Научная статья на тему 'Процессная модель управления в жилищно-коммунальных организациях МО «Псков»'

Процессная модель управления в жилищно-коммунальных организациях МО «Псков» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
951
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / ПРОФЕССИОГРАММА / СТЕПЕНЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / EFFICIENCY OF MANAGEMENT SYSTEMS / PROCESS APPROACH / THE ORGANIZATION OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / PROFESSIOGRAME / THE DEGREE OF ECONOMIC INDEPENDENCE / THE BUSINESS PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Евгений Семенович

В статье на основе исследования городского жилищно-коммунального хозяйства МО «Псков» для достижения конкурентоспособности требуется эффективная система управления, ориентированная на хозяйственную самостоятельность и поддержание ее конкурентных преимуществ. Преимуществом процессного подхода является последовательность действий, обеспечение непрерывности управления внутри организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process model for managing housing organizations MO «Pskov»

In this paper, based on studies of urban housing and communal services "MO Pskov" in order to achieve competitiveness requires good governance, focused on economic independence and maintain its competitive advantage. The advantage of the process approach is a sequence of actions to ensure continuity of management within the organization.

Текст научной работы на тему «Процессная модель управления в жилищно-коммунальных организациях МО «Псков»»

6. Из каких этапов состоит процесс создания кластера? // Генон [Электронный ресурс]. URL: http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=7bdcd348-0f0d-4099-8d19-6b95f1251b68 (дата обращения 04. 03 2011).

7. В чем состоят преимущества кластерной промышленной политики? // Генон [Электронный ресурс].

URL: http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=95961b2d-4cdd-4306-9899-1f3f68a2814e (дата

обращения 04. 03 2011)

8. Проект «Росмолтуризм» (Из своего уголка в каждый уголок страны, без проблем). Концепция проекта «РосМолТуризм» [Электронный ресурс]. URL: http: //rosmolturizm.narod.ru/kontseptsiya (дата обращения 04. 03 2011.)

9. Овчаров А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы. Библиотека

FictionBook.ru [Электронный ресурс]. URL:

http://fictionbook.ru/author/anton_olegoYich_ovcharov/turisticheskiyi_kompleks_rossii_tendenci/read_onli ne.html?page=1 (дата обращения 04. 03 2011).

10. Ожидаемое восстановление активности в гостиничном секторе в 2011 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.ey.com/RU/ru/Newsroom/News-releases/Press-Release—2011-02-07 (дата обращения

04. 03 2011)

11. Туристическая отрасль подвела итоги сезона // Официальный портал Администрации Санкт-

Петербурга. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/invest/news?pnewsid=37252 (дата обращения 04. 03 2011)

12. Постановление Правительства РБ от 26.11.2001 № 388 «О Концепции формирования интегрированных производственных структур в республике Бурятия на 2001 - 2003 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.buryatlaws.ru /index.php?ds=1002890 (дата обращения 04. 03 2011).

УДК 338.486, 1.02. И.з. 20 ББК 65.050 +65.441 (4Пск.)

ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МО «ПСКОВ»

Е.С.Иванов

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Псковский филиал 180005, г. Псков, Ленинградское шоссе, д.24

жание ее конкурентных преимуществ. Так, в перспективе целью развития ЖКХ на региональном уровне является уточнение, определение основных направлений формирования эффективных и устойчивых организационно-правовых, научно-технических и хозяйственнофинансовых отношений в жилищной и коммунальной сфере. Сейчас выделяют два основных подхода к управлению процессами. Первый исходит из рассмотрения организации как совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых бизнес-процессов и разработки систем управления. Второй стоит на выделении в организации сквозных процессов, их описании и последующей реорганизации.

В современных условиях жилищнокоммунального хозяйства, когда экономика страны начинает выходить из глубокого кризиса, на региональном уровне встали качественно новые методологические, методические и практические задачи управленческой деятельности. В первую очередь они должны быть направлены на такое совершенствование, которое обеспечило бы построение новых современных организационных структур управления, на достижение первоочередных целей и приоритетов жилищной и коммунальной политики.

Для создания конкурентоспособности в сфере жилищно-коммунального хозяйства требуется эффективная система управления, ориентированная на хозяйственную самостоятельность и поддер-

Теория бизнес-процессов впервые появилась менее двадцати лет назад и сначала была встречена в основном с непониманием, и только в связи с массовым внедрением всеобщего качества в организациях идея управления бизнес-процессами получила широкое распространение. Сам бизнес-процесс следует понимать как «одну или несколько связанных работ или процедур, в совокупности реализующих некоторую цель производственной и непроизводственной деятельности в рамках определенной организационной структуры» [1]. Процессы можно описать на разных уровнях деятельности, но они всегда имеют начало, определенное число шагов посередине и четко очерченный конец. Не существует стандартного перечня процессов, и организации должны разрабатывать свои собственные, потому что это помогает более глубокому пониманию их собственной ситуации. Описание системы бизнес-процессов может производиться двумя способами. В первом случае разрабатывается система бизнес-процессов в том виде, в каком она существует на момент описания - «как есть», а затем производится ее анализ и разработка предложений по улучшению. Разработка системы бизнес-процессов «как должно быть» происходит через внесение разработанных предложений по улучшению в систему бизнес-процессов «как есть». Во втором случае описание системы «как есть» не производится, а анализ недостатков существующей системы и разработка предложений по ее улучшению находят отражение в описании системы бизнес-процессов «как должно быть» в процессе разработки. Процессы - это потоки работы, и у них есть свои границы, начало и конец. Для любого отдельно взятого процесса эти границы установлены начальными, или первичными, входами, с которых процесс начинается, и выходом, который выдает результат. Примером может служить организация про-

цесса ЖКХ, где граждане постоянно высказывают свое мнение о постоянном росте тарифов в ЖКХ. Опыт свидетельствует, что в жилищно-коммунальном хозяйстве практически отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблена мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства. Состояние ЖКХ характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью для модернизации и развития.

Сегодня как в стране в целом, так и ее субъектах нет единой системы управления предприятиями жилищнокоммунального хозяйства и необходимых источников финансирования для устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения городов и поселений. В поисках ответа на извечно российский вопрос: что делать? - целесообразно обратить внимание на следующие рекомендации.

Для достижения конкурентоспособности в сфере жилищно-коммунального хозяйства требуется эффективная система управления, ориентированная на максимальное удовлетворение потребностей организации и поддержание ее конкурентных преимуществ. Создать такую систему управления можно на основе процессного подхода.

Процессный подход в управлении организациями в сфере жилищнокоммунальных услуг, по нашему мнению, предполагает последовательное осуществление работ на этапах, представленных в табл. 1.

Идентификация бизнес-процессов является первоочередной и самой сложной задачей, которую следует решить при реализации процессного подхода к управлению. При этом необходимо: достичь эффективной управляемости процессов организации; определить перечень процессов организации, их названий, границ, руководителей и т.д.; обеспечить

возможность изменения системы процессов при смене стратегических задач организации.

Методика идентификации должна быть понятна в первую очередь менеджерам и руководителям процессов, демонстрировать целесообразность внедрения процессного подхода руководству организации. Исходными данными для идентификации процессов служит точная ин-

формация. Опыт свидетельствует, что создаваемая процессная модель управления не противопоставляется, а тем более не ломает существующую функциональную модель с вертикальной иерархической структурой. Процессная модель накладывается на существующую, в результате чего происходит перераспределение полномочий.

Таблица 1

Этапы реализации процессного подхода в организациях ЖКХ

Этапы Содержание этапов

1.Идентификация бизнес-процессов Изучение гражданского законодательства и принятых федеральных законов, нормативных и отраслевых документов Формирование и утверждение бизнес-процессов Разработка концептуальной модели бизнес-процессов Идентификация основных бизнес-процессов и бизнес-процессов управления

2.Развертывание бизнес-процессов Назначение ответственных лиц и координаторов бизнес-процессов Определение основных характеристик бизнес-процессов Описание и регламентация бизнес-процессов и подпроцессов

З.Определение последовательности и взаимодействия бизнес-процессов Определение структурных подразделений, ответственных за выполнение бизнес-процессов Построение матрицы распределения ответственности и полномочий при выполнении бизнес-процессов Построение схемы взаимодействия бизнес-процессов

4.Качественное улучшение бизнес-процессов Проверка правильности и контроль достижения поставленных задач и/или рассмотрение новых целей на основании полученных результатов Выбор стратегии и методов улучшения бизнес-процессов Анализ бизнес-процессов

5.Документирование бизнес-процессов Определение документации бизнес-процессов и разработка документированных процедур бизнес-процессов и карт процессов Положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции

Процессная модель, как показала практика, - это еще одно представление функций и взаимосвязей в организации, базовым элементом которой являются все виды деятельности и их результаты. Процессный подход расставляет акценты, благодаря чему ответственность распространяется на достижение результата с заданными параметрами, организация формирует его самостоятельно. Связи и взаимоотношения, которые ранее игнорировались, неожиданно оказываются ключевыми для эффективного функционирования всей организации, не говоря

уже о процессах, к которым они относятся.

Опыт свидетельствует: идентифицировать полный состав бизнес-процессов в организации с первого раза удается крайне редко. Поэтому сначала формируется временный перечень процессов, а затем, по мере углубления анализа деятельности организации, этот перечень корректируется в сторону наиболее полного отражения специфики этой деятельности. Предлагаемая классификация базовых (основных), обеспечивающих (вспомогательных) и общих бизнес-процессов управления представлена в табл.2.

Таблица 2

Классификация бизнес-процессов организации ЖКХ_________________________________^

Код процесса Пункт требований ГОСТ Р ИСО 9001 Наименование процесса по ГОСТ Р ИСО по 9001 Предполагаемое наименование процесса сферы ЖКХ

Базовые (основные) процессы

Б1 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3 Определение требований, относящихся к услугам Маркетинговый - организованно управлять деятельностью в сфере производства и предоставления ЖКУ

Б2 7.3 Проектирование и разработка продукции Проектирование и разработка ЖКУ

Б3 7.5 Производство и обслуживание Предоставление ЖКУ

Обеспечивающие (вспомогательные) процессы

О1 5.5.1, 6.2. Человеческие ресурсы Управление персоналом

О2 6.1, 7.4 Обеспечение ресурсами Закупки Материально-техническое снабжение

О3 6.3, 6.4 Производственная среда Оснащение рабочих мест

О4 8.2.2 Внутренний аудит Внутренний контроль

О5 8.3 Управление несоответствующей продукцией Управление несоответствиями

Общие бизнес-процессы

М1 4.1, 8.2.3, 8.4 Общие требования Организация осуществления процессов

М2 5.4 Планирование Планирование деятельности

М3 4.2.3, 4.2.4, 5.5 Требования к документации Ответственность, полномочия и обмен информацией Управление документацией

М4 5.6 Анализ со стороны руководства Анализ со стороны руководства (управленческие решения)

М5 8.5.1, 8.5.2, 8.5.3 Улучшение Корректирующие действия Предупреждающие действия Постоянный контроль исполнения

Развертывание бизнес-процессов предполагает, что каждый бизнес-процесс определенным образом описан с учетом всех компонентов, необходимых для надлежащего их функционирования. Как показала практика, предлагается алгоритм составления сети (карты) процессов, включающих три периода: разработка схемы организационной структуры -через построение организационной схемы управления; определение перечня бизнес-процессов и подпроцессов таким образом, чтобы охватить все аспекты деятельности; распределение функций, необходимых для обеспечения целенаправленного воздействия на объект управления.

При разработке организационной структуры организаций ЖКХ целесообразно иметь в виду следующие цели:

1.Дифференцировать в организационной структуре процессы и подпроцессы.

2.Дополнить организационную структуру подразделениями, которым зачастую не уделяется должного внимания.

3.Предусмотреть в организационной структуре место для специалиста по качеству, специалиста по маркетингу, которые, как правило, в этой структуре отсутствуют.

4.Вести условные обозначения (коды) для руководителей подразделений по иерархическим уровням управления.

Как показала практика, для обеспечения управляемости и эффективности организационная структура управления процессом, на наш взгляд, должна быть трехуровневой: директор, ответственный за процесс, координатор процесса.

В предлагаемой общей карте процессов в сфере ЖКХ, фрагмент которой

представлен в табл. 3, указаны выполняемые должностными лицами функции.

Характеристики бизнес-процесса целесообразно представлять в виде карты. Разработку карты процесса осуществляет непосредственно координатор по заданию ответственного за процесс. Карта процесса оформляется в виде самостоятельного документа и подписывается координатором процесса, согласовывается с руководителем службы качества и утверждается ответственным за процесс.

Карта процесса выступает как справочный материал, используемый для мониторинга и коррекции процесса. Число характеристик, включаемых в карту процесса, должно определяться требованиями документов, а также особенностями организации. Следует отметить, что излишнее число характеристик, отражаемых в карте процесса, зачастую затрудняет ее реальное восприятие, а малое число характеристик может оказаться недостаточным для описания процесса.

Общая карта процессов организации сферы ЖКХ

Таблица 3

№ п/п Наименование процесса и Подпроцесса Ответственный Координатор

Процессы управления

М1 Организация осуществления процессов Д ДЭ

1 Организационная структура ДЭ ДП, НПЭО

2 Определение процессов, их последовательности и взаимодействия ДЭ ДП, НПЭО

3 Ответственность и полномочия Высшие руководители Руководители подразделений

М2 Планирование Д ДЭ

1 Цели в области конкурентоспособности ДЭ СМ

2 Цели в области качества ДЭ СКч

3 Планирование объемов оказания услуг ДЭ ДП, НПЭО

М3 Управление документацией Д СКч

1 Приказы, распоряжения, протоколы совещаний СД, -

2 Документооборот СКч Руководители подразделений

3 Внутреннее информирование СД Руководители подразделений

М4 Анализ со стороны руководства Д ДЭ

1 Измерение, контроль и анализ процессов СКч Высшие руководители

М5 Постоянное улучшение Д ДЭ

1 Корректирующие действия Высшие рук. СКч

2 Предупреждающие действия Высшие рук. СКч

В таблице приняты следующие обозначения:

Д - директор; высшие руководители - ГИ (главный инженер), ДП (директор по производству, ДЭ (директор по экономике); руководители подразделений и специалисты - ГБ (главный бухгалтер), СМ (специалист по маркетингу), ГТ (главный технолог), НС (начальник отдела снабжения), СКч (специалист по качеству), СКд (специалист по кадрам), НПЭО (начальник планово-экономического отдела), АХЧ (заведующий административно-хозяйственной частью); СД (секретарь-делопроизводитель), СЮ (специалист по юридическим вопросам).

Документирование процессов способствует достижению их соответствия установленным требованиям и обеспечивает повторяемость и прозрачность, позволяет более реально оценивать их результативность. Для большинства процессов в малых и средних организациях ЖКХ достаточно ежеквартальных отчетов ответственных за процессы, предос-

тавляемых руководству для проведения анализа (метод изучения обстановки; проблем, ситуаций путем выявления свойств и характеристик, сопоставления по установленным критериям, определения состояния и особенностей). При документировании бизнес-процессов, мы считаем, должны учитываться следующие основные факторы: законодательные

или другие требования; результативность и эффективность процесса; риск неудовлетворенности потребителей; компетентность персонала; воздействие процесса на качество услуг. С учетом этих требований предлагается документировать процессы на основе использования табличного и графического представления требований к осуществлению бизнес-процессов. Наиболее эффективным методом логического представления процесса (подпроцесса) в виде последовательного выполнения установленных операций является алгоритм [2].

Последовательность и взаимодействие бизнес-процессов могут быть установлены посредством разработки карт процессов и документооборота, распределения ответственности и полномочий и т.п. Схема взаимодействия процессов может быть смоделирована как на упрощенном уровне, так и на уровне развернутой сети процессов, Достоинство концептуальной процессной модели, представленной в версии 1994 г. (ИСО серии 9000), состоит в том, что она охватывает все требования стандартов. Однако в ней отсутствует подробное представление процессов, что следует отнести к ее существенным недостаткам. Пошаговое проектирование сети процессов и создание процессной модели организации жилищно-коммунального хозяйства осуществляются на основе базовых бизнес-процессов, к которым относятся процессы маркетинга, проектирования, разработки и предоставления жилищнокоммунальных услуг. С учетом сложности построения модели бизнес-процессов данная работа проводится последовательно и постепенно. Сначала разрабатывается пилотный вариант модели, выступающий в качестве исходного для последующего совершенствования. Модель дает четкое представление о последовательности и взаимодействии идентифицированных бизнес-процессов организации ЖКХ. Она позволяет анализировать взаимосвязи процессов и выбирать более эффективные направления улучшения системы управления. В частности, такое

улучшение может быть достигнуто благодаря увеличению числа процессов за счет расширения отдельных видов деятельности, не имеющих полезных выходов. Оптимизируя структуру управления организации, графическая модель бизнес-процессов дает возможность избежать нечеткости в определении обязанностей участников процессов, исключить избыточность и усложненность документооборота.

Матрица распределения ответственности и полномочий в отличие от должностных инструкций и положения о подразделении отражает «горизонтальные» отношения между должностными лицами при их совместной деятельности и выступает важным организационнометодическим средством для отражения процессного ориентированного менеджмента. Пример распределения ответственности и полномочий должностных лиц в организации ЖКХ (фрагмент) представлен в табл. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первом случае выявляются все участники конкретных процессов и проверяется сбалансированность и рациональность распределения между ними ответственности и полномочий. Во втором случае определяются объем участия конкретного должностного лица во всех процессах, включенных в матрицу.

Постоянное улучшение бизнес-процессов является необходимой стратегией деятельности на конкурентном рынке, поскольку:

- степень приверженности потребителя зависит от величины той ценности, которую он приобрел в организации;

- приобретенная ценность является результатом бизнес-процессов;

- длительный успех в условиях конкуренции требует постоянного повышения ценности того, что именно поставляется на рынок;

- для повышения способности создавать ценности организация должна постоянно улучшать свои процессы, создавая ценности.

Деятельность по улучшению бизнес-процессов предусматривает следующую

последовательность действий: измерение, оценивание, анализ, выбор методов улучшения. Следует отметить, что измерение следует использовать лишь в областях, значимых для управления и улучшения бизнес-процессов. Выбор показателей и конкретных методов для измерения процессов зависит от вида деятельности организации, ее размера, уровня подготовки персонала и т.п. Примени-

Достоверное измерение бизнес-процессов организации создает базу для анализа и оценки их адекватности, соответствия установленным требованиям результативности, эффективности и удовлетворенности потребителей.

Оценка бизнес-процессов должна осуществляться посредством мониторинга, т.е. наблюдения за состоянием процессов во времени. Ответственные за процесс осуществляют систематическую их оценку с целью принятия соответствующих решений. Надо отметить, что эффективность этих решений может быть основана на реализации одного из принципов менеджмента, а именно принципа решений, основанных на фактах. В данном случае фактами для оценки бизнес-процессов выступают результаты мониторинга и контрольных измерений. Анализ бизнес-процессов - деятельность, предпринимаемая для выявления причин недостаточной результативности, эффективности бизнес-процессов и удовлетворенности потребителей.

Стратегической целью организации является постоянное улучшения бизнес-

тельно к сфере ЖКХ к измеряемым параметрам процесса можно отнести: текущее выполнение заданий, графиков или показателей; технологические параметры оборудования; удельный расход ресурсов для достижение результата процесса; количество циклов утверждения или передачи документа [3].

Таблица 4

процессов для совершенствования деятельности организации, обеспечение выгоды заинтересованным в ней сторонам, повышение ее конкурентоспособности. Существует две основные стратегии постоянного улучшения процессов: стратегия прорыва, ведущая или к пересмотру и улучшению существующих процессов, или к внедрению новых процессов; стратегия поэтапного постоянного улучшения, проводимого в рамках существующих процессов. Стратегия прорыва может привести к наиболее эффективному улучшению, однако ее трудно применить на практике одновременно ко всему составу бизнес-процессов. Стратегия прорыва направлена на резкое повышение эффективности как отдельного процесса, так и бизнеса в целом. Стратегия поэтапного постоянного улучшения может быть последовательно распространена на все бизнес-процессы. Чаще всего такая стратегия направлена на улучшение отдельных операций процесса и на повышение его стабильности и результативности (например, снижение затрат). Независимо от выбранной стратегии улучшение свя-

Распределение ответственности и полномочий должностных лиц

Бизнес-процессы Высшие руководители

Код Наименование Д ГИ ДП ДЭ

Процессы управления

М1 Организация осуществления процессов * 0 0 •

М2 Планирование * 0 0 •

М3 Управление документацией * 0 0 0

М4 Анализ со стороны руководства * 0 0 •

М5 Постоянное улучшение * 0 0 •

В табл.4 приняты условные обозначения: ~ - ответственный за процесс; п - координатор процесса; 0 -принимает участие в процессе в рамках своей компетенции.

зано с превышением достигнутых результатов деятельности. Любое улучшение должно осуществляться только на плановой основе, цель которой - сочетание и координация работы организации ЖКХ для максимизации конечных результатов и наиболее полного использования его потенциала. Улучшение бизнес-процессов следует рассматривать как фактор накопления стратегических активов организации, включающих лицензии на предоставление новых видов жилищно-коммунальных услуг, внедрение ресурсосберегающих технологий, повышение качества оказываемых услуг или оказание определенных услуг, повышение квалификации персонала.

Реализация процессного подхода в организациях жилищно-коммунального хозяйства представляет собой наиболее сложное социально-психологическое нововведение и, в частности, обусловлена появлением у должностных лиц дополнительных обязанностей, связанных с ролью ответственных за процессы. В конечном итоге можно сделать вывод, что системы целей и показателей деятельности целесообразно вести одновременно с регламентацией бизнес-процессов организации, что позволит контролировать процесс исполнения и корректировать его действия для достижения целей на уровне предприятия и организации ЖКХ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Процессное описание бизнеса - основа основ и для системы экономики качества // Стандарты и качество. 2002. № 2.

2. Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению организацией // Методы менеджмента качества. 2006. № 4.

3. Слиняков Ю.В. Менеджмент в жилищно-коммунальном хозяйстве: Учебник. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.

4. Цыганова Л.В., Тихомирова О.И. Системно-процессный подход к созданию системы менеджмента предприятия // Методы менеджмента качества. 2006.№ 5. С .90.

5. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление. М.: Инфра-М, 2006.

УДК:796.032:338.2

ББК:65

СТРУКТУРА ЗАТРАТ И ПРОБЛЕМЫ ОКУПАЕМОСТИ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

И.В. Бойко

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул . Кавалергардская, 7, лит. А

В преддверии Олимпийских игр 2014г. в г.Сочи важно иметь как можно более полное представление об экономике этого события, о тех последствиях, как положительных, так и отрицательных, данного мероприятия, которые могут повлиять на экономику не только принимающего города, но страны и даже на глобальную экономику в целом. Отрицательным примером является проведение Олимпийских игр 2004 г. в г.Афины (Греция), когда планируемые правительственные расходы в объеме 2,5 млрд евро

возросли в несколько раз. Некоторые эксперты называют реальные расходы на проведение Олимпийских игр в Греции в объеме 10 млрд евро, из которых 8 млрд евро - расходы из правительственного бюджета. Именно этот масштабный проект стал одной из основных причин роста дефицита государственного бюджета Греции (с 1,4% в 2002 г. до 3,2% ВВП уже к 2003 г.) и во многом определил тот «синергетический эффект», который оказывает все возрастающее негативное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.