Научная статья на тему 'Проведение взаимопроверок деятельности филиалов ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения» в рамках внутренних аудитов как одно из средств развития внутривузовской системы гарантии качества подготовки специалистов'

Проведение взаимопроверок деятельности филиалов ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения» в рамках внутренних аудитов как одно из средств развития внутривузовской системы гарантии качества подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ АВТОНОМИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВУЗА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВУЗА И ФИЛИАЛА ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СОВМЕСТНЫЕ ВНУТРЕННИЕ АУДИТЫ / UNIVERSITY'S RESPONSIBILITY FOR HIGHER EDUCATION QUALITY ASSURANCE / UNIVERSITY SELF-REGULATION PRINCIPLES / INTEGRATED QUALITY MANAGEMENT SYSTEM BETWEEN UNIVERSITY AND ITS BRANCH / EDUCATION QUALITY ASSURANCE / INTERMUTUAL INTERNAL AUDITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамзина Валерия Валерьевна

В статье рассматривается проблема обеспечения качества высшего образования, вопросы взаимодействия головного вуза и филиала в создании интегрированной системы управления качеством, технологии проведения совместных аудитов как условия гарантии качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парамзина Валерия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERMUTUAL VERIFICATION OF OPERATION OF FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION «URAL STATE RAILWAY ENGINEERING UNIVERSITY» BRANCHES IN INTERNAL AUDITS AS A MEANS OF UNIVERSITY SYSTEM OF SPECIALIST TRAINING QUALITY ASSURANCE

The paper discusses the problem of higher education quality assurance, the issues of cooperation between the head university and its branches in the context of forming the integrated quality management system and the technology of intermutual audits as a means of education quality assurance.

Текст научной работы на тему «Проведение взаимопроверок деятельности филиалов ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения» в рамках внутренних аудитов как одно из средств развития внутривузовской системы гарантии качества подготовки специалистов»

УДК 378.1

Парамзина Валерия Валерьевна

кандидат педагогических наук, заместитель директора по сертификации и качеству образования

Уральский государственный университет путей сообщения, Пермь, Россия,

e-mail: [email protected]

ПРОВЕДЕНИЕ ВЗАИМОПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛОВ ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» В РАМКАХ ВНУТРЕННИХ АУДИТОВ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ВНУТРИВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЫ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Valeria V. Paramzina

Ph.D., Deputy Director of the Certification and the Quality of Education

Perm Institute of Railway Transport, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

INTERMUTUAL VERIFICATION OF OPERATION OF FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION «URAL STATE RAILWAY ENGINEERING UNIVERSITY» BRANCHES IN INTERNAL AUDITS AS A MEANS OF UNIVERSITY SYSTEM OF SPECIALIST TRAINING QUALITY ASSURANCE

Аннотация. В статье рассматривается проблема обеспечения качества высшего образования, вопросы взаимодействия головного вуза и филиала в создании интегрированной системы управления качеством, технологии проведения совместных аудитов как условия гарантии качества образования.

Ключевые слова: принципы университетской автономии; ответственность вуза за обеспечение качества высшего образования; интегрированная система управления качеством вуза и филиала гарантии качества образования; совместные внутренние аудиты.

Abstract. The paper discusses the problem of higher education quality assurance, the issues of cooperation between the head university and its branches in the context of forming the integrated quality management system and the technology of intermutual audits as a means of education quality assurance.

Key words: university self-regulation principles; university's responsibility for higher education quality assurance; integrated quality management system between university and its branch; education quality assurance; intermutual internal audits.

© Парамзина В.В., 2014

Наиболее актуальными проблемами в области образования в современных условиях является не только повышение качества предоставляемых образовательных услуг, но и включение образовательных учреждений Российской Федерации в европейское и мировое образовательное пространство. Проблема повышения качества образования в российской системе образования актуализировалась в последние годы. Качество образования в современных условиях является одной из тех важных характеристик, которая определяет конкурентоспособность учебных заведений. Немалая роль в решении этой проблемы принадлежит Болонскому процессу. Вхождение России в Болонский процесс усилило необходимость гармонизации российского образования с другими европейскими системами образования. Решение этой задачи не только обеспечивает свободный выход на международный образовательный рынок, но также означает принятие международных правил ведения дел в сфере образования, приближение к европейским стандартам оценки результатов обучения и жесткую конкуренцию на рынке труда и образовательных услуг.

Большинство документов, принятых в рамках Болонского процесса, также отводят важную роль обеспечению качества подготовки специалистов. Так, в Берлинском коммюнике конференции министров высшего образования европейских государств говорится: «Качество высшего образования является краеугольным камнем в создании общеевропейского пространства высшего образования. Министры берут на себя обязательство поддерживать дальнейшее развитие систем обеспечения качества образования на уровне вуза, национальном и европейском уровнях...; в соответствии с принципами университетской автономии ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую очередь возлагается на сами учебные заведения...».

Актуальность проблем качества в образовании подтверждается рядом государственных документов РФ в области управления образованием.

Факторы, определяющие качество образования, можно объединить в три группы: качество субъекта получения образовательных услуг; качество объекта предоставления образовательных услуг; качество процесса предоставления образовательных услуг.

Под «качеством образования» будем понимать отображенную в его процессе и результатах систему социально значимых свойств, характеристик, параметров, согласующихся с нормами, закрепленными в государственных образовательных стандартах и удовлетворяющих требованиям работодателей, потребностям и целям потребителей.

Очевидно, что удовлетворенность потребителей образовательных услуг качеством полученного образования субъективна и не может служить единственным критерием его оценки. Тогда образовательная услуга является результатом образовательного процесса, а понятие «управление качеством образования» стоит рассматривать как управление процессом предоставления образовательных услуг.

Основным потребителем услуг является государство, реализующее свои требования через государственные образовательные стандарты высшего образования. Кроме того, имеются еще две группы основных потребителей:

- внутренние потребители (студенты, профессорско-преподавательский состав и сотрудники вуза), определяющие требования своими личными потребностями, запросами и ожиданиями;

- внешние потребители (абитуриенты, родители и/или законные представители абитуриентов и студентов, работодатели), требования которых определяются как личными потребностями, так и перспективами развития отрасли и ситуацией на региональном рынке труда.

Одним из «раскрученных» направлений, в рамках которого управление качеством образования осуществляется на основе принципов всеобщего управления качеством и поддерживающих данные принципы международных стандартов в области качества, является внедрение ISO 9000.

В настоящее время в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения» (УрГУПС) создана и функционирует система менеджмента качества (СМК), отвечающая принципам всеобщего менеджмента качества (TQM).

На сегодняшний день в университете разработан и поддерживается в актуальном и рабочем состоянии комплект документов:

1. Документы 1-го уровня (описывают СМК в соответствии с политикой и целями в области качества, определяют организацию управления и программу развития вуза): политика и цели в области качества, руководство по качеству, процессная модель, устав УрГУПС, положения о филиалах, программа стратегического развития, документы оперативного управления.

2. Документы 2-го уровня (описывают организацию и управление по процессам деятельности, взаимодействие структурных подразделений): документированные процедуры СМК, локальные нормативные акты ПИЖТ УрГУПС, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции.

3. Документы 3-го уровня (планы по направлениям деятельности, учебно-методические, учебно-организационные документы, другая рабочая документация): документация по планированию, документация по организации учебного процесса, научной деятельности.

4. Документы 4-го уровня: рабочие записи (протоколы, отчёты ведомости и др.).

С 2011 г. по настоящее время в университете введено в действие 50 внутренних стандартов вуза и свыше 40 других документов СМК, регламентирующих все аспекты жизнедеятельности вуза.

Для выявления условий повышения эффективности управления качеством образования на основе стандарта ИСО 9001-2008 в университете была разработана процессная модель (см. рисунок).

Рис. Концепция интегрированной системы управления качеством УрГУПС, основанная на процессном подходе

Гарантии уровня качества образования в УрГУПС обеспечиваются следующими направлениями работы:

1. Контроль процессов СМК над соблюдением требований законодательства РФ при реализации процессов в области образования, внутренних и внешних нормативных и распорядительных документов, требований работодателей.

2. Мониторинг с учетом требований и удовлетворенности основных групп потребителей.

3. Измерения, анализ и улучшение в рамках основных и обеспечивающих процессов.

Остановимся отдельно на третьем направлении работы. В частности, измерения в рамках основных и обеспечивающих процессов проводятся посредством внутренних аудитов.

Внутренние аудиты (проверки) являются формой контроля руководством университета системы менеджмента качества. Они проводятся для того, чтобы определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, требованиям ИСО 9001-2008, а также требованиям, разработанным в университете. Результаты внутренних аудитов служат основой входных данных для анализа со стороны руководства и позволяют университету декларировать свое соответствие требованиям ИСО 9001-2008. В апреле 2013 г. на заседании учёного совета УрГУПС было принято решение о внедрении с 2013/14 учебного года практики проведения внутренних совместных аудитов процессов СМК в филиалах. Внутренние совместные аудиты подразумевают формирование группы аудиторов не только из числа сотрудников филиала, проводящего проверку деятельности, но и из

числа сотрудников головного вуза и других филиалов. Руководителем группы аудиторов назначается сотрудник филиала, проводящего проверку деятельности. При проведении внутреннего совместного аудита всегда присутствует помощник первого проректора УрГУПС по качеству.

Внутренние совместные аудиты в УрГУПС проводятся со следующими целями:

- оценка эффективности функционирования СМК и определение возможностей и путей ее улучшения;

- выявление несоответствий в СМК (процедурах, процессах) установленным требованиям;

- определение всех причин выявленных несоответствий;

- проверка и оценка эффективности корректирующих и предупреждающих действий по результатам предыдущих проверок.

Планирование внутренних совместных аудитов (ВА).

Внутренние аудиты как в головном вузе, так и в филиалах проводятся по утвержденному годовому плану. Он составляется с таким расчетом, чтобы все элементы системы качества и все подразделения университетского комплекса были проверены в течение года. В плане указываются подразделения, сроки проверки, элементы и темы проверок, нормативные документы, выполнение которых подлежит проверке, а также перечисляются подразделения головного вуза и филиалы, участвующие в конкретной проверке.

Каждый ВА включает в себя следующие этапы:

- издание приказа на проведение ВА, которым назначается руководитель и состав аудиторской группы;

- составление и утверждение плана ВА;

- проведение совещания с членами аудиторской группы;

- уведомление проверяемого подразделения;

- предварительное совещание с представителями проверяемого подразделения;

- проведение ВА;

- итоговое совещание с коллективом проверяемого подразделения;

- составление, утверждение и рассылка отчета о результатах ВА;

- подготовка руководителем проверяемого подразделения плана корректирующих и предупреждающих действий.

Внутренние совместные аудиты проводятся либо по основным процессам (направлениям деятельности), либо по структурным подразделениям. В первом случае проверяется выполнение требований документации всех уровней, соответствующей определенному элементу. Во втором - проверке подвергаются все элементы системы качества, присущие тому или иному подразделению.

Руководитель группы аудиторов составляет план проверки, утверждает его у директора филиала, передает копию плана руководителю проверяемого подразделения, давая возможность подготовиться к проверке, и рассылает копии плана в подразделения головного вуза и филиалы, участвующие в проверке.

На организационном совещании руководитель знакомит членов аудиторской группы с целями и планом проверки, правилами поведения, правами и обязанностями аудиторов. Здесь же напоминаются требования к оформлению документов (опросных листов, отчета и др.), распределяются обязанности и объекты контроля, устанавливаются сроки представления результатов проверки для составления общего отчета.

Самостоятельная подготовка аудиторов состоит в изучении нормативных документов в соответствии с планом проверки, знакомстве с результатами и корректирующими мероприятиями предыдущей проверки, подготовке контрольных вопросов.

Организация и проведение ВА.

Вначале проводится предварительное совещание с коллективом проверяемого подразделения, на котором руководитель группы аудиторов сообщает о целях, объеме, плане и методике проверки, представляет аудиторов. На этом совещании определяются формы взаимодействия между аудиторами и коллективом подразделения (предоставление необходимых документов, информации, средств измерения и т.д.), за отдельными направлениями плана проверки закрепляются соответствующие специалисты подразделения, согласовывается время итогового совещания.

В ходе проверки аудитор должен получить информацию, на основе которой можно будет сделать обоснованные выводы по следующим направлениям:

- состояние проверяемого объекта (процедуры, процесса, подразделения) и причины несоответствий;

- наличие, правильное понимание и применение персоналом Положения о подразделении, должностных инструкций, внутренних стандартов вуза (СТВ), рабочей документации;

- соответствие применяемых СТВ целям в области качества.

Все наблюдения фиксируются и анализируются. После сбора и накопления информации о состоянии объекта проверки группа аудиторов проводит анализ и обобщение результатов с тем, чтобы выявить фактические несоответствия и выработать рекомендации и мероприятия по их устранению. Все выявленные несоответствия регистрируются в протоколах несоответствий, которые должны быть подписаны аудитором и представителем проверяемого подразделения. В случае несогласия представителя подразделения данное несоответствие рассматривается на итоговом совещании.

После окончания ВА проводится итоговое совещание. Его основная цель - представить и разъяснить все заносимые в отчет результаты ВА, согласовать сроки проведения корректирующих мероприятий. Протокол совещания приобщается к материалам проверки. На совещании по всем выявленным несоответствиям даются необходимые пояснения для того, чтобы обеспечить четкое понимание руководством подразделения существа несоответствий, их важности и влияния на стабильность процессов. Здесь же выясняется, насколько случайный или систематический характер имеют эти несоответствия, рассматриваются рекомендации по совершенствованию документации системы качества и разработке корректирующих мер.

Анализ результатов внутренних аудитов.

Копии утвержденного отчета направляются в подразделение, где производилась проверка, и в подразделения, для которых имеются рекомендации. Руководитель подразделения организует работу по выявлению причин каждого несоответствия, подготовке плана корректирующих и/или предупреждающих мероприятий, контролю его выполнения. После получения информации о выполнении мероприятия специалист по качеству проверяет его фактическое выполнение и оценивает эффективность.

Информация о результатах внутреннего совместного аудита включается в повестку дня ежемесячных совещаний по качеству, используется для анализа и принятия руководством соответствующих решений, предупреждения аналогичных несоответствий в тех подразделениях, где еще не проводились ВА. Результаты ВА являются одной из составных частей ежегодного анализа-отчёта руководства о функционировании СМК в филиале (университете).

Практика проведения совместных внутренних аудитов является одним из элементов системы внутривузовского контроля качества. Условиями эффективности такой системы являются:

- действенность всех видов контроля, обеспечивающих наличие обратной связи между участниками образовательного процесса;

- возможность оказания адресной помощи в ходе и по результатам всех видов проверок;

- полнота информации в управленческих структурах вуза о ходе образовательного процесса и его результатах;

- возможность установления корреляции между результатами подготовки студентов и контролем качества образовательного процесса (качеством преподавания) и своевременность принятия управленческих решений;

- достоверность результатов контроля, полученных на основе объективных измерительных материалов;

- регулярная самоаттестация всех видов образовательной деятельности структурных подразделений вуза, позволяющая выявлять динамику роста и совершенствования видов образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.