Научная статья на тему 'Об административном регламенте по контролю за полнотой учета выручки денежных средств'

Об административном регламенте по контролю за полнотой учета выручки денежных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / КОНТРОЛЬ И НАДЗОР / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ФНС РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехова В. А.

В статье дан анализ содержания нового Административного регламента по исполнению Федеральной налоговой службой государственной функции контроля и надзора полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, который вступил в силу в феврале 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об административном регламенте по контролю за полнотой учета выручки денежных средств»

6 (162) - 2012

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

об административном регламенте

по контролю за полнотой учета выручки

денежных средств

В. А. ТЕРЕХОВА,

заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Новый Административный регламент по исполнению Федеральной налоговой службой государственной функции контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденный приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н (далее — приказ № 133н), вступил в силу в феврале 2012 г.

В Административном регламенте определена процедура проведения налоговыми органами проверок своевременности и полноты отражения в учете выручки наличных денежных средств, полученных налогоплательщиками — организациями и индивидуальными предпринимателями. Периодичность таких проверок не установлена, поэтому налоговые органы самостоятельно решают вопрос о количестве проверок в соответствующих структурах в течение года.

Представители проверяемых организаций могут присутствовать при проведении проверок и знакомиться с их результатами. Однако они должны обеспечить проверяющим беспрепятственный доступ:

• к контрольно-кассовой технике (ККТ), к использованным контрольным лентам, к накопителям фискальной памяти, к программно-аппаратным средствам;

• к автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и соответствующие документы.

При этом налогоплательщики должны сообщить проверяющим пароли ККТ и предоставить документацию, связанную с приобретением, регистрацией и вводом ККТ в эксплуатацию.

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления поручения на проверку (п. 19 приказа № 133н). Он устанавливается руководителем или заместителем руководителя налоговой инспекции.

Проверка проводится по следующим этапам:

1) предъявляется поручение на проведение проверки;

2) просматриваются документы;

3) проверяется полнота учета выручки денежных средств;

4) оформляются результаты проверки. Первый этап связан с решением руководителя

(или заместителя) налоговой инспекции о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств (п. 22 приказа № 133н).

Проверяющие, прибыв в организацию, предъявляют поручение и служебные удостоверения. Представитель организации (уполномоченное лицо) ставит на поручении отметку об ознакомлении, указывает свою должность и дату предъявления поручения проверяющими (п. 23 приказа № 133н). При отказе поставить отметку об ознакомлении специалисты налоговых органов делают соответствующую отметку в поручении и проводят проверку учета полноты выручки.

Второй этап проверки связан с рассмотрением (ознакомлением) документов, а именно:

• приходных и расходных кассовых ордеров;

• журналов регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

• авансовых отчетов;

• кассовой книги;

• распорядительных документов об установленном лимите остатка наличных денежных средств;

• иных первичных документов и регистров бухгалтерского учета, необходимых для осуществления проверки.

Документы запрашиваются в зависимости от проверяемого периода (не более 60 дней) с момента начала проверки, так как специалисты налоговых органов могут привлечь к административной ответственности за нарушение порядка работы с наличными денежными средствами только в течение 2 мес. со дня обнаружения нарушения.

Если организация для расчетов наличными деньгами применяет ККТ, то она должна представить проверяющим (помимо ранее перечисленных) следующие документы:

• журнал кассира-операциониста;

• акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

• журнал регистрации показаний счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

• распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;

• контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и на электронном носителе;

• справку-отчет кассира-операциониста. Если организация не применяет ККТ, то оформляются бланки строгой отчетности при наличных расчетах с населением, а проверяющий должен затребовать следующую информацию:

• бланки строгой отчетности, корешки документов;

• информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;

• акт приемки бланков строгой отчетности и книгу учета бланков строгой отчетности;

• акт о списании бланков строгой отчетности. Следует отметить, что проверяющим запрещено требовать те документы, которые не относятся к предмету проверки (п. 30 приказа № 133н).

В соответствии с новым Административным регламентом организация (индивидуальный предприниматель) должна представить проверяющим оригиналы документов или копии, заверенные уполномоченным лицом. Нотариально заверять документы не следует.

Необходимо отметить, что при уплате единого налога на вмененный доход (ЕНВД) организации и индивидуальные предприниматели при расчетах наличными денежными средствами не выдают по-

купателям ни чеков ККТ, ни бланков строгой отчетности. В этом случае специалисты налоговых органов проверяют те документы, которые связаны с выдачей товарных чеков, квитанций, подтверждающих прием денежных средств за товары (работы, услуги).

На основании полученных документов специалисты налоговых органов проводят оценку информации и определяют объем и состав проверочных действий.

Проверка может производиться сплошным или выборочным способом. При сплошном — проверяются все финансовые операции организации, при выборочном — только часть из них.

Если организация использует ККТ, то проверяющие осматривают технику, сверяют сумму выручки по данным ККТ с кассовой книгой, а при необходимости проводят экспертизу с помощью привлеченных экспертов. При этом проверяющие обязательно должны провести инвентаризацию денежных средств в денежном ящике ККТ, снять остатки денежных средств и составить акт о проверке денежной наличности в двух экземплярах — один экземпляр передается проверяемой организации, второй — прилагается к акту проверки.

В акте должна быть оформлена расписка кассира-операциониста для подтверждения наличия (отсутствия) в денежном ящике ККТ личных денег, для подтверждения данных приходных кассовых ордеров о сданной выручке, сведениях о показаниях счетчиков ККТ и сумме выручки. При этом основное внимание при проведении проверки обращается на проверку полноты учета выручки денежных средств. Такая проверка проводится методом сравнения суммы наличных денег в денежном ящике ККТ с суммами, отраженными:

• в контрольной ленте ККТ;

• в фискальном отчете;

• в журнале кассира-операциониста.

В свою очередь записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, с данными кассовой книги, а также книги учета доходов и расходов и с кассовыми отчетами.

Перед снятием фискального отчета и сменного отчета ККТ проверяющие должны сверить заводской номер ККТ и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации (индивидуального предпринимателя) с данными, внесенными в карточки регистрации ККТ (п. 38 приказа № 133н).

На контрольной ленте проверке подлежат все порядковые номера кассовых чеков, а затем номера и суммы чеков на контрольной ленте сверяются с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков.

Далее специалисты налоговых органов проверяют количество и сумму возвращенных денежных

средств по неиспользованным кассовым чекам. Для этого сверяются данные фискального отчета ККТ с данными журнала кассира-операциониста и актами о возврате денег покупателям, а также с расходными ордерами. При обнаружении расхождений проверяющие должны получить письменное объяснение.

Если организация (индивидуальный предприниматель) не применяют ККТ, то они выдают покупателям бланки строгой отчетности, которые подлежат проверке по видам и по номерам (начальным и конечным).

По результатам проверки составляется (в двух экземплярах) акт фактического наличия бланков строгой отчетности.

Полнота учета выручки денежных средств проверяется на основании книги учета бланков документов, а также актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков.

Далее фактическое количество использованных бланков (корешков документов) сверяется с книжными данными и актами, а суммы использованных бланков строгой отчетности сверяют с величиной выручки денежных средств.

У плательщиков ЕНВД, которые не применяют ККТ и не выдают бланки строгой отчетности покупателям, проверке подлежат товарные чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие прием денежных средств за товары (работы, услуги).

По результатам проверки полноты учета выручки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается представителями организации и налоговых органов (пп. 44, 48 приказа № 133н). Акт оформляется на бумажном носителе, в нем не должно быть неоговоренных помарок, подчисток и исправлений. В акте должны быть указаны:

• дата составления;

• полное наименование организации, ее ИНН и код причины постановки на учет;

• фамилии, имена, отчества и должности проверяющих;

• дата составления и номер поручения акта на проверку;

• период проверки;

• дата ее начала и окончания;

• адрес проверяемой организации;

• факты нарушений, выявленных в ходе проверки, с указанием нормативных и правовых актов, положения которых были нарушены. По фактам нарушений организация может

оформить свои возражения в письменном виде, о чем должна быть сделана запись в акте проверки.

При выявлении в ходе проверки нарушений законодательства РФ специалисты налоговых органов

возбуждают производство по делу об административных правонарушениях и составляют протокол, на основании которого оформляется постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Указанное постановление может быть обжаловано в региональном налоговом управлении ФНС России либо в арбитражном суде. Как следует из ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законному представителю этого физического лица, законному представителю юридического лица, в отношении которого вынесено постановление или которое является потерпевшим, а также защитникам и представителям этих лиц.

Частью 1 ст. 30.3 и ст. 31.1 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.

Налогоплательщик может обжаловать постановление и в досудебном порядке, приложив при необходимости копии документов (п. 71 приказа № 133н).

Срок подачи жалобы 3 мес. с момента, когда организация узнала о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 Налогового кодекса Российской Федерации).

Жалоба рассматривается в течение 30 дней с момента ее регистрации (п. 72 приказа № 133н). По результатам рассмотрения налогоплательщику направляется письменный ответ.

Утверждение Административного регламента позволяет Федеральной налоговой службе четко осуществить государственную функцию по контролю за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, что обеспечивает равномерность и полноту бюджетных поступлений.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей: приказ Минфина России от 17.10.2011 № 133н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.