Научная статья на тему 'Проявление эмпатии сотрудниками спецподразделений, проходившими службу на Северном Кавказе'

Проявление эмпатии сотрудниками спецподразделений, проходившими службу на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
540
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / СОТРУДНИКИ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / ЭМПАТИЯ / MILITARY MEN / POST-TRAUMATIC STRESSFUL FRUSTRATION / PSYCHOLOGICAL LOADINGS / EMPLOYEES OF SPECIAL DIVISIONS / EMPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малюшина Юлия Алексеевна, Филиппов Виктор Владимирович

В данной статье рассматриваются особенности проявления эмпатии военнослужащими, проходившими службу на Северном Кавказе. Приведены результаты эмпирического исследования, проанализированы взаимосвязи эмпатии с проявлениями посттравматического стрессового расстройства. Выявлены достоверные различия между уровнями и видами эмпатии у разных представителей спецподразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Display of empathy by employees of the special divisionsserving in the North Caucasus

Features of display of empathy by the military men serving in the North Caucasus are considered in the article. Results of the conducted empirical research are resulted, interrelations of empathy with displays of post-traumatic stressful frustration are analyzed. Authentic distinctions between levels and kinds of empathy at different representatives of special divisions are revealed.

Текст научной работы на тему «Проявление эмпатии сотрудниками спецподразделений, проходившими службу на Северном Кавказе»

6. Машнина К.А. Экономико-психологические проблемы управления человеческими ресурсами в промышленности // Высшее образование в изменяющемся обществе: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 22 декабря 2010 г. / под ред. В.В. Грачева. - М.: ООО «Вариант», 2010. - С. 154-158.

7. Новиков М.М., Машнина К.А. Экономикопсихологические проблемы классической школы менеджмента // Экономическая психология как теоретико-методологическая основа созидательной деятельности маркетинговых исследований, рекламы и связей с общественностью: Труды междунар. науч.-практ. конф., 20-21 декабря 2007 г. / под ред. Г.В. Ложкина, В.В. Спасенникова. - Брянск: Изд-во «Ладомир», 2007. - С. 238-246.

8. Новиков М.М., Спасенников В.В. Принципы и методика социально-психологического отбора менеджеров в соответствии с ожиданиями трудового коллектива // Современные проблемы высше-

го профессионального образования. Экономическая психология управления человеческими ресурсами: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Д.В. Ерохина. - Брянск: БГТУ, 2011. -С.219-228.

9. Половинко В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. - М.: PerSe, 2012. - 288 с.

10. Спасенников В.В. Маргинализм в формировании профессиональной карьеры субъекта деятельности // Экономическая психология управления человеческими ресурсами: Материалы между-нар. науч.-практ. конф. / под ред. Д.В. Ерохина. -Брянск: БГТУ, 2011. - С. 96-103.

11. Спасенников В.В. Экономическая психология. - М.: PerSe, 2012. - 466 с.

12. Armstrong M. Human resourse management: a case of the emperor's ciothes // Personal Management. - 1997. - Vol. 8. - Pp. 30-35.

УДК 159.9:355.01

Малюшина Юлия Алексеевна Филиппов Виктор Владимирович

Курганский государственный университет [email protected]

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМПАТИИ СОТРУДНИКАМИ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ПРОХОДИВШИМИ

СЛУЖБУ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

В данной статье рассматриваются особенности проявления эмпатии военнослужащими, проходившими службу на Северном Кавказе. Приведены результаты эмпирического исследования, проанализированы взаимосвязи эмпатии с проявлениями посттравматического стрессового расстройства. Выявлены достоверные различия между уровнями и видами эмпатии у разных представителей спецподразделений.

Ключевые слова: военнослужащие, посттравматическое стрессовое расстройство, психологические нагрузки, сотрудники спецподразделений, эмпатия.

В настоящее время феномен эмпатии, традиционно понимаемый как способность человека представлять себя другим и телесно-чувственно проживать его воспринимаемые/ вспоминаемые/воображаемые формы и предполагаемые состояния, все чаще становится объектом внимания исследователей.

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) -постижение эмоционального состояния, проникно-вение-вчувствование в переживания другого человека.

Термин «эмпатия» введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях [1].

В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

Боевая обстановка характеризуется поливариантностью психотравмирующих факторов, длительность воздействия которых способствует возникновению изменений в психической деятельности людей, приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности и возникновению боевых психических травм.

4 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Малюшина Ю.А., Филиппов В.В., 2012

Возрастание эмоционально-психологических нагрузок на военнослужащих в боевой обстановке, зависимость эффективности боевых действий от состояния личного состава, обусловливает нарушение социально-психологической адаптации и, соответственно, изменения уровня эмпатии [3].

Нами было проведено психодиагностическое исследование эмпатии у сотрудников различных спецподразделений Российской Федерации. Следует отметить, что мы разделили военнослужащих на 4 группы, в зависимости от выполнения боевой задачи. Общее количество испытуемых - 200 человек. Группа № 1 - оказывают сопровождение. Группа № 2 - непосредственно участвуют в различных боевых действиях и находятся в тяжелых экстремальных ситуациях. Группа № 3 - участвуют, и осуществляют сопровождение. Группа № 4 -контрольная группа, сотрудники не были в командировке на Северном Кавказе.

Результаты полученные после проведения данной методики показали, что самый высокие показатели были выявлены по шкале у представителей группы № 1 - доминирующей является эмпатия с родителями (72%) и с пожилыми людьми (54%), у представителей группы № 2 преобладает эмпатия с родителями (77,7%), пожилыми людьми (63,9%) и с детьми (36,7%). У представителей группы № 3 доминирует эмпатия с животными - 70% опрошенных, возможно это связано с тем фактом, что по долгу службу они находятся рядом с животными, которые помогают им осуществлять успешное выполнение поставленной задачи. Высокий уровень эмпатии с родителями обнаруживается у 60% опрошенных, средний уровень с героями художественных произведений (46%), а также с незнакомыми или малознакомыми людьми выявлен (70%). Средний уровень - «эмпатия с детьми», определен у 50%. У представителей группы № 4 преобладает эмпатия с родителями (68,4%) и незнакомыми людьми (30,2%).

Для выявления достоверности различий нами был применен и-критерий Манна-Уитни.

По результатам методики «Экспресс-диагностика эмпатии» выявлены следующие различия:

Группа № 2 и группа № 3 «эмпатия с родителями» в зоне неопределенности (тенденция) -иэмп.=461, при р<0,01.

Группа № 2 и группа № 3 «эмпатия с животными» в зоне значимости - Шмп.=159,5, при р<0,01 у представителей группы № 3 показатели выше.

Группа № 3 и группа № 4 «эмпатия с животными» в зоне значимости - иэмп.=102, при р<0,01 у представителей группы № 3 показатели выше.

Группа № 2 и группа № 3 «эмпатия с родителями» в зоне значимости - Шмп.=411,5, при р<0,01 у представителей группы №3 показатели выше.

Группа №2 и группа №4 «эмпатия с незнакомыми людьми» в зоне значимости - Шмп.=174,

при р<0,01 у представителей группы № 4 показатели выше.

Группа № 3 и группа № 4 «эмпатия с незнакомыми людьми» в зоне значимости - иэмп.=269,5, при р<0,01 у представителей группы № 4 показатели выше.

Таким образом, можно сделать вывод, что эмпатия - эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. Военнослужащие проявляют участливое отношение к переживающему человеку или страдающему животному. Переживания сочувствующего человека и их проявления могут быть весьма разнообразны. При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать факторы, в наибольшей степени, влияющие на эмоциональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т.д.

Обнаружены прямые корреляционные связи между параметрами эмпатия с животными и сверхбдительность г=0,44 при р<0,01, эмпатия с животными и преувеличенное реагирование г=0,49 при р<0,01, эмпатия с животными и вина выжившего г=0,54 при р<0,01, эмпатия с детьми и сверхбдительность г=0,44 при р<0,01, эмпатия с детьми и вина выжившего г=0,42 при р<0,01, обратная корреляционная связь эмпатия с людьми и агрессия г= -0,34 при р<0,01, невроз и непрошенные воспоминания г=0,42 при р<0,01, невроз и вина выжившего г=0,35 при р<0,01, невроз и эмпатия с животными г=0,37 при р<0,01.

Вина выжившего имеет также прямые корреляционные связи с эмпатией с животными и эмпатией с детьми, что объясняется тем фактом, что постоянные воспоминания о происходившем в данных условиях вызывают сочувствие, жалость, и чувство вины перед беззащитными.

Эмпатия с животными имеет высокие прямые корреляционные связи с такими параметрами как агрессия, вина выжившего, сверхбдительностью, преувеличенное реагирование, эти параметры в свою очередь тесно взаимосвязаны между собой. Все это доказывает особенности проявления и влияния экстремальных условий на личность военнослужащего.

Следует отметить, что вина выжившего и непрошенные воспоминания имеют сильные корреляционные связи, так как наяву данные воспоминания появляются в тех случаях, когда окружающая обстановка чем-то напоминает случившееся «в то время», то есть во время травмирующего события: запах, образ, звук, словно бы пришедшие из

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №4

55

той поры. Яркие образы прошлого обрушиваются на психику и вызывают сильный стресс. Главным отличием посттравматических непрошеных воспоминаний от обычных воспоминаний является то, что первые сопровождаются сильными чувствами тревоги и страха.

Анализ данной корреляционной плеяды показывает, что интернальность в области достижений имеет высокие прямые корреляционные связи с такими параметрами как эмпатия с животными. Бойцы осознают всю серьезность выполнения задачи, и поэтому данные параметры также имеет высокие прямые корреляционные связи между собой.

Проведенное психодиагностическое исследование позволяет сделать вывод о том, что необходимо осуществлять психологическое сопровождение

военнослужащих, профилактическую и психокоррекционную работу с данным контингентом лиц.

Библиографический список

1. Курпатов А.В., Алехин А.Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии: [монография]. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 372 с.

2. Организация работы с личным составом во временных органах внутренних дел и мобильных отрядах на территории Северо-Кавказского региона: Сборник документов и информационно-методических материалов. - М.: ЦИ и НМО КП МВД России, 2000. - 284 с.

3. Организация работы кабинета психологической регуляции в органах внутренних дел. - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - 232 с.

УДК 159.922.72

Троценко Светлана Николаевна Филютина Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук Шадринский государственный педагогический институт [email protected], [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье представлены результаты исследования особенностей школьной тревожности обучающихся начальной школы с задержкой психического развития (ЗПР), выявлена частота присутствия факторов школьной тревожности в выборке испытуемых по двум методикам.

Ключевые слова: школьная тревожность, особенности школьной тревожности, причины школьной тревожности, задержка психического развития, младший школьный возраст.

Исследование тревожности детей разных возрастных категорий, имеющих различное психическое и физическое развитие, позволяет раскрыть суть данного явления, выявить закономерности развития эмоциональной сферы, изучить особенности становления эмоционально-личностных состояний, в том числе и тревожности. Многие исследователи и психологи отмечают, что именно тревожность является причиной многих трудностей, с которыми сталкивается ребенок в период своего детства.

В психологической литературе тревожность имеет несколько толкований:

- свойство (черта) личности (В.В. Суворова, Р.Б. Кэттэлл) [5], Н.Б. Пасынкова [3];

- специфическое эмоциональное состояние -генерализованная беспредметная настороженность (Л.П. Ясюкова) [6];

- личностная особенность, состоящая в особо легком возникновении состояния тревоги (Е.П. Кошелева) [1].

Изучив работы И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, А.И. Захарова, Л.П. Ясюковой, В.В. Астапова мы сочли, что для нашего исследования больше подходит определение А.М. Прихожан [4], которая

определяет тревожность как устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу, и константные (постоянные, неизменяемые) формы реализации с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений.

Школьная тревожность включает в себя различные проявления школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании негативного отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников и др.

В статье исследуются особенности тревожности в младшем школьном возрасте, так как именно поступление ребенка в школу приводит к качественным изменениям всех сфер его развития, и в первую очередь в эмоционально-личностной. Характерные особенности тревожности учеников младших классов изучались многими отечественными исследователями, такими как А.К. Дусавицкий, Т.А. Нежнова, Е.В. Филлипова, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, А.И. Захаров и др. По данным изучения вопроса тревожности детей начальной школы, препятствием для их нормальной адапта-

56

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Троценко С.Н., Филютина Т.Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.