противоположные точки зрения.
С другой стороны, нельзя уходить и от разъяснения сущности патриотизма на теоретическом уровне, ибо прочность высших социальных чувств определяется тем, насколько они связаны с идеями, взглядами. Это обусловлено тем, что если общественная психология является, своего рода, первой ступенью, чувственным этапом общественного сознания, то теоретическое сознание есть его рациональная, систематизированная ступень.
В патриотическом воспитании населения страны, безусловно, необходимо использовать не только традиционные, проверенные временем формы и методы работы, но и инновационные средства, отвечающие требованиям и запросам современного поколения россиян. На этот счет в проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее - Программа), отмечается, что она является обновлённым вариантом раннее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях [16].
Очевидно, что в настоящее время для многих граждан и, особенно молодых, наиболее авторитетный источник информации, в том числе и по теме патриотизма, - это Интернет. А информация эта, как известно, весьма различается по своему содержанию. В связи с этим вполне обоснованно в проекте Программе большое внимание уделяется работе с современными социальными медиа. По мнению разработчиков Программы, учителя должны научиться правильно преподносить школьникам события, в том числе на различных интернет-площадках, чтобы они были им понятны и интересны, а также научить детей и подростков использовать социальные сети для
собственного роста, объяснить, как не потеряться в информационной войне. Патриотизм не должен быть навязчивым, поскольку в таком случае вызывает только отторжение. Не нужно уходить от реалий современной жизни, важно учитывать интересы подрастающего поколения - их привязанность к соцсетям и всевозможным гаджетам и в то же время желание быть полезными, как-то выделиться и реализоваться среди сверстников [12].
Подчеркнем, что одной из задач Программы является осуществление наступательного характера информационного обеспечения патриотического воспитания граждан в условиях идеологического противоборства [16]. На это мы обратили внимание, учитывая те обстоятельства, о которых было сказано ранее.
Таким образом, современная Россия, переживая сложный и весьма противоречивый период своего развития, находясь под воздействием внешних и внутренних вызовов и угроз, особо нуждается в патриотизме своих граждан, а, следовательно, и в эффективной государственной политике в данной сфере.
Список литературы
1. Беспалова, Т.В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества / Т.В.Беспалова: Автореф. дисс. ... д-ра фил. наук. - Санкт-Петербург, 2011.51 с.
2. Герасимова, А.А. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества / А.А.Герасимова: Автореф. дисс. .канд. полит. наук. - М., 2007.-24 с.
3. Достоевский, Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели: Повесть. / Ф.М. Достоевский - Спб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014. - 320 с.
4. Евлапова, Т.А. Неизменность идеи патриотизма / Т.А.Евлапова // Власть. 2011. №6. С.128-132.
5. Ильин, И.А. Путь к очевидности. / И.А.Ильин. - М.: Республика, 1993. - 321 с.
6. Карманова, Д.А. Патриотизм как общественное отношение: социально-философский анализ / Д.А.Карманова: Автореф. дисс. ... канд филос. наук. - Иваново, 2007.- 21 с.
7. Кондрашин, И.И. О современном понимании патриотизма / И.И. Кондрашин // Вестник Российского философского общества. 2002. № 2. С.20-23.
8. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная Звезда. 2003, 5 июля.
9. Кузьмин А.В. Общество и власть: проблема диалога и участие структур гражданского общества во взаимной интеграции (на примере Общественной палаты Тамбовской области) / А.В.Кузьмин // Управление и общество: инновационное развитие регионов. - Т.: Изд-во Чеснокова А.В., 2012.
10. Малинкин, А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания / А.Н. Малинкин // Социологический журнал. 1999. № 1/2. С.87-119.
11. Мирский, Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд / Р.Я.Мирский. - М.: Мысль, 1988.-117 с.
12. Патриотизм воспитают ненавязчиво и без «нафталина» http: //izve stia.ru/news/583762
13. Патриотизм. Подмена понятий // www.stihi.ru/2012/10/19/7314
14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года // Российская газета. 2012, 13 декабря.
15. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 4 декабря 2014 года // Российская газета. 2014, 5 декабря.
16. Проект Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации в 2015 - 2018 годах» // [Электронный ресурс] / http://mssia.mk/проект-федеральной-программы
17. Путин, В.В. Демократия и качество государства / В.В. Путин // Газета «Коммерсантъ» - ^ №20/П (4805), 06.02.2012.
18. Соловьев, В.С. Статьи и письма / В.С.Соловьев // Новый мир. 1989. № 1. С.201-241.
19. Социологический опрос «Любите ли вы Россию?» // zpsy.ru/public/43725.htm
20. Трифонов, Ю.Н. Глобализация и патриотизм: союзники или враги / Ю.Н. Трифонов // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. [Сетевое электронное издание, ISSN 2221-7703]. 2014. № 2 (08). URL:http://www.политуправление.рф.
21. Трифонов, Ю.Н. К вопросу о патриотизме как субъект-объектном отношении / Ю.Н. Трифонов // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 1996. №2. С.87-90.
22. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 544 с.
23. Хворостов, А. Демократы и державники спорят о Конституции / А. Хворостов // Новая тамбовская газета, 1994, 23 декабря.
24. Цит. по: Глушкова Т. «Элита» и «чернь» русского патриотизма. Авторитеты измены // Молодая гвардия. 1994. № 11. С.71-97.
25. Цветкова, И.В. Поколенческие различия в динамике патриотических ценностей (на примере г. Тольятти) / И.В. Цветкова // Социс. 2014. №3. С.44-47.
26. Чаадаев, П.Я. Статьи и письма / П.Я. Чаадаев.- М: Современник, 1989. -202 с.
27. Шафаревич, И.Р. Есть ли у России будущее? Публицистика / И.Р.Шафаревич. - М.: Советский писатель, 1991. - 522 с.
28. Шафаревич, И.Р. Третья Отечественная / И.Р.Шафаревич. // Наш Современник. 1994. № 9. С. 147-162.
29. Щелоков, А.А. По ложным ориентирам. Неотвратимый провал так называемого военно-патриотического воспитания / А.А. Щелоков // Независимое военное обозрение. 2006, 24 ноября.
30. Эбзеев, Б.С. Конституция, государство и личность в России: философия российского конституционализма / Б.С. Эбзеев // Конституционное и муниципальное право. 2013. №11. С.4-9.
31. Яковлев, А.Н. Жириновскому и другим «патриотам» в жирных кавычках / А.Н. Яковлев // Известия, 1995, 25 апреля.
3 2. http: //maxpark.com/community/politic/content/2066120