УДК 658.51
Цыплов Е.А. студент, 3 курс Хайитов Х.О. студент, 3 курс, Новиков В.А. студент, 3 курс, Институт финансов, экономики и управления, Тольяттинский Государственный Университет,
Тольятти (Россия) Tsyplov E.A., student 3 course, Khayitov H. O., student, 3 course,
Novikov V.A., student, 3 course, Institute of Finance, Economics and Management,
Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА
Аннотация: в данной статье рассматривается процессный подход, его методы, построение управляемой организацией, необходимые документы для внедрения стандартов, интеграционные системы
Ключевые слова: Процессный подход, стандарты, планирования, действия, проверки, исправления ошибок, IT, менеджмент
PROCESS APPROACH IN THE QUALITY MANAGEMENT
SYSTEM.
Annotation: this article discusses the process approach, its methods, the construction of a managed organization, the necessary documents for the implementation of standards, integration systems
Keywords: process approach, standards, planning, actions, checks, bug fixes, IT, management
Процессный подход (далее - ПП) - метод построения системы управления организацией через применение формализованных, взаимосвязанных и действующих совокупностей видов деятельности, преобразующих входы (стартовые условия) в выходы (промежуточные/конечные результаты). На использовании ПП основан ряд стандартов ISO. [1]
Все рассматриваемые ниже документы в той или иной степени упоминают принципы процессного подхода. К ним относятся:
1. Понимание деятельности предприятия как совокупности бизнес-процессов;
2. Необходимость их регламентации и установления владельцев и потребителей;
3. Существование показателей, на основании которых может быть оценён результат функционирования процессов. [2]
Процессный подход к управлению, точнее, его составные элементы, основывается на применении цикла Шухарта-Деминга (прямо упоминается в разделах «Введение» всех рассматриваемых ниже стандартов), состоящего из выполняемых одна за другой операций:
1. Планирования;
2. Действия;
3. Проверки;
4. Исправления ошибок.
Интегрированная система менеджмента
Стандарты ISO 9001:2015, ISO 14001:2015 и BS OHSAS 18001:2007, обычно входящие в основу интегрированной СМК и затрагивающие вопросы управления качеством, экологической и профессиональной безопасностью, могут рассматриваться вместе. Помимо того, они в значительной степени унифицированы. [3]
Процессный подход в управлении качеством затронут в п. 4.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2015, который устанавливает следующие требования для внедрения ПП в организации:
1. Определение руководством предприятия:
a) Самих бизнес-процессов, их входов и выходов;
b) Последовательности и взаимодействия процессов;
c) Методов обеспечения функционирования процессов и оценки результативности их деятельности;
2. Снабжение необходимыми ресурсами;
3. Распределение ответственности и полномочий;
4. Постоянное улучшение процессов;
5. Регистрация и использование полученной информации.
Хотя известны и недостатки процессного подхода: необходимость переобучения персонала и приспособления его к новым условиям, требование наличия высоких лидерских качеств руководства, регламентации и автоматизации процессов, - не названы прямо в некоторых нижеупомянутых документах, все они содержат категорические установки на необходимость борьбы с вышеуказанными проблемами. [2]
Помимо прочего, стандарт постулирует, что для успешного внедрения процессного подхода правление предприятия должно воспринять риск-ориентированное мышление.
В тексте ГОСТа Р ИСО 14001-2015 нет прямого требования применять процессный подход к управлению экологией, однако:
Методология улучшений в системе менеджмента (СМ), согласно документу, должна быть основана на вышеупомянутом цикле Шухарта-
Деминга;
Текст стандарта включает в себя положения о необходимости определения одного/нескольких процессов и интеграции требований СМ в них.[1]
Хотя стандарт OHSAS 18001 разрабатывался не ИСО, а Британским институтом стандартов, он демонстрирует концептуальное единство с вышерассмотренными ГОСТами. Сущность процессного подхода к менеджменту безопасности труда остаётся схожей с ISO 9001 (BS OHSAS 18001:2007 содержит прямую ссылку на ISO 9001 в редакции 2000 г. и использует цикл Шухарта-Деминга).
Ряд отраслевых стандартов включает в себя дополнительные положения, касающиеся ПП. [3]
ISO/TS 16949
Данный стандарт (ГОСТ Р ИСО 51814.1-2009), посвящённый применению ISO 9001 в автомобилестроении, полностью дублирует раздел о процессном подходе вышеупомянутого документа в редакции 2008 г. Согласно тексту ISO 9001:2008, из необходимости внедрения ПП вытекают положения о:
Важности следования установленным требованиям;
Ранжирования процессов по ценности их для организации;
Необходимости достижения заложенных показателей в области управления качеством;
Постоянном совершенствовании бизнес-процессов.
Также ISO 16949 включает в себя специальное требование об анализе руководством организации процессов как относящихся к жизненному циклу производимой продукции, так и вспомогательных.
Следует заметить, что Международная целевая группа по автомобилестроению (IATF) разработала новую версию ISO/TS 16949 - IATF 16949:2016, - однако по состоянию на декабрь 2016 г. её русский перевод отсутствует. [4]
ISO/IEC 20000
ГОСТ ИСО/МЭК 20000-1-2013, касающийся системы управления IT услугами, выделяет комплекс процессов, состоящий из:
1. Предоставления услуг;
2. Контроля над ними;
3. Осуществления взаимоотношений с клиентами;
4. Разрешения несоответствий;
5. Проектирования и изменения услуг.
Помимо этого, стандарт называет следующие критические аспекты процессного подхода (см. Введение):
Использование при установлении процессов пожеланий заказчика, с целью достижения максимальной удовлетворённости последнего;
Разработка и предоставление потребителю наиболее ценных для него услуг. [1]
ISO/IEC 27000, 27001 и 27003
Стандарт ISO/IEC 27001 2013 содержит лишь общие указания на процессный подход в менеджменте информационной безопасности (далее -ИБ), аналогичные ISO 14001. Прямую ссылку на ПП даёт ISO/IEC 27000:2014, говорящий о способах и средствах обеспечения ИБ, подчёркивая критическую важность планирования процессов и контроля за ними, а также поддержания их непрерывности. Более конкретен ГОСТ Р ИСО/МЭК 270032012 (аналог ISO/IEC 27003:2010), посвящённый разъяснению аспектов реализации системы управления ИБ (далее - СУИБ). Текст документа включает в себя перечисление последовательно сменяющих (выход одного процесса является входом другого) фаз планирования СУИБ со схематичным представлением каждой из них:
Получения одобрения правления организации на разработку системы;
1. Ограничения области её действия и создания политики ИБ;
2. Анализа требований к системе;
3. Оценки рисков;
4. Разработки системы.
ISO 50001
В стандарте, устанавливающем требования к системе энергетического менеджмента, отсутствует прямое упоминание ПП, однако текст ISO 50001 2011 содержит чёткое указание на взаимодействие между процессами.
Использованные источники:
1. Варакута С.А. Управление качеством продукции: учеб. пособие / С. А. Варакута. - М.: ИНФРА-М, 2007.
2. Аристов О.В. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов/ О. В. Аристов. - 2-е изд.- М.: Инфра, 2010г.
3. Управление качеством: Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.; под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 198 с.
4. Элия М. Гольдратт, Джеф Кокс. «Цель. Процесс непрерывного улучшения». - Попурри, 2016. - 400 с.;