Научная статья на тему 'Использование ИКТ в формировании выбора професии обучающимися'

Использование ИКТ в формировании выбора професии обучающимися Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
951
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЕБ-ФОРУМ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / WEB FORUM / CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Траут Д. В., Бродт В. В.

В статье рассматривается веб-форум как современное интерактивное средство общения для создания доступной образовательной среды разной категории обучающихся и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the web forum as a modern interactive communication tool for creating an accessible educational environment of different categories of students and teachers.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ в формировании выбора професии обучающимися»

Траут Д.В., Бродт В.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ВЫБОРА ПРОФЕСИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Кемеровский региональный институт развития профессионального образования

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; веб-форум; профориентация.

Аннотация: В статье рассматривается веб-форум как современное интерактивное средство общения для создания доступной образовательной среды разной категории обучающихся и педагогов.

Key words: Information and communication technologies; web forum; career guidance.

Abstract: The article discusses the web forum as a modern interactive communication tool for creating an accessible educational environment of different categories of students and teachers.

В системе образования постоянно происходит внедрение новых и совершенствование существующих образовательных технологий, в том числе ИКТ. Оснащение образовательной системы информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) - одна из задач модернизации системы российского образования. ИКТ с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, направленные на распространение в образовательных организациях (ОО) современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятие государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появление необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.

Одной из форм ИКТ выступает специализированный образовательный веб-форум, в рамках которой участники получают информацию по определенной теме и обмениваются опытом.

Данная форма активно используется методистами центра профориентации и постинтернатного сопровождения (далее - центр)

ГБУ ДПО «КРИРПО». Для решения вопросов профориентации обучающихся и повышения квалификации педагогов центром ежегодно проводится областной веб-форум «Выбирая профессию -выбираю своё будущее» для обучающихся образовательных организаций разного типа, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также специалистов, ответственных за профориентацию в образовательных организациях разного типа.

В 2016 году в рамках темы форума «Почему выбираемая (выбранная) профессия/специальность Вам больше всего нравится?» представлено 45 различных мнений участников форума. Более 25 из них описали свои плюсы и минусы таких профессий, как учитель, психолог, методист, педагог-организатор, педагог дополнительного образования и другие. Например, в первую очередь, она им позволяет: «самосовершенствоваться», «для меня «педагог» - это не просто профессия, хобби, работа. Для меня быть педагогом - это значит жить», «думаю, что большое счастье, когда ты работаешь не по той профессии, которую тебе пришлось выбрать, а по той, которая тебе нравится». Многие отмечали, что гордятся этим почетным званием -педагог.

По результатам анализа мнений участников форума выявлено, что у 91,2% выбранная (или выбираемая) профессия/специальность соответствует их интересам. На вопрос «Почему выбираемая (выбранная) профессия/специальность Вам больше всего нравится?», обучающиеся ответили: «Мне нравится оказывать помощь и поддержку людям», «престижная профессия», «моя профессия мне нравится, потому что от детей «заряжаешься» позитивом, интересно познавать мир ребенка и быть ему нужным на определенном этапе развития», «мне нравится, потому что она соответствует моим требованиям: хорошие условия труда, интерес к технике, помощь людям в работе с техникой, а также заработок приемлемый, возможность подработки». 8,8% участников еще не определились с профессией, в основном - это ответы учащихся 5-9-х классов. По результатам просмотренных ответов можно сделать вывод, что, во-первых, не все участники форума различают понятия «профессия», «специальность» и «должность», во-вторых, не все обучающиеся определились с будущей профессией. По представлению обучающихся, выбор своей профессии - это очень серьезный шаг во взрослую жизнь. Они задумываются о том, какие трудности их могут ожидать на первом этапе поступления в профессиональную образовательную организацию (ПОО). Как пишут участники: «Я еще

не знаю, куда точно поступлю, куда документы примут, где есть общежитие», «мне особо не все профессии нравятся, хотел бы поступить на автомеханика, получить права, можно и водителем работать».

Положительным является то, что большая часть участников форума смогли проанализировать плюсы и минусы разных профессий, соотнести их со своими возможностями, интересами, склонностями, способностями, знаниями и умениями, необходимыми в будущей профессиональной деятельности.

По второй теме «Согласны ли Вы с утверждением, что достижение профессионализма в своей работе вызывает ощущение гордости за выбранную профессию/специальность? Аргументируйте ответ». По данной теме было представлено более 40 различных мнений. Так один из участников форума определил «педагогический профессионализм» как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Участники отметили такие особенности, преимущества профессионализма, как «стабильный заработок», «востребованность на рынке труда», «постоянно новые цели в работе, не останавливаясь на достигнутом», «профессионал не допускает ошибок, а предвидит их», «высокие результаты деятельности» и др.

Исходя из преимуществ профессионализма, педагоги и обучающиеся выделили причины возникновения чувства гордости за выбранную профессию. Например:

- победа ученика - гордость педагога;

- маленькие и большие достижения своих учеников;

- личные достижения в карьере;

- когда что-то получается хорошо, всегда гордишься этим;

- польза от профессии не только для самого профессионала, но и для окружающих людей;

- профессионал - ценный сотрудник для коллег и руководства.

Как написал Алексей: «В каждой профессии есть то, чем можно

гордиться. Например, врачи могут гордиться тем, что они лечат людей. Полицейские - тем, что защищают общество от преступников. Так можно продолжать долго, но смысл один: каждая профессия нужна людям и может вызывать чувство гордости».

Участники отметили, что для человека главное понять: что для тебя есть твоя работа? Какая цель, для чего и для кого ты это делаешь?

Все участники форума, отвечая на данную тему, обозначили свою позицию в ответах. При этом 100% участников считают, что

«достижение профессионализма в своей работе вызывает ощущение гордости за выбранную профессию/специальность».

Таким образом, профессионализм заключается в добросовестном выполнении своих обязанностей, постоянном развитии, умении организовывать, создавать, зарабатывать, мотивировать свою деятельность, заниматься самореализацией. Причем все это должно быть подкреплено решимостью и верой в успех!

Участникам форума были представлены две темы опроса для голосования, где им предлагалось выбрать из представленного списка не более двух вариантов ответов, которые, на их взгляд, в наибольшей степени им соответствуют: «Причины выбора обучающимися профессиональной образовательной организации» и «Мотивы обучения в школе и колледже».

Первый опрос проведен в целях изучения причины выбора обучающимися/воспитанниками профессиональной образовательной организации. Результаты опроса показали, что в первую очередь на выбор профессии влияют способности и интересы обучающихся/воспитанников - 66,67%; во-вторых, востребованность профессии на рынке труда - 63,89%; в-третьих, престижность профессии - 41,67%; в-четвертых, оказывает влияние позиция членов семьи и взрослых - 33,33%; в-пятых, желание попробовать себя в роли специалиста данной профессии - 25%; в-шестых, реализация мечты детства - 22,22%. Наименьшее количество голосов набрали такие варианты ответов, как «куда проще поступить» - 19,44%, влияние учителей школы - 13,89%, удобное месторасположение ПОО -13,89%, «вслед за друзьями» - 11,11%.

В 2013 году был проведен подобный опрос в целях изучения факторов, влияющих на выбор профессии

обучающихся/воспитанников, что позволило сравнить его результаты с данными форума 2016 года.

Участники последнего форума обозначили следующие факторы выбора профессии: престижная профессия; по совету школьного психолога; участие в профориентационных мероприятиях; востребованная профессия; пример успешных людей; позиция товарищей, подруг; позиция учителей, школьных педагогов; позиция членов семьи; учет своих способностей и склонностей; личные профессиональные планы; возможность поступить на бюджетное место; собственное желание; заработная плата по получаемой профессии; «мечта» старшеклассника; «наобум».

Результаты опроса показали, что в первую очередь позиция членов семьи оказывает влияние на выбор профессии - 48%; во-вторых,

позиция учителей, школьных педагогов, а так же способности и интересы обучающихся/воспитанников - 24%; в-третьих, использование педагогами различных профориентационных мероприятий (например, беседы, профориентационные уроки, экскурсии, организованные на производстве, в учебные заведения, профессиональные пробы, участие в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах) - 19%; в-четвертых, востребованность профессии, собственное желание, позиция товарищей, подруг - 14,5%; в-пятых, «мечта» старшеклассника и возможность поступить на бюджетное место - 9,5% (таблица 1).

Приведенные результаты подтверждают значимость роли семьи (родителей) в процессе формирования выбора профессии обучающимися, воспитанниками.

Таблица 1 - Результаты опроса веб-форума 2013и 2016гг.

№п/ п Факторы выбора профессии/ специальности Кол-во ответов участников (%) в 2013 г. Кол-во ответов участников (%) в 2016 г.

1. Способности и интересы обучающихся/ в оспитанников 24 66,6

2. Востребованность профессии на рынке труда 19 63,9

3. Престижность профессии - 41,6

4. Влияние позиция членов семьи и взрослых 48 33

5. Желание попробовать себя в роли специалиста данной профессии 25

6. Реализация мечты детства 9,5 22

7. «Куда проще поступить» - 19,4

8. Удобное месторасположение ПОО - 13,9

9. Влияние учителей 24 13,9

10. «Вслед за друзьями» 14,5 11

Таким образом, исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что важным фактором в выборе профессии обучающихся и воспитанников в 2013 году являлось влияние позиции членов семьи и взрослых, а в 2016 году - учет своих способностей и интересов обучающимися и воспитанниками.

Опрос по второй теме «Мотивы обучения в школе и колледже» показал, что: у 58,33% участников форума мотив обучения - «нравится выбранный профиль/профессия»; у 52,78% - «хочу получить диплом об образовании (школа/колледж)»; у 47,22% участников - «хочу быть в будущем высококвалифицированным специалистом»; в равной

степени по 22,22% считают, что «любые знания пригодятся в будущем», «от моих знаний в будущем зависит материальное положение»; у 19,44% мотив обучения - «новые знания придают уверенность в себе»; у 16,67% - «хочу получать материальное вознаграждение за успехи в учебе»; 16,67% отметили «мои успехи в учебе доставляют радость взрослым». Небольшое количество голосов набрали такие мотивы обучения, как «хочу, что бы меня уважали в коллективе» - 13,89%, «хочу активно участвовать в различных мероприятиях школы/колледжа» - 8,33%, «мне нравятся предметы, которые я изучаю» - 8,33%.

По результатам опроса следует, что основной мотив обучения в школе и колледже - это интерес выбранного профиля или профессии обучающимися и воспитанниками.

Таким образом, благодаря возможности современных информационно-коммуникационных технологий получен материал, позволивший проанализировать позицию обучающихся образовательных организаций разных типов, а также мнение педагогических работников, ответственных за профориентацию, в целях изучения профессионального самоопределения участников форума.

Список литературы

1. Бацуровская И.В. Организационные принципы научной подготовки магистров в условиях массовых открытых дистанционных курсов // Синергия. 2016. № 2. С. 18-26

2. Иголкин С.Л., Иголкин И.С. Проблемы привлечения абитуриентов в высшие учебные заведения // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы III международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 54-57.

3. Компьютерная лингводидактика: теория и практика: курс лекций / М. А. Бовтенко, А. Д. Гарцов, С. И. Ельникова, Д. О. Жуков, О. И. Руденко-Моргун. - Москва: Изд-во РУДН, 2006. - 211 с.

4. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проведение онлайн-лекций (вебинаров) в рамках стратегии инновационного развития образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1 (3). С. 1189-1193.

5. Никитина А.В. Характеристики системы инфокоммуникационного взаимодействия субъектов образовательного процесса // Синергия. 2015. № 1. С. 21-25.

6. Цахаева А.А., Аминова Д.К., Аминов У.К. Паттеризация ценностных конструктов личности как предмет научной рефлексии // Успехи современной науки и образования. Т. 3. № 4. С. 16-20.

Трапезникова Т.Н.

ОБЩИЙ МЕТОД В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: общий метод, иностранный язык, компонентный состав, учебная иноязычная деятельность.

Аннотация: В статье рассматривается один из методов преподавания иностранного языка. На сегодняшний день он является высшим уровнем методической абстракции и считается одним из главных методов в овладении иностранным языком.

Keywords: common method, foreign language, composition, foreign education activity.

Abstract: In the paper, one of the contemporary methods of foreign language education is discussed. Nowadays the common method represents the highest level of methodical abstraction and is considered to be one of the advanced methods foreign languages to be studied.

Общий метод относится к числу малоизученных категорий современной методики обучения языкам. Более того, по вопросу об общем методе в педагогической литературе, как отечественной, так и зарубежной, существуют два противоположных мнения. Одни исследователи подчеркивают первостепенное значение этого метода, другие категорически его отрицают.

Что же такое общий метод? Каковы его характерные признаки? Понятие «общий метод» является высшим уровнем методической абстракции. Оно выражает сущность обучения — ее компонентный состав (цели и процесс обучения) и связи (противоречия) между ними. Общий метод есть способ (средство) достижения конечной цели обучения, адекватный учебной иноязычной деятельности.

Определение общего метода показывает исключительную важность этого понятия в методике преподавания различных предметов. Оно дает сущностную характеристику обучения любой дисциплине, в том числе и иностранным языкам. Поэтому отрицание этой категории по тем или иным причинам означает снижение научного уровня методики, отказ от теоретических исследований в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.