Научная статья на тему 'ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ'

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
прокуратура / прокурор / государственный обвинитель / уголовное судопроизводство / поддержание обвинения / судебное заседание / суд первой инстанции / постановление.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вебер-гасанова А. А.

В настоящей статье рассматриваются процессуальный статус прокурора как одного из основах участников уголовного судопроизводства, его особенности, полномочия, проблемы реализации полномочий в уголовном процессе, а также рассматриваются мнения теоретиков о роли и значимости прокурора в процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ»

УДК 34

Вебер-Гасанова А.А.

студентка 4 курса бакалавриата факультета Высшей школы государственного аудита МГУ имени М. В. Ломоносова г. Москва, Россия

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются процессуальный статус прокурора как одного из основах участников уголовного судопроизводства, его особенности, полномочия, проблемы реализации полномочий в уголовном процессе, а также рассматриваются мнения теоретиков о роли и значимости прокурора в процессе.

Ключевые слова:

прокуратура, прокурор, государственный обвинитель, уголовное судопроизводство, поддержание обвинения, судебное заседание, суд первой инстанции, постановление.

Процессуальный статус прокурора, его права, полномочия и обязанности регулируется тремя основными актами - Конституцией РФ, УПК РФ и специальным федеральным законом - «О прокуратуре РФ».

Некоторые важные аспекты могут раскрываться в Постановлениях Пленума ВС РФ. Обращаем внимание, что Постановления Пленума ВС РФ не являются источником права, не обладают нормативным и обязательным характером, не содержат в себе норму права, а выступают в качестве актов официального толкования правовых норм.

На основании ч. 1 ст. 37 УПК РФ, которая закрепляет основы процессуально-правового статуса прокурора, он является должностным лицом, который уполномочен в пределах своей компетенции в соответствии с положениями УПК РФ осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

Соответственно, названная норма УПК РФ в общем виде определяет, кто является прокурором, а также какие полномочии возложены на него законодательством в рамках уголовного судопроизводства. Можно сделать вывод, что таких полномочия два - уголовное преследование и надзор. Более подробно полномочия прокурора определены законодателем в п. 31 ст. 5, а также в ч. 5 ст. 37 УПК РФ. Не будем цитировать данные нормы уголовно-процессуального закона. То есть правовой статус прокурора как участника уголовного процесса регламентирован нормами УПК РФ, а также Законом о прокуратуре [4].

Описание конкретных функций и полномочий прокурора дано в других статьях УПК РФ. Полномочия прокурора сгруппированы в статье отдельно для досудебного и судебного производства. Однако деятельность прокурора не всегда может быть ограничена той или иной стадией процесса. Поэтому закон о прокуратуре регламентирует полномочия прокуратуры по направлениям ее деятельности.

Обращаем внимание, что в уголовном судопроизводстве прокурор является одним из основных участников, который выступает на стороне обвинения. Полномочия прокурора, связанные с его функцией в уголовном судопроизводстве, которая заключается в уголовном преследовании и в надзоре за исполнением законов, регламентированы УПК РФ.

Некоторые авторы отмечают, что Закон о прокуратуре, а также некоторые другие федеральные

законы декларируют определенные полномочия прокурора, однако все они являются отсылочными к УПК РФ, который и определяет рамки прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве [3, с. 461].

В процессуальном законодательстве установлены определённые случаи, когда прокурор участвует в рассмотрении дел судами. Процессуальное положение прокурора характеризуется совокупностью его прав и полномочий, которыми он наделён на конкретной стадии, в частности - на стадии судебного разбирательства.

Разумеется, что центральной фигурой на стадии судебного разбирательства является суд, но прокурор наделён достаточно широкими полномочиями, которые требуют своего детального исследования. При этом необходимо иметь в виду, что прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Прокурор по уголовным делам выступает на стороне обвинения, то есть является государственным обвинителем и поддерживает обвинение в суде.

Как известно после принятия и вступления в силу Федерального закона от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [5] и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» были значительно сужены полномочия прокуратуры. Однако следует заметить, что данные изменения существенно затронули полномочия прокурора на стадии предварительного расследования, существенно их ограничив и «урезав».

Что касается стадии судебного разбирательства по уголовным делам, то на ней также достаточно сильно полномочия прокурора претерпели изменения и ограничения.

Как мы помним, прокурор следит за законностью и обоснованностью обвинения. Но необоснованность и незаконность данного может выявить и сам суд на в процессе судебного разбирательства.

Право прокурора знакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в производстве следователя следственного органа любого ведомства (ч. 2.1 ст. 37 УПК РФ), означает, что в ответ на его мотивированный письменный запрос в адрес соответствующего руководителя следственного органа прокурору на его рабочее место, в его распоряжение, на время, необходимое ему, должны быть незамедлительно любым способом представлены все надлежащим образом оформленные материалы следственного производства. Такая трактовка этих отношений вытекает из того факта, что прокуратура -орган надзора, а следственный орган независимо от его ведомственной принадлежности - поднадзорный [3, 513].

Рассмотрим негативные последствия, которые стали результатом реформирования прокуратуры и полномочий прокурора. Так, например, Никольский В.В. отмечает важный аспект, что в результате неудачного и непродуманного правового регулирования уголовно-процессуальных отношений и изменения процессуального статуса прокурора на досудебном производстве, изменился срок досудебного производства в сторону его увеличения [2, с. 31]. Автором подчёркивается, что в результате создания CK РФ и реформирования прокуратуры изменился характер взаимодействия прокурора и следственных органов, а также характер взаимодействия между следователем и руководителем следственного органа. Прокурор решился ряда руководящих полномочий по отношению к следователю, а в основу их взаимодействия теперь положена концепция общего надзора, согласно которой прокурор не осуществляет руководство (процессуальное) деятельностью следователя, а осуществляет исключительно надзорные функции.

Результатом такого дистанцирования прокурора от предварительного расследования по уголовным делам стало увеличение срока принятия прокурором решения по уголовному делу, которое поступило к

нему с обвинительным заключением (с 5 суток до 10, а в некоторых случаях даже до 30 суток). Данные сроки установлены в ч. 1 и 1.1. ст. 221 УПК РФ. На наш взгляд, данное является негативным последствием нового правового регулирования процессуального положения прокурора в уголовном процессе.

По нашему мнению, данное действительно является негативным фактором, но новые сроки, предусмотренные ч. 1 и 1.1. статьи 221 УПК РФ являются разумными, так как учитывают новы правила взаимодействия следователя с руководителем следственного органа и прокурором, то есть увеличение таких сроков явилось объективной необходимостью в связи с проведенной реформой.

Таким образом, в рамках данной части исследования мы рассмотрели правовые основы процессуальной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве. На правовую регламентацию процессуального статуса прокурора направлены нормы ряда нормативно-правовых актов. Конституция российской Федерации и УПК РФ закрепляют общие и основополагающие положения. Более детально и конкретно статус прокурора урегулирован нормами специального закона, а именно - ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [4]. Также, как мы выяснили, реформирование прокуратуры Российской Федерации в основном коснулось как полномочий прокурора на стадии предварительного расследования, так и полномочий прокурора на стадии судебного разбирательства.

Прокуратура занимает особое место в системе государственных органов, что также обуславливает особенности общего прокурорского надзора и повышенное внимание к нему на доктринальном уровне. Прокуратура является не просто правоохранительным органом, ее особое место обуславливается ее функциями и полномочиями. Прокурорский надзор органами прокуратуры носит публичный характер, то есть осуществляется от имени государства. Общий прокурорский надзор осуществляется за деятельностью многих субъектов, которые имеют отношение и к государственной власти. Например, надзор осуществляется за органами дознания, предварительного следствия и т.п.

Также была выявлена негативная черта реформы прокуратуры и нового правового регулирования процессуального положения прокурора, которая проявилась в существенном увеличении срока (с 5 суток до 10 суток, а в некоторых случаях до 30 суток) для принятия прокурором решения по уголовному делу, которое поступило к нему с обвинительным заключением. Соответствующие поправки по увеличению срока были внесены в ч.ч. 1 и 1.1. ст. 221 УПК РФ. Увеличение данного срока стало результатом изменения взаимодействия между прокурором и следователем, а также повышением значимости руководителя следственного органа.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// СПС «Консультант Плюс».

2. Никольский В.В. О некоторых проблемах правового регулирования сроков досудебного производства // Уголовное судопроизводство. 2019. № 3. С. 28 - 33.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 1 - 32.1. Постатейный научно-практический комментарий / Е.К. Антонович, Е.А. Артамонова, Д.П. Великий и др.; отв. ред. Л.А. Воскобитова. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. III - IV. 912 с.

4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 29.05.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

5. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// СПС «Консультант Плюс».

© Вебер-Гасанова А. А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.