ЭКОНОМИКА
УДК 33 ББК 65.30
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИК ЮГА РОССИИ В 1960-1980-е гг.
С. Н. Немгирова
В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в России, возрастает значение политики в сфере промышленности как многоуровневой, целенаправленной системы регулирующих мероприятий государства и других хозяйственных субъектов рыночной экономики. Основой формирования промышленной политики служит стратегия инновационной модернизации экономики, устанавливающая этапные задачи, исходя из общих закономерностей функционирования отечественного хозяйства, состояния его воспроизводственной базы, тенденций изменения рыночной конъюнктуры для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости развития страны и ее регионов. Ослабление внимания к отраслевым аспектам стратегии экономического развития страны ведет к диспропорциям воспроизводства, нарушает взаимодействие субъектов хозяйственной деятельности различных сфер, что влечет снижение темпов экономического роста.
В настоящее время республики Юга России по темпам промышленного производства существенно отстают от среднероссийских показателей. Это обусловлено тем, что до сих пор не удалось восстановить народнохозяйственные связи, промышленный потенциал республик Юга России, разрушенный в начале либеральных реформ 1990-х гг. В этих условиях немаловажное значение приобретает обращение к вопросам развития промышленного производства национальных регионов в предыдущие годы.
В послевоенные годы рубежным событием в экономической жизни страны стал переход в 1957 г. от отраслевого принципа управления к территориальному с переводом оперативного управления экономикой
на региональный уровень. В соответствии с этой реформой система управления народным хозяйством через министерства и союзные ведомства была заменена на систему управления через региональные советы народного хозяйства.
В РСФСР, где имелось 15 национальных республик и 59 краев и областей, насчитывалось 70 совнархозов. Однако самостоятельным экономическим районом оставалась лишь Коми АССР. Остальные автономные республики вошли в состав укрупненных совнархозов: Кабардино-
Балкарская, Чечено-Ингушская, СевероОсетинская и Дагестанская АССР — в Северо-Кавказский, Калмыцкая АССР — в Нижневолжский совнархоз и т. д. Центральный аппарат совнархоза руководил промышленностью и строительством через отраслевые управления, которые являлись главным звеном в системе совнархоза. По содержанию и характеру отраслевые управления представляли собой довольно самостоятельные звенья. Широкие полномочия, предоставленные начальникам управлений, давали им реальную возможность оперативно руководить подведомственными предприятиями и организациями [Касьянова 199б: 18].
Так, в ведении Главного управления промышленности и строительства Калмыцкой АССР при Волгоградском СНХ находилось 12 предприятий промышленности и строительства. Оно координировало работы по строительству и реконструкции промышленных и строительных предприятий, распределяло средства и технику. Под руководством этого ведомства в годы семилетки вступил в строй машиностроительный завод в г. Каспийске, выпустивший в 1963 г. первую партию автоводовозов и автолавок. В столице ре-
спублики, г. Элисте, были построены завод железобетонных изделий, керамзитовый завод, мебельная фабрика. Велись работы по реконструкции и расширению мощностей Элистинского кирпичного завода. Вступили в строй предприятия легкой промышленности — швейная и трикотажная фабрики, были реконструированы Сарпин-ский и Городовиковский маслозаводы. В 1965 г. были сданы в эксплуатацию цех по переработке мяса на Каспийском рыбомя-сокомбинате, Аршанский мясокомбинат. Таким образом, создание регионализированной структуры управления народным хозяйством способствовало интенсивному развитию экономики территорий. В республиках Юга России появилось множество предприятий местной промышленности, особенно пищевой. Производство крупных предприятий строилось с учетом интересов территорий.
На первом этапе организация совнархозов показалась эффективной. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрывались сотни дублировавших друг друга мелких производственных предприятий разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Расширялись возможности межотраслевой специализации и кооперации в пределах экономических районов, оперативное управление приближалось к деятельности подведомственных предприятий и строек. Ускорился процесс технической реконструкции многих предприятий: за 19561960-е гг. было введено в строй в три раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку.
Но не все шло так гладко, как хотелось бы этого на местах. Ликвидация отраслевых министерств как носителей управленческой вертикали привела к разбаланси-ровке в функционировании предприятий базовых отраслей, нарушились производственные связи. Региональные органы, в силу их территориальной ориентации, не проявляли должного интереса к выполнению общесоюзных производственных
задач. Обострились противоречия между находившимися на одной территории равнозначными структурами партийного и хозяйственного руководства. Совнархозы скоро исчерпали свои возможности и стали тормозить развитие промышленности. В национальных республиках они просуществовали недолго.
В сентябре 1965 г. принимается решение о начале экономической реформы, с общей концепцией которой на пленуме ЦК КПСС выступил А. Н. Косыгин. Реформа включала в себя три направления: во-первых, проведение мероприятий по повышению материальной заинтересованности коллективов предприятий в увеличении производства и улучшении качества продукции; во-вторых, осуществление мер по совершенствованию планирования, нацеленных на то, чтобы планы гарантировали пропорциональность развития отраслей народного хозяйства и рост технического уровня производства; в-третьих, реорганизация управления промышленностью.
Экономическая реформа 1965 г. ознаменовала собой наиболее масштабную попытку усовершенствовать социалистическую систему хозяйствования. Система распределения прибыли и премирования за выполнение плана, в составлении которого предприятия должны были играть более активную роль, вела к тому, что их коллективам становился выгоден именно оптимальный, т. е. реальный, но в то же время достаточно напряженный, план, тогда как до реформы они добивались снижения плановых заданий [Фирсов 2004: 62].
Позитивные эффекты преобразований быстро распространились на региональный мезоуровень экономики СССР. В 1965-1970-х гг. практически во всех республиках Юга России происходило ускоренное развитие промышленности, и только в Чечено-Ингушской АССР промышленное развитие шло замедленными темпами (табл. 1). Однако следует указать на то, что уже в следующих пятилетках произошло падение ежегодных темпов промышленного производства.
Таблица 1.
Индексы промышленного производства по национальным республикам РСФСР (в среднем за год, в %) [Российский статистический ежегодник 2002: 344-345]
Республики 19651970 гг. 19711975 гг. 19761980 гг. 19811985 гг. 1986 -1990 гг.
РСФСР 110 107 104 103 103
Дагестанская АССР 110 107 105 104 103
Кабардино-Балкарская АССР 113 110 104 105 104
Северо-Осетинская АССР 110 107 105 105 105
Чечено-Ингушская АССР 105 101 102 99 101
Калмыцкая АССР 111 108 105 108 105
Темпы и пропорции в развитии промышленности определялись направляемыми капитальными вложениями. Приведенные в табл. 2. данные показывают, что вложения в народное хозяйство республик Юга России увеличивались от пятилетки к
пятилетке, соответственно росли инвестиции и в промышленность, обусловив значительные объемы капитальных вложений в новое строительство, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, а также их расширение.
Таблица 2.
Капитальные вложения государственных и кооперативных предприятий и организаций (без колхозов) в народное хозяйство национальных республик и РСФСР в 1971-1985 гг. (млн руб.) []
Республики 1971-1975 гг. 1976-1980 гг. 1981-1985 гг.
млн руб. % млн руб. % млн руб. %
РСФСР 310000 100 409 132 483 155
Калмыцкая АССР 753 100 938 125 1209 161
Дагестанская АССР 1998 100 2213 111 2481 124
Кабардино-Балкарская АССР 885 100 1171 132 1475 167
Северо-Осетинская АССР 781 100 1056 135 1202 154
Чечено-Ингушская АССР 1771 100 2064 117 2205 125
Сост. по: [Народное хозяйство РСФСР за 70 лет 1987: 235; Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке 1987: 158-159; Народное хозяйство Кабардино-Балкарской АССР за 70 лет 1987: 59; Народное хозяйство Калмыцкой АССР за годы одиннадцатой пятилетки 1986: 145; Северная Осетия за годы одиннадцатой пятилетки 1986: 76; Чечено-Ингушская АССР за годы одиннадцатой пятилетки 1986: 85]
Обращает внимание на себя тот факт, что в большинстве республик Юга России увеличение инвестиций не совпадало с темпами прироста продукции. В 1981-1985-х гг. абсолютный объем капитальных вложений в промышленность Кабардино-Балкарской АССР превысил уровень девятой пятилетки в 1,9 раза, в то время как среднегодовые темпы прироста общего объема продукции промышленности уменьшились на 4,5 % [Народное хозяйство Кабардино-Балкарской АССР в одиннадцатой пятилетке 1986:
94-95]. Объем инвестиций в промышленный комплекс Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке по сравнению с десятой увеличился в 1,9 раза, а среднегодовые темпы прироста продукции снизились на 0,3 % [Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке 1987: 21, 159]. Это говорит о непоследовательности проводимых мероприятий, половинчатости принимаемых мер, невозможности вносить корректировки в отдельные части, не меняя систему в целом.
Главным тормозом реформы стало перенапряжение государственного плана, зависевшего не от системы планирования и даже не от концепции народнохозяйственного плана, предлагавшейся Госпланом и Советом Министров СССР, а от политики, определявшейся «коллективным руководством», в котором решающим голосом обладал Генеральный секретарь ЦК КПСС, а глава правительства имел столько же прав, сколько каждый из остальных членов Политбюро [Фирсов 2004: 73].
Несмотря на все перипетии, в 19601970-е гг. существенно изменилась структура промышленного производства республик Юга России и их доля в экономике РСФСР, что было связано со строительством большого количества новых предприятий, организацией новых отраслей и производств. Впервые стали выпускаться уксусная кислота и пластические массы в Чечено-Ингушской АССР, бутиловый спирт — в Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской АССР; введен в строй Грозненский химический завод, организовано производство фосфатных солей в Дагестанской АССР. Активно развивалась цветная металлургия в Северо-Осетинской и Кабардино-Балкарской АССР, получили развитие отрасли электротехнической и приборостроительной промышленности, причем значительную часть их ассортимента стали производить там впервые. Было организовано производство электроизмерительных приборов в Кабардино-Балкарской и Чечено-Ингушской АССР, низковольтной аппаратуры — в Кабардино-Балкарской и Дагестанской АССР, электроустановочных изделий в Чечено-Ингушской АССР. Расширилось производство деревообрабатывающих станков в Кабардино-Балкарии, оборудования для пищевой промышленности, запасных частей к сельскохозяйственным машинам и автомобилям в Чечено-Ингушетии и Дагестане. Большое развитие получила нефтяная и газовая промышленность в ЧеченоИнгушской, Дагестанской и Калмыцкой АССР.
Важнейшей отраслью промышленности республик Юга России являлась промышленность строительных материалов, обеспечивающая объекты промышленного и гражданского строительства. Возрастающий объем строительства в республиках определял необходимость расширения их производства. Все же следует отметить не-
достаточно высокий уровень концентрации и технической оснащенности производства этой отрасли.
Накануне рыночных реформ промышленная специализация национальных регионов Юга России определялась развитием отраслей пищевой индустрии, машиностроения и металлообработки. На эти главные отрасли приходилось более половины всего объема промышленной продукции. Высокий удельный вес топливной промышленности отмечен в Чечено-Ингушской АССР (40,9 %), цветной металлургии — в Кабардино-Балкарской (19,2 %) и Северо-Осетин-ской АССР (22,5 %).
Легкая промышленность республик укрепляла свою производственную базу не только за счет нового строительства, но и за счет оснащения предприятий новыми современными механизмами. Поэтому в отрасли улучшалась технология производства, повышался уровень механизации. Несмотря на достигнутые результаты, за десятую и одиннадцатую пятилетки в легкой промышленности республик Юга России снизились темпы роста объемов производства.
Из всей широкой гаммы сырьевых ресурсов республик Юга России наиболее полно на всех этапах их индустриального развития использовалось сельскохозяйственное сырье. Пищевая промышленность заняла доминирующее положение с момента ее зарождения и сохраняла его до 1980х гг., хотя в связи с быстрым расширением промышленного диапазона Северного Кавказа доля пищевой промышленности в структуре индустрии рассматриваемых автономий постоянно снижалась.
Определенное влияние на сложившиеся отраслевые пропорции оказывали и исторические условия, когда население республик в основном было занято в аграрном производстве. Сказывались и благоприятные климатические условия, позволяющие выращивать тепло- и солнцелюбивые культуры. Лишь в Калмыцкой АССР доля пищевой промышленности продолжала возрастать, что связано с особенностями ее ресурсов.
Таким образом, в 1960-1980-е гг. в национальных регионах Юга России замедлились темпы роста выпускаемой промышленной продукции. Происходящие сдвиги в структуре промышленности отличаются следующими тенденциями: быстрое увеличение удельного веса отраслей тяжелой промышленности, стабилизация доли ма-
шиностроения в общем объеме продукции промышленности, постепенное сокращение удельного веса пищевой промышленности. На отраслевую структуру промышленного производства в целом повлияли такие факторы, как размещение природно-сырьевой базы и система расселения населения, исторические факторы, длительная специализация ряда национальных регионов на выпуске определённого вида промышленной продукции.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в середине 1980-х гг. назрела необходимость проведения целого ряда мероприятий в промышленном комплексе республик Юга России: по формированию эффективной системы управления промышленностью, максимально приспособленной к местным условиям; по сокращению производств и ликвидации предприятий в неперспективных отраслях на основе общегосударственных, отраслевых и региональных программ; по увеличению в структуре народного хозяйства доли наукоемких и других ресурсосберегающих отраслей и использованию технологий с низкими затратами энергии и материалов; по созданию условий для продовольственного самообеспечения, увеличению потенциала пищевой промышленности в межрегиональном обмене; по созданию научных условий для развития отраслей и предприятий, ориентирующихся на выпуск новых товаров и услуг; по преодолению застойных тенденций и выходу в фазу устойчивого и социально ориенти-
рованного экономического роста на основе массового обновления техники и технологии, улучшения квалификации работников и системы управления.
Литература
Касьянова О. П. Перестройка управления промышленностью и строительством в начале 50-х — первой половине 60-х годов. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1996. 180 с. Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке: Стат. сб. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987. 220 с.
Народное хозяйство Кабардино-Балкарской АССР в одиннадцатой пятилетке (19811985 гг.): Стат. сб. Нальчик: Эльбрус, 1986. 165 с.
Народное хозяйство Кабардино-Балкарской АССР за 70 лет: Стат. сб. Нальчик: Эльбрус, 1987. 156 с.
Народное хозяйство Калмыцкой АССР за годы 11-й пятилетки (1981-1985 гг.). Стат. сб. Элиста: Калмиздат, 1986. 205 с.
Народное хозяйство РСФСР за 70 лет: Стат. сб.
М.: Финансы и статистика, 1987. 470 с. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб.: Госкомстат России. М.: Юрайт, 2002. 690 с.
Северная Осетия за годы одиннадцатой пятилетки: Стат. сб. Орджоникидзе: Ир, 1986. 136 с.
Фирсов Ю. В. Косыгин и его реформы // Российский экономический журнал. 2004. № 5-6. Чечено-Ингушская АССР за годы 11-й пятилетки: Стат. сб. Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1986. 110 с.