Научная статья на тему 'Стандарты систем менеджмента: современное состояние, пути развития, проблемы использования'

Стандарты систем менеджмента: современное состояние, пути развития, проблемы использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1598
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / МЕНЕДЖМЕНТ / КАЧЕСТВО / СТАНДАРТ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркушова Н. И.

В статье рассмотрено современное состояние стандартизации в области систем менеджмента различных объектов, обозначены пути дальнейшего развития стандартов на системы менеджмента, включая наиболее распространенные в мире ISO серии 9000. Проанализирована проблема низкой результативности систем менеджмента, выявлены и структурированы причины данной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандарты систем менеджмента: современное состояние, пути развития, проблемы использования»

47 (254) - 2011

Вопросы управления

УДК 338.24:006 + 658.562

СТАНДАРТЫ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПУТИ РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Н. И. МЕРКУШОВА,

старший преподаватель кафедры менеджмента E-mail: nmerkushova@mail. ru Дальневосточный федеральный университет

В статье рассмотрено современное состояние стандартизации в области систем менеджмента различных объектов, обозначены пути дальнейшего развития стандартов на системы менеджмента, включая наиболее распространенные в мире ISO серии 9000. Проанализирована проблема низкой результативности систем менеджмента, выявлены и структурированы причины данной ситуации.

Ключевые слова: система, менеджмент, качество, стандарт, результативность.

Одной из значимых тенденций в области управления в последние два десятилетия являются разработка и использование международных стандартов, предъявляющих требования к менеджменту различных объектов управления на предприятии:

- качество (ISO 9001);

- экология (iSO 14001);

- профессиональное здоровье и безопасность (OHSAS 18001), безопасность продуктов питания (ISO 22000);

- информационная безопасность (ISO 27001):

- риски (ISO 30001), энергоэффективность (ISO 50001);

- социальная ответственность (SA 8000, ISO 26000).

Эти стандарты активно используются во всех секторах экономики, к ним обращаются органы государственной власти, общественные (некоммер-

ческие) организации, промышленные предприятия, сфера услуг.

Востребованность данных стандартов в мире подтверждает статистика выдаваемых сертификатов, показывающая существенные темпы роста, составившие в 2009 г. 18 % для систем экологического менеджмента, 40 % - для стандартов по менеджменту информационной безопасности, 69 % - для систем менеджмента безопасности пищевых продуктов. В России динамика выдачи сертификатов на самые распространенные стандарты ISO серии 9000 и ISO серии 14000 представлена на рис. 1 [2].

Существующие основные тенденции в области стандартизации систем менеджмента представлены на рис. 2.

Рассмотрим эти тенденции подробнее.

Расширение объектов менеджмента. В тройку мировых лидеров по использованию как в России, так и в мире в целом входят стандарты на системы менеджмента качества, экологического менеджмента, а также менеджмента профессионального здоровья и безопасности. Развитие теоретических представлений в области менеджмента, динамичная экономическая ситуация и накопленный практический опыт приводят к тому, что состав стандартов на системы менеджмента постоянно расширяется за счет идентификации новых объектов управления. Так, готовится к принятию стандарт ISO 50011:2011 «Системы энергоменеджмента. Требования и руководство по применению»,

40 000

35 000 -

30 000

§ а

1 600

1 400

1 200

1 000

m о

я

-- 800

-- 600

-- 400

-- 200

Рис. 1. Динамика выдачи сертификатов на системы менеджмента качества (СМК) и системы экологического менеджмента (СЭМ) в РФ в 2005-2009 гг.

который развивает и выводит на международный уровень методологию системы энергоменеджмента, ранее представленную национальными стандартами ряда стран, в частности США (ANSI/ MSE 2000:2008), ЮАР (SANS 879:2009), Южной Кореи (KS A4000:2007), Китая (GB/T 23331:2009), Белоруссии (СТБ 1777-2009). В объединенной Европе на основе общеевропейского стандарта на системы энергоменеджмента (EN 16001:2009) тридцать стран приняли его национальные версии. Под влиянием этого документа, по данным зарубежных экспертов, может попасть до 60 % мирового потребления энергии. Предполагаемое широкое использование стандарта определяется следующими причинами:

- повышение эффективности энергоменеджмента является составной частью национальных программ по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии;

- системы энергоменеджмента и стандарт ISO 50001 применимы во всех сегментах промышленности;

- системы энергоменеджмента форсируют развитие сервиса в области энергоэффективности, включая создание новых рабочих мест;

Рис. 2. Основные тенденции в области стандартизации систем менеджмента

системы энергоменеджмента ускоряют модернизацию технологий и внедрение инноваций [16]. Перспективным направлением в стандартизации систем менеджмента является разработка стандартов в области менеджмента активов. Это систематические и скоординированные действия и методы, посредством которых организация оптимальным и устойчивым образом управляет своими активами и системами активов, а также связанными с ними параметрами, рисками и расходами по всему их жизненному циклу ради достижения организационного стратегического плана. Под активами в данном случае понимаются машины, оборудование, имущество, здания, сооружения, транспортные средства - все, что имеет явную ценность для организации. Таким образом, стандарт фокусирует внимание только на физических активах, другие же виды активов (человеческие, финансовые, информа-

0

ционные, нематериальные) будут рассматриваться в нем постольку, поскольку они затрагивают оптимальный менеджмент физических активов [15].

Гармонизация требований стандартов на системы менеджмента для возможности совместного использования и интеграции. Стандарты на системы менеджмента имеют общий состав требований, среди которых можно отметить следующие:

- разработка политики в соответствующей области и обязательных документированных процедур;

- использование процессного подхода к управлению;

- использование методологии Дэминга - Шухар -та, известной как цикл Plan - Do - Check - Act (Планируй - Делай - Проверяй - Улучшай);

- проведение внутреннего аудита;

- планирование и реализация постоянных улучшений;

- обеспечение результативности системы. Также данные стандарты имеют общую структуру,

что представлено в приложениях к данным документам. Так, в приложениях к стандартам ISO 14001:2004, ISO 22000:2005 представлено соответствие между структурой указанных документов и ISO 9001:2000. В приложениях к стандартам ISO 27001:2005, OHSAS 18001:2007 показано соответствие между данными документами и ISO 9001:2000, ISO 14001:2004.

Расширение и конкретизация состава требований к управлению. Развитие стандартизации в области систем менеджмента, происходящее на основе глубокого анализа практики применения подобных документов, приводит к появлению новых требований, к которым можно отнести следующие:

- проект стандарта менеджмента активов содержит требование оптимизации затрат, рисков и параметров работы активов на короткий и длительный периоды времени, учитывая противоречивые ожидания заинтересованных сторон. Для реализации данного требования предлагается идентифицировать все факторы, оказывающие влияние на стратегию в данной области и принимаемые решения, определить значимость этих факторов, провести анализ альтернативных вариантов управленческих решений и возможных сценариев;

- стандарт ISO 50001:2011 вводит требование о включении параметра энергоэффективности как обязательного при выполнении процесса закупок энергоемкой продукции;

- обязательными составными элементами управления согласно ISO 27001:2005 являются

менеджмент активов и менеджмент непрерывности бизнеса;

- межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230 (аналог OHSAS 18001) вводит требования интеграции системы менеджмента безопасности с другими системами управления в организации и оценивании эффективности разработанной системы. Также существенным требованием этого нормативного документа является обеспечение руководством активного участия сотрудников в функционировании системы управления охраной труда.

Таким образом, международная стандартизация в области систем менеджмента, постоянно расширяя перечень соответствующих объектов, совершенствует требования к системам менеджмента.

Безусловными лидерами по времени существования и по масштабам востребованности и использования являются стандарты ISO серии 9000, предъявляющие требования к системе менеджмента качества организации. Они были задуманы и приняты мировым сообществом прежде всего как универсальные критерии, посредством которых может быть оценена способность поставщиков стабильно выпускать продукцию, отвечающую требованиям потребителей, тем самым снижать риски последних в получении продукции (услуг), не соответствующей установленным требованиям.

Многие исследователи в своих работах отмечают, что стандарты ИСО 9000 объективно аккумулируют мировой опыт успешного ведения бизнеса [5, 12 и др.]. Широкое распространение и использование названных стандартов подтверждается следующим:

- количество выданных сертификатов на соответствие требованиям ISO 9000 составляет 1 064 785 шт. в 178 странах [2];

- практически в каждой стране есть несколько печатных изданий, на постоянной основе обсуждающих проблемы качества управления на предприятиях, в том числе и через создание СМК;

- происходит постоянная эволюция данных стандартов; базовым принципом действующей версии является использование процессного подхода к управлению.

В настоящее время можно говорить и о четко обозначенных перспективах развития стандартов ISO серии 9000, что проявляется в определенных тенденциях (рис. 3).

Рассмотрим их подробнее.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

59

Рис. 3. Перспективы развития стандартов ISO серии 9000

Создание отраслевых моделей на основе стандартов ISO серии 9000. Главное направление создания подобных систем - расширение состава требований к системе менеджмента качества за счет учета специфических требований вида экономической деятельности. Наиболее известными и востребованными являются несколько документов данного направления.

Это, во-первых, стандарт ISO/TS i6949:2009 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 900 i :2008 для организаций -производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности», являющийся совместной разработкой Международной рабочей автомобильной группы (IATF) и Японской ассоциации автомобилестроителей (JAMA) при поддержке ISO. Данный документ основан на ISO 900i:2008, но значительно превосходит его по жесткости требований и включает следующие методики:

- статистическое управление процессами - SPC;

- анализ видов и последствий отказов, дефектов -FMEA;

- анализ измерительных систем - MSA;

- планирование качества перспективной продукции и план управления - APQP;

- процесс согласования части производства -PPAP.

Общее количество выданных сертификатов на соответствие данному документу по итогам 2009 г. составило 4i 240 шт. [2]. Несмотря на определенную производственную направленность, этот стандарт активно используют и другие предприятия с массовым производством и большим количеством поставщиков;

Во-вторых, стандарт ISO i3485:2003 «Изделия медицинские. Система менеджмента качества. Системные требования для целей регулирования», определяющий требования к системе менеджмента качества при производстве медицинского оборудования, также является достаточно популярным.

Сертификат соответствия этому стандарту по итогам 2009 г. получили 16 424 организации в 90 странах мира [2]. Поскольку этот стандарт основан на принципах ISO 9001, многие требования обоих стандартов практически полностью совпадают. При разработке ISO 13485 были исключены некоторые принципы ISO 9001, касающиеся требований непрерывного усовершенствования и удовлетворения потребителей, которые, по мнению разработчиков, не совсем подходят к использованию в такой специфической области, как производство медицинской продукции. Дополнительные требования стандарта ISO 13485 - это собственные новые требования к системам менеджмента качества и деятельности предприятий, выпускающих медицинские изделия. Например, требования к оборудованию, производственным и складским помещениям, гигиене персонала, занятного на производстве и т. д. Кроме того, стандарт ISO 13485 в сравнении с ISO 9001, определяет более строгие требования к порядку выполнения работ, производственных процессов и контролю за их выполнением, а также расширяет число документированных процедур.

В-третьих, стандарт IRIS (International Railway Industry Standard) «Всеобщая система менеджмента бизнеса для железнодорожной промышленности», принятый в марте 2006 г. Союзом европейской железнодорожной промышленности UNIFE, основан на положениях ISO 9001 с учетом специфики железнодорожного транспорта и условий эксплуатации железнодорожной техники. С 01.01.2010 введена в действие вторая версия этого стандарта, вобравшая многие лучшие практики международной отраслевой стандартизации в области менеджмента с точки зрения качества, затрат и сроков поставок, а именно: система KPI (ключевые показатели деятельности);

менеджмент знаний; менеджмент проекта; развитие поставщиков; управление рисками;

управление RAMS (безотказность, готовность, ремонтопригодность, безопасность); управление затратами, включая LCC (стоимость жизненного цикла) продукции;

- бережливое производство по всей цепи поставок;

- управление изменениями.

По аналогии с моделями делового совершенства IRIS содержит в себе элементы поэтапного улучшения менеджмента предприятия и его производственной системы, предлагает применять балльную систему оценок уровня развития предприятия для проведения самооценки и для сертификации систем менеджмента бизнеса. Дополнительно стандарт IRIS рекомендует предприятиям разработать, документально оформить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента EH&S и постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001.

Таким образом, отличительной особенностью IRIS как отраслевой модели управления качеством является существенное расширение области его применения на всю деятельность организации, в связи с чем его можно считать стандартом требований к организации менеджмента бизнеса в целом.

Среди других известных отраслевых моделей менеджмента качества можно назвать ISO 30000:2009 «Суда и морские технологии. Системы менеджмента утилизации судов. Технические требования к системам менеджмента предприятий по безопасной и экологически рациональной утилизации судов»; ISO/TS 29001:2010 «Промышленность нефтяная, нефтехимическая и газовая. Отраслевые системы менеджмента качества. Требования к организациям, поставляющим продукцию и услуги»; ISO 22716:2007 «Косметика. Надлежащая производственная практика (GMP). Руководство по надлежащей производственной практике»; ISO 28000:2007 «Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Технические условия»; ISO/IEC 20000:2005 «Информационная технология. Менеджмент услуг».

Использование стандартовИСО серии 9000, а также других аналогичных международных стандартов как основы для формирования менеджмента устойчивого развития. Глобальное соглашение между ООН и бизнесом (Global Compart, 1999) требует решения задачи по разработке, внедрению и поддержанию системы менеджмента предприятий, ориентированной на реализацию концепции устойчивого развития и обеспечивающей соблюдение баланса интересов бизнеса, людей, общества и, самое главное, будущих поколений, которые становятся

важнейшей заинтересованной стороной наряду с потребителями, персоналом, партнерами и т. д. В качестве необходимых инструментов для решения такой задачи в настоящее время рассматриваются международные стандарты в области менеджмента, прежде всего стандарты менеджмента качества. В целом для ИСО одной из главных целей является активное содействие устойчивому развитию, что подтверждается активной кооперацией данной организации с ООН, ее агентствами, МЭК, ВТО, UTI, WEF, разработкой нормативных документов в сфере безопасности, окружающей среды, здоровья людей, а также в сфере передовых технологий.

Новая версия ISO 9004:2009 «Управление устойчивым успехом организации. Подход, основанный на менеджменте качества», разработанная с учетом названных тенденций, обращается к таким темам, как стратегия и политика организации, управление ресурсами (в том числе финансовыми и персоналом) и процессами, взаимоотношения с поставщиками и партнерами, проведение мониторинга, измерений и анализа. Главное смещение акцента ISO 9004:2009, ведущее к значительным изменениям структуры и содержания стандарта, - управление для достижения устойчивого развития организации, а не только рекомендации по построению СМК. Устойчивость развития может быть достигнута путем результативного управления организацией через понимание среды, в которой она действует, обучение и соответствующее применение улучшений и инноваций. Стандарт ISO 9004 традиционно не является так называемым стандартом требований, но он может быть эффективно использован для совершенствования возможностей менеджмента качества сверх требований, изложенных в ISO 9001.

Создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ), в основе которых лежат требования стандартов ISO серии 9000. Интегрированная система менеджмента - часть системы общего менеджмента, отвечающая комплексу требований двух или более международных стандартов и функционирующая как единое целое, адаптированная к общей системе управления предприятием для устранения возможных противоречий и дублирования, направленная на достижение целей организации в области действия выбранных международных стандартов. Наиболее часто для создания ИСМ используются стандарты на системы менеджмента в области экологии, охраны труда, информационной безопасности. Наличие у предприятий ИСМ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя те ЪР*?жгеЪ4

61

является в настоящее время одним из свидетельств социальной ответственности бизнеса.

Выбор стандартов ISO серии 9000 в качестве основы ИСМ объясняется тем, что за последние 50 лет концепция качества расширилась настолько, что стала превращаться в концепцию общего менеджмента. В результате решаемые организациями проблемы формирования, развития и совершенствования системы менеджмента качества все в большей мере стали заменяться проблемами построения системы общего менеджмента на основе критериев качества. Обусловлено это тем, что фактически уже нет ни одного аспекта управления организацией, который не был бы непосредственно связан с проблемами качества. Поэтому менеджмент качества все в большей мере воспринимается как система критериев, с помощью которых создается и используется, развивается и совершенствуется система общего менеджмента организации. С другой стороны, большинство стандартов системы менеджмента предполагает реализацию деятельности на основе процессного подхода к управлению, являющегося одним из базовых принципов стандартов ISO серии 9000.

Многочисленные исследования и материалы, посвященные вопросам создания и развития систем менеджмента на основе перечисленных стандартов, содержат количественные и качественные оценки их эффективности. Так, в работе [13] отмечается, что компании, внедрившие ИСО 9001, увеличили свой экспорт и объем продаж в среднем на 20 %, создав при этом у себя надежную культуру качества. Рассматривая разработку и внедрение системы менеджмента качества как проект, авторы работы [14] отмечают, что инвестиции в СМК окупаются в пределах 2-3 лет как с точки зрения предприятия в целом, так и с точки зрения собственника.

Исследование эффективности системы экологического менеджмента, проводимого среди 36 шведских компаний, показало, что инвестиции составили от 17 тыс. до 325 тыс. долл. с периодом окупаемости 2-4 года [10]. В работе [9] отмечается, что корпорации, активно управляющие социальными и экологическими вопросами, показывают более высокий уровень основной прибыли. Дополнительная прибыль таких компаний по сравнению с конкурентами колеблется в пределах от 3,3 до 7,7 %.

В то же время одной из главных проблем построения и функционирования описанных систем менеджмента, является их низкая результативность (прежде всего в отношении наиболее распростра-

ненных в мире систем менеджмента качества), что отмечается многими известными специалистами в данной области через следующие заявления:

- в российских организациях 80 % систем недееспособны и бесполезны, хотя и обеспечены сертификатами [4, 11];

- по оценкам отечественных и зарубежных специалистов, до 60 % предприятий, сертифицировавших СМК по требованиям стандартов ISO серии 9000, не получили ожидаемого эффекта: отсутствовала динамика роста доли, которую занимает продукция предприятия на рынке; не увеличивались объемы экспорта и продаж продукции в целом; не было снижения уровня дефектности и рекламаций [3];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- часто внедренные и сертифицированные системы менеджмента качества формальны, не используются высшим руководством для решения реальных проблем и не приносят предприятию надлежащего эффекта. По данным международных исследований, только 30 % сертифицированных систем действуют и отвечают букве и духу стандарта ИСО 9001 [6];

- по данным исследований, проведенных ИСО/ ТК 176, от 50 до 60 % руководителей организаций заявили, что они не получили от СМК желаемого эффекта [1].

Аналогичные оценки имеются и в отношении других систем, например в работе [8] отмечается возрастающее в мире недоверие общественности к формальной сертификации. Многие ведущие международные организации выражают обеспокоенность тем, что ряд предприятий и компаний рассматривает сертификацию систем экологического менеджмента, например в соответствии со стандартом ISO 14001, как результат, а не как средство достижения результата. Подобные компании, формально соответствуя положениям стандарта ISO 14001, не демонстрируют фактического улучшения результатов экологической деятельности или демонстрируют малозначительные улучшения.

Сложившаяся ситуация, характеризующаяся значительным количеством формальных и нерезультативных систем, находит отражение в предлагаемых на рынке соответствующих консультационных услугах, в перечень которых наряду с проектами по созданию СМК, СЭМ, ИСМ также включается услуга по восстановлению СМК, которая представляет собой повторное внедрение системы менеджмента качества и оценку ее результативности.

62

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪР/ГКЖгсЫ

Отсутствие активной позиции руководства

предприятий по внедрению стандартов ИСО серии 9000

Анализ причин низкой результативности систем менеджмента (прежде всего СМК) позволил сформировать их обобщенный перечень (рис. 4), сгруппированный по направлениям.

Причины низкой результативности СМК, обусловленные субъективными причинами, включая человеческий фактор, следующие:

- некомпетентность персонала организаций, оказывающих консультационные услуги в данной области;

- недобросовестность и некомпетентность специалистов органов по сертификации СМК;

- отсутствие активной позиции руководства предприятий по внедрению стандартов ИСО серии 9000;

- некомпетентность _

руководства и управленческого персонала предприятий в области регулярного менеджмента и процессного подхода к управлению, непонимание сущности стандартов на системы менеджмента;

- недооценка значимости интеграции СМК в систему управления;

- непривлечение к данной работе персонала организации;

- формальное внедрение требований стандартов;

автономное существование разработанной СМК и общей системы управления; отсутствие развитого рыночного спроса со стороны бизнес-сообщества;

отсутствие экономических механизмов на уровне страны, способствующих результативному внедрению СМК. Для сравнения: в Республике Казахстан принята концепция

развития систем менеджмента, предусматривающая сертификацию СМК на 50 % предприятий страны к 2015 г. В России подобное внимание со стороны органов государственной власти наблюдается только в отдельных регионах. Например, в Санкт-Петербурге предоставляются субсидии на разработку систем менеджмента промышленным предприятиям, осуществляющим следующие виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В Ленинградской области действует аналогичная конкурсная программа для предприятий малого и среднего бизнеса.

Непонимание сущности требований стандартов

Непривлечение к данной работе персонала

Формальное внедрение

Отсутствие экономических механизмов на уровне страны, способствующих результативному внедрению СМК

Отсутствие развитого рыночного спроса со стороны бизнес-сообщества

Некомпетентность

руководства и управленческого

персонала предприятий в области регулярного

менеджмента и процессного подхода к управлению

НИЗКАЯ -4 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СМК

к

Автономное существование разработанной СМК и общей системы управление

Недооценка значимости интеграции СМК в систему управления

Некомпетентность персонала организаций, оказывающих консультационные услуги в данной области

Отсутствие в семействе стандартов ISO серии 9000 методически проработанных рекомендаций по интеграции СМК в действующую систему управления предприятием

Отсутствие в ISO 9000 положений о необходимости интеграции СМК в систему менеджмента предприятия в целом

Недобросовестность и некомпетентность специалистов органов

по сертификации систем менедмжента

Отсутствие общепризнанных методик оценки результативности СМК

Рис. 4. Структурирование причин низкой результативности СМК в виде диаграммы связей

Причины низкой результативности СМК,

обусловленные объективно:

- отсутствие в семействе стандартов ISO серии 9000 методически проработанных рекомендаций по интеграции СМК в действующую систему управления. Как отмечает И. Чайка в работе [17], менеджмент качества - часть общего менеджмента и в принципе не может реализовываться по концепции, отличной от концепции менеджмента предприятия в целом. Как отмечает Т. Конти в работе [7], существенный недостаток стандартов ИСО серии 9000 -введение понятия системы менеджмента качества в отрыве от системы менеджмента. Автор считает абсурдным само дробление стандартов на отдельные системы, касающиеся продукции, экологических аспектов, безопасности и т. п.;

- отсутствие в ISO 9000 положений о необходимости интеграции СМК в систему менеджмента предприятия в целом. Во введении ГОСТ Р ИСО 9001-2008 содержится следующее разъ-

яснение по данному вопросу: организация может адаптировать действующую систему менеджмента к созданию системы менеджмента качества, отвечающей требованиям настоящего стандарта;

- отсутствие общепризнанных методических рекомендаций по оценке и анализу результативности систем менеджмента качества. Таким образом, существует активно развивающееся, многогранное, востребованное бизнес-сообществом направление стандартизации систем менеджмента, перспективы дальнейшего функционирования которого связаны с решением комплекса обозначенных проблем, ведущих зачастую к низкой результативности систем менеджмента. При этом к одной из первоочередных задач, требующих теоретического осмысления и определения методических рекомендаций для практического применения, следует отнести разработку модели интеграции систем менеджмента отдельных объектов в общую систему управления на предприятии.

Список литературы

1. Белобрагин В. Вектор движения // Стандарты и качество. 2009. № 4.

2. Белобрагин В. Сага о сертификатах: комментарий к отчету The ISO Survey of certifications-2009 // Стандарты и качество. 2011. № 3.

3. Версан В. Г. Высшее руководство предприятий и результативность систем менеджмента качества // Стандарты и качество. URL: http://www. quality. eup. ru/MATERIALY11/vr-r. htm.

4. Версан В. Г. Кризис в стандартизации систем менеджмента качества. Причины. Пути выхода из кризиса // Стандарты и качество. 2009. № 3.

5. Иванова Г. Н. Международные стандарты против нестабильной экономики // Стандарты и качество. 2009. № 11.

6. Козицкий В. Работает ли на вашем предприятии система менеджмента качества? URL: http://www. quality. eup. ru/ MATERIALY14/work_sk. htm.

7. Конти Т. Кризис в стандартизации СМК должен быть преодолен // Стандарты и качество. 2009. № 9.

8. Макаров С. В. Сертификация по требованиями стандарта ISO 14001: ожидания и проблемы. URL: http://www. ecoline. m/mc/management/artides/certif_VPZ. html.

9. Михайлова Н., Федорова Л. Международный стандарт ИСО 26000: методология обеспечения интенсивного устойчивого развития и высокого качества жизни // Стандарты и качество. 2011. № 1.

10. Почему выгодно внедрять систему экологического менеджмента. URL: http://www. iso14001.ru/index. php?p=13&row_id=4.

11. Сажин Ю. В., Плетнева Н. П. К вопросу о результативности СМК в России // Методы менеджмента качества. 2008. № 8.

12. СвиткинМ. З. Что привнесли стандарты ISO серии 9000 в методологию и практику менеджмента компаний // Методы менеджмента качества. 2009. № 1.

13. Тобон Ф. Будущее сертификации систем менеджмента // Менеджмент: горизонты ИСО. 2009. № 4.

14. Харитонова Г. Г., Ливитан Н. Н. Особенности внедрения системы менеджмента качества в металлотрей-дерской компании Украины // Транспортное дело России. 2008. № 6. URL: http://morvesti. ru/archiveTDR/element. php?IBLOCK_ID=66&SECTION_ID=1386&ELEMENT_ID=3933.

15. Хохлявин С. А. Менеджмент активов: новая серия будущих стандартов ИСО // Сертификация. 2009. № 4.

16. Хохлявин С. А., Воробьев А. А. ИСО 50001 - глобальный стандарт в области энергоменеджмента // Сертификация. 2010. № 1.

17. Чайка И. Новое в стандартах ИСО серии 9000 и некоторые кризисные моменты в стандартизации систем менеджмента качества // Стандарты и качество. 2007. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.