УДК 378
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ
В статье рассматривается формирование методической системы подготовки преподавателей вуза к реализации дистанционного тестового контроля. Методическая система направлена на усвоение преподавателем основных понятий в области тестологии, реализацию дистанционной контрольно-оценочной деятельности на максимально высоком уровне, овладение приемами разработки электронных тестов в системах дистанционного обучения, умение организовать электронное тестирование, интерпретировать его результаты и проводить математико-статистический анализ качества тестовых материалов. Модель методической системы включает целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, результативный компоненты и строится на принципе самостоятельного выбора преподавателем индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности в области дистанционного тестового контроля. В статье описывается опытно-экспериментальная апробация методической системы в педагогическом вузе на основе системы дистанционного обучения ^^Ь.
Ключевые слова: тестология, тест, тестовый контроль, система Moodle, дистанционное обучение, компетенция, методическая система.
Л. И. Геращенко, И. П. Геращенко, Г. М. Титова L. I. Gerashchenko, I. P. Gerashchenko, G. M. Titova
METHODOLOGICAL SYSTEM OF UNIVERSITY TEACHERS' TRAINING TO THE REALIZATION OF DISTANCE TEST CONTROL
The article deals with the formation of a methodical system for the training of university teachers for the realization of test control in distance. The methodical system is aimed at mastering the basic concepts in the field of testology by the teacher, implementing distance monitoring and evaluation activities at the highest possible level, assimilating the methods of developing electronic tests in distance learning systems, the ability to organize electronic testing, interpret its results and conduct a mathematical and statistical analysis of the quality of test materials. The model of methodical system includes target, content, process-activity and productive components and is based on the principle of independent choice by the teacher of an individual trajectory of professional competence development in the field of distance test control. The article describes the experimental approbation of a methodical system in a pedagogical university based on the Moodle distance educational system.
Keywords: testology, test, test control, Moodle system, distance learning, competence, methodical system.
Одним из наиболее важных требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к образовательному процессу в вузах является обеспечение качественного контроля результатов обучения студентов. Контроль результатов обучения должен проводиться непрерывно в процессе обучения, обеспечивать целостность структуры формируемых компетенций, позволять отслеживать индивидуальные достижения каждого студента и способствовать формированию мотивации к обучению. В условиях активного внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс вуза актуальным становится реализация контроля в системах дистанционного обучения (СДО) типа Moodle, Edx, LearningSpace, VLE, WebCT и др.
Оценка и контроль качества подготовки студентов является одним из главных этапов дистанционного обучения [1; 2; 3; 4]. Использование современных технологий, реализованных в системах дистанционного обучения, открывает широкие возможности оценки качества подготовки обучающихся, позволяет существенно оптимизировать контролирующие мероприятия и требует совершенствования методов и технологий реализации образовательного процесса в вузах [5; 6]. В этой связи одной из важнейших задач в современном образовании становится готовность преподавателей к использованию в образовательном процессе современных технологий, реализованных в СДО, и овладение соответс-
твующими профессиональными компетенциями. Речь идет не только об овладении компетенциями, позволяющими работать с информационно-коммуникационными технологиями в условиях традиционной системы обучения, но и новых компонентах профессиональной деятельности, связанных с технологиями обучения в СДО [7; 8]. Одним из таких компонентов является дистанционный тестовый контроль.
Современный преподаватель должен уметь реализовать контрольно-оценочную деятельность на максимально достаточном уровне, поскольку контроль и оценка в образовательном процессе имеют большое значение для управления как учебной деятельностью студента, так и педагогической деятельностью преподавателя, служат целям совершенствования самого учебного процесса и всестороннего развития студента [9]. Использование технологий дистанционного тестирования позволяет существенно сократить временные затраты преподавателя на проведение контроля знаний студентов и повысить эффективность как традиционной, так и дистанционной системы образования [10; 11].
Многие преподаватели обладают определенными знаниями в области тестового контроля, однако этого недостаточно для эффективного систематического применения тестового контроля в системах дистанционного обучения [1; 2; 3]. В этом случае возможности систем тестового контроля в дистанционном образовании сегодня используются преподавателями не в полном объеме. Работа в модульных
системах дистанционного образования требует от преподавателей развития профессиональных компетенций в области реализации дистанционного тестового контроля, здесь необходима серьезная методологическая работа по развитию у преподавателей требуемых компетенций.
Методологии организации дистанционного тестового контроля в СДО в вузах посвящено немало исследований [2; 8-13]. Анализ научных работ и наши исследования показывают, что для развития профессиональных компетенций преподавателей в области реализации дистанционного контроля необходимо формировать в вузе методическую систему подготовки и поддержки преподавателей. Методическая система должна быть направлена на усвоение основных понятий в области тестологии, на реализацию контрольно-оценочной деятельности на максимально высоком уровне, на овладение приемами разработки электронных тестов в системах дистанционного обучения, на умение организовать электронное тестирование, интерпретировать его результаты и проводить математико-статистический анализ качества тестовых материалов. Методическая система, обеспечивающая подготовку преподавателей вуза к эффективному проведению дистанционного тестового контроля учебных достижений студентов, должна включать, на наш взгляд, целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, результативный компоненты и строиться на принципе самостоятельного выбора преподавателем индивидуального маршрута подготовки.
Проведенные исследования показали, что методическая система подготовки преподавателей вуза к реализации дистанционного тестового контроля может быть построена на основе пятикомпонентной модели: цель, содержание, методы, организационные формы и средства обучения. Разработанная модель методической системы представля-
ет собой совокупность взаимосвязанных компонентов обучения: целевого, содержательного, процессуально-деятель-ностного и результативного.
Целевой компонент методической системы включает в себя постановку цели развития профессиональных ком-петентностей преподавателей вуза. В наибольшей степени содержательный и процессуально-деятельностный компоненты методической системы подготовки зависят именно от выбора целевых установок. Содержательный компонент методической системы представлен модулями, направленными на формирование профессиональных компетенций в области теории и практики конструирования педагогических тестов, технологий реализации дистанционного тестирования в системах дистанционного обучения и основ матема-тико-статистической обработки результатов тестирования. Процессуально-деятельностный компонент методической системы включает формы, методы и средства, с помощью которых осуществляется развитие профессиональных ком-петентностей преподавателей вуза в аспекте реализации дистанционного тестового контроля. Преподаватель должен иметь возможность самостоятельно выбирать траекторию развития своей профессиональной компетентности в области дистанционного тестового контроля. Результативный компонент методической системы представлен развитой профессиональной компетентностью преподавателя в области дистанционного тестового контроля.
С целью развития профессиональных компетентностей преподавателей вуза по реализации дистанционного тестового контроля в Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ) была создана методическая система подготовки преподавателей вуза к реализации дистанционного тестового контроля (см. рис.).
Целевой компонент
Цель: развитие профессиональных компетентностей преподавателей вуза в аспекте реализации дистанционного тестового контроля
содержательный компонент
Модуль 1
Теория и практика конструирования педагогических тестов
Тема 1. Общие вопросы педагогического контроля.
Тема 2. Тестология как наука.
Тема 3. Вопросы разработки тестов.
Тема 4. Формы тестовых заданий.
Компетентностью тестовые задания.
Модуль 2
СДО Moodle как инструмент реализации компьютерного тестирования
Тема 1. Изучение основных функциональных возможностей тестирования в СДО Moodle. Типы вопросов в системе Moodle. Тема 2. Построение тестов.
Тема 3. Базы тестовых вопросов в СДО Moodle. Экспорт и импорт. Тема 4. Результаты тестирования в системе Moodle. Модуль 3.
Математико-статистическая обработки результатов тестирования
Тема 1. Математико-статистический анализ качества тестов и тестовых заданий.
Тема 2. Характеристики тестовых заданий. Тема 3. Интерпретация результатов тестирования
процессуально-деятельностный компонент
Входной контроль
Самостоятельный выбор преподавателями маршрута развития профессиональной компетентности в области дистанционного тестового контроля
и
ци
та
ль
су
кон
е
ы
н
цио
н а
ст
ди
е
н
ль
идуа
ви
нди
Ин
Дистанционный курс повышения квалификации
«Реализация дистанционного тестового контроля в вузе»
Л V
О
Комплекс методических семинаров по вопросам технологического обеспечения разработки и проведения тестового контроля разного типа средствами СДО Moodle
X
Комплекс вебинаров «Опыт реализации тестового контроля для дисциплин разного профиля»
п V
Открытый курс «Теоретичес кие основы дистанционного тестового контроля»
результат: сформированная компетентность преподавателей вуза в области дистанционного тестового контроля
Промежуточ -ый и итоговый контроль
Рис. Методическая система подготовки преподавателей к реализации дистанционного тестового контроля
Целью, определенной в методической системе, является развитие профессиональных компетентностей преподавателей вуза в области реализации дистанционного тестового контроля.
Содержательный компонент методической системы содержит три теоретических модуля. В модуле «Теория и практика конструирования педагогических тестов» рассматриваются общие вопросы педагогического контроля, тестология как наука, вопросы разработки тестов, формы тестовых заданий и компетентностью тестовые задания. В модуле «Система дистанционного обучения (СДО) Moodle как инструмент реализации компьютерного тестирования» преподаватели знакомятся с основными функциональными возможностями электронного тестирования в СДО Moodle, типами вопросов в системе Moodle, базами тестовых вопросов в СДО Moodle, экспортом и импортом тестовых материалов, обработкой результатов тестирования в системе Moodle.
В модуле «Математико-статистическая обработки результатов тестирования» рассматриваются характеристики тестовых заданий, математико-статистический анализ качества тестов и тестовых заданий, интерпретация результатов тестирования.
Процессуально-деятельностный компонент созданной методической системы включает следующие этапы:
- входной контроль;
- самостоятельный выбор преподавателями маршрута развития профессиональной компетентности в области реализации дистанционного тестового контроля;
- дистанционный курс повышения квалификации «Реализация дистанционного тестового контроля в вузе»;
- открытый онлайн-курс «Теоретические основы дистанционного тестового контроля»;
- комплекс методических семинаров по вопросам технологического обеспечения разработки и проведения тестового контроля разного типа средствами СДО Moodle;
- комплекс вебинаров «Опыт реализации тестового контроля для дисциплин разного профиля»;
- индивидуальные дистанционные консультации;
- промежуточный и итоговый контроль.
Входное тестирование проводится в онлайн-режиме в электронной информационно-образовательной среде ОмГПУ на образовательном портале «Школа». После входного тестирования, в зависимости от его результатов, преподавателям предлагаются различные образовательные траектории, состоящие из курсов повышения квалификации, онлайн-курсов, вебинаров, методических семинаров и индивидуальных консультаций.
Дистанционный курс повышения квалификации «Реализация дистанционного тестового контроля в вузе» рассчитан на обучение преподавателей вуза, участвующих в реализации дистанционного тестового контроля. Продолжительность программы обучения составляет 72 часа. Курс повышения квалификации разработан при поддержке СДО Moodle и размещен в электронной информационно-образовательной среде на образовательном портале «Школа»1.
1 Ссылка на курс http://school.omgpu.ru/course/view. р1^=1320
Программа курсов повышения квалификации состоит из трех модулей. Каждый модуль содержит интерактивные лекции, задания и промежуточный тест. Также в курсе присутствуют и другие электронные образовательные ресурсы: анкета, форум для консультации слушателей, глоссарий, кроссворд.
Открытый онлайн-курс «Теоретические основы дистанционного тестового контроля» разработан и размещен в электронной информационно-образовательной среде на портале открытого образования ОмГПУ2. Программа открытого онлайн-курса состоит из модулей, направленных на развитие профессиональных компетентностей преподавателей вуза в области реализации дистанционного тестового контроля в СДО Moodle. В каждый модуль включены интерактивные лекции и тесты. При реализации курса применяются технологии массовых открытых онлайн-курсов с интерактивным участием и открытым доступом. На сегодняшний день технология массовых открытых онлайн-курсов одна из наиболее эффективных форм реализации дистанционных образовательных технологий [14]. Обучение начинается на курсе с момента регистрации на портале, курсы изучаются в темпе, который избирает для себя каждый слушатель. Курс не включает тьюторской поддержки. Все задания предполагают автоматизированный контроль.
Комплекс методических семинаров, посвященных вопросам технологического обеспечения разработки и проведения тестового контроля разного типа средствами СДО Moodle, представлен тематическими семинарами: реализация обучающих тестов для самоконтроля средствами СДО Moodle; реализация контрольных тестов в СДО Moodle; реализация различных видов тестовых заданий в СДО Moodle; анализ качества тестов в СДО Moodle. В течение учебного года проводится не менее 4 семинаров. Внедрение комплекса методических семинаров позволяет повысить вовлеченность и мотивацию преподавателей в решение обсуждаемых вопросов, обеспечивает прирост знаний, умений и навыков, способов деятельности в реализации дистанционного тестового контроля в университете.
Преподаваемые дисциплины в университете существенно отличаются друг от друга. В одних дисциплинах студенты должны усвоить логику доказательств, формулы, практику решения задач и т. д., а в других - определение понятий, важные события и даты, правила и т. д. На этапе конструирования тестов важно определить какая из форм тестовых заданий наиболее подходит к той или иной дисциплине. В модуле тестирования СДО Moodle используется более 10 видов тестовых заданий, и перед преподавателем часто встает проблема, какие формы тестовых заданий и виды вопросов наиболее подходят для конкретной дисциплины.
Для решения данной проблемы в ОмГПУ разработан цикл вебинаров «Опыт реализации дистанционного тестового контроля для дисциплин разного профиля». Основной целью вебинаров является обмен педагогическим опытом реализации дистанционного тестового контроля в дисциплинах разного профиля. Вебинары реализуются в электронной информационно-образовательной среде ОмГПУ на
2 Ссылка на курс http://open.omgpu.ru/course/view. php?id=17
образовательном портале «Школа». Чтобы принять участие в вебинаре, желающему достаточно заполнить форму регистрации, в которой необходимо указать статус: участник или выступающий (дополнительно указывается тема доклада). Кроме этого, преподаватели могут просмотреть прошедшие вебинары, которые доступны для просмотра на портале «Школа».
Индивидуальные дистанционные консультации организуются с целью решения текущих проблем, возникших у преподавателей при реализации дистанционного контроля в среде МооС1е. Они предполагают запись на образовательном портале «Школа» с определением времени и темы консультации. Консультации осуществляются дистанционно средствами портала. Кроме этого, у преподавателей есть возможность проконсультироваться на форуме портала в режиме «вопрос-ответ».
Курс повышения квалификации и открытый онлайн-курс предлагаются преподавателям, показавшим невысокий уровень результатов при входном тестировании. Методические семинары, вебинары и индивидуальные консультации предлагаются преподавателям со средними и высокими результатами входного тестирования. Каждый преподаватель самостоятельно выбирает маршрут развития своей профессиональной компетентности в области дистанционного тестового контроля в удобной для него форме.
Результативный компонент методической системы описывается уровнем сформированной профессиональной компетентности преподавателя в области реализации дистанционного тестового контроля средствами СДО.
Опытно-экспериментальная апробация методической системы по формированию готовности преподавателей университета к реализации дистанционного тестового контроля проводилась в ОмГПУ в 2016 г.
На первом этапе педагогического эксперимента был изучен опыт преподавателей ОмГПУ в области реализации дистанционного тестового контроля. С этой целью было проведено анкетирование преподавателей университета на образовательном портале ОмГПУ. Анализ результатов тестирования показал, что имеется только в 65 % дисциплин, электронные учебно-методические комплексы которых размещены на образовательном портале, а преподаватели используют автоматизированный тестовый контроль. Только 50 % преподавателей используют средства дистанционного тестирования СДО МооС1е постоянно, 40 % -применяют периодически и 10 % - никогда не применяли дистанционное тестирование. 60 % преподавателей могут создавать тесты в системе МооС1е самостоятельно, 30 % -размещают тестовые материалы с помощью сотрудников отдела ресурсного обеспечения образовательных процессов. Все преподаватели отдают предпочтение закрытым формам тестовых заданий, открытые формы тестовых заданий используют только 55 % преподавателей, тестовые задания на соответствие применяют 65 % преподавателей. Математико-статистическую обработку результатов тестирования используют не более 15 % преподавателей.
С целью апробации методической системы по результатам анкетирования была сформирована экспериментальная группа, состоящая из 22 преподавателей ОмГПУ различных кафедр. Критерием формирования группы являлось исполь-
зование преподавателем инструментов образовательного портала ОмГПУ для проведения дистанционного тестового контроля в своих электронных учебно-методических комплексах. С целью выявления уровня знаний в области организации тестового контроля и реализации тестового контроля в системе МооС1е преподаватели прошли входное тестирование. Анализ результатов входного тестирования показал, что средний процент подготовленности преподавателей по теоретическим основам тестологии составляет 60,4±12,2 %, а по реализации тестового контроля в среде МооС1е - 55,9±15,7 %. Анализ вариации результатов тестирования показал, что они находятся в пределах от 36,5 до 76 %. Следовательно, уровень подготовленности преподавателей неоднороден: от порогового (36,5 %) до высокого (76 %) уровня.
На втором этапе педагогического эксперимента преподавателям было предложено самостоятельно выбрать маршрут обучения. Каждый выбрал ту форму подготовки, которая ему наиболее удобна и приемлема. 63,6 % преподавателей (14 человек) выбрали курсы повышения квалификации, 27,3% преподавателей (6 человек) выбрали открытый онлайн-курс и 9,1 % преподавателей (2 человека) выбрали вебинары и методические семинары. Следует отметить, что курсы повышения квалификации выбрали преподаватели с результатами входного тестирования от 36,5 до 64 %, открытый онлайн-курс выбрали преподаватели с результатами от 55 до 68 % и на вебинары записались преподаватели с результатами выше 70 % при входном тестировании. Анализ выбранных образовательных траекторий показывает, что сформированная методическая система подготовки преподавателей вуза к реализации дистанционного тестового контроля хорошо дифференцирована относительно первоначального уровня подготовки преподавателей.
Дистанционный курс повышения квалификации «Реализация дистанционного тестового контроля в вузе» для преподавателей экспериментальной группы проводился в течение марта - апреля 2016 г. После изучения теоретического материала в модуле слушатели прошли тестовый контроль и выполнили зачетное задание. Всего за курс необходимо было набрать 100 балов. По итогам обучения слушатели, набравшие 60 и более баллов, получают удостоверение о повышении квалификации. Через консультационный форум есть возможность задать вопрос тьютору. Преподаватели, записавшиеся на курс повышения квалификации, успешно прошли итоговое тестирование, и все получили удостоверение о повышении квалификации.
На открытом курсе «Теоретические основы дистанционного тестового контроля» принцип обучения такой же, как и в дистанционном курсе повышения квалификации, но курс не предполагает тьюторской поддержки и более вариативен во времени, темп изучения материала выбирает сам слушатель. После прохождения контрольных мероприятий (интерактивные лекции, тесты) в системе автоматически формируются отчеты об успеваемости обучающихся. Практически все преподаватели справились с заданием, двое преподавателей дополнительно воспользовались возможностью методической системы и записались на индивидуальные дистанционные консультации.
Преподаватели, выбравшие методические семинары и вебинары, поучаствовали в двух методических семинарах и двух вебинарах за 2016 г. На вебинарах рассматривался опыт реализации тестового контроля другими преподавателями по дисциплинам разного профиля. Методические семинары были посвящены проверке качества тестовых материалов на основе математико-статистической обработки результатов тестирования.
На третьем этапе педагогического эксперимента после прохождения обучения было проведено итоговое тестирование. Преподавателям также было предложено ответить на вопросы двух тестов, позволяющих выявить уровень знаний в области организации тестового контроля и реализации тестового контроля в системе Moodle. Итоговое тестирование показало, что уровень знаний и умений в области тестологии и в технологии реализации тестирования в СДО Moodle значительно повысился. Анализ результатов итогового тестирования показал, что средний процент подготовленности преподавателей по теоретическим основам тестологии составляет 90,3±8,0 %, а по реализации тестового контроля в среде Moodle - 87,0±10,9 %. Анализ вариации результатов тестирования показал, что они находятся в пределах от 77 до 100 %. Анализ результатов входного и итогового тестирования показал, что уровень сформиро-ванности профессиональной компетенции преподавателей в области дистанционного тестового контроля средствами СДО Moodle у всех преподавателей повысился до высокого (более 75 %).
Таким образом, в результате педагогического эксперимента была доказана эффективность функционирования методической системы подготовки преподавателей вуза к реализации дистанционного тестового контроля, состоящей из
- дистанционного курса повышения квалификации «Реализация дистанционного тестового контроля в вузе»;
- открытого онлайн-курса «Теоретические основы дистанционного тестового контроля»;
- комплекса методических семинаров по вопросам технологического обеспечения разработки и проведения тестового контроля разного типа средствами СДО Moodle;
- комплекса вебинаров «Опыт реализации тестового контроля для дисциплин разного профиля»;
- индивидуальных дистанционных консультаций.
Проведенный педагогический эксперимент продемонстрировал, что практическая реализация предложенной методической системы обеспечивает формирование профессиональной компетентности преподавателей вуза в области дистанционного тестового контроля. Уровень подготовленности преподавателей, двигающихся различными индивидуальными маршрутами в пределах методической системы, увеличился независимо от входного уровня знаний и умений в области дистанционного тестирования средствами СДО. Предложенная система позволяет дифференцированно подходить к повышению уровня профессиональной компетентности преподавателей в области дистанционного тестового контроля и учитывать индивидуальный график загруженности преподавателей.
Благодарности. Авторы выражают благодарность доценту кафедры информатики и методики обучения информатике Омского государственного педагогического университета Галине Аркадьевне Федоровой за оказанную помощь при проведении исследования.
1. Тавгень И. А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Ю. В. Позняка. Минск : БГУ, 2003. 227 с.
2. Лапчик М. П. ИКТ-компетентность педагогических кадров : моногр. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. 144 с.
3. Андреев А. А., Соццаткин В. С. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М. : МЭСИ, 1999. 196 с.
4. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения. М. : Академия, 2004. 414 с.
5. Лапчик М. П. Дистанционные технологии в системе инновационного педагогического образования // Инновации в непрерывном образовании. 2011. № 2. С. 5-10.
6. Лапчик М. П., Федорова Г. А. Инновационный подход к подготовке педагогических кадров в области информатизации образования // Преподаватель XXI век. 2016. Т. 1. № 4. С. 28-41.
7. Федорова Г. А. Профессиональное развитие учителей в условиях информатизации образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2014. № 4. С. 18-25.
8. Федорова Г. А. Информатизация управления образовательным процессом. М. : Флинта, 2016. 200 с.
9. Толстобров А. П., Коржик И. А. Возможности анализа и повышения качества тестовых заданий при использовании сетевой системы управления обучением Moodle // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Системный анализ и информационные технологии». М. : Воронеж. 2008. № 2. С. 100-106.
10. Нестеров С. А., Сметанина М. В. Оценка качества тестовых заданий средствами среды дистанционного обучения MOODLE // Научно-технические ведомости. 2013. № 5(181). С. 87-92.
11. Долинер Л. Компьютерные тесты успеваемости как средство оптимизации учебного процесса // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2004. № 2. С. 25-26
12. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. М. : Издат. центр «Академия», 2005. 336 с.
13. Протасова И. В., Толстобров А. П., Коржик И. А. Методика анализа и повышения качества тестов в системе электронного обучения Moodle // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Системный анализ и информационные технологии». 2014. № 3. С. 61-72.
14. Бугайчук К. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 148-155.
© Геращенко Л. И., Геращенко И. П., Титова Г. М., 2017