ляют каждую «страницу», предоставляют слово выступающим. Название «страницы» может демонстрироваться на слайде. О ее начале и конце ведущие объявляют ударом гонга или звучанием камертона.
III этап — заключительный. Заканчивается выпуск устного журнала кратким заключительным словом, подведением итогов, рефлексией. В ходе обсуждения можно задать обучающимся вопросы: что сегодня узнали нового? насколько помог устный журнал определиться с выбором профессии или подтвердить его правильность? о какой профессии хотели бы еще узнать? [2].
Для специалистов, ответственных за профо-риентационную работу в муниципалитете, образовательных организациях разных типов, работников ООО Санаторий «Беломорье», на базе которого проводилось мероприятие, на подготовительном этапе состоялась методическая консультация по вопросам использования устного журнала как формы профориентационной работы. Обучающиеся, педагоги, воспитатели, социальные партнеры высоко оценили мероприятие с точки зрения его информативности о шахтерских профессиях/специальностях.
В Едином областном дне профориентации, посвященном Дню шахтера, приняли участие 76 человек (в 2014 году — 57 человек), среди них
обучающиеся общеобразовательных организаций, педагоги, студенты профессиональных образовательных организаций, родители обучающихся, социальные партнеры. Особое внимание уделялось обучающимся основной школы — будущим абитуриентам профессиональных образовательных организаций Кемеровской области.
Единый областной день профориентации, посвященный Дню шахтера, прошел на высоком организационном уровне, имеет большое практическое значение для патриотического воспитания, формирования осознанного выбора обучающимися шахтерских профессий, будущего рабочего места.
1. Касаткина Н. Э. Проблемы профессионального самоопределения учащейся молодежи на этапе модернизации современной школы / Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 2 (10). — С. 29-32.
2. Формы и методы профориентации обучающихся / авт.-сост. И. А. Килина, Е. В. Понамарева; ред. В. И. Сахарова. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2013. — С. 52-54.
3. Чистякова С. Н. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, В. И. Сахарова // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 2 (10). — С. 23-29.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Д. В. Траут, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы: распространение в образовательных организациях современной компьютерной техники и программного обеспечения, появление необходимого опыта работы с ИКТ у большинства педагогов [1].
Информационно-коммуникационные технологии — это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации, которые предназначены для реализации инфор-
мационных процессов на основе вычислительной техники и сетевых технологий [2]. Применение различных средств ИКТ может расширить возможности преподавателя и обучающегося, спектр применяемых стилей преподавания, обеспечить оптимальные условия обучения. Эффективность ИКТ состоит в том, что у обучающихся появляются различные способы доступа к учебным материалам, возможность конструировать и анализировать информацию, взаимодействовать с другими в процессе решения проблем, демонстрировать, визуализировать полученные знания [3].
Темпы развития технологий, их кардинальные изменения в течение жизни одного поколения требуют не только освоения новых технологических средств, но и понимания того, что этот процесс будет постоянным. На сегодняшний день большинство преподавателей не обладают достаточным уровнем ИКТ-компетентности. Для того чтобы работа по профориентации в образовательных организациях Кемеровской области проводилась на современном методическом и техническом уровне, центр профориентации и постинтернатного сопровождения (ЦПиПС) ГБУ ДПО «КРИРПО» применяет новые технологии в рамках курса повышения квалификации (например, технология дистанционного обучения), семинаров и тематических консультаций (коллективный метод обучения, про-ектно-исследовательский метод, игровые технологии, технологию проблемного обучения, ИКТ) [4].
Онлайн-форум является одним из достаточно эффективных и экономных средств совершенствования не только учебного процесса, но и образовательной политики в целом. Если в форуме принимают участие педагоги и обучающиеся, то вебинары, проводимые ЦПиПС, в большей степени ориентированы на повышение квалификации педагогических работников. По результатам анкетирования самой востребованной формой повышения квалификации педагоги считают онлайн-мероприятия (вебинар, форум) [5].
В связи с этим основное внимание в 2014/2015 учебном году методисты ЦПиПС уделяли реализации данных форм. Так, проведены вебинары и форумы для педагогов по вопросам учета индивидуально-психологических особенностей разных категорий обучающихся при организации профориентационной работы, создания условий для реализации гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи в сфере профориентационной работы и другие.
В мае 2015 года на сайте ГБУ ДПО «КРИРПО» состоялся областной онлайн-форум по теме «Профессия, которой можно гордиться», в котором приняли участие обучающиеся образовательных организаций разных типов, воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В первой теме «Почему выбираемая (выбранная) профессия/специальность вам больше всего нравится?» было представлено 45 различных мнений. Более 25 участников форума описали плюсы и минусы таких профессий, как учитель, психолог, методист, педагог-организатор, педагог дополнительного образования. Многие отметили среди плюсов профессии ее престижность.
91,2 % участников форума указали, что выбранная (или выбираемая) профессия соответствует их интересам, 8,8 %% участников (в основном учащиеся 5-9-х классов) еще не определились с профессией. По представлению обучающихся, выбор своей профессии — это очень серьезный шаг во взрослую жизнь. Они в первую очередь задумываются о том, какие трудности их могут ожидать на первом этапе поступления в профессиональную образовательную организацию (ПОО). Положительным является то, что большая часть участников форума смогли проанализировать плюсы и минусы разных профессий, соотнести их со своими возможностями, интересами, склонностями, способностями, знаниями и умениями, необходимыми в будущей профессиональной деятельности.
По второй теме «Согласны ли вы с утверждением, что достижение профессионализма в своей работе вызывает ощущение гордости за выбранную профессию/специальность? Аргументируйте ответ» было представлено более 40 различных мнений. Так, один из участников форума определил «педагогический профессионализм» как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Участники отметили такие преимущества профессионализма, как «стабильный заработок», «востребованность на рынке труда», «постоянно новые цели в работе, не останавливаясь на достигнутом», «профессионал не допускает ошибок, а предвидит их», «высокие результаты деятельности» и другие.
Педагоги и обучающиеся выделили причины возникновения чувства гордости за выбранную профессию. При этом 100 %% участников считают, что «достижение профессионализма в своей ра-
боте вызывает ощущение гордости за выбранную профессию/специальность». Таким образом, профессионализм заключается в добросовестном выполнении своих обязанностей, постоянном развитии, умении организовывать, создавать, зарабатывать, мотивировать свою деятельность, заниматься самореализацией.
В целях изучения причины выбора обучающимися, воспитанниками профессиональной образовательной организации, основных мотивов их обучения мы провели опрос «Причины выбора обучающимися профессиональной образовательной организации». Результаты опроса показали, что в первую очередь на выбор профессии влияют способности и интересы обучающихся/воспитанников — 66,67 %%; востребованность профессии на рынке труда — 63,89 %%; престижность профессии — 41,67 %%; оказывает влияние позиция членов семьи и взрослых — 33,33 %%; желание попробовать себя в роли специалиста данной профессии — 25 %%; реализация мечты детства — 22,22 %. Далее по количеству голосов следуют такие варианты ответов, как «куда проще поступить» — 19,44 %%, влияние учителей школы — 13,89 °%, удобное расположение ПОО — 13,89 %, «вслед за друзьями» — 11,11 %%.
Сравнив результаты опроса, проведенного в 2013 и 2015 годах, можно сделать вывод, что в 2013 году основной причиной выбора профессии у обучающихся и воспитанников оказалось влияние позиции членов семьи и взрослых (48 %% опрошенных), а в 2015 году — учет своих способностей и интересов (66,67 %% опрошенных). Это говорит о том, что обучающиеся способны отбирать сферы профессиональной деятельности и оценивать их с точки зрения своих интересов, возможностей, системы ценностных представлений. Также благодаря организованной системной и комплексной профориентационной работе в предпрофильных и профильных классах школы обучающиеся самостоятельно учатся делать выбор направления последующего обучения, проектировать образовательный и профессиональный маршруты, что способствует формированию их профессионального самоопределения.
Второй опрос «Мотивы обучения в школе и колледже» показал, что у 58,33 %% участников форума мотив обучения — «нравится выбранный профиль/профессия»; у 52,78 %% — «хочу получить диплом об образовании (школа/колледж)»; у 47,22 %% — «хочу быть в будущем высококвалифицированным специалистом»; 22,22 %% опрошенных считают, что «любые знания пригодятся в будущем», «от моих знаний в будущем зависит материальное положение»; у 19,44 %%
участников мотив обучения — «новые знания придают уверенность в себе»; у 16,67 %% — «хочу получать материальное вознаграждение за успехи в учебе»; 16,67 %% отметили «мои успехи в учебе доставляют радость взрослым». Меньшее количество голосов набрали такие мотивы обучения, как «хочу, что бы меня уважали в коллективе» — 13,89 %%, «хочу активно участвовать в различных мероприятиях школы/колледжа» — 8,33 %, «мне нравятся предметы, которые я изучаю» — 8,33 %%. Исходя из результатов опроса, основной мотив обучения в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях — это интерес к выбранному профилю или профессии.
Таким образом, проведенный форум позволил проанализировать позиции обучающихся образовательных организаций разных типов, мнения педагогических работников, ответственных за профориентацию, по заявленной теме и использовать данные для планирования дальнейшей профориентационной работы.
В соответствии с письмом департамента образования и науки Кемеровской области № 4139 от 16.06.2015 во всех муниципалитетах Кемеровской области 1 сентября прошел Единый профориентационный день «Урок успеха». Участниками мероприятия в ГБУ ДПО «КРИРПО» стали студенты Кемеровского педагогического колледжа и центра педагогического образования КемГУ.
Отличительная особенность «Урока успеха» в институте — проведение мастер-класса по применению современных информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности педагога. Обучающимся демонстрировали элементы ИКТ, которые используются на мероприятиях центра профориентации и постинтернатного сопровождения в целях повышения квалификации педагогических работников, формирования профессионального самоопределения школьников: интерактивный плакат к уроку по теме «Основы выбора профессии», облако слов, образовательные кроссворды, образовательные слайд-шоу и другие образовательные мультимедиаресур-сы, позволяющие визуализировать учебный процесс.
Возможности современных ИКТ, объединенных с профессионализмом педагогов, представляют основу доступной образовательной среды для разных категорий обучающихся, что подчеркивает необходимость включения в профориен-тационную работу педагогов форм онлайн-меро-приятий.
В связи с этим в качестве перспективы деятельности ЦПиПС по решению вопросов повышения квалификации педагогов в сфере профориентации мы рассматриваем разработку научно-, программно- и учебно-методического обеспечения сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, направленного на использование в профориентационной практике современных ИКТ.
1. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: теория и практика / М. А. Бовтенко, А. Д. Гарцов, С. И. Ельникова и др. ; под ред. А. Д. Гарцова. — Москва : РУДН, 2006.
2. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в об-
щеобразовательной школе. — Пермь : ПРИПИТ, 2004. — 14 с.
3. Гордашников В. А. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа / В. А. Гордашников, А. Я. Осин. — Москва : изд-во «Академия Естествознания», 2009. — 368 с.
4. Траут Д. В. Современные технологии в профориентации обучающихся // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Преемственность в деятельности профессиональных образовательных организаций региона в условиях модернизации : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 18-19 марта 2015 г.) : в 2 ч. Ч. 1. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2015. — С. 185-187.
5. Килина И. А. Веб-форум как массовое профо-риентационное мероприятие / И. А. Килина, Д. В. Килина // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2013. — 4 (12). — С. 110-116.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ — ЛИДЕРОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ — К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Н. В. Доброногова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Анжеро-Судженск
Жизненный выбор, социальное и профессиональное самоопределение — очень трудный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. В современных условиях профессиональное самоопределение подростков затруднено рядом обстоятельств: отсутствует ясный образ социального будущего, изменился и сократился список доступных и реально существующих профессий; многие обучающиеся психологически не готовы к профессиональному самоопределению. Кроме того, для обучающихся характерна стабильно низкая осведомленность о мире профессий вообще, о конкретном содержа-
нии даже известных им видов профессиональной деятельности.
На профессиональное самоопределение обучающегося влияют такие факторы, как интересы, склонности, способности подростка, советы родителей, преподавателей, сверстников, средства массовой информации и т. д. Все эти факторы необходимо учитывать при организации профориентационной работы с обучающимися.
В Анжеро-Судженском городском округе (ГО) более десяти лет ведет свою работу Союз детско-юношеских организаций (СДЮО) «Юные сердца», который является добровольным независимым союзом самодеятельных общественных организаций, объединяющим их на основе общих интересов и взаимосогласованных принципов.
Целью данной организации является создание условий для формирования социально активной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности и общественно значимую деятельность. Одно из направлений работы СДЮО «Юные сердца» — участие в организации и проведении профориентационных меро-