Научная статья на тему 'Процессная структура сервис-ориентированной системы взаимодействия библиотек'

Процессная структура сервис-ориентированной системы взаимодействия библиотек Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
264
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННАЯ АРХИТЕКТУРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИБЛИОТЕК / ПРОЦЕСС / ИНТЕРФЕЙС / LIBRARY INTERACTION / PROCESS / INTERFACE / SOA

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Морозов Дмитрий Александрович

Рассматривается модель сервис-ориентированной информационной системы взаимодействия библиотек, реализующей интерфейсы для каждой из групп пользователей (библиотечные специалисты и читатели) и представленной как набор объединенных типовых процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Морозов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process structure of service-oriented system of library interaction

Abstracts. The article discusses a model service-oriented information system of library interaction implementing an interface for each group of users (librarians and readers) represented as a set of standard processes combined.

Текст научной работы на тему «Процессная структура сервис-ориентированной системы взаимодействия библиотек»

УДК 02

Д. А. Морозов

ПРОЦЕССНАЯ СТРУКТУРА СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИБЛИОТЕК

Рассматривается модель сервис-ориентированной информационной системы взаимодействия библиотек, реализующей интерфейсы для каждой из групп пользователей (библиотечные специалисты и читатели) и представленной как набор объединенных типовых процессов.

Ключевые слова: сервис-ориентированная архитектура, взаимодействие библиотек, процесс, интерфейс

Сегодня, во время движения нашей страны к информационному обществу, согласно Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», перед библиотеками стоит большое количество задач в среде современных информационных технологий (ИТ), направленных на обслуживание пользователей, собственное экономическое развитие, совершенствование научной и профессиональной деятельности [1]. Со всеми этими проблемами библиотеки не могут справиться изолированно, им необходимо развивать взаимодействие между собой в следующих формах: электронный каталог (ЭК), стратегическое планирование совместного обслуживания пользователей, межбиблиотечный абонемент (МБА), электронная доставка документов (ЭДД), формирование полнотекстовых баз данных (БД), корпоративные библиотечные системы, методическая помощь, конференции и научное сотрудничество, целевые проекты и программы. Все перечисленные формы взаимодействия направлены на достижение одной цели - удовлетворение информационных потребностей граждан страны. Основные современные тенденции в этом направлении - онлайновый доступ к библиотечным ресурсам из любой точки мира, интеграция с сервисами Web 2.0 (сеть (web) как платформа). На практике это означает, что интернет-службы начинают исполнять функции программного обеспечения. Реализацией вышеизложенных принципов стали фото-, видеосервисы, блоги, рекомендательные сервисы и социальные сети [3; 4].

Предлагаемое сегодня специализированное библиотечное программное обеспечение (ПО) затрагивает не все вышеперечисленные

формы взаимодействия и каналы связи с читателями, что приводит к необходимости адаптации сторонних разработок для нужд библиотек. Данный процесс весьма трудоемок, особенно для малых библиотек, не обладающих необходимыми для этого ресурсами. Следовательно, возникает необходимость создания информационной системы (ИС), способной эффективно обслуживать пользователей и объединить в себе все проявления сотрудничества библиотек.

Современным направлением в проектировании программных комплексов является идея сервис-ориентированной архитектуры, в которой система представляется как перечень сервисов, без привязки к пользователю, что позволит избежать излишнего дублирования работы в подразделениях библиотеки. Такие крупные компании, как IBM, HP, Oracle, и прочие зарубежные аналитики отмечают десятки процентов сокращения затрат на информационную систему предприятия при переходе на сервис-

ориентированную архитектуру [5; 6; 9; 10].

Руководствуясь современными инструкциями по организации сервис-ориентированной архитектуры, требованиями к интеграции форм взаимодействия в одной ИС и основными тенденциями в обслуживании пользователей, создаваемый программно-аппаратный комплекс должен предоставлять следующие сервисы: ведение ЭК, ЭДД, личный кабинет читателя, офисные сервисы, интернеттелефонию, ведение полнотекстовой БД, администрирование, справку, МБА, социальные сервисы, онлайн-трансляции [7; 8].

Сервисы необходимо представить как композицию процессов, что позволит исклю-

28

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Д. А. Морозов

Процессная структура сервис-ориентированной системы взаимодействия библиотек

чить дублирование ресурсных затрат в различных подразделениях ИС взаимодействия библиотек: ведение ЭК (редактирование библиографических записей (БЗ), добавление БЗ, верификация БД); ЭДД (поиск в ЭК, работа с изображениями, связь с работником, создание копии документа, работа с текстом, пересылка копии документа); личный кабинет читателя (мониторинг, поиск в ЭК, предоставление мультимедиаконтента, рекомендации в социальной сети, связь с работником); офисные сервисы (работа с таблицами, работа с текстом, работа с презентациями, е-mail, работа с изображениями); интернет-телефония (связь с работником, видео-, голосовая связь); ведение полнотекстовой БД (верификация БД, работа с текстом, редактирование полнотекстовой БД, работа с изображениями, создание копии документа, работа с текстом); администрирование (контроль работоспособности системы, верификация БД, изменение параметров системы, защита информации, мониторинг); справка (связь с работником, e-mail); МБА (поиск в ЭК, связь с работником, пересылка литературы); социальные сервисы (предоставление мультимедиаконтента, рекомендация в социальной сети, упрощенная регистрация через социальные сети); онлайн-трансляции (предоставление мультимедиаконтента, видеосвязь).

Рассмотренные сервисы и процессы будут использоваться как читателями, так и библиотечными специалистами. Однако у перечисленных категорий пользователей различные потребности, которые должна удовлетворить система взаимодействия библиотек. Для предотвращения подобных противоречий выделим категории потребителей сервисов системы взаимодействия библиотек.

Прежде всего это внешние пользователи (читатели), для которых необходим персонал, их обслуживающий. Следовательно, нужны внутренние пользователи системы взаимодействия, однако все они не могут выполнять одинаковые задачи. Условно специалистов библиотек можно разделить на выполняющих основные библиотечные

функции, связанные с обслуживанием населения, и обеспечивающих работоспособность системы и контроль достоверности принадлежащих ей информационных ресурсов. Таким образом, необходимо выделить 3 категории пользователей: внешний, внутренний пользователь низкого уровня, внутренний пользователь высокого уровня [2].

Для каждой группы потребителей услуг системы взаимодействия характерны специфические задачи, реализовать которые необходимо путем проектирования соответствующих интерфейсов.

1. Внешний пользователь: сервис личного кабинета, который становится доступным после регистрации на сайте системы взаимодействия через социальные сети или с применением e-mail. Данный сервис включает: социальные сервисы («публичная полка», взаимодействие с социальными сетями через рекомендации и комментарии к литературе); просмотр собственной активности, состояния литературы, которую необходимо заказать (есть ли свободные экземпляры), продление книги; связь с работником библиотеки для осуществления запроса (справка, МБА, ЭДД); работу с информационными ресурсами системы библиотек (ЭК, полнотекстовая БД, мультимедиаконтент, к которому относятся и онлайн-трансляции), полнотекстовая БД становится доступной после регистрации; запросы (справка, МБА, ЭДД), доступные без регистрации на сайте системы взаимодействия.

2. Внутренний пользователь низкого уровня: офисные сервисы (работа с изображениями, тестом, таблицами, презентациями, включая видео, e-mail); сервисы интернеттелефонии (видео- и голосовая связь); сервисы редактирования БД (ЭК и полнотекстовой БД); связь между библиотечными специалистами в рамках работ по МБА и ЭДД (формирование запросов).

3. Внутренний пользователь высокого уровня: администрирование (изменение параметров системы, контроль работоспособности, защита информации); ведение ЭК и полнотекстовой БД (верификация данных БД); интер-

29

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Д. А. Морозов

Процессная структура сервис-ориентированной системы взаимодействия библиотек

нет-телефония; офисные сервисы; сервисы управления контентом (контроль видеотрансляций, мультимедиа на сайте объединения библиотек, администрирование форума библиотекарей и т. п.).

Предложенная ИС взаимодействия библиотек может быть реализована на различных уровнях библиотечных объединений: от централизованной библиотечной системы до

межрегионального консорциума на платформе центров обработки данных, что потребует крупных единовременных затрат, однако в конечном итоге приведет к экономии финансовых ресурсов за счет повторного использования сервисов и повысит уровень обслуживания пользователей через применение современных ИТ, ориентированных на работу с Интернетом.

1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс]: утверждена 20 октября 2010 г. № 1815-р / Российская Федерация, Президент. -Москва: Российская газета, 2010. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html.

2. Морозов, Д. А. Сервис-ориентированная модель взаимодействия библиотек Краснодарского края на основе облачных вычислений [Электронный ресурс] / Д. А. Морозов // Теория и практика общественного развития / гл. ред. В. Л. Харсеева. - Краснодар: ХОРС, 2013. - № 12. - Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-12-2013/pedagogics/morozov.pdf.

3. О библиотечном деле: федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ (с изменениями на 27 октября 2008 года) // Официальные документы в образовании: бюллетень нормативных правовых актов: политика, право, социальная защита, управление, экономика, бухучет в сфере образования. - 2008. -№ 31. - С. 34-51.

4. Шибаева, Е. А. Инновации Web 2.0 в библиотеках / Е. А. Шибаева // Информационный бюллетень РБА. -2008. - № 49. - С. 64-67.

5. Airline Service Oriented Architecture Platform [Electronic resource]. - HP, 2014. - URL:

www8.hp.com/us/en/industries/travel-transportation.html?compURI=1246277#.U38F-XJ_uSo.

6. How service-oriented architecture (SOA) impacts your IT infrastructure [Electronic resource]. - IBM, 2008. -URL: http://www-935.ibm.com/services/us/igs/pdf/wp_how-soa-impacts-your-it-infrastructure.pdf.

7. ITIL [Electronic resource] // Wikipedia. - 2014. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ITIL.

8. ITIL service design / [Lou Hunnebeck, author; Colin Rudd, mentor; Shirley Lacy, project mentor; Ashley Hanna, technical continuity editor]. - [2nd ed.], 2011 ed. - London: TSO, 2011. - 442 p.

9. Samrat, R. Maximize the Benefits of Oracle SOA Suite 11g with Oracle Service Bus [Electronic resource] / Ray Samrat, Manas Deb, Deb Ayers, Andrea Morena. - Oracle, 2013. - URL: http://www.oracle.com/us/products/ middleware/soa/overview/maximizing-benefits-oracle-soa-150680.pdf.

10. SOA, standards and IT systems: how will SOA impact the future of banking services? [Electronic resource]. -BIAN, 2012. - URL: https://bian.org/wp-content/uploads/2012/10/BIAN-SOA-report-2012.pdf.

Сдано 23.05.2014 D. A. Morozov

PROCESS STRUCTURE OF SERVICE-ORIENTED SYSTEM OF LIBRARY INTERACTION

Abstracts. The article discusses a model service-oriented information system of library interaction implementing an interface for each group of users (librarians and readers) represented as a set of standard processes combined.

Keywords: SOA, library interaction, process, interface

References

1. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Informatsionnoe obschestvo (2011-2020 godi)» [The Russian Federation State Project “Information Society (2011-2020)”] [Electronic resource]: approved October 20, 2010 № 1815-p / Russian Federation, President. - Moscow: Rossiyskaya gazeta, 2010. - URL: http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html.

30

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Д. А. Морозов

Процессная структура сервис-ориентированной системы взаимодействия библиотек

2. Morozov, D. A. Service-oriented interaction model of libraries of Krasnodar Region based on cloud computing [Electronic resource] / D. A. Morozov // Teoriya I praktika obschestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Community Development] / ch. ed. V. L. Harseeva. - Krasnodar: HORS, 2013. - № 12. - URL: http://teoria-practica.ru/-12-2013/pedagogics/morozov.pdf.

3. About Libraries: Federal Law of December 29, 1994 № 78-FZ (as amended on 27 October of 2008) // Ofitsialnie dokumenti v obrazovanii: byulluten normativnih pravovih aktov: politika, pravo, sotsialnaya zaschita, upravlenie, economica, buhuchet v sfere obrazovaniya [Official Documents in Education: Bulletin of normative legal acts: politics, law, social protection, management, economy , accounting education]. - 2008. - № 31. - P. 34-51.

4. Shibaeva, E. A. Web 2.0 Innovations in libraries / E. A. Shibaeva // Informatsionniy byullyuten RBA [Newsletter RBA]. - 2008. - № 49. - P. 64-67.

5. Airline Service Oriented Architecture Platform [Electronic resource]. - HP, 2014. - URL: www.hp.com/us/ en/industries/travel-transportation.html?compURI=1246277#.U38F-XJ_uSo.

6. How service-oriented architecture (SOA) impacts your IT infrastructure [Electronic resource]. - IBM, 2008. -URL: http://www-935.ibm.com/services/us/igs/pdf/wp_how-soa-impacts-your-it-infrastructure.pdf.

7. ITIL [Electronic resource] // Wikipedia. - 2014. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ITIL.

8. ITIL service design / [Lou Hunnebeck, author; Colin Rudd, mentor; Shirley Lacy, project mentor; Ashley Hanna, technical continuity editor]. - [2nd ed.], 2011 ed. - London: TSO, 2011. - 442 p.

9. Samrat, R. Maximize the Benefits of Oracle SOA Suite 11g with Oracle Service Bus [Electronic resource] / Ray Samrat, Manas Deb, Deb Ayers, Andrea Morena. - Oracle, 2013. - URL: http://www.oracle.com/us/products/ middleware/soa/overview/maximizing-benefits-oracle-soa-150680.pdf.

10. SOA, standards and IT systems: how will SOA impact the future of banking services? [Electronic resource]. -BIAN, 2012. - URL: https://bian.org/wp-content/uploads/2012/10/BIAN-SOA-report-2012.pdf.

Received 23.05.2014

31

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.