Научная статья на тему 'Проявление ценностных ориентаций студентов, занимающихся различными видами спорта'

Проявление ценностных ориентаций студентов, занимающихся различными видами спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВАЦИЯ / ВОЛЕЙБОЛ / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ФЕХТОВАНИЕ / БИАТЛОН / STUDENTS / VALUE ORIENTATIONS / MOTIVATION / VOLLEYBALL / SPORT ORIENTEERING / FENCING / BIATHLON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костихина Н. М., Колмогорова Н. В.

Цель данного исследования разработать программу формирования ценностных ориентаций у студентов, занимающихся различными видами спорта, на основе индивидуальных предпочтений в ценностных ориентациях. Методы и организация исследования. В исследовании нами были использованы следующие методы: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, опрос (анкетирование), тестирование, методы математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение. В статье представлены результаты исследования по изучению ценностных ориентаций студентов, занимающихся различными видами спорта (волейбол, спортивное ориентирование, фехтование, биатлон). Определено, что для волейболистов главной ценностью является признание, уважение людей и влияние на окружающих, а для ориентировщиков, фехтовальщиков и биатлонистов помощь другим людям и милосердие. Изучены мотивы к занятиям физической культурой и спортом. Так, студенты прежде всего хотят добиться высоких спортивных результатов, улучшить здоровье, воспитать волю, характер и другие качества. На основании полученных результатов разработана программа формирования ценностных ориентаций у студентов, занимающихся различными видами спорта. Содержание программы представлено циклом из 20 занятий, реализуемых в разных формах. Средняя продолжительность каждого занятия 20-25 минут. Цель программы: формирование ценностных ориентаций у студентов, занимающихся различными видами спорта. Предложены следующие формы работы со студентами: упражнения, беседы, дискуссии, экскурсии, встречи, просмотр и обсуждение отрывков фильмов, тематические выставки, обсуждение художественных произведений, трудовые акции, коллективные творческие дела, походы, соревнования, встречи с интересными людьми, выдающимися спортсменами. Методы работы: организация жизнедеятельности коллектива; повседневное систематическое целенаправленное и свободное общение; деловое, товарищеское, доверительное взаимодействие в обыденных и экстремальных ситуациях. Заключение. Разработанная программа позволит тренерам повысить представления студентов о собственной значимости; развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения, для преодоления затруднений в любых видах деятельности, в общении; сформировать у студентов мотивацию самовоспитания и саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS PRACTICING VARIOUS SPORTS

The purpose of this study is to elaborate a program for development of value orientations for students practicing various sports based on individual preferences in value orientations. Methods and organization of the research. In our research, we used the following methods: analysis and synthesis of data from scientific and methodical literature, survey (questioning), testing, methods of mathematical statistics. Research results and discussion. Results of the research on studying value orientations of students practicing different sports (volleyball, sport orienteering, fencing, biathlon) are presented in this article. It was determined that volleyball players consider their main value to be recognized and respected by other people and to exert influence on others, and individuals practicing orienteering, fencing and biathlon focus on helping other people and compassion. We have studied motivation for practicing physical education and sports. Thus students, first of all, want to achieve high sports results, to improve health, to strengthen will power and other qualities. We have elaborated the program of development of value orientations for students practicing various sports, based on the results obtained. Program content is presented as the cycle consisting of 20 classes delivered in various forms. Average duration of each class 20-25 minutes. The aim of the program is development of value orientations of students practicing various sports. We offered the following activities for students: exercises, talks, discussions, tours, meetings, watching and discussion of film extracts, subject exhibitions, discussion of artistic works, labor actions, collective creative affairs, camping, competitions, meetings with interesting people and outstanding athletes. Work methods: organization of activity of the audience; daily systematic purposeful and free communication; business, friendly, confidential interaction in ordinary and extreme situations. Conclusion. The elaborated program will help coaches to upgrade students’ notion of their own importance; to develop skills and abilities essential for confident behavior and for overcoming obstacles in any activities, in communication; to generate studentsmotivation for self-education and self-development.

Текст научной работы на тему «Проявление ценностных ориентаций студентов, занимающихся различными видами спорта»

УДК 378.147.34

ПРОЯВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Н.М. Костихина, Н.В. Колмогорова

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия Для связи с авторами: e-mail: prorector_nr@sibgufk.ru

Аннотация

Цель данного исследования - разработать программу формирования ценностных ориентаций у студентов, занимающихся различными видами спорта, на основе индивидуальных предпочтений в ценностных ориентациях.

Методы и организация исследования. В исследовании нами были использованы следующие методы: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, опрос (анкетирование), тестирование, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. В статье представлены результаты исследования по изучению ценностных ориентаций студентов, занимающихся различными видами спорта (волейбол, спортивное ориентирование, фехтование, биатлон). Определено, что для волейболистов главной ценностью является признание, уважение людей и влияние на окружающих, а для ориентировщиков, фехтовальщиков и биатлонистов - помощь другим людям и милосердие.

Изучены мотивы к занятиям физической культурой и спортом. Так, студенты прежде всего хотят добиться высоких спортивных результатов, улучшить здоровье, воспитать волю, характер и другие качества.

На основании полученных результатов разработана программа формирования ценностных ориентаций у студентов, занимающихся различными видами спорта. Содержание программы представлено циклом из 20 занятий, реализуемых в разных формах. Средняя продолжительность каждого занятия - 20-25 минут. Цель программы: формирование ценностных ориентаций у студентов, занимающихся различными видами спорта. Предложены следующие формы работы со студентами: упражнения, беседы, дискуссии, экскурсии, встречи, просмотр и обсуждение отрывков фильмов, тематические выставки, обсуждение художественных произведений, трудовые акции, коллективные творческие дела, походы, соревнования, встречи с интересными людьми, выдающимися спортсменами. Методы работы: организация жизнедеятельности коллектива; повседневное систематическое целенаправленное и свободное общение; деловое, товарищеское, доверительное взаимодействие в обыденных и экстремальных ситуациях.

Заключение. Разработанная программа позволит тренерам повысить представления студентов о собственной значимости; развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения, для преодоления затруднений в любых видах деятельности, в общении; сформировать у студентов мотивацию самовоспитания и саморазвития.

Ключевые слова: студенты, ценностные ориентации, мотивация, волейбол, спортивное ориентирование, фехтование, биатлон.

MANIFESTATION OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS PRACTICING VARIOUS SPORTS N.M. Kostikhina, N.V. Kolmogorova

Siberian State University of physical education and sport, Omsk, Russia Abstract

The purpose of this study is to elaborate a program for development of value orientations for students practicing various sports based on individual preferences in value orientations.

Methods and organization of the research. In our research, we used the following methods: analysis and synthesis of data from scientific and methodical literature, survey (questioning), testing, methods of mathematical statistics.

Research results and discussion. Results of the research on studying value orientations of students practicing different sports (volleyball, sport orienteering, fencing, biathlon) are presented in this article. It was determined that volleyball players consider their main value to be recognized and respected by other people and to

exert influence on others, and individuals practicing orienteering, fencing and biathlon focus on helping other people and compassion.

We have studied motivation for practicing physical education and sports. Thus students, first of all, want to achieve high sports results, to improve health, to strengthen will power and other qualities.

We have elaborated the program of development of value orientations for students practicing various sports, based on the results obtained. Program content is presented as the cycle consisting of 20 classes delivered in various forms. Average duration of each class - 20-25 minutes. The aim of the program is development of value orientations of students practicing various sports. We offered the following activities for students: exercises, talks, discussions, tours, meetings, watching and discussion of film extracts, subject exhibitions, discussion of artistic works, labor actions, collective creative affairs, camping, competitions, meetings with interesting people and outstanding athletes. Work methods: organization of activity of the audience; daily systematic purposeful and free communication; business, friendly, confidential interaction in ordinary and extreme situations.

Conclusion. The elaborated program will help coaches to upgrade students' notion of their own importance; to develop skills and abilities essential for confident behavior and for overcoming obstacles in any activities, in communication; to generate students' motivation for self-education and self-development. Keywords: students, value orientations, motivation, volleyball, sport orienteering, fencing, biathlon.

ВВЕДЕНИЕ

Кардинальные изменения в обществе, кризис многих областей жизнедеятельности человека, в том числе сферы образования и воспитания, утрата человеком собственной идентичности и устойчивости своего внутреннего мира заставляют искать решение этих проблем в самых различных сферах, в том числе и в сфере повышения роли человеческого фактора. Наметилась отчетливая тенденция гуманизации многих сторон жизнедеятельности: науки, образования, спорта и др. Спортивная деятельность представляет собой одну из сфер деятельности, где человек может проявить свое совершенство, используя физические возможности для достижения определенных результатов. Благодаря высокой конкуренции эта деятельность обладает высокой мотивацией, четкими критериями оценки результатов, требует от человека высокой активности. Она связана с большим физическим и психическим напряжением, необходимостью преодолевать не только сопротивление сильного соперника, но и собственные слабости. Спорт разносторонне формирует адаптационные возможности человека, включая социальные. В последние годы исследованиями ценностных ориентаций занимались многие ведущие отечественные и зарубежные исследователи. О.В. Сивцова, Н.С. Новиков, M.C. Libicki рассматривали основные подходы к определению понятия «ценностная ориентация»,

уделяя внимание проблеме его возникновения. Авторы отметили, что в основе данного понятия лежит понятие ценности, которое раскрывается сквозь призму различных направлений в его определении. Отсутствие однозначного трактования понятия ценности предопределяет и многообразие подходов к рассмотрению сущности, происхождения и способа функционирования ценностной сферы индивида, а следовательно, к определению ценностной ориентации. Акцент ставится на психологическом, социологическом и педагогическом направлениях ее анализа, отмечается специфика рассмотрения данного понятия в зарубежной и отечественной науке [3, 5, 9].

Л.И. Габдулина, О.И. Фёдорова, N. G. Nelson, C. Dell'Oliver, C. Koch, R. Buckler провели анализ связи между самоорганизацией деятельности и ценностными и смысложизнен-ными ориентациями личности. Эмпирически установили особенности самоорганизации деятельности студентов, связанные с показателями осмысленности их жизни, а также со степенью значимости и реализованностью в реальном поведении их ценностных ориентаций [2, 10].

Ряд авторов (Л.Р. Шавалиева, Т.В. Сучкова, Ф.В. Повшедная, О.В. Лебедева) провели анализ влияния системы ценностных ориентаций личности на процесс профессионального обучения и его эффективность, рассматривая такие понятия, как качество образования,

ценностные ориентации личности, здоровый образ жизни [4, 6].

K. P. Fraser, C. M. Tucker изучали индивидуальные особенности проявления стресса и пути решения данной проблемы в будущей профессиональной деятельности студентов колледжа [8].

L. A. Russel в своих исследованиях предложил различные приемы снижения тревожности студентов с использованием музыки [11]. Р.Ю. Шемякина, А.Г. Басс рассматривали вопросы взаимосвязи ценностных ориентаций и форм агрессивных реакций на примере выборки современных студентов. В этой связи авторами были изучены ведущие формы агрессии и ценностные ориентации, проанализирован характер связи между ними [1, 7]. Вместе с тем процесс самореализации осложняется социальными изменениями. Самореализующийся человек постоянно находится в ситуации выбора, происходит ориентировка личности в системе ценностей, созданных и наработанных человечеством. Ориентация в этих ценностях представляется одной из наиболее существенных проблем, поскольку непосредственно смыкается с ограниченными возможностями каждого человека. Выбор ценностей современным студентом, занимающимся спортом, происходит в неустойчивой социальной ситуации и в условиях неопределенности. Вследствие этого снижается субъективная ценность самовыражения, возможность самореализации. Максимально полная самореализация в спорте, встраивание общечеловеческих гуманистических идеалов и ценностей в спортивную деятельность предотвращает возможность его использования в антигуманных целях. Значимость данной проблематики в сфере спортивной деятельности определяется необходимостью совершенствования содержания и форм психологической подготовки спортсменов. Реализация принципов гуманистической психологии представляется нам одним из важнейших резервов роста спортивных достижений и формирования личности за счет формирования системы ценностей, адекватной условиям жизнедеятельности и спорта. Проблема исследования состоит в необходи-

мости формирования ценностных ориентаций, которые являются основой освоения общественных идеалов, оценок и нормативных требований к личности спортсмена. Состояние проблемы указывает на недостаточность изученности вопроса о влиянии видов спорта на ценностные ориентации студентов. Цель исследования — разработать программу формирования ценностных ориентаций у студентов, занимающихся различными видами спорта, на основе индивидуальных предпочтений в ценностных ориентациях. Задачи исследования:

1. Выявить ценностные ориентации студентов, занимающихся различными видами спорта.

2. Разработать программу формирования ценностных ориентаций у студентов, занимающихся различными видами спорта.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании были использованы следующие методы: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, опрос (анкетирование), тестирование, методы математической статистики (корреляционный анализ). В исследовании приняли участие студенты колледжа физической культуры в количестве 59 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выявление ценностных ориентаций студентов, занимающихся волейболом, спортивным ориентированием, фехтованием и биатлоном, проводилось с помощью методики диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой и методики А.Н. Николаева «Отношение к физической культуре и спорту».

Методика исследования ценностных ориентаций по С.С. Бубновой (таблица 1) позволила выявить, что для волейболистов главной ценностью является признание, уважение людей и влияние на окружающих QC = 4,70). Данный факт, на наш взгляд, может быть связан с командным видом спорта, так как для каждого игрока очень важно, чтобы его уважали и признавали сверстники, то есть команда, за его

вклад в общий результат. А для ориентиров-щиков ОС = 4,91), фехтовальщиков 0£ =5,42) и биатлонистов ОС = 4,9) важной ценностью является помощь и милосердие. Они более склонны к доброте и помощи людям, чем студенты, занимающиеся волейболом. Менее значимой ценностью является поиск и наслаждение прекрасным, это еще раз подтверждает то, что для студентов, занимающихся волейболом, спортивным ориентированием и биатлоном, прекрасное и стремление к нему не являются самой высшей человеческой ценностью, а для фехтовальщиков менее значимой оказалась социальная активность для достижения позитивных изменений в обществеОС =2,67). Коррекционный анализ выявленных ценностных ориентаций студентов, занимающихся различными видами спорта, позволил определить взаимосвязь между ценностями «здоровье» и «профессиональные качества» (К=0,69). Для студентов значимо обладать

профессиональными качествами, быть духовно и физически здоровыми. Также наблюдается тесная связь между профессиональными качествами и служением людям (Д= 0,61). Возможно, для студентов важно иметь профессиональные качества, навыки, для того чтобы их развитию и совершенствованию способствовали другие люди. Судя по статистическим данным, выявлена взаимосвязь между богатством духовной культуры и межличностными контактами и общением(Д=0,63). По нашему мнению, это связано с тем, что для студентов важно, чтобы они были духовно развиты и имели богатый внутренний мир, что дает возможность наладить контакт и взаимопонимание с любым человеком. Богатство духовной культуры и общественно-политическая деятельность взаимосвязаны (Д=0,73). Можно предположить, что студенты следят за политической обстановкой в городе и стране и понимают, что человек должен быть духовно

Таблица 1 - Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций студентов, занимающихся различными видами спорта

Table 1 - Diagnostics of real structure of value orientations of students practicing various sports

Ценности Values Распределение респондентов по видам спорта, X Distribution of respondents by sports, x

волейбол volleyball (n=14) спортивное ориентирование sport orienteering (n=16) фехтование fencinq (n=14) биатлон biathlon (n=15)

балл (score)

приятное времяпрепровождение qood time 4,52 3,82 3,83 3,8

высокое материальное благосостояние hiqh material well-beinq 3,48 4,09 3,92 3,8

поиск и наслаждение прекрасным search for and enjoy with beautiful thinqs 2,70 2,36 3,42 2,4

помощь и милосердие help and compassion 4,61 4,91 5,42 4,9

любовь love 4,35 4,27 4,25 3,2

познание нового в мире, природе, человеке knowledge of something new in the world, nature, humans 2,91 2,64 2,92 3,4

высокий социальный статус и управление людьми hiqh social status and people manaqement 3,65 2,91 3 3,6

признание и уважение людей и влияние на окружающих recoqnition and respect of people, and influence on others 4,70 4,73 5,33 4,6

социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе social activity for achievement of positive chanqes in society 3,52 3,73 2,67 2,8

общение communication 3,30 3 3,33 2,6

здоровье health 4,09 4,36 4,25 4,4

развит и знать всё о культуре города, страны, мира.

Прослеживается взаимосвязь между защищенностью и безопасностью и служением людям (Я= 0,62). Данный факт, на наш взгляд, связан с тем, что для студентов важна защищенность и безопасность в подчинении другим людям.

Также прослеживается взаимосвязь между известностью и привлекательностью (Я= 0,64). Из данного факта можно предположить, что для студентов важно быть привлекательными и быть в центре внимания для приобретения новых знакомств.

По статистическим данным выявлена тесная связь между привязанностью и любовью со служением людям (Я= 0,62). Возможно, это связано с тем, что студенты привязываются к людям, которые помогают им в какой-либо деятельности (например, к тренеру). Для всех студентов-спортсменов отношение к спорту складывается через мотивы к занятиям физической культурой и спортом (таблица 2). Студенты прежде всего хотят добиться высоких спортивных результатов, улучшить здоровье, воспитать волю, характер и другие качества. Можно отметить, что это особо значимо для студентов, занимающихся биатлоном. У спортсменов отрицательных мотивов для занятий физкультурой и спортом существует меньше всего. Это значит, что у студентов, занимающихся волейболом (С = 0,10), спортивным ориентированием ОС = 0,10), фех-

тованием ОС = 0,14) и биатлоном ОС = 0,22), усталость от учебы незначительна, нет материальных трудностей и не существует других отрицательных факторов, которые мешали бы им заниматься спортом. Корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязь между потребностью в занятиях физкультурой и спортом с реальной активностью (Я= 0,78), мотивами занятий физической культурой и спортом (И= 0,73) и отрицательными мотивами (Я= 0,69). Исходя из данных можно полагать, что потребность в занятиях физкультурой и спортом переходит у студентов-спортсменов в действие, а также то, что простая потребность перерастает в мотивы занятий физкультурой и спортом и что потребность напрямую связана с отрицательными мотивами, то есть у студентов иногда могут возникать какие-либо незначительные помехи для занятий физической культурой и спортом. Также проявляется взаимосвязь реальной активности с мотивами занятий физкультурой и спортом (И= 0,72). Можно предположить, что, когда студенты принимают участие в мероприятиях малого масштаба, это побуждает их на достижение больших результатов. Выявлена взаимосвязь между мотивами занятий физкультурой и спортом и отрицательными мотивами для занятий физической культурой (И= 0,66). Данный факт, на наш взгляд, связан с тем, что, когда появляются мотивы занятий физкультурой и спортом, не всегда имеется возможность, например, не позволяет состояние здоровья, усталость от учебы, материальные трудности и другие

Таблица 2 - Отношение к физической культуре и спорту у студентов, занимающихся различными видами спорта Table 2 - Attitude to physical culture and sports demonstrated by students practicing various sports

Распределение респондентов по видам спорта, X Distribution of respondents by sport, X

Показатели Indicators волейбол volleyball (n=14) спортивное ориентирование sport orienteering (n=16) фехтование fencing (n=14) биатлон biathlon (n=15)

балл (score)

потребность в занятиях физической 0,18 0,20 0,23 0,45

культурой и спортом the need for physical education and sports

реальная активность real activity 0,12 0,15 0,14 0,32

мотивы занятий физической культурой и 0,24 0,24 0,24 0,52

спортом motivation for practicing physical culture and sports

отрицательные мотивы, помехи для занятий физической культурой и спортом negative motives, obstacles for practicing physical education and sports 0,10 0,10 0,14 0,22

Таблица 3 - Направление и формы занятий Table 3 - Orientation and forms of classes

№ Направленность занятия Orientation of a class Форма (основной метод) Form (main method)

1. создание непринужденной, доброжелательной атмосферы на занятии для личностного самораскрытия спортсменов, повышения сплоченности коллектива creating relaxed, welcoming atmosphere in the classroom for the personal self-disclosure of athletes, increasing team cohesion практическое занятие с элементами тренинга practical class with workshop elements

2. преодоление коммуникативных барьеров overcoming communication barriers практическое занятие с элементами тренинга practical class with workshop elements

3. формирование уверенности в себе generating self-confidence лекция lecture

4. формирование нравственных и эстетических ориентаций путем мотивации студентов development of moral and aesthetic orientations by motivating students встреча со спортсменом meetinq with an athlete

5. формирование корректного поведения во время занятий спортом development of correct behavior during sport training видеопросмотр, интерактивное занятие watching videos, interactive class

6. привлечение студентов к активной спортивной жизни города attracting students to the active, sport life of the city лекция lecture

7. знакомство с Университетом, с великими спортсменами. формирование чувства патриотизма, гордости, ценности здорового образа жизни Acquaintance with the University, with famous athletes. Development of patriotic feeling, pride, values of a healthy lifestyle экскурсия tour

8. развитие социальной перцепции, создание благоприятной атмосферы в группе development of social perception, creating favorable environment in the group практическое занятие с элементами тренинга practical class with workshop element

9. развитие патриотических чувств у студентов development of patriotic feelings of students лекция lecture

10. пропаганда здорового образа жизни promotion of healthy lifestyle видеопросмотр, интерактивное занятие watching videos, interactive class

11. развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску» develop active group communication, learn to internally analyze their social "mask" практическое занятие с элементами игры practical class with game elements

12. сплочение коллектива team building коллективные творческие дела collective creative affairs

13. формирование адекватной самооценки, самоанализ development of adequate self-esteem, self-analysis интерактивное занятие interactive class

14. повышение уровня самосознания self-awareness increase практическое занятие с элементами тренинга practical class with workshop elements

15. развитие чувства патриотизма посредством вовлечения студентов в уборку территории development of patriotic feeling through engaging students in cleaning of the area лекция, уборка, посадка саженцев на территории спортивной школы lecture, cleaning, planting seedlings on the territory of a sport school

16. развитие положительного отношения к месту своего рождения, к истории и культуре своей Родины, принятие ее, переживание успехов и неудач, активное и позитивное участие в сохранении и приумножении всего лучшего, что накоплено предшествующими поколениями development of a positive attitude towards the place of one's birth, towards the history and culture of one's homeland, accepting it, experiencing successes and failures, active and positive participation in preserving and enhancing the best things that have been accumulated by previous generations лекция lecture

17. формирование способности сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения development of the ability of sympathetic perception and understanding of the historical experience of the elder generation экскурсия в музейный комплекс воинской славы омичей tour of the Museum complex of Military glory of Omsk

18. научить грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации teach competently and usefully resolve conflicts занятие с элементами тренинга practical class with game elements

19. эстетическое развитие личности посредством просмотра художественно-театрального произведения aesthetic development of personality through watching artistic and theatrical works просмотр киножурнала watching TV magazine

20. подведение итогов пройденных занятий summary итоговое занятие final class

факторы, мешающие заниматься спортом. Но отрицательных мотивов для юных спортсменов очень мало, об этом свидетельствует средний показатель ОС = 0,13).

На основе полученных результатов нами была разработана программа формирования ценностных ориентаций у студентов, занимающихся различными видами спорта. В рамках реализации программы решались следующие задачи:

- повышение представлений студентов о собственной значимости;

- развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в любых видах деятельности, в общении;

- формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Формы работы: беседы, дискуссии, экскурсии, встречи, просмотр и обсуждение отрывков фильмов, тематические выставки, обсуждение художественных произведений, трудовые акции, коллективные творческие дела, походы, соревнования, упражнения, встречи с интересными людьми, выдающимися спортсменами. Содержание программы представлено циклом из 20 занятий, реализуемых в разных формах. Средняя продолжительность каждого занятия — 20-25 минут (таблица 3). Для успешной реализации программы тренеру необходимо выполнять следующие требования:

- не только ориентироваться на конкретное содержание тренировочного занятия (предоставление информации, развитие определенных навыков), но и отслеживать динамику отношений между воспитанниками;

- помнить об основных принципах групповой работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предоставлять студентам полную информацию о работе, требованиях, предъявляемых к спортсменам. Следует рассказать о том, что может происходить в группе. Желательно, чтобы каждый потенциальный участник дал

ЛИТЕРАТУРА

1. Басс, А.Г.Психология агрессии / А.Г. Басс.- М., 2001. - 307 с.

2. Габдулина, Л.И. Самоорганизация деятельности студентов в связи с их ценностными и смысложиз-ненными ориентациями / Л.И. Габдулина, О.И. Фё-

согласие на свое участие в групповой деятельности;

- соблюдать конфиденциальность. Все, о чем говориться в группе относительно конкретных спортсменов, не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия. Следует объяснить студентам, что полное соблюдение конфиденциальности вряд ли возможно: в особых случаях педагог может выносить информацию за пределы группы (для сохранения благополучия самого спортсмена или других членов группы);

- соблюдать принцип добровольности. Члены группы могут не принимать участия в тех или иных упражнениях, и тренер должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы. Также любой спортсмен имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении не только тренеру, но и всем участникам;

- обеспечивать психологическую и физическую безопасность спортсменов. В группе недопустима физическая и вербальная агрессия. Тренер должен быть гарантом безопасности всех спортсменов в группе. С самого начала вводится правило, согласно которому участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга. Следует помнить, что эффективность и слаженность работы группы зависит от умения тренера давать четкие, недвусмысленные инструкции, понятные всем участникам. Таким образом, разработанная программа позволит тренерам повысить представления студентов о собственной значимости; развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения, для преодоления затруднений в любых видах деятельности, в общении; сформировать у студентов мотивацию самовоспитания и саморазвития.

дорова // Психология обучения. - 2017. - № 1. - С.

36-49.

3. Новиков, Н.С. Проблема ценностей: специфика и

структура / Н.С. Новиков // Идеи и идеалы. - 2018.

- Т. 1. № 3 (37). - С. 97-111.

4. Повшедная, Ф.В. Формирование ценностных ори-

ентаций современной студенческой молодежи / Ф.В. Повшедная, О.В. Лебедева // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник трудов участников III Международной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. - М., 2017. - С. 502-510.

5. Сивцова, О.В. Основные подходы к определению понятия «ценностная ориентация»/ О.В. Сивцова // Весшк Маплёускага дзяржаунага ушверспэта iмя А .А. Куляшова. - 2006. - № 4 (25). - С. 309-314.

6. Шавалиева, Л.Р. Изучение ценностных ориентаций студентов в контексте проблем качества образования / Л.Р. Шавалиева, Т.В. Сучкова // Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы: материалы 10-й Международной научно-практической конференции : в 2 ч. - 2016. - С. 256-259.

7. Шемякина, Р.Ю. Формы агрессивного поведения

REFERENCES

1. Bass A.G. Psychology of Aggression. Moscow, 2001, 307 p.

2. Gabdulina L.I., Fedorova, O.I. Self-organization of students' activity in connection with their value and life meaning orientations. Psikhologiia obucheniia [Training psychology], 2017, no. 1, pp. 36-49. (in Russ.)

3. Novikov N.S. The problem of values: specificity and structure. Idei i idealy [Ideas and ideals], 2018, vol. 1, no. 3(37), pp. 97-111 (in Russ.)

4. Povshednaia F.V., Lebedeva O.V. Development of value orientations of modern students. Current issues of psychology and pedagogy in modern world : collection of proceedings of the III International Conference on Science and Practice. Rossiiskii Universitet Druzhby Naro-dov [People's Friendship University of Russia], Moscow, 2017, pp. 502-510. (in Russ.)

5. Sivtsova O.V. Main approaches to the definition of "value orientation" concept. Vesnik Magileuskaga dziarzhaunaga universiteta imia A.A. Kuliashova [Bulletin of A.A. Kuliashov Mogilev State University], 2006, no. 4 (25), pp. 309-314. (in Russ.)

6. Shavalieva L.R., Suchkova T.V. Study of value orientations of students in the context of education quality. Kachestvo vysshego i professionalnogo obrazovaniia v

у студентов с различными ценностными ориента-циями / Р.Ю. Шемякина // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 9 (111). - С. 108111.

8. Fraser, K.P. Individuation, stress, and problem-solving abilities of college students / K.P. Fraser, C.M. Tucker // Journal of College Student Development. - 1. -Vol. 38, № 5. - P. 461-467.

9. Libicki, M.C. What is information warfare? / M.C. Libicki. Washington, D.C.: National Defense University, 1995. - 104 p.

10. Nelson, N.G. Stress, coping, and success among graduate students in clinical psychology / N. G. Nelson, C. Dell'Oliver, C. Koch, R. Buckler // Psychological Reports. - 2001. - Vol. 88, № 3. - P. 759-767.

11. Russel, L.A. Comparisons of cognitive, music, and imagery techniques on anxiety reduction with university students / L.A. Russel // Journal for College Student Development. - 1. - Vol. 33, № 6. - P. 516523.

postindustrialnuiu epokhu : sushchnost, obespechenie, problemy: materialy 10-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 2 ch. [The quality of higher and vocational education in the postindustrial era : nature support, challenges: proceedings of the 10th International Conference on Science and Practice: in 2 parts], 2016, pp. 256-259. (in Russ.)

7. Shemiakina R.Iu. Forms of aggressive behavior of students with various value orientations. Almanakh sovre-mennoi nauki i obrazovaniia [Almanac of modern science and education], 2016, no. 9 (111), pp. 108-111.

8. Fraser K.P., Tucker C.M. Individuation, stress, and problem-solving abilities of college students. Journal of College Student Development, 1, vol. 38, no. 5, pp. 461467.

9. Libicki M.C. What is information warfare? Washington, D.C.: National Defense University, 1995, 104 pp.

10. Nelson N.G., Dell'Oliver C., Koch C., Buckler R. Stress, coping, and success among graduate students in clinical psychology. Psychological Reports, 2001, vol. 88, no. 3, pp. 759-767.

11. Russel L.A. Comparisons of cognitive, music, and imagery techniques on anxiety reduction with university students. Journal for College Student Development, 1, vol. 33, no. 6, pp. 516-523.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Костихина Нина Мефодьевна (Nina Mefodevna Kostikhina) - кандидат педагогических наук, профессор; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144; e-mail: kafedra.pedagogiki@sibgufk.ru; ORCID 0000-0003-3053-8365.

Колмогорова Наталья Владимировна (Natalia Vladimirovna Kolmogorova) - кандидат педагогических наук, доцент; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144; e-mail: prorector_nr@yandex.ru; ORCID 0000-0001-8171-142.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Костихина, Н.М. Проявление ценностных ориентаций студентов, занимающихся различными видами спорта / Н.М. Костихина, Н.В. Колмогорова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т. 7, № 2. - С. 154-161

FOR CITATION

Kostikhina N.M., Kolmogorova N.V. Manifestation of value orientations of students practicing various sports. Science and sport: current trends, 2019, vol. 7, no. 2, pp. 154-161 (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.