Научная статья на тему 'Анализ услуг сбытовых организаций при доведении сельскохозяйственной продукции до потребителей'

Анализ услуг сбытовых организаций при доведении сельскохозяйственной продукции до потребителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНАЛЫ СБЫТА / СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ / ФИРМЕННАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНФРАСТРУКТУРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ ХОЛДИНГИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ВЫЕЗДНЫЕ ЯРМАРКИ / ИНТЕРНЕТ-КАНАЛЫ / ТОВАРОДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова М. В., Опарин Д. Ю.

Рассмотрена проблема сбыта сельскохозяйственной продукции российскими производителями. На основе анализа каналов сбыта в дореформенной и современной России установлено, что прежние каналы, используемые до 1990-х гг., такие как потребительская кооперация и колхозные рынки, в настоящее время не работают. Из-за отсутствия эффективных каналов сбыта сельхозпроизводители, особенно небольшие хозяйства, не могут сбыть продукцию, что нередко приводит к ее потерям и к отказу от производства в будущем. Дистрибьюторы вынуждены перекрывать высокие затраты большими наценками, что является причиной удорожания товаров для конечных потребителей. Сделан вывод, что результативность агропромышленного комплекса увеличится при налаживании отношений с центрами потребления продукции. Проанализирован опыт агропромышленных предприятий по сбыту произведенной продукции, в том числе изучены мнения изготовителей о преимуществах и недостатках создания собственной розничной сети в виде фирменной торговли и опыт сотрудничества с независимыми торговыми сетями. Изучена организация фирменной торговли в России и за рубежом. Проанализированы электронные каналы сбыта и выездные ярмарки. Выявлены проблемы, сдерживающие сбыт сельхозпродукции через электронные каналы. В качестве эффективных каналов сбыта сельхозпродукции определены сетевая розничная торговля, в том числе сети, создаваемые сельхозпроизводителями, и независимые торговые сети, логистические центры, интернет-каналы, выездные ярмарки. Показаны результаты маркетинговых исследований по изучению мнений потребителей о привлекательности покупок сельскохозяйственных товаров в различных торговых форматах. Сделан прогноз сокращения потерь сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими хозяйствами, при организации эффективных каналов сбыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ услуг сбытовых организаций при доведении сельскохозяйственной продукции до потребителей»

Развитие АПК

УДК 334.7

АНАЛИЗ УСЛУГ СБЫТОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ДОВЕДЕНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ДО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ*

М.В. ЕФРЕМОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента в сервисе и туризме E-mail: [email protected] Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского — Национальный исследовательский университет Д.Ю. ОПАРИН, аспирант кафедры экономики сельского хозяйства E-mail: [email protected] Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Рассмотрена проблема сбыта сельскохозяйственной продукции российскими производителями. На основе анализа каналов сбыта в дореформенной и современной России установлено, что прежние каналы, используемые до 1990-х гг., такие как потребительская кооперация и колхозные рынки, в настоящее время не работают. Из-за отсутствия эффективных каналов сбыта сельхозпроизводители, особенно небольшие хозяйства, не могут сбыть продукцию, что нередко приводит к ее потерям и к отказу от производства в будущем. Дистрибьюторы вынуждены перекрывать высокие затраты большими наценками, что является причиной удорожания товаров для конечных потребителей. Сделан вывод, что результативность агропромышленного комплекса увеличится при налаживании отношений с центрами потребления продукции. Проанализирован опыт агропромышленных предприятий по сбыту произведенной продукции, в том числе изучены мнения изготовителей о преимуществах и недо-

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского — Национальном исследовательском университете.

статках создания собственной розничной сети в виде фирменной торговли и опыт сотрудничества с независимыми торговыми сетями. Изучена организация фирменной торговли в России и за рубежом. Проанализированы электронные каналы сбыта и выездные ярмарки. Выявлены проблемы, сдерживающие сбыт сельхозпродукции через электронные каналы. В качестве эффективных каналов сбыта сельхозпродукции определены сетевая розничная торговля, в том числе сети, создаваемые сельхозпроизводителями, и независимые торговые сети, логистические центры, интернет-каналы, выездные ярмарки. Показаны результаты маркетинговых исследований по изучению мнений потребителей о привлекательности покупок сельскохозяйственных товаров в различных торговых форматах. Сделан прогноз сокращения потерь сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими хозяйствами, при организации эффективных каналов сбыта.

Ключевые слова: каналы сбыта, сельхозпродукция, розничная торговая сеть, фирменная торговля, инфраструктура сельского хозяйства, агропромышленные холдинги, логистические центры, выездные ярмарки, интернет-каналы, товародвижение

Основные каналы сбыта сельхозпродукции

в России до 1990-х гг.

Потребительская Колхозные рынки

кооперация

Фирменные магазины

Рис. 1. Основные каналы сбыта сельхозпродукции в России до 1990-х гг.

На современном этапе низкая рентабельность сельскохозяйственного комплекса во многом обусловлена неразвитой инфраструктурой агропро-довольственного рынка, в том числе отсутствием хорошо организованных каналов сбыта. В результате сельхозпроизводители, особенно небольшие хозяйства, не могут сбыть свою продукцию, что нередко приводит не только к ее потерям, но и к отказу от производства в будущем.

В дореформенной России (до 1990-х гг.) функции сбыта и реализации сельхозпродукции в основном осуществляла потребительская кооперация, которая наряду с заготовкой и переработкой доводила сельскохозяйственную продукцию до конечных потребителей. На потребительскую кооперацию приходилась значительная часть общего объема розничного товарооборота в стране. К примеру, в 1975 г. ее доля составляла 29% всего товарооборота в стране, при этом 69% приходилось на государственную торговлю и 2% — на колхозную [2]. Для реализации сельхозпродукции потребительская кооперация располагала развитой сетью фирменных магазинов как в городской, так и в сельской местности (рис. 1).

70 60 50 40 30 20 10 0

-

/ >

/ >

Колхозные рынки

Государственная Потребительская торговля кооперация

Рис. 2. Розничный товарооборот по формам торговли в России в 1975 г., %

Часть продукции, не охваченную госзакупками, сельхозпроизводители продавали населению на колхозных рынках, которые имелись почти в каждом районе и населенном пункте. И хотя доля колхозной торговли была не столь существенной на фоне общего объема товарооборота, благодаря этому каналу у сельхозпроизводителей не было проблем со сбытом малых партий продукции, что было особенно актуально для небольших хозяйств (рис. 2).

С разрушением хозяйственных связей в начале 1990-х гг. оказались разрушены и налаженные каналы сбыта сельхозпродукции. Это в равной степени относится как к потребительской кооперации, так и к колхозным рынкам, которые к настоящему времени трансформировались в оптово-розничные рынки уличной торговли. Перекупщики с Северного Кавказа, республик бывшего Советского Союза дискредитировали саму идею колхозных рынков, фактически отрезав туда доступ селянам, производящим сельскохозяйственную продукцию.

Вопросы рыночной торговли в последние годы часто поднимаются на различных уровнях. Смысл обсуждения сводится к тому, что нецивилизованная рыночно-уличная торговля должна уступить место стационарным торговым форматам, способным обеспечить качественное обслуживание покупателей. Не подвергая сомнению необходимость повышения качества обслуживания, следует отметить, что проблемы каналов сбыта сельхозпродукции это не решает. И, если крупные сельхозпроизводители еще могут воспользоваться сбытом через розничную сеть, то для мелких производителей этот путь закрыт.

Таким образом, проблема сбыта сельскохозяйственной продукции, обострившаяся к началу 2000-х гг., до сих пор не решена и остается одной из актуальных. Из-за несовершенства каналов сбыта цены на сельхозпродукцию неоправданно завышаются, дистрибьюторы вынуждены перекрывать высокие затраты большими наценками, что приводит к удорожанию товаров для конечных потребителей. По мнению специалистов [1], результативность агропромышленного комплекса увеличится многократно, если будут налажены отношения с центрами потребления продукции.

Эта проблема очевидна как для самих сельхозпроизводителей, так и для переработчиков продукции, которые

убеждены, что изготовить мясной полуфабрикат с использованием современных технологий несложно, проблема в другом — как наладить бесперебойную работу цепочки «производство — потребитель»1.

Вектор решения указанных проблем определила Стратегия социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года2, которая в числе факторов повышения эффективности аграрного сектора назвала развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка и обеспечение доступа туда сельхозтоваропроизводителям.

В настоящее время в качестве эффективных каналов сбыта сельхозпродукции, по мнению авторов, следует рассматривать розничную торговую сеть (независимую и собственную сеть сельхозпроизводителей), логистические центры, интернет-каналы, выездные ярмарки для сельхозпроизводителей (рис. 3).

Рассмотрим эти каналы сбыта более подробно.

Розничная торговая сеть. С развитием рыночных отношений в России стала активно развиваться сетевая торговля, которая достаточно быстро вытеснила мелкие магазины, не объединенные в сети. Так, в 2000 г. на торговые сети приходился только 1% российского розничного товарооборота, в то время как в 2007 г. — уже 27,8% [5]. По итогам 2013 г. сетевая торговля контролировала 21,3% общего объема оборота розничной торговли, что на 1,1% больше, чем в 2012 г.3

Укрепление и монополизация сетевой торговли дали ей возможность диктовать правила игры для поставщиков продукции, решая разрешать или не разрешать доступ продукции на прилавки своих магазинов. Несмотря на ограничения, введенные

1 Официальный сайт компании «Мясновъ». URL: http:/ www. myasnov.ru.

2 Стратегия социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (научные основы). М.: Российская академия сельскохозяйственных наук, 2011. 100 с.

3 Розничная торговля: драйверы роста 2013 // Национальное рейтинговое агентство. URL: www.ra-national.ru/uploads/rus/

files/analytic/file_review/12.pdf.

Рис. 3. Перспективные каналы сбыта сельхозпродукции в России на современном этапе

Федеральным законом от 28.12.2009 N° 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и ныне монополисты являются законодателями моды, диктуя жесткие условия для поставщиков. Риск потерять точки сбыта заставляет сельхозпроизводителей подписывать порой жесткие условия, продиктованные розницей. Ситуация, когда не сельхозпроизводитель, а розница диктует свои условия на рынке, еще более усугубляет проблему нерентабельности агропромышленного комплекса страны.

Далеко не у всех сельхозпроизводителей есть возможность не соглашаться с условиями сетевых торговых операторов. Это могут позволить себе крупные холдинги, обладающие необходимыми финансовыми ресурсами, многие из которых решают проблему путем создания собственной розницы. С одной стороны, создание розницы сельхозпроизводителями — это вынужденная мера, вызванная необходимостью сбыта собственной продукции, с другой стороны, это и хорошее вложение инвестиций, так как рентабельность розничной торговли в несколько раз выше сельскохозяйственного производства.

Так, крупнейший в России агропромышленный холдинг «Мираторг», начав свою деятельность в 1995 г. с производства и переработки мяса, в настоящее время осуществляет полный производственно-логистический цикл — от выращивания кормов до реализации готовой продукции потребителю. Президент холдинга В. Линник считает, что вершина агробизнеса — это розница. В 2013 г. холдингом открыто 25 новых супермаркетов в Москве и Московской области, а также во Владимирской, Тульской, Ростовской областях и в Чувашской Рес-

публике. В настоящее время в структуру компании входят 83 фирменных магазина, а к 2017 г. их количество должно увеличиться до 500. Тем самым 60-70% объема своего производства «Мираторг» планирует продавать через собственную розницу, что позволит холдингу полностью контролировать процесс сбыта продукции4.

Проведенный авторами экскурс в историю развития торговли показал, что модель формирования собственных каналов сбыта производителями продукции известна достаточно давно и в России получила название фирменной торговли. Классический пример фирменной торговли — фабрика швейных машин Singer, создавшая к началу XX в. более 400 собственных магазинов по всему миру [3]. Аналогичным образом с 1886 г. работала компания Coca-Cola.

В доперестроечной России каналы сбыта в виде фирменных магазинов потребительской кооперации тоже пользовались популярностью. Возрождение фирменной торговли сельхозпроизводителями, по мнению авторов, представляет одно из направлений повышения эффективности сбыта сельхозпродукции на современном этапе.

Как показали проведенные исследования, единого определения фирменной торговли не существует. Авторам близка точка зрения специалистов, которые под фирменной торговлей понимают розничную торговлю товарами собственного производства [4]. Аналогичная позиция прослеживается в трудах зарубежных ученых, где подобные магазины называют заводскими магазинами, прямыми торговыми точками (direct stores) [4].

Эффективность каналов сбыта в виде фирменной торговли для изготовителей очевидна. Она заключается в следующем:

— открытие дополнительных точек продаж;

— быстрая товарооборачиваемость и возможность получения наличных средств;

— реклама и продвижение торговой марки;

— сокращение звенности товародвижения;

— связь производственных предприятий с потребителем и возможность быстрого реагирования на изменение конъюнктуры рынка.

Отношение изготовителей продукции к созданию собственных каналов сбыта в виде фирменной торговли отражено в табл. 1.

4 Официальный сайт агропромышленного холдинга «Мираторг». URL: http://www.miratorg.ru.

Покупки в фирменных магазинах являются привлекательными и для потребителей. Это прежде всего возможность купить свежий качественный товар, так как путь от производственного цеха до потребителя здесь максимально короткий. Кроме того, во многих случаях цены в фирменных магазинах ниже, чем в обычных. Однако мнения самих создателей фирменных магазинов относительно ценовой политики расходятся. Некоторые из них считают, что цены там не должны быть ниже, так как расходы ничуть не меньше, чем в обычных магазинах [4].

Принципиальным отличием фирменной торговли является специализация на производственном ассортименте изготовителя. В то же время ассортимент фирменного магазина может быть шире производственного, что выгодно обеим сторонам. Особенно это касается производителей узкого ассортимента товаров. В этом случае торговое предприятие получает возможность повысить рентабельность путем оптимизации ассортимента, заключая договоры с другими поставщиками, а учредитель магазина (основной поставщик) — привлечь дополнительных покупателей более широким ассортиментом товаров.

При необходимости в договоре между учредителем фирменного магазина и поставщиками товаров имеет смысл предусмотреть конкретные требования к долям товаров в общем ассортименте (товарообороте) для основного и дополнительно привлекаемых поставщиков. По законодательству России, этот вопрос решается по согласованию сторон.

В то же время, как показал анализ зарубежной практики, в некоторых странах в этой сфере имеются жесткие нормативы. К примеру, в Белоруссии фирменный магазин должен иметь не менее 75% (для непродовольственных магазинов) и не менее 50% (для продовольственных магазинов) в общем ассортименте продукции учредителя магазина, а также других предприятий, вырабатывающих аналогичный ассортимент товаров5.

Что касается юридического статуса фирменного магазина, то необязательно он должен принадлежать тем же учредителям, что и производственное предприятие, как полагают некоторые исследователи. Одним из эффективных вариантов организации

5 Об утверждении типового положения о фирменном магазине предприятия (объединения): приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 27.10.1998 № 138.

Таблица 1

Отношение изготовителей продукции к созданию фирменных магазинов

Специалист Отношение к созданию фирменных магазинов

Заместитель председателя по сбыту ЗАО племзавод «Ирмень» В. Матюха В точках фирменной торговли можно оперативно реагировать на замечания покупателей, потому что продавец сам является представителем производящей компании и все вопросы и замечания может быстро донести непосредственно до производителя. А это значит, что можно в кратчайшие сроки произвести доработку, решить возникшие вопросы и исправить ситуацию

Директор ООО «Сибирская продовольственная компания» И. Макарова Фирменная розничная сеть — это возможность продемонстрировать уровень сервиса и самое главное — поддерживать обратную связь с потребителем. Кроме того, в фирменных магазинах представлен максимально полный ассортимент продукции

Директор ООО Торговый дом «Птицефабрика «Октябрьская» О. Щетинский Преимущество фирменных магазинов заключается в том, что они более полно представляют ассортимент конкретного производителя

Исполнительный директор ООО «Дымов-Сибирь» Г. Яницкий В торговых точках, предлагающих продукцию от производителя, продукт более свежий, потому что условия хранения товара в этой точке контролирует сам производитель. Ему выгодно, чтобы продукт хранился в нормальных условиях. И цены на продукт ниже, чем в розничной сети или гипермаркете

Менеджер по маркетингу ООО «Дымов-Сибирь» С. Ярлыкова Производители должны развивать свою фирменную розницу, чтобы приблизиться к покупателю, а покупатель оценит качественную работу производителя и сделает выбор в его пользу

Директор ЗАО ПО «Континент-хлеб» А. Швечихин Сейчас мы активно занимаемся развитием и расширением сети фирменной торговли. Планируем запустить с племзаводом «Ирмень» совместный проект по производству и продаже хлеба, молока и сопутствующих товаров

Председатель совета директоров ООО Кондитерское объединение «Марусино» А. Мякишев До открытия фирменных магазинов мы не так много знали о своем покупателе. Сейчас мы открываем фирменные отделы и отдельные магазины, запускаем новые изделия, востребованные покупателем, входим в новые форматы, например кондитерские со столиками. К тому же ни один наемный маркетолог или маркетинговая компания не даст того объема информации о необходимых векторах движения, который может дать собственная фирменная торговля. Но на этом ее функции должны заканчиваться. Когда-нибудь производителю, занимающемуся фирменной торговлей, придется выбирать между собственно торговлей и производством и какую-то сферу деятельности перепоручать другой компании, а самому заниматься одним определенным сегментом бизнеса. В качестве визитной карточки и маркетингового подразделения должны быть 1-3 магазина, особенно в городах, где находится сам производитель. Мы же сейчас занимаемся фирменной торговлей, потому что просто нужны «короткие деньги»

Источник: составлено авторами по данным [4].

работы в современных условиях может быть договор сотрудничества изготовителя и независимого торгового предприятия, при котором последний обязуется поддерживать и реализовывать ассортимент конкретного изготовителя.

Форматы каналов сбыта в виде фирменной торговли могут быть различными. Так, в странах Азии активно используется формат отдельного магазина, в Европе популярен формат «магазин в магазине», когда в крупном торговом предприятии организуются отделы изготовителей. Как показали проведенные авторами исследования, в Нижнем Новгороде при реализации сельхозпродукции в основном работает формат отдельного магазина»: «Павловская курочка», «Линдовские колбасы», «Ба-лахнинский хлеб», «Городецкий хлеб» и др. Чаще всего это небольшие магазины, в том числе киоски и

мини-маркеты с простейшими бизнес-процессами. Солидные агрохолдинги могут позволить создание специализированных фирменных магазинов с большей торговой площадью и комплексом дополнительных услуг. В Нижнем Новгороде к ним можно отнести магазины сети «Мираторг» и «Мясновъ».

Логистические (распределительные) центры. Логистический (распределительный) центр — это специализированное предприятие, основными функциями которого являются обработка, хранение, распределение и доставка продукции по назначению. Различают два типа логистических центров: региональные и логистические центры предприятий.

Современные региональные логистические центры включают складскую, таможенную, железнодорожную, автомобильную, контейнерную

и прочие виды логистики и предназначены для оказания услуг другим предприятиям. Так, одни из лидеров на рынке логистики, функционирующие в Нижнем Новгороде, «Алиди» и «Логопром Сормово», представляют интермодальные логис-тическте центры, оказывающие весь комплекс логистических услуг. Однако они, как и другие региональные логистические центры страны, ориентированы прежде всего на международные грузопотоки, работают с крупными предприятиями и слабо приспособлены к сбыту сельхозпродукции, особенно мелкими партиями.

В качестве примера логистических центров второго типа — центров, создаваемых предприятиями — участниками воспроизводственного цикла сельхозпродукции, можно назвать центры холдинга «Мираторг». В 2007 г. были открыты два первых логистических центра этого холдинга (в Москве мощностью 25 тыс. т единовременного хранения и в Санкт-Петербурге мощностью 8 тыс. т). Два года спустя аналогичный центр мощностью 6 тыс. т был открыт в Калининграде. В планах компании — создание современных логистических центров в других городах России. Уже идет строительство в Екатеринбурге, Самаре, Воронеже, Волгограде, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и Новосибирске6.

Создание собственных каналов сбыта сельхозпроизводителями требует не только погружения в абсолютно новый бизнес со своими технологиями и бизнес-процессами, но и больших финансовых ресурсов. В этих условиях инициативу создания и помощь в организации эффективных каналов сбыта сельхозпродукции должны брать государственные органы. Хороший пример показало правительство Нижегородской области, в планах которого строительство мощного регионального распределительного центра, аналогичного знаменитому французскому «Ранжис», в поселке Доскино Автозаводского района. Этот центр станет первым подобным объектом в России. Каждый фермер сможет принести туда свою продукцию, там же она будет расфасовываться и упаковываться по стандартам региональных и федеральных торговых сетей, сообщил губернатор Нижегородской области В. Шанцев7.

6 Официальный сайт агропромышленного холдинга «Мираторг». http://www.miratorg.ru.

7 Региональный конкурс «Потребительское доверие» // Нижегородские товары. URL: http://www.nt-invest.nnov.ru/site. aspx?SECTIOMD=298752&nD=1889863/.

Электронные каналы сбыта. Электронные каналы сбыта сельхозпродукции начинают приобретать популярность и в России. Их можно разделить на два вида: региональные, инициируемые региональными властями, и интернет-каналы, создаваемые отдельными предприятиями.

Так, в Пермском крае при поддержке планируется открытие регионального интернет-портала «Ваш фермер», через который крестьяне смогут продать свой урожай, а потребители — приобрести свежие, экологически чистые продукты по выгодной цене. По мнению организаторов, участником интернет-проекта может стать любой желающий фермер, независимо от размера своего хозяйства. Главное, чтобы товар, который он представляет для реализации, был качественным8. По проекту, у каждого производителя будет собственный блог с подробной информацией о хозяйстве, включая фото- и видеоматериалы. Потребители смогут участвовать в составлении рейтинга производителей, выставляя оценки сельхозпродукции. Перспективами приобретения качественной сельхозпродукции через сеть уже заинтересовались рестораны и другие организации общепита.

В Казани подобный проект, инициируемый Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, уже реализован. На сайте министерства открыта электронная доска объявлений, с помощью которой сельхозпредприятия республики имеют возможность сбыта продукции конечным потребителям9. Электронные каналы сбыта все шире используют и сами сельхозпроизводители, создавая свои собственные порталы. К примеру, ЗАО «Мичуринец», ЗАО «Агрос» и др.

Однако объемы сбыта сельхозпродукции через электронные каналы пока незначительны в силу слабой технической грамотности и невысокой компьютеризации села (табл. 2). Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики в 2012 г. доля домашних хозяйств в сельской местности, имеющих доступ к сети Интернет, составила лишь 38%, что на 22,7% меньше аналогичного показателя в городской местности.

Выездные ярмарки. Организация выездных ярмарок сельхозпродукции имеет большое значение

8 Пермские фермеры будут торговать в Интернете // RG.Ru. URL: http://www.rg.ru/2011/09/07/reg-permkray/portal-anons.html.

9 В Казани появились интернет-магазины сельхозпродукции // ТемаКазань. URL: http://www.temakazan.ru/news/economics/ item/1033/.

Таблица 2

Наличие доступа к сети Интернет в домашних хозяйствах в 2011-2012 гг., %

Показатель 2011 2012

Все домашние хозяйства 50,2 55,1

Домашние хозяйства в городской местности 55,9 60,7

Домашние хозяйства в сельской местности 33,4 38,0

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

прежде всего для небольших хозяйств, которые с их помощью получают доступный канал сбыта своей продукции. Отсутствие при этом посредников позволяет не только сократить сроки доставки продукции конечным потребителям, но и реализовывать товар по более низким ценам.

Организация выездных ярмарок наиболее эффективна в летне-осенний сезон — в период урожая продукции растениеводства. Немаловажным условием их организации является поддержка региональных и местных властей. В Нижегородской области в 2013 г. по инициативе регионального правительства были организованы 22 выездные ярмарки. В каждом таком мероприятии на бесплатной основе участвовали до 50 сельхозпроизводителей, в основном из Нижнего Новгорода и области.

В Москве ежегодно проводится около 130 выездных ярмарок. В отличие от нижегородских, где представлены в основном местные сельхозпроизводители, каждая московская ярмарка организуются для партнеров из конкретного региона России или ближнего зарубежья.

Социологический опрос среди жителей Нижнего Новгорода (опрос проводился в сентябре 2013 г., в нем участвовали 396 чел, инструментарий — специально разработанная анкета), проведенный авторами, показал, что выездные ярмарки пользуются большой популярностью среди горожан: до 85% респондентов минимум раз в сезон посещают ярмарки сельхозпроизводителей. Почти половина респондентов (48%) делают покупки на ярмарках 2-4 раза за сезон.

Относительно предпочтений мест приобретения конкретных видов товаров голоса распределились следующим образом. Покупку свежих овощей и зелени большинство респондентов предпочитают делать на рынках (62%). В больших сетевых и фирменных магазинах эти виды продуктов покупает минимальное количество респондентов (соответственно 5 и 3%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Напротив, покупку молока и молочных продуктов большая часть респондентов делает в фирменных магазинах и на рынках — по 28% респондентов отдали голоса за эти точки продаж. Чуть меньше респондентов (24%) предпочитают покупать молочные продукты в больших сетевых магазинах; 8% — на выездных ярмарках, для 12% респондентов место покупки не имеет значения.

Покупку мяса основная часть респондентов (44%) делает в больших сетевых магазинах, следующую позицию занимают рынки (28%), которым незначительно уступили фирменные магазины (24%) (табл. 3).

Как показали проведенные исследования, большие сетевые магазины пользуются спросом среди молодежи, а рынки и выездные ярмарки — среди людей среднего и пожилого возраста. Ответы, что место покупки не имеет значения, также принадлежат молодежи.

Среди наиболее значимых факторов привлекательности больших сетевых магазинов респонденты назвали широкий ассортимент товаров (43%), фирменных магазинов — высокое качество обслуживания, высокое качество продукции и широкий ассортимент товаров (соответственно 39; 35 и 33%), рынков — низкие цены (35%), высокое качество продукции (34%), выездные ярмарки привлекают месторасположением (38%) и низкими ценами (37%) (табл. 4).

Организация эффективных каналов сбыта в значительной степени сократит потери сельскохозяйственной продукции при ее доведении до

Таблица 3

Привлекательность мест покупки сельскохозяйственных продуктов, %

Место купли-продажи Свежие овощи, зелень Молоко и молочные продукты Мясо

Большие сетевые магазины 5 24 44

Фирменные магазины, в том числе киоски изготовителей 3 28 24

Рынки 62 28 28

Выездные ярмарки 27 8 -

Не имеет значения 3 12 4

Таблица 4

Факторы привлекательности отдельных точек продаж для покупателей

Фактор привлекательности Большие сетевые магазины Фирменные магазины, в том числе киоски изготовителей Рынки Выездные ярмарки

Доступность расположения 28 10 24 38

Качество продукции 31 35 34 -

Качество обслуживания 37 39 19 5

Широкий ассортимент товаров 43 33 32 2

Низкие цены 16 12 35 37

Таблица 5

Показатели сокращения потерь сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими хозяйствами в 2012 г.

Показатель Значение

Производство сельскохозяйственной продукции хозяйствами всех категорий, млрд руб., всего В том числе: — сельскохозяйственными организациями — хозяйствами населения — крестьянскими хозяйствами 3 340,5 1 600,9 1 442,1 297,5

Количество крестьянских хозяйств, ед. 227 836

Производство в среднем на одно крестьянское хозяйство, тыс. руб. 1 305,76

Количество крестьянских хозяйств, воспользовавшихся каналами сбыта (прогноз), ед. 22 784

Сокращение потерь произведенной продукции (прогноз), тыс. руб. 11 900

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

конечных потребителей и будет способствовать решению проблемы низкой рентабельности агропромышленного комплекса страны в целом. В качестве примера сделаем прогноз сокращения потерь продукции, произведенной крестьянскими хозяйствами (табл. 5). В 2012 г. крестьянскими хозяйствами произведено продукции на сумму 297,5 млрд руб. Количество крестьянских хозяйств в этот период составило 227 836 ед. Принимая во внимание, что по причине отсутствия эффективных каналов сбыта теряется до 40% продукции, и при условии, что 10% крестьянских хозяйств воспользуются организованными каналами сбыта и реализуют всю произведенную продукции, потери сократятся на 11 900 тыс. руб.

Таким образом, на основе сравнительного анализа каналов сбыта сельхозпродукции в дореформенной и современной России показано, что прежние каналы (на основе потребительской кооперации и колхозных рынков) в настоящее время не работают. По мнению авторов, на современном этапе в качестве перспективных следует рассматривать такие каналы, как розничная торговая сеть, в том числе фирменные магазины сельхозпроизводителей, логистические центры, интернет-каналы, выездные ярмарки. Среди наиболее значимых факторов привлекательности больших сетевых магази-

нов при покупке сельхозпродукции респонденты назвали широкий ассортимент товаров, фирменных магазинов — высокое качество обслуживания и широкий ассортимент товаров, рынков — низкие цены, выездные ярмарки привлекают покупателей удобным месторасположением и низкими ценами. Организация эффективных каналов сбыта будет способствовать решению проблемы низкой рентабельности агропромышленного сектора, в том числе сокращению потерь сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими хозяйствами.

Список литературы

1. Липина С.А. Пути и методы экономической интеграции регионов Северного Кавказа // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 6. С. 46-53.

2. Орленко Л.В. История торговли. М.: Форум; ИНФРА-М, 2006. 352 с.

3. Пилипук А.В. Фирменная торговля и роль маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 3. С. 111-119.

4. Ровенских Т., Акимова Т. Фирменная торговля: плюсы и минусы // Комсомольская правда. URL: http://www.kp.ru/daily/24287.4/481914/.

5. Чкалова О.В. Торговое предприятие. М.: Эксмо, 2008. 320 с.

Economic analysis: theory and practice Development of agricultural sector

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

THE ANALYSIS OF SERVICES PROVIDED BY SALE COMPANIES THROUGH BRINGING AGRICULTURAL PRODUCTS TO CONSUMERS

Marina V. EFREMOVA, Dmitrii Yu. OPARIN

Abstract

The article studies the problem of agricultural products sale by Russian manufacturers . The analysis of distribution channels existed in pre-reformed and modern Russia found that previous channels, used until 1990's, such as consumer cooperatives and collective-farm markets, are currently not available. Due to the lack of effective distribution channels, farmers, especially small farms, cannot sell products, and this often leads to its loss and to renounce future production. Distributors are forced to cover the high cost by high price markup that is the reason for the rise in price of goods to final consumers . The authors concluded that the impact of the agri-food sector will be increased by establishing relations with the centers of consumption of production . The authors have studied the experience of agro-industries for the marketing of products, including the views of producers studied the advantages and disadvantages of establishing their own retail network as a proprietary trading and experience of cooperation with independent trade networks. The article deals with the peculiarities of branded trade in Russia and abroad The authors have analyzed the electronic distribution channels and visiting fair trading and revealed the problems impeding the marketing of agricultural products through electronic channels The authors name the lack of village computerization and even computer illiteracy of villagers as the most significant reasons of today's situation. As an effective marketing channel of agricultural products, the authors define network retail trade, including network, created by farmers, and independent retailers, logistics centers, Internet channels and visiting trade fairs. The paper shows the results of marketing research to study the opinions of consumers about the attractiveness of the purchases of agricultural products in various trading formats . The article gives certain forecast on reduction of losses of agricultural products produced by local farmers when developing the effective sales channels

Keywords: distribution channels, agricultural products, retail trade, branded trading, infrastructure, agriculture,

agro-industrial holdings, logistics centers, visiting fairs, Internet channels, merchandising

References

1. Lipina S.A Puti i metody ekonomicheskoi integratsii regionov Severnogo Kavkaza [The ways and means of economic integration of the regions of the North Caucasus]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz — Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2011, no. 6, pp.46-53 .

2. Orlenko L.V. Istoriya torgovli [History of trade]. Moscow, Forum, INFRA-M Publ., 2006, 352 p.

3. Pilipuk A.V. Firmennaya torgovlya i rol'mar-ketinga [Branded trading and the role of marketing]. Marketing v Rossii i za rubezhom — Marketing in Russia and abroad, 2009, no. 3, pp. 111-119.

4. Rovenskikh T., Akimova T. Firmennaya torgovlya: plyusy i minusy [Branded sales: the pros and cons]. Available at: http://www.kp.ru/daily/24287.4/481914/. (In Russ.)

5. Chkalova O.V. Torgovoepredpriyatie [Commercial enterprise]. Moscow, Eksmo Publ., 2008, 320 p.

Marina V. EFREMOVA

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod — National Research University, Nizhny Novgorod, Russian Federation [email protected] Dmitrii Yu. OPARIN

Nizhny Novgorod State Agricultural Academy, Nizhny Novgorod, Russian Federation [email protected]

Acknowledgments

The article is supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT's Information center in the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod — National Research University (UNN).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.