Научная статья на тему 'Процессный подход в управлении организациями жилищно-коммунального хозяйства'

Процессный подход в управлении организациями жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Танашева О. Г., Хакимова Е. А.

Рассматриваются основные аспекты организационного обеспечения этапа развертывания бизнеса при внедрении процессного подхода в управлении организациями жилищно-коммунального хозяйства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Танашева О. Г., Хакимова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURAL APPROACH IN MANAGEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES ORGANIZATIONS

General aspects of organizational support of business development stage at introduction of procedural approach in management of housing and communal services organizations are regarded in this article.

Текст научной работы на тему «Процессный подход в управлении организациями жилищно-коммунального хозяйства»

Танашева О.Г., Хакимова Е.А.

ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Рассматриваются основные аспекты организационного обеспечения этапа развертывания бизнеса при внедрении процессного подхода в управлении организациями жилищно-коммунального хозяйства

В связи с реформированием жилищнокоммунального хозяйства (ЖКХ), возникновением рыночных отношений и переходом отрасли на самоокупаемость, способность организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, к выживанию, стабильность их финансового состояния является актуальной задачей, и все в большей мере будут определяться конкурентоспособностью организаций и предоставляемых ими услуг. Главным в обеспечении и повышении конкурентоспособности организации, как первого условия достижения высоких конечных результатов (прибыльности, устойчивости, комплексности развития, качества жизни), является повышение эффективности управления.

Задачу создания устойчивой и эффективной системы управления организацией, ориентированной не только на максимальное удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон организации, но и на непрерывное повышение и поддержание конкурентных преимуществ, можно решить на основе процессного подхода, который обладает рядом преимуществ по сравнению с функциональным подходом:

- он характеризуется большей по сравнению с функциональным подходом способностью к совершенствованию менеджмента, что крайне важно в условиях возрастающей конкуренции, с которой постоянно сталкиваются организации;

- придает единую направленность менеджменту и производству, которое, независимо от того, как структурируется организация, имеет, как правило, горизонтальную направленность и носит строго процессный характер. Организации, применяющие процессный подход, принято называть «горизонтальными» [1];

- процессный подход ведет к упрощению многоуровневых иерархических организационных структур, присущих функциональному подходу, что обеспечивает большую ориентацию организации на потребителя;

- за счет сокращения иерархических уровней организационной структуры процессный подход позволяет упростить обмен информацией между различными подразделениями. Отмечено, что время взаимодействия между подразделениями при функциональном подходе распределяется следующим образом: 20% - на выполнение работы и 80% - на передачу ее результатов следующим исполнителям [2];

- переход от функционального подхода к процессному позволяет устранить часто проявляющуюся обособленность подразделений и должностных лиц. Известно, что одним из главных недостатков линейно-функциональных организационных структур в прошлом являлся экстенсивный рост функциональных подразделений (отделов, секторов, бюро), потребность в которых либо не была серьезно обоснована либо со временем отпала, но сами подразделения продолжают существовать и искать искусственные доказательства своей необходимости.

- возможность простой и наглядной графической интерпретации деятельности;

- процессный подход акцентирует внимание менеджмента на взаимодействии подразделений и должностных лиц, что дает возможность устранять «ничейные поля», т. е. участки деятельности;

- процессный подход расширяет возможности организаций в развитии их бизнеса.

В рамках процессного подхода любая организация рассматривается как система, которая представляет собой взаимосвязанное множество процессов, конечными целя-

ми которых является выпуск продукции или услуги.

Внедрение процессного подхода в управлении организациями сферы жилищно-коммунальных услуг, по нашему мнению, должно включать следующие этапы:

1) идентификация бизнес-процессов;

2) развертывание бизнес-процессов;

3) документирование бизнес-процессов;

4) определение последовательности и взаимодействия бизнес-процессов;

5) улучшение бизнес-процессов.

Методика идентификации должна быть

понятна менеджерам и руководителям процессов, должна демонстрировать целесообразность внедрения процессного подхода руководству организации. Исходными данными для идентификации процессов служит точная информация.

Создаваемая процессная модель управления не должна противопоставляться и ломать существующую функциональную модель с вертикальной иерархической структурой, она «накладывается» на нее, и результатом наложения является перераспределение полномочий. Процессная модель - это еще одно представление функций и взаимосвязей в организации, базовым элементом которой являются виды деятельности и их результаты.

В данной статье раскрывается содержание основных аспектов второго этапа - развертывания бизнес-процессов в организации.

Каждый бизнес-процесс должен быть определенным образом описан с тем, чтобы в этом описании были учтены все компоненты, необходимые для надлежащего их функционирования.

Нами предлагается алгоритм составления сети (карты) процессов, состоящий из трех этапов:

1) разработка схемы организационной структуры;

2) определение перечня бизнес-процессов и подпроцессов;

3) распределение функций подразделений (управления) по процессам.

При разработке организационной структуры организаций ЖКХ рекомендуется:

1. Дифференцировать в организационной структуре процессы и подпроцессы.

2. Дополнить организационную структуру подразделениями, которым зачастую не уделяется должного внимания: складами, гаражами, административно-хозяйственной частью и т. п.

3. В организационной структуре должны найти свое место специалист по качеству, специалист по маркетингу, которые, как правило, отсутствуют.

4. Для руководителей подразделений по иерархическим уровням управления ввести условные обозначения (коды), например:

Д - директор;

Высшие руководители: ГИ - главный инженер, ДП - директор по производству, ДЭ - директор по экономике и т.п.;

Руководители подразделений: ГБ -главный бухгалтер, СМ - специалист по маркетингу, ГТ - главный технолог, НС -начальник отдела снабжения, СКч - специалист по качеству, СКд - специалист по кадрам, НПЭО - начальник планово-экономического отдела, СЮ - специалист по юридическим вопросам; НУ - начальник участка, АДС - аварийно-диспетчерская служба; АХЧ - административно-хозяйственная часть, СД - секретарь-делопроизводитель.

По нашему мнению, для обеспечения управляемости и эффективности необходимо наличие ответственного за процесс и координатора, т. е. организационная структура управления процессом должна быть трехуровневой: 1) директор; 2) ответственный за процесс; 3) координатор процесса.

Ответственный за процесс - должностное лицо организации, несущее ответственность за результативность и эффективность процесса, а также выделение ресурсов, необходимых для планирования и ведения процесса. Ответственный за процесс подобен собственнику (хозяину), который более других заинтересован в сохранении и повышении ценности своей собственности. Ответственный за процесс является, как правило, лицом, входящим в состав высшего руководства организации. Это не должность и не деятельность, требующая внимания в течение полного рабочего дня. Это роль, которая не связана с повседневным выполнением соответствующих заданий (за это отвеча-

ет координатор процесса). Как считают некоторые авторы [3, 4], жизнь процесса начинается с момента появления ответственного за процесс. Он начинает выполнение своих функций с установления границ процесса, выявления внешних или внутренних потребителей и поставщиков данного процесса. Наличие ответственных за процессы позволяет высшему руководству делегировать полномочия оперативного управления процессами руководителям нижних уровней.

Координатор процесса - должностное лицо, несущее ответственность за текущий менеджмент процесса в рамках своей компетенции. Координатор процесса обеспечивает его рабочее функционирование. При этом он реализует полный управленческий цикл. Координатор подчинен ответственному за процесс и при необходимости может быть отстранен им от работы.

Дополнительные обязанности должностных лиц, связанные с ролью ответственных за процессы и координаторов процессов, должны быть полно и четко описаны в рабочих инструкциях.

В предложенной нами карте процессов в сфере ЖКХ в качестве объекта организации выступает процесс, в отличие от функционального подхода, при котором объектом организации являются выполняемые должностными лицами функции (табл. 1).

По нашему мнению, характеристики процесса также целесообразно представлять в виде карты отдельного процесса. Известно, что карты процесса широко используются в производственной практике. Однако, в большинстве случаев они носят технологический характер. Предложенная нами форма карты базового (основного) процесса по оказанию жилищно-коммунальной услуги на примере ремонта санитарно-технического оборудования имеет следующий вид (табл. 2).

Под процессами выполнения услуги понимается совокупность действий и условий, обеспечивающих потребителю наименьшие затраты времени и максимальные удобства при пользовании услугами по изготовлению, ремонту оборудования, зданий, уборке территорий и т. д. согласно условиям норматив-

но-технической документации и договора, а также индивидуальным запросам клиентов, которые были согласованы при приеме заказов. Организация эффективных процессов выполнения услуги позволяет эффективно использовать ресурсы предприятия и выполнять услуги с минимальными трудозатратами, качественно, в установленные сроки.

Рациональная организация предоставления жилищно-коммунальных услуг должна обеспечивать:

- минимальные затраты клиента при пользовании услугами;

- минимально возможные сроки оказания услуг;

- создание максимальных удобств клиентам при пользовании услугами;

- высокую культуру обслуживания клиентов;

- высокое качество оказываемых услуг;

- создание условий для выполнения услуг с минимальными затратами трудовых и финансовых ресурсов.

Разработку карты процесса осуществляет его координатор по заданию ответственного за процесс. Карта процесса оформляется в виде самостоятельного документа, она должна быть подписана координатором процесса, согласована с руководителем службы качества и утверждена ответственным за процесс.

Являясь самостоятельным документом, карта процесса выступает как справочный материал, используемый для мониторинга и коррекции процесса. Полный набор карт процесса, соответствующий числу идентифицированных процессов, позволяет получить представление о процессах организации и об их взаимосвязи и взаимодействии.

К достоинствам предлагаемых форм карт процессов можно отнести:

- наглядность;

- компактность представления основных характеристик процесса;

- простоту и удобство пользователя.

Число характеристик, заносимых в карту процесса, должно определяться требованиями ИСО 9000, а также особенностями менеджмента организации и здравым смыслом. Следует отметить, что излишнее число

Таблица 1. Карта процессов организации сферы ЖКХ

№ п/п Наименование процесса и подпроцесса Ответственный Координатор

Базовые (основные) процессы

Б1 Маркетинг Д ДЭ

1 Исследование рынка ДЭ СМ

2 Определение требований к услугам ДЭ СМ, СКч

3 Осуществление связи с потребителями ДЭ СМ

Б2 Проектирование и разработка ЖКУ Д ДП

1 Планирование разработки ДП ГТ, ГИ, ДЭ, СМ, СКч, СКд, НПЭО

2 Анализ разработки ГИ ГТ, СКч

3 Изменения разработки ГИ ГТ, СМ, СКч, НПЭО

Б3 Предоставление ЖКУ Д ДП

1 Процесс выполнения услуг ДП НУ

2 Контроль и измерение ДП ГТ, НУ, СКч

Обеспечивающие (вспомогательные) процессы

О1 Управление персоналом ДЭ СКд

1 Определение уровня и компетентности Высшие руководители Руководители подразделений

2 Прием / увольнение Д Руководители подразделений

3 Обучение персонала Высшие руководители Руководители подразделений

4 Осведомленность персонала Руководители подразделений -

5 Регистрация данных о персонале. Справки СКд -

О2 Материально-техническое снабжение ДЭ НС

1 Планирование закупок ресурсов Руководители подразделений НС, НПЭО, НАХЧ

2 Заключение договоров ЮС НС, ГБ

3 Работа с поставщиками ЮС НС, ЮС

4 Приемка и контроль ЮС НС, СКч

О3 Оснащение рабочих мест ГИ Руководители подразделений

1 Производственная среда: поддержание и ремонт ДП НУ

2 Производственная среда: охрана труда и техника безопасности ДП НУ

3 Производственная среда: уборка АХЧ НУ

О4 Внутренний контроль ГИ СКч

1 Соблюдение технологической дисциплины ДП ГТ

2 Соблюдение исполнительской дисциплины Высшие руководители Руководители подразделений

3 Соблюдение режима работы Руководители подразделений СКд

4 Культура обслуживания ДП АДС, НУ, ГБ

5 Контроль за показаниями измерительных приборов ДП НУ

О5 Управление несоответствиями ГИ СКч

1 Обнаружение несоответствий СКч НУ

2 Изучение причин несоответствий ДП, СКч НУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Устранение несоответствий ДП, СКч НУ

4 Предупреждение повторных дефектов ДП, СКч НУ

Процессы управления

М1 Организация функционирования процессов Д ДЭ

1 Организационная структура ДЭ ДП, НПЭО

2 Определение процессов, их последовательности и взаимодействия ДЭ ДП, НПЭО

3 Ответственность и полномочия Высшие руководители Руководители подразделений

М2 Планирование Д ДЭ

1 Цели в области конкурентоспособности ДЭ СМ

2 Цели в области качества ДЭ СКч

3 Планирование объемов оказания услуг ДЭ ДП, НПЭО

М3 Управление документацией Д СКч

1 Приказы, распоряжения, протоколы совещаний СД -

2 Документооборот СКч Руководители подразделений

3 Внутреннее информирование СД Руководители подразделений

М4 Анализ со стороны руководства Д ДЭ

1 Измерение, контроль и анализ процессов СКч Высшие руководители

М5 Постоянное улучшение Д ДЭ

1 Корректирующие действия Высшие руководители СКч

2 Предупреждающие действия Высшие руководители СКч

Таблица 2. Карта процесса оказания жилищно-коммунальной услуги по ремонту санитарно-технического оборудования

Последовательность выполнения работ Содержание работ Наименование подпроцесса Код подпроцесса

1. Прием заказа Оформление необходимой документации, предварительное определение технологического участка Процесс выполнения услуги Б 3.1.

2. Проведение первичной диагностики на месте Подключение необходимого оборудования, визуальный осмотр и установление неисправного узла Процесс выполнения услуги Б 3.1.

3. Локальное определение неисправности Механическая разборка неисправного узла Процесс выполнения услуги Б 3.1.

4. Ремонт или замена неисправного узла или детали Выполнение необходимых технологических операций Процесс выполнения услуг Б 3.1.

5. Сборка узлов и агрегатов Все внутренние комплектующие части узла или агрегата устанавливаются на место Процесс выполнения услуг Б 3.1.

6. Проведение промежуточного контроля качества работ Подключение оборудования и его проверка Контроль и измерение Б 3.2.

7. Окончательная сборка узлов и агрегатов Все узлы и детали устанавливаются в исходное положение, восстанавливаются потребительские свойства оборудования Процесс выполнения услуг Б 3.1.

8. Проверка качества оказанных услуг Осуществляется контроль качества в реальных условиях Контроль и измерение Б 3.2.

9. Уборка рабочего места Осуществляется уборка рабочего места, инструмента, отработанных материалов Процесс выполнения услуг Б 3.1.

10. Выдача клиенту выполненного заказа Расчет за выполненные работы. Оформление необходимой документации. Возврат клиенту неисправных узлов (агрегатов, деталей). Разъяснение правил дальнейшей эксплуатации. Культура обслуживания О 4.4.

11. Оценка клиентом качества услуги Заполнение контрольного листа Контроль и измерение Б 3.2.

характеристик, отражаемых в карте процесса, может затруднить ее восприятие, а малое число характеристик может оказаться недостаточным для описания процесса.

Реализация процессного подхода в организациях жилищно-коммунального хозяйства является достаточно сложным организационным и социально-психологическим нововведением, поскольку, в частности,

обусловлена появлением у ряда должностных лиц дополнительных обязанностей, связанных с ролью ответственных за процессы и координаторов процессов. Главным преимуществом процессного подхода является непрерывность управления, которое он обеспечивает на стыках между отдельными процессами внутри организации, а также при их сочетании и взаимодействии.

Список использованной литературы:

1. Маккормик К. Ориентация на бизнес-процессы: есть ли они у нас? // Стандарты и качество, 2002. - №2. - С. 86-88.

2. Каменкова М.С., Громов А.И., Гуслистая А.В. Процессно-ориентированное внедрение БЯР-систем // Методы менеджмента качества, 2002. - №3. - с. 4-10.

3. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Проекты, команды, люди в системе экономического качества // Стандарты и качество. -2002. - №3.- С. 69-73.

4. Елиферов В.Г. Управление качеством. - М.: Вершина, 2006. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.