УДК 328.18
Великанов Александр Петрович
Velikanov Alexander Petrovich
ПРИНЦИПЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В СИСТЕМЕ ТРИПАРТИЗМА
PRINCIPLES OF GOVERNMENTAL PARTICIPATION IN THE SYSTEM OF TRIPARTISM
Аннотация:
Summary:
Производится анализ сущности трипартизма с точки зрения политической науки. Предлагается авторская дефиниция термина «трипартизм». Рассматриваются основные принципы государственного участия в системе трипартизма современной России. Демонстрируется значимость усиления инкорпорации государства в систему трипартизма.
The article analyzes the main points of tripartism in the context of the political science. The author presents an original definition of the tripartism, considers the basic principles of the government’s participation in the tripartism system in the contemporary Russia, and substantiates the significance of the state incorporation into the tripartism system.
Ключевые слова:
государство, социальное партнерство, трипартизм, социальная политика, интересы, кризис.
Keywords:
state, social partnership, tripartism, social policy, interests, crisis.
Изучение различных аспектов социального партнерства занимает существенное место в теоретическом анализе, являясь объектом пристального внимания общественных наук. В последнее время все большую актуальность приобретают исследования социального партнерства, проводимые в рамках отечественной политической науки, что обусловлено процессами построения гражданского общества и социального государства в нашей стране. Хотя в период своего становления социальное партнерство было скорее моральной установкой, то сейчас оно рассматривается как социально-политическая технология, обеспечивающая более высокое качество жизни и конкурентоспособность тому сообществу, которое научилось ее правильно использовать [1]. Существует огромное количество дефиниций социального партнерства, однако цель его в большинстве пониманий едина - согласование интересов труда и капитала (нередко при участии государства) с целью достижения максимальной общественной полезности.
Модели социального партнерства, сложившиеся в развитых государствах, различны. Модель, получившую распространение в России, Дании, Голландии, Норвегии, Финляндии, Швеции, принято именовать трипартизмом. Особенностью трипартизма, отличающей его от других моделей социального партнерства, является то, что государство в этой системе принимает на себя роль субъекта социального партнерства при подписании соглашений по вопросам регулирования оплаты и условий труда, занятости населения, социальной защиты либо регулярно проводит консультации с союзами работников и работодателей по данным вопросам.
Нами предлагается определение трипартизма как институционализированного взаимодействия представителей трудящихся, бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам регулирования общественно-трудовых отношений, ориентированного на согласование индивидуальных интересов с целью достижения максимальной социальной полезности.
Все более обсуждаемым становится вопрос о пределах вмешательства государства в функционирование института трипартизма [2]. На наш взгляд, решение этого вопроса необходимо начинать с обозначения и исследования основных принципов государственного участия в системе трипартизма, являющих собой базисные идеи, определяющие содержание взаимодействия государства с иными субъектами социально-партнерских отношений и условия деятельности государства по развитию системы трипартизма.
В законодательной практике и научной литературе принципы участия государства в системе трипартизма не отделяются от общих принципов социального партнерства. Указанные принципы впервые были декларированы в Уставе Международной организации труда в 1919 г. Проанализируем основные принципы социального партнерства с точки зрения государственного участия в системе трипартизма.
1. Принцип равноправия сторон. Данный принцип означает, что как государство, так и бизнес, и трудящиеся должны быть представлены наравне в любых органах трипартизма и за-
прещает любые проявления дискриминации, либо, напротив, создание преимуществ в отношении противоположной стороны взаимодействия.
2. Принцип уважения и учет интересов сторон. Разнонаправленность интересов работника и работодателя следует из самой природы трудовых отношений. Вместе с тем действенная система трипартизма в любом случае должна быть нацелена на взаимовыгодное конструктивное разрешение возникающих между сторонами противоречий.
3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. Названный принцип направлен на обеспечение интересов всех сторон отношений социального партнерства и общества в целом и подразумевает организующий характер коллективно-договорных отношений в условиях разнонаправленности интересов субъектов. При этом результат взаимодействия может и должен быть выгоден всем сторонам. Последнее касается и государства, поскольку создание гарантий удовлетворения интересов работников и работодателей создает предпосылки взаимного согласия и экономической эффективности на макроуровне.
4. Содействие государства в развитии социального партнерства на демократической основе. Этим принципом, с одной стороны, закрепляется особая роль государства как участника и арбитра в системе трипартизма, с другой стороны, демократический характер партнерских отношений сторон.
5. Полномочность представителей сторон. Под полномочием понимается официальное предоставленное право или обязанность в определенной сфере деятельности, иногда - право одного лица действовать от имени и в интересах другого лица. Принцип предполагает обязательность наделения представителей сторон необходимыми правами для ведения коллективно-договорного процесса. Этот принцип также обеспечивается созданием добровольных представительных организаций предпринимателей и трудящихся, пользующихся правом на ведение коллективных переговоров.
6. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Указанным принципом декларируется независимость субъектов социального партнерства в выборе вопросов, выступающих предметом коллективных переговоров. Практически это создает дополнительную возможность расширения круга взаимовыгодных положений, включаемых в коллективные договоры.
7. Добровольность принятия обязательств. Данный принцип означает то, что третьи лица не вправе принудить субъекта социального партнерства к принятию решения, которое должно приниматься в партнерском порядке. Этот принцип позволяет оспорить обязательства, принятые представителем стороны участника переговоров при оказании на него незаконного давления.
8. Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами. От выполнения данного принципа во многом зависит действенность и эффективность реализации достигнутых соглашений. Государству, реализуя данный принцип, не следует предъявлять сторонам требований, заведомо невыполнимых либо серьезно ущемляющих интересы какой-либо из сторон.
9. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. В отсутствии этого принципа не имело бы смысла в существовании всей системы трипартизма. В данном случае речь идет о выполнении не любых обязательств, а лишь добровольно принятых обязательств, эффект от выполнения которых принесет сторонам в той или иной мере взаимовыгодные результаты. На названном принципе базируется принцип ответственности за невыполнение коллективных договоров, соглашений. Государство же призвано обеспечивать следование данному принципу.
10. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. Практическая реализация данного принципа важна для успешного функционирования всей системы социального партнерства и в первую очередь, для упреждения злоупотреблений при реализации коллективных договоров и соглашений со стороны работодателей.
11. Ответственность за невыполнение коллективных договоров, соглашений. Названный принцип закрепляет наличие санкций, обязательность мер реагирования по всем фактам нарушения договоров либо соглашений, достигнутых в результате трипартистского взаимодействия. Формально он реализуется, как указано выше, в виде установления государством административной ответственности за нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению.
Безусловно, все указанные принципы должны соблюдаться государством как участником социально-партнерского взаимодействия, что позволяет отнести их к принципам государственного участия в системе трипартизма. Специфика правовой регламентации и практической деятельности современного государства в сфере регулирования социально-трудовых отношений предполагает, что оно не только является одной из сторон трипартизма, но и гарантом его эффективности. Российская Федерация, являясь, социальным государством, по крайней мере, конституционно-провозглашенным [3, ст. 7], обязана создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, посредством проведения активной социальной
политики, поступательного развития социальной рыночной экономики, направленной на стабильное обеспечение высокого уровня жизни населения. В связи с этим государственное участие в системе трипартизма должно строиться также и на основе принципов социальной политики, проводимой государством:
- принципа гуманизма, реализуемого с учетом признания и уважения общечеловеческих ценностей, характеризующегося вниманием к проблемам населения;
- принципа социальной справедливости, обеспечивающего равенство возможностей индивидов по участию в трудовой деятельности, достойную оплату труда в соответствии с его количеством и качеством, недопущение чрезмерной поляризации в распределении доходов, рациональное применение позитивных способностей людей;
- принципа демократизма выработки решений - всемерного вовлечения населения в процессы принятия социально-политических решений, учет общественного мнения в ходе выработки и утверждения законодательных и иных нормативных актов по вопросам социальной политики;
- принципа адресности - предоставления социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах и др.
Наиболее важным и в то же время наиболее трудно реализуемым принципом участия государства в системе трипартизма мы считаем принцип социальной справедливости, корреспондирующий с интересами большей части общества. С другой стороны, хотелось бы подвергнуть сомнению принцип добровольности участия и принятия обязательств в рамках трипартизма. Будучи реализованным в современных условиях, он предполагает добровольность лишь одной из сторон - работодателя, который не имеет права отказаться от переговоров, но и не имеет обязанности по заключению коллективного договора с работниками.
В заключение необходимо отметить, что развитие системы трипартизма является важным направлением внутренней политики любого современного социального государства, позволяющим достичь высокой степени гармонизации общественных интересов. В условиях экономических кризисов значимость трипартизма возрастает, усиливается роль государства как одной из его сторон. Так, мировой финансово-экономический кризис, разрушительное влияние которого коснулось и России, обострил большое количество проблем и противоречий социального плана. По мнению председателя комитета Государственной Думы по труду и социальной политике А. Исаева, кризис показал, что единственным путем решения проблем безработицы, массовых сокращений персонала является социальное партнерство [4]. В данном случае государству необходимо придерживаться исследованных нами системообразующих принципов, чтобы избежать двух крайностей -самоустранения от решения наиболее острых проблем и чрезмерного патернализма. Решение целого ряда актуальных проблем, стоящих перед российским государством, в том числе преодоление негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, обеспечение инновационного развития национальной экономики, улучшение социального положения населения, должно сопровождаться координацией действий всех субъектов социально-трудовых отношений при активном участии государства в системе трипартизма.
Ссылки:
1. См.: Сухарев М.В. Эволюционное управление социально-экономическими системами. Петрозаводск, 2008.
2. См.: Перегудов С.П. Трипартистские институты на Западе и в России: проблемы обновления // ПОЛИС. 2007. № 3. С. 78-90 ; Осипов Е.М. Особенности становления социального партнерства в современной России // Социология власти. 2010. № 2. С. 190-195.
3. Конституция Российской Федерации (1993). Офиц. текст. М., 2001.
4. Требуется работа. URL: http://www.1tv.ru/sp/si=5691&fi=2092 (дата обращения: 03.07.2012).
References (transliterated):
1. See: Sukharev M.V. Evolyutsionnoe upravlenie sotsial'no-ekonomicheskimi sistemami. Petrozavodsk, 2008.
2. See: Peregudov S.P. Tripartistskie instituty na Zapade i v Rossii: problemy obnovleniya // POLIS. 2007. № 3. P. 78-90 ; Osipov E.M. Osobennosti stanovleniya sotsial'nogo partnerstva v sovremennoy Rossii // Sotsiologiya vlasti. 2010. № 2. P. 190-195.
3. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (1993). Ofits. tekst. M., 2001.
4. Trebuetsya rabota. URL: http://www.1tv.ru/sp/si=5691&fi=2092 (date of access: 03.07.2012).