Научная статья на тему 'Проверки кассовой дисциплины по-новому'

Проверки кассовой дисциплины по-новому Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
274
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антаненкова Е. И.

В статье рассмотрен новый порядок ведения кассовых операций в соответствии с положением «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации», утвержденный Банком России от 12.10.2011 № 373-П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проверки кассовой дисциплины по-новому»

ПРОВЕРКИ КАССОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО-НОВОМУ

Е. И. АНТАНЕНКОВА, эксперт Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»

В 2012 г. изменился порядок ведения кассовых операций. Положение «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации», утвержденное Банком России от 12.10.2011 N° 373-П (далее — Положение № 373-П), вступило в силу с 01.01.2012. Право осуществлять кассовые проверки передано ФНС России (приказ Минфина России от 17.10.2011 № 133н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей» (далее — Приказ № 133н)).

Положение № 373-П возложило обязанность по ведению кассовых операций и на индивидуальных предпринимателей. До 2012 г. законодательством не была предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по соблюдению порядка ведения кассовых операций в части, касающейся оприходования в кассу денежной наличности, и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств. Следовательно, и отсутствовали правовые основания для привлечения их к административной ответственности в соответствии со ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) (письмо Минфина России от 29.09.2011 № 03-01-15/6-115).

Вопрос ведения предпринимателями кассовых операций уже давно являлся спорным. Контролирующие органы в один голос отмечали, что индивидуальные предприниматели должны его вести. Даже ВАС РФ обязывал коммерсантов оформлять кассовые документы. Однако при внимательном прочтении нормативных документов было ясно, что такие требования неправомерны. С этого года данных споров уже не будет. Теперь налоговые органы вправе осуществлять проверки кассовой

дисциплины индивидуальных предпринимателей и они начали их проводить.

О своем праве проведения проверок ФНС России заявила в письме от 22.12.2011 № АС-4-2/21794@ «О вступлении в силу нового порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» и обратила внимание территориальных налоговых органов, что приоритетное внимание в ходе контроля за применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки необходимо уделять налогоплательщикам, которые не применяют системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Теперь, по мнению ФНС России, предприниматели обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций.

Приказом № 133н утвержден Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, который зарегистрирован в Минюсте России 16.01.2012. Проверки соблюдения кассовой дисциплины могут быть плановыми и внеплановыми. Порядок и периодичность осуществления плановых проверок устанавливаются руководителем (заместителем руководителя) управления. Внеплановые проверки будут проводиться в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействие) специалистов инспекции.

В пункте 4 указанного Административного регламента дан перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции, с указанием реквизитов и источников официального опубликования:

— Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

— постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»;

— постановление Правительства РФ от

23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»;

— постановление Правительства РФ от

06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» и др.

Также Административным регламентом определены:

— требования к порядку исполнения государственной функции;

— состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;

— порядок и формы контроля за исполнением государственной функции;

— досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий должностных лиц.

В приложениях 1, 2 к Административному регламенту приведены контактная информация ФНС России и блок-схема исполнения государственной функции.

При исполнении государственной функции в зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов специалистами инспекций рассматриваются следующие документы:

а) журнал кассира-операциониста;

б) акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

в) журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

г) распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;

д) контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

е) приходные и расходные кассовые ордера;

ж) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

з) авансовые отчеты;

и) кассовая книга;

к) справка-отчет кассира-операциониста; л) сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;

м) бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;

н) информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;

о) акт приемки бланков строгой отчетности; п) книга учета бланков строгой отчетности; р) акт о списании бланков строгой отчетности; с) книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;

т) книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

у) книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента;

ф) книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

х) распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;

ц) иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы инспекции для исполнения государственной функции.

При осуществлении проверяемыми объектами наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности специалисты инспекции имеют право получать информацию из автоматизированных систем, формирующих бланк строгой отчетности, о выпущенных документах.

Документы, необходимые для исполнения государственной функции, представляются проверяемым объектом инспекции в виде оригиналов или заверенных должным образом копий.

Специалисты инспекции не вправе требовать у проверяемого объекта документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки,

а также нотариального удостоверения копий документов, представляемых в инспекцию.

Проверка полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта осуществляется методом сравнения суммы наличных денежных средств, установленной при проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте контрольно-кассовой техники и записями в журнале кассира-операциониста. Записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов.

Специалист инспекции по каждому факту расхождений должен получить от проверяемого объекта письменное объяснение.

Срок исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не может превышать 20 рабочих дней.

Результатом исполнения государственной функции является составление акта проверки полноты учета выручки денежных средств (далее — Акт проверки), а в случае выявления правонарушения — возбуждение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ организации и должностные лица отвечают за следующие нарушения:

— несоблюдение порядка хранения свободных наличных денег;

— неоприходование (или неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

— расчеты наличными деньгами с другими организациями сверх установленного лимита;

— накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита.

Особенностью привлечения к ответственности по административным правонарушениям, к которым относится нарушение кассовой дисциплины, является короткий срок давности привлечения, а именно постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по

истечении 2 мес. со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Таким образом, если правонарушение имело место в начале года, а проверка выявит его в конце года, то скорее всего постановление о привлечении компании к ответственности будет признано незаконным.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2. О вступлении в силу нового порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации: письмо ФНС России от 22.12.2011 № АС-4-2/21794@.

3. О налоговых органах Российской Федерации: Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1.

4. О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации: положение Банка России от

12.10.2011 № 373-П.

5. О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники: постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.

6. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

7. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей: приказ Минфина России от

17.10.2011 № 133н.

8. Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями: постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 470.

9. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.

10. Письмо Минфина России от 29.09.2011 № 03-01-15/6-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.