6 См.: Зайнуллин Р.А. Понятие и виды линейных объектов в современном российском законодательстве // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 4. С. 160.
7 См.: Решение Верховного Суда РФ по делу № АКПИ12-1114 от 29 октября 2012 г. URL: http://minsvyaz. ru/ru/documents/3788/ (дата обращения: 11.10.2016).
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 8, ст. 650.
9 См.: Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 марта 2016 г. по делу № А40-172139/15-116-1288. URL: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 11.10.2016).
Е.В. Лунева, З.Ф. Сафин СИСТЕМА ДОГОВОРОВ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ1
В статье рассмотрены различные договоры по использованию водных ресурсов как специфические гражданско-правовые средства. Выявлены их общие и отличительные правовые характеристики. Проведена классификация договоров по использованию водных ресурсов в зависимости от функционального назначения гражданско-правовой сделки: договоры по прямому использованию водного объекта (договоры водопользования); договоры по опосредованному использованию водного объекта (договоры в сфере водоснабжения и водоотведения: договоры горячего и холодного водоснабжения, договоры водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения); договоры по привлечению инвестиций в водное хозяйство (соглашения о государственно-, муниципально-частном партнерстве, включая концессионные соглашения).
Ключевые слова: договор водопользования; договор водоснабжения; договор водо-отведения; водные ресурсы; концессионное соглашение; соглашение о государственно-, муниципально-частном партнерстве; гражданское право; водное право; межотраслевые связи.
E.V. Luneva, Z.F. Safin
SYSTEM OF CONTRACTS FOR THE USE OF WATER RESOURCES
The article deals with the various treaties on the use of water resources as specific civil remedies. Revealed their common and distinctive legal characteristics. Displayed the interaction of civil and water law in the framework of the treaty system. Conducted the classification of contracts for the use of water resources, depending on the functional purpose of civil-law transactions: contracts for the direct use of the water object (water provision); mediated agreements on the use of the water object (contracts in the field of water supply and sanitation: contracts of hot and cold water supply, sanitation contracts, a single contract of cold water supply and sanitation); agreements on attraction of investments in the water sector (Agreement on Public, municipal-private partnership, including concession agreements).
Keywords: water management agreement, supply contract, wastewater contract, water resources, concession agreements, agreement on public, municipal-private partnership, civil law, water law, interbranch links.
Сохранение и рациональное использование водных ресурсов положено в основу правового регулирования водных отношений. Существенное воздействие на обеспечение рационального использования и охраны водных ресурсов оказывает
© Лунева Елена Викторовна, 2016
Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса (Казанский (Приволжский) федеральный университет); e-mail: vilisa_vilisa@mail.ru
© Сафин Завдат Файзрахманович
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой экологического, трудового права и гражданского процесса (Казанский (Приволжский) федеральный университет); e-mail: zsafin@rambler.ru
качество договорных конструкций, применяемых в данной области. Договоры по использованию водных ресурсов направлены на удовлетворение частных потребностей. В то же время в таких сделках содержится значительное количество «публично-правовых» условий, способствующих бережному отношению к водным ресурсам и минимизации негативного воздействия на водные объекты и окружающую среду. Возникает противоборство частных и публичных интересов, когда в целях рационального использования водных ресурсов договорные правовые средства значительно осложняются публичным элементом.
В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.)2 обращено внимание на глобальные экологические проблемы, связанные с загрязнением поверхностных и подземных вод, которые затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан. Хорошо организованная система договоров, опосредующих отношения по использованию водных ресурсов, способна обеспечить экологически ориентированную экономику, в т.ч. и в водном хозяйстве.
В зависимости от функционального назначения сделки, предлагаем в системе договоров по использованию водных ресурсов в Российской Федерации выделять три основных элемента: 1) договоры водопользования; 2) договоры в сфере водоснабжения и водоотведения; 3) соглашения о государственно-, муниципально-частном партнерстве, включая концессионные соглашения. Указанные договоры отличаются правовыми характеристиками и целевой направленностью. Договоры водопользования сопряжены с прямым использованием всего водного объекта или его части. Договоры в сфере водоснабжения и водоотведения (договоры горячего и холодного водоснабжения, договоры водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) непосредственно не связаны с использованием водного объекта, однако качество систем водоснабжения и в особенности водоотведения оказывают ощутимое воздействие на охрану и защиту водных объектов от загрязнения. Соглашения о государственно-, муниципально-частном партнерстве, включая концессионные соглашения в области водного хозяйства, имеют области пересечения с двумя названными группами договоров по использованию водных ресурсов, в то же время их основная задача состоит в привлечении частных средств в капиталоемкие объекты водного хозяйства.
Во всех договорах по использованию водных ресурсов явно прослеживается межотраслевое взаимодействие и межотраслевое взаимовлияние гражданского, природоресурсного и природоохранного права. Дело в том, что применение лишь норм гражданского законодательства к упорядочению водных отношений не способно справиться с решением природоохранных задач, поскольку это не свойственно гражданскому праву3. Только тесные межотраслевые связи гражданского и водного законодательства на исследуемом сегменте правового регулирования способны обеспечить наиболее эффективное воздействие на участников общественных отношений.
Договоры по прямому использованию водного объекта (договоры водопользования). Цель договора водопользования — предоставление в пользование водного объекта или его части за плату (ч. 1 ст. 12 Водного кодекса РФ). Анализируемая сделка опосредует отношения, связанные с пользованием водными объектами или их частями, в виде забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов (включая рекреа-
ционное использование); использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.
Цивилистическая сущность договора водопользования раскрыта в ч. 2 ст. 12 Водного кодекса РФ. Там закрепляется возможность субсидиарного применения к договору водопользования правовых норм об аренде, содержащихся в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ). Однако пределы использования указанного гражданско-правового института к договору водопользования существенно ограничены. На исследуемом сегменте правового регулирования положения ГК РФ об аренде не должны противоречить Водному кодексу РФ и правовой природе договора водопользования. Стало быть, договор водопользования — это не просто договор аренды водных объектов, его понятие значительно шире, ибо конструкция договора водопользования сориентирована в первую очередь на защиту окружающей среды4.
В юридической литературе высказывается мнение о том, что договор водопользования носит смешанный характер, поскольку содержит как признаки договора аренды, так и признаки договора купли-продажи, выражающиеся в непосредственном заборе воды как природного ресурса на возмездной основе5. Однако обозначенная научная позиция применима только для договора водопользования, предметом которого выступает пользование водного объекта в виде забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов. Договорам водопользования, заключаемым для использования акватории водных объектов, а также водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов с целью производства электрической энергии, свойственны элементы только договора аренды.
Договор водопользования заключается на основании результатов открытых ш аукционов. Д.О. Сиваков подчеркивает функциональную направленность аукци- и онов в заявленной сфере на обеспечение состязательности между претендентами а на использование водных ресурсов6. В случаях нарушения процедуры проведе- о ния торгов договор водопользования признается недействительным (ч. 2 ст. 449 К ГК РФ). Например, проведенный аукцион на право заключения договора водо- о
с
пользования в целях использования участка акватории Куйбышевского водохра- а нилища в районе полуострова «Локомотив» Вахитовского района г. Казани был в
е
признан недействительным в результате неправомерного отказа организатором о
торгов в доступе к участию в аукционе физического лица. Обозначенный факт р'
послужил основанием для признания недействительным договора, заключенного |
с победителем таких торгов — ПАО «ОргСинтез»7. К
Договор водопользования подлежит государственной регистрации в государ- а
ственном водном реестре. Указанным обстоятельством определяется момент |
заключения специфической гражданско-правовой сделки. Дополнительные ии
соглашения об изменении условий договора водопользования, подписываемые №
с целью изменения размера платы и перерасчета размера платы за пользование 1
водным объектом8, заключаются в той же форме, что и основной договор9, и )
требуют аналогичной государственной регистрации. 6
Законодатель установил требование о том, что договор водопользования должен содержать следующие условия (ст. 13 Водного кодекса РФ):
1) предмет договора, включающий сведения о водном объекте (его части), описание местоположения береговой линии (границы водного объекта). В случаях, если в договор водопользования не включены однозначные сведения о
месте положения водного объекта, он квалифицируется как не заключенный. 97
Например, по делу о признании за ОАО «Череповецкий порт» права пользования акваторией, расположенной в границах Шекснинского руслового участка Рыбинского водохранилища, суды признали, что договор водопользования не может считаться заключенным, поскольку не содержит определенных данных о месте положения водного объекта10;
2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в т.ч. объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов). Указание в договоре водопользования на объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов позволяет контролировать пределы использования водного объекта. За превышение согласованного сторонами договора водопользования объема забора воды ч. 3 ст. 18 Водного кодекса РФ в качестве имущественной санкции устанавливается обязанность водопользователя уплатить штраф за такое превышение в размере пятикратной платы за пользование водным объектом. Приведенная императивная норма дублируется в договорах водопользования11;
3) срок действия договора водопользования. Законодатель закрепил предельный срок договора водопользования в 20 лет. В случаях его превышения будет применяться предельный срок;
4)размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы. Ставки платы дифференцируются в зависимости от речного бассейна, призваны стимулировать рациональное использование и охрану водных объектов. С целью защиты добросовестного участника договорного правоотношения по использованию водных ресурсов Ф.П. Румянцев предлагает закрепить в водном законодательстве возможность применять к договору водопользования нормы п. 3. ст. 424 ГК РФ12. Использование размеров платы по аналогичным сложившимся в данной местности договорам водопользования представляется разумным, поскольку позволяет обеспечить стабильность и определенность гражданского оборота, а также ликвидировать злоупотребления со стороны исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью. Договор водопользования по решению суда подлежит принудительному расторжению при нецелевом использовании водного объекта; при использовании с нарушением законодательства РФ; при неиспользовании его в срок, установленный договором; а также прекращается в принудительном порядке в случаях возникновения необходимости использования водного объекта для государственных или муниципальных нужд. Показательным в данном случае является дело № А32-45645/2014 о расторжении договора водопользования, взыскании основного долга и неустойки. Исковые требования были удовлетворены, поскольку судом установлены обстоятельства неоднократного и существенного нарушения водопользоателем принятых на себя по договору обязательств в части внесения платы13;
6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий. В результате несвоевременного внесения платы за пользование водным объектом с водопользователя взыскивается пеня в размере 1/150 действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более чем 2/10% за каждый день просрочки, а за превышение объемов изъятия — штраф, о котором говорилось выше. Несмотря на то, что и размер пени, и размер штрафа определены нормативно в ст. 18 Водного кодекса РФ, они все равно
должны быть прописаны в договоре водопользования. В противном случае такой договор будет квалифицироваться как не заключенный.
Примерная форма договора водопользования утверждена Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» (с изм. от 28 сентября 2015 г.)14. В его содержание включены все проанализированные выше существенные условия. В то же время стороны договора водопользования наделены правом по своему усмотрению закреплять в нем, помимо существенных, и иные условия. Несмотря на упомянутую диспозитивность, следует констатировать, что договору водопользования, во-первых, свойственно сравнительно большое количество существенных условий; во-вторых, он осложнен публично-правовым элементом в виде обязательных условий, дублирующих императивные нормы водного законодательства (размер пеней, штрафов, основания досрочного расторжения договора и т.д.).
Договоры по опосредованному использованию водного объекта (договоры в сфере водоснабжения и водоотведения: договоры горячего и холодного водоснабжения, договоры водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения). Данные договоры заключаются в целях обеспечения абонента питьевой или технической водой, договор водоотведения — для приема и очистка сточных вод в централизованную систему водоотведения, их транспортировку и сброс в водный объект. Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения сочетает в себе ранее названные цели.
Гражданско-правовая сущность договора водоснабжения определена в ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2015 г.) «О водоснабжении и водоотведении»15 (далее — ФЗ «О водоснабжении»), ш где закреплена возможность применения к рассматриваемой сделки норм ГК РФ о и договоре энергоснабжения с соответствующими оговорками. Следовательно, дого- п вор водоснабжения по «таксономической» классификации гражданско-правовых о договоров примыкает к купле-продаже. Договор водоотведения относится к до- К говорам о возмездном оказании услуг (ч. 2 ст. 14 ФЗ «О водоснабжении»). Соот- о
с
ветственно единый договор холодного водоснабжения и водоотведения включает | элементы как купли-продажи, так и возмездного оказания услуг. в
е
Договоры в области водоотведения и водоснабжения являются публичными о договорами и для них утверждена типовая форма16. Типовые договоры в рас- ю
"О
сматриваемой сфере обязательны для сторон при исполнении публичного до- |
говора. Сторонам не разрешено включать в договор дополнительные условия, К
не предусмотренные типовой формой. Если условия договора водоснабжения, а
договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водо- |
отведения не соответствуют типовому договору, то они признаются ничтожными. |
Аналогичной правовой позиции придерживается и судебная практика17. №
Процедура заключения договора горячего и холодного водоснабжения, дого- 1
вора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения )
подробно регламентируется Правилами холодного водоснабжения и водоотведе- 6 ния18. По сравнению с договором водопользования, договорам в сфере водоснабжения и водоотведения свойствен еще более жесткий императивный характер. В юридической литературе обращается внимание на то, что участников оборота вообще принуждают заключать договоры по прямому указанию закона19.
Внушительный перечень существенных условий договора водоснабжения и
договора водоотведения представлен в ч. 5 ст. 13 и в ч. 4 ст. 14 ФЗ «О водоснабже- 99
нии» соответственно. Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения должен содержать существенные условия, предусмотренные законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения. Столь детальное определение на законодательном уровне существенных условий договоров в сфере водоснабжения и водоотведения позволяет говорить о том, что взаимоотношения сторон по таким сделкам исчерпывающим образом урегулированы законодателем. Сопоставляя существенные условия договора водоснабжения, определенные законодателем, с его содержанием, В.В. Широбоков делает аналогичный вывод относительно регламентации договорных отношений по водоснабжению20. На усмотрение сторон остается очень малое — только конкретизировать права и обязанности по договору водоснабжения.
Несмотря на тщательную правовую регламентацию рассматриваемых отношений, на практике все же возникают правовые конфликты при заключении договоров в сфере водоснабжения и водоотведения. К примеру, заключая договор, ООО «Аптека № 3» и МУП «Водоканал города Рязани» не смогли разрешить разногласия относительно условий на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в части, касающейся границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и находящимся на них сооружениям21.
Соглашения о государственно-, муниципально-частном партнерстве, включая концессионные соглашения. Указанные договорные формы направлены на создание условий для строительства и своевременной реконструкции гидротехнических сооружений, морских и речных портов, систем водоснабжения и водо-отведения, а также других объектов водного хозяйства. В юридической науке обращено внимание на то, что именно концессионные соглашения позволяют частному инвестору реконструировать старые и изношенные гидротехнические сооружения22. Таким образом, основная задача анализируемых сделок состоит в привлечении инвестиций в соответствующий сектор экономики, в обеспечении рационального использования имущества, находящегося в публичной собственности, и в повышении качества предоставления товаров, работ и услуг, связанных с использованием водных ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. от 29 декабря 2015 г.)23 объектами соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве являются в т.ч. гидротехнические сооружения, стационарные и плавучие платформы, искусственные острова, морские порты, речные порты, специализированные порты, объекты их инфраструктур, искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (с изм. от 30 декабря 2015 г.)24 объекты концессионных соглашений, помимо перечисленных, представлены объектами по производству, передаче и распределению тепловой энергии, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем. Более широкий перечень объектов по концессионному соглашению обусловлен тем, что конструкция этого вида сотрудничества государства и частного бизнеса не предполагает возникновения права частной собственности. Таким образом, законодатель закрепил достаточно большое количество разнообразного имущества,
используемого в водном хозяйстве, по поводу которого может быть заключено соглашение о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве, а также концессионное соглашение.
Анализируя правовые средства привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, Я.А. Ключникова приходит к выводу о существенной эффективности концессионных соглашений применительно к теплоснабжению, централизованным системам горячего и холодного водоснабжения, водоотведе-ния25. Государственно-частное и муниципально-частное партнерство, включая концессии, позволяют реализовывать инвестиционные проекты, которые невозможно было бы осуществить без значительных материальных вложений.
Соглашение о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве, концессионное соглашение являются гражданско-правовыми договорами. Их следует относить к договорам, которые содержат элементы других договоров. К отношениям сторон, возникшим из соглашения о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве или из концессионного соглашения, будут применяться в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых они содержат.
Правительством РФ утверждены примерные концессионные соглашения в отношении гидротехнических сооружений26; систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в т.ч. объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод27, морских и речных портов, гидротехнических сооружений портов, объектов производственной и инженерной инфраструктур28, объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии29. При этом по соглашению сторон в рассматриваемые сделки могут включаться и иные, не противоречащие законодательству РФ условия, не урегулированные примерными концессионными соглашениями.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что система по использованию водных ресурсов состоит из трех структурных подразделений:
1) договоры по прямому использованию водного объекта (договоры водопользования);
2) договоры по опосредованному использованию водного объекта (договоры в сфере водоснабжения и водоотведения: договоры горячего и холодного водоснабжения, договоры водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения);
3) договоры по привлечению инвестиций в водное хозяйство (соглашения о государственно-, муниципально-частном партнерстве, включая концессионные соглашения).
С целью защиты и охраны водных объектов договоры по использованию водных ресурсов существенно осложнены публичным элементом. Специфические сделки характеризуются большим количеством существенных условий, включая условия, дублирующие императивные нормы водного и природоохранного законодательства. Для таких договоров разработаны и утверждены примерные (договор водопользования, концессионные соглашения) и типовые формы (договор горячего и холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) договорных конструкций по использованию водных ресурсов.
1 В настоящей статье термин «водные ресурсы» применяется в широком смысле. В него включаются не только поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах, но и вода в системах водоотведения и водоснабжения.
2 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 См.: Сиваков Д.О. Водный кодекс и договоры водопользования // Журнал российского права. 2006. № 2 (110). С. 43.
4 См.: Кайгородов В.А. Договор водопользования: проблемы теории и правоприменительной практики // Вестник магистратуры. 2016. № 1-4 (52). С. 61.
5 См.: Румянцев Ф.П. О природе договора водопользования // Наука сегодня: вызовы и решения: материалы Международной научно-практической конференции. Вологда, 2016. С. 141.
6 См.: Сиваков Д.О. Водное право: динамика, проблемы, перспективы. М., 2016. С. 304.
7 См.: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 февраля 2016 г. № Ф06-5259/2015 по делу № А65-23206/2014. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8 См.: Постановление Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» (с изм. от 28 сентября 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 11, ч. 1, ст. 1033; 2015. № 40, ст. 5562.
9 См.: Письмо Росводресурсов от 31 декабря 2009 г. № СН-02-25/5789 «О заключении дополнительных соглашений к договорам водопользования». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10 См.: Определение Верховного Суда РФ от 2 ноября 2015 г. № 307-ЭС15-13177 по делу № А13-8161/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11 Например, такой штраф прописан в договоре водопользования водного объекта на реке Чусовая, заключенном между Министерством природных ресурсов Свердловской области и Екатеринбургским муниципальным унитарным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства «Водоканал» (см.: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2013 г. № 17АП-6901/2013-АК. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»).
12 См.: Румянцев Ф.П. Указ. раб. С. 142.
13 См.: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2016 г. № Ф08-8896/2015 по делу № А32-45645/2014. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс ».
14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 11, ч. 1, ст. 1033; 2015. № 48, ст. 5562.
15 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50, ст. 7358; 2016. № 1, ч. 1, ст. 24.
16 См.: Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 32, ст. 4307.
17 См.: Определение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. по делу № 305-ЭС15-17734, А41-80743/2014. й Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
™ 18 Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного
пТ водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской
~ Федерации» (с изм. от 14 октября 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 32, ст. 4306;
£ 2015. № 42, ст. 5808.
? 19 См.: Шеметова Н.Ю. Водоснабжение и водоотведение в Российской Федерации: проблемы право-
1 вого регулирования и применения платежей на общие домовые нужды // Имущественные отношения в о. Российской Федерации. 2016. № 4. С. 15-26.
2 20 См.: Широбоков В.В. К вопросу о правовом регулировании договора водоснабжения // Современное £ право. 2013. № 9. С. 65-68.
| 21 См.: Определение Верховного Суда РФ от 27 июля 2015 г. № 310-ЭС15-10224 по делу № А54-2350/2014.
| Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 22 См.: Сиваков Д.О. Водный кодекс 2006 года: новеллы и задачи применения // Журнал российского
2 права. 2007. № 1. С. 102.
23 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29, ч. I, ст. 4350; 2016. № 1, ч. 1, ст. 11. ^ 24 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30, ч. II, ст. 3126; 2016. № 1, ч. 1, ст. 80.
£ 25 См.: Ключникова Я.А. Правовое регулирование привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное
хозяйство с помощью концессионных соглашений // Семейное и жилищное право. 2016. № 1. С. 41-44. 5 26 См.: Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. № 747«Об утверждении примерного
0 концессионного соглашения в отношении гидротехнических сооружений» (с изм. от 20 января 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 50, ст. 5351; 2015. № 4, ст. 667.
3 27 См.: Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. № 748 «Об утверждении примерного ° концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов комму-Ц- нального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки " сточных вод, объектов, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления,
1 объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предка назначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания населения» (с
изм. от 20 января 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 50, ст. 5352; 2015. № 4, ст. 667.
28 См.: Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. № 745 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении морских и речных портов, гидротехнических сооружений портов, объектов производственной и инженерной инфраструктур портов» (с изм. от 20 января 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. № 50, ст. 5349; 2015. № 4, ст. 667.
29 См.: Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 673 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии» (с изм. от 20 января 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006.
102 № 47, ст. 4904; 2015. № 4, ст. 667.