ноте не может заменить такой масштабный музей, который был задуман к столетнему юбилею войны. Реализация проекта российского военноисторического музея также возможна в виртуальном пространстве, это дело ближайшего времени и перспективы.
Ю. Г. Салова
Провинциальный музей в эпохи реформирования общества: изменение задач и функций
Музей как социокультурный институт всегда зависит от того, как развивается общество. Социально-политические и экономические трансформации оказывают заметное влияние на изменение задач и функций музея по отношению к личности и обществу в целом. Если выявлять цикличность этих процессов в России, то за последние полтора столетия наиболее заметными эти изменения были в 1860-е, 1920-е и 1980-е гг. Провинциальные музеи, наряду с общими закономерностями изменений, имели еще и свои, особенные для данной местности. Ярославский регион выделяется среди множества других регионов, прежде всего тем, что он сыграл важную роль в становлении российской государственности. Его близость к столицам, положение на водных и сухопутных торговых путях определили тесные связи со многими культурными центрами страны. Довольно рано здесь сформировались условия для создания музеев.
Первые музеи в крае появились в эпоху великих реформ Х1Х в. Создавались они различными местными организациями, ключевую роль в которых играла интеллигенция. Первым в 1864 г. был создан музей Общества для исследования Ярославской губернии в естественноисторическом отношении. Материальную поддержку музею стало оказывать ярославское губернское земство40.
В 1895 г. членами губернской архивной комиссии был создан еще один музей - Древлехранилище. Музей задумывался его создателями как культурно-исторический. И. А. Тихомиров, один из его создателей, отмечал, что музей «не гонится за предметами исключительными, за диковинными, предпочитая им вещи, хоть невидные, неказистые, но ярко характеризующие жизнь широких кругов»41. Существовал музей, в основ-
40 Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. 1541. Оп. 1. Д. 78. Л. 3; Д. 68. Л. 180.
41 Тихимиров И. А. Древлехранилище // Ярославль в прошлом и настоящем. Ярославль. 1913. С. 115.
ном, за счет пожертвований. Музей очень быстро развивался, о чем говорил рост его фондов: от 100 единиц при открытии, до 7000 к началу ХХ в.
Процесс демократизации культуры во второй половине Х1Х в. обусловливал, прежде всего, решение просветительских задач отечественными музеями. Для ярославских музеев их реализация определялась тем, что в отличие от многих других губернских городов, здесь функционировало одно из старейших высших учебных заведений - Демидовский лицей, преподаватели которого фактически создавали музеи. Обеспечивался, таким образом, кадровый потенциал высокого уровня, поддерживаемый еще и тесными связями с Московским университетом.
На первом этапе жизни музеев комплектование, хранение и первичное изучение фондов стало главной (документирующей) функцией. Этот музейный потенциал и позволял решать просветительскую задачу. Музеи изучали через коллекции местную историю, литературу, культурные объекты, сохранение которых стало важной частью их деятельности. Коллекции были весьма разнообразные: минералогические, зоологические, ботанические, образцы продукции местных предприятий. Наличие у музея своего здания позволило сделать экспонаты доступными для посетителей, большую часть которых составляли учащиеся. Кроме того, экспонаты, например, Ярославского естественноисторического музея представлялись на выставках: в 1883 г. на хозяйственно-промышленной выставке в Рыбинске, в 1886 г. - на Ярославской хозяйственно-промышленной выставке, в 1892 г. - на выставке Международного естественноисторического конгресса в Москве. Успешная реализация просветительских задач позволяла получать финансовую поддержку со стороны Министерства народного просвещения. Хотя и нерегулярно, но поддержку оказывали и другие министерства, заинтересованные в расширении научных исследований в музее.
Нацеленность музея на просветительскую работу привела к созданию не только экспозиций по природе Ярославского края, но и к пополнению экспонатами отделов, важных для учебного процесса. Например, сравнительно-анатомического, где были представлены коллекции, дающие представление об органах человека и животных. В большинстве провинциальных музеев такие отделы не создавались. Аналогичная ситуация была с отделом пресноводной и морской фауны, при котором даже работал ученический кружок. Отдел прикладного естествознания уделял мно-
„42 г
го внимания пропаганде сельскохозяйственных знаний . Его посетителями были слушатели сельскохозяйственных курсов, агрономы. Для ока-
42 См.: Шаханин Н. И. К 70-летию Ярославского естественно-исторического общества // Литературный Ярославль. Ярославль, 1952. Кн. 6.
зания консультаций было организовано постоянное дежурство членов общества.
Аналогичные процессы проходили и в уездных музеях. Так, в 1883 г. открылся музей церковных древностей в Ростове, а в 1892 г. - в Угличе. Первым шагом в создании музея в Ростове, например, стали мероприятия по реставрации зданий кремля, в Белой палате которого и был открыт музей. Но уже в 1887 г. культовые предметы составляли только шестую часть от всех имеющихся в музее43. Фонды пополнялись документальными памятниками, нумизматическими коллекциями, живописью, книгами, предметами прикладного искусства. В 1888 г. при музее была открыта библиотека для жителей Ростова. Сотрудниками изучались документальные и книжные собрания. Много внимания уделялось изучению древнерусской живописи и архитектурных объектов кремля. Проводились археологические раскопки. По результатам исследований издавались каталоги, путеводители, статьи.
Послереволюционная эпоха 1920-х гг. изменила общественный статус провинциальных музеев, значительно увеличив их количество. Первоочередной задачей стало выявление культурных ценностей и создание губернского музейного фонда. Пополнение фондов музеев происходило за счет коллекций дворянских усадеб, а также из Государственного музейного фонда. Первое место по количеству музеев занимал, конечно же, Ярославль. В 1924 г. все музеи города были объединены в Ярославский государственный областной музей.
Его фонды постоянно росли. Наиболее представительными были коллекции древнерусского искусства, пополнявшиеся за счет изъятия церковных ценностей. Эта особенность музея будет сохранена в последующие десятилетия. Объединенные фонды музея насчитывали около 20 тыс. единиц хранения44. В фондах научной библиотеки насчитывалось 60 тыс. книг. Музейные работники регулярно выступали перед населением города, преподавали в учебных заведениях, руководили практикой студентов, вели большую экскурсионную работу. Только в 1924 г. музей
л л 45
посетили 14 тыс. человек .
Аналогично функционировали уездные музеи. Так, в Ростовском музее в 1922 г. числилось 32090 единиц хранения46. На протяжении всех 1920-х гг. он оставался наиболее значимым не только среди музеев края, но и среди музеев страны. Кроме того, музей выполнял функции архива,
43 Титов А. А. Отчет Ростовского музея церковных древностей за 1885-1887. Ярославль, 1888. С. 21.
44 ГАЯО. Ф. Р-1400. Оп. 1. Д. 5. Л. 46.
45 Там же. Л. 47
46 Рязанцев Н. П. «Спасти живую старину...». Ярославль, 2000. С. 59.
храня в своих фондах множество документов по местной истории. Работали филиалы в Яковлевском и Борисоглебском монастырях.
Новые общественные условия, с одной стороны, позволили сделать музеи особыми культурными центрами для данных территорий. Но, с другой стороны, - очевидно, что главной для музеев становилась задача утверждения новой идеологии. Причем решается она как через поступление экспонатов, отражавших классовую борьбу и современность, так и через новые формы и методы работы. На первый план выдвигалась воспитательно-образовательная функция музея. В условиях ограниченных культурных возможностей провинциальных городов, а также тесной связи музеев с образовательными учреждениями, где усиленно внедрялся экскурсионный метод, эта функция как раз способствовала воспитанию «нового человека» социалистической эпохи.
Выполнение этой функции стало возможным, когда в 1920 г. были организованы губернские курсы по подготовке экскурсоводов, рассчитанные, прежде всего, на школьных учителей. Лекции читали музейные сотрудники М. В. Бабенчиков, А. И. Анисимов, Н. Г. Первухин, А. И. Смирнов. Учителей знакомили с методами ведения художественноисторических экскурсий. Такую же работу стали проводить в уездных городах: Мышкине, Ростове, Рыбинске47.
Активно практиковаться учебные экскурсии начинают с 1924 г., когда новые учебные программы стали непременным условием работы школы. Значительный опыт в этой сфере был наработан экскурсионными организациями, возникшими в губернском центре. Одними из первых в Ярославле были созданы экскурсионное бюро, журнал «Русский экскурсант», общество «Молодая жизнь».
Музейные экскурсии в 20-е гг. чаще всего посвящались прошлому края. Дополнительно музейные работники читали для учащихся лекции. В общей сложности в 1924 г. Ярославский государственный музей принял 353 экскурсии48. Музеем был подготовлен путеводитель «Ярославль для экскурсанта»49.
Все больше музейные экскурсии школьников стали наполняться идеологическим содержанием. Так, беседы о первобытной культуре, храмовом строительстве носили антирелигиозный характер. Педагог А. Полотебнов, например, проводя экскурсию в картинной галерее, приспосабливал ее к школьной теме «Городская промышленность», изучаемой по литературе и обществоведению. Детям показывались картины «Капиталист и изобретатель» Владимирова, «Роковой выход» Игнатова,
47 ГАЯО. Ф. Р-1007. Оп. 1. Д. 19. Л. 19; Ф. Р-221. Оп. 1. Д. 145. Л. 20, 27.
48 Там же. Ф. Р-1400. Оп. 1. Д. 3. Л. 25
49 Там же. Л. 44.
«Пряхи» Куликова, «Город» Штурмана. По результатам проведенной учителем анкеты можно судить, что дети усвоили главную мысль: налицо «классовая рознь между трудом и капиталом»50.
Идеологическая заданность большинства форм культурно-образовательной работы 20-х гг. определила функционирование большинства провинциальных музеев на весь советский период. Менялась лишь политические обстоятельства, определявшие воспитательную функцию музеев, как по отношению к личности, так и по отношению к обществу в целом. Причем интересы личности, особенно в годы господства тоталитарной культуры, стояли всегда на втором месте после общественных.
Новая эпоха реформирования общества, начавшаяся в 1980-е гг., поставила перед провинциальными музеями новую задачу - помощь человеку в процессе социализации. Отказ от идеологизации общественной жизни привел к возрастанию ее культурной составляющей. Наряду с традиционными, важное место стало отводиться досуговой функции музея. Через нее и реализуются познавательные возможности человека.
Для Ярославских, как и других провинциальных музеев, стало актуальным привлечение посетителей как за счет появления новых типов государственных, муниципальных и частных музеев, так и за счет внедрения новых форм работы. С 1980-х гг. музеи стали открывать филиалы (тематической направленности), причем не только в городе, но и в сельской местности. Это способствовало более широкому вовлечению в музейно-образовательные программы разных категорий населения. Привнесение новых функций в музейную жизнь, вызвало такие формы работы как: проведение праздников календаря, причем религиозных, (Рождества, Пасхи), фестивалей («Преображение»), праздников поэзии, рассчитанных на все категории посетителей, специальные программы для детей. Музеи стали активно сотрудничать с научным сообществом, проводя регулярные научные конференции: «Чтения по истории и культуре древней и новой России», «Тихомировские» и «Золотаревские», «Оловянишников-ские» чтения и другие. С открытием профильной кафедры в классическом университете для музеев региона менее болезненным стал кадровый вопрос. Особым фактором, влияющим на развитие музеев региона, стало становление индустрии туризма, что обусловило взаимодействие музеев с представителями бизнеса.
В 1990-е гг. основные фонды ярославских музеев насчитывали более 580 тыс. единиц хранения. Каждый год организовывалось более 150 выставок. Ежегодное посещение музеев области составляло 800 тысяч человек. Эти цифры подтверждают новое место музеев в социокультурных процессах последних десятилетий.
50 Наш труд. 1927. № 7. С. 39.