В числе причин недостаточной подготовки обучающихся в исследованиях называются также организационные (как, например, недостаточное межкультурное социальное и профессиональное партнерство вуза); методические и дидактические причины, ограничивающие возможности преподаваемых дисциплин; слабая профессиональная ориентация дисциплины «Иностранный язык».
Таким образом, констатирующее исследование подтвердило актуальность проблемы подготовки обучающихся технических вузов как неязыковых к меж-
культурному профессиональному взаимодействию. Преодолеть выявленные причины недостаточной подготовки возможно через организацию целенаправленной педагогической интеграции иноязычной и профессиональной подготовки, применение практико-ориентированных технологических решений организации образовательного процесса, расширение социально-образовательного спектра взаимодействия обучающихся с представителями своей и других профессий, развитие необходимых личных качеств обучающихся.
Библиографический список
1. Сургутскова Г.А. Социально-педагогическая компетентность как необходимая составляющая профессиональной деятельности современного специалиста технического профиля. Научные труды магистрантов и аспирантов Нижневартовского государственного университета. Вып. 14. Нижневартовск, 2017.
2. Кандаурова А.В., Суртаева Н.Н. Дополнительное профессиональное педагогическое образование в условиях изменений социального взаимодействия. Человек и образование. 2015; № 3 (44): 23.
3. Долган А.Г Использование проблемной ситуации в комплексном тесте (на примере подготовки к межкультурному бизнес-взаимодействию в АТР). Интеграция образования. 2016; Т. 20; № 2.
4. Мажар Е.Н. Основные психолого-педагогические механизмы функционирования межкультурного взаимодействия. Известия Смоленского государственного университета. Ежеквартальный журнал. 2016; № 4 (36): 454 - 467.
5. Мажар Е.Н. Педагогические условия и этапы реализации практико-ориентированной модели подготовки студентов-лингвистов к межкультурному взаимодействию. Ученые записки Орловского государственного университета. 2017; № 2 (75): 260 - 264.
6. Тройникова Е.В. Формирование готовности студентов к межкультурному взаимодействию в образовательной деятельности: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ижевск, 2007.
7. Буйло Е.В., Иванова И.В. Тренинг как метод развития коммуникативной компетентности. Среднее профессиональное образование. 2014; № 12: 12 - 17.
8. Судоргина Л.Е. Развитие межкультурного взаимодействия студенческой молодежи средствами проектных технологий социально-культурной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Орел, 2014.
9. Сургутскова ГА., Ибрагимова Л.А. Деловой английский язык в подготовке компетентного специалиста. Actual problems of humantes: Monograph, Volume 3/ ed. by K. Vitkova. Venna: "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2016: 12 - 22.
References
1. Surgutskova G.A. Social'no-pedagogicheskaya kompetentnost' kak neobhodimaya sostavlyayuschaya professional'noj deyatel'nosti sovremennogo specialists tehnicheskogo profilya. Nauchnye trudy magistrantov i aspirantov Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. 14. Nizhnevartovsk, 2017.
2. Kandaurova A.V., Surtaeva N.N. Dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie v usloviyah izmenenij social'nogo vzaimodejstviya. Chelovekiobrazovanie. 2015; № 3 (44): 23.
3. Dolgan A.G. Ispol'zovanie problemnoj situacii v kompleksnom teste (na primere podgotovki k mezhkul'turnomu biznes-vzaimodejstviyu v ATR). Integraciya obrazovaniya. 2016; T. 20; № 2.
4. Mazhar E.N. Osnovnye psihologo-pedagogicheskie mehanizmy funkcionirovaniya mezhkul'turnogo vzaimodejstviya. Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta. Ezhekvartal'nyjzhurnal. 2016; № 4 (36): 454 - 467.
5. Mazhar E.N. Pedagogicheskie usloviya i 'etapy realizacii praktiko-orientirovannoj modeli podgotovki studentov-lingvistov k mezhkul'turnomu vzaimodejstviyu. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 2 (75): 260 - 264.
6. Trojnikova E.V. Formirovanie gotovnosti studentov k mezhkul'turnomu vzaimodejstviyu v obrazovatel'noj deyatel'nosti: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Izhevsk, 2007.
7. Bujlo E.V., Ivanova I.V. Trening kak metod razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti. Srednee professional'noe obrazovanie. 2014; № 12: 12 - 17.
8. Sudorgina L.E. Razvitie mezhkul'turnogo vzaimodejstviya studencheskojmolodezhi sredstvamiproektnyh tehnologij social'no-kul'turnojdeyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orel, 2014.
9. Surgutskova G.A., Ibragimova L.A. Delovoj anglijskij yazyk v podgotovke kompetentnogo specialista. Actual problems of humanities: Monograph, Volume 3/ed. by K. Vitkova. Venna: "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2016: 12 - 22.
Статья поступила в редакцию 07.08.19
УДК 371
Damadaeva A.S., Doctor of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Developmental Psychology and Professional Activities,
Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROCESSES OF MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN. The article presents a study conducted by the grant project aimed at studying the factors that prevent successful process of inclusion. On the basis of the studied problems, the concept of remedial and preventive system of psychological support of teachers, students and their parents to the introduction of Federal state educational standard for children with disabilities in the Republic of Dagestan should be built as a way of modernization of education, for structuring the work of schools with the introduction of the Federal Educational standards.
Key words: psychological and pedagogical support, concept, children with disabilities, disabled people, teachers, parents.
А.С. Дамадаееа, д-р психол. наук, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Россия,
Е-mail: [email protected]
ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
В статье представлено исследование, проведенное по грантовому проекту, направленное на изучение факторов, мешающих успешному продвижению процесса инклюзии. На основе изученных проблем разработана концепция коррекционно-превентивной системы психологического сопровождения учителей, учащихся и их родителей к введению ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Дагестан, рассматриваемую как способ модернизации образования, структурирования работы ОО при введении инклюзии.
Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, концепция, дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, педагоги, родители.
Модернизация образования привлекает огромное внимание родителей, В результате осознания ценности жизни и отличий между людьми поя-
имеющих детей с ОВЗ и инвалидностью. Основной интерес вызывает инклюзив- вилось понимание прав человека, признание идентичности и личностных осо-ное образование. бенностей. Включенность каждого человека в общество независимо от его эт-
нической, религиозной, политической принадлежности, а также от состояния здоровья является основным ценностным показателем социального общества.
Большинство исследований по организации процесса инклюзивного образования сходятся в том, что процесс введения инклюзивного образования требует подключения психолого-педагогических и организационных мероприятий. Не менее актуально, что при введении инклюзии образовательное сообщество сталкивается с педагогической некомпетентностью педагогов, которые не имеют квалификаций в данной области, что существенно затрудняет и тормозит инклюзивные процессы. Отдельной темой исследования являются руководители ОО, которые, не понимая феномена инвалидности, с большой долей осторожности относятся к присутствию и патронажу таких детей. Ведь их наличие также требует корректировки учебных планов, наличия специальных учебников и инфраструктуры [1 - 3].
Анализ как отечественной, так и зарубежной литературы по проблемам инклюзивного обучения показывает, что большинство исследователей сходятся в одном: для создания благоприятной инклюзивной среды требуется множество факторов [4].
Таким образом, на успешность введения инклюзии влияют четыре фактора:
• соответствие материально-технической базы ОО;
• профессиональная готовность учителей с введением ФГОС;
• межгрупповые взаимоотношения детей с ОВЗ в инклюзивных классах;
• организация учебного процесса в таких видах классов.
Следовательно, для успешности внедрения инклюзии нужно провести серьезную работу от переустройства материальной базы школы до переподготовки учителей. В специальной психолого-педагогической литературе много исследований, которые касаются сопровождения детей с ОВЗ. Но с введением инклюзии учителя, родители и сами дети с нормальным развитием оказались не готовыми к введению ФГОС. Наиболее проблемной зоной в этом отношении выступают сами педагоги, которые не настроены позитивно на инклюзивный процесс [5].
Такое отношение к инклюзии имеет объяснение и продиктовано многочисленными факторами, к которым можно отнести следующие: высокий уровень эмпатии педагогов к детям-инвалидам; нежелание родителей видеть таких детей рядом со своими здоровыми; непонимание основ инклюзии и страх перед неизвестным [6].
Нужна особая модель подготовки учителя к принятию инклюзивного обучения и специалистов педагогических специальностей. К основным задачам относят следующие: формирование превентивно-коррекционной модели сопровождения процесса инклюзии, включающей в себя ряд компетенций. В профессиональной подготовке педагогов школы такой компонент присутствует контекстно. В большинстве случаев учителям предлагают освоить курсы повышения квалификации с этой направленностью, но, получив определенные теоретические знания, вопросы практического характера все еще остаются не отработанными. Анализ показывает, что современная система образования в понимании родителей не утратила своей основной функции и является в первую очередь обучающей. По их мнению, получение знаний и образования (т.е. свидетельства об окончании образовательной организации) оказывает влияние на жизненную траекторию [7].
Изменение отношения к детям-инвалидам определяют развитие ценностных ориентиров. По мнению исследователей, совместное обучение не только возможно, но и полезно всем обучающимся. У здорового ребенка оно формирует представление о равенстве, а ребенку-инвалиду дает возможность социализации в условиях нормального функционирования.
Родители детей-инвалидов остро ощущают любые изменения в отношении к их детям. Многие из них считают, что, несмотря на внедрение инклюзивного образования, отношение не изменилось. Также отмечены изменения в отношении к детям-инвалидам скорее в лучшую сторону [8].
Вместе с тем в образовании сохраняются случаи дискриминации по отношению к детям-инвалидам.
Исходя из собранных данных, можно сказать, что в массовой школе дети с ОВЗ не всегда принимаются положительно. Имеются случаи проявления негативного отношения к ним [9].
В соответствии с программой модернизации основным направлением в процессе образования детей-инвалидов является инклюзия. Поэтому было важно рассмотреть отношение родительского сообщества к перспективам его развития. Отмечено, что большинство родителей считают, что реализация инклюзивного образования должна существовать только в качестве социализации, т.е. его не рассматривают в качестве процесса обучения и получения образования.
Таким образом, можно отметить, что родители видят структурные изменения, однако возникает недопонимание родительского сообщества в определении этой структуры. В процессе модернизации формируются ценностные ориентиры, которые выражаются в изменении отношения к детям с ОВЗ.
Следовательно, исследование проблематики психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования обладает высокой социальной значимостью. Выбранный ракурс исследования позволил выявить ряд противоречий:
- между актуальностью проблем психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, их высокой теоретической и практической значимостью и относительно невысокой степенью изученности;
- с традиционным стереотипом восприятия обучения и воспитания детей с ОВЗ в специализированных образовательных учреждениях и введения инте-
грированной модели образования, что порождает необходимость всестороннего научного анализа данного явления;
- между необходимостью реализации комплекса мер педагогических и психологических ресурсов для формирования позитивного отношения к феномену инвалидности у педагогов и детей с нормативным развитием и отсутствием их в практике.
В своем исследовании мы исходили из гипотезы, что для модернизации образования в связи с введением инклюзии требуется создать условия для осуществления мобилизации педагогических и психологических ресурсов, направленных на создание толерантного отношения к феномену инвалидности. При этом целью исследования было создание целостной коррекционно-превентив-ной системы психологического сопровождения, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для учителей, учащихся и их родителей к введению Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ в Республике Дагестан.
По данным исследований, процесс модернизации имеет региональные особенности, определяющие темпы развития инклюзивного образования.
В связи с этим мы можем сказать, что процессы, происходящие в РД, обладают определенными характерными особенностями. Для проверки данной гипотезы был проведен опрос посредством анкетирования.
В ходе исследования была создана волонтерская группа для проведения анкетирования на территории РД. Для этого территория республики была поделена на 3 зоны (южная, горная, центральная) для облегчения статистической обработки данных и достоверности результатов исследования. В этих зонах было опрошено 15 900 человек, из которых 6 900 - педагоги начальных классов ОО, 3 000 родителей, 6 000 - нормально развивающиеся сверстники.
При анкетировании педагогов образовательных организаций республики Дагестан было выявлено, что только 41% из опрашиваемых педагогов имеют понятие о том, что такое инклюзивное образование.
По этому опросу было выявлено, что только 12% родителей знают о принципах инклюзивного образования, но при этом 32% из них положительно относятся к инклюзивному образованию, хотя имеют смутное представление о том, что это такое и как это должно происходить.
Педагоги ОО более информированы о том, что такое инклюзивное образование, но из них только 44% положительно относятся к идеям инклюзивного образования. Также следует отметить, что относительно небольшой процент педагогов положительно относятся к совместному обучению детей с ОВЗ - 35%. Еще меньшее количество родителей одобряют идею и положительно относятся к совместному обучению своих детей с детьми с ОВЗ. Однако 76% самих детей положительно относятся к тому, что они будут обучаться совместно с детьми-инвалидами и ограниченными возможностями здоровья.
Больше всего удивило то, что 78% опрошенных педагогов даже не предполагают, кто относится к категории детей с ОВЗ и 90% родителей на вопрос, знают ли они о том, кто относится к категории детей с ОВЗ, ответили отрицательно.
Можно предположить, что некомпетентность родителей и педагогов связана с тем, что не проводятся обучающие семинары и разъяснительная работа. Касается это и образовательных программ. Педагоги зачастую не понимают, что такое адаптированные программы. Большая часть детей-инвалидов обучается по общей программе.
Было отмечено, что из всего массива опрошенных по программам обучения полагают, что адаптированные программы, рекомендованные медико-психолого-педагогической комиссией, являются дополнительной формой образовательного процесса, который не отождествляют с инклюзией.
Система образования детей-инвалидов не имеет четко выраженной структуры и находится в процессе модернизации, которая обеспечивает переход к новой форме образования, учитывающей сформированные ценности в отношении к детям-инвалидам.
Реализация модернизационных процессов предусматривает формирование партнерских отношений основных участников образовательного процесса. В связи с этим следует обратить внимание на экспертную оценку процессов модернизации в системе образования детей-инвалидов.
В первую очередь надо понимать, что любой процесс реформации сталкивается с определенными трудностями в виду перехода от старой системы к обновлённой. Таким образом, выявление проблем для дальнейшего их решения помогает более успешному процессу модернизации.
По нашему мнению, трудности, с которыми приходится сталкиваться учителям, имеют объективные и субъективные особенности. Например, в общеобразовательных школах отмечается нехватка знаний и практических навыков педагогического состава в работе с детьми-инвалидами.
Модернизация процессов образования связана с долгосрочными стратегиями, определяющими приоритеты задач, поставленных перед системой образования. Необходимость формирования моделей долгосрочных действий определена в законодательных и нормативных актах государственной власти, в связи с этим они не подлежат изменениям в определенный промежуток времени.
Также нами отмечено, что для получения специализированной помощи педагогам, обучающим детей с ОВЗ в коррекционных образовательных организациях, сформирована сеть методических кабинетов, для педагогов общеобразо-
вательных школ такие консультации не проводятся. Следует отметить, что одной из основных трудностей являются взаимоотношения с родителями.
В образовательных организациях, не наделенных ранее функциями образования детей-инвалидов отмечается отсутствие технического и программно-методического оснащения, их поисками педагогическому составу приходится заниматься самим.
Среди трудностей, с которыми сталкивается администрация общеобразовательных школ, где обучаются дети с ОВЗ, является техническая оснащенность классов.
Из этого можно сделать вывод, что основные проблемы, с которыми сталкивается учитель, представляют собой необработанность структурно-функциональной системы образования детей-инвалидов.
Очень важно принять меры, направленные на эффективность модернизации образования: обеспечение педагогов общеобразовательных организаций информационными материалами, создание сети бесплатных курсов для реализации образовательного процесса детей с ОВЗ, создание консультационных и методических центров для учителей общеобразовательных организаций.
В связи с реорганизацией и произошедшим изменением порядка финансирования обоснование предоставления дополнительных ставок для специалистов в области коррекции вызывает затруднение, однако, по мнению экспертов, наличие таких специалистов является одним из первостепенных условий для успешного обучения детей-инвалидов. На сегодняшний день образовательные организации РД не обеспечены специалистами в области коррекционной педагогики и психологии. В большинстве районов республики отсутствует социально-психологическая служба.
Большой проблемой совместного образования в общеобразовательных школах является непринятие детей с ОВЗ в детский коллектив.
Несмотря на то, что ведется большая работа по стиранию стереотипов, они сильно влияют на восприятие и детей, и родителей.
В основном педагогический состав относится с некоторым недопониманием к некоторым нуждам детей-инвалидов с заболеваниями системы внутренних органов. Отсутствие внешнего проявления ограничений в здоровье является для педагогов поводом не учитывать физиологические особенности ребенка.
Развитие образования детей-инвалидов должно рассматриваться в рамках обеспечения равного доступа для всех детей без исключения. Исключив из закона понятие о коррекционном образовании, модернизация образования детей-инвалидов приняла тупиковые формы. Закон определяет совместное обучение всех детей, но для этого нет ни технической, ни педагогической, ни экономической и даже ни архитектурной возможностей.
Эксперты общеобразовательных организаций считают, что инклюзивное образование стоит развивать. Но это процесс не одного десятилетия. С ними согласны и эксперты коррекционных образовательных организаций. Однако они считают, что инклюзивное образование должно носить только функции социализации. Нахождение в общеобразовательном классе должно быть фрагментарным для детей-инвалидов со многими видами коррекционных потребностей [10].
Таким образом, во мнениях экспертов имеются значительные различия в отношении модернизации образования детей-инвалидов. Определяется непонимание структурно-функциональной системы данного образования.
Многие структурные и функциональные изменения вызывают множество вопросов, связанных с образованием данной категории детей. В основном система образования детей-инвалидов сохраняет свои образовательные функции в коррекционных школах. Для того чтобы процесс модернизации образования детей-инвалидов в РД носил характер ускорения, нами была предложена концепция коррекционно-превентивной системы психологического сопровождения учителей, учащихся и их родителей к введению Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, представленная на рисунке 1.
Рис. 1.Концепция коррекционно-превентивной системыпсихологического сопровождения учителей,учащихся иихродителей к введениюФедеральногогосударственногообразовательногостандартадля детейсограниченнымивозможностямиздоровья
Библиографическийсписок
1. КозыреваО.А.Созданиеинклюзивнойобразовательнойсреды как социально-педагогическая проблема. Вестник ТГПУ. 2014;№1:112-115.
2. Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. Психологическая наука и образование. 2011. № 1: 83 - 92.
3. Дамадаева А.С., Айтберова Н.А., Исаева Э.Ш. Некоторые проблемы введения инклюзивного обучения в начальной школе (по материалам РД). Общественные науки. 2016; № 3: 274 - 283.
4. Ливенцева Н.А. Обзор современных зарубежных исследований по проблеме инклюзивного образования. Психологическая наука и образование. 2011; № 3: 114 - 121.
5. Федотенко И.Л. Педагогика и психология инклюзивного образования: монография. Тула: Тульский полиграфист, 2015.
6. Кизима А.Б., Есикова Е.В. Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания. Директор школы. 2008; № 3: 68 - 73.
7. Герасименко Ю.А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования. Педагогическое образование в России. 2015; № 6: 145 - 150.
8. Задорин И.В., Колесникова Е.Ю., Новикова Е.М. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение. Психологическая наука и образование. 2011; № 1: 60 - 71.
9. Алехина С.В. Инклюзивное образование: иллюзия или реальность. Сибирский вестник специального образования. 2017; № 1: 4 - 7.
References
1. Kozyreva O.A. Sozdanie inklyuzivnoj obrazovatel'noj sredy kak social'no-pedagogicheskaya problema. Vestnik TGPU. 2014; № 1: 112 - 115.
2. Alehina C.V., Alekseeva M.A., Agafonova E.L. Gotovnost' pedagogov kak osnovnoj faktor uspeshnosti inklyuzivnogo processa v obrazovanii. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011. № 1: 83 - 92.
3. Damadaeva A.S., Ajtberova N.A., Isaeva 'E.Sh. Nekotorye problemy vvedeniya inklyuzivnogo obucheniya v nachal'noj shkole (po materialam RD). Obschestvennye nauki: 274 - 283.
4. Livenceva N.A. Obzor sovremennyh zarubezhnyh issledovanij po probleme inklyuzivnogo obrazovaniya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011; № 3: 114 - 121.
5. Fedotenko I.L. Pedagogika ipsihologiya inklyuzivnogo obrazovaniya: monografiya. Tula: Tul'skij poligrafist, 2015.
6. Kizima A.B., Esikova E.V. Integraciya detej-invalidov v massovuyu shkolu: preodolenie psihologicheskih bar'erov i osobennosti obucheniya i vospitaniya. Direktorshkoly. 2008; № 3: 68 - 73.
7. Gerasimenko Yu.A. Professional'no-lichnostnaya gotovnost' pedagoga k rabote v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; № 6: 145 - 150.
8. Zadorin I.V., Kolesnikova E.Yu., Novikova E.M. Inklyuzivnoe obrazovanie v Moskve: differenciaciya informirovannosti uchastnikov kak faktor-ogranichenie. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011; № 1: 60 - 71.
9. Alehina S.V. Inklyuzivnoe obrazovanie: illyuziya ili real'nost'. Sibirskij vestnikspecial'nogoobrazovaniya. 2017; № 1: 4 - 7.
Статья поступила в редакцию 17.09.19
УДК 378
Knyazev S.A., teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Kornaushenko A.V., teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Bayankin O.V., Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Culture, Altai State Pedagogical University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
USE OF HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS. The material presented in the article is a theoretical and practical analysis of the use of health saving technologies in an educational process of a higher educational institution. The work studies questions about prevention of excessive tiredness in the course of cerebration and also overtraining which are very current problem of athlete students. The basic concepts such as "health saving technologies", "training process", "physical education and sport", "sports activity" are revealed. The work formulates the basis of supplying the health saving technologies. Process of occupations of students in the course of sports activity is analyzed.
Key words: health saving technologies, training process, physical culture, sport, education, sports activity.
С.А. Князев, преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.В. Корнаушенко, преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
О.В. Баянкин, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Представленный в статье материал - это теоретический и практический анализ применения здоровьесохраняющих технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения. Рассмотрены вопросы профилактики переутомления в процессе умственной деятельности, а также перетренированности, которые являются весьма актуальной проблемой студентов-спортсменов. Авторы делают вывод о том, что эффективным инструментом для ее решения является изучение и реализация в образовательном процессе студентов-спортсменов здоровьесохраняющих технологий. Раскрываются следующие основные понятия: «здоровьесохраняющие технологии», «процесс обучения», «физическая культура и спорт», «физкультурно-спортивная деятельность»; анализируется процесс занятий студентов физкультурно-спортивной деятельностью. Сформулированы положения, которые легли в основу здоровьесохраняющих технологий.
Ключевые слова: здоровьесохраняющие технологии, процесс обучения, физическая культура, спорт, образование, физкультурно-спортивная деятельность.
Физическая культура и спорт - средство гармоничного развития личности. Именно физические и умственные способности молодого человека в сочетании дают наиболее высокий уровень его образованности.
Физические качества, которые с помощью физической культуры и спорта помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют рационально распределить свое рабочее время, вырабатывают необходимость в здоровом образе жизни. Поэтому занятия физическими упражнениями должны стать всеобщим делом, повседневной потребностью каждого человека.
Процесс обучения в вузе будет совершенствоваться и развиваться только в том случае, если обучающиеся будут в полной мере обладать высокой дисциплиной учебного труда, добросовестностью, активностью, способностью к инициативе и творчеству, психологической устойчивостью и другими качествами, проявление которых находится в прямой зависимости от здоровья человека, его физического состояния.
Не случайно в настоящее время ставится вопрос о повышении роли физической культуры в укреплении здоровья молодежи. Специалисты, выходящие из стен вуза, должны быть подготовлены к трудовой деятельности, глубоко понимать положительное влияние физической культуры на различные виды деятельности человека.
Массовая физическая культура - сложное и разноплановое явление, она отличается многообразием форм и содержания, поэтому трудно дать единые ре-
комендации для всех и по всем вопросам. Каждый может регулировать процесс самостоятельных занятий физкультурой и спортом, используя научно-методическую литературу и консультации специалистов.
Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков. Они объясняются также резко отличающейся от школьной организацией обучения и методами, требующими значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом; отсутствием хорошо налаженных межличностных отношений; ломкой старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве жизненного стереотипа и формированием нового, «вузовского»; сопутствующими поступлению в вуз новыми заботами, которые часто возникают у проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета, планирование и организация своего учебного и свободного времени и др.).
Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудностями процесса адаптации.
В настоящее время нехватка свободного времени отрицательно сказывается на отношении студентов к занятиям физической культурой и спортом, включении их в желаемую модель времяпрепровождения. На первых курсах ведущее место отводят причине, связанной с усталостью от напряженного учебного труда,