УДК 371
ПРОВЕДЕНИЕ САМОДИАГНОСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
В.В. Рындина, С.Ю. Петухов, Г.В. Петухова
Рассматриваются некоторые аспекты готовности педагогов к введению профессионального стандарта. На основе данных анкетного опроса педагогов оценивается уровень их информированности о профессиональном стандарте и отношение к его внедрению. В статье описывается опыт выявления затруднений педагогов и проблемных зон, являющихся основой как для составления персонифицированных программ повышения квалификации, так и для построения системы методической работы всей образовательной организации в целом.
Ключевые слова: профессиональное сообщество, профессиональный стандарт педагога, трудовые действия, необходимые умения и знания педагога.
Одним из условий реализации основной образовательной программы в образовательной организации, наряду с финансовыми, материально-техническими, психолого-педагогическими, информационно-методическими важное место занимают кадровые условия. Именно кадры - педагогические работники, их качество: уровень квалификации, уровень владения базовыми компетентностями, уровень образования, стремление непрерывно профессионально развиваться, инициативность, творческое отношение к профессиональной деятельности, обеспечивают реализацию ФГОС нового поколения, заказ общества, государства на реализацию доступного качественного образования.
Определив, что создание современных кадровых условий в муниципальной образовательной системе - одно из приоритетных направлений её развития, Управление образования Карабашского городского округа заключило договор с ГБУ ДПО РЦОКИО в 2016 году на создание проектной площадки по теме «Управление кадровым потенциалом муниципальной образовательной системы Карабашского городского округа на
основе регионального программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических кадров».
Процедура аттестации педагогов с 2014 года осуществляется в соответствии с новым Порядком проведения аттестации педагогических работников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность") [5] в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7] и введения профессионального стандарта педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». [6]
Сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и документом об образовании. Педагог должен быть настоящим профессионалом своего дела, способным к самоанализу, анализу и творческой переработке большого объёма информации по преподаваемому предмету.
Чтобы обладать набором необходимых ключевых компетентностей на высоком уровне и отвечать запросам общества, а значит чувствовать себя социально защищенным в новых экономических условиях, каждому педагогу необходимо пересмотреть и уточнить свои представления о собственной профессиональной деятельности, а это означает - осуществить очередной шаг в освоении способов профессионального саморазвития.
Современные единые требования к уровню квалификации педагога, к содержа-
нию педагогической деятельности, именно как профессиональной, содержатся в профессиональном стандарте педагога, который призван повысить мотивацию педагога к качественному труду, а также необходим для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу, аттестации, планировании карьеры и профессионального роста, для разработки должностных инструкций.
Взаимосвязь профессионального стандарта педагога и аттестации педагогической деятельности очевидна так как:
• профессиональный стандарт является основой для оценки квалификации и качества труда педагога;
• аттестация - выступает инструментом оценки результативности деятельности педагога на соответствие / несоответствие требованиям профессионального стандарта.
Сегодня аттестация для педагога является с одной стороны - одним из механизмов самооценки профессиональных достижений, а с другой стороны - самоанализом возникающих педагогических задач и проблем, решение которых необходимо осуществить в межаттестационный период.
«Чем для Вас является аттестация?» - такой вопрос педагогам образовательных организаций Карабашского городского округа, входящих в состав проектной площадки ГБУ ДПО РЦОКИО, задала городская методическая служба. Из 100 опрошенных педагогов более 50% ответили - средством самореализации, средством повышения профессионального статуса - 27%, способом доказать свой высокий профессионализм - так ответили 23% респондентов.
Несмотря на это, более 50% опрошенных педагогов выразили тревогу, что современный уровень владения ими необходимыми трудовыми функциями, не в полной мере соответствует требованиям профессионального стандарта.
В рамках реализации технического задания проектной площадкой ГБУ ДПО РЦО-КИО по теме «Управление кадровым потенциалом муниципальной образовательной системы Карабашского городского округа на основе регионального программно-технического комплекса обеспечения процедуры
аттестации педагогических кадров» и на основе анализа результатов опроса городским методическим кабинетом было проведено более детальное изучение уровня сформиро-ванности у педагогов трудовых функций, а также их самооценка соответствия требованиям профессионального стандарта.
Содержащаяся в профессиональном стандарте педагога обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», реализуется тремя трудовыми функциями, в содержании которых отражаются необходимые компетенции, которыми должен обладать педагогический работник. Это следующие трудовые функции:
• А/01.6. Общепедагогическая функция. Обучение.
• А/02.6. Воспитательная деятельность.
• А/03.6. Развивающая деятельность.
Для проведения диагностики сформиро-
ванности трудовых функций и выявления затруднений у педагогов была использована методика самооценки соответствия требованиям профессионального стандарта, разработанная д. п. н., академиком МАНПО М.П. Нечаевым [1]. К участию в исследовании привлекались учителя-предметники, а также учителя начальной школы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Карабаша», всего 20 педагогов.
Цель проведения самодиагностики: определить срезовый уровень соответствия владения педагогами необходимыми трудовыми функциями требованиям профессионального стандарта и выявить, владение именно какими из них находится на оптимальном, на допустимом или на критическом уровнях. На основе результатов самодиагностики - скорректировать планирование методической работы в школе по сопровождению и выстраиванию личностной, персонифицированной траектории повышения качества и результативности труда каждого педагога.
Выявление данных показателей важно педагогу также для подготовки и успешного
прохождения аттестации.
Проведенная самодиагностика состояла из трех опросных листов, разработанных на основе показателей трех трудовых функций профессионального стандарта. По результатам заполнения педагогами опросных листов - диагностировался уровень владения ими необходимых трудовых функций. Оценка, по показателям в каждом из трех опросных листах, осуществлялась по трехбалльной системе:
• «3» - показатель находится на оптимальном уровне, то есть данным требованием педагог владеет полно и всесто-
ронне;
• «2» - данным показателем педагог владеет частично;
• «1» - данным показателем педагог не владеет, или требование профессионального стандарта не выполняется.
Уровень владения трудовой функцией (УВТФ) рассчитывался по формуле: УВТФ =
Хфакт/Хтах* 100%, где - Хфакт суммарное количество баллов по всем показателям
(столбец 3 таблиц № 1-3), а Хтах -максимальное количество баллов по каждой из установленных трудовых функций.
Таблица 1
Сводная информация об уровне владения трудовой функцией «Общепедагогическая функция. Обучение»
№ Показатель трудовой функции профессионального стандарта I
п/п оценка
Трудовые действия
1.1 Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы 50
1.2 Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования 50
1.3 Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды 50
1.4 Планирование и проведение учебных занятий 60
1.5 Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению 40
1.6 Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися 50
1.7 Формирование универсальных учебных действий 45
1.8 Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) 30
1.9 Формирование мотивации к обучению 30
1.10 Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей 45
Суммарный балл (факт I) 450
Максимальный балл (Ешах) 600
УВТФ «трудовые действия» (допустимый уровень) 75%
Необходимые умения
2.1 Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. 20
2.2 Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей 50
2.3 Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде 20
2.4 Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 23
2.5 Владеть ИКТ-компетентностями: общепол ьзовательская ИКТ-компетентност ь ; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) 35
2.6 Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона 50
Суммарный балл (факт £) 198
Максимальный балл (Ешах) 360
УВТФ «необходимые умения» (критический уровень) 55%
Необходимые знания
3.1 Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке 55
3.2 История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества 45
3.3 Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики 20
3.4 Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях 20
3.5 Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения 55
3.6 Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий 55
3.7 Рабочая программа и методика обучения по данному предмету 60
3.8 Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства 57
Суммарный балл (факт I) 312
Максимальный балл (Ешах) 480
УВТФ «необходимые умения» (допустимый уровень) 65%
Критерии результатов самооценки:
• оптимальный уровень - 100 - 85%;
• допустимый уровень - 84 - 60%;
• критический уровень - 59 - 50%;
• недопустимый уровень - <50%
Таблица 2
Сводная информация об уровне владения трудовой функцией «Воспитательная деятельность»
№ п/п Показатель трудовой функции профессионального стандарта I оценка
Трудовые действия
1.1 Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды 50
1.2 Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности 50
1.3 Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера 55
1.4 Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации 60
1.5 Проектирование и реализация воспитательных программ 50
1.6 Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) 50
1.7 Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) 20
1.8 Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления 58
1.9 Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации 58
1.10 Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни 60
1.11 Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде 20
1.12 Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка 45
Суммарный балл (факт I) 576
Максимальный балл (Ешах) 720
УВТФ «трудовые действия» (допустимый уровень) 80%
Необходимые умения
2.1 Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей 45
2.2 Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их 55
2.3 Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников 20
2.4 Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность 55
2.5 Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу 55
2.6 Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях 40
2.7 Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися 50
2.8 Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. 20
2.9 Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач 38
Суммарный балл (факт I) 378
Максимальный балл (Ешах) 540
УВТФ «необходимые умения» (допустимый уровень) 70%
Необходимые знания
3.1 Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования 40
3.2 История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества 40
3.3 Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях 20
3.4 Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики 20
3.5 Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки 50
3.6 Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятель-ностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий 60
3.7 Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) 43
Суммарный балл (факт I) 273
Максимальный балл (Ешах) 420
УВТФ «необходимые знания» (допустимый уровень) 68%
Оценка по данным показателям осуществляется по трехбалльной системе аналогично таблице 1.
Результаты обрабатываются аналогично таблице 1.
Таблица 3
Сводная информация об уровне владения трудовой функцией
«Развивающая деятельность»_
№ п/п Показатель трудовой функции профессионального стандарта I оценка
Трудовые действия
1.1 Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития 50
1.2 Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе 45
1.3 Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка 50
1.4 Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью 55
1.5 Оказание адресной помощи обучающимся 55
1.6 Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума 50
1.7 Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка 55
1.8 Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу 25
1.9 Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни 55
1.10 Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения 50
1.11 Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся 25
Суммарный балл (факт I) 515
Максимальный балл (Ешах) 660
УВТФ «трудовые действия» (допустимый уровень) 78%
Необходимые умения
2.1 Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья 60
2.2 Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий 55
2.3 Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ 40
2.4 Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) 40
2.5 Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося 45
2.6 Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся 45
2.7 Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся 40
2.8 Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик 60
2.9 Формировать детско-взрослые сообщества 47
Суммарный балл (факт I) 432
Максимальный балл (Ешах) 540
УВТФ «необходимые умения» (допустимый уровень) 80%
Необходимые знания
3.1 Педагогические закономерности организации образовательного процесса 55
3.2 Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития 50
3.3 Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся 50
3.4 Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ 10
3.5 Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью 40
3.6 Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей 10
3.7 Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ 4
Суммарный балл (факт I) 219
Максимальный балл (Ешах) 420
УВТФ «необходимые знания» (критический уровень) 52%
УВТФ «необходимые знания» (критический уровень) 52%
Оценка по данным показателям осуществлялась по трехбалльной системе аналогично таблице 1.
Результаты обрабатывались аналогично таблице 1.
Итоговый уровень соответствия владения трудовыми функциями требованиям профессионального стандарта рассчитывался, как среднее арифметическое выше обозначенных уровней:
Уровень владения трудовыми функциями (УВТФ) = (показатель «Общепедагогическая функция Обучение» + показатель «Воспитательная деятельность» + показатель «Развивающая деятельность») / 3.
Полученные итоговые данные таблиц 1 - 3 представлены в таблице 4 и на графике (рисунок 1), анализ которых дает четкое понимание, какие корректировки необходимо произвести в планировании методической работы в школе.
Проведенная в МКОУ «СОШ №6 г. Карабаша» самодиагностика по предложенной методике показала следующие результаты.
Таблица 4
Результаты самодиагностики педагогов МКОУ «СОШ №6 г. Карабаша», выявляющие уровень соответствия владения ими необходимыми трудовыми функциями требованиям профессионального стандарта
Наименование трудовой функции уровень владения трудовыми действиями (%) уровень владения необходимыми умениями (%) уровень владения необходимыми знаниями (%)
Общепедагогическая деятельность Обучение 75 55 65
Воспитательная деятельность 80 70 68
Развивающая деятельность 78 80 52
Рисунок 1. Результаты самодиагностики педагогов МКОУ «СОШ №6 г. Карабаша»
Развивающая деятельность
Воспитательная деятельность
Общепедагогическая функция Обучение
Необходимые знания Необходимые умения Трудовые действия
20 40 60 80 100
0
Анализ результатов самодиагностики показал, что большинство педагогов критично оценивают свой уровень владения необходимыми трудовыми функциями профессионального стандарта. Необходимо отметить, что уровень владения педагогами большинством показателей трудовых функций профессионального стандарта находится в допустимом уровне значений (в диапазоне от 65% до80%). Самый высокий уровень соответствия таких трудовых функций как:
- «Общепедагогическая. Обучение» - трудовые действия - 75%;
- «Воспитательная деятельность» - трудовые действия - 80%;
- «Развивающая деятельность» - трудовые действия - 78% и необходимые умения -80%.
Наиболее высокий уровень соответствия требованиям профессионального стандарта педагоги определи, традиционно выполняемым ими трудовым действиям, умениям и знаниям, таким как:
- разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфорт-
ной образовательной среды; - планирование и проведение учебных занятий;
- систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
- организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
Педагоги определили наиболее низкий уровень соответствия, новым для себя, следующим трудовым действиям, умениям и знаниям профессионального стандарта:
- проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
- разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
- использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
- социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.
Уровень соответствия требованиям профессионального стандарта и владения этими трудовыми функциями педагоги определили, как критический:
- «Общепедагогическая. Обучение» - необходимые умения - 55%;
- «Развивающая деятельность» - необходимые знания - 52%.
Вызывает озабоченность тот факт, что при выборе участниками самодиагностики, уровня владения трудовыми функциями - ни один показатель трудовых функций не достиг оптимального уровня соответствия требованиям профессионального стандарта.
В среднем, уровень владения педагогами МКОУ «СОШ № 6 г. Карабаша» трудовыми функциями и соответствия требованиям профессионального стандарта составляет -71,6%, что соответствует допустимому уровню.
Выявленные затруднения и проблемные зоны являются основой как, для составления персонифицированных программ повышения квалификации педагогов, так и для совершенствования системы методической работы в образовательной организации. При планировании методической работы в школе, необходимо большее внимание уделить мероприятиям психолого-педагогической подготовки учителей, на совершенствование их аналитической, оценочной деятельности, на повышение ИКТ - компетентности, пересмотреть план-график курсовой подготовки.
Такая работа важна для педагога именно в межаттестационный период, так как позволяет выявить персональные, личные затруднения и выстроить вектор профессионального роста так, чтобы к моменту аттестации была видна динамика и результативность его педагогического труда. [4]
Так как введение профессионального стандарта, в настоящее время фактически опережает изменения в системе профессиональной подготовки педагога [3] и повышения квалификации, то предстоит большая
работа по оказанию методической помощи педагогам по осмыслению содержания требований профессионального стандарта, а главное - по содействию повышения его компетентностей до уровня, соответствующего требованиям профессионального стандарта.
Список литературы
1. Нечаев М. П. Моделирование развития культурно - образовательной среды в условиях системных изменений [Текст] // Педагогическое образование и наука - 2014 - № 4 - С.16 - 20.
2. Организация введения профессиональных стандартов в образовательной организации: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций [Текст] // Челябинск: ЧИППКРО 2016 -С.35 -36.
3. Петухов С. Ю. Повышение качества образования через методическое сопровождение педагога в межаттестационный период [Текст] / С. Ю Петухов, Г. В. Петухова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Международная научная конференция (г. Челябинск, январь 2017 г.) - Челябинск: Два комсомольца, 2017 — С. 21-24.
4. Петухов С. Ю. Методическое сопровождение педагогов школы в межаттестационный период как механизм обеспечения кадровых условий [Текст] / С. Ю. Петухов // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования: материалы I региональной научно-практической конференции (г. Челябинск декабрь 2016г.) - Челябинск: ГБУ ДПО РЦОКИО, 2016 - С.96 -103.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70662982/ (22.03.2017).
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013 -n-544n/ (22.03.2017).
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn-273-84d1f.xn-p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf/ (22.03.2017).
References
1. Nechaev, M. P. Modelirovanie razvitiya kulturno - obrazovatelnoy sredy v usloviyah sis-temnyh izmeneniy [Tekst] // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka -2014 - № 4 - S .16-20.
2. Organizaciya vvedeniya professionalnyh standartov v obrazovatelnoy organizacii: metodicheskie rekomendacii dlya rukovoditeley obrazovatelnyh organizaciy [Tekst] // Chelyabinsk: ChIPPKRO 2016 - S.35-36.
3. Petuhov S. Yu. Povyshenie kachestva obrazovaniya cherez metodicheskoe so-provozhdenie pedagoga v mezhattestacionnyy period [Tekst] / S. Yu Petuhov, G. V. Petuhova // Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy VIII Mezhdunarodnaya nauchnaya konfer-enciya (g. Chelyabinsk, yanvar 2017 g.). - Chelyabinsk: Dva komsomolca, 2017. - S. 21-24.
4. Petuhov S. Yu. Metodicheskoe so-provozhdenie pedagogov shkoly v mezhattesta-cionnyy period kak mehanizm obespecheniya kadrovyh usloviy [Tekst] / S. Yu. Petuhov // Problemy i perspektivy razvitiya sistem ocenki kachestva obrazovaniya: materialy I regional-noy nauchno-prakticheskoy konferencii (1 dek-abrya 2016g. Chelyabinsk). - Chelyabinsk: GBU DPO RCOKIO, 2016. - S. 96 - 103.
5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 7 aprelya 2014 g. N 276 "Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya attestacii pedagog-icheskih rabotnikov organizaciy, osusch-estvlyayuschih obrazovatelnuyu deyatelnost" [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa:
http://base.garant.ru/70662982/ (22.03.2017).
6. Prikaz Ministerstva truda i socialnoy zaschity Rossiyskoy Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n. «Ob utverzhdenii professional-nogo standarta «Pedagog» (pedagogicheskaya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obschego, osnovnogo obschego, srednego ob-schego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel) » [El-ektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://le-galacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013 -n-544n/(22.03.2017).
7. Federalnyy zakon ot 29 dekabrya 2012 goda №273-FZ « Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa:http://xn-273-84d1f.xn-p1ai/za-konodatelstvo / federalnyy-zakon-ot-29-dek-abrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf/ (22.03.2017).
Сведения об авторах
Рындина Валентина Васильевна -
начальник отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Петухов Сергей Юрьевич - заведующий методическим кабинетом, Управление образования Карабашского городского округа, г. Карабаш
Петухова Галина Владимировна - директор муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6, г. Карабаш
Information about authors
Ryndina Valentina Vasilyevna - The State Budgetary Institution of Further Professional Education "Regional Center for the Quality Assessment and Informatization of Education", the head of the рedagogical сertification department, Chelyabinsk
Petukhov Sergey Yurievich - Department of Education of Karabash urban district, the head of the methodical room, Karabash
Petukhova Galina Vladimirovna - Municipal State Educational Institution "School № 6 of Karabash", the director, Karabash