Научная статья на тему 'Электронный аукцион способ размещения государственных и муниципальных заказов'

Электронный аукцион способ размещения государственных и муниципальных заказов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3037
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ГОСЗАКУПКИ / КОНКУРС / ТОРГИ / РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ / ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / PUBLIC ORDER / THE MUNICIPAL ORDER / PUBLIC PROCUREMENT / COMPETITION / BIDDING / ORDERING / ELECTRONIC AUCTION / GOVERNMENT CONTRACT / MUNICIPAL CONTRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немченко Элла Викторовна

В статье исследуются способы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, приводится их классификация, особое внимание уделено новеллам в законодательстве Российской Федерации, регламентирующим особенности проведения открытого аукциона в электронной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic auction a way of placing of the state and municipal orders

This article investigates ways of placing orders for goods, works and services for state and municipal needs, given their classification, with particular attention paid to the novels of the law and regulations that govern the characteristics of an open auction in electronic form.

Текст научной работы на тему «Электронный аукцион способ размещения государственных и муниципальных заказов»

ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН -СПОСОБ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ

Немченко Элла Викторовна, соискатель СевероОсетинского Государственного Университета, преподаватель.

Аннотация. В статье исследуются способы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, приводится их классификация, особое внимание уделено новеллам в законодательстве Российской Федерации, регламентирующим особенности проведения открытого аукциона в электронной форме.

Ключевые слова: государственный заказ, муниципальный заказ, госзакупки, конкурс, торги, размещение заказов, электронный аукцион, государственный контракт, муниципальный контракт.

ELECTRONIC AUCTION - A WAY OF PLACING OF THE STATE AND MUNICIPAL ORDERS

Nemchenko Ella Viktorovna, candidate degree seeker of the North Ossetian State University, lecturer.

Annotation. This article investigates ways of placing orders for goods, works and services for state and municipal needs, given their classification, with particular attention paid to the novels of the law and regulations that govern the characteristics of an open auction in electronic form. Keywords: public order, the municipal order, public procurement, competition, bidding, ordering, electronic auction, government contract, municipal contract.

Одним из направлений участия государства в экономике являются закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Высокая значимость государственных закупок обусловлена, прежде всего, их особой целевой направленностью, поскольку они нужны для удовлетворения потребностей государства, обеспечения его жизнедеятельности, выполнения государством своих функций. «Государственные закупки - это часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки зерна и продовольствия)»1. Успешное функционирование системы государственных закупок является необходимым условием эффективного развития современной экономики.

Размещение государственного заказа является одним из этапов сложного процесса государственных закупок. Для того чтобы государство могло закупить ту или иную продукцию, необходимо определить государственные потребности, затем сформировать на этой основе государственные заказы, разместить их,

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М., 2006.

установить договорные отношения и исполнить принятые обязательства.

Государственный заказ как экономическая категория представляет собой конкретизированные потребности государства в той или иной продукции (с указанием количественных и качественных характеристик). Государственный заказ определяется государственными органами и оплачивается из средств государственного бюджета с целью изготовления продукции, выпуска товаров, проведения работ, в которых заинтересовано государство. Приведенное в Бюджетном кодексе РФ определение государственного заказа как совокупности заключенных государственных контрактов представляется не совсем удачным, поскольку не отражает сущности данной категории и не соответствует логике функционирования системы государственных закупок, так как заключение государственных контрактов производится после формирования и размещения государственных заказов, а не наоборот. Основной целью, стоящей перед государственным заказчиком на этапе размещения государственного заказа, является определение будущего поставщика (исполнителя) по государственному контракту на поставку продукции для государственных нужд. По результатам размещения государственного заказа заключается государственный контракт2.

В ходе утверждения в Российской Федерации современной рыночной системы хозяйствования, отношения, связанные с государственными и муниципальными заказами, получили дальнейшее развитие, была сформирована нормативная база их регулирования. В настоящее время идет процесс обновления законодательства в данной сфере для его большей адаптации к требованиям времени3. Законодательство о государственном и муниципальном заказе в настоящее время находится в стадии динамичного развития, сфера его применения последовательно расширяется, постепенно подчиняя соответствующему правовому режиму все закупки, осуществляемые за счет бюджетных средств4.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»5 (далее - «Закон №94-ФЗ») является основным нормативно-правовым актом, регламентирующим правоотношения в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Способы отбора исполнителей государственных и муниципальных заказов делятся на две большие группы: способы, в которых есть элемент состязательности, когда каждый участник отборочных процедур старается доказать заказчику, что именно он является наиболее подходящим для исполнения заказа (состязательные способы отбора), и способы, в которых нет элемента состязательности (несостязательные способы отбора). Все виды состязательных способов отбора порождают конкуренцию среди участников, однако вы-

2 См.: Белов В.Е. Правовое регулирование размещения государственных заказов // Право и экономика. 2005. № 2. С. 32; Мартыненко Г.И. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, антимонопольный контроль // Право и экономика. 2006. № 10. С. 5.

3 Щербаков В. А. Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 3.

4 Гладков В.С. Государственный заказ в сфере государственного управления экономикой: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. -Ростов-на-Дону, 2008. С. 3.

5 СЗ РФ. 2005. № 30 (Часть I). Ст. 3105.

Немченко Э.В.

ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН

ражается она в разных формах и определение победителя происходит также по-разному6.

Способы размещения заказа, предусмотренные Законом №94-ФЗ, можно классифицировать на две группы: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах).

Сравнивая конкурс и аукцион как способы размещения заказа, следует отметить, что аукцион априори является более прозрачным видом торгов в силу того, что выбор победителя зависит от единственного критерия, которым является цена государственного (муниципального) контракта. Организатор аукциона, проводимого в целях размещения государственного и муниципального заказа, не предлагает свою продукцию к продаже, а заинтересован купить продукцию контрагентов, его выгода заключается в приобретении искомой продукции по максимально низкой цене. Исходя из этого, такой аукцион устроен так, что в ходе торгов потенциальные исполнители государственного и муниципального заказа, для привлечения государственного закупщика, соревнуются друг с другом в наибольшем снижении цены на требующуюся продукцию.

Как показывает практика, открытый аукцион в электронной форме является наиболее перспективным, инновационным, экономически целесообразным и цивилизованным способом проведения торгов. Электронные аукционы позволяет привлечь большее количество участников размещения заказов, расширить их географию, свести до минимума бумажный документооборот, при этом сократив материальные, трудовые и временные затраты. Данный способ отличается большей прозрачностью, чем обычный аукцион. Механизм электронной торговли позволяет лучше контролировать процесс отбора исполнителей заказа, оставляет меньше возможностей необъективно заинтересованным представителям заказчика проводить в победители того участника, в выигрыше которого они заинтересованы.

В мае 2009 г. произошли существенные изменения в законодательной базе, регламентирующей проведение открытых аукционов в электронной форме (далее также «аукционы»). В частности, в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2009 г. № 9Э-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран-участников форума «Азиатско-

тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-

Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-ции»7, Закон №94-ФЗ дополнен главой 3.1. «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме», вступившей в силу с 1 июля 2009 года.

Статьей 41.1. Закона №94-ФЗ закреплено, что под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1. Закона №94-ФЗ. Под электронной

6 Щербаков В. А. Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 1718.

7 СЗ РФ. 2009. №19. Ст. 2283.

площадкой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационноправовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории РФ, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программноаппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов.

Перечислим основные изменения, которые существенно изменяют методику проведения аукционов:

- не допускается взимание платы оператором электронной площадки с заказчика;

- введена процедура аккредитации участников размещения заказа;

- введено требование обеспечения заявки на участие в аукционе;

- оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке;

- проведение открытого аукциона в электронной форме разрешено без ограничений начальной (максимальной) цены контракта (лота) (в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (лота) не превышает три миллиона рублей, извещение может быть размещено на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе);

- разрабатывается документация об открытом аукционе в электронной форме.

- введена процедура рассмотрения заявок на участие в аукционе;

- изменен порядок проведения открытого аукциона в электронной форме;

Как видно, процедура проведения аукциона в соответствии с положениями главы 3.1 Закона №94-ФЗ претерпела значительные изменения по сравнению с процедурой, предусмотренной ст. 41 Закона №94-ФЗ .

В то же время, согласно ч. 31 ст. 65 Закона №94-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, осуществляет отбор электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме. При этом сроки осуществления такого отбора не определены. Частью 32 статьи 65 Закона №94-ФЗ предусмотрено, что до отбора операторов электронных площадок в соответствии с ч. 31 ст. 65 Закона, Правительство РФ вправе определить операторов электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в соответствии с главой 3.1 Закона №94-ФЗ.

Распоряжением Правительства от 01.06.2009 № 755-р «Об определении операторов для проведения открытых аукционов в электронной форме» определены три оператора электронных площадок для проведения открытых аукционов в электронной форме для федеральных нужд в соответствии с главой 3.1 Закона №94-ФЗ. Такими операторами являются: ГУП «Агент-

ство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», ОАО «Единая электронная торговая площадка», ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов».

В то же время, ч. 29 ст. 65 Закона №94-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2010 года заказчик, уполномоченный орган по своему усмотрению вправе проводить открытый аукцион в электронной форме в порядке, установленном статьей 41 Закона №94-ФЗ с учетом ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 32 Закона №94-ФЗ, или в порядке, установленном главой 3.1 Закона

Таким образом, действующее законодательство не обязывает заказчиков федерального уровня проводить открытые аукционы в электронной форме в порядке, установленном ст.41 Закона №94-ФЗ, на электронных площадках, определенных Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009г. №755-р. Заказчик самостоятельно определяет, в каком порядке проводить открытый аукцион в электронной форме. В настоящий момент заказчики самостоятельно имеют право произвести выбор электронной площадки, на которой будет проводиться открытый аукцион в электронной форме, в случае, если аукцион проводится в порядке, предусмотренном ст. 41 Закона №94-ФЗ.

В заключение отметим: электронный аукцион является самой прогрессивным, наиболее прозрачным и быстрым способ размещения государственного (муниципального) заказа. Этот способ размещения заказов привлекателен для субъектов малого предпринимательства и позволяет шире привлекать их к участию в государственных закупках.

Электронные аукционы являются наиболее эффективными при закупке товаров с однозначно описываемыми свойствами, не требующими всесторонней оценки. Данный способ размещения заказа дает возможность дистанционного участия поставщиков, что позволяет значительно увеличить количество участников, а также исключает субъективную оценку предложений участников размещения заказа.

Список литературы:

1. Белов В.Е. Правовое регулирование размещения государственных заказов // Право и экономика. 2005. № 2.

2. Гладков В.С. Государственный заказ в сфере государственного управления экономикой: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2008.

3. Мартыненко Г.И. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, антимонопольный контроль // Право и экономика. 2006. № 10.

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М., 2006.

5. Щербаков В. А. Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье исследуются способы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, приводится их классификация, особое внимание уделено новеллам в законодательстве Российской Федерации,

регламентирующим особенности проведения открытого аукциона в электронной форме.

Автором сделан вывод, что электронный аукцион является самой прогрессивным, наиболее прозрачным и быстрым способ размещения государственного (муниципального) заказа. Этот способ размещения заказов привлекателен для субъектов малого предпринимательства и позволяет шире привлекать их к участию в государственных закупках.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что законодательство о государственном и муниципальном заказе в настоящее время находится в стадии динамичного развития, сфера его применения последовательно расширяется, постепенно подчиняя соответствующему правовому режиму все закупки, осуществляемые за счет бюджетных средств.

Автором статьи проведен обстоятельный анализ способов размещения заказа, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 92-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В статье достаточно обоснованно показано, что открытый аукцион в электронной форме является наиболее перспективным, инновационным, экономически целесообразным и цивилизованным способом проведения торгов. Электронные аукционы позволяет привлечь большее количество участников размещения заказов, расширить их географию, свести до минимума бумажный документооборот, при этом сократив материальные, трудовые и временные затраты.

Статью можно рекомендовать к публикации, поскольку в ней обстоятельно показано, что электронные аукционы являются наиболее эффективными при закупке товаров с однозначно описываемыми свойствами, не требующими всесторонней оценки. Данный способ размещения заказа дает возможность дистанционного участия поставщиков, что позволяет

значительно увеличить количество участников, а также исключает субъективную оценку предложений участников размещения заказа.

К.ю.н. Владикавказского Институт Управления Колиева А.Э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.