Научная статья на тему 'Процессы становления системы гражданского образования в условиях современной России'

Процессы становления системы гражданского образования в условиях современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНИН / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ПАТРИОТИЗМ / СВОБОДА / CIVIL EDUCATION / CITIZEN / REGIONALIZATION / PATRIOTISM / FREEDOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоронько Любовь Яковлевна

В статье рассматриваются процессы становления гражданского образования в России, ста-вшей на путь формирования демократического, правового государства, совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений гражданского общества, что должно способствовать готовности личности жить в новых экономических и социально-политических условиях. Процессы становления гражданского образования в современной России актуализируются на фоне сложных политических событий в мире и обществе, сегодня стал очевиден тот факт, что для сохранения и спасения демократии необходимо формировать эффективную систему гражданского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хоронько Любовь Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of formation a system of civic education in modern Russia

This article examines the process of formation of civic education in Russia, embarked on the way of building a democratic, law-based state, improvement of legislation and modernization of the lawful relations of the civil society, which should facilitate the willingness of the individual to live in the new economic and socio-political conditions. The process of formation of civic education in modern Russia is updated on the background of complex political events in the world and in the society and it has become obvious that it is necessary to form an effective system of civic education for the preservation and redemption of democracy.

Текст научной работы на тему «Процессы становления системы гражданского образования в условиях современной России»

Хоронько Любовь Яковлевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (тел.: +78632300994)

Процессы становления системы гражданского образования в условиях современной России

В статье рассматриваются процессы становления гражданского образования в России, ставшей на путь формирования демократического, правового государства, совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений гражданского общества, что должно способствовать готовности личности жить в новых экономических и социально-политических условиях. Процессы становления гражданского образования в современной России актуализируются на фоне сложных политических событий в мире и обществе, сегодня стал очевиден тот факт, что для сохранения и спасения демократии необходимо формировать эффективную систему гражданского образования.

Ключевые слова: гражданское образование, гражданин, регионализация, патриотизм, свобода.

L.Ja. Horonko, Doctor of Pedagogics, Professor of the Chair of Education and Pedagogical Sciences of the Academy of Psychology and Pedagogics of the Southern Federal University; tel.: +78632300994.

The process of formation a system of civic education in modern Russia

This article examines the process of formation of civic education in Russia, embarked on the way of building a democratic, law-based state, improvement of legislation and modernization of the lawful relations of the civil society, which should facilitate the willingness of the individual to live in the new economic and socio-political conditions. The process of formation of civic education in modern Russia is updated on the background of complex political events in the world and in the society and it has become obvious that it is necessary to form an effective system of civic education for the preservation and redemption of democracy.

Key words: civil education, citizen, regionalization, patriotism, freedom.

Понимание необходимости становления системы гражданского образования обусловлено процессами воспитания человека и гражданина. Патриотизм, гражданственность, политическое участие предполагают наличие определенных личностных качеств, обеспечивающих индивиду способность распоряжаться своей свободой, делать сознательный выбор, эффективно влиять на власть. В обществе сформирован социальный заказ на представления о месте человека в изменяющемся мире, характере его встро-енности в смысловую систему, подразумевающий представления о мире, о своей родине, об оценке личностью своих возможностей, ее гражданских прав и свобод. Принципами жизни в демократическом обществе и правовом государстве, процессом воспитания человека и гражданина, формированием гражданской активной позиции, гражданственности определя-

ется гражданское образование. Посредством гражданского образования личность школьника приобщается к смыслам и ценностям демократического, правового государства и гражданского общества, происходит формирование нравственных ориентиров и представлений о гражданской и этнонациональной идентичности.

В наступившем XXI в. основная цель гражданского образования в России - формирование подрастающего поколения граждан в условиях свободы, выбора и ответственности, чувства любви к Родине, нравственных идеалов демократического общества, гражданской компетентности, при этом следует ориентироваться на духовность личности, потребность в труде, направленном на общее благо, на право реализовывать в социальной практике базовые ценности, которые образуют основу мировоззрения формирующейся личности. Задачей

303

образования являются сохранение, передача, укоренение в человеке указанных ценностей как педагогических механизмов гражданского образования.

Опыт работы образовательных учреждений, в свою очередь, выдвигает задачу подъема качества и эффективности гражданского образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих перед обществом и школой проблем: обеспечить социальный консенсус в решении ключевых ориентиров гражданского строительства «через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе» [1].

Главное направление модернизации образования - реализация ряда основных базовых принципов: вариативности, гуманизации, регионализации; национального самоопределения школы; открытости образования. Фундамент платформы гражданского образования в контексте модернизации составляют два ключевых понятия: личность и демократия; личность рассматривается как субъект общественной жизни, происходит процесс формирования позитивной личностной идентичности, аккумулирующей ценности демократического общества.

Становление системы гражданского образования в России сопровождается разработкой необходимой нормативно-правовой базы с учетом концептуальных положений международных договоренностей и деклараций, обоснованы международные стандарты политики, защищающей права детей. «В своей международной деятельности мы исходим из того, что "Всемирная декларация прав человека'' (1948), "Международный пакт о гражданских и политических правах'' (1966), "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах'' (1966) призывают обеспечить каждому человеку, независимо от того, где он проживает, участие в культурной, научной и образовательной деятельности международного сообщества. Знания не имеют государственных границ» [2, с. 40]. Можно констатировать, что проблема защиты прав ребенка, его развития, образования и воспитания, защиты его жизни и здоровья в настоящее время приобрела черты общечеловеческой, планетарной.

Государственная политика в сфере образования формируется в соответствии со вступившим в силу 1 сентября 2013 г. Федеральным

законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования. В контексте реализации государственной политики определено, что гражданское образование представляет собой единый комплекс гражданского образования и гражданского воспитания, в нем реализуются социальные технологии, ценности и нормы модели гражданского общества и гражданина.

В соответствии с Конституцией РФ при Президенте РФ функционирует Комиссия по правам человека, избран Уполномоченный по защите прав ребенка. Сформированы эффективные механизмы и институты реализации прав и свобод человека и гражданина, защиты прав человека. В регионах Российской Федерации на законодательном уровне учреждены комиссии по правам человека.

Для гражданской жизни в демократическом обществе, для становления гражданских свойств личности огромную системообразующую роль играет гражданское образование, которое рассматривается не только как знание, но в большей степени как социальная компетенция личности, как основа любого социального действия, которая необходима для гражданского общества. В нормативных источниках пятьдесят девятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН раскрывается наполнение понимания термина «образование в области прав человека»: «...образование в области прав человека может быть определено как усилия по образованию, обучению и информированию, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем обмена знаниями, привития навыков и формирования позиций, которые направлены на: укрепление уважения прав человека и основных свобод; всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства; содействие взаимопониманию, терпимости, равенству мужчин и женщин и дружбе между нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами; обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного и демократического общества, в котором господствует право; строительство и поддержание мира; обеспечение устойчивого развития в интересах общества и социальной справедливости» [3].

304

В настоящее время педагогические исследования по вопросам образования указывают на то, что поставленные в документах задачи активизировали поиск новых подходов к пониманию сущности и наполнению содержания гражданского образования.

В России новое гражданское общество пока находится в состоянии развития. Понятию «гражданин» в научной литературе дано определение только с позиции юриспруденции, оно трактуется как человек, знающий не только свои права и обязанности, но уважающий права другого человека.

Мы придерживаемся дефиниции, которую дала Н.И. Элиасберг: «Гражданин России -это человек, обладающий широкими правами, адекватными Международной Хартии прав человека, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек, честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь с Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, постоянно берущий на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий стране стать сильнее и богаче» [4], т.е. гражданин - социально активная личность со сформированной гражданской идентичностью, на основе обдуманных и принятых необходимых решений принимающая деятельное участие в жизни общества.

Школьные учителя в процессе гражданского образования становятся ведущими субъектами, менеджерами перемен, которые должны подготовить и закрепить тенденцию реальной демократизации в обществе. Необходимо системно заниматься гражданским образованием школьников не только в ходе соответствующих предметов, но и во внеурочное время.

При этом возможно использовать следующие формы и методы.

1. Научно-исследовательская деятельность: школьные научные кружки, научные семинары, конференции, предметные олимпиады, конкурсы на лучшую научно-исследовательскую работу, социальный гражданский проект, издание школьных исследовательских работ и т.д.

2. Досуговая, культурно-просветительская (духовно-нравственная), креативно-творческая деятельность - кружковая, клубная (например, дискуссионный и психологический клубы), поисковая, экскурсионная: творческие объединения, студии, коллективные творческие дела, конкурсы, интеллектуальные игры, виктори-

ны, акции, сюжетно-ролевые игры, праздники, КВН, концерты, устные журналы, пресс-конференции, диспуты, дискуссии, деловые игры, проведение праздничных вечеров, посещение выставок, музеев, театров, чествование юбиляров, выпуск газет, встречи с известными писателями, артистами, музыкантами, организация и проведение встречи выпускников, конкурсы чтецов, исполнителей авторской песни, художественной самодеятельности.

3. Школьное самоуправление: иерархически выстроенная система управления: коллектив класса - актив класса - общешкольный актив. Каждый уровень строится на работе секторов (например, учебного, научного, информационно-аналитического, культурно-массового, спортивного и трудового) с оптимальным распределением функций, ответственности, полномочий и прав внутри каждого уровня и системы в целом. Наличие школьных объединений и организаций - необходимый компонент гражданского образования школьников. Самоуправление является частью создаваемого гражданского общества, поскольку речь идет об общественных интересах и их разумной взаимосвязи с личным участием.

4. Учебная деятельность: конкурс на лучшую школьную группу, слет отличников, встреча директора школы с неуспевающими, шефская работа, волонтерское движение, работа педагогического отряда с трудными подростками, организация Доски Почета школьников и учителей и т.д.

5. Здоровьесберегающая деятельность: организация и проведение Дня Здоровья - спартакиады, встречи с работниками здравоохранения, конкурс стенгазет («Мы - за чистый воздух и чистые легкие!»), рисунков, плакатов по профилактике наркомании, алкоголизма, курения, ВИЧ-инфекции, тренинги по программе «За здоровый образ жизни», проведение научно-практической конференции по проблемам здоровья молодежи «Мы - за здоровый образ жизни!», проведение круглых столов, вечеров вопросов и ответов на медицинские темы «Здоровый человек - человек года!», проведение медосмотров школьников и учителей, участие в городских и областных спортивных соревнованиях, проведение акции «Чистота -залог здоровья!», генеральная уборка кабинетов, территорий и др.

6. Природоохранительная деятельность: деятельность дружины по охране природы, участие в возрождении парков, дендрариев, выставка экибан - осенних композиций,

305

выставка поделок из природного материала, организация и проведение недели экологии, круглый стол по вопросам экологии, работа в экологическом центре, организация и проведение Марша парков, участие школьников в научно-исследовательской работе школы по экологическим вопросам и др.

7. Гражданско-патриотическая деятельность: встречи с работниками правоохранительных органов, работа политклуба, конкурс стенгазет по проблемам асоциальных явлений среди молодежи, правовые консультации для школьников у юриста, индивидуальные беседы со школьниками-правонарушителями, сбор материалов по истории школы и др.

Основными показателями успешности гражданского образования может служить готовность человека быть активным, сознательным и полноценным гражданином общества, выполняющим многочисленные профессиональные, общественные и другие функции и обязанности. Большая роль в этом принадлежит классному руководителю, задача которого - помочь ученику в выборе, проследить, чтобы он не остался «за бортом жизни». Именно поэтому важно найти каждому ученику своего класса интересное дело, в котором он был бы успешным.

1. Торохтий В. С. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования [Электронный ресурс]. URL: http://iop.mgppu.ru/smi/StaW2.16.%20Tomhtiy. doc.

2. Кинелев В. Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М., 1995.

3. Демидов А.А. Шаги к информационному обществу. Реализация флагманской программы ЮНЕСКО в России // Библиотечное дело. 2004. № 6(18). С. 2-5.

4. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. 4 этап 10-11 кл. / сост. Н.И. Элиасберг. СПб., 2000.

Становление у учащихся гражданских свойств личности происходит под воздействием многочисленных влияний - семьи, микросоциума, поселковой среды, средств массовой информации, создающих пеструю картину жизни российского общества, школы, учреждений дополнительного образования.

Школа является самым важным институтом нравственного и гражданского воспитания. Для достижения поставленных целей в школе используются различные организационные формы гражданского образования: уроки;

внеурочные формы деятельности; уклад жизни школы; внешкольные формы деятельности. Особую роль играют предметы: история, об-ществознание, литература, экономика, элективные курсы, основа таких занятий - решение правовых задач и рассмотрение жизненных ситуаций с точки зрения права.

Для гражданского образования права человека должны рассматриваться как центральная тема. Права человека стали общепризнанной нормой человеческого общежития для всего цивилизованного мира. В число таких стран постепенно входит и Россия.

1. Torohtiy US. Civil and Patriotic education in conditions of modernization of education [Electronic resource]. URL: http://iop.mgppu.ru/ smi/Stati/2.16.%20Torohtiy. doc.

2. Kinelev V.G. Objective necessity. History, problems and prospects of higher education reform in Russia. Moscow, 1995.

3. Demidov A.A. Steps towards the information society. The implementation of the flagship programmes of UNESCO in Russia // Libraries. 2004. № 6(18). P. 2-5.

4. The system of legal education in the school and the education of the citizen of Russia. Stage 4. 10-11 CL. / comp. by N.I. Eliasberg. St. Petersburg, 2000.

306

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.