ми для определения эффективности проблемно-ориентированной психокоррекции, выступили:
- повышение уровня ответственности;
- расширение круга социальных связей;
- повышение субъективной оценки общительности;
- повышение адаптивности и нервно-психической устойчивости;
- повышение стрессоустойчивости;
- формирование способности устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе.
Кроме того, необходимо отметить и эффективность проблемно-ориен-
тированной психокоррекции как средства повышения социальной адаптивности для лиц, обратившихся с жалобами невротического плана и не желающих обсуждать личностную проблематику в группе.
Литература
1. АлександровАА. Современная психотерапия: курс лекций. — СПб., 1997.
2. Гуманистическая психология // Иностранная психология. — 1993. — № 1. — С. 7-38.
3. Рыбников В.Ю, Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. — СПб., 2010.
4. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. — М., 1994.
5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб., 1998.
6. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия. — СПб., 1991.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАТРУДНЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ПРАВОМ БЕСКОНВОЙНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
А. Н. Михайлов
Аннотация: в статье описываются сложности, с которыми сталкиваются осужденные при бесконвойном передвижении. Сравниваются мнения осужденных и сотрудников исправительных учреждений относительно бесконвойного передвижения.
Ключевые слова: молодежный возраст, бесконвойное передвижение.
The summary: this article describes the difficulties faced by prisoners having the right of non-convoy movement. The prisoners opinions are compared with the points of views of prison officers regarding non-convoy movement.
Keywords: young ages, non-convoy movement.
В настоящее время в местах лишения свободы содержится значительная часть осужденных мужского пола (около 45,8 %) в возрасте от 18 до 30 лет, которые относятся к лицам молодежного возраста [6]. Они, как правило, характеризуются устойчивым отрицательным поведением, но в силу возрастных особенностей обладают социальной зрелостью, достаточным физическим и умственным потенциалом, то есть еще «не закрыты» для ресоциализации [1].
В связи с этим данная категория осужденных наиболее часто востребована для бесконвойного передвижения (даже при учете их предрасположенности к деструктивным проявлениям). Бесконвойное передвижение в УИС прежде всего является средством обеспечения производственно-хозяйственной деятельности за пределами исправительного учреждения, а не мерой поощрения, несмотря на появление у осужденных дополнительных прав и свобод. Также подчеркивается необходимость всестороннего изучения личности при предоставлении права бесконвойного передвижения, поскольку в противном случае можно спровоцировать побег осужденного или иное противоправное поведение с его стороны.
На 1 января 2010 г. среднесписочная численность осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, составляет 3430 человек. За нарушение установленного порядка отбывания наказания 345 осужденных были лишены этого права, что составляет около 10 %. Привлечено к уголовной ответственности 33 осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя [2]. Статистика указывает, что бесконвойное передвижение в некоторых случаях приводит к деструктивным личностным трансформациям, несмотря на все мероприятия, связанные с отбором осужденных к данным условиям пребывания и предоставлением ряда прав и свобод, уменьшающих негативные социально-психологические влияния, характерные для среды осужденных.
В связи с этим изучение мнений осужденных, пользующихся правом бесконвойного передвижения, об отношении к новому статусу и трудностях при
реализации предоставленной им пенитенциарной льготы, а также об осведомленности сотрудников учреждений об особенностях и путях просоциальной трансформации личности данной категории осужденных становится актуальным для разработки мер профилактики негативных тенденций, проявляющихся в указанных условиях содержания. Нами было проведено анкетирование 104 осужденных данной категории, находящихся в исправительных колониях строгого режима УФСИН по Кировской, Вологодской и Архангельской областям, а также экспертный опрос 36 сотрудников, осуществляющих с ними социальную, психологическую и воспитательную работу.
При проведении опроса осужденных в первую очередь нас интересовало их отношение к получению статуса «бес-конвойника» и к возникающим при этом субъективным трудностям (табл. 1).
Из таблицы 1 видно, что основной причиной принятия решения выхода на бесконвойное передвижение, по мнению каждого второго испытуемого (58,7 %), является желание освободиться по условно-досрочному освобождению. Это может быть обусловлено «тюремным стрессом», испытываемым осужденными в местах лишения свободы, а также их желанием быстрее от него избавиться [1, 2, 6 и др.]. Каждый четвертый опрошенный осужденный (25 %) рассматривает бесконвойное передвижение как лучший вариант подготовки к жизни на свободе. Подобное восприятие предоставления права передвижения без конвоя вполне адекватно, так как его реализация дается, как правило, на этапе отбывания наказания, когда осужденные начинают реально обдумывать и пла-
Таблица 1
Распределение ответов осужденных на вопрос: «Что повлияло на Ваше решение выйти на бесконвойное передвижение?»
Основные причины принятия решения выхода на бесконвойное передвижение Количество ответивших, %
- желание освободиться по условно-досрочному освобождению 58,7
- подготовка к жизни на свободе 25,0
- овладение профессией 11,5
- желание работать 11,5
- вывод на бесконвойное передвижение по инициативе администрации учреждения без учета собственного мнения 8,7
- повышение своего авторитета 2,9
- не сложились взаимоотношения в отряде 1,9
Примечание: результаты более 100 %, так как разрешалось выбирать несколько вариантов ответа.
нировать свой дальнейший жизненный путь после освобождения.
Изучение особенностей адаптации осужденных к статусу «бесконвойника» показало, что наиболее сложным периодом нахождения на бесконвойном передвижении, по мнению большинства респондентов (75 %), является период от одного до шести месяцев. Однако вызывает беспокойство и тот факт, что не-адаптированность наблюдается после полутора лет у каждого десятого осужденного, пользующегося правом бесконвойного передвижения. Это ориентирует на углубленное психологическое изучение их личности, а также проведение с ними специальной психокоррек-ционной работы.
Данные анкетирования осужденных свидетельствуют о наличии разноплановых трудностей, с которыми они сталкиваются, находясь на бесконвойном передвижении (табл. 2).
Из таблицы 2 следует, что лишь каждый третий из опрошенных осужденных (34,6 %) не испытывает трудностей, находясь на бесконвойном передвижении.
В то же время значительная часть таких осужденных (40,4 %) испытывают трудности, выражающиеся в выполнении различного рода дополнительных работ. Как показали индивидуальные беседы с осужденными, это связано с тем, что до настоящего времени, выходя на бесконвойное передвижение, они помимо основной профессиональной деятельности привлекаются и к разного рода неоплачиваемым дополнительным работам, причем преимущественно в свободное от основной работы время (работы по разгрузке транспорта, устранение коммунально-бытовых неполадок и т. п.).
Пятая часть опрошенных осужденных (19,2 %) испытывают трудности, выражающиеся в повышенном контроле со стороны администрации. Это обусловлено тем, что предоставление им статуса «бесконвойника» вызвано производственной необходимостью, однако в силу особенностей их личности у администрации нет уверенности в том, что они не совершат побег или не станут нарушать установленные режимные требо-
Таблица 2
Распределение ответов осужденных на вопрос: «С какими трудностями Вы столкнулись, находясь на бесконвойном передвижении?»
Трудности, испытываемые осужденными на бесконвойном передвижении Количество ответивших, %
- различного рода дополнительные работы 40,4
- нет трудностей 34,6
- нахождение на грани между свободой и несвободой 20,2
- повышенный контроль со стороны администрации учреждения 19,2
- непрестижность бесконвойного передвижения среди осужденных 13,8
- невозможность адекватно планировать свою жизнь после освобождения 2,9
- соблазн нарушения установленных правил пребывания в ИУ (доступность алкоголя, наркотиков и т. д.) 2,9
- принуждение со стороны осужденных отрицательной направленности к содействию в противоправной деятельности 1,9
Примечание: результаты более 100 %, так как разрешалось выбирать несколько вариантов ответа.
вания. Кроме того, пятая часть опрошенных осужденных (20,2 %) испытывают трудности, выражающиеся в нахождении «на грани между свободой и несвободой». Дополнительные индивидуальные беседы с осужденными показали, что из-за возрастания степени свободы у ряда из них появляется соблазн нарушить установленные требования режима содержания, в связи с чем возникают сильные переживания.
Анализ данных, касающихся чувств и переживаний осужденных, позволяет констатировать, что почти каждый четвертый осужденный (23,1 %), находясь на бесконвойном передвижении, испытывает спокойствие, а каждый третий (31,7 %) не испытывает каких-то определенных чувств и переживаний. Это может быть связано с тем, что осужденные стали менее подвержены негативным социально-психологическим влияниям, характерным для среды осужденных. Вместе с тем выявление в исследовании наличия почти у каждого ше-
стого осужденного таких негативных чувств, как усталость (12,5 %) и безысходность (2,9 %), требует проведения дополнительного углубленного психодиагностического исследования.
В то же время возникающее психологическое напряжение при нахождении в условиях бесконвойного передвижения большинство осужденных предпочитают снимать в ходе трудовой деятельности, так как она дает возможность получать моральное удовлетворение и позволяет приобрести различные полезные для них социальные, профессиональные и иные навыки. Кроме того, почти каждый третий опрошенный осужденный (30,8 %) считает, что нахождение на бесконвойном передвижении позволяет отвлечься от факта лишения свободы, а около трети осужденных (30,8 %) не испытывают психологического напряжения.
Данные, полученные в ходе опроса и бесед с осужденными, свидетельствуют, что большинство из них, имея представление о связи статуса «бесконвой-
ника» с обеспечением производственно-хозяйственной деятельности за пределами ИУ, осознанно шли на это. Это подтверждается и более широким анализом практики деятельности исправительных учреждений, где осужденные, не желающие трудиться, не пытаются добиваться права бесконвойного передвижения. Однако окончательное решение всегда за администрацией учреждений, которое обычно основывается на наличии у осужденного определенных профессиональных умений.
С целью сравнения данных опроса осужденных молодежного возраста о возможных затруднениях, возникающих при использовании ими права бесконвойного передвижения, был проведен экспертный опрос сотрудников, осуществляющих социальную, психологическую и воспитательную работу с этой категорией осужденных в исправительных учреждениях строгого режима УФСИН по Кировской, Вологодской и Архангельской областям. При этом среди экспертов две трети (66,7 %) имеют возраст более 30 лет, каждый второй (52,8 %) со стажем работы свыше трех лет, подавляющее большинство с высшим образованием (88,9 %).
В рамках экспертного опроса мнения сотрудников ИУ относительно эффективности бесконвойного передвижения для исправления осужденных контрастно разделись на две группы: 52,8 % респондентов отметили эффективную роль бесконвойного передвижения в просоциальном влиянии на личность осужденных, а 47,2 % — не видят эффективного воздействия бесконвойного передвижения на исправление осужденных. Позиция первой группы сотрудников (сторонников) аргументирована
тем, что именно в данный период происходит активное формирование навыков социально приемлемого поведения, необходимого осужденным после освобождения. Сотрудники из второй группы (противники) считают, что нахождение на бесконвойном передвижении преимущественно обеспечивает производственно-хозяйственные потребности за пределами ИУ, а поэтому большинство осужденных стремятся к подобному статусу лишь с целью получения условно-досрочного освобождения и иного рода льгот, а это не обеспечивает осознанного развития ими мотивации и навыков социально-приемлемого поведения.
Экспертный опрос сотрудников исправительных учреждений показал, что постоянного внимания требуют осужденные как в возрасте от 18 до 25 лет (на это указали 45 % респондентов), так и в возрасте от 26 до 30 лет (42,2 %). Наличие акцентов по возрастным группам осужденных, возможно, связано с личным опытом сотрудников, в том числе не всегда позитивным, от взаимодействия с «бесконвойниками» — представителями указанных возрастных категорий. По мнению большинства сотрудников-экспертов (84,4 %), наиболее сложным периодом нахождения осужденных на бесконвойном передвижении является период от одного до шести месяцев, так как это время связано с их адаптацией к новым условиям жизнедеятельности. Следует отметить, что мнение сотрудников совпадает с мнением большинства осужденных. В связи с тем что в указанный период, согласно практике исправительных учреждений, имеется большая вероятность совершения со стороны «бесконвойни-
ков» дисциплинарных проступков, требуется создать психологически обоснованную систему мер контроля и исправительного воздействия.
В качестве основной причины, побуждающей выходить осужденных на бесконвойное передвижение, большинство сотрудников (91,7 %) называют наличие желания освободиться по условно-досрочному освобождению. Мнение сотрудников совпадает с мнением большинства осужденных. Однако более трети сотрудников (38,9 %) считают, что «вывод» осужденных на бесконвойное передвижение чаще происходит по инициативе администрации учреждения, но без учета их желания. При этом около трети сотрудников (30,6 %) связывают бесконвойное передвижение с наличием и стремлением осужденных к развитию новых профессиональных навыков.
На фоне приведенных мнений сотрудников о причинах, побуждающих осужденных выходить на бесконвойное передвижение, представляется недостаточно оцененной со стороны экспертов ориентация этой категории осужденных на подготовку к жизни на свободе (19,4 %) и реализацию ими стремления к повышению авторитета среди других осужденных (13,9 %). Это свидетельствует, на наш взгляд, о недооценке сотрудниками исправительных учреждений возможностей права на бесконвойное передвижение по выработке у осужденных профессиональных навыков и мотивации к просоциальному самоизменению.
По мнению сотрудников УИС, осужденные, находясь на бесконвойном передвижении, сталкиваются с различного рода трудностями. Каждый вто-
рой сотрудник-эксперт (47,2 %) отметил, что эти осужденные всегда переживают из-за повышенного контроля со стороны администрации учреждения. На наш взгляд, наличие такого контроля всегда надо тщательно объяснять осужденным, так как при увеличении степени свободы и подстрекательстве со стороны криминализованной части осужденных у них может возникнуть умысел на нарушение режима содержания или даже побег. В связи с этим еще до предоставления права бесконвойного передвижения особое внимание необходимо уделять изучению индивидуально-психологических особенностей личности осужденных и прогнозу их поведения в условиях нахождения без конвоя за территорией исправительного учреждения.
Среди данных экспертного опроса обеспокоенность вызывают результаты, свидетельствующие, что до сих пор с осужденными, находящимися на бесконвойном передвижении, достаточно редко проводятся мероприятия социального, психологического и воспитательного характера, причем по причине постоянной трудовой занятости данной категории осужденных (на это указало 40,2 % сотрудников). Значительное число опрошенных сотрудников (38,9 %) обратили внимание на низкую престижность бесконвойного передвижения среди осужденных, а треть сотрудников (33,3 %) посчитали, что многие осужденные находятся на «грани между свободой и несвободой». Кроме того, сотрудники-эксперты отметили трудности, связанные с перегрузкой указанных осужденных различного рода дополнительными работами (22,2 %), а также отсутствие у них возможности
адекватно планировать свою жизнь после освобождения (25 %).
Анализ данных экспертного опроса свидетельствует, что достаточно противоречивые мнения сотрудников существуют и относительно личностных изменений осужденных, пользующихся правом бесконвойного передвижения. Более трети сотрудников-экспертов (38,9 %), считают, что эти осужденные становятся более самозначимыми и спокойными, у них также наблюдается повышение целеустремленности (25,1 %), расширение круга интересов и терпеливости (по 22,2 %). Однако значительное число сотрудников-экспертов указали и на противоположные тенденции в изменении личности осужденных-бесконвойников: они стали раздражительными (25,9 %), замкнутыми (22,2 %), мнительными (8,3 %).
Итак, проведенное исследование позволяет констатировать, что позиция сотрудников по вопросам, касающимся влияния бесконвойного передвижения на эффективность исправления лиц, отбывающих наказания, расходится с мнением осужденных. Сотрудники исправительных учреждений не в полной мере осведомлены об особенностях мотивации и переживаний осужденных-бесконвойников. В связи с этим необходимо разработать систему психологического обеспечения работы с осужденными-бесконвойниками, в том числе базирующуюся на изучении индивидуально-психологических особенностей личности осужденных молодежного возраста и прогнозе их возможного поведения в условиях бесконвойного передвижения, а также по предупреждению деструктивных проявлений с их стороны под влиянием криминали-
зованной части осужденных. Одновременно в силу установленных особенностей психодинамики переживаний и трудностей адаптации у осужденных-бесконвойников считаем необходимым оказывать социально-психологическую помощь данной категории лиц, направленную на формирование в первую очередь социально приемлемых навыков и адаптивных форм поведения, поскольку бесконвойное передвижение является связующим звеном с предстоящим освобождением осужденных.
На основе проведенного исследования представляется важным рекомендовать сотрудникам различных служб исправительного учреждения при контроле и организации мер воздействия на осужденных молодежного возраста на бесконвойном передвижении ориентироваться на следующие моменты:
- наиболее психологически сложным периодом нахождения осужденных молодежного возраста на бесконвойном передвижении является период от одного до шести месяцев;
- «выход» на бесконвойное передвижение осужденными обусловлен прежде всего их желанием освободиться условно-досрочно, но без реализации целенаправленной исправительной работы с ними их личностные изменения могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер;
- в связи с тем что большинство осужденных-бесконвойников испытывают затруднения, связанные с повышенным контролем со стороны администрации ИУ, и на них оказывается влияние со стороны криминализированной части лиц, отбывающих наказания, требуется проводить с этой кате-
горией осужденных целенаправленную профилактико-разъяснительную работу и при необходимости оказывать им социально-психологическую помощь в просоциальном саморазвитии.
Литература
1. Деев В.Г. Социально-психологическая характеристика осужденных молодежного возраста и особенности их перевоспитания в ИТУ. — М., 1982.
2. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. — Тверь: ФБУ НИИИиПТ ФСИН России, 2010. — 250 с.
3. Сочивко Д.В. Психодинамика. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2007.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990.
5. Човдырова Г.С. Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчиво-сти личности в условиях социальной изоляции. — М., 2000.
6. http://www.fsin.su.
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОГНИТИВНОГО И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО МЕХАНИЗМОВ АКТУАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЙ ПРАВА У СТУДЕНТОВ
В. А. Столярова
Аннотация: в статье приведены результаты экспериментально-психологического исследования характера взаимосвязи когнитивного и ценностно-смыслового механизмов актуализации понятий права в ситуациях, имеющих правовой «вес». Разный уровень зрелости когнитивного и ценностно-смыслового механизмов, а также характер их взаимосвязи определяют продуктивность актуализации понятий права.
Ключевые слова: столкновение норм права и морали, простой и сложный правовой контекст, продуктивность актуализации понятий права, когнитивный и ценностно-смысловой механизмы воспроизведения понятий, уровень зрелости психологических механизмов актуализации понятий права.
The summary: in article results of experimentally-psychological research of character of interrelation cognitive and value mechanisms of actualization of law
concepts in the legal situations are described. Different level of a maturity cognitive and value mechanisms, and also character of their interrelation define efficiency of actualization of law concepts.
Keywords: collision of law norms and morals, a simple and difficult legal context, efficiency of actualization of law concepts, cognitive and value mechanisms of actualization of law concepts, level of a maturity of psychological mechanisms of actualization of law concepts.
В психологической науке повышается интерес к механизмам оценки принятия решения индивидом в ситуациях, имеющих правовой «вес». С одной стороны, гражданину следует соотносить собственные поступки с требованиями, предписаниями, нормами права; с другой — оценка ситуаций сферы действия права и выбор необходимого варианта поведения могут быть связаны с психологи-