УДК 616.89 - 008.441.44-072-053.6+316.61-08; ББК 56.14+88.8
ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, СОВЕРШИВШИМИ
СУИЦИДАЛЬНУЮ ПОПЫТКУ
ИВАНОВА Е.Н. ГБУЗ ОПНБ №5, г. Магнитогорск, Россия e-mail: elena_i_2018@mail.ru
Аннотация
Актуальность проблемы детско-подросткового суицида. Кризис подросткового возраста. Причины суицидальных попыток у детей и подростков. Влияние внутрисемейных отношений на поведение детей и подростков. Диагностическая и психокоррекционная работа с детьми и подростками и их родителями.
Ключевые слова: психология, детско-подростковый суицид, суицид, суицидальное поведение, подростки, психокоррекция, диагностика, детско-родительские отношения.
Актуальность. Проблема детско-подросткового суицида остается самой актуальной на сегодняшний день. Сравнительный анализ за 2015 г (14 человек) и 2016 г (23 человека) показал, что в 2016 году произошло увеличение подростковых суицидов почти в 1,2 раза (11-15 лет). Завершённых суицидов в 2015 году - нет. В 2016 году - 3 человека. Одной из причин суицида является психологический кризис личности, вызванным трудной жизненной ситуацией, выхода из которой человек не видит [2]. Другими словами, под воздействием извне, у человека нарушается, или, скорее, ломается его внутренний баланс, человек не справляется с возникшими препятствиями [2]. В данном случае - мы рассмотрим кризис подросткового возраста. В силу недостаточной психологической и социальной зрелости, подросток, отстаивая перед взрослыми свои новые оценки и устремления, добиваясь узаконения своих прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет и помощи, поддержки, защиты, ждет, что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов [2]. К отдельным проявлениям подросткового кризиса относят негативизм, подростковую депрессию, проблему восприятия своего физического образа, склонность к самоанализу [2]. Но самым сложным моментом данного периода является суицидальное поведение. Подросток
относится к самоубийству как к игре, не понимая, что стоит за этим. В последнее время в Интернете возникло разнообразие различных про-суицидальных сайтов. Среди подростков стали популярны игры "50 дней до самоубийства" (игра создана на основе книги с одноименным названием), "Синий кит" - игра, которая произвела бум среди подростков. На этих сайтах поддерживается свобода совершить самоубийство для всех или делается акцент на возможности "достойной смерти" для неизлечимо больных. Про-суицидальные сайты часто
распространяют информацию о том, как успешно совершить самоубийство. Нужно отметить, что существенное влияние на суицидальное поведение детей и подростков оказывает также социально-психологический тип семьи. Суицидоопасные состояния легче возникают в деформированных семьях с наличием отчима; в неполных семьях с отсутствием отца; воспитывают другие родственники (бабушки, тёти), где отсутствует эмоциональная и духовная сплоченность, рассогласованы цели, потребности и мотивация членов семьи, возложенные на одного обязанности выполняются лишь при условии такого же отношения к своим обязанностям других членов семьи; в семьях, где неспособны сохранить сложившуюся коммуникативную структуру под давлением внешних авторитетов; в закрытых, где ограниченное число социальных связей у членов семьи.
Родительские семьи суицидентов чаще всего характеризуются беспорядком в отношениях и открытыми конфликтами. Все это порождает холодную атмосферу в семье, запущенность детей, их психологическую дистанцию от родителей. Хроническая конфликтно-деструктивная атмосфера в семье приводит к возникновению отрицательных образов родителей, что, несомненно, усиливает суицидальные тенденции [2]. Возникает проблема недостатка контроля за поведением подростка, доходящим иногда до полной безнадзорности, в сочетании с реальным недостатком семейного тепла и уюта провоцирует асоциальное поведение. Побеги из дома, бродяжничество, обесценивание жизни вплоть до суицида, склонность к риску, праздный образ жизни, приводящее к правонарушениям, употребление различных ПАВ (алкоголь, курительные смеси "Спайс", соли; нацвай, "Снюс" - жевательные капсулы, типа нацвай и др.) становятся нормой поведения подростка. Основа подобного асоциального поведения- не восполненная потребность в любви родителей, в чувстве принадлежности к семье. Родители зачастую, будучи в погоне за материальными благами, не видят, как их чадо подрастает, становится взрослым. Родитель стремится дать больше материального, а о духовно-нравственных аспектах, таких как совесть, мораль, честность, любовь, которые являются главными составляющими нашей жизни, речь не идет. Происходит обесценивание самого главного у человека-жизни. Делая акцент на материальное, и забывая про духовное, ребенок становится невольно "рабом" материального, вещественного, иными словами, потребителем. И уже ни о каких духовно-нравственных качествах речи не может идти. Родители в недоумении: ведь, казалось бы, у него есть все: и планшет, и дорогой телефон, и поездки за границу, чего не хватает? Родители сами отвечают на свой вопрос, именно " не хватает". Дети беззащитны в этом мире. Когда дети сталкиваются со взрослыми проблемами, им как никогда нужна помощь взрослого, чтобы ощутить поддержку, даже, если ошибся. В этот момент ему очень нужна моральная помощь, чтобы взрослый был рядом. Нельзя требовать от подростка слишком многого. Родитель должен сознательно создавать
такие ситуации, в которых успех мог бы был достигнут физически, интеллектуально, эмоционально, социально и морально посредством правильного поведения и выполнения верных действий. Самым главным должно быть то, чтобы родители сами следовали этим правилам в жизни [1]. Нельзя оставлять без внимания и то, что риск суицидального поведения очень характерен так же для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, детей ,родители которых лишены родительских прав и отправлены на попечение государства в интернаты и детские дома. Это дети и подростки с интеллектуальной
недостаточностью с выраженными мотивационно-волевыми и поведенческими нарушениями. Суицидальное поведение подростков отличается достаточно большим многообразием: это и определенные мысли, и высказывания, и намерения, и попытки, и угрозы. И ничто из данного ряда нельзя оставить без внимания. Дети и подростки, поступившие в наше учреждение получают комплексную квалифицированную помощь. Тщательно рассматривается каждый случай в отдельности. Устанавливаются причины суицидальной попытки индивида. Исследуются интеллектуальные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков. Разрабатывается психологическая программа работы с суицидантами.
Цель исследования: исследование причин возникновения детско-подросткового суицида и их устранение.
Материал и методы. Психологическое обследование проводилось с 24 подростками (11-15 лет) - из них 18 человек с диагнозом "Социализированное расстройство
поведения" (Б91.2), согласно МКБ-10, поступившими на лечение после совершения суицидальной попытки; остальные 5 человек - это подростки с психическим заболеванием, различных нозологий, воспитанники детских домов и интернатов, с наличием интеллектуальной недостаточности, с выраженными мотивационно и аффективно-волевыми нарушениями, совершивших неоднократные суицидальные попытки.
Обследование проводилось в два этапа: диагностика (когнитивной сферы и индивидуально-психологических особенностей) и психокоррекция. Для
изучения когнитивной сферы использовалась батарея методик направленных на исследование памяти, внимания, мышления, так же исследование собственно интеллекта (вербальный \ невербальный); для изучения индивидуально-психологических особенностей подростков использовались следующие методы: опросниковые (Методика многофакторного исследования личности Р. Келелла (№105) (16 PF-опросник); методика "Выявление уровня тревожности у подростков"; методика "Дифференцированное измерение
тревожности" Ч.Д. Спилгера; опросник Г. Айзенка подростковый; тест "выявление структуры темперамента" В.М. Русалова; методика " Диагностика типов акцентуации черт характера" К. Леонгарда; ПДО А.Е. Личко; методика "Изучение самооценки личности подростка"; методика "Диагностика самооценки" Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; диагностика агрессивности подростков (опросник Басса-Дарки); методика "Незаконченные предложения"; методика "Оценка уровня притязаний" Ф. Хоппе и др.); широко используются рисуночные техники: "Рисунок Человека", "Рисунок семьи", " Рисунок семьи в виде деревьев", "Рисунок семьи в виде несуществующих животных"; применяются проективные методики. Не остается без внимания и работа с семьей. В диагностике детско-родительских отношений,
используются следующие методики: методика "Распознание типов воспитания по рисункам" А.И. Баркан; модификация рисуночной методики "Моя семья" - "Семья, которую хочу" А.И. Баркан; опросники и шкалы для выявления внутрисемейных отношений ребенка; опросник для родителей "Типы воспитания детей"; методика диагностики родительского отношения к ребенку А.Я. Варга, В.В. Столина; методика "Как ваш ребенок оценивает внутрисемейные отношения" Рене Жиля; методика "Семейная жизнь глазами матери" (PARI) Е. Шеффер, Р. Белла. Адаптация Т.В. Нещерет; Э.Г. Эйдемиллер. Нарушение процесса воспитания в семье; Э.Г. Эйдемиллер. Психологические причины отклонений в семейном воспитании; опросник АСВ для родителей подростков в возрасте от 11-21 года Э.Г. Эйдемиллера.
После тщательного анализа проведенной диагностической работы, переходим к основному комплексу реабилитационных мероприятий, который был представлен психокоррекцией. Использовались
индивидуальные, групповые, семейные подходы. Применялись методы
поведенческой терапии; работа с внутренним "Я" подростка, работа с самооценкой, принятием себя, "Кто Я?", "Я и Вселенная", "Мой внутренний мир" (рисуночные техники); маскотерапия, работа с глиной; применение методов релаксации;
сказкатерапия, терапия творчеством, ролевые игры; постановка и участие в спектаклях (терапия искусством, куклотерапия). Рассматривали духовно-нравственные
аспекты личности (добро и зло); проводилась беседа на тему: "Интернет и его возможности", - рассматривался интернет с точки зрения " полезности".
Результаты исследования. В ходе исследования получены следующие результаты в диагностическом исследовании: у исследуемых подростков (18 человек) интеллект в рамках от сниженной до средней нормы, психотической симптоматики не выявлено; у всех детей выявлены органические нарушения; индивидуально-психологические особенности подростков, склонных к совершению суицида, выявили: вовлечением в игры, суицидальной направленности, подвержены дети с импульсивной формой поведения. Импульсивность значительно повышает риск суицидальных действий. Суицидальные мысли были напрямую связаны с трудностями в сфере нарушений поведения, которые включают импульсивное принятие решений, неустойчивость характера, некоторая инфантильность в поведении. В связи с тем, что в Интернете доступны обучающие суицидальные методы и формируется благоприятная почва, это может так же привести к более импульсивному самоповреждению. Такое поведение становится автоматическим и ему трудно противостоять по причине уменьшения "препятствий", с которыми человек сталкивается в игре. Общий анализ теста "Рисунок человека", проведенного с испытуемыми, дал следующие результаты: асоциальность, депрессия, тревога, страхи, эмоциональная напряженность,
импульсивность, негативизм. При
исследовании детско-родительских
отношений с помощью теста "Рисунок семьи" были выявлены следующие нарушения семейных взаимоотношений в семье у испытуемых: чувство отверженности в семье, ненужность, недостаток общения,
потребность в эмоциональном тепле, агрессивное поведение членов семьи, частые конфликты, негатив по отношению к членам семьи, непонимание членами семьи, эмоциональное отчуждение, холодность, безразличие. При диагностике родителей получены общие результаты по особенностям воспитания: в большинстве случаев имели место быть дисгармоничные приемы воспитания; воспитание детей в условиях гипоопеки; безнадзорности, жестких взаимоотношений.
Различные методы, применяемые в психокоррекционной работе с подростками, совершившими суицид дали следующий результат: частичное устранение страхов, снижение тревожности, агрессивности, социальной изоляции детей; повысилась самооценка; учились справляться с негативными эмоциями, агрессией; приобретали навык общения; выработка конструктивных форм поведения; понимание и принятие четких критериев норм и правил поведения человека в обществе; рассмотрены такие понятия как "любовь", "дружба", "взаимопомощь"; умение "давать" заменили прежние понятия "взять" и "потребить".
Семейная терапия помогала разрядить конфликтные ситуации - установление контактов, умение слышать друг друга и договариваться. Прорабатывались
конструктивные, рациональные способы решения проблем. Родителям давались рекомендации по воспитанию,
взаимодействию с детьми и подростками. Нужно отметить, что после выписки, повторов госпитализации подростков с суицидальными попытками выявлено не было. Повторные суицидальные попытки дают дети, которые являются психически больными.
Выводы. Детям и подросткам, совершившим суицид и попавшим на лечение в стационар, оказывается комплексная медикаментозная и психологическая помощь, которая направлена на дальнейшую их социализацию. Тесно ведется работа с родителями. В целях профилактики, для снижения риска суицидальной
направленности самой уязвленной категории населения нашего города-детей и подростков, проводятся различного рода лекции, выступления на радио, телевидении, в печатных изданиях, издаются брошюрки, листовки для школьных учреждений, ВУЗов. Проводятся "Школы родственников" на базе Детского дневного стационара. Деятельность психиатрической службы направлена на сохранение, профилактику психического здоровья населения г. Магнитогорска.
Список литературы
1. Калинина Г. Отцы и дети сегодня. Папам на заметку. /Г. Калинина. - М.: Лепта Книга, 2008. - 96 с.
2. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций /В.Б. Шапарь - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 452 с.
CONDUCT DIAGNOSTIC AND PSYCHOLOGICAL INTERVENTIONS WITH CHILDREN AND ADOLESCENTS WHO HAVE COMMITTED A SUICIDAL ATTEMPT
IVANOVA E.N. SBHIRPNH №5, Magnitogorsk, Russia e-mail: elena_i_2018@mail.ru
Abstract
The relevance of the problem of teenage suicide. The crisis of adolescence. The causes of suicide attempts in children and adolescents. The influence of family relationships on the behavior of children and adolescents. Diagnostic and psycho-correction work with children and adolescents and their parents.
Keywords: psychology, children and adolescent suicide, suicide, suicidal behaviour, adolescents, psycho-correction, diagnosis, parent-child relationships.