УДК 316:1
Балюшина Юлия Львовна
доцент кафедры истории и философии Череповецкого государственного университета
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОД КАК ПРОСТРАНСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ [1]
Balyushina Yulia Lvovna
Assistant Professor, History and Philosophy Department, Cherepovets State University
PROVINCIAL TOWN AS A SPACE OF PERSONAL SELF-REALIZATION [1]
Аннотация:
В работе представлены результаты исследования специфики самореализации личности в условиях провинциального города. Автор, используя диалектический метод, показывает, что возможности самореализации личности в пространстве провинциального города ограничены. Человек, включаясь в жизненный поток города, стремится к внешней реализации, одобряемой обществом, в ущерб внутренней, способствующей подлинному совершенствованию, в результате чего отчасти утрачивает свою «самость».
Ключевые слова:
провинциальный город, самореализация, личность, познавательная самореализация, экономическая самореализация, бытовая самореализация, досуговая самореализация.
Summary:
The article presents the results of the study dealing with the specifics of self-realization in a provincial town. Using the dialectical method, the author shows that the possibilities of personal fulfilment in the provincial town are limited. A person involved in the life of the town, seeks external fulfilment approved by the society in prejudice of the internal fulfilment conducive to genuine improvement, and as a result, partly loses one's "self".
Keywords:
provincial town, self-realization, personality, cognitive self-realization, economic self-realization, home self-realization, leisure self-realization.
Городская проблематика была и остается одной из важнейших тем современных научных исследований, что обусловлено такими факторами объективной действительности, как рост крупных и умирание многих малых городов. Вопросы бытия города в целом являются центральными в трудах Д.В. Визгалова, В.Л. Глазычева, Н.Б. Косаревой, Г.М. Лаппо и других известных ученых. Положение личности в городе, особенности существования homo urbanus проанализированы в работах А.Б. Георгиевского, Л.Б. Когана, О.В. Понукалиной, Ю.Ц. Тыхеевой, О.Ф. Филимоновой, О.Н. Яницкого. Однако, по мнению автора, вопросы самореализации личности в условиях пространства провинциального города исследованы недостаточно.
Проблема самореализации является одной из вечных человеческих проблем экзистенциального характера. Каждый человек стремится выразить себя в мире, поскольку только в этом случае он обретает завершенность, становится личностью в полном смысле этого слова. Данная проблема приобретает новые грани в ситуации бытия человека в специфических искусственно-естественных условиях города. В городе происходит «концентрация жизни»: уплотнение населения, ускорение социального времени, наложение друг на друга различных подпространств и практик, что превращает город в некое подобие многослойного торта, уровни которого структурированы в различных направлениях, взаимно проникая и обусловливая друг друга. В подобных условиях личность, включаясь в круговорот событий, разрывается между внешней и внутренней жизнью; между требованиями жизни внешней, объективной, одобряемым обществом руслом движения, навязанными извне целями и ценностями и внутренними, глубинными, сущностными потребностями, стремлениями и желаниями, определяемыми «самостью» личности.
Человек, в силу своей природы, стремится к попаданию в ту среду, в которой ему более комфортно, где он имеет больше возможностей реализовать свой потенциал, повысить свой статус и благосостояние. Наблюдающееся в последние десятилетия ускорение процесса урбанизации свидетельствует о том, что именно город представляется для большинства людей наиболее привлекательным в данном аспекте. Но, кроме видимого комфорта и внешнего благополучия, городская жизнь таит в себе массу экзистенциальных проблем и сложностей, рассмотрение и соотнесение которых с возможностями, предоставляемыми провинциальной городской средой, и явилось целью данной работы.
Категории самореализации личности невозможно дать единое определение в связи с тем, что в различной литературе она «может исследоваться как цель, средство, процесс, состояние, результат и итог» [2]. Поскольку задачей данного исследования не является формулировка авторской дефиниции самореализации, то представляется возможным исходить из позиции
Е.Н. Ярославовой, которая, обобщая философские подходы к данной проблеме, пишет, что «процесс самореализации выражает наиболее глубокую, сущностную сторону человека, поиски смыслов жизни, жизненной доминанты, собственной идентичности, движения к идеалу, выполнения его высшего предназначения» [3, с. 13]. Представленная позиция наиболее актуальна с точки зрения цели данной работы.
«Территория города формирует интересы личности, влияет на их реализацию. Наличие на городской территории некоторых трудовых, образовательных, досуговых возможностей обеспечивает реализацию соответствующих потребностей ее обитателей» [4, с. 80], - отмечает С.С. Касаткина, подчеркивая теснейшую взаимосвязь городской среды и ее жителей, выявляя потенциал городской территории в аспекте личностной самореализации. Пространство провинциального города в данном контексте весьма специфично: оно, с одной стороны, обещает человеку множество возможностей, привлекает своим разнообразием, с другой - создает экзистенциальные «ловушки» и ставит в рамки, определенные уровнем его развития, встраивает в ритмы городской жизни, разрушая индивидуальный ритм каждой конкретной личности.
Говоря о самореализации, необходимо выделить такие ее составляющие, как познавательная, нравственная и эстетическая, относящиеся к базовым видам; эзотерическая, или внутренняя (самовоспитание, самопознание, самообразование); экзотерическая, или внешняя (бытовая, экономическая, досуговая, профессиональная, политическая) [5]. Проанализируем те из них, которые в большей мере зависят от внешней среды.
Познавательный компонент самореализации осуществляется главным образом через систему образования, сложившуюся в том или ином городе. Если образовательное пространство мегаполиса многомерно и предоставляет его жителям многообразные возможности, то образовательное пространство провинциального города значительно более ограничено. Профессиональные образовательные учреждения провинциальных городов имеют, как правило, политехническую и педагогическую направленность. «Данная особенность, следовательно, ограничивает и возможности самореализации, заставляя наиболее активную молодежь покидать родной город в поисках новых горизонтов» [6, с. 44]. Соответственно, человек оказывается перед сложным выбором: следовать призванию и стремиться к самореализации посредством повышения уровня образования или, будучи ограниченным в финансовых средствах, пренебречь ею.
Бытовая самореализация подразумевает устройство быта в соответствии с собственными предпочтениями, желаниями и представлениями о его оптимальной организации. Городская среда предоставляет личности множество возможностей для данного вида самореализации, что связано с более развитой, чем, например, в сельской местности, сферой торговли, социально-бытовой инфраструктурой. Однако, находясь в окружении значимых для себя вещей, постоянно совершенствуя свое материально-бытовое окружение, человек рискует погрузиться в потребительство, поскольку современный мир, особенно городской, подразумевает приобретение предметов быта, механическое наполнение ими пространства своей жизнедеятельности, но не их производство. Городская среда провоцирует личность к самореализации в русле консюмеризма: доступность торговых точек, более высокий уровень жизни, стремление соответствовать моде или приобщиться к той или иной референтной социальной группе, жизнь которой проходит, так сказать, «на виду» и является конечной целью устремлений человека.
Возможности экономической самореализации в условиях любого города в целом более широки, чем в сельской местности. В провинциальном городе они скорее ограничены, по сравнению с мегаполисом. Однако город, будучи средоточием различных благ цивилизации, вынуждает личность постоянно стремиться к большему, формировать имидж экономической независимости и успешности, обзаводиться символами благосостояния. Подобная ситуация - стремления к внешнему благополучию - отвлекает человека от не менее важной, но менее выраженной вовне деятельности в сфере духовного самосовершенствования, эстетической и нравственной самореализации, рефлексии, которые необходимы для полноценно развитой личности.
Профессиональная самореализация личности в рамках провинциального города далеко не всегда возможна априорно в связи с изначальной ограниченностью потенциальных видов деятельности, а также по причине наличия объективного «потолка» - планки, задаваемой уровнем того или иного города, выше которой невозможно подняться, будучи жителем данного конкретного города. «Производственная сфера изучаемых городов не отличается разнообразием..., -отмечает О.Б. Молодов, - выбор будущей профессии и места работы для жителей остается весьма ограниченным» [7]. Стремясь подняться по социальной лестнице посредством профессионального роста, личность вынуждена отказываться от своего предназначения, она «встраивается» в существующее профессиональное пространство, изменяя себе.
Досуговая самореализация личности в условиях провинциального города также несколько ограничена, что связано с такими особенностями сферы досуга, как коммерциализация, эконо-мизация, подверженность тенденциям глобализации [8], отмеченными О.В. Понукалиной. В силу указанных факторов, культурный досуг не всегда оказывается доступным на фоне относительно невысокого уровня жизни населения провинциальных городов. Однако широко распространенная сейчас информационная, виртуальная реальность отчасти способствует снятию данной проблемы, что связано с ее доступностью и относительно низкой затратностью. Невозможно не отметить и тот факт, что глубокое погружение в виртуальную реальность таит угрозу отчуждения от мира реального и формирования соответствующей зависимости.
Итак, городская среда привлекает человека многообразием потенциальных возможностей. В силу своего динамизма и многослойности, она заставляет человека искать самореализации в различных своих аспектах, разрываться в поиске и проявлении себя во внешнем мире. Зачастую кажущееся многообразие возможностей, предоставляемых городским пространством, вовлекает человека в круговорот городских событий, ускоряет темп его жизни, насыщает ее массой событий, лишая индивидуальности, навязывая путь внешней, позитивно оцениваемой обществом самореализации, при этом отчуждая личность от своей сущности, поглощая ее.
Ссылки и примечания:
1. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-33-01341.
2. Самореализация личности как предмет психологического исследования [Электронный ресурс] // Психология личности. URL: http://o-lichnosti.ru/?/2010/08/09/01:01:54 (дата обращения: 01.12.2015).
3. Ярославова Е.Н. Проблема самореализации личности в системе философского знания // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. № 9 (64). С. 12-16.
4. Касаткина С.С. Духовный мир российского индустриального города с социально-философской точки зрения // Искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 8 (34), ч. II. C. 79-81.
5. Байлук В.В. Сущность самореализации личности и ее структура [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. URL: http://journals.uspu.rU/i/inst/ped/ped15/ped_2.pdf (дата обращения: 01.12.2015).
6. Балюшина Ю.Л. Образовательное пространство малых городов Вологодской области как фактор генезиса личности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 11 (61), ч. II. С. 42-46.
7. Молодов О.Б. Малые города Вологодской области: основные этапы становления и современные социально-экономические проблемы [Электронный ресурс] // Управление и экономика в условиях модернизации: проблемы и пути решения : материалы научно-практической конференции (г. Вологда, 12 апреля 2013 г.). Вологда, 2013. С. 67-73. URL: http://volog.ranepa.ru/download/Nauka/2013/Molodov.pdf (дата обращения: 01.12.2015).
8. См.: Понукалина О.В. Социокультурное пространство досуга российского общества в контексте консумеризма : ав-тореф. ... д-ра социол. наук. Саратов, 2010.
References and notes:
1. The publication is prepared in the framework of a research project supported by the RHF № 15-33-01341.
2. 'The self-identity as a subject of psychological research' 2010, Personality Psychology, retrieved 01 December 2015, <http://o-lichnosti.ru/?/2010/08/09/01:01:54>.
3. Yaroslavova, EN 2006, 'The problem of self-realization in the system of philosophical knowledge', Herald of SUSU. Series: Education, health, physical culture, no. 9 (64), p. 12-16.
4. Kasatkina, SS 2013, 'The spiritual world of the Russian industrial city with a socio-philosophical point of view', Arts. Theory and practice, no. 8 (34), part II, p. 79-81.
5. Bayluk, VV 2011, 'The essence of self-identity and its structure', Teacher Education in Russia, no. 4, retrieved 01 December 2015, <http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped15/ped_2.pdf>.
6. Balyushina, Yl 2015, 'Educational space of small towns of the Vologda region as a factor in the genesis of the personality', Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theory and practice, no. 11 (61), part II, p. 42-46.
7. Molodov, OB 2013, 'The small town of Vologda region: the main stages in the current socio-economic problems', Management and economics in the conditions of modernization: Problems and Solutions: Proceedings of the scientific-practical conference (Vologda, April 12, 2013), Vologda, 2013, p. 67-73, retrieved 01 December 2015, <http://volog.ranepa.ru/down-load/Nauka/2013/Molodov.pdf>.
8. See: Ponukalina, OV 2010, Social and cultural space of leisure of Russian society in the context of consumerism, D.Phil. thesis abstract.