дательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» о том, что посредством применения норм, определяющих условия освобождения от уголовной ответственности, реализуются принципы справедливости и гуманизма.
Литература
1. Петров А. Примирение с потерпевшим как основание освобождения от уголовной ответственности // Законность, 2010, № 11. С. 51.
2. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. Ред. В.М. Лебедева; науч. Ред. В.П. Божьев. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 68.
3. Исмаилов Б.И. Развитие моделей восстановительного правосудия в рамках системы ювенальной юстиции.
4. КозловаН. Перемирие под надзором // Российская газета.
Неделя № 5004 (180) от 24 сентября 2009 г.
5. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 (ред. от 23 июля 2013 г.) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета, № 168, 2010. 30 июля.
6. Карнозова Л. Восстановительное правосудие в российской правовой системе // Восстановительное правосудие в России / Под общ. ред. Н.В. Путинцевой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. С. 13.
7. СмирноваИ.Г. Медиация как альтернативное средство защиты прав и интересов граждан в уголовном судопроизводстве: к вопросу о совершенствовании законодательства // Совершенствование законодательства в сфере защиты прав человека и гражданина: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, Иркутск, 5 апреля 2013 г.: в 2 ч. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013, Ч. 1. С. 184-192.
8. Понасюк А.М. Медиация и адвокат: новое направление адвокатской практики. М.: Инфотропик Медиа, 2012.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО УПК МОНГОЛИИ
ЦЭНД МУНХБАА ТАР,
адъюнкт кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.09 - уголовный процесс Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор кафедры Мичурина О.В. E-mail: tsend-munhbator@rambler. ru
Аннотация. Исследуются процессуальные сроки возбуждения уголовного дела по УПК Монголии.
Ключевые слова: уголовный процесс, процессуальный срок, дознание, расследование, процессуальная деятельность.
Annotation. This article is devoted to the study of procedural deadlines criminal case by the Criminal Procedure Code of Mon-
Keywords: Criminal proceedings, procedural term, inquiry,investigation, procedural activity.
Вся уголовно-процессуальная деятельность осуществляется в определенных временных границах, общее назначение которых исходит из направленности уголовного процесса. Проблема процессуального обеспечения быстроты судопроизводства всегда была и остается актуальной. Чем меньше отрезок времени между моментом совершения преступления и привлечением лица к уголовной ответственности, определением ему меры наказания, тем успешнее будут реализованы задачи как общей, так и частной превенции преступности1. Время в уголовном судопроизводстве рассматривается как:
1) фактор, влияющий на дифференциацию уголовно-процессуальной формы; УПК ввел упрощенный и ускоренный порядок расследования и разрешения уголовных дел; расширены рамки восстановительных производств;
2) обстоятельство, подлежащее установлению по каждому уголовному делу;
3) процессуальный срок, т.е. имеющий правовое значение период, в течение которого должно совершаться конкретное действие (или требуется воздержаться от его совершения); принимается решение, предусмотренное законом; участник находится в определенном процессуальном состоянии; устанавливается продолжительность стадии процесса и т.д.
Правовой характер процессуальных сроков определяется тем, что одни из них устанавливаются законом, а другие определяются решениями управомо-ченных государственных органов и должностных лиц. И те, и другие сроки обладают признаком обязательности для участников процесса, их соблюдение, при необходимости, обеспечивается государственным
принуждением, они определяют временные границы уголовно-процессуальных отношений, в рамках которых реализуются конкретные права и обязанности.
Сроки занимают особое место в числе уголовно-процессуальных гарантий, их установление и соблюдение являются показателями соблюдения законности, обеспечения быстрого и полного исследования обстоятельств дела, своевременной реализации участниками своих процессуальных возможностей, завершения производства по уголовному делу. Совершение процессуальных действий с нарушением установленных сроков может привести к их недействительности или немедленной отмене решений.
В теории уголовного процесса с учетом неоднородности процессуальных сроков предлагаются их различные классификации. Поскольку соблюдение тех или иных сроков сопряжено с определенными правилами, основания той или иной классификации имеют практическое значение.
Процессуальные сроки - установленные законом временные рамки для совершения процессуальных действий, принятия процессуальных решений, начала и завершения конкретного этапа судопроизводства.
Основные правила исчисления, соблюдения, продления и восстановления процессуальных сроков в уголовном судопроизводстве закреплены в разд. 5 гл. 13 ст. 96 (Исчисление срока), ст. 97 (Соблюдение и продление срока), ст. 98 (Восстановление пропущенного срока) УПК Монголии.
Процессуальные сроки обязательны для исполнения всеми участниками процесса.
Все нормы закона, устанавливающие уголовно-процессуальные сроки, можно разделить на нормы:
1) предписывающие немедленное совершение уголовно-процессуального действия (например, постановление судьи об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу подлежит немедленному исполнению);
2) устанавливающие конкретно определенные сроки (например, предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок).
Сроки можно условно классифицировать на три группы:
• гарантирующие быстроту судопроизводства -
1) сроки разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. 1 и 2 ст. 171 УПК Монголии);
2) сроки дознания - 21 сутки2;
3) сроки предварительного следствия - 2 ме-сяц3;
4) срок производства неотложных следственных действий - 10 суток4;
5) срок начала рассмотрения дела в судебном заседании - 10 суток с момента вынесения судьей постановления о назначении судебного заседа-ния5 и др.;
• гарантирующие обеспечение прав и законных интересов участников процесса -
1) сроки задержания и допроса подозреваемого;
2) сроки применения меры пресечения в отношении подозреваемого;
3) сроки предъявления обвинения и допроса обвиняемого;
4) сроки содержания под стражей;
5) сроки рассмотрения жалоб т.д.;
• гарантирующие осуществление прокурорского надзора за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия -
1) срок изготовления копий постановлений об окончании или приостановлении расследования, копий постановлений о прекращении уголовного дела;
2) сроки направления прокурору сообщений о задержании, о произведенном без судебного решения обыске и др.
Процессуальные сроки можно разделить по источникам на императивный и диспозитивный. Императивный срок - это четко установленный срок какого либо процессуального производства. Этот срок отличпется тем, что:
• устанавливается законом;
• его никто не может менять;
• не продлевается.
Рассмотрим указанный императивный срок на кодексе.
Диспозитивный срок. Этот срок установлен на кодексе высшие меры сроки. В этом сроке следователь, дознаватель, прокурор, судья производят процессуальную деятельность. На кодексу постановлен сроков главным образом по диспозитивным. Например:
Согласно ч. 1 ст. 171 УПК Монголии6 срок принятия и проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении не может превышать 5 суток (ч. 1 ст. 171УПК Монголии). Принять и проверять сообщение о преступлении имеет право прокурор, следователь, дознаватель (ч. 1 ст. 170 УПК Монголии). При этом начальнику следственного отдела, начальнику органа дознания предоставлено право, по ходатайству, соответственно, следователя, дознавателя, продлевать указанный срок до 14 суток при необходимости производства документальных проверок, ревизии, исследования документов, предметов, осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 171УПК Монголии).
Предусмотренная УПК Монголии проверка любого сообщения о преступлении заключается не в собирании дополнительных (помимо сообщения о преступлении) сведений, а в мысленной (логической) оценке сообщения о преступлении в целях установления наличия повода для возбуждения уголовного дела и признаков преступления. Следова-
тельно, нет необходимости в указанных сроках для проверки сообщения и принятия по нему решения.
Так, приказ начальника Главного управления полиции Монголии предписывает: «Создать при дежурных частях необходимое количество групп
немедленного реагирования и следственно-оперативных групп, в том числе на постоянной основе. Обеспечить принятие ими процессуальных решений по материалам, как правило, в течение дежурных суток»'.
№ Части УПК Монголии Исполнитель процессуальных действии Процессуальное действия Императивный срок
1 60.2 Судья Если не поступило постановление о заключении под стражу обвиняемого, начальник следственного изолятора имеет право освободить его. Окончен 72 часов
2 69.5 Следователь Посылает постановление о продлении срока заключения под стражу Через 7 дней
3 142.2 Следователь Имеет право дать перерыв,если допрос продолжается свыше 4-х часов 1 час
4 178.1 Дознаватель Производит дознание по преступлениям небольшой и средней тяжести 14 суток 30 суток
5 178.3 Прокурор Устанавливает срок для производства дополнительных действий по возвращенным уголовным делам 15 суток
6 182.1 Следователь Устанавливает первый срок расследование 2 месяц
7 182.7 Следователь Направляет к прокурору постановление о продление срока расследовании Через недели
8 215.3 Прокурор Пишет обвинительное заключение 10 суток
9 215.3 Городской прокурор Продлевает срок написания обвинительного заключения 14 суток
10 309.3 Суд второй инстанции Объявляет о судебном заседании Через 3 дня
11 332.1.1 Суд Принимает постановление об тсрочке исполнения приговора об обсуждении лица приговоренного к обязательным работам, исправительным работам, к ограничению свободы, аресту или лишению свободы по причине тяжелой болезни До выздоровления
12 346.2 Судья второй инстанции Продлевает срок решении уголовного дела в суде 2-й инстанции 14 суток
13 366.4 Следователь дознаватель Принимает решение о заключении под стражу несовершеннолетнего 1 месяц
Дежурная следственно-оперативная группа преступлении, произвести неотложные следствен-должна немедленно отреагировать на сообщение о ные действия и оперативно-розыскные меропри-
№ Часть УПК Участник Процессуальные действия Диспозитивный срок
1 35.4 Следователь, дознаватель Уведомляет близких родственников подозреваемого До 48 часов
2 59.5 Следователь, дознаватель О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде До 24 часов
3 59.6 Суд Дает разрешение арестованного заключить под стражу или освободить 48 часов
4 61.1 Следователь дознаватель Уведомляет защитника и родственников подозреваемого об аресте 24 часа
5 69.1 Суд Определяет срок заключения подозреваемого под стражу До 14 суток
6 69.2 Суд Определяет срок заключения обвиняемого под стражу До 2 месяцев
7 69.3 Суд Определяет срок заключения обвиняемого под стражу, в зависимости от преступления - средней тяжести, тяжкого, особого тяжкого Не может превышать 24 месяцев
8 69.4 Суд Продлевает срок заключения под стражу по некоторым преступлениям, перечисленным в Уголовном кодексе До 6 месяцев
9 69.5 Суд Утверждает постановление о продлении срока заключения под стражу или возрожает 72 часа
10 104.4 Судья, прокурор, следователь, дознаватель Принимет решение по заявлению участников процессуального действия 5 суток
11 112.2 Прокурор, начальник следственного и органа дознания Принимает решение по жалобам на действия следователя, дознавателя, прокурора 72 часа За 7 дней / обязаны дополнительные материалы /
12 133.2 Следователь, дознаватель Уведомляет прокурора о производстве обыска и выемки в неотложных случаях 24часа
13 142.2 Следователь, дознаватель Определяет срок непрерывного допроса Не более 4часов Не может превышать 8 часов
14 171.1 Следователь, дознаватель Принимает решение о рассмотрении сообщения о преступлении Не позднее 5 суток
15 171.2 Начальник следственного органа и органа дознания Продлевает срок проверки сообщения о преступлении До 14 суток
16 173.3 Следователь, дознаватель Утверждает постановление о возбуждении уголовного дела; обращается к прокурору за присвоением делу регистрационного номера 72 часа
17 175.2 Следователь, дознаватель Направляет мнение об отказе в возбуждении уголовного дела с обосновывающими материалами прокурору 3 суток
18 178.2 Прокурор Продлевает срок дознания До 15 суток
19 182.4 Прокурор Продлевает срок преследования До 2 месяцев
20 182.4 Районный прокурор Продлевает дополнительный срок преследования До 5 месяцев
21 182.4 Областной прокурор Продлевает дополнительный срок преследования До 9 месяцев
22 182.4 Заместитель начальника Главного управления прокуроры Продлевает дополнительный срок расследования До 3 месяцев
23 182.4 Заместитель начальника Главного управления прокуроры Продлевает дополнительный срок преследования До 3 месяцев
24 182.6 Прокурор Утверждет срок расследования на восстанавливаемом деле До 1 месяца
25 205.3 Следователь, дознаватель Направляет мнение о приостановлении дознания и следствия с уголовным делам к прокурору В 3 суток
26 209.3 210.1 Следователь дознаватель Направляет мнение об прекращении уголовного дела с материалом к прокурору В 3 суток
27 215.1 Прокурор Осуществляет надзор за преследованием и дознанием В 14 суток
ятия по «горячим следам». Дежурный по органу внутренних дел, при поступлении сообщения о преступлении, обязан незамедлительно организовать выезд следственно-оперативной группы на место преступления.
Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях предписывает должностному лицу, правомочному либо уполномоченному, проводить проверку или организацию проверки сообщения о преступлении с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры по:
• предотвращению и пресечению преступления;
• обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования.
Срок предварительного расследования преступления зависит от его формы. Согласно ч. 1 ст. 182 УПК Монголии предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения
уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
Дознание производится в течение 21 суток со дня возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 178 УПК Монголии). При необходимости сделать некоторые процессуальные действие этот срок может быть продлен прокурором еще на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 178 УПК Монголии). Если суд направил уголовное дело прокурору на дополнительное дознание или возбудил приостановленное или прекрашенное уголовного дело, прокурор имеет право продлить срок до 15 суток (ч. 3 ст. 178 УПК Монголии).
В ч. 2 ст. 142 УПК Монголии предусматривается продолжительность допроса не превышающая 4-х часов, в случае необходимости продолжения допроса, должен быть произведен перерыв на 1 час, а затем допрос может продолжаться еще 4 часа. Всего продолжительность допроса не должна превышать 8 часов. Но здесь не указанно, кто допрашивается: потерпевший, свидетель, подозреваемый или обвиняемый.
Таким образом, сегодня реальный (а в некоторых случаях и предусмотренный законом с учетом
продления) срок принятия решений по сообщениям о преступлениях сопоставим со сроком предварительного расследования преступлений.
Представляется непоследовательной регламентация начальных этапов досудебного производства. С одной стороны, закон предписывает органу дознания при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в порядке ст. 166 УПК (ч. 1 ст. 172 УПК Монголии). На практике понимают, что в период рассмотрения сообщения или дознания, могут производиться неотложные следственныех действия.
Вместе с тем, действующий уголовно-процессуальный закон до недавнего времени позволял вести проверку сообщения о преступлении в течение многих месяцев за счет неоднократного возвращения прокурором материалов для дополнительных проверок (ч. 3 ст. 173, ч. 2 ст. 175 УПК Монголии).
Следует учитывать, что цели раскрытия преступлений по горячим следам состоят не только в быстром установлении лица, совершившего преступление, но и в сборе доказательств, необходимых и достаточных для установления всех обстоятельств, подлежащих по закону доказыванию (ст. 79 УПК Монголии).
С точки зрения криминалистики, чем быстрее начато расследование, тем больше существует возможностей для раскрытия преступления и установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также пресечения или предотвращения дальнейших преступных действий.
Как отмечал Х.А. Рооп,8 «по делам, возбужденным в течение 2-3 дней с момента обнаружения преступления, процент совершения новых преступлений в 2, 3 раза больше по сравнению с делами, возбужденными в течение 1 дня». «Процент приостановления уголовных дел из-за не установления лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, возрастает в 3,5 раза в делах, возбужденных в течение 2-3 дней, по сравнению с делами, возбужденными в течение первого дня с момента обнаружения преступления».
По результатам исследования по изученным 686 уголовным делам, возбужденным в первый день поступления сигнала, раскрыто по горячим следам
почти 60% преступлений, на второй день - около 16, а на третий - лишь 5%».
По данным, полученным в ходе изучения 600 уголовных дел, в случаях производства следственных действий сразу после получения заявления о преступлении приостановлено и прекращено 27% уголовных дел, тогда как при проведении указанных действий после осуществления доследственной проверки - 49%9. Следственная практика убедительно подтверждает возможность и эффективность возбуждения уголовного дела и начала расследования незамедлительно после получения сообщения о преступлении.
В ходе опроса сотрудников следственных подразделений и подразделений дознания органов по-лициии Монголии, проведенного в 2010 г., ответы на вопрос: «Приходится ли Вам производить допросы, обыски, выемки до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела?» распределились следующим образом: «никогда» - 54%; «иногда» -35,9%; «постоянно» - 10,1%. Таким образом, каждый третий сотрудник признал, что иногда или постоянно производит эти следственные действия до возбуждения уголовного дела.
Установленная ст. 166 УПК Монголии возможность в течение длительного времени откладывать принятие решения по сообщению о преступлении выступает в качестве обстоятельства, снижающего эффективность борьбы с преступностью и способствующего совершению вышеуказанных нарушений уголовно-процессуальных норм.
1 Б. Батэрдэнэ. «Процессуальные сроки УПК Монголии» Улаанбаатар 2009. С. 98.
2 Ч. 1 ст. 178 УПК Монголии.
3 Ч. 1 ст. 182 УПК Монголии.
4 Ч. 3 ст. 157 УПК Монголии.
5 Ч. 1 ст. 233 УПК Монголии.
6 Утвержден по Постановлению Государственного великого хурала Монголии от 1 января 2002 г.
7 Приказ начальника Главного управления полиции Монголии от 18 сентября 2002 г. № 338.
8 Рооп Х.А. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Тарту, 1967. С. 5.
9 Журнал «Вопросы борьбы с преступлениями» Улаанбаа-тар. 2009. С. 25.