УДК 94
Алиева Анжела Булатгаджиевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры ГП.
Дагестанский государственный институт народного хозяйства [email protected] Anghela B. Alieva
candidate of historical sciences, Dagestan state institute of a national economy [email protected]
Административно-территориальные реформы на Северном Кавказе в XX - начале XXI века
The administrative territorial reforms in the North Caucasus at 20 th, at the beginning of 21 st centuries
Аннотация. В статье рассмотрены административно-территориальные реформы на территории Северного Кавказа с 20-х годов XX в. до 2010 года. Возникновение автономий, их вхождение в крупные территориальные образования, выход из их состава, повышение статуса республик после Конституции 1936 г., реформы 1950-1970-х годов, преобразование автономий в условиях перестройки и рыночных реформ, принятие Новых Конституций Северо-Кавказских республик, включение их в новые Федеральные округа (ЮФО, СКФО).
Ключевые слова:_<административно-территориальные преобразования, районирование, реформы, административная единица, выселение населения, ликвидация (восстановление) территориальных образований, статус республик.
Abstract. In article administrative-territorial reforms in territory of the North Caucasus since 20th years of the XX-th century till 2010 are considered. Occurrence of autonomies, their occurrence in large territorial formations, an exit from their structure, increase of the status of republics after the Constitution of1936, reform of 50-70th years, transformation of autonomies in the conditions of reorganization and market reforms, acceptance of new Constitutions of the North Caucasian republics, their inclusion in new federal districts (Southern Federal District, The North Caucasian Federal District).
Key word: administration-territorial transformations, division into districts, reforms, an administrative unit, population eviction, liquidation of territorial formations, the status of republics.
К началу XX в. Российская империя являлась самым крупным государством мира по занимаемой площади. К этому времени сложились стабильные границы государства и по существу были закончено проведение административно-территориальных реформ [1-е границы губерний, а после областей и участков (конец XIX в.), сохранились вплоть до 1917 г.
Победа Октябрьской революции и установление советской власти, распад Российской империи вызвал необходимость проведения административно-территориальных преобразований. В условиях жесткого противостояния, гражданской войны и необходимости сохранения территориальной целостности государства в 1917-1920 гг. был сделан выбор в пользу федеративного национально-территориального принципа построения государства [2, с.13]. В 1928-1929 гг. с учетом проекта районирования прошлых лет в Российской Федерации была проведена новая административная реформа, в основу которой был положен опыт согласования, взаимодействия политико-административного районирования с экономическими проблемами территорий. В качестве наиболее крупной единицы деления были избраны область, край, которые совпадали с экономическим районом. Они были и территориальным производственным комплексом, связанным с другими областями в экономическую систему благодаря межрайонному разделению и транспортным магистралям.
Создание новой административно-территориальной единицы - СевероКавказского края был первым опытом организации и функционирования крупной административно-хозяйственной единицы на основе объединений национально-государственных территорий (губерний, республик, областей и автономий): Ставропольская и Терская губернии, Дагестанская АССР, Донская и Кубано-Черноморская области, Адыгейская и Кабардино-Балкарская, Карачаевская, Северо-Осетинская, Черкесская и Чечено-Ингушская автономные области образованы в 1926-1935 годах [3, с.77]. Таким образом, реформа 1929 г. являлась первой реформой административно-территориального управления, построенной на научной основе, в сочетании политического управления с экономическими задачами.
В 1934 г. Северо-Кавказский край был разделен на две части: Азово-Черноморский край с центром в г. Краснодаре и Северо-Кавказский край с центром в г. Пятигорске.
Крупные изменения в административно-территориальном делении Северного Кавказа произошли с принятием Конституции СССР 5 декабря 1936г. В декабре 1936г. все автономные области Северного Кавказа (Чечено-Ингушская, Северо-Осетинская, Кабардино-Балкарская) были преобразованы в автономные республики. 22 февраля 1938 г «в целях успешного хозяйственного развития» Орджоникидзевскому были переданы Затеречные земли из Дагестана, а граница между АССР и краем была определена на р. Терек [4, с.167].
В административно - территориальном устройстве республик Северного Кавказа, в том числе и Дагестанской АССР, в довоенные годы прослеживается
определенная смена приоритетов. Главным является то, что в процессе, особенно в период с 1921 по 1929гг, превалирует национальный фактор [5].
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. были предприняты беспрецедентные репрессивные меры против ряда народов России, их депортация и связанная с этим ликвидация автономных республик. В сентябре-октябре 1941 г. первым это коснулось немцев Поволжья. В 1943-1944 гг. перестали существовать Калмыцкая, Чечено-Ингушская АССР, Карачаевский автономный округ. В связи с выселение балкарцев Кабардино-Балкарская АССР была преобразована в Кабардинскую АССР. Всего было депортировано 69,3 тыс. карачаевцев, 40,7 тыс. балкарцев, 107,3 тыс. калмыков [6, с.3 - 4].
В середине 50-х годов XX в. предпринимается новая попытка реформы хозяйственного управления страной, что неизбежно должно было значительно повлиять на административно-территориальное деление регионов страны, в том числе и Северного Кавказа.
После XX съезда КПСС (1956г.) при Госплане РСФСР была создана комиссия для разработки предложений по экономическому районированию. Постановления Пленума ЦК были утверждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1957г., получившие силу Закона. Закон предусматривало фактическое совмещение функционирование совнархозов с административно-территориальным делением страны. Сам факт создания совнархозов оказался положительным явлением. Улучшилась экономика страны, уменьшились расходы, укрепилась кооперация между предприятиями, расположенными на одной территории. Совнархозы становились реальными региональными органами управления промышленностью и строительством по всей стране, в том числе и на Северном Кавказе. В целом же отдельные совнархозы в рамках экономического административного района не решали всех поставленных задач. Поэтому было решено укрепить совнархозы. Была еще одна причина. Высланные в годы войны народы Северного Кавказа в конце 1950-х годов получили реабилитацию и восстановление ликвидированных автономий [7, с.102].
Таким образом, в начале 60-х годов XX в. в определенной степени происходил возврат к системе управления 20-х годов, когда были совмещены административно-территориальное деление с экономическим районированием и хозяйственным управлением территориями. Более того, в 1963-1964 гг. были созданы объединенные промышленные и сельские производственные парткомы и ликвидированы горкомы и райкомы КПСС [8, с.132].
Структура и система управления территориями, сложившаяся в конце 50-х и в начале 60-х годов XX в. открывала возможность новой реформы административно-территориального деления, однако она оставалась нетронутой вплоть до конца 1970-х годов. Лишь по Конституции СССР 1977 г. национальные округа были переименованы в автономные округа.
В годы перестройки и рыночных реформ (90-е годы XX в.) появилась небывалая возможность реформирования в административно-территориальном устройстве страны. Конец XX века стал временем пристального внимания к
проблеме совершенствования административно-территориального деления России [9, с.29]. В связи с распадом СССР новому российскому руководству пришлось решать задачи по сохранению целостности Российской Федерации. 14 мая 1991г. в Конституцию РСФСР были внесены поправки, в соответствии с которыми был поднят статус автономных республик: «АССР» были заменены на «Республики в составе РСФСР» [10]. Итогом развития административно-территориального деления в России является его чрезвычайная дробность.
В мае 2000г. были созданы Федеральные округа. Общая площадь ЮФО на 1 января 2006 составляет 589,2 тыс. кв. км и население 22790,2 тыс. человек [11, с.36]. Новейший период истории России выдвинул новые ориентиры государственной региональной политики. Основными ее задачами являются, с одной стороны, стремление к сохранению единства и территориальной целостности государства, с другой - обеспечение самостоятельности регионов России, в том числе и Северного Кавказа, сочетание государственной поддержки со стимулированием экономической активности населения на всей территории России. Указом Президента РФ от 19 января 2010г. из ЮФО выделен Северо - Кавказский федеральный округ (восьмой по счету в РФ) в составе: Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской республики, Карачаево-Черкесской республики, Республики Северной Осетии-Алании, Чеченской республики и Ставропольского края с центром федерального округа в городе Пятигорске [12, с.42].
Изучение опыта национально-государственного строительства, административно-территориального переустройства республик краев и областей Северного Кавказа имеет большое значение для проведения нынешних административных реформ в СКФО, где проживает очень много народностей. Разговоры об «укрупнении регионов», «совершенствовании административно-территориального деления» велись уже давно. О желательности «укрупнения» высказывались практически все высшие руководители Российской Федерации: В. В. Путин, Д. А. Медведев, Спикер Совета Федерации В.И. Матвиенко и т.д. На высшем уровне руководства РФ имеется четкое понимание того, что существующие административно-территориальные границы, в первую очередь на Северном Кавказе, были прочерчены еще в советские времена, если не раньше, и изжили себя. СКФО был создан в целях «стабилизации», улучшения управления и понижения террористической активности - однако на деле произошло обратное, вдобавок получился целый клубок новых проблем. Северный Кавказ так и не оказался под единой властью. В результате проведенного членения не только не было создано единой системы управления всем Северным Кавказом, но он оказался разделенным на два федеральных округа.
Литература:
1. Административно-территориальное деление России в XXвеке: истори-ко-географический аспект // Вопросы истории. 2005. № 4, С.132.
2. Закон СССР № 1457-1 от 26 апреля 1990 г. «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» // Ведомости
съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 19. Ст. 329.
3. Златополъский Д.Л. Государственное единство Российской Федерации: Некоторые аспекты проблемы //Вестник ИГУ. Серия ПЛраво.1994. № 4.
4. Исторический опыт реформирования административно-территориального деления России в XXвеке // Исторические науки. 2004. № 4. С. 29.
5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 9. изд. 9-е испр. и доп. М. 1986, С. 167.
6. Цуциев А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004). М. 2006, С. 77.
Literature:
1. Administrative-territorial division of Russia in the XX century: istori-to-geographical aspect//history Questions. 2005. No. 4, Рage 132.
2. The law USSR No. 1457-1 of April 26, 1990. "About differentiation of powers between USSR and subjects of Federation "//Sheets of congress of People's Deputies of the USSR and the Supreme Council of the USSR. 1990. No. 19. Art. 329.
3. Zlatopolsky D. L. state unity of the Russian Federation: Some aspects of a problem//YOKE Bulletin. Series 11. Pravo.1994. No. 4.
4. Historical experience of reforming of administrative-territorial division of Russia in the XX century/Historical sciences. 2004. No. 4. Р. 29.
5. CPSU in resolutions and solutions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee. T. 9. prod. the 9th испр. and additional M. 1986, Р. 167.
6. Tsutsiyev A. Atlas of ethnopolitical history of the Caucasus (1774-2004). M 2006, Р. 77.