ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ
Д.А. Фрей, доцент Б.В. Шупта, студент
Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»
(Россия, г. Москва)
DO110.24411/2411 -0450-2018-10097
Аннотация. Одна из особенностей функционирования объектов Единой системы газоснабжения (ЕСГ) и переработки газа - это формирование определенной системы и структуры по рациональному снабжению и потреблению энергии, водоснабжению и во-доотведению. Энергохозяйство производственно-технологических комплексов, состоящих из объектов добычи, транспорта, переработки и подземного хранения газа представляет собой сложный комплекс агрегатов, потребляющих и одновременно генерирующих различные виды энергоресурсов, основными из которых являются электрическая и тепловая энергия. Важной частью жизнеобеспечения производства также является добыча воды, отведение и очистка сточных вод. Кроме собственных производственных объектов, энергохозяйство и система водоснабжения и водоотведения также используется для ресурсоснабжения жилых сооружений в целях обеспечения бытовых нужд населения, живущего в прилегающих районах.
В условиях глобальной нестабильности мировой экономики, падения цена на энергоносители (нефть и газ) становятся актуальными вопросы повышения прозрачности и оптимизация расходов на энергоснабжение объектов ЕСГ.
В настоящей статье решение поставленных задач предлагается провести путем разработки новой процессно-ориентированной бизнес-модели энергоснабжения объектов ЕСГ с использованием концепции «потребительской ценности».
Ключевые слова: бизнес-модель, бизнес-процесс, процессный подход, ценностное предложение, цепочка ценности.
Современные методы и средства моделирования бизнес-процессов
В настоящее время применяются два основных подхода к трактовке понятия «бизнес-модель»: технологический (информационный) и ценностный. При применении информационного подхода понятие «бизнес-модель» интерпретируется как представление о способе использования компанией информации и информационных технологий. При применении ценностного подхода - как представление о способе создания ценности для компании. Так, по определению А. Сливотски (2006), «бизнес-модель - это то, как компания выбирает потребителя, формулирует и разграничивает свои предложения, распределяет ресурсы, определяет, какие задачи она сможет выполнить своими силами и
для каких придется привлекать специалистов со стороны, выходит на рынок, создает ценность для потребителя и получает прибыль». По определению Д.Д. Тиса (2008), «бизнес-модель описывает схему или цепочку создания ценности, ее обеспечения и механизмы привлечения потребителей, которые использует предприниматель». По Г. Чесбро (2006), бизнес-модель компании - это способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли.
В качестве методологической основы бизнес-моделирования выделяют три основных подхода: информационный, ценностный и ресурсный.
При применении информационного подхода бизнес рассматривается как система, которую можно моделировать благо-
даря созданию и управлению базами данных, связывающих все бизнес-процессы на предприятии. При применении ценностного подхода в качестве основного элемента успешной бизнес-модели рассматривается бизнес-идея или ценностное предложение. Ресурсный подход является основой для развития концепции цепочки создания ценности. Цепочка создания ценности является важнейшим элементом бизнес-модели компании, поскольку определяет логику создания ценности, участников цепочки, структуру и организацию бизнеса, а также позволяет моделировать затраты и прибыльность бизнеса [1].
Наибольший интерес представляют рекомендации по разработке успешных бизнес-моделей, ориентированные в первую очередь на рынок услуг для бизнеса. Так, по мнению М. Джонсона, К. Кристенсена и Х. Кагерманна, основными структурными элементами бизнес-моделей являются: потребительская ценность и ключевые процессы.
Существует множество трактовок потребительской ценности. Определения данного понятия содержатся в работах экономистов (Г. Г. Госсен, У. Ст. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) и маркетологов (В. Цейтамл, Б. Вудраф, К. Б. Монро, Ф. Котлер, С. Ф. Слейтер и др.).
В настоящей статье под термином «потребительская ценность» автор понимает его, как соотношение между преимуществами, которые получает потребитель в результате приобретения и использования товара, и затратами на его приобретение и использование (С. Ф. Слейтер).
Под структурой потребительской ценности в статье понимается совокупность определенных элементов, каждый из которых может рассматриваться как отдельная ценность для потребителя; при этом в совокупности такие элементы создают более высокую потребительскую ценность благодаря синергетическому эффекту (О. У. Юлдашева).
В результате развития рынков и технологий под воздействием конкурентной борьбы производителей число факторов, определяющих потребительскую ценность товара, постоянно возрастает, а дискуссия
по вопросу измерения потребительской ценности всегда остается актуальной.
Ключевую роль в формировании ценности товаров играют следующие факторы: цена, качество товара, бренд, качество обслуживания, соответствие стандартам, эксклюзивность, сервисное обслуживание, финансовые решения, технологию и культуру потребления продукта [2].
Исходя из факторов, учитываемых при определении потребительской ценности, будут различаться и подходы к ее измерению. Вопросам измерения потребительской ценности посвящено достаточно большое количество научных трудов (М. Холбрук, А. Арвидсон, Х. Голуб и Д. Хенри, Ш. Магомедов Дж. Форбис и Н. Мехта, М. Галарца и др.). В работе О. У. Юлдашева, В. Г. Шубаева, Д. Б. Орехова [3] выполнена систематизация подходов к оценке ценности. Выделены монетарный, немонетарный и интегрированный (синтетический) подходы к измерению ценности.
Важно отметить, что измерение ценности товара имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Отслеживание динамики потребительской ценности собственных товаров (услуг) позволяет компаниям ориентироваться в изменяющейся рыночной среде, формируя адекватные ценовые предложения и корректируя рыночные стратегии.
Универсальная структура бизнес-модели энергоснабжения объектов ЕСГ
Для решения задач, поставленных в настоящей статье, могут быть успешно применены инструменты бизнес-моделирования. В первую очередь автором предлагается определить ценностное предложение покупателю и сформировать цепочку ценности.
Энергоснабжение объектов ЕСГ, в большинстве случаев, предполагает производство, транспортировку и поставку электрической и тепловой энергии. При этом, энергоснабжение производственно-технологических комплексов, состоящих из объектов добычи, транспорта, переработки и подземного хранения газа осуществляется самостоятельно, силами собственных структурных подразделений компаний.
Основная идея, закладываемая в основу настоящей статьи, заключается в том, чтобы функции энергоснабжения объектов ЕСГ осуществлялось специализированными энергетическими компаниями. Это позволит высвободить ресурсы структурных подразделений объектов ЕСГ для осуществления основной деятельности и должно способствовать снижению издержек.
Формирование ценностного предложения потребителю услуг энергоснабжения
В рамках настоящей статьи термин «ценностное предложение покупателю» автор понимает, как совокупность выгод, которые продавец предоставляет покупателю в обмен на какой-либо ценностный трансфер - деньги или другие выгоды (определение О.У. Юлдашева).
Непосредственно к услугам, которые планируется оказывать потребителям, от-
носятся поставка электрической и тепловой энергии, воды, а также водоотведение. Ценностное предложение формируется, в первую очередь, для объектов ЕСГ. Данным потребителям предлагается аутсорсинг части его функций. Исходя из этого ценностное предложение для покупателя может быть сформулировано следующим образом: «Надежное и качественное оказание услуг по энергоснабжению, водоснабжению и водоотведению с соблюдением норм безопасности и экологических требований при снижении издержек на ресурсное обеспечение и прекращении практики отвлечения собственных ресурсов для осуществления непрофильной деятельности».
Элементы структуры ценности предлагаемой услуги подробно описаны в таблице 1.
Таблица ¡.Элементы структуры ценности предлагаемой услуги
Элемент Описание
Надежность оказания услуг Перебои в поставках электроэнергии и воды чреваты сбоем режима добычи, транспортировки и переработки углеводородов, что неблагоприятно сказывается не только на экономике отдельно взятых компаний, но и нарушает плановый режим работы Единой системы газоснабжения (что может стать причиной удорожания производства и транспортировки газа по всей системе). Кроме того, такие перебои могут стать причиной неисправности основного оборудования. Надежность обеспечения тепловой энергией и водой является залогом функционирования всех систем жизнеобеспечения объектов ЕСГ.
Качество оказания услуг Качество электроснабжения выражается в поддержании заданной частоты в энергосистемах объектов ЕСГ. Качество теплоснабжения выражается в соблюдении температурного графика (поддержание температуры и давления теплоносителя в тепловых сетях на уровне, определенном режимом работы тепловой сети). Качество водоснабжения выражается в соответствии воды нормам содержания веществ установленным стандартам. Некачественное оказание услуг чревато неисправностями в работе основного производственного оборудования, а также ухудшением состояния систем жизнеобеспечения объектов ЕСГ.
Соблюдение норм безопасности Системы электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения относятся к опасным производственным объектам. Их ненадлежащая эксплуатация чревата техногенными авариями, негативно сказывающимися не только на надежности снабжения потребителей, но и создающими угрозу для нормальной
Элемент Описание
жизнедеятельности человека.
Соблюдение экологических требований Производство электрической и тепловой энергии на газообразном топливе предполагает наличие выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Подъем воды из природных источников и утилизация осадка сточных вод может нарушить баланс экосистемы. В этой связи чрезвычайно важно соблюдать экологические нормы и требования при оказании услуг.
Снижение издержек по сравнению с самостоятельным выполнением соответствующих функций В настоящее время в большинстве случаев объекты ЕСГ самостоятельно осуществляют энергоснабжение и водоснабжение производственных объектов, а также водоотведение. Реализация данной функции требует отвлечение ресурсов основного производства.
Прекращение практики отвлечение собственных ресурсов для осуществления непрофильной деятельности Необходимость осуществлять энергоснабжение сторонних потребителей, расположенных в непосредственной близости с объектами ЕСГ, является непрофильной деятельностью и доходность данного вида «бизнеса» существенно ниже основной деятельности. В тоже время отказ от снабжения сторонних потребителей невозможен и нецелесообразен. Согласно российскому законодательству [4], [5], [6], [7] организации, эксплуатирующие инфраструктурные объекты, не вправе отказывать в подключении и оказании услуг потребителям. Кроме того, успешное функционирование организаций - сторонних потребителей важно ввиду взаимного оказания различного рода услуг.
Помимо потребителей из состава объектов ЕСГ, целесообразно оказание услуг и для иных потребителей, расположенных в непосредственной близости от объектов. Ключевыми элементами ценностного предложения для данного сегмента являются надежность и качество ресурсоснаб-жения, соблюдение норм безопасности и экологических требований.
Формирование цепочки ценности
В целях формирования цепочки ценности в данной статье используется классификация бизнес-процессов ТОРР, которая предполагает выделение трех типов процессов: первичные (основные), обеспечивающие (поддерживающие, вспомогательные) и развивающие (процессы управления и развития). Цепочка создания ценности при оказании услуг электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения представлена на рисунке ниже.
Процессы управления и развития
Стратегическое управление
Управление бизнес-процессами
Управление финансами
Управление персоналом
Управление проектами развития
Поддерживающие и вспомогательные процессы
Административно-хозяйственное обеспечение Обеспечение безопасности IT и связь Юридическое обеспечение Кадровое обеспечение Бухгалтерское обеспечение Тарифное регулирование
Рис. 1. Цепочка создания ценности при оказании услуг электро-, тепло-, водоснабжения и
водоотведения
Для дальнейшего формирования бизнес-модели целесообразно подробнее рассмотреть ключевые (основные) процессы цепочки ценности.
Особенностью рассматриваемой цепочки ценности является сочетание при обслуживании потребителя нескольких самостоятельных видов деятельности со сложным производственным циклом: выработка и передача тепловой энергии, выработка и передача электрической энергии (в тех случаях, когда возможно совмещение данных видов деятельности), подъём, очистка и транспортировка холодной воды, приём и очистка сточных вод и др.
В то же время формирование (изображение) цепочки ценности не предполагает строгой привязки к производственному циклу. Это обусловлено тем, что выделение процессов в цепочке ценности осуществляется, в первую очередь, для определения способа их организации. Производственный процесс по указанным видам деятельности можно описать следующими процедурами:
- производство электрической и тепловой энергии: подача топлива, отслеживание режима работы оборудования, свое-
временное техническое обслуживание и капитальный ремонт оборудования;
- подъем воды, передача электрической, тепловой энергии, транспортировка воды и сточных вод: отслеживание режима работы оборудования, своевременное техническое обслуживание и капитальный ремонт оборудования;
- очистка воды и сточных вод, утилизация осадка сточных вод: подача химических реагентов, отслеживание режима работы оборудования, своевременное техническое обслуживание и капитальный ремонт оборудования;
- реализация товаров/услуг: учет отпуска ресурсов (объема принимаемых сточных вод), выставление счетов, договорная работа.
Ввиду ключевого значения планово-предупредительных ремонтных работ для оказания рассматриваемых услуг этот процесс (в значительной части случаев относимый к обеспечивающим) отнесен к ключевым (основным) процессам.
Процесс «приобретение ресурсов» в рамках формируемой цепочки ценности предполагает следующие элементы:
- приобретение топлива для выработки электрической и тепловой энергии;
- приобретение химических реагентов для очистки воды и сточных вод, подготовке воды при производстве электрической и тепловой энергии;
- приобретение различных материалов, задействованных в производственных процессах (материалы и запчасти для технического обслуживания и ремонта оборудования, горюче-смазочные материалы для организации транспортировки персонала и товарно-материальных ценностей и т.д.).
Необходимо отметить, что часть задач ресурсного обеспечения не является актуальной для рассматриваемой схемы снабжения (по сравнению с традиционным технологическим процессом) ввиду возможности задействовать продукт одного производства в рамках организации другого. Так, важнейшим ресурсом в процессе производства электрической энергии является вода, производства тепловой энергии - вода и электроэнергия, в подъеме воды и транспортировке всех ресурсов - электроэнергия. Внутрихозяйственный оборот ресурсов не учитывается при формировании цепочки ценности.
Процесс «Производство и транспортировка» предполагает техническое обслуживание основного производственного оборудования (генерирующие объекты, электрические и тепловые сети, станции подъема и очистки воды, водопроводные и канализационные сети, станции очистки сточных вод).
Процесс «Планово-предупредительные ремонты» предполагает проведение работ по плановому капитальному ремонту основного производственного оборудования (электростанции, котельные, электрические и тепловые сети, станции подъема и очистки воды, водопроводные и канализационные сети, станции очистки сточных вод).
Процесс «Инновационная деятельность» как таковой в настоящее время на объектах ЕСГ отсутствует, однако предполагает выполнение таких отдельных работ как разработка рационализаторских предложений, техническое переоснащение
производства, внедрение новых технологий.
Процесс «продажа» предполагает об-луживание приборов учета электрической и тепловой энергии, воды, снятие показаний приборов учета, формирования балансов отпущенных ресурсов у услуг, актов приема-передачи оказанных услуг, договоров снабжения.
Новая бизнес-модель организации энергоснабжения объектов ЕСГ
Для разработки бизнес-модели использован шаблон А. Остервальдера и И. Пинье с необходимой его адаптацией к особенностям функционирования объектов Единой системы газоснабжения и переработки газа.
Указанный шаблон базируется на девяти структурных блоках: потребительские сегменты, ценностные предложения, каналы сбыта, взаимоотношения с клиентами, потоки поступления доходов, ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности, ключевые партнеры, структура издержек.
В блоке «потребительские сегменты» определяется, какие группы потребителей предприятие рассчитывает привлекать и обслуживать. Организация может обслуживать один или несколько потребительских сегментов. Сегментация производится по потребностям, особенностям поведения или иным признакам потребителей. Бизнес-модель охватывает один или несколько потребительских сегментов. Группы клиентов представляют различные сегменты, если:
- различия в их запросах обуславливают различия в предложениях;
- взаимодействие осуществляется по разным каналам сбыта;
- взаимоотношения с ними нужно строить по-разному;
- их выгодность существенно различается;
- их привлекают разные аспекты предложения.
Блок «ценностные предложения» включает описание товаров и услуг, которые представляют ценность для определенного потребительского сегмента. Ценностное предложение создает преимущества для конкретного потребительского сегмента за
счет определенного сочетания элементов, отвечающего требованиям этого сегмента. Преимущества могут быть количественными (такие как цена, скорость обслуживания) или качественными.
Блок «каналы сбыта» (информационные, дистрибьютерские и торговые сети) описывает, как компании взаимодействуют с потребительскими сегментами и доносят до них свои ценностные предложения.
Структурный блок «взаимоотношения с клиентами» описывает типы отношений, которые устанавливаются у компании с отдельными потребительскими сегментами. В модели выделяют несколько типов взаимоотношений с клиентами: персональная поддержка, особая персональная поддержка, самообслуживание, автоматизированное обслуживание, сообщества, совместное создание.
Блок «потоки поступления доходов» включает материальную прибыль, которую компания получает от каждого потребительского сегмента. В шаблоне выделяют два типа потоков доходов (доход от разовых сделок и регулярный доход от периодических платежей) и несколько способов создания потоков доходов:
- продажа активов (доходы от продажи прав собственности на материальный продукт),
- плата за использование (оплата пользования определенной услугой),
- оплата подписки (продажа продолжительности доступа к услуге),
- аренда/рента/лизинг (передача временных прав на пользование активом),
- лицензии (передача прав на пользование защищенной интеллектуальной собственностью),
- брокерские проценты (посреднические услуги)
- реклама (оплата рекламы).
В этом же блоке рекомендуется определять механизмы ценообразования для каждого потока доходов.
Структурный блок «ключевые ресурсы» описывает наиболее важные активы, необходимые для функционирования бизнес-модели. Авторы шаблона классифицируют ресурсы следующим образом:
- материальные ресурсы (производственные мощности, здания, оборудование, транспортные средства, точки продаж и сети дистрибуции);
- интеллектуальные ресурсы (интеллектуальная собственность, например, торговые марки, закрытая информация, защищенная правами собственности, патенты и авторские права, партнерские и клиентские базы данных);
- персонал;
- финансы (денежные средства, кредитные линии или фондовый резерв).
Структурный блок «ключевые виды деятельности» описывает действия компании, которые необходимы для реализации ее бизнес-модели. Авторы шаблона классифицируют виды деятельности следующим образом:
- производство (разработка, создание и вывод на рынок продукта);
- разрешение проблем (поиск оптимального решения проблем конкретного клиента);
- платформы/сети (компьютерные сети, коммерческие платформы, программное обеспечение и т.п.).
Структурный блок «ключевые партнеры» описывает виды деятельности, которые передаются на аутсорсинг, и ресурсы, которые привлекаются со стороны. Авторы шаблона выделяют четыре типа партнерских отношений.
- Стратегическое сотрудничество между неконкурирующими компаниями.
- Соконкуренция: стратегическое партнерство между конкурентами.
- Совместные предприятия для запуска новых бизнес-проектов.
- Отношения производителя с поставщиками для гарантии получения качественных комплектующих.
Авторами описаны три основных мотива создания партнерских отношений: оптимизация и экономия в сфере производства, снижение риска и неопределенности, поставки ресурсов и совместная деятельность.
Блок «структура издержек» - результат взаимодействия всех элементов бизнес-модели. Блок описывает наиболее существенные расходы, необходимые для работы
в рамках бизнес-модели, включая фиксированные и переменные издержки [8].
В целях адаптации шаблона применительно к рассматриваемой ситуации исключен структурный блок «каналы сбыта» (информационные, дистрибьютерские и торговые сети). У энергоснабжающих
Как видно из приведенного рисунка, бизнес-модель организации энергоснабжения потребителя предполагает следующие основные процедуры взаимодействия между участниками процесса.
1. Специализированная энергетическая компания оказывает услуги электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению объектам ЕСГ и сторонним потребителям.
2. Объект ЕСГ:
2.1. Как поставщик топлива - продает его специализированной энергетической компании для целей выработки электриче-
компаний нет нужды тратить ресурс на доведение до потребителя ценностных предложений, поскольку в случае применения предлагаемой бизнес-модели в рассматриваемых условиях компания будет монополистом.
ской и тепловой энергии (предприятия по добыче углеводородов);
2.2. Как собственник/арендатор производственного оборудования - сдает его в аренду/субаренду специализированной энергетической компании;
2.3. Как поставщик воспитательных услуг (проживание в вахтовых посёлках и другие) - оказывает их специализированной энергетической компании.
Взаимоотношения участников процесса схематически представлены на рисунке 3.
Ключевые Ключевые виды Ценностные Взаимоотношения с Потребительские
партнёры деятельности предложения клиентами сегменты
- Специализированные - Ресурсное Оказание услуг Персональная 1. Потребитель
энергетические обеспечени энерговодоснабжения поддержка по (объекты ЕСГ),
компании - Техническое со следующими нескольким каналам: выбирающий межу
- Потребители обслуживание характеристиками: осуществление
(объекты ЕСГ) - Ремонтные работы и - Режимы работы функции
работы по - Надёжность и оборудования, собственными силами
модернизации безаварийность качество услуг или передачи на
- Учёт, договорная - Качество - Объёмы услуг, аутсорсинг
работа - Безопасность заключение договоров 2. Иные потребители,
Ключевые ресурсы - Экологичность - Оформление не имеющие
- Снижение затрат расчётных документов возможности выбора
- Технологическое потребителя поставщика
оборудование - Прекращение
- Транспортные отвлечения ресурсов
средства потребителя на
- Здания и сооружения непрофильный вид
- Персонал деятельности
- Денежные средства
Структура издержек Потоки поступления доходов
Постоянные расходы Регулярный доход от периодических платежей:
Переменные расходы - плата за пользование инфраструктурных объектов - плата за отпущенные ресурсы по ставках за объемы
реализации
Разовые поступления:
- плата за подключение при появлении новых клиентов
Рис. 2. Бизнес-модель организации энергоснабжения объектов ЕСГ силами специализированной энергетической компании
Другие поставщики
Другие потребители
'ис. 3. Взаимоотношения участников процесса энерго-, водоснабжения и водоотведения
бителя - объекта ЕСГ, обеспечит снижение издержек на ресурсное обеспечение и позволит избежать практики отвлечения собственных ресурсов на непрофильную деятельность.
Представленная бизнес-модель позволит обеспечить надежное и качественное оказание услуг по энергоснабжению, водоснабжению и водоотведению с соблюдением норм безопасности и экологических требований, а для ключевого потре-
Библиографический список
1. Юлдашева О.У., Орехов Д.Б. Методология бизнес-моделирования: построение стратегических сетей ценности // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2014. - №1.
2. Юлдашева О.У., Никифорова С.В., Полонский С.Ю. Методология организации бизнеса на основе цепочки по созданию потребительской ценности // Вестник СПбГУ, сер. 8. 2007, вып. 2, С. 32-48.
3. Юлдашева О.У., Шубаева В.Г., Орехов Д.Б. Методология измерения и оценки потребительской ценности: дифференциация подходов // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. Выпуск №3, 2014 [Электронный ресурс] / Сыктывкарский государственный университет - Электрон. вестник - Сыктывкар: СыктГУ. - С. 198-210.
4. Федеральный закон от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях»
5.
6.
7.
дении»
8. Остервальдер А, Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора. Альпина Паблишер; Москва, 2012
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. №35-Ф3 «Об электроэнергетике» Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотве-
PROCESS-ORIENTED BUSINESS MODEL OF ENERGY SUPPLY OF OBJECTS
OF A UNIFIED GAS SUPPLY SYSTEM
D.A. Frey, associate professor B.V. Schupta, student
National research university «Moscow energy institute» (Russia, Moscow)
Abstract. One of the features of the functioning of the Unified Gas Supply System (UGSS) facilities and gas processing is the formation of a specific system and structure for the rational supply and consumption of energy, water supply and sewerage. The energy production and technological complexes, consisting of objects of production, transport, processing and underground gas storage is a complex set of units that consume and simultaneously generate various types of energy resources, the main of which are electrical and thermal energy. An important part of the life support of production is also the extraction of water, disposal and treatment of wastewater. In addition to its own production facilities, the energy system and the water supply and wastewater system are also used to supply residential buildings in order to ensure the domestic needs of the population living in the surrounding areas.
In the context of global instability of the world economy, the fall in the price of energy (oil and gas), issues of increasing transparency and optimizing the cost of energy supply to the Unified Gas Supply System are becoming urgent.
In this article, it is proposed to carry out the solution of the tasks set by developing a new process-oriented business model for energy supply of the Unified Gas Supply System using the concept of "consumer value".
Keywords: business model, business process, process approach, value proposition, value chain.