Сурнина Татьяна Викторовна
Surnina Tatiana
Московский социально-экономический институт Moscow socio-economic institute кандидат педагогических наук, доцент a Candidat of Pedagogics, a senior lecture 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
Процессуальная характеристика и методические особенности технологии дистанционного обучения в компании
Processwork characteristics and methodological features of distance learning
technologies in the company
Статья подготовлена при финансовой поддержке автора Российским гуманитарным
научным фондом - проект № 10-06-01111а
Аннотация: В статье рассматриваются методические особенности технологии дистанционного обучения в компании и дается ее процессуальная характеристика. Дистанционное обучение рассматривается автором в соотношении с алгоритмизацией деятельности всех участников этого процесса.
The Abstract: The article describes methodical features of distance learning technologies in the company and given its procedural characteristics. The author reviews distance learning is considered in relation to algorithmization of all stakeholders.
Ключевые слова: Дистанционное обучение, корпоративное образование, обучение персонала, программа обучения, учебные материалы, компетенции, цели образования, развитие сотрудников.
Keywords. Distance learning, corporate education, training of personnel and managers, educational program, training materials, competences, purpose of education, development of staff / employees.
***
Согласно Федеральному закону от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" дистанционное обучение рассматривается как совокупность образовательных технологий, особенность которых состоит в том, что они реализуются «в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [8].
Алгоритмизация деятельности в рамках технологии дистанционного обучения является необходимой характеристикой. При этом следует говорить как об алгоритмизации деятельности обучающегося, так и об алгоритмизации деятельности обучающего.
Под алгоритмом понимается точное предписание относительно последовательности действий, которые позволяют преобразовать исходные данные в желаемый результат [3].
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
Деятельность педагогического субъекта в рамках технологии дистанционного обучения направлена, прежде всего, на создание электронного курса. Эта деятельность, на основе анализа практики работы компаний [2;4], может быть представлена следующим алгоритмом.
Шаг 1. Выявление и описание бизнес - задачи, которую необходимо решить с помощью электронного учебного курса. Выявить ее возможно в ходе взаимодействия с бизнес -подразделением, что является залогом обеспечения эффективности обучения. При этом следует помнить о том, что результаты решения задачи должны быть описаны конкретно и иметь измеримые характеристики. Необходимо раскрыть содержание учебных задач, позволяющих решить бизнес - задачу, конкретизировать ожидаемые изменения в знании, поведении сотрудника в процессе прохождения курса. На этом этапе необходимо убедиться, что поставленную бизнес-задачу возможно решить с помощью технологии дистанционного обучения.
Шаг 2. Выявление сути и структуры деятельности. На этом этапе производится анализ содержания деятельности сотрудников, для которых разрабатывается учебный курс. Для этого могут быть использованы следующие методы: интервью с руководителями подразделения, проведение опросов сотрудников, изучение нормативных документов, наблюдение за работой потенциальных обучающихся и др. В ходе этой работы необходимо выявить ключевые факторы, которые отвечают за успешность в данной деятельности.
Шаг 3. Изучение целевой аудитории и выявление несоответствия ее текущего уровня желательному. Для этого могут быть использованы те же методы, что и в шаге 2. Также может быть использована работа с фокус-группами, в которые включены потенциальные обучающиеся. В ходе фокус-групп происходит поиск «разрыва» в знаниях, умениях и навыках, который уже на данном этапе не позволяет действовать успешно. Именно этот «разрыв» и лежит в основе отбора содержания курса. Специфика выявленного несоответствия определяет формат обучения.
Шаг 4. Моделирование реальной деятельности в базовых аспектах успешности. На этом этапе необходимо смоделировать ситуацию реальной работы с учетом факторов, которые влияют на успешность деятельности, отобрать теоретический материал, необходимый для формирования умения, средства формирования соответствующих навыков.
Шаг 5. Проектирование учебного курса с использованием педагогического дизайна. Необходимо разработать правильную архитектуру курса, учитывающую психологические требования к обучению, а также педагогическую последовательность этапов обучения и необходимость стимулирования мотивации на самообучение. Педагогический дизайн рассматривает сочетание теории и практики, учитывает необходимость использования приемов привлечения внимания, формирования мотивации и желания продолжать обучение. Педагогический дизайн электронных курсов влияет на скорость восприятия материала, мотивацию обучающихся, утомляемость и на другие важные показатели, обеспечивая наиболее рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс.
Алгоритм действий обучающихся заложен в электронном учебном курсе и представлен системой инструкций, указаний по поводу действий, необходимых для выполнения слушателем.
Анализ учебных материалов дистанционного обучения позволяет сделать вывод о том, что наиболее употребительными способами достижения результатов обучения при использовании дистанционной технологии являются практические методы, к которым относятся тесты, дискуссии, решение проблемных ситуаций практического характера.
Тесты в дистанционном обучении могут быть двух видов - оцениваемые (они выступают в качестве средства итогового контроля) и неоцениваемые (такие тесты используются в
качестве самопроверочных для отработки усвоения информации и способов ее использования). В СДО используются разные виды тестовых заданий.
Программное обеспечение дистанционного обучения позволяет использовать для решения учебных задач дискуссию и проводить ее в двух режимах - асинхронном (средствами форума) и синхронном (средствами чата). Важно, чтобы тьютор заранее определил тематические разделы дискуссии, подготовил планы групповых обсуждений, организовал модерирова-ние и подвел итоги дискуссии (обратная связь).
Использование метода решения проблемных ситуаций практического характера в дистанционном обучении можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы. Тьютор при использовании этого метода предоставляет входную информацию для анализа, предъявляет требования по выполнению задания (что и в каком порядке обсуждать, на какие вопросы следует обратить особое внимание, как подготовить резюме).
Средствами активизации деятельности слушателей, осуществления обратной связи в СДО выступают форум, чат, обмен файлами, вебинар.
Форум позволяет организовывать общение всех участников курса в асинхронном режиме, а чат - в режиме синхронном. Тьютор планирует дискуссии в режиме форума или чата, оповещает студентов о предстоящих мероприятиях. Целесообразно, если для каждого раздела курса будет составлен план дискуссии и определены сроки (от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от длительности курса и сложности вопросов).
Обмен файлами позволяет тьютору адресовать слушателям требования к выполнению заданий, забирать выполненные задания, отправлять проверенные задания, размещать дополнительные материалы. Слушатели, используя обмен файлами, отправляют тьютору выполненные задания, обмениваются информацией с сокурсниками во время групповой работы, получает от тьютора проверенные работы.
Вебинар - еще одно средство активизации деятельности слушателей. Вебинар в рамках технологии обучения рассматривается как формат проведения учебного занятия, предполагающего одновременное участие во взаимодействии тьютора и слушателей, и использование ряда сервисов. К сервисам, необходимым для проведения полноценного вебинара относятся: видео и аудио связь, регистрация участников и доступ только для зарегистрированных участников, интерактивная доска, текстовый чат, возможность проводить опрос участников во время вебинара.
Управление процессом обучения при использовании технологии дистанционного обучения отличается от управления обучением при использовании других форм. Основной особенностью является то, что это управление осуществляется опосредованно, через программу, которая задает алгоритм функционирования системы и всех ее участников. Это изменяет роль педагога в управлении учебной деятельностью, но не аннулирует ее.
Процесс управления обучением с применением дистанционных технологий включает в себя три основных этапа: подготовка к обучению, проведение обучения, завершение обучения [6]. Управление педагогическим процессом на каждом из этих этапов осуществляется тем представителем коллективного педагогического субъекта, который ответственен за конкретный участок работы СДО и определяется это спецификой СДО в каждой конкретной компании.
На этапе подготовки к обучению педагогическим субъектом осуществляются следующие действия:
• регистрация обучающихся в системе и предоставление им доступа к необходимым курсам;
• рассылка уведомлений обучающимся, в них указывается информация о перечне курсов для освоения, датах начала и окончания курсов, общих особенностях работы при освоении курса, какие действия необходимо выполнить для начала обучения. Рассылка может осуществляться администратором системы, тьютором, либо организатором - все зависит от распределения обязанностей сотрудников, обслуживающих СДО.
• рассылка уведомлений непосредственным руководителям обучения, в которых указывается, кому из подчиненных назначены какие курсы, сроки обучения, рекомендация выделить подчиненному время для обучения.
На этапе проведения обучения управление педагогическим процессом состоит в оперативном реагировании на запросы и вопросы слушателей, которые могут быть связаны с проблемами входа в систему СДО, невозможностью выполнить задание, с обнаружением ошибок в курсе, с просьбами о переносе (продлении) сроков обучения и т.п. В этот период так же возможно делать рассылки обучающимся с напоминанием о предстоящих мероприятиях по курсу, с дополнительными инструкциями, а так же рассылки их непосредственным руководителям о ходе освоения подчиненными учебного курса.
Этап завершения обучения связан с анализом полученных результатов, что включает в себя подключение обучающихся к прохождению итогового тестирования, анализ результатов теста и сопоставление их с результатами диагностического тестирования и планируемыми результатами. На этом этапе составляется отчет, включающий следующие сведения:
количество участников, которым был назначен курс;
количество не начавших обучение;
количество сотрудников, успешно завершивших курс обучения; количество сотрудников, не прошедших курс; уровень успеваемости каждого участника и др.
Этот отчет может быть отправлен руководителям подразделений, сотрудники которых проходили обучение, а также он может быть использован для совершенствования учебного курса и системы дистанционного обучения в целом.
Технология дистанционного обучения предполагает использование определенных программных продуктов, которые позволяют автоматизировать практически все процедуры и управления учебным процессом и процесса обучения. Программное обеспечение СДО включает в себя, как правило, три основные части:
• административная часть - в ней производятся все настройки дистанционного обучения, назначаются курсы, контролируется процесс обучения, создаются отчеты;
• пользовательская часть - предназначена для обучающихся, организует процесс усвоения курсов;
• база данных - в ней хранятся все сведения о работниках компании, учебных курсах, результатах обучения.
При выборе программного обеспечения электронного обучения важно учитывать ряд критериев, выступающих важными требованиями. К ним относятся следующие:
• Функциональность. Обозначает наличие в системе набора функций различного уровня, таких как форумы, чаты, анализ активности обучаемых, управление курсами и обучаемыми, а также другие.
• Надежность.
• Стабильность.
• Наличие средств разработки контента.
• Наличие системы проверки знаний.
• Удобство использования.
• Возможность мультимедийности. Возможность использования в качестве контента не только текстовых, гипертекстовых и графических файлов, но и аудио, видео, gif- и flash-анимации, ЭБ-графики различных файловых форматов.
• Масштабируемость и расширяемость. Возможность расширения как круга слушателей обучаемых по СДО, так и добавления программ и курсов обучения и образования.
• Перспективы развития платформы.
• Качество технической поддержки [1].
Основными инструментами e-learning являются: система управления обучением (Learning Management Systems - LMS), система управления учебным контентом (Learning Content Management System -LCMS, или, в русском варианте, СДО - система дистанционного обучения), редактор учебных курсов и тестов.
LMS - представляет собой полноценный Учебный Портал, который наполняется, в зависимости от целей компании. Составные части Учебного Портала могут выступать как самостоятельными блоками управления обучением, так и полноценным инструментом управления знаниями на предприятии. К ним относятся следующие элементы (рис.) [7]. СДО (LCMS) -система управления контентом обучения. Она позволяет осуществлять планирование, проведение и анализ результатов обучения пользователей с помощью электронных учебных курсов и тестов, обеспечивает общение и обмен информацией между всеми участниками процесса (обучаемыми, преподавателями, администраторами системы). Внутри системы имеется разграничение прав по ролям: администратор системы, тьютор, организатор, пользователь. Носитель каждой роли выполняет четко определенные ему системой функции.
LMS-Учебный г юр г ал
1 1
Виртуальный класс Редактор электронных курсов И тестов СДО — CHCiewa дистанционного обучении (LCMSt
Webinar
Онлайн-
совещание
Электронный курс в асог т-стандарте
Элоктрпнный тсст в асоггп-стандарте
Инструменты e-learning
Виртуальный класс - позволяет организовать общение между преподавателем и обучаемыми в режиме реального времени с помощью видео - и аудиоконференции (конференции, совещания и обучающие мероприятия). Виртуальный класс может включать и другие средства коммуникации, например, интерактивную доску, активный сервисный обмен данными, прочим учебным материалом в режиме правки. Может эффективно использоваться при групповом онлайн-обучении.
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
Редактор электронных курсов - представляет собой программу для создания и редактирования интерактивных учебных материалов (электронных курсов), предназначенных для использования в дистанционном обучении. В зависимости от производителя, программа может иметь встроенные механизмы анимации, вставки любого ШсЬ-ше&а содержимого, механизмы синхронизации звукового сопровождения с возможностью импорта в учебный материал презентаций и скринов, поддерживающая Бсогш-стандарт. Как правило, в таких программах имеется богатый арсенал готовых шаблонов разработки элементов курса и тестов [7].
Изучение практики показывает, что, в компаниях, которые используют технологию дистанционного обучения, используются не отдельные программные средства, а система управления обучением, включающая названные основные элементы. Например, в банке «Возрождение» в основе организации процесса обучения с использованием дистанционной технологии лежит программный продукт WebTutor компании WebSoft., который установлен на центральном сервере. Г лавным звеном дистанционного обучения в этом продукте служит вэб-портал. Доступ сотрудников к нему предоставляется специалистами по информационной безопасности. На портале размещается библиотека электронных учебных курсов, дополнительные сервисы - справочные сведения, специальные отчеты. На портале имеется личный кабинет работника, ведется учет того, какие учебные программы, курсы и тесты он должен пройти и какие уже прошел. По окончании обучения или после выполнения заданий в личном кабинете появляются индивидуальные аналитические отчеты. Такие же отчеты же получают и непосредственные руководители работников с целью контроля успеваемости подчиненных по запланированным курсам. Многие процессы, связанные с организацией и прохождением обучения, на вэб-портале реализуются автоматически на основе установленных администраторами правил [6].
Основу обучения в СДО составляют программированные учебные пособия, которые отличаются от традиционных тем, что в них программируется не только учебный материал, но и его усвоение, и контроль за ним. Программирование учебных пособий происходит с использованием средств программы Редактор учебных курсов.
Учебный материал в СДО, с одной стороны, должен соответствовать требованиям таких дидактических принципов, как доступность, систематичность и последовательность, наглядность. Особую роль играет соблюдение требований активности и самостоятельности, что предполагает обязательное использование средств обратной связи. Вместе с этим, электронный учебник должен содержать инструкции и алгоритмы деятельности обучающихся, которые будут организовывать процесс усвоения знаний.
Анализ учебных курсов [9] позволяет выделить разный формат их построения. Так, наиболее простым способом является представление информации в виде сплошного текста. С технической точки зрения это наименее затратный способ, но при этом и наименее эффективный. Другой способ предполагает сочетание текста с задачами, упражнениями и тестами, направленными на усвоение предложенной информации. Еще одним способом может быть построение учебного материала в виде бизнес-кейсов с дополнительными, необходимыми для их решения, сведениями. Но этот способ является одним из наиболее сложных в плане разработки и подготовки, но дающим наиболее практикоориентированный результат обучения. В целом можно отметить, что в большинстве случаев учебный материал электронного курса включает в себя теоретическую часть, наглядные презентации, практические задания, тесты для самопроверки и тесты для проведения зачетного контроля усвоения содержания курса.
Особенностью электронного учебного пособия по курсу состоит в том, что оно состоит из нескольких шагов. Эти шаги могут быть ознакомительными, ознакомительнотренировочными или тренировочными. Каждый шаг может включать несколько кадров. Последовательность шагов зачастую следующая: дается краткая, поддающаяся измерению ин-
формация, затем задание или вопрос, чтобы обучающийся мог дать свое решение, ответить на поставленный вопрос, т.е. совершить какую-то операцию. Если обучающийся ответил (или выполнил заданное действие) правильно, высвечивается информация, подтверждающая правильность его ответа, и дается стимул для дальнейшей работы. Если ученик ответил неточно или неверно, появляется кадр с наводящими вопросами или разъясняющей его ошибку информацией. Заключительная часть электронного учебного пособия имеет обобщающий характер, то есть предполагает приведение в систему материала, сообщенного в основной части, наличие инструкции по проверке обобщенных данных (самопроверка или проверка преподавателем) [5].
Диагностическим инструментарием в отношении качества усвоения содержания курса обучающимся выступает, с одной стороны, итоговое тестирование или другой способ проведения экзамена по окончании курса, а с другой стороны - анализ изменения результативности и качества работы сотрудника, его поведения после прохождения обучения.
Таким образом, деятельность педагогического субъекта в рамках технологии дистанционного обучения направлена, прежде всего, на создание электронного курса и может быть представлена алгоритмом. Наиболее употребительными способами достижения результатов обучения при использовании дистанционной технологии являются практические методы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Готская И.Б., Жучков В.М. Кораблев А.В. Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения» // http ://ra-kurs .spb.ru/2/0/2/1 /?id= 1Э
2. Лактионова К. Дистанционный курс как виртуальная реальность // Справочник по управлению персоналом. - 2012. - №. Э. - С.1Э-17.
3. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 200Э.
4. Протасов М. Ошибки управления e-learning-проектами // Справочник по управлению персоналом. - 2012. - №3. - С.24 - 29.
5. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
6. Стулов А. Технология организации обучения с помощью СДЭО // Справочник по управлению персоналом. - 2012. - № Э. - С. 76 - 82.
7. Тихомирова Е. E-learning - обучение со скоростью мысли? // Все для кадровика. - 2011. - №7. // http://www.pro-personal.ru/journal/692/302826/
8. Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий". Принят Государственной Думой 14 февраля
2012 года. Одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года. //
http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm
9. http://courselab.ru/db/courselab/79997AA7807A3EDCC325774900617539/doc.html
Рецензент: Мудрик Анатолий Викторович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, научный консультант НОУ ВПО «Московский социально-
экономический институт»