Образование и наука. 2012. № 7 (96)
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 372.61
В. М. Дюков
ПРОЦЕСС ТРАНСЛЯЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. Статья посвящена вопросу распространения инновационного опыта муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ). Автором описаны способы трансляции идей «Программы развития МДОУ» и «Образовательной программы МДОУ», разработанных в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ).
Теоретико-методологической основой работы послужили фундаментальные исследования отечественных педагогов и психологов прошлого столетия в области дошкольного детства (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божовича, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова и др.). На базе их трудов в Институте рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования Международной академии гуманизации образования (МАГО, Сочи - Магдебург) создан масштабный цикл учебно-методических пособий «Российское образование - 2020: модель дошкольного образования», подготовлена и опубликована монография «Педагогическая инноватика в МДОУ инновационного типа». Применение результатов данной работы, по мнению автора статьи, будет в значительной мере способствовать повышению эффективности модернизации дошкольного образования.
Ключевые слова: федеральные государственные требования (ФГТ), структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования, модель дошкольного образования, трансляция инновационного опыта, дошкольное образовательное учреждение инновационного типа.
Abstract. The paper observes the issue of spreading the innovative experience of municipal preschool educational establishments (MPEE). The author outlines the ways of spreading the ideas of «Development Program of MPEE» and « Educational Program of MPEE» worked out according to the federal state requirements.
Theoretical methodological basis of the research combines the fundamental studies of the last century's Russian teachers and psychologists: L. S.
Vygodsky, A. N. Leontyev, L. I. Bozhovitch, A. V. Zaporozhets, V. V. Davydov, etc. Based on their studies, a series of teaching methodical manuals was developed in the Institute of Reflexive Psychology of Creativity and Humanizing the Education at the International Academy of Humanizing the Education, Sotchi-Magdeburg: «Russian Education 2020 - the Model of Preschool Education» and «Pedagogic Innovations in MPEE of Innovative Type».
In author's opinion, the outcome of the research can promote the modernization efficiency in preschool education.
Index terms: federal state requirements, curricular structure of preschool education, distribution of innovative experience, preschool educational establishments of innovative type.
В течение последних нескольких лет на страницах научной и научно-популярной литературы довольно часто рассматривался процесс трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) (А. Г. Асмолов, В. Т. Кудрявцев, Л. А. Парамонова, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, С. Г. Якобсон и др.). Данный процесс поддерживается различными инстанциями и научными учреждениями, в частности Институтом рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования Международной академии гуманизации образования (МАГО, Сочи - Магдебург), где создан масштабный цикл учебно-методических пособий «Российское образование - 2020: модель дошкольного образования», подготовлена и опубликована монография «Педагогическая инноватика в МДОУ инновационного типа». Активное участие в распространении инноваций в сфере дошкольного образования принимает Красноярский филиал института, деятельность и наработки которого описаны в этой статье.
С точки зрения коллектива сотрудников филиала, процесс трансляции инновационного опыта должен состоять из нескольких последовательных этапов.
1. ДОУ-потребители выявляют актуальные и перспективные проблемы (потребности) своей образовательной системы (или ее отдельных подсистем, звеньев, фрагментов) и соотносят их с возможностями и преимуществами предлагаемых образовательных продуктов.
2. С помощью научных партнеров ДОУ-потребители осуществляют поиск решения проблем.
3. Руководство и работники ДОУ получают информацию от научных партнеров о наличии группы распространителей, предлагающих потенциально интересные образовательные продукты, или сведения об этих продуктах.
4. Далее происходит освоение, использование и модификация полученных ресурсов, способствующих достижению новых образовательных и социально-экономических эффектов.
5. Затем осуществляются мониторинг, анализ и оценка продуктивности применения освоенных ресурсов.
6. И, наконец, позитивные результаты и опыт распространяются за пределами системы дошкольных образовательных учреждений.
Филиал осуществляет следующие функции:
• создание сети трансляции опыта (научная организация выполняет роль архитектора диссеминационной сети);
• локализация опыта, предполагающая его описание в формате, который позволяет получать, обрабатывать и применять информацию об инновационных идеях и способах изменения педагогической практики;
• мультипликация опыта, включающая меры, мероприятия и действия по проектированию и конструированию сети пилотных и стажерских площадок для адаптации опыта и его передачи в массовую практику;
• консультирование субъектов инновационного опыта с целью оказания им методической помощи в технологизации обобщения и представления этого опыта;
• тьюторство;
• экспертное сопровождение.
Реализация процесса распространения информации предполагает наличие каналов ее передачи, форм, методов и вариантов дис-семинационной деятельности по трансляции опыта, каждый из которых имеет свои возможности, сильные стороны и ограничения.
Нами (коллективом филиала) была запущена модель «опосредованного действия», суть которой заключается в публикации и обсуждении серии методических материалов «Российское образование 2020: реализация федеральных государственных требований (ФГТ)», посвященных описанию новых подходов, оригиналь-
ных концепций, конструктивных технологий, необходимых для разработки и претворения в жизнь эффективных стратегий, способов и средств развития ДОУ.
В рамках этой модели мы как создатели (архитекторы) сети занимаемся не только проектированием и организацией сетевого взаимодействия ДОУ, но и координацией этого взаимодействия, а также всеми видами поддержки ее участников. Поддержка состоит в создании благоприятных условий для сотрудничества дошкольных образовательных учреждений при освоении результатов проектирования «Образовательной программы ДОУ», внедряемой в соответствии с ФГТ.
Основными направлениями деятельности создателей и руководителей сети являются:
• оказание практической и интеллектуальной помощи дошкольным учреждениям, нуждающимся в разработке и освоении собственной «Образовательной программы ДОУ»;
• подкрепление их инициатив и поддержка реализуемых инновационных процессов;
• стимулирование инновационной деятельности;
• выявление и устранение недостатков, ограничений, препятствий, снятие психологического сопротивления инновациям;
• оценка состояния происходящих в сети трансляций инновационного опыта (диссеминационной сети) процессов и явлений;
• установление контактов и налаживание связей, положительно влияющих на транслирование инновационного опыта.
В соответствии с утверждением и введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г.) существенно изменилась форма и структура «Образовательной программы ДОУ».
Названная программа рассматривается нами как модель организации образовательного процесса в ДОУ, а также как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик, технологий и форм организации этого процесса.
Назначение программы определяется исходя из того, что это внутренний (для конкретного ДОУ) образовательный стандарт, регламентируемый следующими документами:
• федеральным законом «Об образовании»;
• федеральными государственными требованиями в области дошкольного образования;
• «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» в редакции от 12 сентября 2008 г.;
• разделом «Дошкольное образование» документа «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики»;
• концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
Рассматриваемая программа выстраивается в соответствии с логикой развития отдельно взятого ДОУ, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков - родителей (законных представителей). Ее назначение заключается в мотивированном обосновании содержания образовательного процесса.
Новая «Образовательная программа ДОУ» должна соответствовать определенным принципам:
• следовать идеям концепции развивающего образования;
• сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно отвечать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и предусматривать возможность реализации в массовой практике дошкольной подготовки);
• соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, способствовать формированию необходимых для их дальнейшего развития знаний, умений и навыков;
• строиться с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и потенциалом, а также возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
• основываться на комплексно-тематическом построении образовательного процесса;
• способствовать решению программных образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных мероприятий в соответствии с особенностями дошкольного образования;
• предусматривать использование в образовательном процессе адекватных возрасту (в данном случае игровых) форм работы с детьми.
Сотрудники нашего научного объединения принимают активное участие в реализации идей доклада «Российское образование -2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» и проекта «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики», а также федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В этих документах определены обязательные образовательные области и их основные задачи, в частности представлены программы повышения квалификации руководящих работников системы дошкольного образования, руководителей ДОУ и их заместителей (старших воспитателей), педагогов / воспитателей. Перечень программ включает:
• изменения в действующем законодательстве в части федеральных государственных требований (ФГТ) в сфере дошкольного образования;
• особенности разработки «Инновационной программы развития ДОУ»;
• особенности разработки «Образовательной программы ДОУ в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ)»;
• особенности разработки концепции желаемого будущего ДОУ;
• управление качеством образовательного процесса, соответствующее ФГТ (понятия, цели, инструментарий);
• реализацию комплекса целей, связанных с обучением, воспитанием и развитием детей в современном дошкольном учреждении;
• модернизацию технологий дошкольного образования в соответствии с ФГТ;
• тезаурус ключевых терминов и понятий в современном дошкольном образовании.
В настоящее время осуществляется научно-исследовательская работа по направлениям, обозначенным в документе «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» (раздел «Дошкольное образование»):
1) система раннего развития детей (от 0 до 3 лет);
2) создание специальных служб педагогической поддержки раннего семейного воспитания;
3) разработка целевой программы сопровождения детей из семей группы риска;
4) методика выявления и развития одаренных детей;
5) выявление возможных трудностей в развитии детей;
6) организация предшкольного образования детей в ДОУ;
7) развитие креативности, способностей к поиску знаний у дошкольников;
8) реализация технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей в ДОУ.
Пути реализации идей, заложенных в указанном документе и в «Федеральных государственных требованиях», рассмотрены нами в учебно-методическом комплекте, состоящем из разделов: педагогическая инноватика в ДОУ инновационного типа; модульная программа базового повышения квалификации педагогов/воспитателей; основные понятия инноватики; гуманизация дошкольного образования; мастерство и профессионализм воспитателя; профессиональный стандарт педагогической деятельности педагога/воспитателя; рефлексивное управление образовательным процессом в ДОУ и др.
Непосредственно в филиале осуществляется повышение квалификации заведующих и заместителей ДОУ по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджмент в дошкольном образовании», включающей общепрофессиональные, специальные, специальные факультативные (по выбору слушателей) модули; модули специализации, индивидуальной работы, входного и выходного контроля, дипломную (выпускную аттестационную) работу слушателей.
В обязательном минимуме содержания программы описаны шаги, обеспечивающие успешность трансляции (диссеминации) инновационного педагогического опыта: определение субъектов
трансляции; выявление ее объектов; выбор форм и обозначение этапов распространения педагогического опыта. Обучение руководителей дошкольных учреждений состоит:
• из знакомства с новыми подходами, оригинальными концепциями, конструктивными технологиями разработки и реализации «Образовательной программы ДОУ»; способами выявления и решения (преодоления) основных проблем, вопросов, возникающих у заведующих или их заместителей при создании и внедрении данной программы;
• приобретения навыков сетевого взаимодействия с участниками виртуального мастер-класса;
• рефлексии основных терминов инноватики, прежде всего педагогической в области дошкольного образования; социокультурных и образовательных императивов, а также методологических, теоретических, правовых и методических основ функционирования и развития ДОУ;
• рассмотрения особенностей проблемно-ориентированного анализа деятельности ДОУ; специфики стратегии его дальнейшего развития; проблем практического проектирования;
• изучения исходных положений рефлексивно-гуманитарной психологии, рефлексивно-системной акмеологии, рефлексивно-де-ятельностной педагогики как основы для генерирования новых знаний и стимулирования инноваций в ДОУ; универсальной системы показателей деятельности учреждения как инструмента совершенствования деятельности;
• развития ключевых инновационных компетенций, профессионально-педагогической компетентности.
Хорошо известно, что главное в трансляции любого опыта, в том числе педагогического, - донести до адресата идею, организующую весь процесс деятельности. При распространении инновационного опыта важно объяснить сущность современного педагогического процесса, показать новизну внедрений, обозначить условия использования новшеств на практике.
Философ Блез Паскаль когда-то заметил, что «только кончая задуманное..., мы уясняем себе, с чего нам следовало его начать». Данное утверждение, на наш взгляд, можно распространить и на освоение программы «Менеджмент в дошкольном образовании».
Ученые, занимающиеся гносеологией, считают: если вы хотите в чем-либо разобраться, понять и усвоить самое основное, существенное, то прежде всего необходимо обратиться к трем вопросам: Что? Зачем? Как? Ответ на первый из них предполагает определение предмета обсуждения или изучения: о чем будет идти речь, о каком явлении или объекте; ответ на второй - для чего мы изучаем тот или иной предмет, либо модуль, либо учебный элемент. Последний вопрос предназначен для выяснения, каким образом, какими способами будет достигнута поставленная цель.
Следуя подобной логике, А. П. Хилькевич подчеркивал, что познание, моделирование и практическое преобразование составляют стержневую функциональную триаду, функциональное ядро человеческой деятельности. Эта триада является прямым отражением таких человеческих потребностей, как знать, что есть; знать, что нужно; знать, как это нужное можно получить практически в наличествующих условиях. На основе данного подхода нами был разработан ряд мастер-классов, цель которых - трансляция инновационного опыта создания и реализации «Образовательной программы ДОУ». Были выделены два среза, или слоя, мастер-классов:
• предметный, отражающий то, что нужно познать, смоделировать, практически преобразовать;
• рефлексивный, содержащий ответы на вопросы «как?», «каким образом?» по трем основным составляющим структуры рефлексии:
- как подготовить, организовать, мобилизовать себя - субъекта деятельности, субъекта решения проблемы?
- каким образом действовать, где и как искать решение проблемы?
- как оценивать текущие итоговые результаты и как на них реагировать, какие дополнительные, коррегирующие действия выполнить?
Такой подход к развитию ключевых инновационных компетенций, профессионально-педагогической компетентности руководителей дошкольных учреждений, учитывающий рефлексию как деятельностную функцию, не только позволяет конкретизировать структуру требующих решения острых проблем, но и актуализиру-
ет вопросы об информационной «среде обитания» работников ДОУ, их непосредственном информационном «окружении», или о том, что порой называют «пространством задачи».
Литература
1. Дюков В. М. Педагогическая инноватика в МДОУ инновационного типа: моногр. М.: Междунар. издат. дом «LAP LAMBERT Academic Publishing» (Германия), 2012. 230 с.
2. Дюков В. М., Стенникова Л. С., Труш Е. В. Этапы и фазы в развитии ДОУ инновационного типа / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 6. С. 16-21.
3. Дюков В. М, Семенов И. Н., Шайхутдинова Р. В. Рефлексивный коучинг: концепты, технологии, программы. Красноярск: Красноярск. писатель, 2010. 360 с.
4. Дюков В. М., Семенов И. Н., Шайхутдинова Р. В. Рефлек-сивно-деятельностная педагогика: учитель для «Новой школы». Красноярск: Красноярск. писатель, 2010. 320 с.
5. О концептуальных подходах к разработке федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования в соответствии с федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ: заседание экспертного совета по дошкольному образованию Комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по образованию 11 сентября 2008 г. / Дошкол. образование. Ин-т стратег. исследований в образовании Рос. акад. образования. [Электрон. ресурс]. URL: http://do.isiorao.ru/news/index.php? news=2324.
6. О концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части, касающейся дошкольного образования: материалы заседания Ученого совета ИСИО РАО 4 апреля 2008 г. / Ин-т стратег. исследований в образовании Рос. акад. образования. [Электрон. ресурс]. URL: http: //do.isiorao.ru/news/index.php? SECTION_ID-=277.
7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: утверждены приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 г. № 655, регистр. номер 16299 от 08.02.2010 г. Министерства юсти-
ции РФ / Дошкол. образование. Ин-т стратег. исследований в образовании Рос. акад. образования. [Электрон. ресурс]. URL: http: / / do.isiorao.ru / document/fgt.php.
8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: цели, содержание, пути реализации: консультац. семинар Ин-та стратег. исслед. в образовании Рос. акад. образования (ИСИ РАО) 20-22 апреля 2011 г. / Дошкол. образование. Ин-т стратег. исследований в образовании Рос. акад. образования. [Электрон. ресурс]. URL: http://do.isiorao.ru/news/index.php? news=2833.
9. Федина Н. В. О концептуальных подходах к разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / / Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. Т. 1. С. 10-20.