СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 35.072.3
ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ТРИПАРТИЗМА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
© 2012 г. А.Н. Радченко
Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006, [email protected]. ги
The Institute for Retraining and Increase in the Qualification of the Instructors of the Humanitarian and Social Sciences of Southern Federal University, Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don, 344006, sppkaf-ippk@yandex. ru
Рассматривается происходящий на современном этапе процесс трансформации системы трипартизма в Ростовской области. Дается ее анализ с точки зрения трансформации интересов различных сторон системы трипартизма и социальных последствий их стратегий в сфере трудовых отношений на материале Ростовской области.
Ключевые слова: социальная ответственность, профессиональные союзы, работодатели.
The author studies the process of transforming of the tripartism (three-party) system in Rostov region occurring at the present stage. Considering this issue, the author gives the analysis in terms of transformation of interests of different sides of tripartism and social impact of their strategies in the field of labor relations on the material of Rostov region.
Keywords: social responsibility, trade unions, employers.
Новый этап в развитии социального партнерства в Ростовской области можно отсчитывать с 2001 г., когда в системе региональных органов государственной власти назрела убежденность в необходимости появления эффективно действующей, обладающей легитимным статусом стороны социального партнерства, представляющей работодателей, чтобы окончательно завершить формирование трипартистской системы в регионе. Эта тенденция получила всероссийское распространение еще в начале 2000-х гг., благодаря активизации соответствующих мер на федеральном уровне.
К примеру, еще в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 - 2008 гг. одним из направлений совершенствования социального диалога в среднесрочной перспективе называлось создание новых форм взаимодействия между государством, бизнесом и обществом. В документе особенно подчеркивалось, что новые институты социального партнерства должны строиться таким образом, чтобы повышать в российском обществе уровень доверия всех субъектов экономической и политической жизни друг к другу [1].
Эксперты международной организации труда (МОТ) определяют социальное партнерство (трипар-тизм) как механизм, посредством которого предприниматели, представители трудящихся и правительства разрабатывают комплекс согласованных и многосторонних действий для решения всех важнейших вопросов экономической и социальной политики в национальном масштабе путем поиска компромиссов [2].
На региональном уровне среди причин, способствовавших развитию трипартизма в Ростовской области, можно выделить две основные. С одной стороны, в начале 2000-х гг. заканчивался срок действия очередного трехстороннего соглашения. Областная Торгово-промышленная палата (ТИП), номинально присутствуя среди его подписантов от имени работодателей, практически устранилась от работы по реализации и анализу его выполнения членами палаты, не говоря об остальных руководителях предприятий, не состоящих в ТИП. Кроме того, в руководящем составе палаты произошли кадровые изменения. Вместо Г.Г. Мартиросовой президентом стал бывший мэр г. Новочеркасска Н.И. Присяжнюк.
Другой косвенной причиной оживления работы, направленной на развитие социального партнерства, стало структурное объединение в ведении заместителя губернатора области по социальным вопросам А.И. Бедрика, являвшегося по совместительству координатором областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, всех служб, за это отвечающих.
В процессе переговоров по созданию легитимной стороны трипартистских отношений в Ростовской области руководство ТПП отказалось принимать на себя какие-либо социальные обязательства, ссылаясь на их отсутствие в уставных целях и задачах.
Новую посткризисную тенденцию, связанную с усилением роли социальной ответственности бизнеса и активным вовлечением его в систему договорных отношений социального партнерства, оперативно
уловил руководитель регионального отделения Российского Союза промышленников и предпринимателей (РС'1 III) В.Г. Передерий. В его понимании критерием социальной ответственности для бизнеса должен быть баланс между экономической целесообразностью и социальной приемлемостью его ведения. Бизнес является основным источником создания национального продукта, инноваций и занятости, и, одновременно, он является частью гражданского общества. В этой связи социальная ответственность работодателей - это добровольная реакция делового сообщества на современный порядок.
Речь идет прежде всего не столько о корпоративном альтруизме работодателей лишь перед своими работниками, ярким проявлением которого может служить патерналистская позиция основателя японской компании «Sony» А. Морито. Безусловно, забота о собственных работниках также является необходимым элементом корпоративной социальной ответственности. Однако цели и задачи по настоящему социально ответственного собственника выходят далеко за пределы узкопроизводственных интересов.
Это направление можно назвать «теорией разумного эгоизма», исходя из которой, финансируя социальные программы, компания сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивую прибыль.
В максимально короткие сроки была проведена большая организационная работа, задействован административный ресурс, в том числе и на муниципальном уровне, получена поддержка Генерального директора Координационного Совета объединений работодателей России (КСОРР) О.В. Еремеева.
В результате за полгода удалось создать то, что не получалось целое десятилетие. 27 июля 2001 г. на конференции промышленников и предпринимателей региона при самом непосредственном и деятельном участии губернатора области В.Ф. Чуба был образован Союз работодателей Ростовской области (СРРО).
Принявший участие в работе конференции О.В. Еремеев очень высоко оценил значимость этого события для дальнейшего активного развития системы трипар-тизма не только в области, но и в целом для Российской Федерации. По его мнению, по-настоящему легитимное, объединяющее в своих рядах широкие слои работодателей, пользующееся авторитетом и поддержкой как органов власти, так и профессиональных союзов региональное объединение работодателей было создано на Дону одним из первых в стране.
Именно поэтому президент СРРО В.Г. Передерий, единственный из региональных лидеров объединений работодателей вошел в исполком РСПП, а впоследствии стал исполнительным его вице-президентом.
Главной целью СРРО было заявлено представление интересов и защита прав своих членов во взаимоотношениях с органами государственной власти области и местного самоуправления, профессиональными союзами и их объединениями на принципах социального партнерства [3].
Среди основных задач нового союза первоочередными были названы:
- формирование согласованной позиции членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и отстаивание ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления;
- согласование с другими объединениями работодателей позиции СРРО по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
- участие в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально -трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;
- внесение в установленном порядке предложений о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участие в их разработке;
- принятие в установленном порядке и участие в реализации мер по обеспечению занятости населения, развития рынка труда и подготовки кадров [3].
В состав нового союза вошло большинство руководителей крупных предприятий, ассоциаций и объединений работодателей области, таких как ОАО «Рост-сельмаш», «Ростпромстройбанк», РВПК «Роствер-тол», НПО «Новочеркасский электровозостроительный завод», «Новочеркасский электродный завод», «Белокалитвинское металлургическое производственное объединение», «Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик"», ОАО «Таганрогский металлургический завод "Тагмет"» и др. В качестве коллективного члена в состав СРРО вошла и ТПП, руководство которой слишком поздно осознало упущенные дивиденды от своего отказа возглавить эту работу.
С самого момента своего возникновения СРРО активно включился в работу по подготовке нового соглашения между Администрацией области, Федерацией профсоюзов и Союзом работодателей на 2002 -2004 гг., чего не было ранее. В ходе многочисленных обсуждений проекта соглашения в работодательской среде в адрес рабочей группы по его разработке поступило большое количество предложений и замечаний.
Осознание неизбежности своей активной роли в набирающей силу трипартистской системе не было локальным феноменом исключительно Ростовской области. Постепенно в этот эволюционный процесс включалось все больше участников по всей стране.
Так, по мнению А. Сафонова, с 1998 г. (с началом периода стабилизации социально-экономического развития) и особенно после 2000 г., когда в России обозначились первые признаки экономического подъема, не только в обществе, но и у бизнеса возникло
осознание того, что социальный диалог действительно необходим и что он должен затрагивать такие животрепещущие темы, как занятость, заработная плата, объем потребления и т.д. [4].
После серьезных финансовых потрясений конца 90-х гг. государство также во многом переосмыслило свою роль в системе социального партнерства - от административно-командной до ответственно-партнерской.
Органы власти все больше стали сосредотачивать свои усилия на реализации задач, стоящих перед гражданским обществом, - повышении уровня материального благосостояния граждан, борьбе с бедностью и т.п., а не только к апелляции к своим социальным партнерам. Кроме того, решая эти первоочередные для граждан задачи, государство стало активно вступать в социальный диалог со всеми его участниками. Это не могло не отразиться на качестве областного трипар-тистского сотрудничества, превратив его из формальности в нечто реально действующее.
Вместе с тем в обществе бытовало расхожее мнение о том, что глубокие противоречия между трудом и капиталом, в центре которых - оплата труда, не дают возможности говорить о реальном социальном партнерстве. Профсоюзы и в их лице всех наемных работников не устраивали крайне низкие темпы роста заработной платы. Так, по состоянию на 2000 г. среднемесячная заработная плата в номинальном выражении составляла в Ростовской области 1381 р. По этому показателю область занимала последнее место в ЮФО. Для сравнения средний размер пенсий в том же году равнялся 785 р.
Об этом же говорят и данные социологических исследований. К примеру, частотные распределения основных вопросов, беспокоящих население Ростовской области, определили низкий уровень зарплат как одну из наиболее острых для граждан проблем. Распределения были получены на основе обработки данных социологического опроса, проведенного в сентябре - октябре 2005 г. во всех муниципальных образованиях области [5].
Объяснить это можно недостаточной степенью развития взаимодействия сторон в рамках социального партнерства в рассматриваемый период времени. Данный процесс носит объективный характер и обусловлен, по мнению Ф.И. Гайнуллиной, уровнем развития общества, степенью его экономической и политической зрелости, а также развития демократизма, социального и правового характера государства, степенью развития, сплоченности и силы объединений как работников, так и работодателей [6]. Большинство из указанных условий в последнем десятилетии про-
Поступила в редакцию
шлого века на территории Ростовской области еще не были в полной мере сформированы.
Вместе с тем первые попытки создания региональной системы социального партнерства на принципах трипартизма в 90-х гг. прошлого века способствовали формированию действенной модели социального партнерства в трудовых отношениях в начале 2000-х гг. и ее современной трансформации в условиях, когда необходимо реагировать на последствия экономического кризиса.
Кроме того, если по всем остальным вопросам разброс актуальности проблемы для респондентов варьировался весьма широко, доходя в отдельных муниципальных образованиях до 0 %, то проблема низкого уровня заработной платы нигде не опустилась в своей актуальности ниже 40 %.
Именно поэтому меры, направленные на повышение оплаты труда, стали постоянно присутствовать в повестке дня взаимодействия сторон социального партнерства и составлять основу одного из важнейших разделов областного Трехстороннего соглашения между Администрацией Ростовской области, Федерацией профсоюзов и Союзом работодателей. К примеру, разд. III в документе на 2008 - 2010 гг. называется «Оплата труда и уровень жизни населения области».
Анализ вопросов, выносимых на повестку дня основного механизма реализации областной политики трипартизма - Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Ростовской области, свидетельствует, что поиск путей повышения заработной платы различным категориям работников является приоритетным направлением совместных консультаций сторон социального партнерства.
Литература
1. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 - 2008 годы. URL: http://newsruss.ru/doc/index.php (дата обращения: 26.03.2012).
2. Катальников В.Д. Профессиональные союзы в современной России. Ростов н/Д, 2005. С. 178.
3. Официальный сайт Союза работодателей Ростовской области. URL: http://www.srro.ru/purposes.htm (дата обращения: 25.02.2012).
4. Российская модель социального партнерства: перспективы развития // Человек и труд. 2007. № 4.
5. Каталог социально-бытовых вопросов и проблем, беспокоящих население муниципальных образований Ростовской области (часть вторая). Ростов н/Д, 2005.
6. Гайнуллина Ф.И. Политические аспекты социального партнерства в России. М., 2001. С. 4.
6 марта 2012 г.