Процветший Крест в искусстве Русского Севера, Урала, Поволжья. Генезис, эволюция, духовная сущность образа Скоробогачева Е. А.
Скоробогачева Екатерина Александровна / Skorobogacheva Ekaterina Alexandrovna - кандидат искусствоведения,
директор музея,
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, г. Москва
Аннотация: научная проблема генезиса, эволюции, духовной сущности Процветшего Креста остается недостаточно изученной. Смысл и образный строй данного символа приобрели множество вариаций, о чем позволяют судить, например, Усть-Цилемская вышивка и роспись. Пересекаются образы Креста, Древа и Дома, образуя религиозно-философскую, духовную целостность, воплощая в крестьянском искусстве идеи макрокосма и микрокосма. Процветший Крест - языческий образ плодородия и процветания, но и один из центральных иносказательных знаков христианства, что закреплено в народном сознании.
Abstract: scientific problem of the genesis, evolution, spiritual essence of Blossoming Cross remains insufficiently studied. Meaning and imagery of this symbol acquired many variations of what can judge, for example, the Ust-Tsilma embroidery and painting. The image of the Cross, and the Tree and the House intersect, forming a religious-philosophical, spiritual integrity, embodying the idea of macrocosm and microcosm in peasant art. Blossoming Cross is the pagan image of fertility and prosperity, but also one of the central allegorical symbols of Christianity, which is enshrined in the national consciousness.
Ключевые слова: Процветший Крест, религиозно-философское содержание, культура Русского Севера, народное искусство Урала, устойчивость традиций, сохранение иконографии, образная специфика. Keywords: blossoming Cross, religious and philosophical content, the culture of the Russian North, the Urals folk art, stability of traditions, preservation of iconography, imaginative specifics.
Образ Процветшего Креста является одним из древних, глубоко осмысленных символов в искусстве Русского Севера и Урала, иконография и религиозно-философское содержание которого требуют глубокого исследования. При этом, на наш взгляд, необходим междисциплинарный характер изучения научных проблем на стыке искусствоведения, культурологии, истории, этнографии, богословия, философии, эстетики, этики, поскольку образ Процветшего Креста, берущий истоки в древних традициях, отражает в себе всю многогранность народной духовной жизни.
Цель статьи - обозначить генезис, художественную образность, религиозно-философское и нравственноэстетическое содержание символического образа Процветшего Креста.
Обозначенная цель определяет основную задачу статьи - анализ специфики претворения символа Процветшего Креста в искусстве Русского Севера и Урала.
Традиция, традиционность, традиционное искусство - исключительно значимые теоретические понятия в искусстве Северной Руси, самобытность которого во многом детерминирована заимствованием, сохранением и творческим претворением образов, символов, их духовного содержания, техникотехнологической специфики исполнения. Согласно терминологическому словарю «Аполлон»: «художественные традиции с глубокой древности являются основой культуры каждого народа, будучи обусловлены строем его жизни, устоями мировоззрения, космогоническими представлениями, верованиями и особенностями быта...» [1, 615-617]. Данное определение соответствует релевантному воплощению образа Процветшего Креста в северном и уральском искусстве, что рассматривается в статье, прежде всего, на примерах декоративно-прикладных произведений XIX века.
Детерминируя логическую структуру данной статьи, прежде всего, следует обратиться к современной ситуации в искусствоведении, касающейся изучения символики Процветшего Креста в культуре. В масштабном труде «Народное искусство. Русская традиционная культура и православие» [10], в разделах, написанных М. А. Некрасовой, автором проекта, составителем монографии и автором одной трети текстов, глубоко анализируется символика, духовный смысл, вневременное содержание образов, но при этом конкретному символу Процветшего Креста внимание не уделяется. В статье Л. А. Тульцевой «Процветший Крест в крестьянском искусстве. Его сакральный смысл в изображении на девичьей рубахе» [13], включенной в ту же монографию, подробно и последовательно рассматривается отображение данного символа в рамках крестьянского костюма и обрядовости Руси, однако почти не затрагиваются другие сферы культуры, духовной жизни, иные направления изобразительного искусства.
К значимости символики Процветшего Креста и традиции его изображения в искусстве Русского Севера фрагментарно обращен доклад О. Шелепетовой на круглом столе «Русь и заповедный уголок Усть-Цильма» в Московском доме национальностей (октябрь 2014 г.). Такие издания, как «Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообядческой пустыни» [9], «Народное искусство. Материалы и исследования Государственного Русского музея» [8], «Собрание Ильи Глазунова» [5], а также исследование В. А. Барадулина «Народные росписи Урала и Приуралья» [4] позволяют постулировать многогранность воплощения рассматриваемого символического изображения в народном искусстве Русского Севера и Урала лишь благодаря представленному иллюстративному ряду.
Следовательно, проблема генезиса, эволюции, духовной сущности Процветшего Креста остается недостаточно изученной, требует дальнейшего исследования, в том числе и онтологического характера. Необходимо также подчеркнуть, что данная тема позволяет на примере конкретного образа обратиться к духовным основам русского национального искусства, нерасторжимо соединенных с православием, эквивалентных визуальному воплощению вневременных религиозно-философских и этико-эстетических основ.
Четко разграничить языческие и православные мотивы в народном искусстве, как правило, невозможно, ибо как их изобразительное форма, так и смысловое звучание основаны именно на синтезе, на синергии воздействия, в котором господствует православное мировосприятие. Таков, например, образ Древа Виноградного, по своему символическому звучанию близкий Процветшему Кресту, что подробно анализируется в книге М. А. Некрасовой [10]. Древо Виноградное - один из центральных символов христианства, обращение к крестным страданиям Спасителя, Воскресению, Преображению, что уже более тысячелетия осознано, закреплено, духовно претворено в народном сознании. По заключению исследователя, с которым нельзя не согласиться: «Образ всеединства человеческого мира и природного в народном восприятии, не отделяет небесного от земного, - «Древо Жизни» выражает идею Дома, - как небесного Отечества...» [10, 82].
Если обратиться к истории Древней Руси, то упоминания, подобные символу Процветшего Креста, косвенно касающиеся его, находим, например, в послании императора Византии Константина князю Владимиру Великому накануне принятия им православной веры в 988 г. В частности, в послании говорится о «новонасажденном винограде церкви Христовой» [6, с. 142].
Можно найти множество подтверждений близости символичных образов Древа и Дома, раскрытие в них идеи духовного единства в конкретных памятниках. Один из них - вологодская прялка конца XVIII в., декорированная трехгранновыемчатой резьбой, с помощью которой на ее лопастке изображены космологические круги, полукружия, квадраты, кресты. Один из центральных образов данной орнаментальной композиции - равноконечный крест в центре нескольких окружностей - восходит, на наш взгляд, к образу Процветшего Креста. М. А. Некрасова так объясняет общую концепцию данного изображения: «Система космологических кругов, завершенная изображением храма, - образ небесного Иерусалима, выражает христианскую идею вселенской Церкви, вселенское Единство» [10, 32].
Необходимо отметить и логическую связь, и некую амбивалентность содержания образа Процветшего Креста и солярных знаков как в орнаментальных изображениях, например, в резьбе выше рассмотренной вологодской прялки (круг - солярный знак, символ солнца), так и в песенном фольклоре, что неоднократно отмечается в монографии М. А. Некрасовой [10].
Следует заключить, что рассмотрение символики народного искусства Русского Севера в контексте православных традиций не содержит в себе скрытого противоречия, полемичности, но, напротив, логически обоснованно. Именно такого взгляда придерживается, например, в своем исследовании «Процветший крест в крестьянском искусстве. Его сакральный смысл в изображении на девичьей рубахе» Л. А. Тульцева: «Если посмотреть праздничный круговорот аграрно-православного календаря, то можно увидеть, сколь большое место по ходу его возрастающего движения от зимнего солнцеворота к летнему солнцестоянию занимал образ Креста» [13, 82].
Не менее значимы иносказательные изображения креста в декоративно-прикладном искусстве северян, релевантно связанном как с православной традицией, так и с их бытом. По всему Русскому Северу иконописцы работали также в области декоративно-прикладного искусства, со свойственной им сенсорностью отображали в росписи как образы природы, так и древние религиозно-философские символы. Потому орнаментальные мотивы в различных видах искусства, трактованные либо брутально и лаконично, либо тонко по манере исполнения и сложно по композиции, во множестве направлений декоративно-прикладного творчества имели общие основы.
Данное изображение довольно широко распространено в росписи, вышивке, рисованных листах Великого Новгорода и Русского Севера, в частности, в произведениях Выговской старообрядческой пустыни, в районе Усть-Цильма республики Коми. С одной стороны, Процветший Крест - языческий иносказательный образ плодородия и процветания, что менее значимо в художественно-философском восприятии образа, с другой - один из центральных иносказательных знаков христианства, обращение к крестным страданиям Спасителя, что уже более тысячелетия закреплено в метафизическом народном сознании.
Следовательно, заключаем, что в искусстве Русского Севера образ Процветшего Креста получил широкое распространение. В частности, данное символическое изображение было преобразовано и в цветочные мотивы, что следует трактовать как некоторую деривацию от исходного религиозно-философского смысла. Таковы, например, мотивы свободной кистевой росписи Вологодской губернии: живописная деталь двери, исполненная И. Г. Чернышовым (начало ХХ в., д. Малиновка, Емельяновский с/с, Кич-Городецкий р-н).
Образ Процветшего Креста многолико и глубоко отображен в искусстве Русского Севера, что, в частности, подтверждает декор северных прялок. Например, в резьбе и росписи прялок он может
соединяться с солярным знаком, в том числе трактованным в виде свастики, и правосторонней, и левосторонней, с цветком, состоящим из восьми лепестков. Данный элемент известен и как Солнцецвет [3, 227]. Таким образом, заключаем, что в искусстве Севера образ Процветшего Креста соединяется по своему содержанию с солярными знаками, с изображением Мирового Древа, т. е. наполнен глубоким космогоническим смыслом.
Значимо композиционное соединение креста с кругом - символом мироздания, как на вологодской прялке с трехгранновыемчатой резьбой конца XVIII в., что выражает идею вселенского единства. Вихревая розетка, основа рисунка которой - крест, является композиционным центром орнаментальной композиции вологодской прялки конца XIX в [5, 410]. Роспись верхней части ее лопастки представляет собой крестообразный орнамент. Средокрестия выделены кругами, в которых чередуются изображения цветка и вихревой розетки.
Подобие символики Мирового Древа можно проследить в системе росписи прялки Олонецкой губернии (Каргопольский уезд, Коневская волость. 1908 г.) [5, 411]. Композиция ее лопастки, словно затканная стилизованным цветочным орнаментом, разделена на два основных регистра, которые обрамлены орнаментальными полосами, составленными из кругов. Нижний регистр с изображением сцены чаепития является отображением сферы земного мира. Центром росписи верхнего регистра становится мифическая птица, заключенная в круг как символ принадлежности небесному миру, обращения к вечности.
Близкое смысловое звучание особенно явно выражено в резьбе прялки XIX в. из Вологодской губернии [5, 412]. В нижней части ее лопастки в двух окружностях сквозной резьбы показаны равноконечные кресты. Композиционный центр лопастки детерминирован резным изображением шатрового храма, увенчанного шестиконечным крестом. По сторонам от храма также в технике резьбы показаны розетки, заключенные в окружности. Композицию следует интерпретировать как иносказательное выражение понятия о мироздании и православного восприятия жизни северянами.
Итак, в отношении декоративного оформления лопасток большинства прялок из Вологодской губернии заключаем, что в них превалируют символические образы круга и креста, часто дополненные элементами прямой и вихревой розетки, Процветшего Креста, что выражает идею мироздания, целостности земного и небесного мира. Именно Процветший Крест в обозначенной системе росписей наиболее явно заключает в себе идею небесной радости, постижения единства бытия и достижения причастности к вечному небесному миру.
Влияние и эволюция художественных традиций Русского Севера, их корреляция с древнейшими истоками культуры с одной стороны, и с индивидуальным творчеством с конца XIX до настоящего времени - с другой, изучается лишь косвенно. В том числе недостаточно изучены и не всегда объективно оцениваются символы религиозно-философского содержания в северной культуре.
Для выработки комплексного научного представления о символике образов древа и птицы как отражении космогонических мифов в искусстве Русского Севера, следует отметить художественную и смысловую специфику обозначенных образов. При их исследовании необходимо учесть, что, как пишет А. Г. Петрова, «с конца XIX в. приверженцы эволюционного подхода в этнографии утвердили концепцию стилизации образов реального мира в орнаменте, в частности животных (зооморфный орнамент). Тем не менее, не все орнаментальные знаки и формы являлись схематизацией, поскольку с древнейших времен изобразительное и геометрическое начало дополняли друг друга» [11]. Данные выводы значимы в отношении космогонических образов Русского Севера. Мы предлагаем ввести термин «космогоническая символика Процветшего Креста» и использовать его в исследованиях.
В памятниках северного искусства, как правило, каждая деталь несет символическое содержание, отражает исторические события, религиозно-философские, этические, эстетические представления. Среди них значимо иносказательное воплощение строения мира, напоминание о мире Горнем, что нередко раскрывается через детерминирование образов Древа - древо жизни, мировое древо, родовое древо, древо познания; птицы - Сирин, Алконост, голубь; Процветшего Креста - иносказательное представление о строении мира, нерасторжимой связи мира Земного и Горнего, о вечном обновлении жизни, что не чуждо и учениям староверов, специфике их искусства. «Обращаясь к концептам устойчивости и модернизации традиций, следует заключить, что именно «консервативность», устойчивость, традиционность являлись и являются в наши дни основными характеристиками старообрядческой культуры» [12, 199].
Об этом свидетельствует и система росписей в крестьянской мебели Севера, в том числе в так называемых барочных шкафах. В данном случае применение термина «барокко» условно. Барочные черты определяют лишь построение композиций и линейные ритмы росписи, как, например, на дверцах шкафов-заборок и поставцов (Выг, вторая половина XVIII в.) [9, 86].
Подобные мотивы также распространены в культурном ареале Среднего Урала, Нижнего Тагила, Прикамья, Западной Сибири. Цветочные мотивы росписи данных хоронимов, создаваемые симультанно с памятниками искусства Русского Севера, - емкие образы-символы: фантастические цветы, причудливые листья, гроздья ягод. Растительные орнаменты и манера их исполнения по рисунку, характеру стилизации деталей во многом близка карельским росписям, свидетельствует об общности духовной парадигмы.
В Карелии мастера украшали прялки, трепала, посуду крупными цветами, написанными чуть небрежно, насыщенными по цвету и тону красками. Подобные элементы можно видеть и в образцах народного искусства Урала. Общая особенность техники росписи вятских и уральских мастеров, названной
скорописью, - белильные оживки, выполнявшиеся одновременно с цветной прокладкой. Мазки белил окаймляют изображения, подчеркивают контур. При этом художники добиваются тонких градаций от насыщенного цвета к разбеленным оттенкам.
Для домовых росписей Урала характерны цветочные мотивы, заключенные в крестообразные композиции, что наполнено религиозно-философским содержанием. Такова, например, роспись горницы «Цветущий сад» 1897 г., где цветочными композициями, имеющими крестообразную основу, «затканы» стены [4]. Подобные мотивы характерны и для декоративной живописи крестьянской мебели Урала и Приуралья.
С религиозно-философским содержанием мотива Процветшего Креста можно сопоставить некоторые варианты иконографии и трактовку деталей в религиозной станковой и монументальной живописи, как, например, иконописный извод изображения Богоматери «Неувядаемый цвет», детали храмовых росписей, образованные переплетениями растительных мотивов, ягод, виноградных лоз - символа Христа, как следует предположить, древнего прообраза Процветшего Креста [7].
Например, как выявлено в данном исследовании, близким аналогом орнаментальной рамки из стилизованных вьющихся растений, окаймляющей средник ярославской иконы XVII в. «Св. пророк Илья в житии» [5, 173] по рисунку, ритму деталей является орнамент, обрамляющий круг, в который заключено полуфигурное изображение Андрея Денисова на иконе «Андрей Денисов» (поморское письмо, XIX в., ГИМ) [9, 35].
Итак, следует заключить, что в настоящее время целесообразно обращение к проблеме сохранения исконных религиозно-философских, этико-эстетических представлений в культуре. Слова Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) приложимы к сфере изобразительного искусства: «Наше крестоношение, борьба с грехом, несение болезней, сопереживание, соболезнование другим и многое другое - житие по Богу свидетельство, что мы несем печать Божию на себе» [2, 39].
Таким образом, в лаконичной форме, близкой народному мировосприятию, неотделимой от повседневной жизни крестьянства, в том числе в иносказательном содержании образа Процветшего Креста, находят выражение сложные религиозно-философские идеи, раскрываемые в Библии, учении отцов церкви, богословских сочинениях, сохраняемые столетиями, неотделимые от вневременного мировоззрения народа.
Литература
1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. / общ. ред. А. М. Кантор. М.: ЭЛЛИС ЛАК, 1997. 735 с.
2. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Главное - быть с Богом. М.: Благовест, 2014. 159 с.
3. Багдасаров Р. В., Дурасов Г. П. Свастика: священный символ. / Этнорелигиеведческие очерки [Электронный ресурс]. URL: http://www._kitezh.onego.ru/swastika.html (дата обращения: 31.03.2015).
4. Барадулин В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slav-seti.ru/?p=8214 (дата обращения: 02.04.2015).
5. Глазунов И. С. Собрание Ильи Глазунова. М.: ^потрафия L.E.G.O. S.p.A., 2013. 459 с.
6. Ломоносов М. В. Древняя российская история от начала россшскаго народа до кончины Великого князя Ярослава Перваго или до 1054 года, сочиненная Михайломъ Ломоносовыми Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», М.: Белые альвы, 2011. 244 с.
7. Матюшин С. И., Скоробогачева Е. А. Храм Рождества Святого Иоанна Предтечи на Пресне. История и современность. Очерк. М.: Юг, 2008. 48 с.
8. Народное искусство. Материалы и исследования Государственного Русского музея. Выпуск II. Спб.: PALACE EDITION, 2004. 183 с.
9. Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. Каталог ГИМа. / общ. ред. Е. М. Юхименко. М., из-во ГИМа, 1994. 95 с.
10. Некрасова М. А. Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. М.: Союз Дизайн, 2013. 623 с.
11. Петрова А. Г. Универсальные композиционные формы в орнаменте народов Арктики (эвенки, эвены). // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 2 (40): в 2-х ч. Ч. II. C. 150-153. iSsN 1997-292X [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2014/2-2/ (дата обращения: 22.03.2015).
12. Скоробогачева Е. А. Художественные традиции старообрядчества в культуре Русского Севера второй половины XVII - начале ХХ вв. // Проблемы современной науки и образования. Иваново: Проблемы науки, 2015. № 7 (37). C. 193-199 [Электронный ресурс]. URL: http://www. scienceproblems.ru/scientific-articles/o-nauchnyh-zhurnalah/arxiv-zhurnala.html (дата обращения: 07.07.2015).
13. Тульцева Л. А. Процветший крест в крестьянском искусстве. Его сакральный смысл в изображении на девичьей рубахе. / Некрасова М. А. «Народное искусство. Русская традиционная культура и православие». М.: Союз Дизайн, 2013. С. 429 - 439.