лентьева, М. В. Костюкова, Г. А. Алтухова, И. И. Макарова, О. П. Мезенцева; апробация прошла в 1999-2000 учебном году). В это же время по предложению А. Н. Дулатовой дисциплину «Библиотечная профессиология» ввели в учебный план Краснодарского университета культуры и искусств (она преподается и в настоящее время). Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования ГПНТБ СО РАН по переподготовке библиотечных работников, не имеющих специального образования, также ввел у себя дисциплину «Общее библиотековедение», в составе которой есть раздел «Библиотечная про-фессиология».
Значимым событием был переход высшей библиотечной школы на новую образовательную парадигму (по Болонской декларации) - новые образовательные стандарты, в том числе и по подготовке магистров библиотечно-информационной деятельности [12]; предмет «Библиотечная профессиоло-гия» вошел в перечень дисциплин, обязательных для изучения; на государственном уровне определен основной минимум его содержания.
Став неотъемлемой частью подготовки библиотечных специалистов, «Библиотечная професси-ология», по нашему мнению, в дальнейшем будет укрепляться в этой роли. Развитие ее как научной библиотековедческой дисциплины не прекращается: уточняются ее трактовка и содержательные границы.
Литература
1. Грачев В. И. Социальное портретирование библиотекарей: теория, методика, эксперимент: дис. ... канд. пед. наук. Л., 1991.
2. Каптерев А. И. Методологические и теоретические основания профессионализации библиотечных специалистов: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994.
3. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. М., 1995.
4. Соколов А. В. Библиотечная профессиология в системе библиотековедческих наук // Библиотековедение. 2003. N° 4. С. 29-33; Он же. Библиотечная профессиология: некоторые итоги XX века // Библиотековедение. 2003. № 5. С. 22-35.
5. Чудинова В. П. Современная професси-ограмма специалиста детской библиотеки как основа совершенствования подготовки кадров по работе с детьми: дис. ... канд. пед. наук. М., 1996.
6. Турчин В. А. Информационно-сетевая культура в профессионализации современных библиотечных специалистов: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2002.
7. Жукова Т. Д. Библиотечная периодическая печать как средство влияния на профессиональное сознание школьного библиотекаря: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.
8. Библиотечная профессиология // Высшие библиотечные курсы: тематич. план и программы. М., 1993. С. 42-44.
9. Каптерев А. И. Библиотечная профессиология: проблемы и перспективы: метод. разработка по спецкурсу. М., 1992.
10. Рубанова Т. Д. Библиотечная профессиология: программа спецкурса и метод. указания для студентов. Челябинск, 1990.
11. Чачко А. С. Библиотечная профессия: проблемы и их отражение в исследованиях // Российское библиотековедение: XX век: направления развития, проблемы и итоги. М., 2003. С. 224-247; Грозовская Е. О., Чачко А. С. Библиотечная профессиология: Новейшие концепции гуманистической психологии: науч.-метод. рекомендации. Киев, 1997.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность». Квалификация (степень) «магистр». URL: http:// www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm233-1.pdf
l. v. yelfimova. development of library professiology as a scientific and academic discipline
The main stages of development of library professiology, its formation as an educational subject and object of practical and theoretical understanding in scientific literature are considered in the article. Key words: library professiology, higher school, library science.
Д. А. МОРОЗОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИБЛИОТЕК В ОБСЛУЖИВАНИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Автор рассматривает современное состояние и историю развития нормативно-правовой базы и внедрения современных информационных технологий обслуживания пользователей на основе взаимодействия библиотек.
Ключевые слова: библиотека, межбиблиотечный абонемент, электронная доставка документов.
Взаимоиспользование библиотечных фондов с целью наиболее эффективного удовлетворения информационных потребностей читателей нашло отражение в таких формах библиотечного взаимодействия, как доставка документов (ДД) и меж-
библиотечный абонемент (МБА).
Система МБА, в начале ХХ века использовавшаяся достаточно редко, получила распространение с утверждением «Положения о единой общегосударственной системе межбиблиотечного
№ 2 (45), 2012
жизнь Юга России"
абонемента в СССР» в 1969 году. На тот период для МБА были характерны низкий уровень использования печатных сводных каталогов и слабая оснащенность техническими и телекоммуникационными средствами [1]. Частично данные проблемы решала служба ДД, помогая при наличии единственного экземпляра: позволялось сделать его невозвращаемую полную или фрагментарную копию. С эволюцией ИКТ появилось такое понятие, как электронная доставка документов (ЭДД) -предоставление в электронном виде не подлежащих возврату копий статей, фрагментов изданий и т. п. По сравнению с ДД изменилась только форма документа и способ доставки, а не суть процесса получения информации [2].
В России в 1996-1997 годах была создана первая служба электронной доставки в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН), в 1998 году его примеру последовала Государственная публичная историческая библиотека (1ПИБ).
Наиболее ранние (1970-е гг.) попытки автоматизации МБА (ЭВМ-диспетчеризация) предпринимались в Библиотеке по естественным наукам Российской Академии Наук (БЕН РАН) и ГПНТБ, а вслед за ними - в остальных российских библиотеках. Этот шаг был вызван огромным потоком запросов от читателей. В начале 1990-х годов началась разработка технологии МБА, основой которой послужила автоматизированная система, ориентированная тогда на работу в локальной вычислительной сети. Позже абоненты БЕН РАН и ГПНТБ России получили возможность оформлять заказы через интернет. Сейчас работу МБА, ДД и ЭДД обеспечивают автоматизированные библиотечные информационные системы (первые из них стали появляться в конце 1990-х гг.) [3].
Сегодня существует ряд типовых технологических решений в области МБА и ЭДД, находящих свое отражение в компонентах АБИС. Современная библиотечная система строится, как правило, из набора автоматизированных рабочих мест (АРМ), выполняющих конкретные функции. МБА как форму обслуживания можно рассмотреть на примере АРМ МБА АБИС Руслан. Система осуществляет поиск библиографической информации в центральном объединенном каталоге; представление библиографических записей в форматах семейства MARC; заказ по найденному описанию (документ во временное пользование, невозвращаемая копия, справка о местонахождении, справка о стоимости услуг), который выполняется службами ДД и ЭДД. Данные службы также поддерживаются в других функциях АРМ Читателя АБИС Руслан (поиск и представление библиографических, авторитетных записей и полнотекстовых документов во всех современных форматах; заказ документа по его описанию) [4].
Глобализация информационного общества требует создания интегрированных сетей, способных действовать как единая система. С данной точки зрения наиболее важным становится такое свойство, как интероперабельность, означающее способность к взаимодействию с другими ИС,
включая опосредованное - через внешние файлы данных - и возможность экспорта / импорта всех данных в стандартном формате или в формате с открытым описанием, позволяющим в полной мере отразить структуру данных. Чтобы обеспечить совместимость систем, способствовать повышению качества информационных продуктов и их распространению по разумным ценам, целесообразно использовать признанные мировым библиотечным сообществом стандарты и рекомендации ИФЛА для технологических процессов МБА
и ДД.
В основе сетевой организации БС лежит протокол Z39.50 (международный стандарт), предназначенный для взаимодействия клиентского ПО с серверным. Внутри самой БС могут использоваться и другие технологии [5].
На работу МБА, ДД и ЭДД влияет и развитие нормативно-правовой базы. В данном отношении новым этапом стала середина 90-х годов ХХ века, когда практически перестал функционировать ГОСТ 7.31-89 (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Единая государственная система межбиблиотечного абонемента. Общие требования). Уже в момент его внедрения ряд положений не соответствовал реальной социально-экономической ситуации. В связи с распадом СССР стандарт был аннулирован для ставших независимыми республик, но продолжал действовать в РФ до 1998 года.
Важным шагом на пути воссоздания национальной системы МБА и ДД стало принятие «Положения о национальной системе МБА и ДД РФ» и «Порядка функционирования национальной системы», рекомендованных Министерством культуры РФ для установления единых принципов формирования и функционирования системы (2003). В «Положении» было оговорено, что основным организационным звеном обеспечения бесперебойного функционирования системы являются региональные центры МБА и ДД. Это оказалось целесообразным в условиях недостаточного финансирования и нехватки материально-технических ресурсов.
Отдельно следует затронуть тему авторского права, имеющую прямое отношение к службам ДД и ЭДД. Если вопрос о репродуцировании документов в виде ксерокопий разработан достаточно детально, что позволяет библиотекам обслуживать широкий круг лиц, то проблема электронного копирования еще не решена в правовом отношении [6]. Она регулируется IV частью Гражданского кодекса РФ, ограничивающей использование этой формы изданий. В соответствии со ст. 1274, «выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме» [7]. Библиотекам фактически запрещено выдавать через абонемент все без исключения издания на компакт-дисках, а
читателям - записывать информацию на носители.
Некоторые библиотеки, в том числе Российская Государственная и Российская Национальная, выступили с инициативой оцифровки собственных фондов, которые за счет поступления бесплатного обязательного экземпляра в совокупности должны включать всю печатную продукцию России. Это стремление сохранить научный и культурный потенциал страны легитимировано законом «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «"О библиотечном деле"» от 27 октября 2008 года. Однако подобная работа невозможна без оформления соответствующих договоров с правообладателями. По данным РГБ, их может насчитываться до 100 тысяч в год. Огромное количество требуемых документов побудило библиотеки ходатайствовать об изменениях в законодательстве, что позволило бы вести оцифровку изданий более чем двухлетней давности без заключения предварительных соглашений [8].
В 2008 году Совет Безопасности Российской Федерации принял Стратегию развития информационного общества в России, исполнение которой рассчитано на период до 2015 года. В данном документе упоминаются и библиотеки: говорится о необходимости «развития системы библиотечных фондов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий», доля их фондов, переведенных в электронную форму, должна быть «не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%» [9]. Оцифровка всех изданий позволит развить взаимодействие библиотек в области МБА, ДД и ЭДД, так как позволит оперативно найти информацию о любом документе, сделать его копию и затем отправить читателю.
Таким образом, службы МБА и ДД в классическом виде претерпят серьезные изменения, как и вся библиотечная деятельность: библиотека, бывшая ранее «собранием книг», превращается,
в том числе, и в информационно-коммуникативный центр [10]. С данной точки зрения наиболее востребованным будет ЭДД, а МБА и ДД будут актуальны прежде всего благодаря отработанности нормативно-правовой базы и разному уровню технической оснащенности пользователей (коллективных и индивидуальных).
Литература
1. Карташов Н. С. Формирование библиотеч-но-территориальных комплексов. Новосибирск, 1978.С. 144.
2. Цукерблат Д. М. Информационные технологии и межбиблиотечный абонемент // Библиотековедение 2001. № 4. С. 53-54.
3. Глухов В. А., Лаврик О. Л. Интерактивный учебник по электронной доставке документов. URL: http://www.spsl.nsc.ru/lisa/experience.htm
4. Библиотечная система «Руслан». URL: http:// abis.ruslan.ru/ruslan
5. Баранов В. Л. Открытость библиотечных систем URL: http://vivaldi.gpntb.ru/ntb/2004/1/ ntb_1_16_2004.pdf/details
6. Ерохина Н. О. Обслуживание удаленных пользователей России к началу XXI века: от традиционного абонемента к автоматизированной доставке документов // Библиотечное дело - XXI век. 2005.№ 2. С. 108-120.
7. Гражданский кодекс РФ от 18. 12. 2006 № 230-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/popular/ gkrf4/
8. Степанов В. К. Вправе или не в праве: библиотеки, оцифровка и авторское право. М., 2010.
9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. URL: http://www. rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html
10. Соколов А. В. Миссия и мутации библиотек: раздумья интеллигента-книжника // Библиотечное дело. 2009. № 14. С. 2-11.
d. a. morozov. cooperation of libraries in service of users: normative legal and technological aspects
The author considers the current state and history of development of the normative legal base and implementation of modern information technologies in the service of users on the basis of libraries' cooperation. Key words: library, interlibrary loan, electronic document delivery.
Н. И. БОБЫЛЕВА
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ»
На основе результатов исследований профессионально важных качеств в сфере обслуживания и туризма автор поднимает вопрос о необходимости разработки и внедрения в практику обучения технологий профессиональной социализации студентов.
Ключевые слова: сфера сервиса и туризма, профессиональные качества, педагогические технологии.
В настоящий момент индустрия гостеприимства как отрасль экономики активно развивается, туризм и гостиничный бизнес обладают достаточно высокой рентабельностью, появляется все больше дорогих отелей высокого класса, ресто-
ранов и турфирм. Однако количественный рост далеко не всегда сопровождается повышением качества обслуживания, и уровень российского сервиса далек от мировых стандартов. В условиях свободного рынка потребитель самостоятельнее в