DOI 10.47309/2713-2358-2024-4-95-106 УДК 658.8.012.12 JEL M13
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ НОВОГО БИЗНЕСА МЕТОДИКОЙ РАЗВИТИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ © Галиев Рустам Равилович, © Гусманов Расул Узбекович, © Ковшов Виталий Алексеевич ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»
г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация: В Республике Башкортостан доля сельского населения составляет 38%, а производится ими 48% сельскохозяйственной продукции. Если соразмерная доле населения часть продукции региона потребляется в самих сельских домохозяйствах, то 10% продукции остается как излишек. Ввиду плохо развитой инфраструктуры сбыта продукции в некоммерческих хозяйствах населения теряется до 12% произведенного ими продовольствия или до 5% всего продовольствия региона. В условиях нехватки в стране собственного производства продовольствия и действия беспрецедентных экономических санкций западных стран, вопросы налаживания сбыта излишков продукции некоммерческих хозяйств населения остаются всё ещё актуальными. Гипотеза исследования - продавцами сельскохозяйственной ярмарки г. Уфы должна быть востребована специализированная электронная доска объявлений, интегрированная с Яндекс.Карты, а покупателями - возможность покупки ярмарочной продукции с доставкой до дома силами курьеров или самих продавцов. Цель исследования - разработать для продавцов и покупателей сельскохозяйственной ярмарки г. Уфы специализированную электронную доску объявлений продаваемой продукции и интегрировать её с Яндекс.Карты так, чтобы можно было проверить выдвинутую гипотезу. Исследование проведено по методологии customer development, разработанной серийным предпринимателем из Кремниевой долины Стивом Бланком. Применены методы проблемного, решенческого и ценностного интервьюирования, а также пользовательского тестирования. В качестве респондентов выступили продавцы и покупатели сельскохозяйственной ярмарки г. Уфы.
Ключевые слова: стартап компания, доска объявлений, сайт компании, сценарная интеграция, Яндекс.Карты, тестирование гипотез.
TESTING THE HYPOTHESIS OF A NEW BUSINESS WITH A CONSUMER DEVELOPMENT METHODOLOGY © Galiev Rustam Ravilovich, © Gusmanov Rasul Uzbekovich, © Kovshov Vitaly Alekseevich Bashkir State Agrarian University, Ufa, Russian Federation
Для цитирования: Галиев Р.Р., Гусманов Р.У., Ковшов В.А. Проверка гипотезы нового бизнеса методикой развития потребителей // Уфимский гуманитарный научный форум. 2024. №.4. С. 95-106. DOI 10.47309/2713-23582024-4-95-106
Summary: In the Republic of Bashkortostan, the share of the rural population is 38%, and they produce 48% of agricultural products. If a proportionate proportion of the population of the region's products is consumed in rural households themselves, then 10% of the production remains as a surplus. Due to the poorly developed marketing infrastructure, up to 12% of the food produced by them or up to 5% of the total food in the region is lost in non-profit farms of the population. In the context of a shortage of domestic food production in the country and the unprecedented economic sanctions of Western countries, the issues of establishing the sale of surplus products of non-profit farms of the population are still relevant. The hypothesis of the study is that sellers of the Ufa agricultural fair should demand a specialized electronic bulletin board integrated with Yandex.Maps, and buyers should be able to purchase fair products with home delivery by couriers or sellers themselves. The purpose of the study is to develop a specialized electronic bulletin board for sellers and buyers of the Ufa agricultural fair and integrate it with Yandex.Maps so that the hypothesis can be tested. The study was conducted using the customer development methodology developed by serial entrepreneur from Silicon Valley Steve Blank. The methods of problem-solving, decision-making and value-based interviewing, as well as user testing, are applied. The respondents were sellers and buyers of the Ufa agricultural fair.
Keywords: startup company, bulletin board, company website, scenario integration, Yandex.Maps, hypothesis testing.
Введение. По данным Госкомстата Республики Башкортостан доля сельского населения составляет 38%, а производится ими 48% сельскохозяйственной продукции. Если соразмерная доле населения часть продукции региона потребляется в самих сельских домохозяйствах, то 10% продукции остается как излишек.
Ввиду плохо развитой инфраструктуры сбыта продукции, в некоммерческих хозяйствах населения теряется до 12% произведенного ими продовольствия или до 5% всего продовольствия региона.
В итоге, почти половину сельскохозяйственной продукции в Республике Башкортостан производят некоммерческие хозяйства населения. Государство допускает существование некоммерческих лиц, не требует от них государственной регистрации и уплаты налогов, т.к. они отчасти решают проблему обеспечения продуктами питания отдельных малообеспеченных слоёв населения (пенсионеры, многодетные, инвалиды, безработные, подростки, студенты и т.п.). В условиях нехватки в стране собственного производства продовольствия и действия беспрецедентных экономических санкций западных стран, вопросы налаживания сбыта излишков продукции некоммерческих хозяйств населения остаются всё ещё актуальными [2, 7].
Анализ научной литературы, посвященной проблематике сбыта агропродовольственной продукции показал, что данная тематика была и будет актуальной во все времена и во всех странах. Продукты питания являются основой жизни каждого человека. Об этом в своих работах пишут Абрамян Г.Р. [1], Бородин К.Г., Фролова Е.Ю. и Задорожная Е.А. [4], Букина Т.В. и Соснин К.С. [5], Воронкова О. Ю., Петрова Л. И. и Межова А. Ю. [6], Горшенева О.В.
[8], Погребцова Е.А. [10], Решетникова Е.Г. [12], Руденко А.М. и Сафонова С.Г. [13], Рыжкова С.М. и Кручинина В.М. [14], Тинякова Е.А. [15] и многие другие.
Гипотеза исследования - продавцами сельскохозяйственной ярмарки г. Уфы должна быть востребована специализированная электронная доска объявлений, интегрированная с Яндекс.Карты, а покупателями - возможность покупки ярмарочной продукции с доставкой до дома силами курьеров или самих продавцов.
Цель исследования - разработать для продавцов и покупателей сельскохозяйственной ярмарки г. Уфы специализированную электронную доску объявлений продаваемой продукции и интегрировать её с Яндекс.Карты так, чтобы можно было проверить выдвинутую гипотезу.
Материалы и методы. Исследование проведено по методологии customer development, разработанной серийным предпринимателем из Кремниевой долины Стивом Бланком [3]. Применены методы проблемного, решенческого и ценностного интервьюирования, а также пользовательского тестирования. В качестве респондентов выступили продавцы и покупатели сельскохозяйственной ярмарки г. Уфы.
Результаты исследования. Проблемное интервьюирование. Для проведения проблемного интервьюирования продавцов и покупателей сельскохозяйственной ярмарки г. Уфы были подготовлены диктофоны и бейджики для команды студентов из четырех человек исполнителей работы, а также скрипты опроса продавцов и покупателей сельскохозяйственной ярмарки. В день проведения сельскохозяйственной ярмарки они опросили по 15 продавцов и покупателей [9, 11].
Результаты опроса занесены в таблицу и проанализированы на предмет подтверждения гипотезы. В качестве проблемы проверялись следующие гипотезы:
1) у продавцов сельскохозяйственной ярмарки есть проблемы при сбыте продукции на открытых уличных городских площадях, не приспособленных для торговли продовольствием;
2) у покупателей продукции городской уличной сельскохозяйственной ярмарки есть проблемы при доставке купленной продукции до места жительства.
Обработка результатов проблемного интервьюирования подтвердила первую гипотезу и опровергла вторую. Последнее можно логически объяснить так: те покупатели, кому затруднительна доставка купленной продукции до места жительства, просто не пришли на сельскохозяйственную ярмарку и не попали в число опрошенных лиц.
Доработка проекта решения. В процессе доработки проекта решения, по результатам проблемного интервьюирования, пришли к выводу, что API Яндекс.Карты делится на несколько составляющих. Интеграция именно с сервисом Яндекс.Маршрутизация будет наиболее оптимальным для всех потребителей разрабатываемой веб-платформы.
Логистическая система Яндекс.Маршрутизации состоит из двух видов сервисов: Маршрутизация Лайт и Маршрутизация Про. Последний сервис предоставляется только на платной основе и носит профессиональный характер. Для разработки минимального жизнеспособного продукта достаточно воспользоваться сервисом Маршрутизация Лайт. В течение 90 дней сервис бесплатный. Он включает рабочее место логиста, приложение курьера и информирование клиента. Все перечисленное целесообразно интегрировать со специализированнной электронной доской объявлений, чтобы максимально закрыть «боли» продавцов и покупателей продукции сельскохозяйственной ярмарки. Саму доску объявлений можно разработать в любой CMS системе.
Разработка. На этапе разработки решено создать сайт компании в CMS системе Creatium. Это интуитивный редактор, не требующий специальных навыков и обучения. Интерфейс русскоязычный, а сервера находятся в Санкт-Петербурге. Поддержка готова ответить 7 дней в неделю, c 7:00 до 22:00. Предусмотрен бесплатный период в 14 дней, в течение которых и разработан сайт компании.
Зарегистрирован в РЕГ.РУ домен agroyarmarka.online за 250 руб. в год. Электронный адрес разработанного сайта https://agroyarmarka.online.
«Фасад» web-платформы должен был выглядеть как электронная доска объявлений. Изучая конструктор сайтов Creatium, выяснено, что теперь на Creatium можно создавать аналоги таких сервисов как Airbnb, Авито и других. По указанной причине, специализированная web-платформа для продавцов и покупателей сельскохозяйственной ярмарки разработана также в CMS системе Creatium.
Чтобы не множить адреса доступа, совмещены сайт компании и специализированная электронная доска объявлений. В продолжение сайта компании размещен заголовок «Ассортимент сельскохозяйственной ярмарки в г. Уфа» и дано пояснение о представленных объявлениях. Далее созданы шаблонные страницы объявлений и фильтр отбора их по разным критериям.
В «подвале» сайта указаны все требуемые реквизиты компании, ссылки на политику конфденциальности и публичную оферту. В «шапке» создана форма регистрации на сайте, смены пароля и входа в аккаунт.
Далее разработан «Личный кабинет», где реализованы возможности размещения, изменения, удаления объявления, отображения своих заказов и профиля пользователя.
База данных разрабатываемой веб-платформы интегрирована с Google Таблицами через платформу Make (https://www.make.com) (рисунок 1).
Рисунок 1 - Сценарии на платформе интеграции Make
Google Таблицы через Excel-таблицу интегрированы с сервисом «Маршрутизация Лайт» компании Яндекс (https://yandex.ru/routing/lite).
Разработана публичная оферта и в подвале сайта размещена кнопка её открывания. Далее, веб-платформа интегрирована с платежной системой Robokassa и подключена к Яндекс.Метрике. Для оперативной связи с целевой аудиторией, сайт привязан к одноименным сообществам в Телеграмм, WhatsApp и в VK.
Пользовательское тестирование. При проведении пользовательского тестирования применен метод «коридорного тестирования». Лица, не причастные к разработке продукта и в целом к проекту, попробовали зарегистрироваться на сайте, поменять пароль, загрузить фото профиля, разместить объявление о продаже продукции, изменить своё объявление, сделать заказ на доставку продукции, провести тестовую оплату заказа. В процессе тестирования присылали скриншоты непонятных мест, требующих доработки. Замечания оперативно устранялись разработчиком. Пользовательское тестирование и доработка платформы проведены 10 дней, пока интерфейс не стал интуитивно понятным и удобным. Метрики пользовательского тестирования приводятся на рисунке 2.
Рисунок 2 - Метрики пользовательского тестирования
Решенческое и ценностное интервьюирование. Проведено решенческое и ценностное интервьюирование для проверки соответствия решения проблеме и чтобы выяснить, готовы ли клиенты купить продукт с предлагаемой функциональностью. Не задавая напрямую, искали ответы на вопросы: Как клиент оценивает решение? Насколько решение ценно для него? Готов ли клиент за него платить? Проверены две гипотезы:
1. «Считаем, что продавцы смогут ускорить и увеличить объемы продаж, когда выходят на сельскохозяйственную ярмарку выходного дня, благодаря специализированной электронной доске объявления и возможности заказа доставки продукции до дома, получат при этом дополнительные доходы, и будут готовы платить сервисный сбор по 9 руб. за размещение каждого объявления».
Критерий подтверждения гипотезы: если в течение 2-х недель 5 продавцов зарегистрируются на сайте и разместят бесплатно свои объявления, но потратят время на ознакомление с сервисом, то считаем гипотезу подтвержденной.
2. «Считаем, что горожане смогут покупать продукцию сельскохозяйственной ярмарки с доставкой на дом силами курьеров, благодаря специализированной электронной доске объявления, сэкономят при этом время и будут готовы платить сервисный сбор - 9 руб.»
Критерий подтверждения гипотезы: Если за две недели работы сервиса хотя бы 10 покупателей зарегистрируются на сайте, и потратят время на ознакомление с платформой, то наверняка будут готовы заплатить нашему сервису 9 руб. и более.
На период решенческого и ценностного интевьюирования сервис объявлен бесплатным. Подготовлены 150 объявлений и розданы продавцам на ярмарочных площадках. Размещены несколько раз посты в более 30 публичных сообществах и более 15 телеграмм каналах. Отправлено письмо университета главе администрации г. Уфы с просьбой содействовать в распространении информации.
Результаты проверки гипотез: за две недели зарегистрировались три продавца и разместили 3 объявления. Первая гипотеза не подтверждена, следовательно, размещение объявления следует объявить бесплатным. За две недели зарегистрировались 16 продавцов. Вторая гипотеза подтверждена, следовательно, оформление заказа оставлена платным.
Далее запущено А/В тестирование для проверки критичности для покупателей платного оформления заказа. В варианте А указано, что оформление заказа покупателем бесплатно, а в варианте В - 9 руб. Результаты тестирования: За время А/В тестирования зарегистрировались четыре покупателя и все они заходили из А варианта сайта, следовательно предпочтение следует отдать бесплатному оформлению заказа покупателями.
Следующие две недели проверяли одну новую гипотезу: «Считаем, что продавцы смогут ускорить и увеличить объемы продаж, когда выходят на сельскохозяйственную ярмарку выходного дня, благодаря специализированной электронной доске объявления и возможности заказа доставки продукции до дома, получат при этом дополнительные доходы, при условии бесплатного размещения объявления».
Критерий подтверждения гипотезы: если в течение 2-х недель 5 продавцов зарегистрируются на сайте и разместят бесплатно свои объявления, но потратят время на ознакомление с сервисом, то считаем гипотезу подтвержденной.
Результаты проверки гипотез: за две недели зарегистрировался один продавец и продавцы разместили всего два объявления. Гипотеза не подтверждена, поэтому произведен телефонный обзвон зарегистрировавшихся продавцов и проведено решенческое и ценностное интервьюирование. По итогам принято решение отображать номера телефонов продавцов на платформе в карточке объявления. Это позволит покупателям напрямую связываться с продавцами и ускорить продажи на ярмарке. На начальном этапе деятельности это оправдано для увеличения трафика сайта.
Обсуждение. Пользовательский сценарий выглядит так. Для совершения заказа на доставку или размещения объявления пользователям необходимо пройти регистрацию, после чего пользователь попадает в «Личный кабинет». Там может увидеть свои объявления, изменить их или удалить, добавить новое. В Личном кабинете также можно изменить профиль, прикрепить фотографию и т.п. По кнопке «Мои заказы» можно увидеть свои заказы.
Модератор после размещения объявлений проверяет и одобряет, или отклоняет их, до опубликования на сайте.
Если зарегистрировался покупатель, то он может сразу вернуться на главную страницу и ознакомиться объявлениями. При желании может сам поехать на указанную ярмарочную площадку, найти по фотографии продавца и купить у него указанную продукцию. Если покупатель хочет заказать доставку и нажимает на одноименную кнопку, то он попадает в корзину и заполняет поля для доставки (адрес, комментарии).
После получения заказа, модератор связывается по телефону с продавцом, уточняет наличие, просит отложить продукт и дождаться курьера.
Вся необходимая информация отображается у модератора на Google Таблицах «Объявления», «Заказы», «Пользователи». Google Таблицы интегрированны и синхронизированны с веб-платформой через платформу интеграции Make.
Модератор копирует из Google Таблицы необходимую информацию для заполнения Excel-таблицы заказов. Далее эта таблица загружается в сервис «Маршрутизация Лайт» компании Яндекс. Предварительно в сервис загружены курьеры, склады - ярмарочные площадки и произведены требуемые настройки.
Курьеры приглашены и зарегистрированы на web-платформе с указанием контактных данных. Им рекомендовано зарегистрироваться в качестве самозанятого. С курьерами по телефону уточняется возможность выхода в этот день на маршрут. После этого модератор переходит к вкладке Планирование и составляет оптимальные маршруты курьерам (рисунок 3).
Планирование
0
ч /
^ Рустам Галиев б О
Маршрут 09:00-18:00 6:50 ч 20.9 км
Расстояние 20.9 км Время маршрута 6:50 ч
О Октябрьский район - Универсальная улица 50-летия Октября, 21. Уфа, Республика Б. 09:00
о Сергей Сергеев г. Уфа, Проспект Октября, д.120. кв 256 09:11 10:00-18:00
в Ахматханов Азат Ильшатович г. Уфа, Проспект Октября 132/1 кв 40 10:13 10:00-18:00
о Герасимова Полина Олеговна г. Уфа, ул мира 4 10:31 10:00-18:00
о Рустам Галиев г.Уфа, Мира, 14.офис 15 10:43 15:00-18:00
| г. Уфа, Мира, 14, офис 15
Петя Петров
г. Уфа, Мушникова 7. кв 15
15:26
10:00-18:00
ЯГ*
г. Уфа, Проспект Октября 132, ( П г. Уфа1 ТуХвата Янаби, д.4, кв 23 +
ifia, 11)лп.исм
- \ to
Рисунок 3 - Вкладка Планирование сервиса «Маршрутизация Лайт»
Нажимая на кнопку скачать маршрутный лист, из сервиса выгружаются оптимальные маршруты курьеров. Курьер нажимает на web-платформе кнопку «Корзина» и оплачивает свой сервисный сбор. После этого ему передается маршрутный лист со ссылкой на маршрут в Яндекс.Карты.
Также курьерам передается Ехсе1-таблица с заказами и телефонами продавцов. Курьеры подъезжают на площадки, где проводятся
сельскохозяйственные ярмарки, покупают заказанные продукты у указанных продавцов. Далее по оптимальному маршруту, открытой в Яндекс.Карты, они осуществляют доставку [16].
После доставки продукции, они получают от покупателя цену за продукт и 99 р. за доставку. С дохода они оплачивают в сервисе «Мои налоги» налог на профессиональный доход.
Выводы. Стартап компания зарабатывает на сервисных сборах от курьеров за информационно-навигационные услуги с помощью разработанной web-платформы.
Выгоды остальных сторон таковы:
- продавцы зарабатывают дополнительный доход за счет ускорения и увеличения объемов продаж;
- покупатели экономят время и силы на доставку покупки;
- курьеры зарабатывают на услугах доставки, но оплачивают сервисный сбор за маршрутный лист.
Все стороны сделки заинтересованы и риски сторон минимизированы.
Описанная стартап компания имеет все шансы на успешную реализацию и кратный рост оборота при умелой организации менеджмента.
Список литературы :
1. Абрамян Г.Р. Организация деятельности рынков и ярмарок в городе Армавир Краснодарского края // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 3-1. С. 5-9.
2. Белкина Е.Н., Биушкин И.В., Артюх Д.В. и др. Роль фермерства в развитии сельских территорий // Экономика и предпринимательство. 2023. № 1 (150). С. 467-471.
3. Бланк С. Четыре шага к озарению: Стратегии создания успешных стартапов / Стив Бланк; Пер. с англ. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2016. — 368 с.
4. Бородин К.Г., Фролова Е.Ю., Задорожная Е.А. Методические подходы к исследованию рынков в локальной сельской экономике // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2022. № 11. С. 33-37.
5. Букина, Т. В. Интернет площадка (e-commerce) как один из способов сбыта продукции локальных мелких и средних сельскохозяйственных производителей / Т. В. Букина, К. С. Соснин // Развитие менеджмента в условиях перехода к цифровой экономике : Материалы X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Пермь, 07 декабря 2017 года. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2017. - С. 9-15. - EDN XQTNNJ.
6. Управление цепями поставок органической продукции в продовольственной системе региона / О. Ю. Воронкова, Л. И. Петрова, А. Ю. Межова [и др.] // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. - 2023. - Т. 15, № 3. - С. 99-118. - DOI 10.12731/2658-6649-2023-15-3-99-118. - EDN SEJBMD.
7. Гатауллин, Р. Ф. Продовольственная безопасность в Республике Башкортостан: пути ее обеспечения / Р. Ф. Гатауллин, В. К. Нусратуллин // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 7-2. - С. 371-375. - EDN UDXKCV.
8. Горшенева, О. В. Организационные аспекты выставочноярмарочной деятельности как фактора продвижения сельскохозяйственных товаров и услуг / О. В. Горшенева // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - Т. 4, № 9. - С. 56-59. - EDN ZMZLFL.
9. Формирование предпринимательского потенциала обучающихся в системе высшей школы / Д. В. Мухина, Д. А. Ломоносов, Е. В. Савельева [и др.] // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 8(121). - С. 771-776. - DOI 10.34925/EIP.2020.121.8.158. - EDN QDWOLW.
10. Погребцова, Е. А. Региональный агрокластер: сектора, факторы воздействия и участники / Е. А. Погребцова // Никоновские чтения. - 2016. - № 21. - С. 108-110. - EDN WWUOLF.
11. Пулинец, Е. К. Вовлечение студентов в работу сельскохозяйственных выставок-ярмарок как элемент аграрного образования / Е. К. Пулинец, Е. И. Серкевич // Пчеловодство. - 2021. - № 1. - С. 12-13. - EDN PJSRWR.
12. Решетникова, Е. Г. Пути расширения каналов сбыта продукции малого агробизнеса / Е. Г. Решетникова // Экономика и предпринимательство. - 2023. -№ 2(151). - С. 723-726. - DOI 10.34925/EIP.2023.151.2.137. - EDN WXWLRM.
13. Руденко, А. М. Особенности продвижения продукции отечественных сельскохозяйственных предприятий в современных рыночных условиях / А. М. Руденко, С. Г. Сафонова // Вестник Донского государственного аграрного университета. - 2021. - № 3(41). - С. 130-137. - EDN ZYCCYA.
14. Рыжкова С.М., Кручинина В.М. Развитие местных продовольственных систем в России: обоснование и проблемы // Никоновские чтения. 2022. № 27. С. 240-250.
15. Тинякова Е.А. Сельскохозяйственные ярмарки США // Сельское хозяйство. 2018. № 4. С. 7-11. DOI 10.7256/2453-8809.2018.4.20906.
16. Галиев, Р. Р. Бизнес-проект реализации аграрного потенциала хозяйств населения региона / Р. Р. Галиев // Уфимский гуманитарный научный форум. -2023. - № 3(15). - С. 37-58. - DOI 10.47309/2713-2358-2023-3-37-58. - EDN ZGGOOX.
References:
1. Abramyan G.R. Organization of the activities of markets and fairs in the city of Armavir, Krasnodar Territory // Economy and business: theory and practice. 2019. No. 3-1. P. 5-9.
2. Belkina E.N., Biushkin I.V., Artyukh D.V. et al. The role of farming in the development of rural areas // Economy and entrepreneurship. 2023. No. 1 (150). P. 467-471.
3. Blank S. Four steps to insight: Strategies for creating successful startups / Steve Blank; Transl. from English. - M .: ALPINA PUBLISHER, 2016. - 368 p.
4. Borodin K.G., Frolova E.Yu., Zadorozhnaya E.A. Methodological approaches to the study of markets in the local rural economy // Economy of agricultural and processing enterprises. 2022. No. 11. Pp. 33-37.
5. Bukina, TV Internet platform (e-commerce) as one of the ways to sell products of local small and medium-sized agricultural producers / TV Bukina, KS Sosnin // Management development in the context of transition to a digital economy: Proceedings of the X All-Russian (with international participation) scientific and practical conference, Perm, December 07, 2017. - Perm: Perm State National Research University, 2017. - Pp. 9-15. - EDN XQTNNJ.
6. Management of organic product supply chains in the regional food system / O. Yu. Voronkova, LI Petrova, A. Yu. Mezhova [et al.] // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. - 2023. - V. 15, No. 3. - P. 99-118. - DOI 10.12731/2658-66492023-15-3-99-118. - EDN SEJBMD.
7. Gataullin, R. F. Food security in the Republic of Bashkortostan: ways to ensure it / R. F. Gataullin, V. K. Nusratullin // Fundamental research. - 2015. - No. 7-2. - P. 371-375. - EDN UDXKCV.
8. Gorsheneva, O. V. Organizational aspects of exhibition and fair activities as a factor in promoting agricultural goods and services / O. V. Gorsheneva // Economy and management: problems, solutions. - 2017. - Vol. 4, No. 9. - Pp. 56-59. - EDN ZMZLFL.
9. Formation of entrepreneurial potential of students in the higher education system / D. V. Mukhina, D. A. Lomonosov, E. V. Savelyeva [et al.] // Economy and entrepreneurship. - 2020. - No. 8(121). - Pp. 771-776. - DOI 10.34925/EIP.2020.121.8.158. - EDN QDWOLW.
10. Pogrebtsova, E. A. Regional agrocluster: sectors, influencing factors and participants / E. A. Pogrebtsova // Nikonovskie readings. - 2016. - No. 21. - Pp. 108-110. - EDN WWUOLF.
11. Pulinets, E. K. Involvement of students in the work of agricultural exhibitions and fairs as an element of agricultural education / E. K. Pulinets, E. I. Serkevich // Beekeeping. - 2021. - No. 1. - P. 12-13. - EDN PJSRWR.
12. Reshetnikova, E. G. Ways to expand distribution channels for small agribusiness products / E. G. Reshetnikova // Economy and Entrepreneurship. - 2023. - No. 2 (151). - P. 723-726. - DOI 10.34925 / EIP.2023.151.2.137. - EDN WXWLRM.
13. Rudenko, A. M. Features of the promotion of products of domestic agricultural enterprises in modern market conditions / A. M. Rudenko, S. G. Safonova // Bulletin of the Don State Agrarian University. - 2021. - No. 3 (41). - P. 130-137. - EDN ZYCCYA.
14. Ryzhkova S. M., Kruchinina V. M. Development of local food systems in Russia: rationale and problems // Nikonovskie readings. 2022. No. 27. P. 240-250.
15. Tinyakova E. A. US agricultural fairs // Agriculture. 2018. No. 4. P. 7-11. DOI 10.7256/2453-8809.2018.4.20906.
16. Galiev, R. R. Business project for the implementation of the agricultural potential of farms of the region's population / R. R. Galiev // Ufa Humanitarian Scientific Forum. - 2023. - No. 3 (15). - P. 37-58. - DOI 10.47309/2713-2358-2023-3-37-58. -EDN ZGGOOX.
Сведения об авторах Галиев Рустам Равилович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет». 450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0003-2815-6480.
Гусманов Расул Узбекович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет». 450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34E-mail: [email protected]. . ORCID: 0000-0002-6582-1649.
Ковшов Виталий Алексеевич, кандидат экономических наук, декан экономического факультета ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет». 450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0003-4797-0584.
Author's personal details Galiev Rustam Ravilovich, PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State Agrarian University". 450001, Ufa, 50th Anniversary of October St., 34. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0003-2815-6480.
Gusmanov Rasul Uzbekovich, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Management of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State Agrarian University". 450001, Ufa, 50th Anniversary of October St., 34. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-6582-1649.
Kovshov Vitaly Alekseevich, Candidate of Economic Sciences, Dean of the Faculty of Economics, Bashkir State Agrarian University. 450001, Ufa, 50th Anniversary of October St., 34. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0003-47970584.
© Галиев Р.Р., Гусманов Р.У., Ковшов В.А.