Научная статья на тему 'Проведение электронных аукционов в рамках контрактной системы'

Проведение электронных аукционов в рамках контрактной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
961
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / ТОРГИ / ДОГОВОР / УЧАСТНИКИ АУКЦИОНА / РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА / ТОВАР / УСЛУГА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерофеев Филипп Станиславович

В данной статье анализируется понятие и порядок проведения аукционов в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В статье рассмотрены права и обязанности заказчика при проведении электронных аукционов, а также особенности документооборота. Автор статьи уделяет внимание аккредитации участников электронного аукциона на электронной площадке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conducting electronic auctions under the contract system

This article analyzes the concept and procedure for conducting auctions in electronic form in accordance with The Federal Law of April 5, 2013 № 44-FL "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs." The article deals with the rights and obligations of the customer in conducting electronic auctions, as well as document management features. The author focuses on the accreditation of participants of the electronic auction on an electronic platform.

Текст научной работы на тему «Проведение электронных аукционов в рамках контрактной системы»

3.3. ПРОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ АУКЦИОНОВ В РАМКАХ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

Ерофеев Филипп Станиславович, аспирант. Место учёбы: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса. E-mail: [email protected]

Аннотация: В данной статье анализируется понятие и порядок проведения аукционов в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В статье рассмотрены права и обязанности заказчика при проведении электронных аукционов, а также особенности документооборота. Автор статьи уделяет внимание аккредитации участников электронного аукциона на электронной площадке.

Ключевые слова: электронный аукцион, торги, договор, участники аукциона, размещение заказа, товар, услуга.

CONDUCTING ELECTRONIC AUCTIONS UNDER THE CONTRACT SYSTEM

Erofeev Philip Stanislavovich, postgraduate student. Place of study: Russian University of Economics named after G.V.Plekhanov. Department: Civil Law and Process chair. Email: [email protected]

Annotation: This article analyzes the concept and procedure for conducting auctions in electronic form in accordance with The Federal Law of April 5, 2013 № 44-FL "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs." The article deals with the rights and obligations of the customer in conducting electronic auctions, as well as document management features. The author focuses on the accreditation of participants of the electronic auction on an electronic platform.

Keywords: electronic auction, bidding, contract, place an order, goods, services.

В современных условиях развития экономических отношений нельзя недооценивать актуальность исследований, связанных с организацией и проведением торгов. Торги представляют собой процесс выбора организатором торгов (одним из контрагентов будущего договора) другого контрагента, участие которого в договоре наилучшим образом отвечало бы интересам организатора.1 В юридической литературе торгам и аукциону, в частности, порядку проведения аукциона посвящено значительное количество работ. Интерес учёных к данной тематике не ослабевает.2

В рамках исследования электронных аукционов необходимо подчеркнуть, что согласно Ст. 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информа-

1 Белов В.А. Гражданское право: Общая часть: учебник. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2004. С.267.

2 Свечникова Н.В. Торги как способ заключения договоров -Брянск, ООО «Идея-АГС», 2013. - С.5.

ционной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.3

Законодатель указывает, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Кроме того, включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;

2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

В настоящий момент применительно к указанному выше Федеральному закону утвержден и действует перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).4 В частности, в данный перечень входят продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги, рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства; услуги, связанные с рыболовством и рыбоводством, уголь агломерированный, уголь обогащенный, услуги по добыче угля, обогащению угля, агломерации угля, торф, нефть и газ природный, услуги, связанные с добычей нефти и газа, кроме геологоразведочных работ и т.д.

Важно отметить, что под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет', на котором проводятся электронные аукционы.

В качестве оператора электронной площадки может выступить юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Необходимо указать, что Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации определяется перечень таких операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с

3 Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ от 08.04.2013 г. № 14, Ст. 1652.

4 Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р // СЗ РФ от 11.11.2013 г. № 45, Ст. 5861

едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

При этом не допускается взимание оператором электронной площадки платы за проведение электронного аукциона, а также не допускается взимание с участников электронного аукциона платы за аккредитацию на электронной площадке и за участие в таком аукционе, за исключением платы, взимаемой с лица, с которым заключается контракт.

Электронные документы является той формой, в которой осуществляется обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки.

Подписание документов и информации, направляемых в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком осуществляется усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.

А также документы и информация, направляемые в форме электронных документов оператором электронной площадки участнику электронного аукциона, заказчику или размещаемые оператором электронной площадки на электронной площадке и в единой информационной системе, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени оператора электронной площадки.

В течение одного часа с момента размещения информации, связанной с проведением электронного аукциона, в единой информационной системе и на электронной площадке указанная информация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе и на электронной площадке без взимания платы.

В течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отказе от проведения электронного аукциона, изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, документацию о таком аукционе, разъяснений положений документации о таком аукционе оператор электронной площадки размещает указанную информацию на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также направляет уведомление об указанных извещении, изменениях, разъяснениях всем участникам такого аукциона, подавшим заявки на участие в нем, уведомление об указанных разъяснениях также лицу, направившему запрос о даче разъяснений положений документации о проведении такого аукциона, по адресам электронной почты, указанным этими участниками при аккредитации на электронной площадке или этим лицом при направлении запроса.

При направлении оператором электронной площадки заказчику документов и информации в форме электронных документов, полученных от участника электронного аукциона, до подведения результатов такого аукциона оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность информации об участнике такого аукциона, направившем указанные документы и информацию.

Следует также учитывать, что в случае, если Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим

участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.

Важно констатировать, что в Ст.61 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ определено, что для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона. В указанном законе предусмотрен перечень документов и информации, которые необходимо предоставить оператору электронной площадки для получения аккредитации участником электронного аукциона:

1) заявление этого участника о его аккредитации на электронной площадке;

2) копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, указанным в пункте 1 настоящей части, копия документа, удостоверяющего личность этого участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

3) копии учредительных документов этого участника (для юридического лица), копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица);

4) копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;

5) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;

6) идентификационный номер налогоплательщика этого участника или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика этого участника (для иностранного лица);

7) адрес электронной почты этого участника для направления оператором электронной площадки уве-

домлений и иной информации в соответствии с настоящей главой;

8) решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки - юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки - юридического лица.

В срок не более чем пять рабочих дней с даты поступления документов и информации оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника электронного аукциона или отказать этому участнику в аккредитации по основаниям, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, а также направить ему уведомление о принятом решении.

Аккредитация участника электронного аукциона на электронной площадке осуществляется сроком на три года с даты направления оператором электронной площадки этому участнику уведомления о принятии решения о его аккредитации на электронной площадке.

Ответственность за достоверность документов и информации, в том числе усиленных электронных подписей, и соответствие указанных документов и информации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных документов и информации, за своевременное уведомление оператора электронной площадки о внесении изменений в документы и информацию, за замену документов или прекращение их действия (в том числе замену усиленной электронной подписи или прекращение ее действия) несет участник электронного аукциона, предоставивший указанные документы и информацию.

В течение одного часа с момента поступления документов и информации оператор электронной площадки обязан обеспечить размещение указанных документов и информации на электронной площадке. При этом оператор электронной площадки не осуществляет проверку достоверности указанных документов и информации, а также проверку изменений, внесенных в документы и информацию, на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке и предоставивший обеспечение заявки на участие в таком аукционе, вправе участвовать во всех таких аукционах, проводимых на этой электронной площадке.

Согласно Ст.62 указанного Федерального закона, оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В единой информационной системе заказчиком размещается извещение о проведении электронного аукциона. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты оконча-

ния срока подачи заявок на участие в таком аукционе. А также, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Кроме того, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии с требованиями закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе; дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе и другую предусмотренную информацию. Отметим, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Учитывая предусмотренный законом порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе, можно указать, что подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке.

Порядок проведения электронного аукциона закреплен в Ст.68 указанного Федерального закона. Согласно положениям данной статьи в электронном аукционе могут участвовать только аккредитованные и допущенные к участию в таком аукционе его участники. Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.

При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.

От начала проведения электронного аукциона на электронной площадке до истечения срока подачи предложений о цене контракта должны быть указаны в обязательном порядке все предложения о цене контракта и время их поступления, а также время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта.

В Ст.68 предусмотрены также и иные требования к порядку проведения электронного аукциона. В частности, оператор электронной площадки обязан обеспечивать при проведении электронного аукциона конфиденциальность информации о его участниках и др.

С победителем электронного аукциона, а также, в предусмотренных законом случаях, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в аукционе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, заключается контракт. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении элек-

тронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Анализ практики применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ показывает, что при взаимодействии участников электронных аукционов постоянно возникают спорные ситуации, которые рассматриваются, в частности, Федеральной антимонопольной службой. Примерами служат неоднократные решения Федеральной антимонопольной службы по делам о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.5

В юридической литературе выделяется проблема расхождения сроков заключения контракта и предоставления победителем вместе с контрактом документа об обеспечении исполнения контракта.

Максимальный срок для заключения контракта по итогам электронного аукциона составляет десять дней, в течение которых участник обязан предоставить проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта, подписанные электронной цифровой подписью. В то же время, средний срок оформления банковской гарантии с даты предоставления принципалом гаранту полного комплекта документов составляет три недели.6

Интерес в этой связи вызывают доводы Ф.А. Тасало-ва о том, что такой подход законодателя предполагает, что участник должен получить банковскую гарантию еще до подачи заявки на участие в торгах с тем, чтобы полностью исключить возможность просрочки в исполнении обязанности по предоставлению документа об обеспечении исполнения контракта в сроки, предусмотренные законом.

Из этого следует, что участник должен выплатить вознаграждение гаранту за выдачу банковской гарантии, не имея достаточных оснований для того, чтобы полагать, что именно с ним заказчик заключит контракт.

Несовпадение сроков заключения контрактов и сроков выдачи банковских гарантий приводит к случаям, когда лицо, признанное победителем торгов, не может в установленный Законом № 44-ФЗ срок направить заказчику вместе с подписанным проектом контракта документ об обеспечении исполнения обязательств по контракту.7

Как указывает вышеназванный автор, сохранилась соответствующая проблема и в рамках антидемпинговых мер, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, когда от участника закупки требуется предоставление обеспечения в более высоком размере.

Поясним, что максимальный срок для получения победителем электронного аукциона банковской гарантии в повышенном размере по сравнению с требованиями документации электронного аукциона составляет десять дней. А банки рассматривают заявления о выдаче банковской гарантии не менее трех недель. Справедливо Ф.А. Тасалов резюмирует, что, если по независящим от победителя электронного аукциона

5 См. Решения Федеральной антимонопольной службы от 6 августа 2014 г. № К-1154/14, от 15 июля 2014 г. № К-1058/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок" и др. // Текст решения официально опубликован не был.

6 Условия выдачи банковских гарантий Росгосстрах Банком. Росгосстрах Банк. http://rgsbank.ru/corporate/guarantees/.

7 Тасалов Ф.А. Способы обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту: вопросы теории и практики. // Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции МГУ имени М.В. Ломоносова. - М.: Юстицинформ, 2014. - С.161-162.

обстоятельствам указанное лицо не сможет представить заказчику документ об обеспечении исполнения контракта в повышенном размере, то такое лицо будет признано уклонившимся от заключения контракта (ч. 12 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).8

Представляется целесообразным нормативно закрепить положение о том, что срок, в течение которого банк должен рассмотреть заявление о выдаче банковской гарантии лицу, участвующему в размещении заказа, не должен превышать срока предоставления победителем электронного аукциона заказчику документа об обеспечении исполнения контракта.

Заслуживающим внимания представляется проблема юридически значимых сообщений применительно к заключению контракта по результатам электронного аукциона. В частности, как отмечает А.Е. Кирпичев, положениям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" как и любому акту о государственных и муниципальных закупках традиционно свойственна высокая степень императивности, что делает, по мнению данного автора, особенно важным согласованность Федерального закона о контрактной системе и более диспозитивных общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации, к которым теперь относятся и правила о юридически значимых сообщениях.9

Действительно, Ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации10 предусматривает, что к юридически значимым сообщениям относятся заявления, уведомления, извещения и требования. Можно согласиться с указанным автором в том, что данный перечень не является исчерпывающим, а также в том, что юридически значимые сообщения должны иметь гражданско-правовые последствия, предусмотренные законом или сделкой.

По мнению А.Е. Кирпичева, в сфере государственных и муниципальных закупок понятие поступления сообщения особенно важно в связи с развитием правового регулирования единой информационной системы в сфере закупок. Так, например, проект контракта, протокол разногласий, протоколы, части заявок и другие документы, связанные с участием в электронном аукционе, направляются субъектами отношений по его организации и проведению (оператор электронной площадки, заказчик, участник электронного аукциона) друг другу.11 Представляется, что, исходя из положений Ст.70 указанного закона, которая носит специальный характер в соотношении с общими положениями Ст.433 Гражданского кодекса Российской Федерации, при определении момента заключения контракта по результатам электронного аукциона следует учитывать четкость действий перечисленных лиц. Кроме того, справедливым, на наш взгляд, является высказанное в литературе мнение о том, что возникновение соответствующих обязанностей связывается с операцией отправки сообщения заинтересованному лицу, а не с его получением.

8 Там же. С.161-162.

9 Кирпичев А.Е. Юридически значимые сообщения в сфере государственных и муниципальных закупок // "Законы России: опыт, анализ, практика", 2014, № 10. - С. 96.

10 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (Часть I) (с изменениями от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ от 05.12.1994 г. № 32, Ст. 3301.

11 Указ. соч. С.97.

Таким образом, характеризуя порядок проведения электронного аукциона, можно сделать вывод о том, что сама процедура осуществления такого аукциона остаётся в отдельных случаях достаточно сложной, несмотря на то, что законодатель во многом смог обеспечить открытость, а также публичность и возможность привлечения значительного круга участников электронного аукциона.

Необходимо совершенствовать механизм проведения электронных аукционов, а именно правовые средства, устанавливающие саму процедуру таких торгов. Аукцион должен быть нацелен на выбор такого победителя, который предлагает не только оптимальные по цене товары, работы, услуги, но и по их качеству.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ, Часть I (ред. от 08.03.2015) // СЗ РФ от 05.12.1994 г. № 32, Ст. 3301.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ от 08.04.2013 г. № 14, Ст. 1652.

3. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р // СЗ РФ от 11.11.2013 г. № 45, Ст. 5861

4. Решение Федеральной антимонопольной службы от 06.08.2014 г. № К-1154/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок" // Текст решения официально опубликован не был.

5. Решение Федеральной антимонопольной службы от 15.07.2014 г. № К-1058/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок" // Текст решения официально опубликован не был.

6. Белов В.А. Гражданское право: Общая часть: учебник. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2004. С.267.

7. Кирпичев А.Е. Юридически значимые сообщения в сфере государственных и муниципальных закупок // "Законы России: опыт, анализ, практика", 2014, № 10. -С. 96.

8. Левшин Н.С. Российские законы как инструмент недобросовестной конкуренции в сфере электронной коммерции // Пробелы в российском законодательстве - 2014. - №5.

9. Немченко Э.В. Электронный аукцион - способ размещения государственных и муниципальных заказов // Бизнес в законе. - 2009. - №5.

10. Свечникова Н.В. Торги как способ заключения договоров - Брянск, ООО «Идея-АГС», 2013. - С.5.

11. Тасалов Ф.А. Способы обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту: вопросы теории и практики. // Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции МГУ имени М.В. Ломоносова. - М.: Юстицинформ, 2014. - С.161-162.

12. Фарниева А.О. Влияние электронной коммерции на развитие трансграничного потребительского рынка // Бизнес в законе. - 2010. - №4.

Рецензия

Стремительное развитие информационных технологий, несомненно, затрагивает все сферы жизнедеятельности общества. Поэтому вполне логично, что в современном законодательстве должны быть урегулированы данные общественные отношения.

5 апреля 2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», положения которого также регламентируют порядок проведения электронных аукционов в рамках контрактной системы.

Статья Ерофеева Ф.С. «Проведение электронных аукционов в рамках контрактной системы» содержит анализ вышеуказанного федерального закона в части прав и обязанностей заказчика при проведении электронных аукционов, а также особенностей документооборота, что, безусловно, является весьма актуальным.

На основании изложенного считаю, что статья Ерофеева Ф.С. может быть рекомендована к публикации.

Д.ю.н., проф. Р. Курбанов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.