УДК: 339.137.2:664.6
ББК: У30
Кузнецова Е.Г., Хайров Р.Р.
ПРОЦЕССНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Kuznetsova E.G., Hayrov R.R.
PROCESS MODELING OF THE ENTERPRISE COMPETITIVE STRATEGY
OF THE BAKING INDUSTRY
Ключевые слова: стратегия, конкурентоспособность, процесс, предприятие, элементы, информация, этапы.
Keywords: strategy, competitiveness, process, enterprise, elements, information, stages.
Аннотация: в статье с учетом значения процессного подхода к разработке конкурентной стратегии раскрывается содержание внешних входных данных, этапы организационной схемы выработки конкурентной стратегии на предприятиях хлебопекарной промышленности, описываются варианты развития компании в ходе реализации ее конкурентной стратегии. Авторами установлены основные элементы в организационном механизме разработки конкурентной стратегии и условия успеха ее последующей реализации. В статье анализируются этапы разработки конкурентной стратегии конкретного предприятия хлебопекарной промышленности и предлагается план мероприятий по ее формированию, а также разработаны оценочные показатели ожидаемых результатов конкурентной стратегии. В статье раскрываются стратегические преимущества, получаемые при использовании предлагаемой схемы процесса разработки конкурентной стратегии на исследуемом предприятии.
Abstract: the article takes into account a process approach to development of competitive strategy and reveals the contents of external entrance data, stages of the organizational scheme of elaboration of competitive strategy at the enterprises of the baking industry, describes the options of development of the company during realization of its competitive strategy. Authors have installed basic elements in the organizational mechanism of development of competitive strategy and the conditions of success of its subsequent realization. In the article development stages of competitive strategy of the concrete enterprise of the baking industry are analyzed, and the plan of measures on its formation is offered, as well as estimated indicators of the expected results of competitive strategy are developed. The article shows the strategic advantages got when using of the offered scheme ofprocess of development of competitive strategy at the studied enterprise.
В условиях рынка предприятиям необходимо гибко реагировать на происходящие изменения и оперативно адаптировать к ним подходы, применяемые к разработке и реализации конкурентной стратегии. При этом необходимо учитывать тенденции инновационной деятельности, уровень развития производственных технологий, масштабы использования современных средств автоматизации производства и управления, а также другие факторы, влияющие на формирование и развитие конкурентных преимуществ компании.
Среди производителей хлебобулочной и мучнистой кондитерской продукции существует большое количество конкурентов, среди которых обостряется борьба за новые сегменты рынка как в России в целом, так и в Республике Мордовия и соседних с ней регионах. Увеличение рыночной доли за счет доли рынка непосредственных конкурентов можно рассматривать как рыночную возможность предприятия. Увязать внутренние
возможности с рыночными потребностями и рыночной средой можно посредством внесения изменений в деятельность в соответствии с содержанием конкурентной стратегии [1, с. 288].
Предприятия, производящие хлебобулочную продукцию, находятся в конкурентной и постоянно развивающейся отрасли - это пищевая промышленность, подотрасль - производство хлеба и мучных кондитерских изделий. Отрасль развивается и становится более конкурентной, так как физическая емкость рынка хлебобулочной продукции уменьшается, а количество производителей увеличивается. В настоящее время конкуренция по производству хлеба достаточна интенсивная. Например, только в республике Мордовия работает более 15 предприятий, производящих хлеб. При этом качественная составляющая конкуренции противоположна количественной: в регионе присутствуют всего два основных конкурента - ОАО «Саранский хлебокомбинат» и ОАО «Хлебозавод». Данные производители зани-
мают наибольшую долю рынка хлебобулочных изделий и мучной кондитерской продукции (около 60%). Оставшаяся же часть поделена между мелкими производителями.
ОАО «Саранский хлебокомбинат» как предприятию, имеющему опыт производства продукции, широкий ассортимент продукции экономически нецелесообразно фокусироваться на определенном сегменте рынка с целью реализации конкурентной стратегии. Стратегия фокусирования для регионального рынка может быть
Выбор того или иного варианта стратегии зависит от товарной группы и этапа жизненного цикла товара.
Так как ОАО «Саранский хлебокомбинат» имеет большой ассортиментный ряд продукции, ему не следует ограничиваться только одним видом стратегии. На основании представленной матрицы (рисунок 1) можно оценить возможности сочетания нескольких вариантов стратегии для разных продуктовых групп.
Для мучной кондитерской продукции следует использовать стратегию проникновения на новые рынки, а также проводить мероприятия по укреплению конкурентного положения на региональном рынке. Поскольку ассортиментный ряд мучной кондитерской продукции достаточно широк, то здесь нецелесообразно использовать стратегию расширения ассортимента. Для группы хлебобулочных изделий возможно выбрать стратегию выпуска новой продукции. Одним из вариантов данной стратегии, на наш взгляд, является выпуск обогащенного минерализованного хлеба, хлеба с отрубями и добавками. Выбор предлагаемых стратегий позволит предприятию укрепить позиции регионального лидера. Производство новых видов кондитерских изделий в рамках стратегии разработки нового продукта будет являться серьезным входным барьером для производителей из других регионов. Стратегия расширения рынка позволит использовать то обстоятельство, что предприятие уже имеет своих потребителей в других регионах и достаточно хорошо знает конку-
рекомендована для небольшого предприятия или для филиала более крупного. В нашем случае -для филиала ОАО «Саранский хлебокомбинат» в г. Ковылкино (Республика Мордовия).
На наш взгляд, в качестве альтернативных стратегий развития ОАО «Саранский хлебокомбинат» можно рассматривать стратегии проникновения на рынок, расширения рынка и разработки нового продукта, которые могут быть успешно разработаны с помощью матрицы И. Ансоффа в соответствии с рисунком 1.
рентов, работающих вне рынка Республики Мордовия.
Применение процессного подхода к разработке конкурентной стратегии предприятия дает быструю реакцию на изменения окружающей среды, повышает заинтересованность всех сотрудников в конечных результатах, формирует оптимальный механизм обмена информацией между функциональными подразделениями. Горизонтальные связи при таком подходе значительно сильнее и обеспечивают высокую гибкость и адаптивность всей системы управления.
Процессное моделирование конкурентной стратегии предприятия хлебопекарной промышленности представляет собой описание деятельности в виде непрерывно взаимосвязанных функций. Рассмотрим построение модели конкурентной стратегии по методологии IDEFO, позволяющей рассматривать логические отношения между работами, а не их временную последовательность, на примере ОАО «Саранский хлебокомбинат»
Входными данными для процессного моделирования конкурентной стратегии ОАО «Саранский хлебокомбинат» выступают информация о его конкурентах, оценка каналов реализации компании и наличие данных о запросах и потребностях потребителей. Наиболее важной и весомой из них являются данные, характеризующие запросы и потребности покупателей, которые достаточно сложно получить. Как правило, источниками такой информации являются анализ проведенных опросов, анкети-
Товар
Существующие Новые
03 н и о К Активизация работы по продвижению продук- Расширение ассортимента за счет выпуска но-
в и % I ции на региональном рынке в рамках суще- вой продукции (обогащенные витаминами, хлеб
к Рч ствующего ассортимента с отрубями)
Новые Выход на новые рынки за счет сформированной сбытовой политики и насыщенного ассортимента. Стратегия диверсификации может рассматриваться в перспективе. В настоящее время предприятие не располагает достаточными возможностями для ее реализации.
Рисунок 1- Матрица конкурентных возможностей по товарам-рынкам ОАО «Саранский хлебокомбинат»
рования, оценка рекламаций потребителей.
В соответствии с командным стилем управления процесс разработки конкурентной стратегии в ОАО «Саранский хлебокомбинат» инициируется его руководством, поэтому в качестве управляющей подсистемы необходимо рассматривать генерального директора предприятия. Отделы маркетинга и сбыта, и планово-экономический ОАО «Саранский хлебокомбинат» являются основными составляющими организационного механизма разработки конкурентной стратегии, а информационную функцию процесса выполняет ориентированная на высокое качество коммуникаций информационная система акционерного общества.
На выходе данного процесса основным результатом будет разработанная конкурентная стратегия. Дополнительными результатами для предприятия при этом будут являться разработанные квартальные, годовые планы производства, рассчитанные прогнозы продаж и развития сегментов рынка, сформированные данные о положении предприятия на рынке сбыта. Организационная схема разработки конкурентной стратегии в ОАО «Саранский хлебокомбинат» представляет собой процесс, состоящий из четырех последовательных этапов. На первом этапе происходит получение и обработка данных о внешней и внутренней среде предприятия. Второй этап предусматривает формирование стратегических целей. Содержанием третьего этапа является определение стратегических альтернатив. На заключительном этапе происходит выбор конкурентной стратегии предприятия и ее опубликование. Между данными этапами существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого подпроцесса на остальные и на всю их совокупность. В этом состоит особенность структуры исследуемого процесса [2, с. 711].
Входную информацию процесса разработки конкурентной стратегии в ОАО «Саранский хлебокомбинат» формируют данные и их оценка о фактических объемах реализации, возврате продукции и перспективах развития рынка хлебобулочных изделий. Такая информация предоставляется отделом маркетинга и сбыта. Вспомогательную роль в разработке стратегического плана предприятия выполняют представители планово-экономического, производственного и других подразделений ОАО «Саранский хлебокомбинат».
На первом этапе разработки конкурентной стратегии исследуемому предприятию необходимо привлечение специализированных консалтинговых агентств, которые обеспечат профессиональное получение данных, их обработку, оценку слабых и сильных сторон предприятия и
его конкурентов, а также возможности и угрозы внешнего и внутреннего характера. Необходимость привлечения консалтинговых агентств усиливается в связи с тем, что сейчас ОАО «Саранский хлебокомбинат» не имеет специалистов с опытом проведения системного анализа деятельности предприятия и его внешней среды. В перспективе предприятие должно иметь собственного специалиста, обладающего соответствующими компетенциями.
Результатом данного этапа является получение предприятием исчерпывающей информации о внешней среде и своем внутреннем потенциале, необходимой при разработке плана развития компании как основы будущей конкурентной стратегии.
Последующий этап формирования конкурентной стратегии заключается в формировании миссии предприятия. По времени это наименее трудоемкое мероприятие и проводится с применением методов мозгового штурма, построения дерева целей и т.п. Определяя стратегические цели предприятия, следует предусмотреть несколько возможных сценариев развития. К таким можно отнести реалистический, пессимистический, оптимистический варианты развития компании. Реалистический сценарий основан на данных о внешнем и внутреннем положении. Пессимистический вариант сориентирован на возможность возникновения неблагоприятных условий реализации стратегии, а оптимистический сценарий предусматривает реализацию конкурентной стратегии в наиболее благоприятных условиях достижения поставленных целей.
Самым детальным в разработке является реалистический вариант, другие рассматриваются как резервные и применяются в зависимости от ситуации. При этом необходимо определить показатели сочетания внешних и внутренних факторов, достижение которых потребуют принятия решений об изменении стратегических целей.
Для оценки внешней среды предприятия хлебопекарной промышленности возможно использование PEST-анализа, модели 5-ти сил М. Портера, матрицы возможностей и матрицы угроз. При наличии больших достоверных сведений по предприятию возможен вариант составления профиля среды.
При анализе внутренней среды применяются методы внутренней диагностики, стратегического анализа уровня производственных затрат, построения цепочки ценностей М. Портера, а также метод портфельного анализа.
С помощью вышеперечисленных приемов и способов, используя типовую классификацию стратегий, можно сделать выбор варианта стра-
тегии развития конкретного предприятия.
В соответствии с выбранным вариантом конкурентной стратегии разрабатываются базовые плановые документы. В итоговом варианте конкурентной стратегии предприятия они будут представлены как ее составные элементы. Кроме того, определяются основные показатели оценки результатов реализации выбранной стратегии в будущем.
На наш взгляд, структуризация процесса разработки конкурентной стратегии и его методическое обеспечение на предприятиях хлебопекарной промышленности позволят учитывать их отраслевую специфику и обеспечить эффективность реализации стратегии.
Процессный подход в разработке конкурентной стратегии позволяет получить преимущества, выражающиеся в установлении четких требований к входам и выходам процессов, контроле выполнения процессов. Предлагаемая модель процесса разработки конкурентной стратегии способна изменяться под влиянием возможных изменений входной информации. Иными словами, разработка стратегии представляет собой гибкую процедуру, позволяющую осуществлять необходимые корректировки без нарушения целостности и функциональности самой стратегии.
Принципы маркетинга, на которых основывается конкурентная стратегия, способствуют формированию условий успешной ее реализации. К таким условиям можно отнести:
- существование широкого ассортимента продукции, позволяющего более эффективно управлять прибылью за счет варьирования торговыми наценками;
- активная деятельность в вопросе разработки новых видов продукции в т.ч. хлебобулочных изделий с пониженной энергетической ценностью и полезными добавками;
- наличие привлекательной и зарегистрированной торговой марки;
- применение удобной и современной упаковки, позволяющей обеспечить сохранность натуральных свойств хлебобулочных и мучнистых кондитерских изделий;
- наличие профессионального информирования потребителей и партнеров, эффективной рекламы продукции и других средств маркетинговых коммуникаций;
- применение гибкой ценовой политики, предусматривающей дифференциацию системы скидок и условий оплаты для различных категорий оптовых и розничных покупателей.
Необходимость разработки конкурентной стратегии на принципах маркетинга также подтверждается еще и тем, что современный этап развития рынка хлебопекарной продукции характеризуется поиском эффективных способов повышения конкурентоспособности, который в значительной мере связан с использованием именно инструментов и методов маркетинга. Одним из таких способов является осуществление взаимодействия внешней среды с учетом глубокого понимания ее изменений и внутренней среды с адекватным реагированием на эти изменения. При организации процессного управления каждая из характеристик продукции рассматривается как фактор успеха, достигаемый в результате конкретного бизнес-процесса.
Результативность планирования процесса разработки конкурентной стратегии обеспечивается составлением четкого календарного плана намеченных мероприятий, в котором указываются сроки их выполнения, параллельный или последовательный характер выполнения и т.п. Примерный план мероприятий, предлагаемый для ОАО «Саранский хлебокомбинат» представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Календарный план мероприятий по формированию конкурентной стратегии ОАО «Саранский хлебокомбинат»_
Наименование и содержание работ/недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя
Анализ производственно -сбытовых возможностей предприятия
Мероприятия в области товарной политики
Мероприятия по изучению рынка —► —►
Мероприятия в области повышения уровня технической оснащенности компании
Мероприятия по совершенствованию структуры формирования стратегии
Разработка конкурентной стратегии
Мероприятия в области сбытовой политики —►
Мероприятия по развитию лояльного отношения потребителей к продукции предприятия
Типовая схема разработки стратегии после определения необходимых ресурсов и сроков выполнения мероприятий предполагает подготовку пакета документов. К таким документам относятся составляемые бизнес-планы по новым видам продукции, разрабатываемые инвестиционные проекты по новым технологиям, измененные регламенты предприятия, мар-
Таблица 2 -
Четкая реализация мероприятий стратегии должна обеспечиваться необходимыми финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. С целью минимизации затрат руководству ОАО «Саранский хлебокомбинат» можно рекомендовать использование модели соответствия внутренних возможностей предприятия рыночным потребностям.
Применение такой модели требует от организационно-экономического обеспечения конкурентной стратегии тщательной проработки. Необходимо рассмотреть возможность использования существующего организационно-экономического обеспечения, его частичного изменения или разработки нового. На наш взгляд, для ОАО «Саранский хлебокомбинат» оптимальным является третий вариант. Такой выбор объясняется тем, что создание новой структурной схемы процесса разработки конкурентной стратегии на исследуемом предприятии будет иметь ряд стратегических преимуществ. К таковым можно отнести:
- возможность приспособления стратегии к постоянно меняющимся потребностям рынка хлебобулочной и мучной кондитерской продукции;
- делегирование ответственности до любого функционального уровня управления, в т.ч. самого низкого;
- возможность генерального директора ОАО «Саранский хлебокомбинат» заниматься решением стратегических проблем предприятия в целом;
- обеспечение объективности и эффективности данных стратегического анализа;
- способность направлять ресурсы предприятия в сектора деятельности, имеющие наибольшие перспективы роста;
кетинговый план, производственная программа и т.п.
Ожидаемые результаты конкурентной стратегии измеряются с помощью специальных оценочных показателей. Состав таких показателей, предлагаемый для ОАО «Саранский хлебокомбинат», представлен в таблице 2.
- возможность охвата всех аспектов стратегических приоритетов предприятия;
- способность принятия рациональных компромиссных решений с учетом степени их соответствия интересам предприятия в целом;
- сотрудничество, единство в решении проблем и разрешении конфликтов;
- наличие эффективных коммуникаций между функциональными подразделениями, руководителями и сотрудниками предприятия.
Для разработки и реализации конкурентной стратегии требуется внесение изменений в содержание деятельности предприятия в этой области, дополнения набора функций, средств управления и назначения компетентных исполнителей. Это обуславливает выбор наиболее эффективного инструментария формирования конкурентной стратегии с учетом конкретных условий, в которых находится предприятие. Успешная разработка конкурентной стратегии на основании процессного подхода с ориентацией на принципы маркетинга требует реорганизации управления, включает:
- определение целей и задач отдела подготовки производства, отвечающего за разработку конкурентной стратегии;
- определение организационной структуры процесса разработки конкурентной стратегии;
- формирование кадрового обеспечения процесса разработки конкурентной стратегии;
- обеспечение процесса разработки конкурентной стратегии необходимой информацией;
- организацию технического и финансового обеспечения процесса разработки конкурентной стратегии.
Эффективное организационное обеспече-
Ожидаемые результаты конкурентной стратегии ОАО «Саранский хлебокомбинат»
Экономические результаты Социальные результаты
- увеличение объема реализации; - рост конкурентоспособности произведенного продукта; - замещение товара-аналога конкурентов собственной продукцией; - повышение рентабельности фирмы; - эффективность производственных мощностей, фондов и площадей предприятия; - рост инвестиционной привлекательности компании - наиболее полное удовлетворение потребностей и запросов покупателей; - повышение лояльности потребителей; - увеличение суммы налоговых платежей в бюджет и рост отчислений по страховым платежам; - формирование фондов потребления предприятия с целью удовлетворения социальных нужд работников
ние процесса разработки конкурентной стратегии предполагает создание хорошо организованной и высокоэффективной команды, объединяющей в своем составе специалистов тех областей, которые находятся в непосредственном контакте с потребителями продукции и тех, кто осуществляет ее проектирование и разработку. Основными функциями такой команды должны стать разработка и контроль за исполнением конкурентной стратегии предприятия. Учитывая масштабность деятельности предприятия, реализация этих функций должна решаться в рамках полноценного отдела маркетинга. Еще одним значимым структурным подразделением, решающим указанные задачи, должен быть отдел подготовки производства.
Перед отделом маркетинга и сбыта должны быть поставлены следующие основные стратегические цели:
- формирование торговых марок ОАО «Саранский хлебокомбинат»;
- формирование лояльного отношения потребителей к предприятию и выпускаемой продукции;
- повышение маркетинговой культуры персонала.
Специалисты по маркетингу ОАО «Саранский хлебокомбинат» должны заниматься решением таких задач, которые будут способствовать наиболее эффективному внедрению мероприятий конкурентной стратегии и соответствовать общим целям предприятия, а также обеспечивать комплексную работу по всем направлениям маркетинга, а именно:
- постоянный мониторинг рынка хлебобулочной и мучной кондитерской продукции и анализ внешней среды с целью определения возможных направлений развития предприятия
в перспективе;
- постоянный сбор, хранение и обработка данных о покупателях с целью выявления тенденций развития рынка;
- управлять процессами формирования и совершенствования портфеля продукции с учетом этапа жизненного цикла каждого товара;
- разрабатывать рыночные стратегии и планы конкретных действий по продвижению, распределению и ценообразованию на товары;
- участвовать в формировании и поддержании на высоком уровне имиджа предприятия.
Процесс разработки и реализации конкурентной стратегии в ОАО «Саранский хлебокомбинат» следует поручить отделу маркетинга и сбыта. Наряду с этим, большинство маркетинговых исследований, которые необходимо проводить в связи с созданием, продвижением и развитием торговых марок, целесообразно заказывать профессиональным агентствам. Хотя это может существенно увеличить расходы предприятия на маркетинг, в дальнейшем они, безусловно, окупятся, поскольку изначально направлены на создание нематериальных активов, которые при правильном использовании способны дать больший эффект, чем материальные активы. В связи с этим предприятию необходимо сформировать соответствующий кадровый потенциал, способный решать указанные маркетинговые задачи.
В настоящее время в организационной структуре отдела маркетинга и сбыта нет специалистов, занятых разработкой маркетинговых стратегий. Поэтому в рамках спроектированной нами новой организационной структуры предлагается создать группы по маркетинговым исследованиям и стратегическому планированию в соответствии с рисунком 2.
Рисунок 2 - Рекомендуемая организационная структура отдела маркетинга и сбыта
ОАО «Саранский хлебокомбинат»
Деятельность такого подразделения целесообразно построить по продуктовому принципу. Это связано с тем, что ассортимент у предприятия большой, и его можно разделить на отдельные товарные группы, по сути, представленные на различных рынках: хлеб, кондитерские изделия, сухарные изделия.
Кадровое обеспечение разработки и реа-
лизации конкурентной стратегии предполагает наличие у предприятия высококвалифицированных специалистов в различных областях знаний. Необходима переподготовка и повышение квалификации для сотрудников отдела маркетинга и сбыта. К числу современных эффективных методов повышения квалификации относятся тренинги по продажам. Это необходи-
мо, поскольку ответственность за будущую реализацию мероприятий стратегии предлагается закрепить за маркетинговым подразделением.
Основными целями производственного отдела помимо тех, которые реализуются в рамках традиционной планово-координационной работы в производстве и работы по набору заказов, должно стать участие в определении маркетинговых целей в области конкурентной стратегии, носящих стратегический характер. К ним относятся:
- исследование рынка продукции;
- подготовка предложений по освоению новых видов продукции и способов улучшения существующих;
- эффективная работа с потребителями и максимальное удовлетворение их потребностей.
Специалисты производственного отдела должны заниматься решением таких задач, которые способствовали бы наиболее эффективному внедрению мероприятий конкурентной стратегии, и соответствовали общим целям предприятия, а также обеспечивали комплексную работу по всем направлениям маркетинга в этой сфере, а именно:
1) исследовать и анализировать те сегменты рынка, на которых представлены основные потребители продукции предприятия - в рамках реализации данной задачи сотрудникам производственного отдела необходимо проводить отраслевой анализ, участвовать в оценке емкости и потенциала развития производства и рынка и т.п.;
2) проводить комплексный конкурентный анализ- в рамках этой задачи сотрудникам производственного отдела необходимо: отслеживать изменения рыночной доли каждого из основных конкурентов, выявлять причины изменения; отслеживать новые виды продукции, предлагаемые конкурентами, способы и основ-
ные направления модификаций существующего предложения; выявлять разнообразие номенклатуры продукции; рассматривать ценовую политику конкурентов и способы продвижения ими своей продукции; выявлять и оценивать их сильные и слабые стороны, а на их основе выстраивать свои конкурентные преимущества;
3) осуществлять анализ емкости и насыщения рынка видами продукции с определением стадии их жизненного цикла, на основании которого строить прогнозы относительно дальнейшего спроса на различные виды продукции;
4) разрабатывать и осуществлять в рамках конкурентной стратегии стратегию продвижения продуктов;
5) по возможности осуществлять индивидуальный подход к потребителям продукции - в рамках данной задачи сотрудникам производственного отдела необходимо накапливать, хранить и обрабатывать информацию относительно каждого крупного покупателя и видов приобретенной им продукции.
При этом основную работу в рамках обоснования конкурентной стратегии предприятия должен осуществлять все-таки отдел маркетинга, дополнительно привлекая сотрудников производственно-технологических подразделений предприятия.
Считаем, что предложения по совершенствованию процесса разработки конкурентной стратегии для предприятий хлебопекарной промышленности позволят укрепить конкурентоспособность ОАО «Саранский хлебокомбинат», усилить его позиции на региональном рынке. Вышеизложенные меры реально повысят инвестиционную привлекательность и финансовую устойчивость акционерного общества, а также будут способствовать формированию гибкой, адаптивной системы управления предприятием в целом и процессом разработки его конкурентной стратегии в частности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кузнецова, Е.Г., Хайров, Р.Р. Конкурентные возможности предприятия на рынке хлебопекарной промышленности // Научное обозрение. - 2014. - № 10-1. - С. 288-291.
2. Кузнецова, Е.Г, Князева, О.В. Брендирование как инструмент маркетинговой политики [Текст] / Е.Г. Кузнецова, О.В. Князева // Инновационные процессы в развитии современного общества: мат-лы науч-прак конф. - Саранск, 2013. - С. 130-134.
3. Кузнецова, Т.Е. Внедрение современных методов стимулирования сбыта и обеспечения интеграции коммуникаций на предприятии кондитерской промышленности [Текст] / Т.Е. Кузнецова // Экономические науки. - 2013. - № 6. - С.117-121
4. Кузнецова, Е.Г. Комплексный подход в управлении инновационной деятельностью [Текст] / Е.Г. Кузнецова // Интеграция образования в условиях инновационной экономики: мат-лы Международной научно-практической конференции. В 2 ч. - Саранск: Саранский кооперативный институт, 2014.- С. 157-160.
5. Хайров, Р.Р., Кузнецова, Т.Е. Применение процессного подхода к разработке конкурентной стратегии предприятия хлебопекарной промышленности // Экономика и предпринимательство. -
2015. - № 2 (55). - С. 711-714.
6. Хайров, Р.Р. Сравнительный анализ трактовок конкурентной стратегии [Текст] / Р.Р. Хайров // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2012. - № 3(26). - С. 229-236. - 0,44 п.л.
7. Хайров, Р.Р. Совершенствование процесса разработки конкурентной стратегии предприятия хлебопекарной промышленности [Текст] / Р.Р. Хайров // Экономические науки. - 2013. - № 6. -С. 121-125. - 0,6 п.л.
8. Хайров, Р.Р. Бизнес-проектирование развития и продвижения товаров в процессе разработки конкурентной стратегии предприятия хлебопекарной промышленности [Текст] / Р.Р. Хайров // Предпринимательство. - 2014. - № 5. - С. 221-229. - 0,56 п.л.
9. Шаркова, А.В. Человеческий капитал как фактор экономического роста [Текст] / А.В. Шар-кова // Предпринимательство. - 2005. - №3. - С. 133-143.
10. Шаркова, А.В. Условия и факторы развития организаций промышленности [Текст] / А.В. Шаркова // Предпринимательство. - 2012. - №6. - С. 111 -118.