6. Машнина К.А. Экономико-психологические проблемы управления человеческими ресурсами в промышленности // Высшее образование в изменяющемся обществе: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 22 декабря 2010 г. / под ред. В.В. Грачева. - М.: ООО «Вариант», 2010. - С. 154-158.
7. Новиков М.М., Машнина К.А. Экономикопсихологические проблемы классической школы менеджмента // Экономическая психология как теоретико-методологическая основа созидательной деятельности маркетинговых исследований, рекламы и связей с общественностью: Труды междунар. науч.-практ. конф., 20-21 декабря 2007 г. / под ред. Г.В. Ложкина, В.В. Спасенникова. - Брянск: Изд-во «Ладомир», 2007. - С. 238-246.
8. Новиков М.М., Спасенников В.В. Принципы и методика социально-психологического отбора менеджеров в соответствии с ожиданиями трудового коллектива // Современные проблемы высше-
го профессионального образования. Экономическая психология управления человеческими ресурсами: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Д.В. Ерохина. - Брянск: БГТУ, 2011. -С.219-228.
9. Половинко В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. - М.: PerSe, 2012. - 288 с.
10. Спасенников В.В. Маргинализм в формировании профессиональной карьеры субъекта деятельности // Экономическая психология управления человеческими ресурсами: Материалы между-нар. науч.-практ. конф. / под ред. Д.В. Ерохина. -Брянск: БГТУ, 2011. - С. 96-103.
11. Спасенников В.В. Экономическая психология. - М.: PerSe, 2012. - 466 с.
12. Armstrong M. Human resourse management: a case of the emperor's ciothes // Personal Management. - 1997. - Vol. 8. - Pp. 30-35.
УДК 159.9:355.01
Малюшина Юлия Алексеевна Филиппов Виктор Владимирович
Курганский государственный университет [email protected]
ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМПАТИИ СОТРУДНИКАМИ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ПРОХОДИВШИМИ
СЛУЖБУ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
В данной статье рассматриваются особенности проявления эмпатии военнослужащими, проходившими службу на Северном Кавказе. Приведены результаты эмпирического исследования, проанализированы взаимосвязи эмпатии с проявлениями посттравматического стрессового расстройства. Выявлены достоверные различия между уровнями и видами эмпатии у разных представителей спецподразделений.
Ключевые слова: военнослужащие, посттравматическое стрессовое расстройство, психологические нагрузки, сотрудники спецподразделений, эмпатия.
В настоящее время феномен эмпатии, традиционно понимаемый как способность человека представлять себя другим и телесно-чувственно проживать его воспринимаемые/ вспоминаемые/воображаемые формы и предполагаемые состояния, все чаще становится объектом внимания исследователей.
Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) -постижение эмоционального состояния, проникно-вение-вчувствование в переживания другого человека.
Термин «эмпатия» введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях [1].
В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.
Боевая обстановка характеризуется поливариантностью психотравмирующих факторов, длительность воздействия которых способствует возникновению изменений в психической деятельности людей, приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности и возникновению боевых психических травм.
4 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Малюшина Ю.А., Филиппов В.В., 2012
Возрастание эмоционально-психологических нагрузок на военнослужащих в боевой обстановке, зависимость эффективности боевых действий от состояния личного состава, обусловливает нарушение социально-психологической адаптации и, соответственно, изменения уровня эмпатии [3].
Нами было проведено психодиагностическое исследование эмпатии у сотрудников различных спецподразделений Российской Федерации. Следует отметить, что мы разделили военнослужащих на 4 группы, в зависимости от выполнения боевой задачи. Общее количество испытуемых - 200 человек. Группа № 1 - оказывают сопровождение. Группа № 2 - непосредственно участвуют в различных боевых действиях и находятся в тяжелых экстремальных ситуациях. Группа № 3 - участвуют, и осуществляют сопровождение. Группа № 4 -контрольная группа, сотрудники не были в командировке на Северном Кавказе.
Результаты полученные после проведения данной методики показали, что самый высокие показатели были выявлены по шкале у представителей группы № 1 - доминирующей является эмпатия с родителями (72%) и с пожилыми людьми (54%), у представителей группы № 2 преобладает эмпатия с родителями (77,7%), пожилыми людьми (63,9%) и с детьми (36,7%). У представителей группы № 3 доминирует эмпатия с животными - 70% опрошенных, возможно это связано с тем фактом, что по долгу службу они находятся рядом с животными, которые помогают им осуществлять успешное выполнение поставленной задачи. Высокий уровень эмпатии с родителями обнаруживается у 60% опрошенных, средний уровень с героями художественных произведений (46%), а также с незнакомыми или малознакомыми людьми выявлен (70%). Средний уровень - «эмпатия с детьми», определен у 50%. У представителей группы № 4 преобладает эмпатия с родителями (68,4%) и незнакомыми людьми (30,2%).
Для выявления достоверности различий нами был применен и-критерий Манна-Уитни.
По результатам методики «Экспресс-диагностика эмпатии» выявлены следующие различия:
Группа № 2 и группа № 3 «эмпатия с родителями» в зоне неопределенности (тенденция) -иэмп.=461, при р<0,01.
Группа № 2 и группа № 3 «эмпатия с животными» в зоне значимости - Шмп.=159,5, при р<0,01 у представителей группы № 3 показатели выше.
Группа № 3 и группа № 4 «эмпатия с животными» в зоне значимости - иэмп.=102, при р<0,01 у представителей группы № 3 показатели выше.
Группа № 2 и группа № 3 «эмпатия с родителями» в зоне значимости - Шмп.=411,5, при р<0,01 у представителей группы №3 показатели выше.
Группа №2 и группа №4 «эмпатия с незнакомыми людьми» в зоне значимости - Шмп.=174,
при р<0,01 у представителей группы № 4 показатели выше.
Группа № 3 и группа № 4 «эмпатия с незнакомыми людьми» в зоне значимости - иэмп.=269,5, при р<0,01 у представителей группы № 4 показатели выше.
Таким образом, можно сделать вывод, что эмпатия - эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. Военнослужащие проявляют участливое отношение к переживающему человеку или страдающему животному. Переживания сочувствующего человека и их проявления могут быть весьма разнообразны. При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать факторы, в наибольшей степени, влияющие на эмоциональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т.д.
Обнаружены прямые корреляционные связи между параметрами эмпатия с животными и сверхбдительность г=0,44 при р<0,01, эмпатия с животными и преувеличенное реагирование г=0,49 при р<0,01, эмпатия с животными и вина выжившего г=0,54 при р<0,01, эмпатия с детьми и сверхбдительность г=0,44 при р<0,01, эмпатия с детьми и вина выжившего г=0,42 при р<0,01, обратная корреляционная связь эмпатия с людьми и агрессия г= -0,34 при р<0,01, невроз и непрошенные воспоминания г=0,42 при р<0,01, невроз и вина выжившего г=0,35 при р<0,01, невроз и эмпатия с животными г=0,37 при р<0,01.
Вина выжившего имеет также прямые корреляционные связи с эмпатией с животными и эмпатией с детьми, что объясняется тем фактом, что постоянные воспоминания о происходившем в данных условиях вызывают сочувствие, жалость, и чувство вины перед беззащитными.
Эмпатия с животными имеет высокие прямые корреляционные связи с такими параметрами как агрессия, вина выжившего, сверхбдительностью, преувеличенное реагирование, эти параметры в свою очередь тесно взаимосвязаны между собой. Все это доказывает особенности проявления и влияния экстремальных условий на личность военнослужащего.
Следует отметить, что вина выжившего и непрошенные воспоминания имеют сильные корреляционные связи, так как наяву данные воспоминания появляются в тех случаях, когда окружающая обстановка чем-то напоминает случившееся «в то время», то есть во время травмирующего события: запах, образ, звук, словно бы пришедшие из
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №4
55
той поры. Яркие образы прошлого обрушиваются на психику и вызывают сильный стресс. Главным отличием посттравматических непрошеных воспоминаний от обычных воспоминаний является то, что первые сопровождаются сильными чувствами тревоги и страха.
Анализ данной корреляционной плеяды показывает, что интернальность в области достижений имеет высокие прямые корреляционные связи с такими параметрами как эмпатия с животными. Бойцы осознают всю серьезность выполнения задачи, и поэтому данные параметры также имеет высокие прямые корреляционные связи между собой.
Проведенное психодиагностическое исследование позволяет сделать вывод о том, что необходимо осуществлять психологическое сопровождение
военнослужащих, профилактическую и психокоррекционную работу с данным контингентом лиц.
Библиографический список
1. Курпатов А.В., Алехин А.Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии: [монография]. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 372 с.
2. Организация работы с личным составом во временных органах внутренних дел и мобильных отрядах на территории Северо-Кавказского региона: Сборник документов и информационно-методических материалов. - М.: ЦИ и НМО КП МВД России, 2000. - 284 с.
3. Организация работы кабинета психологической регуляции в органах внутренних дел. - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - 232 с.
УДК 159.922.72
Троценко Светлана Николаевна Филютина Татьяна Николаевна
кандидат педагогических наук Шадринский государственный педагогический институт [email protected], [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье представлены результаты исследования особенностей школьной тревожности обучающихся начальной школы с задержкой психического развития (ЗПР), выявлена частота присутствия факторов школьной тревожности в выборке испытуемых по двум методикам.
Ключевые слова: школьная тревожность, особенности школьной тревожности, причины школьной тревожности, задержка психического развития, младший школьный возраст.
Исследование тревожности детей разных возрастных категорий, имеющих различное психическое и физическое развитие, позволяет раскрыть суть данного явления, выявить закономерности развития эмоциональной сферы, изучить особенности становления эмоционально-личностных состояний, в том числе и тревожности. Многие исследователи и психологи отмечают, что именно тревожность является причиной многих трудностей, с которыми сталкивается ребенок в период своего детства.
В психологической литературе тревожность имеет несколько толкований:
- свойство (черта) личности (В.В. Суворова, Р.Б. Кэттэлл) [5], Н.Б. Пасынкова [3];
- специфическое эмоциональное состояние -генерализованная беспредметная настороженность (Л.П. Ясюкова) [6];
- личностная особенность, состоящая в особо легком возникновении состояния тревоги (Е.П. Кошелева) [1].
Изучив работы И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, А.И. Захарова, Л.П. Ясюковой, В.В. Астапова мы сочли, что для нашего исследования больше подходит определение А.М. Прихожан [4], которая
определяет тревожность как устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу, и константные (постоянные, неизменяемые) формы реализации с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений.
Школьная тревожность включает в себя различные проявления школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании негативного отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников и др.
В статье исследуются особенности тревожности в младшем школьном возрасте, так как именно поступление ребенка в школу приводит к качественным изменениям всех сфер его развития, и в первую очередь в эмоционально-личностной. Характерные особенности тревожности учеников младших классов изучались многими отечественными исследователями, такими как А.К. Дусавицкий, Т.А. Нежнова, Е.В. Филлипова, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, А.И. Захаров и др. По данным изучения вопроса тревожности детей начальной школы, препятствием для их нормальной адапта-
56
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Троценко С.Н., Филютина Т.Н., 2012