УДК 316.37:101.8 Балюшина Юлия Львовна
доцент кафедры истории и философии Череповецкого государственного университета
ДОСУГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО ГОРОДА КАК ФАКТОР ГЕНЕЗИСА ЛИЧНОСТИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ [1]
Balyushina Yulia Lvovna
Assistant Professor, History and Philosophy Department, Cherepovets State University
RECREATIONAL RESOURCES OF A TOWN AS A FACTOR OF PERSONAL GENESIS: PHILOSOPHICAL ASPECT [1]
Аннотация:
Статья посвящена философскому анализу досу-гового потенциала малого города в аспекте его влияния на генезис личности горожанина. С применением диалектического и исторического методов показано, что пространство современных малых городов не в состоянии обеспечить жителям возможность осуществления культурного досуга, которые в таком случае зачастую обращаются к наиболее доступным досуговым практикам, отличающимся массовостью, стандартностью, вследствие чего не происходит всестороннее развитие личности.
Summary:
The article carries out a philosophical analysis of the recreational resources of a town in the context of its influence on the genesis of citizens' personality. With the use of dialectical and historical methods it is shown that the modern towns are unable to provide cultural leisure activities to residents, and people often turn to the most accessible leisure practices, the distinct features of which is large-scale involvement and standard nature, as a result, there is no support of comprehensive personal development.
Ключевые слова:
личность, досуг, досуговые практики, малый го-род, провинция, житель малого города, досуговый потенциал, городское пространство, социокультурное развитие региона.
Keywords:
personality, leisure, leisure activities, small town, province, town dweller, recreational potential, urban space, socio-cultural development of the region.
Малые провинциальные города весьма специфичны: в них формируются особые социальное, культурное и экономическое пространства, диалектически взаимодействующие, «накладывающиеся» друг на друга, превращающие их в уникальные феномены и во многом определяющие досуговые практики их жителей. Последние являются неотъемлемым аспектом повседневного человеческого бытования, в процессе которого происходит становление и развитие личности. Так, Ж. Дюмазедье, основоположник концепции «цивилизации досуга», в числе основных функций досуга, наряду с отдыхом и развлечением, выделяет саморазвитие личности [2, с. 86]. Для самого человека, обывателя, досуг превращается в самостоятельную ценность и цель, позволяющую разнообразить повседневную жизнь, обогащать духовный мир, открывать для себя новые горизонты. Именно поэтому исследование досугового пространства города в его влиянии на генезис личности человека представляется весьма актуальным.
Целью данного исследования является выявление воздействия досугового пространства малого города на генезис личности его жителей с использованием диалектического и исторического методов.
Понятие досуга в настоящее время привлекает все большее внимание исследователей в связи с трансформацией системы ценностей российского общества. Его смысловое наполнение меняется в зависимости от конкретного контекста. В рамках данного исследования, вслед за А.А. Жириковой, определим досуг как время, свободное от основной трудовой деятельности человека, которое он может использовать по своему усмотрению [3, с. 91]. Под досуговым потенциалом города понимается совокупность возможностей проведения человеком своего свободного времени, обеспеченная городской средой. Именно она, являясь внешней средой для личности, способна задать направление, вектор ее развития. Так, по мнению С.С. Касаткиной, городские пространства «...либо служат средой, формирующей качества личности, либо способны их не только не развить, но и погубить» [4, с. 90].
Досугу и способам его осуществления придается большое значение неслучайно: это то время, которое человек посвящает сам себе, в которое он может освободиться от выполнения требуемых обществом ролей, когда может направить свое сознание на собственное Я, осознать свою сущность и осмыслить существование, воспринять себя в мире не рационально, а феноменологически, раскрыть личностный потенциал.
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Время досуга может быть использовано как во благо человеческой личности, так и во вред ей, соответственно, те или иные досуговые практики могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на развитие личности. Поэтому в контексте социокультурной модернизации российского общества проблема организации досуга людей представляется одной из приоритетных. Так, А.А. Жирикова отмечает, что «сегодня перед обществом и государством остро стоит вопрос о социокультурном развитии регионов нашей страны, неотъемлемой частью которого являются до-суговая активность и досуговые практики жителей средних и малых городов России» [5, с. 91]. Здесь следует отметить, что проблема досугового потенциала мегаполисов и крупных городов выходит за рамки данного исследования, поскольку они находятся на принципиально ином уровне развития и, согласно О.В. Понукалиной, «сфера досуга российских мегаполисов скорее приближена к досуговым сферам других мегаполисов мира, чем провинциальной России» [6, с. 81].
Если обратиться к недавнему прошлому, то невозможно не заметить, что досуг советского человека был строго организован: общественные и партийные мероприятия, кружки и секции по интересам для людей разных возрастов были, что называется, «нормой жизни». Позитивные досуговые практики поощрялись общественностью и органами власти, а многие культурные мероприятия, туристические путешествия и прочее частично финансировались за счет работодателя. На деструктивную деятельность у человека не оставалось времени.
Сейчас досуг человека превратился исключительно в сферу его собственной компетенции, и зачастую ни государство, ни муниципалитет, ни работодатель не готовы взять на себя долю ответственности за благополучное и прогрессивное развитие личности посредством предоставления финансовой возможности доступа к культурно-познавательному досугу. Соответственно, выбор досуговых практик человека зачастую оказывается ограниченным и определяется критерием доступности - как финансовой,так и пространственной.
О.В. Понукалина отмечает такие особенности современной досуговой сферы, как коммерциализация, экономизация, подверженность тенденциям глобализации [7], которые приводят к повышению стоимости многих культурных форм досуга, что делает их финансово недоступными для многих жителей малых городов, поскольку их уровень дохода невысок, что особенно ярко проявляется в кризисных условиях. Снижение спроса на различные досуговые услуги неизменно приводит к снижению их предложения, то есть закрытию объектов досуговой инфраструктуры. Так, в ряде малых городов Вологодской области в последние годы были закрыты (единственные в городе) театры, кинотеатры, клубы по причине их экономической неэффективности. Музеи, находящиеся на балансе муниципалитетов, зачастую также не имеют средств для поддержания своего существования, сохранения фондов, для соответствия современным тенденциям и потребностям потенциальных посетителей. Досугово-культурная сфера многих малых городов приходит в упадок, объективно исключая возможность удовлетворения духовных потребностей личности. Человек, лишенный принципиальной возможности разнообразить свой досуг (с учетом того, что жители малых городов зачастую ограничены в выборе направления профессиональной деятельности, что не способствует их профессиональной самореализации), рискует встать на путь личностной деструкции (алкоголизм, наркомания, депрессия, суицид) не только в силу априорной субъективной предрасположенности, но и по объективной причине безысходности, невозможности поступать иначе в силу отсутствия альтернативы.
В настоящее время досуговый продукт превращается в массовую индустрию, нацеленную на предельно широкую аудиторию, что заставляет его перемещаться в виртуальную реальность -на экраны телевизоров, в интернет-пространство. Это делает досуг более доступным (что особенно важно для жителей малых городов), массовым, унифицированным, что в свою очередь лишает его спонтанности, «импульсивности, экспрессивности», которые О.В. Понукалина определяет как сущностные характеристики досуговой деятельности, отличающие ее от трудовой [8, с. 25]. В результате массификации досуговая деятельность человека обезличивается, обезличивая самого человека, превращая его в некий автомат, запрограммированный на получение стандартных, заданных производителями досуговой продукции эмоций и ощущений. По словам Э. Фромма, человек, превращаясь в живой автомат, «вынужден довольствоваться любыми суррогатами возбуждения: пьянством, спортом или переживанием чужих вымышленных страстей на экране», что лишает личность индивидуальности и потенциала развития [9].
«Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет», - пишет Ж.-П. Сартр [10]. Поскольку досуг многих жителей малых городов сводится к просмотру ТВ-программ, то в свободное время они не могут проявить себя вовне в полном смысле этого слова, они существуют лишь в роли обезличенных трудовых функций и не существуют как свободные, творческие начала, а следовательно, их личностное развитие не может быть всесторонним и полноценным.
Невозможно не согласиться со словами С.Н. Иконниковой о том, что свободное время является не только личной, но и социальной ценностью [11], поскольку через правильную организацию досуговой деятельности человека, через предоставление ему объективной возможности саморазвития посредством культурного досуга происходит формирование человеческого капитала, без которого невозможны ни экономический рост, ни инновационное развитие в масштабах не только малого города или региона, но и всего Российского государства.
Итак, пространство малых городов, обладая низким досуговым потенциалом, в недостаточной мере справляется с функцией обеспечения культурного досуга жителей. Вследствие этого житель малого города зачастую обращается к наиболее доступным досуговым практикам, отличающимся массовостью, стандартностью. По этой причине личность не получает всестороннего и полноценного творческого развития.
Ссылки и примечания:
1. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-33-01341.
2. См.: Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга // Вестник Московского университета. Серия 12: Социально-политические исследования. 1993. № 1. С. 83-88.
3. См.: Жирикова А.А. Досуговые практики жителей средних и малых городов России // Вестник РГГУ. Серия «Социологические науки». 2014. № 4. С. 91-99.
4. Касаткина С.С. Публичное и частное пространство городской повседневности как институт социализации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12 (50) : в 3 ч. Ч. II. C. 88-90.
5. Жирикова А.А. Указ. соч. С. 91.
6. Понукалина О.В. Виртуальная «цивилизация досуга» российской провинции // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 33. С. 80-87.
7. См.: Понукалина О.В. Социокультурное пространство досуга российского общества в контексте консумеризма [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Саратов, 2010. URL: http://cheloveknauka.com/sotsiokulturnoe-prostranstvo-dosuga-rossiyskogo-obschestva-v-kontekste-konsumerizma#ixzz3o8hqjSBG (дата обращения: 10.10.2015).
8. Понукалина О.В. Досуг в обществе массового потребления: концептуальные рамки исследования // Известия Саратовского университета. Серия: Социология. Политология. Вып. 1. 2009. Т. 9. С. 23-27.
9. Фромм Э. Бегство от свободы [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/60813/15/Fromm_-_Begstvo_ot_svobody.html (дата обращения: 14.10.2015).
10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм [Электронный ресурс]. URL: http://www.countries.ru/library/texts/sar-tre.htm (дата обращения: 08.10.2015).
11. См.: Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987. 205 с.