ФУНКЦИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА И ПОЛНОМОЧИЯ ПО ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
© Асанов А.Ю.1
Крымский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Симферополь
Данная работа посвящена функции уголовного преследования в деятельности прокурора и полномочиям по её реализации на досудебном производстве. Проанализированы положения Федерального закона от 05.06.2007 № 87-ФЗ и УПК РФ. Выявлена и обоснована необходимость осуществлять прокурором от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства.
Ключевые слова функции; уголовное преследование; прокурора; досудебное производство;
В уголовном процессуальном кодексе Российской Федерации в ч. 1 ст. 37 (далее УПК РФ) установлено основное назначение прокурора в уголовном судопроизводстве, а именно, прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной указанным Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование входе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия [1].
Уголовное преследование прокурор осуществляет как в досудебном, так и в судебном производстве, это подтверждается п. 56 ст. 5 УПК РФ где закреплено, что термин «уголовное судопроизводство» включает в себя досудебное и судебное производство по уголовному делу.
Непосредственно полномочия прокурора на досудебном уголовном судопроизводстве закреплены в ч. 2 ст. 37 УПК РФ и в других статьях:
- проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
1 Студент 2 курса магистратуры. Научный руководитель: Комарова Е.А., доцент кафедры Уголовно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент.
130 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
- давать дознавателю письменные указания о производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
- отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении ходатайств о производстве процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб, в порядке ст. 125 УПК РФ (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
- разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
- рассматривать жалобы (ст. 124 УПК РФ);
- поручать органу дознания проверку сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);
- продлевать срок проверки сообщения о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
- отменять постановление о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ);
- давать согласие на возбуждение дознавателем уголовного дела частного и частно-публичного обвинения (ч. 4 ст. 147 УПК РФ);
- в случае признания незаконным или необоснованным постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела направление соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).
Вместе с тем вопрос об осуществлении прокурором уголовного преследования в досудебном производстве является очень дискуссионным после того, как законодатель Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ внес изменения в УПК РФ, тем самым сузив роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела, а вместе с тем и уголовного преследования. Теперь возбуждение следователем уголовного дела не требует согласия прокурора. Прокурору отведено лишь 24 часа с момента поступления постановления о возбуждении уголовного дела и прилагаемых к нему материалов, чтобы отменить это постановление, если оно будет признано незаконным или необоснованным. Сам прокурор лишен права возбуждать уголовное дело. Он, согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства.
Юридические науки
131
УПК РФ п. 55 ст. 5 дает определение уголовному преследованию, это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. В Федеральном законе «О прокуратуре РФ» понятия «уголовное преследование» не раскрывается, одновременно с уголовным преследованием на прокурора возложена обязанность надзора за законностью предварительного следствия (ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), при этом не указано, как соотносятся в деятельности прокурора надзор и уголовное преследование. Тем не менее, анализ ст. 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» убеждает, что есть все основания считать уголовное преследование функцией прокурора и на досудебных стадиях процесса [2].
Алексеев С.Н. сформулировал тезис о том, что деятельность прокурора в стадии предварительного расследования обусловлена стоящей перед ним задачей в судебном разбирательстве. Эта задача, которая состоит в том, чтобы обосновать перед судом выдвинутое органами предварительного расследования и предъявленное конкретному лицу обвинение, может быть реализована только в том случае, если само предварительное расследование произведено законно, а предъявленное лицу обвинение обосновано достаточной совокупностью доказательств [3].
Надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования направлен на эффективное поддержание государственного обвинения в суде и для этого прокурор обязан обеспечить законность предварительного расследования и соблюдение прав всех его участников.
Прокурор, осуществляя надзор за законностью приостановления производства по уголовному делу, осуществляет надзорные полномочия. В то же время реализуя эти полномочий прокурор способствует эффективному и своевременному осуществлению уголовного преследования.
Таким образом, функции уголовного преследования и прокурорского надзора, осуществляемые в досудебных стадиях уголовного процесса, находятся во взаимосвязи друг с другом.
Вместе с тем возникает вопрос о возможности в полном объеме реализовать, требования закрепленное в ч. 1 ст. 37 УПК РФ об осуществлении прокурором от имени государства уголовного преследования, если внесенные изменения лишили его полномочий: самостоятельно возбуждать уголовные дела; права лично производить предварительное следствие по делу в полном объеме; права участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях давать обязательные для исполнения письменные указания следователю о направлении расследования, производстве следственных действий; права лично производить по делу отдельные следственные и иные процессуальные действия; права прекращать уголовное дело или уголовное преследование.
132 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
На этапе предварительного следствия прокурор наделен правом принятия окончательного решения, при поступлении к нему дела с обвинительным заключением. Здесь прокурор или утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд, или своим мотивированным постановлением возвращает дело следователю для производства дополнительного следствия, для выполнения необходимых, по его мнению, различных процессуальных действий. Но УПК РФ не регламентированы сроки, в течение которых руководитель следственного органа или следователь должен принять решение по постановлению прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия. Причем предъявить какие-либо требования к руководителю следственного органа в этой части прокурор неправомочен, поскольку лишен возможности указать конкретную норму УПК, которая была нарушена.
Список литературы:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2016).
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации».
3. Алексеев С.Н. Надзор за соблюдением прав и свобод участников уголовного процесса в системе конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина и полномочий прокурора (досудебные стадии): дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2002.
4. Лазарева В.А. Вопрос о соотношении предварительного расследования и судебного разбирательства в свете состязательности уголовного судопроизводства // Государство и право: вопр. методологии, теории и практики функционирования: сб. науч. ст. - Самара, 2007. - С. 393.
5. Шадрин В.С. Реалии и перспективы осуществления конституционных норм в уголовном судопроизводстве // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - 2014. - № 1.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Бачук А.М.1
Крымский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Симферополь
Развитие Российской Федерации как демократического правового государства предусматривает взаимное сотрудничество на междуна-
1 Студент 2 курса магистратуры.